6. Dyurkgeym E. Sotsiologiya i sotsial'nye nauki [Sociology and Social Sciences]. Dyurkgeym E. Sotsiologiya. Ee predmet, metod, prednaznachenie [Sociology. Its obyect, method, purpose]. Moscow, Kanon Publ., 1995. 350 p. (In Russ.)
7. Estrina O.V., Dulina N.V. Sotsiokul'turnoe prostranstvo: opredelenie ponyatiya [Socio-cultural space: definition]. Chelovek. Kul'tura. Obshchestvo[Man. Culture. Society]. Volgograd, 2007, iss. 5, pp. 13-15. (In Russ.)
8. Kagan M.S. Vvedenie v istoriyu mirovoy kul'tury [Introduction to the history of world culture]. Petersburg, 2003, vol. 1. 383 p., vol. 2. 320 p. (In Russ.)
9. Karmin A.S. Kul'turologiya. Kul'tura sotsial'nykh otnosheniy [Cultural Studies. Culture of social relations]. St. Petersburg, Lan' Publ., 2000. 128 p. (In Russ.)
10. Kolin'ko I.V. Sotsiologicheskie osnovy razvitiya sotsiokul'turnogo prostranstva [Sociological basis for the development of socio-cultural space]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2005, iss. 3. Available at: http://www.teoria-practica.ru/ru/2005/3-2005.html. (accessed 05.02.2014). (In Russ.)
11. Komlev N.G. Slovar' novykh inostrannykh slov [Dictionary of new foreign words]. Moscow, MGU Publ., 1995. 144 p. (In Russ.)
12. Nenakhova E.N. Teoretiko-metodologicheskie podkhody k formirovaniyu sotsiokul'turnogo prostranstva obrazovatel'nogo uchrezhdeniya [Theoretical and methodological approaches to the formation of social and cultural space of the educational institution]. Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena [News RSPUA. I. Herzen]. St. Petersburg, GOU VPO RGPU im. Gertsena Publ., 2010, no 128, pp. 172-181. (In Russ.)
13. Rassel B. Istoriya zapadnoy filosofii. Kn. II [History of Western Philosophy Vol. II]. Filosofskiy portal. Philosophy. ru. Available at: http://philosophy.ru/library/russell/01/06.html#20 (accessed 01.04.2014). (In Russ.)
14. Rudnev V.P. Slovar' kul'tury XX veka. Klyuchevye ponyatiya [Dictionary of the XX century culture. Key concepts]. Moscow, Agraf Publ., 1997. 781 p. (In Russ.)
15. Smorzhok I.P. Proektirovanie sotsial'no-kul'turnogo prostranstva (Teoreticheskiy i organizatsionno-pedagogicheskiy aspekty). Diss. kand. ped. nauk [Designing socio-cultural space (theoretical and organizational-pedagogical aspects). Diss. ped. sci.]. Moscow, 2002. 221 p. (In Russ.)
16. Sorokin P.A. Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo. [People. Civilization. Society]. Moscow, Politizdat Publ., 1992. 542 p. (In Russ.)
17. Tolkovyy slovar' Ushakova [Explanatory Dictionary]. Available at: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid= 72979 (accessed 01.03.2014). (In Russ.)
18. Tuliganova I.V. Sotsiakul'turnoe prostranstvo sovremennogo goroda. Diss. kand. filos. nauk [Socio-cultural space of the modern city]. Saratov, 2009. Chelovek i nauka. Available at: http://cheloveknauka.com/sotsiokulturnoe-prostranst-vo-sovremennogo-goroda. (In Russ.)
19. Filosofskiy slovar' [Philosophical Dictionary]. Ed. M.M. Rozentalya. Moscow, Politizdat Publ., 1975. 495 p. (In Russ.)
20. Yudina A.I. Formirovanie sotsial'no-kul'turnoy sredy v sisteme infrastruktury regiona, kak osnova sotsializatsii molo-dezhi [Formation of socio-cultural environment in the region's infrastructure as the basis of socialization of youth]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Vestnik Kemerovo State University of Culture and Arts]. Kemerovo, 2012, no 19, pt. II, pp. 195-203. (In Russ.)
УДК 168.522:304.2
КУЛЬТУРНЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОД СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ЧИТАТЕЛЯ
Худолей Наталья Викторовна, аспирант, специальность 24.00.01 «Теория и история культуры», Красноярский государственный аграрный университет (г. Красноярск, РФ). E-mail: [email protected]
В статье рассматривается одно из важнейших понятий культурологии - культурный код, приводятся различные его определения. Культурный код передается посредством различных каналов. В этом смысле тексты произведений художественной литературы являются трансляторами культурного кода
нации. В статье предположительно названы имена тех авторов, чьи произведения формируют культурный литературный код современного российского читателя.
Ключевые слова: культура, культурный код, литература, художественный текст, автор.
CULTURE LITERARY CODE OF THE MODERN RUSSIAN READERS
Khudoley Natalia Victorovna, Post-Graduate Student, Specialty 24.00.01 "Theory and History of Culture", Krasnoyarsk State Agricultural University (Krasnoyarsk, Russian Federation). E-mail: nvkkaf@ mail.ru
The article is devoted to the culture code which is considered to be one of the most important phenomena of culturology. The culture code guarantees nation's survival and its further development. A lot of scientific papers written by R. Barthes, C. Rapaille, A. I. Kravchenko, V V Krasnykh and by many other researchers deal with the culture code which is defined as the culture unconscious phenomenon, imperceptible with mind but revealing itself in people's behavior. Nowadays the culture code problem is the most pressing for many fields of science, among which are philosophy, linguistics, culturology, political studies, sociology. Having a command of the national culture code helps ordinary people and government representatives to understand the cultural peculiarities of the nation and to determine the strategies for the national further development. The culture code is often referred to as the nation's mindset.
To keep the national and cultural identity safe, ethical and spiritual customs and traditions undamaged is very important for up-to-date Russia, and the given problem is raised at the highest government levels. We suppose that the importance of the national cultural heritage is increasing, while the forward social movement of our country is being determined. The fiction works' texts present a large fragment of the national cultural heritage. Besides, they are considered to be the channels to transmit the national culture code. We suggest that the fiction works' texts should contain versatile anthropological and ontological ideas and values to be able to reflect the national culture code and be interesting or claiming for people for all time. Such fiction works' texts - the classics - are included in the opinion poll of the Russian readers which is named "The list of 100 best books from the beginning of time," and show the readers' preferences. We have tried to analyze "the List..." aiming to find out a set of authors and their works that represent and still have been creating the culture literary code of our compatriots. The results of the statistical data analysis let us supposedly find out that the dominant of the cultural literary code of modern Russian readers is presented by the fiction works' texts of F. Dostoevsky, L. Tolstoy, N. Gogol, A. Pushkin, M. Bulgakov, A. Chekhov, the Strugatskys brothers, W. Shakespeare, E. M. Remarque.
The list of bibliography containing eight sources of information on the above-mentioned subject concludes the article.
Keywords: culture, culture code, literature, fiction works' texts, author.
Каждый этнос живет и развивается только при условии, если он не теряет своего культурного кода. Существует множество определений культурного кода. Р. Барт определял культурный код как отголоски того, что уже было читано, видано, сделано, пережито; код - это след прошлого [1, с. 39]. А. И. Кравченко называет кодом культуры «совокупность знаков (символов) и систему определенных правил, при помощи которой информация может быть представлена (закодирована) в виде набора из таких символов, для передачи, обработки, хранения и запоминания» (см. [2, с. 36]). В. В. Красных определяет культур-
ные коды как «"сетку", которую культура "набрасывает" на окружающий мир, членит, катетеризует, структурирует и оценивает его. Коды культуры соотносятся с древнейшими архетипическими представлениями человека. Собственно говоря, коды культуры эти представления и "кодируют"» [3, с. 5]. Он полагает, что коды культуры образуют систему координат, которая содержит и задает определенные эталоны культуры (отраженные, в свою очередь, в языке) [3, с. 5-19]. К. Рапай считает, что культурный код - это подсознательные смыслы, вкладываемые людьми в любой объект и формирующиеся под воздействием национальной
культуры, в которой эти люди были социализированы [5]. Под культурным кодом подразумевается «ключ к пониманию данного типа культуры, уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков. Это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру. Культурный код определяет набор образов, которые связаны с каким-либо комплексом стереотипов в сознании. Это культурное бессознательное - не то, что четко говорится или осознается, а то, что скрыто от понимания, но проявляется в поступках» [4]. Культурный код принято по-другому называть национальным менталитетом.
Проблема культурного кода или национального менталитета на сегодняшний день является одной из самых актуальных для культурологов, лингвистов, социологов, философов, политологов, поскольку владение культурным кодом помогает не только понять культурные особенности нации, но и выстраивать стратегии национального развития в будущем.
В России вопрос сохранения своей национальной и культурной идентичности в нынешних непростых условиях является одним из злободневных. Способна ли отечественная культура сохранить свою неповторимость и предложить векторы движения в будущее? Или же нам уготована судьба периферийного субъекта мирового культурного пространства? Эти вопросы ставятся на самых высоких уровнях: Президент России В. Путин поставил цель сформировать образ будущего нашей страны как полиэтнической цивилизации, скрепленной русским культурным ядром. Вопросы будущности русской культуры поднимаются депутатами Государственной думы, а также представителями науки, культуры и искусства: учеными, народными и заслуженными артистами, режиссерами, художниками. Они отмечают значение духовно-нравственных, христианских корней и традиций русской культуры, которые помогли российскому народу пережить не одно трудное лихолетье, с честью преодолеть «смутные времена», сформировали характер государственно мыслящего и социально ответственного гражданина великой страны. Эти традиции живы и в наши дни. Чем очевиднее, что Россия «сосредоточивается», выстраивает стратегию развития, возвращается к своим нравственным ис-
токам, тем более востребованными в обществе становятся ценностные ориентиры, великое реалистическое искусство, культурное наследие наших предков.
Принято выделять три типа глобальных культурных кодов: дописьменный (традиционный), письменный (книжный) и экранный, находящийся сегодня в стадии формирования. В каждом культурном типе присутствует основной культурный код, открытый к изменению и самопорождению новых, вторичных культурных кодов. В письменном (книжном) культурном типе основным культурным кодом является текст. Текст вплетен в ткань культуры нитями языка. Язык привносит в текст посредством своих единиц фрагменты картины мира, закрепленной языком в сознании языковой личности, то есть текст порожден контекстом языка и служит его иллюстрацией. Кроме того, текст во внешнем плане порожден развитием культуры данного периода и отражает его идеи, то есть сам текст репрезентует культуру. Таким образом, связи текста и культуры разноплановы. Будучи цельным образованием, он оказывается связанным с культурой как своей порождающей материей. Кроме того, он связан с языковым кодом национально-культурного сообщества и через этот код непосредственно коррелирует с культурой нации. Ядром же книжного культурного типа являются, на наш взгляд, классические тексты. Под классическими текстами мы понимаем такие, которые формируют культурный код нации, без знания которых представители единой нации не смогут вполне понять друг друга или вникнуть в реалии окружающего мира. Чтобы стать частью культурного кода нации, книга должна не только соответствовать духу своего поколения, отражать свое время. Она должна содержать нечто большее, быть интересной и востребованной во все времена. А это означает, прежде всего, отвечать или пытаться отвечать на самые главные вопросы, которые ставит жизнь. Какие же тексты художественной литературы сформировали и продолжают формировать культурный код россиянина? [7, с. 228-229].
Пытаясь найти ответ на этот вопрос, мы проанализировали список «100 лучших книг всех времен» [6], составленный по инициативе российского Президента В. Путина на основании результатов голосования посетителей сайта -http://www.100bestbooks.ru (см. табл. 1).
Таблица 1
Список «100 лучших книг всех времен»
№ Автор и произведение Год Баллы Средний балл Проголосовало
1 Михаил Булгаков - Мастер и Маргарита 1929-1940 13293 2.25 5892
2 Лев Толстой - Война и мир 1865-1868 10208 2.12 4814
3 Федор Достоевский - Преступление и наказание 1866 9665 2.03 4740
4 Федор Достоевский - Идиот 1868-1869 8080 2.35 3434
5 Федор Достоевский - Братья Карамазовы 1879-1880 7955 2.60 3054
6 Лев Толстой - Анна Каренина 1873-1877 7837 2.35 3325
7 Александр Пушкин - Евгений Онегин 1825-1837 7693 1.81 4248
8 Николай Гоголь - Мёртвые души 1842 7625 1.99 3818
9 Михаил Булгаков - Собачье сердце 1925 7508 1.58 4747
10 Артур Конан Дойль - Приключения Шерлока Холмса 1887-1927 7165 1.60 4454
11 Михаил Лермонтов - Герой нашего времени 1839-1840 6908 1.77 3901
12 Илья Ильф, Евгений Петров - Двенадцать стульев 1928 6908 1.63 4229
13 Антон Чехов - Рассказы 1883-1885 6904 2.16 3190
14 Эрих Мария Ремарк - Три товарища 1936 6345 2.10 3013
15 Антуан де Сент-Экзюпери - Маленький принц 1942 6186 1.25 4948
16 Федор Достоевский - Бесы 1870-1872 6075 3.25 1869
17 Александр Дюма - Граф Монте-Кристо 1844-1845 6075 2.02 2994
18 Иван Тургенев - Отцы и дети 1860-1861 6065 1.99 3039
19 Александр Грибоедов - Горе от ума 1828 6036 2.06 2925
20 Виктор Гюго - Отверженные 1862 5867 2.91 2010
21 Николай Гоголь - Тарас Бульба 1835,1842 5293 1.82 2894
22 Уильям Шекспир - Ромео и Джульетта 1591-92 (?), 1595 (?) 5212 1.87 2787
23 Николай Гоголь - Вечера на хуторе близ Диканьки 1831-1832 5139 1.76 2918
24 Иван Гончаров - Обломов 1848-1858 5050 1.95 2581
25 Джордж Оруэлл - 1984 1947-1948 5002 2.42 2062
26 Антон Чехов - Палата № 6 1892 4965 2.62 1892
27 Эрнест Хемингуэй - Старик и море 1952 4941 2.12 2329
28 Александр Пушкин - Капитанская дочка 1836 4933 1.85 2657
29 Николай Гоголь - Ревизор 1836 4917 2.39 2053
30 Эрих Мария Ремарк - Триумфальная арка 1945 4901 2.55 1917
31 Рэй Брэдбери - 451 градус по Фаренгейту 1953 4897 2.29 2138
32 Михаил Булгаков - Белая гвардия 1924 4870 2.34 2078
33 Виктор Гюго - Собор Парижской Богоматери 1831 4781 1.91 2496
34 Иоганн Вольфганг фон Гёте - Фауст 1774-1831 4747 1.95 2428
35 Уильям Шекспир - Гамлет 1601 4740 1.96 2409
36 Маргарет Митчелл - Унесённые ветром 1936 4616 1.00 4590
37 Оскар Уайльд - Портрет Дориана Грея 1891 4540 1.30 3491
38 Федор Достоевский - Униженные и оскорблённые 1861 4408 3.17 1388
39 Эрнест Хемингуэй - По ком звонит колокол 1940 4325 3.68 1174
40 Федор Достоевский - Игрок 1866 4315 3.31 1300
41 Александр Пушкин - Повести Белкина 1831 4145 2.23 1856
42 Станислав Лем - Солярис 1961 4106 2.39 1716
43 Александр Дюма - Три мушкетера 1844 4102 1.21 3371
Продолжение таблицы 1
№ Автор и произведение Год Баллы Средний балл Проголосовало
44 Аркадий и Борис Стругацкие - Пикник на обочине 1972 4101 2.02 2025
45 Марк Твен - Приключения Тома Сойера 1876 4096 1.33 3078
46 Михаил Шолохов - Тихий Дон 1926-1940 4081 1.33 3051
47 Джейн Остин - Гордость и предубеждение 1796-1797, 1813 3986 1.08 3658
48 Габриэль Гарсиа Маркес - Сто лет одиночества 1967 3980 1.39 2856
49 Роберт Льюис Стивенсон - Остров сокровищ 1883 3975 2.04 1942
50 Эрих Мария Ремарк - На западном фронте без перемен 1928-29 3970 2.33 1703
51 Жюль Верн - Таинственный остров 1874 3970 2.03 1947
52 Джек Лондон - Белый Клык 1906 3966 1.87 2119
53 Артур Конан Дойль - Собака Баскервилей 1901-1902 3965 1.51 2614
54 Даниель Дефо - Робинзон Крузо 1719 3963 1.42 2786
55 Вениамин Каверин - Два капитана 1938-1944 3962 2.05 1930
56 Борис Васильев - А зори здесь тихие 1969 3962 1.92 2054
57 Илья Ильф, Евгений Петров - Золотой теленок 1931 3962 1.71 2313
58 О. Генри - Рассказы 1904-1910 3870 1.68 2302
59 Лев Толстой - Воскресение 1899 3823 3.09 1234
60 Льюис Кэрролл - Алиса в стране чудес 1864 3674 1.36 2692
61 Алексей Толстой - Пётр Первый 1929-1945 3665 2.64 1384
62 Лев Толстой - Детство. Отрочество. Юность 1852-1857 3655 2.73 1337
63 Николай Гоголь - Шинель 1842 3630 2.99 1211
64 Александр Грин - Алые паруса 1916-1922 3612 1.24 2900
65 Кен Кизи - Пролетая над гнездом кукушки 1962 3548 1.84 1925
66 Ярослав Гашек - Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны 1921-1923 3480 2.17 1600
67 Александр Беляев - Человек-амфибия 1928 3479 2.22 1563
68 Джек Лондон - Мартин Иден 1909 3417 2.41 1416
69 Шарлотта Бронте - Джейн Эйр 1847 3378 1.00 3387
70 Ганс Христиан Андерсен - Сказки 1839-1872 3330 1.30 2583
71 Николай Гоголь - Петербургские повести 1832-1842 3.68 903
72 Лев Толстой - Хаджи-Мурат 1896-1904 3325 3.23 1027
73 Александр Волков - Волшебник Изумрудного города 1939 3323 1.20 2756
74 Николай Носов - Приключения Незнайки и его друзей 1953-1954 3322 1.13 2919
75 Федор Достоевский - Бедные люди 1845 3320 3.27 1013
76 Александр Пушкин - Дубровский 1833,1842 3319 3.72 891
77 Аркадий и Борис Стругацкие - Трудно быть богом 1963 3258 1.80 1809
78 Жюль Верн - Дети капитана Гранта 1868 3185 1.74 1826
79 Джоан Роулинг - Серия книг о Гарри Поттере 1997-2007 3181 0.67 4678
80 Аркадий и Борис Стругацкие - Понедельник начинается в субботу 1965 3056 1.66 1830
81 Антон Чехов - Вишневый сад 1903 3035 2.41 1258
82 Марк Твен - Приключения Гекльберри Финна 1884 3012 1.51 1988
83 Джон Толкиен - Властелин колец 1954-1955 3005 0.71 4193
84 Иван Тургенев - Записки охотника 1852 2937 2.57 1142
85 Борис Пастернак - Доктор Живаго 1945-1955 2920 1.32 2199
86 Фрэнсис Скотт Фицджеральд - Великий Гэтсби 1925 2915 2.11 1378
Окончание таблицы 1
№ Автор и произведение Год Баллы Средний балл Проголосовало
87 Александр Пушкин - Сказка о рыбаке и рыбке 1833 2914 1.87 1552
88 Теодор Драйзер - Американская трагедия 1925 2905 2.16 1341
89 Марк Твен - Принц и нищий 1880 2895 2.44 1185
90 Леонид Филатов - Про Федота-стрельца, удалого молодца 1985 2893 1.07 2697
91 Джером Д. Сэлинджер - Над пропастью во ржи 1951 2893 0.96 2998
92 Мигель Сервантес - Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский 1615 2880 1.83 1570
93 Федор Достоевский - Подросток 1875 2854 3.93 726
94 Лев Толстой - Кавказский пленник 1872 2835 2.41 1175
95 Федор Достоевский - Записки из подполья 1864 2815 3.94 714
96 Лев Толстой - Севастопольские рассказы 1855 2715 3.41 795
97 Лев Толстой - Казаки 1863 2710 3.49 775
98 Эрих Мария Ремарк - Жизнь взаймы 1959/1961 2682 2.09 1281
99 Федор Достоевский - Село Степанчиково и его обитатели 1859 2670 3.25 820
100 Уильям Шекспир - Король Лир 1605-1606 2645 2.38 1110
Голосование началось с декабря 2012 года и производится в режиме on-line, результаты его еженедельно обновляются. По условиям голосования в нем принимают участие произведения художественной литературы любой длины, любого жанра, написанные на любом языке в любой период времени. Участники голосования сами решают, что понимать под словом «лучшие произведения»: это могут быть как самые эпохальные и известные литературные тексты, так и просто любимые книги, перечитываемые с удовольствием раз за разом.
Согласно правилам голосования, участник получает 300 баллов, которые он может распределить между своими любимыми произведениями. Одной книге он может дать не более 5 баллов. Помимо этого, у него есть 100 отрицательных баллов. Одной книге можно дать не более 3 отрицательных баллов. Если участник голосования считает, что какая-либо книга попала в список незаслуженно, и ее следует вовсе удалить из списка, он имеет право поставить галочку в колонке «Удалить». Книги, набравшие определенное число таких «голосов за удаление», автоматически удаляются из списка. Повторное голосование участнику разрешается через одну неделю [6].
Приступая к анализу списка текстов и их авторов, мы поставили следующие вопросы:
1. Какие авторы (классики или современники) преобладают в списке «100 лучших книг всех времен»?
2. Какое процентное соотношение существует между отечественными и зарубежными авторами?
3. Тексты художественных произведений каких отечественных авторов в списке «100 лучших книг всех времен» наиболее популярны среди участников голосования? В какой период они были созданы?
4. Тексты художественных произведений каких зарубежных авторов в списке «100 лучших книг всех времен» наиболее популярны среди участников голосования? В какой период они были созданы?
5. Среди зарубежных авторов больше представителей западной или восточной культуры?
6. Какие авторы имеют самые высокие баллы?
7. Какие авторы набрали самое большое число голосов?
8. Какие авторы имеют самый высокий средний балл?
9. Какие авторы имеют самый низкий средний балл?
10. Тексты каких авторов сформировали и продолжают формировать культурный код россиянина?
Принимая во внимание, что периодом новой литературы считается время с 1997 года, мы выявили, что в списке «100 лучших книг всех времен» абсолютное большинство составляют произведения «классиков» - 99 авторов. «Современники» представлены единственным автором - Дж. Роулинг - с серией книг о Гарри Поттере, созданных в период с 1997 по 2007 год, занимающей 79 позицию рейтинга.
В процентном соотношении в списке «100 лучших книг всех времен» преобладают отечественные авторы - 55 %, зарубежные авторы получили 45 %.
Проанализировав состав отечественных авторов по периодам создания их произведений, мы выявили, что наибольшей популярностью пользуются тексты художественных произведений, созданных в конце XIX века (1861-1900), что отражено в таблице 2:
Таблица 2
Наиболее популярные тексты отечественных авторов
Второе место в списке «100 лучших книг всех времен» принадлежит авторам середины XIX века (1831-1860), что показано в таблице 3:
Таблица 3
Произведения отечественных авторов, занявшие второе место по популярности
Место в рейтинге Автор Произведение Год создания
8 Н. Гоголь Мертвые души 1842
11 М. Лермонтов Герой нашего времени 1839-1840
21 Н. Гоголь Тарас Бульба 1835;1842
23 Н. Гоголь Вечера на хуторе близ Диканьки 1831-1832
24 И. Гончаров Обломов 1848-1858
28 А. Пушкин Капитанская дочка 1836
29 Н. Гоголь Ревизор 1836
41 А. Пушкин Повести Белкина 1831
62 Л. Толстой Детство. Отрочество. Юность 1852-1857
63 Н. Гоголь Шинель 1842
71 Н. Гоголь Петербургские повести 1832-1842
75 Ф. Достоевский Бедные люди 1845
76 А. Пушкин Дубровский 1833;1842
84 И. Тургенев Записки охотника 1852
87 А. Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке 1833
96 Л. Толстой Севастопольские рассказы 1855
99 Ф. Достоевский Село Степанчико-во и его обитатели 1859
Двадцатый век в отечественной литературе ассоциируется у голосующих с большим числом авторских имен, однако, с меньшим количеством их произведений. При этом самыми «читаемыми» авторами являются, согласно опросу, М. Булгаков и братья А. и Б. Стругацкие (по 3 произведения в списке). Кроме того, сразу обращает на себя внимание факт отсутствия в списке имен авторов-классицистов, создававших свои произведения до начала XIX века. Мы объясняем это определенной сложностью восприятия для
Место в рейтинге Автор Произведение Год создания
2 Л. Толстой Война и мир 1865-1868
3 Ф. Достоевский Преступление и наказание 1866
4 Ф. Достоевский Идиот 1868-1869
5 Ф. Достоевский Братья Карамазовы 1879-1880
6 Л. Толстой Анна Каренина 1873-1877
13 А. Чехов Рассказы 1883-1885
16 Ф. Достоевский Бесы 1870-1872
18 И. Тургенев Отцы и дети 1860-1861
26 А. Чехов Палата № 6 1892
38 Ф. Достоевский Униженные и оскорбленные 1861
40 Ф. Достоевский Игрок 1866
59 Л. Толстой Воскресение 1899
93 Ф. Достоевский Подросток 1875
94 Л. Толстой Кавказский пленник 1872
95 Ф. Достоевский Записки из подполья 1864
97 Л. Толстой Казаки 1863
широкой массы современных читателей текстов авторов-классицистов (Державин, Сумароков, Ломоносов, Кантемир и др.). Мы предполагаем, что хотя их имена известны современным читателям, однако сами произведения изучает узкий круг специалистов-филологов.
Проанализировав состав зарубежных авторов по периодам создания их произведений, мы выявили, что наибольшей популярностью у голосующих пользуются тексты художественных произведений, созданных в конце XIX века (18611900), что показано в таблице 4:
Таблица 4
Наиболее популярные тексты зарубежных авторов
Место в рейтинге Автор Произведение Год создания
20 В. Гюго Отверженные 1862
37 О. Уайльд Портрет Дориана Грея 1891
45 М. Твен Приключения Тома Сойера 1876
49 Р. Л. Стивенсон Остров сокровищ 1883
51 Ж. Верн Таинственный остров 1874
60 Л. Кэрролл Алиса в стране чудес 1864
70 Г.-Х. Андерсен Сказки 1839-1872
78 Ж. Верн Дети капитана Гранта 1868
82 М. Твен Приключения Гекль-берри Финна 1884
89 М. Твен Принц и нищий 1880
Кроме того, популярными являются тексты «высокой классики», включающие в себя такие авторские имена и произведения, без знания которых вообще сложно представить себе современного культурного человека. Интересно отметить, что понятие «высокой классики» современный российский читатель связывает, прежде всего, именно с зарубежными, а не с отечественными авторами. Причиной тому, возможно, являются великолепные переводы данных произведений на русский язык, довольно частые их экранизации и театральные постановки и, как результат, лучшая ознакомленность с ними читателей (см. табл. 5).
Таблица 5
Популярные тексты «высокой классики» зарубежных авторов
Место в рейтинге Автор Произведение Год создания
22 У. Шекспир Ромео и Джульетта 1592-1595
34 И.-В. Гете Фауст 1774-1831
35 У. Шекспир Гамлет 1601
47 Д. Остин Гордость и предубеждение 1796-1797; 1813
54 Д. Дефо Робинзон Крузо 1719
92 М. де Сервантес Хитроумный идальго Дон Кихот Ла-манчский 1615
100 У. Шекспир Король Лир 1605-1606
При этом самым «читаемым» зарубежным автором назван Э.-М. Ремарк (4 произведения в списке).
В списке «100 лучших книг всех времен» среди имен зарубежных писателей отсутствуют имена «восточных» авторов, наличествуют только представители Западной Европы или Америки. Это, вероятно, указывает на направленность современного российского читателя в сторону Запада, на лучшее восприятие им западных ценностей и мировоззрения. Кроме того, нам кажется, что имеет место экспансия западноевропейской и американской культуры.
Таким образом, XIX век ассоциируется у современного российского читателя прежде всего с именами Ф. Достоевского (10 произведений в списке), Л. Толстого (8 произведений), Н. Гоголя (6 произведений), А. Пушкина (5 произведений), А. Чехова (3 произведения), И. Тургенева (2 произведения), М. Твена (3 произведения), А. Дюма (2 произведения), В. Гюго (2 произведения), Ж. Верна (2 произведения). Двадцатый век связан у читателей с именами М. Булгакова (3 произведения), братьев Стругацких (3 произведения), И. Ильфа и Е. Петрова (2 произведения), Э.-М. Ремарка (4 произведения), А. Конан Дойля (2 произведения), Д. Лондона (2 произведения). Понятие «высокой классики» связано, прежде всего, с именем У Шекспира (3 произведения).
Самые высокие баллы по итогам голосования распределились следующим образом (см. табл. 6).
Таблица 6
Список произведений, набравших самые высокие баллы
Автор Произведение Баллы
М Булгаков Мастер и Маргарита 13293
Л. Толстой Война и мир 10208
Ф. Достоевский Преступление и наказание 9665
Ф. Достоевский Идиот 8080
Ф. Достоевский Братья Карамазовы 7955
Л. Толстой Анна Каренина 7837
А. Пушкин Евгений Онегин 7693
Н. Гоголь Мертвые души 7625
М. Булгаков Собачье сердце 7508
А. Конан Дойль Приключения Шерлока Холмса 7165
Таблица 8 Список произведений, получивших самый высокий средний балл
Автор Произведение Средний балл
Ф. Достоевский Записки из подполья 3,94
Ф. Достоевский Подросток 3,93
А. Пушкин Дубровский 3,72
Э. Хемингуэй, Н. Гоголь По ком звонит колокол; Петербургские повести 3,68
Л. Толстой Казаки 3,49
Л. Толстой Севастопольские рассказы 3,41
Ф. Достоевский Игрок 3,31
Ф. Достоевский Бедные люди 3,27
Ф. Достоевский Бесы; Село Степанчиково и его обитатели 3,25
Л. Толстой Хаджи-Мурат 3,23
Самое большое число голосов было отдано авторам, чьи имена отражены в таблице 7.
Таблица 7 Список произведений, получивших наибольшее число голосов
При этом самый высокий средний балл, который определялся путем соотнесения общего количества баллов и проголосовавших читателей, получили авторы и их произведения, представленные в таблице 8.
Интересно отметить, что самый низкий средний балл набрали произведения Д. Роулинг (серия книг о Гарри Поттере) - 0,67, а также Д. Толкие-на («Властелин колец») - 0,71 балла при общем большом количестве принявших участие в голосовании (4678 и 4193 голоса соответственно). Это говорит о том, что многие читатели отдали наименьшее число баллов произведениям этих авторов.
Таким образом, можно заключить, что наибольший интерес современного российского читателя вызывают художественные тексты как отечественных, так и зарубежных (преимущественно западноевропейских) авторов-классиков, поскольку «одна из особых черт классики -её бытийность, онтологический критерий. Классика отвечает на вечные, универсальные вопросы человеческого бытия. Эта универсальность является парадоксальной: каждое новое поколение читателей по-новому интерпретирует вечные, бытийные темы. Именно бытийность классики, её способность запечатлеть в тексте антропологические и онтологические универсалии, некий комплекс вечных, надвременных идеологий определяет её ценность для читателей, давая возможность вневременного диалога между автором, текстом и интерпретатором...» [8, с. 280]. Однако интересен
Автор Произведение Кол-во голосов
М. Булгаков Мастер и Маргарита 5892
А. де Сент-Экзюпери Маленький принц 4948
Л. Толстой Война и мир 4814
Л. Толстой Анна Каренина 4747
Ф. Достоевский Преступление и наказание 4740
Д. Роулинг Серия книг о Гарри Поттере 4678
М. Митчелл Унесенные ветром 4590
А. Конан Дойль Приключения Шерлока Холмса 4454
Ф. Достоевский Братья Карамазовы 4248
И. Ильф, Е. Петров Двенадцать стульев 4229
тот факт, что количество «культурообразующих» художественных текстов отечественных авторов вдвое превышает количество аналогичных текстов зарубежных авторов: 42 отечественных произведения против 20 зарубежных текстов. Самое большое число баллов, голосов, наиболее высокие средние баллы также сохраняются за текстами отечественных авторов. Поэтому мы предполагаем,
что доминанту культурного литературного кода современного российского читателя прежде всего формируют тексты художественных произведений отечественных писателей-классиков Ф. Достоевского, Л. Толстого, Н. Гоголя, А. Пушкина, М. Булгакова, А. Чехова, братьев А.и Б. Стругацких, а также произведения У Шекспира и Э.-М. Ремарка.
Литература
1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: пер. с фр. / сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косико-ва. - М.: Прогресс, 1989. - 616 с.
2. Быкова О. И. Образная составляющая как релевантный признак этноконнотата // Вестн. ВГУ, Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». - 2005. - № 1. - С. 34-40.
3. Красных В. В. Коды и эталоны культуры (приглашение к разговору) // Язык, сознание, коммуникация: сб. ст. / отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. - М.: МАКС Пресс, 2001. - С. 5-19.
4. Культурный код [Электронный ресурс] // Википедия - версия энциклопедии на русском языке. - URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki/
5. Рапай К. Культурный код: как мы живем, что покупаем и почему: пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 167 с.
6. 100 лучших книг всех времен [Электронный ресурс]. - URL: http://www.100bestbooks.ru/index.php (дата обращения: 23.04.2014).
7. Худолей Н. В. Художественный текст как транслятор культурного кода нации // Проблемы современной аграрной науки: мат-лы междунар. заоч. науч. конф. - Красноярск: Краснояр. гос. аграр. ун-т., 2013. - С. 228-230.
8. Худолей Н. В. Роль классического литературного текста как языка духовной культуры в социально-культурном пространстве России // Вестн. КрасГау. - 2013 - № 7. - С. 278-280.
References
1. Bart R. Izbrannye raboty: Semiotika: Poetika. Per. s fr. Sost., obshch. red. i vstup. st. G.K. Kosikova [Selected Works: Semiotics: The Poetics. Per. with fr. Comp., P. Ed. and entered. G.K. Kosikova]. Moscow, Progress Publ., 1989. 616 p. (In Russ.)
2. Bykova O.I. Obraznaya sostavlyayushchaya kak relevantnyy priznak etnokonnotata [Shaped component as relevant feature of ethnoconnotate] Vestnik VGU, Seriya "Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikatsiya" [Herald VSUSeries "Linguistics and Intercultural Communication"], 2005, no 1, pp. 34-40. (In Russ.)
3. Krasnykh V.V. Kody i etalony kul'tury (priglashenie k razgovoru) [Codes and standards of culture (an invitation to talk)]. Yazyk, soznanie, kommunikatsiya. Sb. Statey. Otv. red. V.V. Krasnykh, A.I. Izotov [Language, consciousness, communication. Coll. Articles. Ed. V.V. Krasnykh, A.I. Izotov]. Moscow, MAKS Press Publ., 2001, pp. 5-19. (In Russ.)
4. Kul'turnyy kod [Cultural code]. Vikipediya - versiya entsiklopedii na russkom yazyke [Wikipedia, the version of the encyclopedia in Russian]. Available at: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (In Russ.)
5. Rapay K. Kul'turnyy kod: kak my zhivem, chto pokupaem i pochemu [Culture Code: how we live, what we buy and why]. Moscow, Al'pina Biznes Buks Publ., 2008. 167 p. (In Russ.)
6. 100 luchshikh knig vsekh vremen [100 best books of all time]. Available at: http://www.100bestbooks.ru/index.php (accessed 23.04.2014.). (In Russ.)
7. Khudoley N.V. Khudozhestvennyy tekst kak translyator kul'turnogo koda natsii [Literary text as a cultural code translator of the nation]. Problemy sovremennoy agrarnoy nauki. Materialy mezhdunarodnoy zaochnoy nauchnoy konferentsii [Problems of modern agricultural science. Materials of International scientific conferences]. Krasnoyarsk: Krasnoyarskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet Publ., 2013, pp. 228-230. (In Russ.)
8. Khudoley N.V Rol' klassicheskogo literaturnogo teksta kak yazyka dukhovnoy kul'tury v sotsial'no-kul'turnom prostranstve Rossii [the Role of classical literary texts as the language of spiritual culture in the socio-cultural space of Russia]. VestnikKrasGau [Bulletin of KrasGAU], 2013, no 7, pp. 278-280. (In Russ.)