Научная статья на тему '«Культурный туризм» как составляющая развития туриндустрии в Тюменской области'

«Культурный туризм» как составляющая развития туриндустрии в Тюменской области Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1334
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / ТУРИСТСКАЯ ПОЛИТИКА / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / TOURISM INDUSTRY / TOURISM POLICY / DOMESTIC TOURISM / THE TOURISM POTENTIAL OF CULTURAL TOURISM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Рыбъякова Татьяна Александровна, Горева Ольга Михайловна

Индустрия туризма одна из наиболее динамично развивающихся сфер мировой экономики. Эффективность развития туризма во многом зависит от инвестиционной политики, осуществляемой как в общегосударственном масштабе, так и в конкретном субъекте Федерации. Специфической особенностью российского туризма является его культурная направленность. Однако, характеризуя отечественные туристические ресурсы, следует отметить, что многие из них, обладая выигранными атрибутами экзотики и уникальности, проигрывают зарубежным аналогам в части доступности, уровня сервиса, безопасности, экологических параметров и цен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Cultural tourism” as a component of tourism industry in the Tyumen region

The tourism industry is one of the fastest growing areas of the world economy. Effectiveness of tourism development largely depends on the investment policy implemented in state scale, and in particular region. A specific feature of the Russian tourism is its cultural orientation. However, describing the domestic tourism resources, it should be noted that many of them, having the won attributes exotic and unique, losing foreign counterparts in terms of availability, service levels, safety, environmental parameters and prices.

Текст научной работы на тему ««Культурный туризм» как составляющая развития туриндустрии в Тюменской области»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 24 (353). Философия. Социология. Культурология. Вып. 34. С. 126-129.

Т. А. Рыбъякова, О. М. Горева

«КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ.» КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ РАЗВИТИЯ ТУРИНДУСТРИИВ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Индустрия туризма - одна из наиболее динамично развивающихся сфер мировой экономики. Эффективность развития туризма во многом зависит от инвестиционной политики, осуществляемой как в общегосударственном масштабе, так и в конкретном субъекте Федерации. Специфической особенностью российского туризма является его культурная направленность. Однако, характеризуя отечественные туристические ресурсы, следует отметить, что многие из них, обладая выигранными атрибутами экзотики и уникальности, проигрывают зарубежным аналогам в части доступности, уровня сервиса, безопасности, экологических параметров и цен.

Ключевые слова: индустрия туризма; туристская политика; внутренний туризм; туристский потенциал; культурный туризм.

В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся сфер мировой экономики. Она вносит значительный вклад в формирование валового внутреннего продукта, в обеспечение занятости населения и активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на различные ключевые отрасли экономики и является одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. По данным Всемирной туристической организации (ВТО), он использует примерно 7 % мирового капитала, с ним связано каждое 16-е рабочее место, на него приходится 11 % мировых потребительских расходов, и он дает 5 % всех налоговых поступлений. Стабильное развитие туризма в мире и его перспективы в будущем дают основание специалистами называть его «индустрией будущего». Однако в нашей стране отдача потенциально огромного рынка туристических услуг весьма скромна. Он используется всего лишь на 10-15 %. По данным Всемирной туристической организации (ВТО), ежегодно Россия теряет миллиарды рублей из-за неразвитости туристической отрасли. Россия могла бы принимать в год 70-80 млн иностранных туристов, что позволило бы существенно увеличить ежегодную прибыль от данной отрасли.

Сегодня для современного состояния отечественной туристической отрасли характерно резкое снижение объемов туристических услуг в связи с политической ситуацией в мире. В сложившихся условиях с особой остротой встает вопрос о поиске новых приоритетов развития внутреннего рынка и ин-

фраструктуры туристической отрасли. Тюменская область обладает благоприятными предпосылками для развития различных видов туризма и отдыха. К видам туристской деятельности, получившим наибольшее развитие в регионе, относят:

• историко-культурный туризм, основанный на экскурсионном интересе к памятникам истории и культуры на территории области;

• деловой туризм, связанный с функционированием на территории предприятий агропромышленного комплекса, энергетики и т. д.;

• рекреационный отдых в санаториях и на базах отдыха;

• событийный туризм.

Перечисленные виды туризма являются

типичными для многих регионов, обладающих сходным набором базовых ресурсов.

В Тюменской области разработан законопроект о развитии туристической деятельности в рамках Департамента стратегического развития. Правительство Тюменской области проводит серьезную работу по продвижению туристических ресурсов на российский и международный туристические рынки. При поддержке региональных властей выпускается соответствующая печатная продукция, организуются рекламные мероприятия, запущен специализированный портал www.w-siberia.ru. Открываются новые туристические маршруты.

Оценка социально-экономического положения и состояния туризма в Тюменской области позволяет выявить основные факторы его развития:

• область имеет структуру экономики, благоприятную для интенсивного роста и обеспечения устойчивого развития региона;

• основой экономики являются промышленность, сельское хозяйство, строительство; истощение ресурсов в регионе может привести к неблагоприятным последствиям, как для конкретной территории, так и страны в целом;

• туризм является одним из направлений регионального развития; однако признан слаборазвитым сегментом экономики региона; структура туристского рынка имеет территориальные диспропорции, слабая материально-техническая база туризма, ощущается дефицит инвестиций на модернизацию его инфраструктуры, низка информационная доступность туристского потенциала региона;

• сложились предпосылки для качественных преобразований в отрасли путем повышения эффективности государственной и региональной политики в области туризма, формирования стратегического планирования туризма на основе системного подхода, внедрения программно-целевых методов управления.

Цель развития туризма в Тюменской области направлена на создание конкурентоспособного туристского комплекса, удовлетворение потребностей граждан в туристских услугах, развитие региональной экономики, в том числе - рост налоговых поступлений в бюджет, увеличение количества рабочих мест, стимулирование малого и среднего предпринимательства, рост доходов населения, сохранение и приумножение культурного и природного наследия.

Для развития туризма регион располагает всеми необходимыми ресурсами: трудовыми, природно-климатическими, культурно-историческими. Подготовка профессиональных кадров в сфере туризма осуществляется Тюменским государственным нефтегазовым университетом, Тюменским государственным университетом, Тюменским государственным архитектурно-строительным университетом. Главной стратегической задачей специалистов в области туризма является формирование положительного имиджа региона за счет создания эффективных механизмов управления туристской отраслью, проведения работы по созданию и развитию туристских аттракционов, развития материально-технической инфраструктуры туризма,

содействия повышению качества обслуживания туристов.

Следует отметить, что культурная составляющая есть приоритет развития региональной туриндустрии. Культура укрепляет отношения взаимопонимания и согласия между народами, являясь «фундаментальной основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа»1. Термин 'культура' предполагает множество определений, каждое из них по-своему имеет преломление в туризме и значение для развития турбизнеса. Так, Б. С. Ерасов пишет, что «культура - это духовный компонент человеческой деятельности, как составная часть и условия всей системы деятельности, обеспечивающих различные стороны жизни человека». Это означает, что культура в туристической деятельности представляет ее духовную сторону2.

А. П. Дурович под «культурой» понимает «специфический способ организации и развития общества, находящий выражение в продуктах творчества, духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе»2. Культура воздействует на потребителя туристических услуг путем определения границ его индивидуального поведения. В свою очередь Ф. Котлер рассматривает культуру с позиции поведения потребителя: культура - это основная сила, предопределяющая желания и все поведение человека.

Основой культурного туризма является историко-культурный потенциал территории, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности3. Культурный туризм стал самым популярным и массовым видом в регионе4, охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. В данном случае туризм выступает как важное средство создания культурных связей и международного сотрудничества5.

Сегодня туристские культурные ресурсы Тюменской области включают более 1000 объектов истории, культуры и досуга, в том числе 28 музеев, 4 театра; 764 учреждений культуры и досуга; 2107 спортивных сооружений, сотни археологических памятников и др. По числу объектов, составляющих туристские культурные ресурсы (музеев, театров, памятников истории и культуры, спортивных

128

Т. А. Рыбъякова, О. М. Горева

сооружений), Тюменская область входит в первые семь регионов России и сопоставима с такими развитыми странами, как Канада, Норвегия, Германия.

За последние годы в регионе введен в туро-борот целый ряд историко-культурных, краеведческих, спортивных и оздоровительных объектов, представляющих несомненный туристический интерес. Среди них - Дворец наместника в Тобольске, Ялуторовский острог, областной центр зимних видов спорта «Жемчужина Сибири», центр сельского и экологического туризма «Турнаево» в Нижнетав-динском районе. В Тобольске открыты музей истории освоения и изучения Сибири имени А. А. Дунина-Горкавича и музей истории судебной системы Западной Сибири, успешно продвигается межрегиональный маршрут «По следам Ермака» и проект «Карта города Тобольска», объединяющий предприятия города, которые предоставляют туристам дисконт на оказываемые услуги. Возрастает интерес к туристическому комплексу «Аба-лак», где регулярно проводится фестиваль «Абалакское поле» с увлекательными турнирами клубов исторической реконструкции. За 9 месяцев текущего года древнюю столицу Сибири посетили свыше 120 тысяч туристов и экскурсантов.

К тому же наличие культурных ресурсов на юге Тюменской области определяется несколькими волнами культурного освоения (историко-культурными периодами развития) данной территории:

• памятники, связанные с существованием на территории коренного угорского населения региона, предков манси и ханты, а также памятники культурных волн освоения данного региона кочевыми народами (тюрками). На территории юга области существуют памятники каменного и бронзового веков, следы пребывания древних ариев (на территории Ингальской долины), памятники ски-фо-сарматской и сарматской культур (р. Тобол, Пышма, Исеть, Иртыш);

• памятники, отражающие формирование первых государств: в начале XIV в. Тюменского ханства (первое государство за Уралом) с центром в поселении Чимги-Тура (современная Тюмень); после распада Золотой Орды в середине XIV в. Сибирского ханства с центром в Искере (Кашлык);

• памятники истории и культуры периода завоевания Сибири русскими, российской

колонизации Сибири: поход Ермака против Сибирского ханства, завоевание «Старой Сибири» (Искер), создание «Новой Сибири» (Тобольск, Тюмень);

• памятники Тобольска периода его расцвета в качестве столицы Сибири, превращение Тобольска и Тюмени в важнейшие опорные точки дальнейшего продвижения русских на восток и главные транзитные пункты на сибирских торговых путях;

• памятники эпохи XIX в., эпохи декабристов, на фоне упадка Тобольска и усиления Тюмени в связи изменением направления Московско-Сибирского тракта и сооружением Транссибирской магистрали;

• памятники рубежа XIX - начала ХХ в., в том числе связанные с темой Распутина и Романовых;

• памятники советской эпохи довоенного и военного времени, индустриализации региона;

• памятники освоения территории в качестве нефтегазового региона.

К историческим городам на территории Тюменской области относятся Тюмень, Тобольск, Ялуторовск, Ишим.

Посещение исторических мест, познание культурных вех, участие в специальных событиях, тематических фестивалях или посещение музеев - все это является частью региональной туристической деятельности. В настоящее время в тюменском аэропорту, в гостиницах и на железнодорожном вокзале появились лотки, на которых представлены краткие маршруты и буклеты с различными видами экскурсий. Знание о традициях и обычаях народов, населяющих территорию региона, может вызвать восхищение и уважение среди посещающих наш город гостей. Это уникальная возможность передать неповторимость культурного наследия народов, населяющих Тюменскую область, представляющего духовную ценность для потомков. Как правило, данный вид туризма основан преимущественно на ресурсах наследия, национальных традиций, искусства и культуры с активным использованием современных коммуникационных систем и высокотехнологичной инфраструктуры гостеприимства. По этому поводу А. С. Куско говорил: «... познавательный туризм охватывает преимущественно посещение исторических, культурных или географических достопримеча-тельностей»6. Он утверждал, что культурный

туризм необходим для знакомства и познания культурного наследия различных стран и народов.

Любое событийное мероприятие может позитивно сказаться на увеличении турпо-тока в Тюменскую область. Одно из таких событий - 400-летие дома Романовых - мероприятие международного плана, поскольку большинство представителей династии сегодня проживает за рубежом. К памятной дате администрация Тобольска планирует установить памятник Романовым.

Таким образом, особенностью культурного туризма является формирование целостного представления об истории и культуре, способствующего развитию диалога и взаимосвязи между культурами.

Примечания

1 Арнольдов, А. И. Культура и горизонты XXI века // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусства. 2003. № 1. С. 9-18.

2 Дурович, А. П. Организация туризма. СПб. : Питер, 2009. 320 с.

3 Бутузов, А. Г. Состояние и перспективы развития этнокультурного туризма в России [Электронный ресурс]. URL : http:// www.zelife.ru/ekochel/ekoturism/3267-ethnocultourism.html (дата обращения: 28.03.2012).

4 Биржаков, М. Б. Специальные виды туризма : курс лекций. СПб. : СПбГИЭУ, 2011. 70 с.

5 Квартальнов, В. А. Туризм : учебник. М. : Финансы и статистика, 2002. 320 с.

6 Куско, А. С. Рекреационная география : учеб.-метод. комплекс / А. С. Куско, В. Л. Го-лубева, Т. Н. Одинцова. М. : Флинта : МПСИ, 2005.496 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.