Научная статья на тему 'Культурный синкретизм: о противоречивом единстве религиозного и светского аспектов'

Культурный синкретизм: о противоречивом единстве религиозного и светского аспектов Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
151
23
Поделиться
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / РЕЛИГИОЗНОЕ / СВЕТСКОЕ / ХРИСТИАНСТВО / ИСЛАМ / СУФИЙСКАЯ КУЛЬТУРА / ДУХОВНОСТЬ / БЕЗДУХОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Акаев Вахит Хумидович, Дохаева Асят Балаудиновна

В статье рассматривается духовный характер культуры как «второй природы», представляющей собой результат многогранной креативной деятельности человека. Культура представляет собой результат практической деятельности человека, социальной группы, реализовавшей в синкретической форме преставления, идеи религиозного и светского характера, часто сосуществующие, взаимодополняющие. Отмечается, что в мусульманской культуре эти аспекты слитны, их разграничение не допускается. Права человека, отстаиваемые ныне на Западе, искусственно противопоставляются культурным, религиозным ценностям мусульманского мира, которые считаются косными, несовременными.

CULTURAL SYNCRETISM: CONCERNING CONTRADICTORY UNITY OF RELIGIOUS AND SECULAR ASPECTS

The article deals with the spiritual nature of culture as a "second nature", which is the result of a multifaceted creative human activity. The culture is a result of a social group’s activities which implements ideas of religious and secular origin, often coexisting and complementary, in the form of syncretic performance. The authors note that in the Muslim culture these aspects are conjoint, delimitation between them is not allowed. The human rights currently advocated by the Occident are artificially opposed to cultural, religious values of the Muslim world, considering it to be musty and out-of-date.

Текст научной работы на тему «Культурный синкретизм: о противоречивом единстве религиозного и светского аспектов»

УДК 291.16

Акаев Вахит Хумидович Akaev Vakhit Khumidovich

доктор философских наук, профессор Чеченского государственного университета dom-hors@mail.ru

Дохаева Асят Балаудиновна

старший преподаватель кафедры философии Грозненского государственного нефтяного технического университета им. академика М.Д. Миллионщикова dom-hors@mail.ru

КУЛЬТУРНЫЙ СИНКРЕТИЗМ:

О ПРОТИВОРЕЧИВОМ ЕДИНСТВЕ РЕЛИГИОЗНОГО И СВЕТСКОГО АСПЕКТОВ

D.Phil. in Philosophy, Professor, Chechen State University dom-hors@mail.ru

Dokhaeva Asyat Balaudinovna

Senior Lecturer of the Philosophy Department, Grozny State Technical University of Oil dom-hors@mail.ru

CULTURAL SYNCRETISM: CONCERNING CONTRADICTORY UNITY OF RELIGIOUS AND SECULAR ASPECTS

Аннотация:

В статье рассматривается духовный характер культуры как «второй природы», представляющей собой результат многогранной креативной деятельности человека. Культура представляет собой результат практической деятельности человека, социальной группы, реализовавшей в синкретической форме преставления, идеи религиозного и светского характера, часто сосуществующие, взаимодополняющие. Отмечается, что в мусульманской культуре эти аспекты слитны, их разграничение не допускается. Права человека, отстаиваемые ныне на Западе, искусственно противопоставляются культурным, религиозным ценностям мусульманского мира, которые считаются косными, несовременными.

Ключевые слова:

культура, деятельность, ценности, религиозное, светское, христианство, ислам, суфийская культура, духовность, бездуховность.

Summary:

The article deals with the spiritual nature of culture as a "second nature", which is the result of a multifaceted creative human activity. The culture is a result of a social group’s activities which implements ideas of religious and secular origin, often coexisting and complementary, in the form of syncretic performance. The authors note that in the Muslim culture these aspects are conjoint, delimitation between them is not allowed. The human rights currently advocated by the Occident are artificially opposed to cultural, religious values of the Muslim world, considering it to be musty and out-of-date.

Keywords:

culture, activities, values, religious, secular, Christianity, Islam, the Sufi culture, spirituality, spiritual impoverishment

Культура, будучи «второй природой», созданной в ходе креативной деятельности человека, отличается от первой как естественной природой, реализацией идеальных представлений, замыслов, идей в материальных и нематериальных, идеальных объектах. Культура как материальная, так и духовная, - это результат длительного исторического развития человека, совершенствовавшегося на основе трудовой деятельности, в ходе которой он «возделывал» землю, самого себя, собственную душу, образовывался и воспитывался. Производя, продуцируя материальные и духовные ценности, человек тысячелетиями создавал соединяющий их мир культуры, представляющий собой особое бытие.

Древний и современный человек имеет разные формы понимания бытия. Древний человек не противопоставлял себя природе, был слит с ней, не устанавливал различий между одушевленными и неодушевленными явлениями. Но такую разницу устанавливает современный человек, который все больше и больше удаляется от природы, в том числе и от живой природы, что является следствием его интеллектуально-культурной деятельности. Этот зазор, образовавшийся между обществом и природой, все увеличивается, порождая глобальный конфликт между «второй природой» и «первой природой» как средой его обитания.

Человек, общество производят соответствующие продукты, ценности: орудия труда, сооружения, мифологию, религию, технику, философию, мораль, искусство, литературу, науку, атомную электростанцию; запускают ракеты в космос, создают компьютер, клонируют живые существа и пр. В своей совокупности они составляют культурное бытие человека разумного и производящего. В связи с этим уместно приведение мыслей Н.З. Чавчавадзе, высказанных 20 лет тому назад. Для него культура - это мир воплощенных ценностей, преобразованная со- 26 -

образно им природа человека и его среда - мир орудий и материальной и духовной деятельности, социальных институтов и духовных достижений. Культура есть продукт труда в самом высоком и широком смысле слова - продукт творческий, преобразующей и самопреобразующей деятельности [1, с. 10]. Как отмечает данный автор, преобразовательная деятельность направлена на реализацию идеальных ценностей, одухотворения природной материи, внедрения целесообразности в стихию слепой необходимости, когда субъект овладевает объектом.

Как материальная, так и духовная культура основываются на творчестве, знаниях, посредством которых оно производится. Идеи, замыслы, проекты человека, будучи частью его творчества, реализовываются, приобретая материальную, символическую форму. Важно отметить, что благодаря творчеству, результатам его проявления, человек выделяется от царства природы, дикости, варварства, приобретает культурное и цивилизованное состояние. В формировании человека значительную роль играет биологическая наследственность, но при этом важно отметить особую роль культурной социализации, осуществляемой через традиции, обычаи, навыки, знания, информацию, обряды, ритуалы, освоение языка и т.д.

Человеческая духовность формируется через освоение культурных ценностей, имеющих как религиозный, так и светский характер. Феномен духовности - результат культурного развития человека, социума, и он по своей структуре является разноуровневым, поскольку в нем соединяются противоречивые аспекты: светское и религиозное, добро и зло, вкус и безвкусица, моральные и аморальные компоненты, разумное и иррациональное и т.д. Вместе образуется некое единство, но сохраняющее внутреннее противоречие. Поэтому духовная культура - феномен синкретичный, она имеет сложную и изменяющуюся структуру, в которой причудливо соединяются или сосуществуют качественно разные уровни расположения компонентов.

Жизнь человека в современном обществе невозможна без научных и технических достижений и при этом не снижается уровень потребности в вечных духовно-культурных ценностях. Все больше людей обращаются к религиозным истинам, находя в них моральнопсихологическое противоядие от философии гедонизма и культуры потребления, от тлетворного влияния аморальных ценностей массовой культуры, неприемлемых для традиционных обществ, уж тем более для глубоко верующих людей.

Материалистический мир, ценности, удовлетворяющие физические потребности человека, порождают мир греховный, мир страстей, представляющий как враждебное, бездуховное, богоборческое явление. Для людей, ориентированных на духовность, такой мир не является истинным, в силу его временности и конечности.

В современном мире информации, где стали доминировать утилитарные, прагматические ценности, превращаясь часто в идолы, люди все чаще стали обращаться к вере, как бы стремясь возвратиться к своим истокам, подлинной сущности. Истинный и вечный мир для последователей, например, христианства или ислама, находится в потусторонней жизни, и его человек заслуживает богоугодными, духовно-нравственными деяниями.

Мусульманские поэты, писатели, художники в своем творчестве совмещают религиозные и светские компоненты, создавая синкретическую картину мира. В самом исламе изначально отсутствует разделение на религиозное и светское, что связано с особенностями данной религии. Для ислама нет противоречия между религиозным и светским аспектами, что характерно для христианства, в котором данное противоречие выражается принципом: «Богу богово, кесарю кесарево».

В исламе же религиозные и светские аспекты человеческого бытия, духовности слитны, существование противоречия между ними не признается, ибо человек как творение Бога живет и действует в мире, также им созданном. Цель человека - поклонение своему творцу, вечное следование божественным заповедям, приближение к нему. Осознание этого и соответствующее поведение составляют основу духовности мусульманина.

Вершина человеческой духовности в христианстве - это Нагорная проповедь Иисуса Христа, изложенная в Евангелии, призывающая человека к прощению, добру, любви к ближнему и даже к врагу своему, милосердию. В Коране нравственные императивы присутствуют, но они не так четко артикулированы, как в Нагорной проповеди, они здесь слитны с верой. В Коране устанавливается поощрение и наказание за духовное и бездуховное поведение человека. Как отмечает А.А. Гусейнов, «моральный образ жизни гарантирует блаженство вечной жизни, в то время как порочный образ жизни неминуемо ведет к страшным мукам вечной смерти» [2, с. 155].

Суфийская культура мусульман дает образцы духовного совершенствования человека, и они связаны с избранием пути (тарика), ведущего к Богу и движения по нему. По этому пути необходимо пройти много ступеней (стоянок), позволяющие ему совершенствоваться физически, морально и духовно. Первая ступень - это выбор человеком аскетического образа жизни, на этой ступени он преодолевает порочные наклонности, очищается от греха. Далее преодоле-

ваются другие стоянки, что сопряжено с извлечением «самости из сердцевины», приближением, охватыванием Бога. В конечном счете суфий должен в нем раствориться, то есть достичь состояния, именуемого в суфизме фаной.

В этой суфийской технике духовного самосовершенствования «поводырем в постижении истины» является любовь, а высшую ступень любви выразила женщина-суфия Рабийа аль-Адавия, жившая в конце VIII в. В своей молитве, обращенной к Богу, она говорила: «О, Аллах! Если я поклоняюсь Тебе из страха перед адом, сожги меня в аду, если я поклоняюсь Тебе в надежде на рай, не допусти меня в рай, но если я поклоняюсь Тебе ради Тебя самого, не лишай меня Твоей красы» [3, а 320].

Как отмечает М.Т. Степанянц: «В суфийской символике сердце предстает одновременно и вместилищем Божественного, и своеобразным органом мистического познания» [4, а 34]. Для суфия знания содержатся в просветленном сердце, а это означает, что они находятся в вере, которой он обладает, искренне любя Бога. Для мусульманина изучение и поиски знания есть поклонение Богу, обучение знанию тех, кто не знает есть милосердие, а щедро, одаривающий знаниями, того кто это заслуживает, близок к Богу. Как считают суфии, знания есть жизнь сердца после слепоты.

Таким образом, знания, наука, независимо от их религиозного или светского характера, в исламе имеют сакральный характер. Именно эта сторона духовности, характерная мусульманской культуре, ныне весьма часто игнорируется, если не сказать затушевывается. Духовный мир ислама, его нравственность и гуманизм, богатство мусульманской культуры искусственно загоняются в узкие рамки «исламизма», «фундаментализма», «фанатизма», «ваххабизма» и пр.

Вместе с тем социальный прогресс, развитие науки и технологий актуализирует проблему соотношения религиозного и светского, божественного и человеческого в духовной культуре. Безусловно, это касается как народов, следующих ценностям Запада, так и традиционным ценностям Востока. Значительные силы на Западе, признающие толерантность, отстаивающие мультикультурную реальность, культурное многообразие, ставят задачу разрушить религию, ее базисные положения. Так называемая культурная революция на Западе сначала повела атаку на осквернение христианских символов, христианской этики и культурное наследие, а сегодня перекинулась на исламские ценности.

США, считающиеся самой христианской страной на Западе, в XXI в., как отмечает американский философ П.Дж. Бьюкенен, завершает дехристианизацию общества, что будет связано с исчезновением из обихода празднования пасхи, рождественских представлений и гимнов, христианских книг, фильмов и процессий [5, с. 257-258]. На Западе запрещено осуждать гомосексуализм, зато его сторонники осуждают безнравственность гомофобии. Считается, что внедрение секуляризма в систему американского школьного образования привело к оглушительному поражению христианства [6, с. 255].

Культурная революция в США надругалась над образом Христа, девы Марии, и такое искусство - это фронт непрерывной борьбы против христианства, а сегодня он атакует ценности ислама, ставит задачу оградить Запад от влияния ислама. После 11 сентября 2001 г. на Западе потянулась цепь откровенно антиисламских акций. Активными участниками борьбы против ислама здесь выступают расисты, сторонники крайне правых взглядов. Одним из самых ярких примеров тому являлся «педа-фашист» Пим Фортайн, застреленный в 2002 г. активистом радикальной экологической группы. На волне своих антимусульманских заявлений и политических провокаций он прошел в парламент Голландии. В своих высказываниях он постоянно утверждал, что ислам, будучи отсталой религией, угрожает современной европейской цивилизации и ее ценностям.

Единомышленником Пима Фортайна является нынешний депутат парламента Голландии Гирт Вилдерс, создавший в 2008 г. фильм «Фитна», вызвавший не меньшую бурю протеста мусульман и мусульманских государств, бойкотировавших покупку западных товаров. На Западе все чаще предпринимается попытка устроить общеевропейскую антиисламскую акцию, что также является звеном в продолжающейся цепочке исламофобских провокаций.

В 2005 г. на военной базе тюрьмы Гуантанамо был осквернен Коран. 30 сентября 2005 г. в Дании в газете “Jallands-Posten” были опубликованы 12 рисунков-карикатур на мусульманского пророка Мухаммада, вызвавшие бурный протест у мусульман в различных стран Запада и Востока. Некоторые газеты, журналы Швеции, Норвегии, Голландии, Германии, Франции, Италии, Польши и др., проявляя свою солидарность в деле поддержки западного понимания «свободы слова», в течение нескольких лет перепечатывают их, сознательно сталкивая мусульман и христиан.

В шведской газете “Nerikes Allehanda” 18 августа 2007 г. пророк Мухаммад был изображен с телом собаки, которая в исламе считается нечистым животным [7]. 16 февраля 2008 г. пять датских газет вновь публикуют карикатуру на пророка Мухаммада с тюрбаном в виде атомной бомбы с зажженным фитилем на голове. Этот новый всплеск исламофобии объяснялся тем, что якобы

мусульманские террористы готовили теракт против автора изображений. 8 сентября 2010 г. датскому карикатуристу Курту Вестергору, написавшему карикатуру на мусульманского пророка, вручена Потсдамская премия СМИ, и в этом церемонии принимала участие Ангела Меркель.

Мусульманский мир воспринимает идеологическую и политическую позицию свободного Запада как «крестовый поход» против ислама. Ангела Маркель вслед за Вилдерсом стала утверждать, что западная модель сосуществования различных народов, имеющих разные культурные основания, так называемый проект «мультикультурализма», реализовывавшегося на Западе, провалился. В своей речи, произнесенной в Риме, Вилдерс заявлял, что понятие «мультикультурализм» имеет ряд значений и согласно этому понятию все культуры равны. Если они равны, то это значит, что государство не может пропагандировать конкретные культурные ценности как главные и доминирующие. Другими словами, утверждается, что государство не может пропагандировать 1ейкШШг - «ведущую культуру», которую иммигранты должны принять, если они хотят жить в государстве пребывания.

Для Ангелы Меркель культуры не равны, они различны, поскольку их корни разные. Сторонники мультикультурализма пытаются разрушить наши корни. Эти высказывания направлены против иммигрантов, проживающих на Западе, пытающихся в новых для них условиях найти адекватные формы своего бытия [8].

На Западе находятся и здравые силы, осуждающие действия, нацеленные на разжигание религиозной вражды между народами и столкновение цивилизаций. Так, Председатель Европарламента Ганс-Герт Поттеринг подверг жесткой критике фильм Вилдерса, а ЕС назвал этот фильм враждебным, оскорбляющим ислам и распространяющим ненависть. В своем фильма «Фитна» Вилдерс называет ислам фашисткой религией, а пророка Мухаммада - «варваром». Автор фильма заявлял, что в Коране есть тексты, призывающие людей совершать самые страшные деяния.

Подобные оценки Корана допускаются в исследованиях отдельных российских авторов. Так, Ю.Г. Петраш источник терроризма находит в Коране. Он пишет, что «очевидно - и это невозможно отрицать - терроризм сросся и исламистской религиозной мотивацией» [9, а 302]. Сей автор, описывая деяния бандитов, констатирует, что «эти нелюди защищали принципы джихада в соответствии с предписаниями Корана», и далее приводит из 9 суры неполное содержание 5 аята: «Избивайте многобожников <равно прочих немусульман>, где их найдете, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте!» [10].

Процитированный аят, автор приводит не полностью, он лишил его начала, в котором сказано: «А когда кончатся месяцы запретные...». У этого аята есть и концовка: «Если они <многобожники> обратились и выполняли молитву и давали очищение, то освободите им дорогу: ведь Аллах - прощающий милосердный!» [11, сура 9, аят 5]. Кроме того, автор цитаты отождествляет «многобожников» и «прочих немусульман», что является намеренным искажением содержания положения Корана.

Автор проигнорировал предыдущий 4 аят данной суры, в которой от мусульман требуется соблюдение договора с многобожниками, а в 6 аяте этой же суры сказано: «А если кто-нибудь из многобожников просил у тебя убежища, то приюти его, пока он не услышал слова Аллаха. Потом доставь его в безопасное для него место. Это - потому, что они - люди, которые не знают» [12, сура 9, аят 5].

Игнорирование этих положений было нужно, чтобы заявить: «Вот и захватывают, осаждают, избивают. И не требуется большой мудрости, чтобы в соответствии с жестокой правдивой прямо и честно сказать миру: до тех пор, пока Коран будет признаваться «истинным словом Аллаха», его аяты, содержащие мораль средневековых мусульманских феодалов, будут вдохновлять «на подвиги» воинствующих экстремистов» [13, с. 304]. Ни один здравомыслящий человек не может согласиться с такой оценкой Корана. Заявление Ю.Г. Петраша, не разобравшегося в основах ислама, означает оскорбление религиозных мусульман, проявление осознанной ненависти к исламу.

В заключение следует подчеркнуть, во многих западных странах предубеждения против ислама и мусульман достигли значительных масштабов. Ценности ислама и его последователи подвергаются клевете, ведется целенаправленная работа по отождествлению ислама и насилия, мусульман и террористов. Такая деятельность осуществляется теми, кто давно лишился моральных принципов, погряз в болоте бездуховности, не может найти иных путей, кроме противостояния исламу.

Конфронтацию между духовностью и бездуховностью в современном обществе можно преодолеть путем сближения позиций светских и религиозных ценностей, в ходе которого должны четко различаться добро и зло, моральное и аморальное, нравственное и безнравственное, дозволенное и недозволенное, возвышенное и низменное и т.д. В проведении демаркационной линии между ними и сотрудничество на этой основе, думается, заключается важнейшая задача успешно-

го культурного взаимодействия Запада и Востока, преодоления векторов цивилизационного противопоставления, создания условий активного сближения, сотрудничества культур и цивилизаций. Такой путь является определяющим для успешного глобального развития человечества.

Ссылки:

1. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 19S4.

2. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995.

3. Фильштинский И.М. История арабской литературы. М., 1991.

4. Степанянц М.Т. Исламский мистицизм. М., 2009. б. Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада. М., 2003.

6. Там же.

7. Коммерсант. 2007. 3 сентября.

5. URL: http://www.geertwilders.nl/index.php7option.

9. Петраш Ю.Г. Ислам: происхождение, вероучение, современность (философско-культурологический взгляд). М., 200б.

10. Там же.

11. Коран / пер. с араб. акад. И.Ю. Крачковского. М., 1990.

12. Там же.

13. Там же.

References (transliterated):

1. Chavchavadze N.Z. Kul'tura i tsennosti. Tbilisi, 19S4.

2. Guseynov A.A. Velikie moralisty. M., 199б.

3. Fil'shtinskiy I.M. Istoriya arabskoy literatury. M., 1991.

4. Stepanyants M.T. Islamskiy mistitsizm. M., 2009.

6. B'yukenen P.D. Smert' Zapada. M., 2003.

6. Ibid.

7. Kommersant. 2007. September 3.

5. URL: http://www.geertwilders.nl/index.php7option.

9. Petrash Y.G. Islam: proiskhozhdenie, verouchenie, sovremennost' (filosofsko-kul'turologicheskiy vzglyad). M., 2005.

10. Ibid.

11. Koran / transl. from Arab. by acad. I.Y. Krachkovskiy. M., 1990.

12. Ibid.

13. Ibid.