Научная статья на тему 'Культурный смысл модернизации российского образования'

Культурный смысл модернизации российского образования Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
60
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурный смысл модернизации российского образования»

В. Т. Юнгблюд

КУЛЬТУРНЫЙ СМЫСЛ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Усиление динамики изменений в политической и социально-экономической сферах обусловили необходимость модернизации российского образования, поскольку изменились характер труда, условия и критерии, предъявляемые к качественному уровню знаний, квалификации специалиста и личностным характеристикам человека.

Тем не менее российская система высшего образования, развиваясь в русле мировых тенденций, пытается сохранить самобытность и уникальность отечественной академической культуры, руководствуясь убеждением, что прямое заимствование зарубежных моделей и концепций, «забвение» национальных и «местных» культур, потеря «единого культурного кода» (В. В. Путин) негативно скажутся на развитии образования.

Эксперты ОЭСР М. Бентли, А. Вагнер, Е. Дас-кин считают, что путь модернизации образования должен быть, с одной стороны, исключительно «российским» — отражающим историю, ценности и традиции российской культуры, с другой — проходить с учетом глобальных тенденций развития высшего образования [1]. К этим основным тенденциям относятся воспитание в духе гражданственности и патриотизма; готовность к активному участию в жизни общества, отстаиванию социальных и национальных ценностей; овладение компетенциями (навыками) в области коммуникации, творческой деятельности, совместном труде в поликультурном контексте; реализации парадигмы «высшее образование на протяжении всей жизни» и другие.

Известный российский культуролог А. Я. Флиер отмечает, что традиционное деление культуры на материальную и духовную малопродуктивно, поскольку не позволяет предметно исследовать ее

основные функциональные блоки и механизмы трансляции социально значимой информации. Более целесообразным он считает структурирование культуры по сферам жизнедеятельности на обыденную и специализированную, отмечая, что «основные функции обеих сфер культуры продолжают существовать параллельно, но в разных областях жизнедеятельности индивида» [2].

Такой подход к определению морфологии культуры позволил связать ее с четырьмя основными блоками проявления человеческой активности, выделяя культуру социальной организации и регуляции; культуру познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений; культуру социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации; культуру физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека.

Приведенная классификация позволяет сегментировать пространство культуры с учетом всех видов материальной и духовной деятельности человека. Она вполне «работоспособна» применительно к рассмотрению «культурных слоев», принадлежащих разным эпохам и этнонациональ-ным сообществам. Вместе с тем, даже с учетом условности и приблизительности критериев разграничения областей социальной практики и включенных в них видов деятельности, следует признать, что образованию, научному знанию, культуре научного труда принадлежит активная интегрирующая роль в рамках всего культурного континуума. Настолько активная, что границы между культурными смыслами всех четырех областей социальной практики, выделенных Фли-ером, становятся практически неуловимыми.

Стержнем всех социокультурных процессов является образование. В первую очередь образование высшее. Именно университеты генерируют значительную часть научных открытий, способствуют созданию условий для формирования единой естественнонаучной и гуманитарной культу-

© Юнгблюд В. Т., 2012 6

В. Т. Юнгблюд. Культурный смысл модернизации российского образования

ры познания и деятельности, становятся культурно-просветительскими центрами, влияющими на жизнь регионов.

Уже сама семантика латинского слова «ишуегэкаэ» — университет — обозначает «общность, совокупность, корпорация», подчеркивает, что в университете обучают, воспитывают, совершают научные открытия, формируют духовные ценности и новейшие коммуникации. Современный университет (по И. А. Задонской) объединяет в себе три антиномичных по сути компонента: культуру, политику и рынок. Их совокупность определяет и миссию университета, и его имидж.

В настоящее время происходит формирование нового типа культуры, основанного на сбалансированном соотношении интересов государства и личности с точки зрения общечеловеческих и национальных ценностей. Но пока этот складывающийся тип культуры не имеет соответствующей системы образования. Модернизируя высшую школу, необходимо органично интегрировать фундаментальные, гуманитарные, технологические знания.

Роль современного университета не ограничивается только тем, чтобы давать студенту знания. Университет призван формировать личность, наделенную такими качествами, которые позволят ей достойно отвечать на вызовы эпохи. Формируя личность, университет тем самым воздействует на социум в целом. Чем солиднее возраст университета, тем ощутимей в нем чувствуется академическая атмосфера, воспитывающая всех, кто в нем трудится, культурой, наукой, содержанием изучаемых дисциплин.

Как заметил В. В. Путин, «выбор образовательной программы, многообразие образования — наше несомненное достижение. Но вариативность должна опираться на незыблемые ценности, базовые знания и представления о мире. Гражданская задача образования, системы просвещения —

дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа.

И в первую очередь речь должна идти о повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история — естественно, в контексте всего богатства национальных традиций и культур» [3].

В университете должны присутствовать все условия для формирования специалистов нового поколения. Сегодня мы являемся свидетелями и участниками процесса создания оптимальной модели образования, которая соответствует новому типу культуры и постиндустриального и информационного общества и отвечает на вызовы современной цивилизации.

Поэтому важнейшими факторами социально-экономического развития, научно-технического прогресса и культурного совершенствования являются гуманитаризация, гуманизация и качество образования.

Роль и место гуманитарных наук должны быть обозначены, поскольку характер любой эпохи, а наступивший XXI век не является исключением, определяется не только и не столько количеством и качеством технических и технологических прорывов, сколько способностью человека встать вровень с достижениями своей эпохи. Эта способность всегда задавалась той шкалой гуманитарных ценностей, которая формировалась современными ему научными представлениями о мире, производстве, самом человеке, которая подсказывала, как и чему именно следует учить подрастающее поколение. В этом и состоит одна из главных научно-образовательных миссий Вятского государственного гуманитарного университета.

ВятГГУ свою цель видит в создании современного инновационного центра гуманитарного образования, что предполагает развитие всех

видов университетской деятельности в соответствии с гуманистическими ценностями, воздействие на социальные и духовные процессы своего края и прилегающих областей. Основные результаты этой работы воплощаются в научно-образовательной и воспитательно-просветительской работе через конкретные программы: формирование ценностей личности в современном гуманитарном образовании; сохранение и развитие культуры региона в инновационных программах гуманитарного образования; гармония среды и человека; информационная образовательная среда как условие инновационного развития гуманитарного образования в регионе. Программы предполагают максимальный учет требований рынка, в том числе и по части выхода на европейский уровень качества образования и усвоения выпускниками компетенций, которые позволят им работать в постоянно меняющихся условиях. Однако в основе идеологии этих программ присутствует понимание того, что знаниями отнюдь не всегда можно распоряжаться как товаром. Не

только экономика, но и само общество должно приобрести новые качества, и в этом обществе сегодняшним студентам предстоит жить полноценной жизнью. Это потребует от них соединения функциональной эффективности с духовностью и подлинно человеческим отношением друг к другу; творчества и желания применять свои таланты в пределах культурного пространства России. В этом, очевидно, и должен заключаться культурный смысл социально-экономической модернизации.

Примечания

1. Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры: рабочий документ // Всемирная конференция по высшему образованию (Париж, 5-9 окт. 1983 г.). Париж: Юнеско, 1998.

2. Флиер А. Я. Культурология для культурологов. М., 2000. С. 134-135.

3. Путин В. В. Россия: национальный вопрос «Самоопределение русского народа - это полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром» // Ведомости. 2012. 23 янв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.