Научная статья на тему 'Культурный досуг ндустриальных рабочих Херсонской губернии во второй половине хіх-в начале ХХ в'

Культурный досуг ндустриальных рабочих Херсонской губернии во второй половине хіх-в начале ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
220
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХЕРСОНСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ РАБОЧИЕ / КУЛЬТУРА / ДОСУГ / РЕЛИГИЯ / KHERSON PROVINCE / INDUSTRIAL WORKERS / CULTURE / LEISURE / RELIGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сугак Валерия Валериевна

В публикации идет речь об одной из составляющих повседневной жизни индустриальных рабочих, а именно культурной жизни и досуге. Географические рамки охватывают Херсонскую губернию Юга Российской империи, а хронологические вторую половину ХІХ начало ХХ в. Описан внешний вид рабочих, посещение ими театров и трактиров. Уделено внимание духовному развитию промышленных рабочих и уровень их религиозности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL ENTERTAINMENT FOR INDUSTRIAL WORKERS OF THE KHERSON PROVINCE IN THE SECOND HALF OF THE XIX EARLY XX CENTURIES

The paper considered one of the components of everyday life of industrial workers namely, cultural entertainment and leisure. The geographical scope covered the Kherson province on the South of the Russian Empire, and period of time being the second half of the nineteenth and early twentieth centuries. The study described the appearance of working people, their visiting theaters and taverns. The author paid attention to intellectual advancement of industrial workers with mentioning the level of their religionism.

Текст научной работы на тему «Культурный досуг ндустриальных рабочих Херсонской губернии во второй половине хіх-в начале ХХ в»

УДК 94(477.7):338.45-057.21:008"1861/1914"

СУГАК Валерия Валериевна, аспирант кафедры истории Украины исторического факультета Одесского национального университета имени И.И. Мечникова, Одесса, Украина skorpilerus@ukr.net

КУЛЬТУРНЫЙ ДОСУГ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ РАБОЧИХ ХЕРСОНСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ Х1Х - В НАЧАЛЕ ХХ вв.

В публикации идет речь об одной из составляющих повседневной жизни индустриальных рабочих, а именно - культурной жизни и досуге. Географические рамки охватывают Херсонскую губернию Юга Российской империи, а хронологические - вторую половину Х1Х -начало ХХ в. Описан внешний вид рабочих, посещение ими театров и трактиров. Уделено внимание духовному развитию промышленных рабочих и уровень их религиозности.

Ключевые слова: Херсонская губерния, индустриальные рабочие, культура, досуг, религия.

SUGAK Valeria Valerievna, Postgraduate student, Chair of the History of Ukraine, Department of History, Odessa National University named after I. I. Mechnikov , Odessa, Ukraine skorpilerus@ukr.net

CULTURAL ENTERTAINMENT FOR INDUSTRIAL WORKERS OF THE KHERSON PROVINCE IN THE SECOND HALF OF THE XIX - EARLY XX CENTURIES

The paper considered one of the components of everyday life of industrial workers - namely, cultural entertainment and leisure. The geographical scope covered the Kherson province on the South of the Russian Empire, and period of time being the second half of the nineteenth and early twentieth centuries. The study described the appearance of working people, their visiting theaters and taverns. The author paid attention to intellectual advancement of industrial workers with mentioning the level of their religionism.

Keywords: Kherson Province, industrial workers, culture, leisure, religion.

В указанный хронологический период большая часть Украины находилась в составе Российской империи. Херсонская губерния охватывала современную Николаевскую, Херсонскую, часть Одесской и Кировоградской областей Украины. Наибольшим городом губернии являлась Одесса, по численности населения - первым городом в Украине и четвертым (после Санкт-Петербурга, Москвы и Варшавы) - в империи. В начале ХХ в. в городе насчитывалось 450 000 жителей. Одновременно с этим она была одним из крупнейших промышленных центров Российской империи. Исходя из этого, изучение жизни и быта промышленных рабочих Херсонской губернии является актуальным для современной исторической науки.

Такое направление исследований, как история повседневности, уже заняло свое достойное место в исторической науке современности. Рабочая повседневность выступает составной частью общей повседневной жизни различных слоев населения. Источниковедческую базу исследования составляют нормативно-правовые акты рабочего законодательства, а монографические работы советских историков и экономистов, таких как Ю.И. Кирьянов [1], Э.Э. Крузе [2], Ф.Е. Лось [3], В.В. Пажитнов [4], А.А. Парасунько [5], С.И. Потолов [6], представляют его историографическую основу. Целью данной публикации является объединение разрозненных в различных источниках свидетельств относительно культурной жизни индустриальных рабочих Херсонской губернии во второй половине XIX - начале хХ в.

Внешний вид рабочих оставлял желать лучшего - дырявый кожух, рубашка непонятного цвета, панталоны, сшитые из неопределенного материала, сапоги, связанные веревками, на голове случайно приобретенный картуз или дешевая шапка. Волосы нечесаные, лицо неумытое. Обычно рабочие обменивались одеждой для выхода «в город». Некоторые, не имея верхней одежды, надевали на себя просто мешок [7, с. 98-99]. Доктор Лебедев в «Вестнике общественной гигиены» в начале ХХ в. описывал составляющие одежды промышленных рабочих Юга. Мужскую одежду составляли: овечий тулуп, рубашка, шапка, штаны, сапоги, портянки (ткань, использовавшаяся для обертывания ступни и голени), связка, жилет и нижнее белье. Летом могли носить соломенные шляпы. Женская одежда состояла из рубашки, юбки, свитки, платка, кофты, пояса и обуви. Всего мужчины носили на себе около 18,9 фунтов одежды (1 фунт = 453,5 г.), женщины - 17.

На фабриках и заводах особое внимание обращает на себя опасность захвата одежды движущимися механизмами. Одежда не должна иметь торчащих краев, она должна плотно охватывать тело, не исключая рукавов у запястья и воротника у шеи. Лучше подходила узкая рубашка, заправленная в брюки, с застежками на рукавах и заправленные в сапоги брюки. Праздничные наряды рабочих состояли из цветной рубашки с большим количеством пуговиц на груди, хлопчатобумажных брюк клеш (в народе их называли «тридцать шесть и три кисточки»). Кроме этого мужчины носили широкие пояса (кушаки) и твинчики (пиджаки) [8, с. 120-123].

В Государственном архиве Николаевской области (ГАНО) сохранились свидетельства об организации полезных занятий и развлечений для рабочих судостроительных, механических и литейных заводов г. Николаева в 1901 г. С этой целью был организован специальный Коми- 34 -

тет, который согласовывал инструкции проведения подобных мероприятий с градоначальником и Департаментом общих дел Министерства внутренних дел. Согласно инструкции, Комитет должен был устраивать концерты, песни, народные чтения, спектакли, танцевальные вечера, демонстрации туманных картинок (с помощью проекционного аппарата «волшебный фонарь» -предшественника киноаппарата) для рабочих и их семей.

Членами Комитета не могли быть лица, не имевшие отношения к судостроительным, механическим, литейным заводам Николаева, они распределялись на почетных и действительных. Уважительными участниками Комитета были те, кто жаловал определенные суммы для его работы, а действительными - кто предлагал лично помогать в организации развлечений. Бюджет Комитета состоял из: 1) единовременных взносов членов Комитета; 2) остатков от организованных развлечений; 3) пожертвований членов Комитета и различных учреждений как деньгами, так и вещами. Все внесенные средства и вещи должным образом фиксировались, как и их расходы.

Обязательными членами Комитета были директора заводов. Из числа участников избирались на один год: председатель, его заместитель, секретарь, казначей. Они составляли совет Комитета, выборы которого утверждали директора заводов. Примечательно, что в совет не могли быть избраны лица женского пола. Весь состав совета Комитета нес ответственность за имущество и средства организации. Остальные участники входили в состав трех комиссий: театральной, бальной и хозяйственной. Количество членов этих комиссий не было постоянным.

В обязанности театральной комиссии входила организация представлений, избрание режиссеров, показы туманных картинок, устройство народных чтений и лекций. Бальная комиссия занималась организацией концертов, танцев, музыкальных вечеров. Хозяйственная комиссия закупала продукты питания и посуду, брала напрокат мебель, снимала и обустраивала помещения, устраивала буфет, следила за покупкой основных и дополнительных билетов, решала спорные вопросы с публикой.

Продажа алкогольных напитков в буфетах была запрещена. Все вопросы обсуждались на заседаниях Комитета, его решения утверждались директорами заводов. В конце года подробный отчет о работе Комитета направлялся губернатору. Действие Комитета могло быть прекращено по решению местных властей, директоров заводов или отсутствием людей, желающих принимать участие в его деятельности. В случае закрытия Комитета весь его капитал и имущество должны быть использованы для основания благотворительной организации для рабочих с согласия градоначальника и директоров заводов [9, с. 8-10].

Таким образом, мы видим, что определенные заботы о культурном развитии промышленных рабочих Николаева со стороны градоначальника и промышленников прослеживаются, о чем свидетельствуют архивные данные. Еще одним таким примером является обращение директора Черноморского механического завода к градоначальнику г. Николаева о разрешении на Рождество устроить в заводской столовой спектакль и сыграть пьесу Н.В. Гоголя «Женитьба». Рабочие этого завода также обращались к фабричному инспектору с просьбой разрешить устроить семейный танцевальный вечер.

После работы рабочие обычно шли в трактир, где оставляли часть дневного заработка. Самым популярным в Одессе был кабак Петрихи на Товарной улице и «монополька» напротив него. Чуть дальше - на Степовой улице - трактиры были обставлены с претензией на роскошь: салфетки на столах, обслуживающие в белых фартуках, с полотенцем через руку. После получения зарплаты шли в кабак на Степовую, а допивать к Петрихе или в «монопольку». Например, получив 2 руб., рабочий тратил 1 руб. так: сам выпивал на 20 коп., приятеля угощал на 40 коп., а на остальные - закуска и чай. Его жена и дети в это время или дома ждали, или приходили под дверь кабака, чтобы получить хоть какие-то остатки от зарплаты. Из-за такого образа жизни мало кто из рабочих вообще имел семью [10, с. 11-13].

Часть денег тратили на алкоголь, часть - проигрывали в азартных играх. Так, на городском съезде мировых судей в феврале 1883 г. рассматривалось дело по обвинению полицией владельца кабака «Ардаган» Степанова в разрешении игры в кости в своем заведении. Согласно полицейскому протоколу, игра проводилась под прикрытием игры на бильярде. Степанов был оштрафован на 25 руб.

Следует отметить, что посещение трактира иногда заменялось визитом в театр. Так, местная пресса сообщала о недовольстве шинкарей открытием театра в 1887 г. в рабочем районе Одессы - Молдаванке, что уменьшило количество посетителей кабаков, поскольку рабочий люд охотно шел на созерцание пьес Гоголя и Островского [11].

Частыми развлечениями среди рабочих были драки и кулачные бои. В праздничные дни все мужское население окрестностей выходило на «кулачки». Результатом таких боев были многочисленные увечья и убийства. Городская власть на это внимания не обращала, считая такие развлечения даже полезными для большего послушания рабочих. Моральная сторона

жизни была не лучше. Рабочие не пропускали ни одной женщины, чтобы не сказать какой-нибудь грубой шутки, общались между собой такими выражениями, которые мог понять только капральний ефрейтор 1840-х гг.

Один из авторов газеты «Одесский вестник» отмечал, что уровень благосостояния находится в прямой зависимости от степени развития культуры. Причинами бедности рабочих он считал отсутствие надлежащего культурного уровня, наличие которого позволило бы рабочим заботиться о своем здоровье и собственном совершенствовании, что повысило бы и уровень достатка.

Религиозные убеждения существовали и проявлялись у кого-то в большей, у кого-то в меньшей степени. В церковь ходили редко, пост могли не держать, что, как и в современных условиях, не является показателем уменьшения или отсутствия религиозности. В рабочих районах городов были церкви, куда рабочие могли наведываться. Например, «Одесский вестник» рассказывал об открытии в 1887 г. на Слободке - Романовке в Одессе каменной церкви имени Вознесения Спасителя, где присутствовали градоначальник, полицмейстер и 3 тыс. прихожан [12]. Врач И.И. Лященко замечал в некоторых квартирах верующих рабочих иконы, перед которыми горела лампада. По подсчетам современного российского историка Б.Н. Миронова, 80% рабочих в конце XIX в. были выходцами из крестьян. Поэтому, по его мнению, рабочие в большей степени сохранили традиционный крестьянский менталитет, чем другие социальные группы. Это проявлялось в их политическом поведении, отношении к собственности (достаточно отрицательном), организации рабочих коллективов, обычаях (вывоз мусора на тачке, магарыч) и их религиозности [13, с. 343].

Представления рабочих о верованиях, власти, отечестве, общественно-бытовое поведение в большинстве случаев складывались под влиянием религии. Исследователь вопросов религиозности рабочих М.М. Персиц отмечал, что до 1905 г. рабочие в своем критическом отношении к религии не шли дальше религиозного индифферентизма, то есть толерантного или безразличного отношения к вере. Эта толерантность проявлялась в нерегулярном посещении храмов и праздновании церковных праздников.

Тем не менее, большинство рабочих верили в Бога и уважали религиозные праздники. Осталось много документов, которые фиксировали требования рабочих не работать в дни церковных праздников и не взимать штрафы за невыход на работу в такой день. В 1897 г. законодательно были закреплены как выходные дни двунадесятых праздников (12 наиболее важных православных праздников) [14, с. 355-356]. В начале ХХ в. только те представители рабочих, которые были связаны с политическими и партийными организациями, были атеистами.

Итак, проследив за распространением образованности среди рабочих и ростом их культурного уровня, можем констатировать положительное влияние этих качеств на благосостояние и отношение к труду промышленных рабочих. Современные исследователи определяют уровень культуры как один из основных факторов влияния на качество работы.

Склонность к выполнению правил поведения на предприятии и техники безопасности, чтобы уберечь себя от получения травм, дисциплинированность и способность к компромиссу в конфликтных ситуациях в значительной степени зависели от образовательного уровня рабочего. Осторожное отношение к промышленному оборудованию и более сдержанное - к администрации были следствием культурного роста рабочих. Невежество, наоборот, было одной из причин низкой трудовой дисциплины, заставляло промышленных владельцев усиливать контроль на предприятиях.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Кирьянов Ю.И. Жизненный уровень робочих России (конец Х1Х - начало ХХ в.). - М.: Наука, 1979.

2. Крузе Э.Э. Условия труда и быта рабочего класса России в 1900-1914 годах. - М.: Наука, 1981.

3. Лось Ф.Е. Формирование рабочего класса на Украине и его революционная борьба в конце XIX в. и в начале XX в. - К.: Госполитиздат УССР , 1955.

4. Пажитнов К.А. Положение рабочего класса в России. Т. 2. - Л.: Путь к знанию, 1924.

5. Парасунько О.А. Положение и борьба рабочего класса Украины (60-90 годы XIX в.). - К.: Изд-во АН УССР, 1963.

6. Потолов С.И. Рабочие Донбасса в Х1Х веке. - М.: Изд-во АН СССР, 1963.

7. Федоров И.О. О положении рабочего класса в Одессе //Труды Одесского статистического комитета. - Одесса, 1870, вып.3.

8. Вестник общественной гигиены. 1903, № 8.

9. Государственный архив Николаевской области (ГАНО). Ф. 229. Д. 65, 1901, 129 л.

10. Першина З.В. Имени январского восстания. - Одесса: Книжное изд-во, 1963.

11. Одесский вестник, 1888, № 13, 15 января.

12. Одесский вестник, 1887, № 140, 27 мая.

13. Миронов Б.Н. Социальная история России (XVIII - начало ХХ в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. Т 1. - СПб.: «Дмитрий Буланин», 1999.

14. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. XVII за 1897 г. - СПб.: Гос. тип, 1900.

REFERENCES

1. Kir'yanov Yu.I. Zhiznenny'j uroven' robochix Rossii (konec XIX - nachalo XX v.). - M.: Nauka, 1979.

2. Kruze E'.E'. Usloviya truda i by'ta rabochego klassa Rossii v 1900-1914 godax. - M.: Nauka, 1981.

3. Los' F.E. Formirovanie rabochego klassa na Ukraine i ego revolyucionnaya bor'ba v konce XIX v. i v nachale XX v. -K.: Gospolitizdat USSR , 1955.

4. Pazhitnov K.A. Polozhenie rabochego klassa v Rossii. T. 2. - L.: Put' k znaniyu, 1924.

5. Parasun'ko O.A. Polozhenie i bor'ba rabochego klassa Ukrainy' (60-90 gody' XIX v.). - K.: Izd-vo AN USSR, 1963.

6. Potolov S.I. Rabochie Donbassa v XIX veke. - M.: Izd-vo AN SSSR, 1963.

7. Fedorov I.O. O polozhenii rabochego klassa v Odesse //Trudy' Odesskogo statisticheskogo komiteta. - Odessa, 1870, vy'p.3.

8. Vestnik obshhestvennoj gigieny'. 1903, № 8.

9. Gosudarstvenny'j arxiv Nikolaevskoj oblasti (GANO). F. 229. D. 65, 1901, 129 l.

10. Pershina Z.V. Imeni yanvarskogo vosstaniya. - Odessa: Knizhnoe izd-vo, 1963.

11. Odesskij vestnik, 1888, № 13, 15 yanvarya.

12. Odesskij vestnik, 1887, № 140, 27 maya.

13. Mironov B.N. Social'naya istoriya Rossii (XVIII - nachalo XX v.): Genezis lichnosti, demokraticheskoj sem'i, gra-zhdanskogo obshhestva i pravovogo gosudarstva. T 1. - SPb.: «Dmitrij Bulanin», 1999.

14. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie 3-e. T. XVII za 1897 g. - SPb.: Gos. tip, 1900.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.