Научная статья на тему 'Культурный национализм: этносимволизм о роли интеллигенции в формировании нации'

Культурный национализм: этносимволизм о роли интеллигенции в формировании нации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1240
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОСИМВОЛИЗМ / НАЦИОНАЛИЗМ / КУЛЬТУРНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кузнецова Светлана Вячеславовна

В статье рассматривается вопрос о роли интеллигенции и нового среднего класса в процессе формирования современных наций и национализма в Новое время с точки зрения концепции этносимволизма. На примере деятельности организации National Collective, выступавшей за голосование в пользу независимости Шотландии на референдуме 2014 г., оценивается место современной творческой интеллигенции в пропаганде культурного национализма в условиях информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL NATIONALISM: ETHNOSYMBOLISM ABOUT THE ROLE OF INTELLIGENTSIA IN THE FORMATION OF A NATION

The article discusses the role of intelligentsia and the new middle class in the process of nations and nationalism formation during the Modern period in terms of ethnosymbolism. On the example of National Collective, the cultural movement for Scottish independence, featuring activists campaigning for a Yes vote on referendum that took place in 2014, the activities of modern creatives in the promotion of cultural nationalism in the information society are reviewed.

Текст научной работы на тему «Культурный национализм: этносимволизм о роли интеллигенции в формировании нации»

УДК 94

С.В. КУЗНЕЦОВА1

'Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация

КУЛЬТУРНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ: ЭТНОСИМВОЛИЗМ О РОЛИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о роли интеллигенции и нового среднего класса в процессе формирования современных наций и национализма в Новое время с точки зрения концепции этносимволизма. На примере деятельности организации National Collective, выступавшей за голосование в пользу независимости Шотландии на референдуме 2014 г., оценивается место современной творческой интеллигенции в пропаганде культурного национализма в условиях информационного общества. Ключевые слова: этносимволизм, национализм, культурный национализм, интеллигенция

S.V. KUZNETSOVA1

'Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russian Federation

CULTURAL NATIONALISM: ETHNOSYMBOLISM ABOUT THE ROLE OF INTELLIGENTSIA IN THE FORMATION OF A NATION

Abstract. The article discusses the role of intelligentsia and the new middle class in the process of nations and nationalism formation during the Modern period in terms of ethnosymbolism. On the example of National Collective, the cultural movement for Scottish independence, featuring activists campaigning for a Yes vote on referendum that took place in 2014, the activities of modern creatives in the promotion of cultural nationalism in the information society are reviewed. Keywords: ethnosymbolism, nationalism, cultural nationalism, intelligentsia

В настоящее время исследования по проблемам наций и национализма составляют междисциплинарную область nationalism studies, оформление которой произошло в 80-е гг. ХХ в. К тому моменту ключевыми парадигмами изучения выступали примордиализм и конструктивизм, отстаивавшие соответственно их древнее и современное происхождение. В условиях противоречий между данными направлениями стал вызревать подход, предложивший альтернативную модель анализа, в которой подчеркивалась значимость этнических сообществ прошлого как предшественников национальных идентичностей. Он получил название этносимволизма. Вместе с тем датирование возникновения наций является не единственной проблемой. Немало копий сломано при определении характера процесса их формирования: являлся ли он естественным или управляемым (конструируемым). В связи с этим поднимается вопрос роли, сыгранной в нем новой буржуазией и интеллигенцией.

Ряд исследователей, среди которых можно назвать Э. Кедури, Э. Геллнера, Э. Хобсбаума, М. Хроха, считает, что интеллектуальные элиты Нового времени оказались заинтересованы в выработке и пропаганде идей национальной идентичности и национализма в тот момент, когда произошел кризис прежних политических институтов, старых систем ценностей и форм идентификации людей [1-4]. Судьба образованных слоев, профессиональная принадлежность которых не была связана с физическим трудом, но предполагала специальное обучение, отныне зависела от предоставления официального статуса письменному языку их народа, так как именно язык признавался универсальным критерием выделения нации. Названные авторы считают, что национальная идентичность конструировалась интеллектуалами, и те могли вольно обращаться с историческим прошлым, в котором видели залог легитимации своей власти, создавая и изобретая традиции,

объяснявшие и укреплявшие их новый статус [5, p. 1-14]. Активным критиком подобных идей выступает Р. Брубейкер. По его мнению, ошибочно полагать, будто образованные элиты имели реальную силу осуществлять подобную масштабную манипуляцию и постановка акцента лишь на рассмотрение их действий значительно сужает область исследований [6]. Этносимволизм предлагает сбалансированный взгляд на озвученную проблему. Автором подхода является британский историк и социолог Энтони Смит.

Центральным пунктом критики, предъявляемой этносимволизмом конструктивизму, является отрицание последним наличия преемственности между национальными идентичностями, возникшими в Новое время, и культурными связями, существовавшими в средневековый и античный периоды. По мнению Э. Смита, еще в доиндустриальную эпоху возникло множество этнических сообществ («этний»), представлявших собой население с общими историческими воспоминаниями, мифами о предках и определенным чувством солидарности. Поскольку мифы, символы, воспоминания и ценности являются медленно меняющимися элементами культуры, то этнические сообщества были долговечны, а некоторые из них перешли в новую фазу культурной и экономической интеграции, оказались связаны с определенной исторической территорией, выработали собственные законы и обычаи, то есть стали нациями. Главную роль в этом сыграло появление идеологии национализма в конце XVIII в. Ее авторами выступили представители новой буржуазии и интеллигенции, однако возможности их обращения с историческим наследием прошлого не были абсолютными [7, p. 154-161]. Э. Смит отрицает всякую возможность интеллигенции конструировать прошлое ex nihilo и утверждает, что та в своих действиях была ограничена самой историей своего сообщества. Единственное, на что она была способна, это производить отбор символов, мифов и воспоминаний, которые могли вызвать отклик народа и мобилизовать его для коллективного действия [8].

Как было сказано выше, развитию чувства национальной солидарности способствовало культурно-историческое наследие этний. Ядро данных сообществ, а затем и наций, заключается в совокупности мифов, воспоминаний, ценностей и символов, которые сохраняются и поддерживаются поколениями. Для ее определения используется термин «мифо-символический комплекс» («the myth-symbol complex»), введенный Дж. Армстронгом в работе «Нации до национализма» [9, p. 130-131]. Формирование таких комплексов осуществлялось, согласно Э. Смиту, путем «культивации символов» («symbolic cultivation»), или создания широкого спектра этнических легенд, ценностей и традиций [10, p. 48]. Агентами данного процесса выступали образованные слои общества из числа аристократов, чиновников, священнослужителей. Именно эти представители интеллектуальной прослойки общества стали затем проводниками идеи нации и национализма.

В трактовке этносимволизма национализм определяется как «идеологическое движение с целью достижения и поддержания автономии, единства и идентичности коллектива, члены которого являются реальной или потенциальной нацией» [11, p. 61]. Подразумевается, что мир поделен на нации, каждая из которых обладает своей индивидуальностью, историей и судьбой и при этом выступает источником политической и социальной силы, так как ее члены видят в ней залог реализации своих прав и свобод. Однако, несмотря на это, национализм не является идеологией государства, так как в центре его внимания находится нация как особый тип культурно-исторического сообщества [11, p. 74].

Необходимые культурные предпосылки для раннего европейского национализма Э. Смит видит в неоклассицизме 1750-1760-х гг. и Романтизме 1770-1790-х гг. Эпоха первого совпала с подъемом состоятельной коммерческой буржуазии, ростом крупных городов и началом развития общественно-политической мысли, свободной от влияния церковных догматов. В этот период интеллектуалы, философы, художники, музыканты совершали первые попытки по созданию так называемого образа нации [12, p. 78]. В свою очередь Романтизм, проповедовавший культ Природы и пропагандировавший традиции как

источники, из которых народ должен черпать жизненные силы, заложил основу для мифов о родине, духовном и историческом родстве. Таким образом, два течения соединили идеи гражданской доблести, воли, природы и народного гения [12, p. 81, 86-87].

Ученик Э. Смита, британский историк Джон Хатчинсон также признает, что национализм — это политически окрашенное движение, которое, однако, не всегда нацелено на создание независимого государства. Он предлагает разделять его на политический и культурный типы. Цель последнего он видит в том, чтобы помочь в самоопределении сообществу, чья история и культура обладают уникальным самобытным характером [13, p. 398].

Для представителей культурного национализма нация выступает не продуктом рационального мышления и тем более не конструктом, но естественным институтом, квазиродственной группой сродни семейной. В этом отношении национальное сообщество предстает общиной, члены которой связаны чувством солидарности, и процесс ее формирования не может происходить сверху, как в случае с установлением государственной власти. Это позволяет оценивать культурный национализм как общинное или коммунитарное движение («communitarian movement») [13, p. 401]. Вместе с тем националисты, которые являются высокообразованными выходцами из среднего класса, стремятся обновить существующие этнические традиции в соответствии с требованиями времени [13, p. 405-408; 14, p. 15-21].

Культурный национализм участвует в формировании нации и поддержании ее самобытности в двух формах: «горячей» («hot») и «повседневной» («banal»), которые могут переходить одна в другую [15, p. 147-152; 16]. Цель первого состоит в том, чтобы в условиях кризисов вызывать у сообщества представление о нации как священном объекте, который обладает наивысшей ценностью. Как и Э. Смит, Дж. Хатчинсон видит истоки национализма в Романтизме, который создал представление о мире, состоящем из сообществ с уникальной историей, члены которых связаны идеей жертвенности, во времена тяжелых испытаний вдохновляющей их на подвиг. В связи с этим лидеры националистического движения: историки, филологи, люди искусства — ставили задачу духовного возрождения европейских культур путем изучения прошлого. Данный процесс Дж. Хатчинсон называет «моральным обновлением» («moral innovation»), а его агентов — «моральными инноваторами» («moral innovators») [15, p. 60, 66]. В свою очередь «повседневный» национализм призван поддерживать культурную идентичность членов сообщества посредством ненавязчивого каждодневного напоминания о единстве нации посредством ее символического отражения в песнях, на политических плакатах, марках, банкнотах и т.п. [15, p. 129, 153].

Классическая модель этносимволизма называет образованные слои главной силой националистического движения, но если Э. Смит использует термины «интеллигенция», «интеллектуалы» и «интеллектуальная элита», то Дж. Хатчинсон характеризует националистов Нового времени как «молодых людей из среднего класса» («young middle-class men»), под которыми понимаются гражданские служащие, учителя, юристы, журналисты и др. Воспитанные в условиях светской системы образования, они были оторваны от традиционных ценностей и стремились повысить свой статус служением во имя нации, что совпадает с моделью участия интеллигенции в формировании национальной идентичности Э. Смита [15, p. 58-59, 60-61, 131]. Однако его ученик настаивает, что действия «молодого среднего класса» диктовались не только его социальными нуждами: создавая национальную идентичность сообщества, его представители идентифицировали себя [15, p. 62; 17].

Дж. Хатчинсон объясняет жизнеспособность националистических идей непредсказуемостью развития современного мира. По его мнению, глобализация, бросающая вызов политическому и культурному суверенитету современных государств, одновременно выступает стимулом для национализма [15, p. 194]. Так, рассматривая европейскую интеграцию, он отказывается признавать саму угрозу размывания местных национальных

идентичностей, так как исторически Европа — это регион многих наций, каждая из которых видит европейское сообщество через призму своего опыта, и консенсус во взглядах не может быть достигнут [15, p. 174].

Действительно, сегодня мы становимся свидетелями очередного подъема национализма в Европе, при этом напряженность возникает в казавшихся стабильными районах. Так, в 2014 г. в Шотландии был проведен референдум по вопросу провозглашения ее независимости от Великобритании. Движение за отделение проявлялось не только в лобби в парламенте и пропаганде в масс-медиа, но и в рамках деятельности разного рода культурных объединений, среди которых особое место занимал проект National Collective [18].

Согласно данным интернет-портала nationalcollective.com, его ежемесячная посещаемость в период 2012 - 2014 гг. составляла в среднем 100 000 просмотров. В рубрике «О нас» организаторы представляют себя объединением художников, писателей и прочих активистов, чьи интересы лежат в духовной сфере и кого не пугает власть Вестминстера [19]. Для того, чтобы присоединиться к сообществу, не нужно проходить никаких испытаний, кроме регистрации на веб-сайте, при которой требуется указать свое имя, адрес электронной почты, местонахождение и опционально выбрать, к какому из филиалов National Collective участник желает присоединиться. Последние расположены в городах Абердин, Эдинбург, Данди, Глазго, Стерлинг, Инвернесс и ведут агитационную работу на местах.

На странице «Как стать частью National Collective» приводится информация о сферах деятельности, в которых каждый может попробовать себя: популяризация культуры Шотландии, создание контента, распространение материалов сайта во Всемирной сети и др. [20]. Сегодня Интернет предоставляет безграничные возможности для тиражирования информации, и любая размещенная на портале публикация сопровождается функцией «Поделиться» в Facebook, Twitter и Google+, что означает ее моментальное копирование. Однако деятельность National Collective в период подготовки страны к проведению референдума не ограничивалась виртуальной пропагандой. Участники организовывали фотовыставки, творческие мероприятия, встречи. Лозунгом организации явился призыв «Imagine a Better Scotland», который можно перевести как «Представь себе лучшую Шотландию». Таким образом, позиционируя себя как неполитическую творческую организацию, National Collective призывала шотландцев к конкретному политическому действию — голосованию за независимость, которая видится единственным условием обновления страны.

В XVIII в., на заре рождения национальной идеи и идеологии национализма, их проводниками выступала творческая интеллигенция, которая занималась историческими исследованиями, археологическими изысканиями, возрождением подлинной народной культуры, репрезентацией национального духа в живописи, литературе, музыке. Информационное общество создало иную социальную группу, которая тем не менее продолжает начатое предшественниками почти два столетия назад средствами новых технологий. Так, образы Шотландии в рамках проектов, организованных National Collective, представлены в документальных видеороликах, цифровых фотографиях, публикациях в социальных сетях. В качестве примера можно привести видеоклип, размещенный на youtube-канале организации, под названием «Воображая Шотландию» («Imagining Scotland»), смонтированном в рамках мини-проекта «Нанося нацию на карту» («Mapping the Nation»). Он представляет собой видеоряд с фрагментами пейзажей и мероприятий, проводимых накануне референдума; под музыкальную композицию на гэльском языке приводятся цитаты из сообщений пользователей ресурса nationalcollective.com. В качестве вставок и завершением ролика выступают кадры, в которых данные высказывания наносятся на лист бумаги таким образом, что из них складываются географические очертания Шотландии. Среди повторяющих тем звучат призывы реализовать свои «нужды, чаяния, мечты» («needs,

hopes, dreams»), вспомнить о самоуважении и стать «нацией, которой мы хотим быть» («nation we want to be»), в интересах будущих поколений [21].

Итак, согласно концепции этносимволизма, следует различать политический и культурный национализм. Первый связан с идеей образования независимого национального государства, второй является движением, поднимающимся снизу и направленным на формирование и сохранение культурно-исторической самобытности некоторого сообщества, однако по факту развести эти два явления сложно, так как на практике они активно взаимодействуют. В условиях кризиса старых династических империй и прежнего социального порядка возникал новый средний класс, освобожденный от влияния прежних традиций, а потому оказавшийся вне рамок общества, в котором они продолжали сохранять силу. Стремление представителей данного класса идентифицировать себя в новых условиях и упрочить свое положение привело к рождению идеи национальной идентичности. Обращение к истории как источнику мифов и символов нации было призвано создать ее образ, показать непрерывность развития сообщества даже в условиях кризисов. Проводилась серьезная работа по превращению устных наречий в литературные языки, создавались художественные и музыкальные произведения по мотивам народных легенд и сказаний. Все это было направлено на то, чтобы затем консолидировать людей в активное политическое сообщество.

Такая модель предложена этносимволизмом для объяснения формирования наций в Новое время, однако современность продолжает делать нас свидетелями националистических движений. Важным отличием нашей эпохи от XVIII в. является то, что национальное государство уже признано исторической нормой, и если прежде идеалом националистов было его создание, то теперь главной задачей становится защита и поддержание его политической и культурной самобытности. Этносимволизм в таком случае служит не только изучению истории возникновения наций и национализма, но и объяснению их сохранения и популярности в наши дни с учетом смены общественно-политических реалий. Рассмотренный случай активизации культурного движения за политическую независимость в Шотландии показывает, что в своих методах новые социальные силы, которые сложно описать в категориях «интеллигенция» или «новый средний класс», следуют по стопам предшественников Нового времени, но только в условиях глобального информационного общества и практически неограниченной социальной мобильности и коммуникации. Агентом культурного национализма и его объектом в наши дни может стать каждый, кто обладает доступом к сети Интернет. Неизменным остается одно — наибольшим мобилизующим потенциалом по-прежнему обладает культурно-историческое наследие, которое по-новому переосмысливается и интерпретируется.

ЛИТЕРАТУРА

1. Kedourie E. Nationalism. L.: Wiley Publishing, 1993. 154 p.

2. Gellner E. Nations and Nationalism. Cornell: Cornell University Press, 2009. 208 p.

3. Hobsbawm E. Nations and Nationalism Since 1780. Cambridge, Cambridge University Press, 1992. 206 p.

4. Hroch M. From Ethnic Group toward the Modern Nation: the Czech Case // Nations and Nationalism, 2004. Vol.10, Is.1-2. Pp. 95-107.

5. Hobsbawm E. Introduction: Inventing Traditions // Hobsbawm E. Ranger T. The Invention of Tradition. Cambridge University Press, 1983. 320 p.

6. Brubaker R. Myths and Misconceptions in the Study of Nationalism // The State of the Nation: Ernest Gellner and the Theory of Nationalism. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. Pp. 272-305.

7. Smith A.D. The Ethnic Origins of Nations. Oxford, 1986. 240 p.

8. Smith A.D. Gastronomy or Geology? The Role of Nationalism in the Reconstruction of Nations // Nations and Nationalism. 1995. Vol.1, Is. 1. Pp. 3-23.

9. Armstrong J. Nations before nationalism. University of North Carolina Press, 1982. 411 p.

10. Smith A.D. Ethno-symbolism and Nationalism: A Cultural Approach. NY: Routledge, 2009. 184 p.

11. Smith A.D. National Identity. L.: Penguin Books, 1991. 226 p.

12. Smith A.D. Neo-classical and Romantic Elements in the Emergence of Nationalist Conception. L.: Macmillan, 1976. Pp. 74-87.

13. Hutchinson J. Re-Interpreting Cultural Nationalism. Australian Journal of Politics and History. 1999. Vol. 45, Is. 3. Pp. 392-407.

14. Hutchinson J. The Dynamics of Cultural Nationalism: Gaelic Revival and the Creation of the Irish Nation. L.: Allen & Unwin, 1987. 337 p.

15. Hutchinson J. Nations as the Zones of Conflict. L.: SAGE Publications, 2005. 213 p.

16. Billing M. Banal Nationalism. L.: SAGE Publications, 1995. 200 p.

17. Hutchinson J., Aberbach D. The Artist an Nation-Builder: William Butler Yeats and Chaim Nachman Bialic // Nations and Nationalism. 1999. Vol. 5, Is. 4. pp. 501-521.

18. National Collective [Internet Resource]. Available at: http://nationalcollective.com/. (accessed 03.06.2015).

19. National Collective: About Us [Internet Resource]. Available at: http://nationalcollective.com/about-us/. (accessed 03.06.2015).

20. National Collective: How To Get Involved With National Collective [Internet Resource]. Available at: http://nationalcollective.com/2013/10/26/how-to-get-involved-with-national-collective/. (accessed 03.06.2015).

21. National Collective: Mapping The Nation [Internet Resource]. Available at: http://nationalcollective.com/2012/10/28/public-art-project-mapping-the-nation/. (accessed 03.06.2015).

REFERENCES

1. Kedourie E. Nationalism. L.: Wiley Publishing, 1993. 154 p.

2. Gellner E. Nations and Nationalism. Cornell: Cornell University Press, 2009. 208 p.

3. Hobsbawm E. Nations and Nationalism Since 1780. Cambridge, Cambridge University Press, 1992. 206 p.

4. Hroch M. From Ethnic Group toward the Modern Nation: the Czech Case // Nations and Nationalism, 2004. Vol.10, Is.1-2. Pp. 95-107.

5. Hobsbawm E. Introduction: Inventing Traditions // Hobsbawm E. Ranger T. The Invention of Tradition. Cambridge University Press, 1983. 320 p.

6. Brubaker R. Myths and Misconceptions in the Study of Nationalism // The State of the Nation: Ernest Gellner and the Theory of Nationalism. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. Pp. 272-305.

7. Smith A.D. The Ethnic Origins of Nations. Oxford, 1986. 240 p.

8. Smith A.D. Gastronomy or Geology? The Role of Nationalism in the Reconstruction of Nations // Nations and Nationalism. 1995. Vol.1, Is. 1. Pp. 3-23.

9. Armstrong J. Nations before nationalism. University of North Carolina Press, 1982. 411 p.

10. Smith A.D. Ethno-symbolism and Nationalism: A Cultural Approach. NY: Routledge, 2009. 184 p.

11. Smith A.D. National Identity. L.: Penguin Books, 1991. 226 p.

12. Smith A.D. Neo-classical and Romantic Elements in the Emergence of Nationalist Conception. L.: Macmillan, 1976. Pp. 74-87.

13. Hutchinson J. Re-Interpreting Cultural Nationalism. Australian Journal of Politics and History. 1999. Vol. 45, Is. 3. Pp. 392-407.

14. Hutchinson J. The Dynamics of Cultural Nationalism: Gaelic Revival and the Creation of the Irish Nation. L.: Allen & Unwin, 1987. 337 p.

15. Hutchinson J. Nations as the Zones of Conflict. L.: SAGE Publications, 2005. 213 p.

«BeciHHK MnHHHCKoro yHHBepcHTeTa» 2016 - № 1-2

16. Billing M. Banal Nationalism. L.: SAGE Publications, 1995. 200 p.

17. Hutchinson J., Aberbach D. The Artist an Nation-Builder: William Butler Yeats and Chaim Nachman Bialic // Nations and Nationalism. 1999. Vol. 5, Is. 4. pp. 501-521.

18. National Collective [Internet Resource]. Available at: http://nationalcollective.com/. (accessed 03.06.2015).

19. National Collective: About Us [Internet Resource]. Available at: http://nationalcollective.com/about-us/. (accessed 03.06.2015).

20. National Collective: How To Get Involved With National Collective [Internet Resource]. Available at: http://nationalcollective.com/2013/10/26/how-to-get-involved-with-national-collective/. (accessed 03.06.2015).

21. National Collective: Mapping The Nation [Internet Resource]. Available at: http://nationalcollective.com/2012/10/28/public-art-project-mapping-the-nation/. (accessed 03.06.2015).

© Кузнецова С.В., 2016

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ INFORMATION ABOUT AUTHOR

Кузнецова Светлана Вячеславовна - аспирант Kuznetsova Svetlana Vyacheslavovna - postgraduate

кафедры Новой и Новейшей истории, student of the Department of the history of modern and

Нижегородский государственный университет contemporary history, Lobachevsky State University of

им. Н.И. Лобачевского (Национальный Nizhny Novgorod (National Research University),

исследовательский университет), Нижний Новгород, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail:

Российская Федерация, e-mail: kuznetsova. sv.v@gmail.com

kuznetsova.sv.v@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.