Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. ОБЗОР НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ'

КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. ОБЗОР НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколов Дмитрий Васильевич

Обзор книжных новинок по тематике журнала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL CONTEXT OF SCIENCE AND EDUCATION IN TIMES OF GLOBALIZATION

A short review of a new books within a thematic range of the journal

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. ОБЗОР НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

У КНИЖНОЙ ПОЛКИ

КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Обзор новой литературы

Впервой половине 2021 г. вышел ряд заслуживающих внимания книг, исследующих важность культурных факторов в ходе глобализационных процессов, охватывающих не только экономику, но также и научно-технологическую сферу. Представленный ниже обзор сосредоточен на работах, посвящённых проблемам соотношения локального и универсального, национального и международного в контексте бурного развития цифровых технологий и тех последствий, которые это развитие имеет для науки и высшего образования.

В книге Л. Посати «Программное обеспечение как герменевтика» предлагается новый взгляд на развитие цифровых технологий, соединяющий идеи континентальной философии с исследованиями информационного общества. Автор книги — научный сотрудник Университета Порту, специалист по вопросам философии науки и технологий. Л. Посати предлагает рассматривать программное обеспечение (software) вне привычного технологического контекста, помещая концепт «софта» в рамки герменевтики и текстуального анализа. Л. Посати подчёркивает, что возникновение современных информационных технологий произошло во многом благодаря достижениям европейской математики за последние несколько столетий, и роль философии в этом процессе была более значительной, чем может показаться на первый взгляд. Основные понятийные категории для цифровых технологий были, как показывает Л. Посати, разработаны европейскими мыслителями в XVII—XVIII вв., сформировавшими основы математического мышления в

и и А

складывающейся научной культуре. А это, в свою очередь, позволило выработать понятие «кода», ставшее ключевым для информационно-технологической революции середины — конца ХХ в. Л. Посати тем самым изящно увязывает две очень разных области знания — герменевтическую философию и информационные технологии, показывая, что развитие научного знания

Культурный контекст науки и образования в условиях глобализации

255

продолжает оставаться целостным и взаимосвязанным процессом, несмотря на повсеместное углубление специализации.

Мысль о важности культурной специфики в социально-экономическом развитии хорошо проиллюстрирована также в книге Н. Уильямса «Диаспора и вернувшиеся предприниматели». Н. Уильямс, преподаватель в Университете Лидса, много лет занимается вопросами трудовой миграции и воздействия

тл и о

миграционных потоков на экономику. В своей новой книге он исследует в первую очередь вернувшихся квалифицированных мигрантов, ставших предпринимателями. В фокусе внимания автора — диаспоральные сети в качестве особого типа институтов, поддерживающего как индивидуальных мигрантов, так и целые их сообщества. Книга на обширном социологическом материале показывает различные примеры взаимодействия вернувшихся мигрантов со страной рождения, выявляя несколько сценариев возвращения и с особым вниманием исследуя их экономическую сторону. Большое внимание в работе уделяется и психологическим аспектам возвращения — изучается мотивация к обратной миграции, роль культурных факторов в ней, а также специфика эмоциональных связей мигрантов-предпринимателей со страной рождения. Завершается книга отдельной главой, в которой сделан ряд практических предложений по модификации миграционной политики для стран, обладающих значительной по масштабам квалифицированной диаспорой, сосредоточенной в том числе среди научного и образовательного секторов экономики.

Ещё одним примером сетевого взаимодействия, помимо диаспоры, могут служить научные школы и в более широком смысле — сообщества учёных вообще. Об одном из таких сообществ рассказывает книга Е. М. Берковича «А. Эйнштейн и "революция вундеркиндов"». Автор прослеживает возникновение современной физики в начале ХХ в. через историю нескольких поколений учёных, заложивших основы квантовой механики. В биографиях отдельных исследователей — от А. Эйнштейна и Н. Бора до Д. Уленбека — ярко выделяются не только особенности личного темперамента, но также социально-культурный контекст их становления как членов научного сообщества, одновременного локального, связанного с отдельно взятой национальной культурой, и международного, объединённого общечеловеческими интересами. Кроме того, работа позволяет в полной мере оценить важность не только институциональных, но и персональных связей для развития науки.

Роль национальной культуры в становлении эффективной системы высшего образования (а косвенно - и научного развития) подробно рассматривается в книге российского культуролога А. П. Валицкой «Образование в России: цели и ценности». Работа особенно интересна тем, что ставит проблему высшего образования в широкий исторический и управленческий контекст, позволяя оценить произошедшие за последние годы изменения как часть более общей картины национального развития. При этом круг вопросов, затрагиваемых автором, не ограничивается культурологическим анализом, и включает в себя, кроме прочего, вопросы значения наукометрии в гуманитарных науках, сравнение идеи университета в России и Европе, а также критический обзор распространенных сейчас подходов к оценке качества высшего образования. Но центральное место в книге занимает проблема

256

У книжной полки

выбора образовательной модели для России, а также связанная с этим выбором задача формирования нового педагогического образования.

Своеобразным дополнением к работе о целях и ценностях в высшем образовании выступает книга британских экспертов из Лондона и Оксфорда Р. и Д. Зюскиндов под названием «Будущее профессий». Это обновлённое издание работы, которая суммирует многолетние исследования авторов в сфере социологии труда. Основная задача книги - комплексно оценить перспективы профессионального образования и нового разделения труда в свете цифровых технологий. Авторы использовали для организации обширного, но аналитически обработанного материала трёхчастную схему. В первом разделе книги описаны произошедшие за последние десятилетия изменения на рынке труда (в первую очередь квалифицированного и требующего интеллектуальных усилий). Затем, во втором разделе, предлагается теоретическая схема, позволяющая объяснить значение происходящих перемен в контексте цифровизации экономики. Третий раздел посвящён разбору ограничений предложенной теории и возможных критических замечаний к ней. Стоит особо отметить, что связующей нитью книги для авторов выступает роль экспертного (т. е. уникально «человеческого») знания в разных контекстах циф-ровизации - управленческом, научно-технологическом, профессиональном.

ПЕРЕЧЕНЬ КНИГ, УПОМЯНУТЫХ В ОБЗОРЕ:

1. Possati L. M. Software as Hermeneutics. A Philosophical and Historical Study. Palgrave Macmillan, 2021.

2. Williams N. The Diaspora and Returnee Entrepreneurship. Dynamics and Development in Post-Conflict Economies. Oxford University Press, 2021. 184 p.

3. Беркович Е. М. Альберт Эйнштейн и «революция вундеркиндов»: Очерки становления квантовой механики и единой теории поля. М.: URSS, 2021. 328 с.

4. Валицкая А. П. Образование в России: цели и ценности. СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2021. 238 с.

5. Susskind R., Susskind D. The Future of the Professions. How Technology Will Transform the Work of Human Experts (Updated Edition). Oxford University Press, 2021. 480 p.

Материалы рубрики подготовил Д. В. Соколов, научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.