УДК 070
КУЛЬТУРНЫЙ ДИСКУРС В НОВГОРОДСКИХ СМИ
И.В.Василенко
Гуманитарный институт НовГУ, niv05@mail.ru
В статье рассматриваются вопросы насыщенности культурного дискурса новгородского медиаполя, его количественного и качественного наполнения. Приводятся первичные результаты исследования, осуществляемого в 20122013 гг. Рассматриваются сходство и различие в манере подачи информации между печатными и Интернет-СМИ. Жанровая структура, стилистические характеристики, особенности наполнения дискурса и обратной связи с аудиторией в анализируемых СМИ представлены предварительными, но показательными результатами, демонстрирующими тенденции развития новгородского медиапространства
Ключевые слова: культура, медиа, дискурс, мониторинг, имидж, медиапространство, регион, медиалингвистика, контент
The article considers the richness of cultural discourse of the Novgorod media, its qualitative and quantitative content. We present the initial results of the study carried out in 2012-2013. The similarities and differences in the manner of information presentation between print and online media are discussed. The data on the genre structure and stylistic features, the discourse content and feedback from the audience significantly describe the Novgorod media space development. Keywords: culture, media, discourse, monitoring, image, media space, region, media linguistics, content
Великий Новгород как город с богатым культурно-историческим прошлым находится в более выгодном положении по сравнению с другими провинциальными городами. Но географическое положение - между двумя мегаполисами, насыщенность культурной жизни которых на порядок выше, - практически аннулирует это преимущество. Каким же образом реализуется культурный запрос аудитории и формируется культурный дискурс в регионе?
Разговоры «вокруг культуры» в современном информационном поле ведутся с завидным постоянством, несмотря на то, что тема культуры - сама по себе одна из наиболее нейтральных, в отличие от политики и криминала, экономики и остросоциальных проблем. Даже во времена разного рода кризисов «востребованность культурной информации < ... > не только не теряет своей актуальности, а, наоборот, рассматривается как один из путей выхода из кризиса...» [1].
С другой стороны, современному обществу свойствен процесс «смещения культурных ценностей в сторону медиацентризма» [2] как логичное следствие развития современных технологий и перехода в онлайн-пространство большинства культурных па-
мятников: классических и современных литературных, художественных, музыкальных произведений и т.д. Это дает возможность многократного увеличения потенциальной аудитории, получающей доступ к культурным ценностям, т.е. возможность сделать культуру достоянием действительно массового общества.
Последователи традиционной культуры видят в этом негативные моменты, считая, что «массовиза-ция» культуры снижает ее истинную ценность, а «искусство зачастую трактуется как составная часть индустрии развлечений» [3]. Однако их оппоненты склоняются к тому, что это неизбежный процесс, следствие технического прогресса, спорить с которым невозможно, а нужно лишь правильно его использовать. Кроме этого, есть и несомненные положительные стороны в такой ситуации: увеличивающийся средний класс в массе своей не может слепо следовать за устоявшимися ценностями классической культуры, но стремление к ней у него достаточно высоко. Следствием этого становится некий симбиоз культур, «нечто среднее между «массовой культурой» 1960-х и традиционной «высокой культурой». Точнее, это соединение того и другого, это нечто,
возникающее при их соприкосновении, на их границе. Эта культура уже не удовлетворяется примитивными поделками и убогими суррогатами. Она требует «уровня» точно так же, как новый средний класс требует уважения к себе. Но при всем том она не перестает быть массовой, общедоступной и легкой в употреблении» [4]. Кроме того, для культуры всегда очень важен ответный отклик аудитории, что в условиях современного медийного пространства доступно любому пользователю, в том числе и региональному.
Интерес автора статьи к культуре, а именно к ее региональному воплощению, не нов. Уже были предприняты исследования о влиянии культурной составляющей жизни региона на его имидж (2008), о состоянии культуры в регионе в период экономического кризиса (2010), о стратегиях предоставления культурной информации в медиапространстве Великого Новгорода (2011, 2012). В данный момент автор с коллективом исследователей ведет работу над проектом «Мониторинг новгородского медиаполя как ресурс медиалин-гвистики» с исследованием культурного дискурса. Таким образом, настоящий проект - логичное продолжение работы по исследованию культурного контента регионального медиапространства.
Целенаправленное исследование медийных текстов графических СМИ Великого Новгорода предпринято для выявления потенциальных возможностей культурной составляющей региональной жизни. Исследование проводится с сентября 2012 года. Для проведения мониторинга выделены несколько тематических дискурсов (культурный - один из них), суммарный результат исследования которых способен проиллюстрировать полную картину новгородских медиа, выявить общие тенденции, болевые точки, определить возможности и перспективы имиджевого ресурса территории. Промежуточные итоги мониторинга были опубликованы в электронном сборнике тезисов по итогам круглого стола «Масс-медиа в продвижении территорий» на традиционной конференции факультета журналистики СПбГУ «СМИ в современном мире» [5].
В области исследования представлены три печатных периодических издания и четыре региональных Интернет-проекта. Мониторинг культурного дискурса ведется по нескольким параметрам с применением квантитативного и содержательного анализа. Предварительные итоги (проект заканчивается в ноябре 2013 года) данной работы представлены ниже.
В марте 2013 года, отмечая День работника культуры, председатель новгородского областного комитета культуры Сергей Богданов отметил, что по количеству культурных мероприятий Новгородская область занимает второе место после Санкт-Петербурга (http://nowed.ru/kultura/23258-vs-vyishe-i-vyishe-i-vyishe.html. Все выше, и выше, и выше). В 2012 году, по его же словам, в регионе было проведено свыше 100 тысяч культурных мероприятий, что во многом было связано с подготовкой и проведением празднования 1150-летия российской государственности и более высоким финансированием в связи с этим. В нынешнем году сопоставимых по уровню дат нет, но отмечается другое знаменательное событие -
140 лет со дня рождения Сергея Рахманинова, именем которого и назван 2013 год в нашем регионе.
Объективности ради отметим, что в названном выступлении звучали и другие цифры, например, за 10 лет в НО закрылись около 90 учреждений культуры, преимущественно сельских ДК (http://pryamayarech.ru/news/5858/ За 10 лет в Новгородской области закрыли около 90 учреждений культуры). По разным причинам: сокращение численности населения, финансовые трудности, нехватка кадров и т.д.
Наш мониторинг, во-первых, касается лишь областного центра, во-вторых, был начат в сентябре 2012 года. Некоторые предварительные выводы, сделанные по его итогам, могут быть представлены следующим образом.
За данный период в медиапространстве Великого Новгорода, в указанных СМИ, появилось более 1000 сообщений (точнее - 1062). В абсолютном значении количество за такой период (т.е. за 8 месяцев) не очень велико, особенно если учесть наличие в мониторинге Интернет-СМИ, такую ежедневную «газету», в которой за день появляется 10-20, а то и больше сообщений. Однако в общей картине регионального медиадискурса культура занимает вторую позицию после городского хозяйства и значительно превосходит остальные тематические дискурсы (история, религиозная жизнь, экология).
Кроме этого, начиная с января 2013 года количество сообщений от месяца к месяцу стабильно увеличивается (120-141-180-189). Что касается институций, отражаемых в исследовании, тут ситуация меняется в зависимости от того, какие события происходят в городе в данный момент. Например, проходит традиционный кинофестиваль «Вече» (октябрь, 2012), и тема кино лидирует по количеству сообщений. В ноябре-декабре 2012 года проходит международный фестиваль «Театральное вече» - и в лидеры выходит театр. В январе все позиции примерно равны, но в конце месяца возникает конфликт в театре драмы, и в феврале эта позиция снова впереди. В марте 2013 года открывается фестиваль «Русская музыка», приуроченный к юбилею С.В. Рахманинова, и это выводит в лидеры филармонию.
Между народной (традиционной) и современной культурой - стойкий перевес в сторону последней, здесь все же более активны молодые представители разных культурных течений, часты эксперименты в области современной музыки, искусства и других современных форм.
Итак, культурный дискурс в новгородском ме-диаполе достаточно многочислен. Однако более детальный анализ позволяет сделать и другие, менее оптимистичные выводы: насыщенность дискурса достигается за счет многократного освещения одного и того же факта всеми исследуемыми ресурсами. Кроме того, в особенности это касается Интернет-СМИ, используется прием искусственного расширения контента за счет анонсов, фактического освещения события и постфактумного дискурса. Таким образом, реальное число инфоповодов значительно меньше общего количества сообщений.
В некоторых случаях одна тема может освещаться и многосторонне рассматриваться от 1 до 3 месяцев (и более), как, например, происходило с конфликтом в театре драмы. Еще в январе 2013 года появилось первое сообщение на эту тему, и далее в феврале и марте многократно возвращались к этому все исследуемые СМИ. В феврале, например, этому посвящено 15 из 19 сообщений из соответствующей рубрики. В марте тема продолжилась и вылилась в 10 сообщений. Лишь в апреле конфликт стал затихать (3 сообщения), когда на него обратил внимание губернатор области, встретившийся с участниками противостояния. Однако в ходе встречи акцент был смещен с противоречий между артистами и руководством театра на критическое состояние самого здания и его подсобных помещений. Итогом стал трехмесячный срок, данный губернатором руководству театра на наведение порядка, и обещание по его истечении встретиться еще раз и обсудить все остальные проблемы (Фоторепортаж: «Сергей Митин дал руководству Новгородского театра драмы три месяца на наведение порядка»). В начале конфликта газеты «Новгород» и «Новая новгородская газета» практически игнорировали эту тему и в феврале вообще по этому поводу не высказывались, но дальше обходить ее молчанием стало невозможно, и у них также появились материалы, освещающие суть театральных противоречий.
Насыщение культурного дискурса подобного рода сообщениями, несомненно, влияет на имидж территории, и далеко не в положительном направлении. Особенно если учесть, что конфликт вышел за рамки регионального сообщества, перешел на федеральный уровень.
По жанровой структуре культурный дискурс весьма разнообразен и представлен всеми группами -от информационных до художественно-публицистических. Причем информационные сообщения, по определению более свойственные Интернет-ресурсам, есть и в печатных СМИ, преимущественно в виде анонсов предстоящих событий. Отмечу также, что информационные сообщения практически на всех ресурсах очень похожи по содержанию, часто различаются лишь заголовками и некоторыми нюансами. Аналитические жанры, свойственные преимущественно традиционным газетам, также присутствуют (в последнее время их все больше) в Интернет-изданиях. Репортажи, отчеты, интервью, проблемные статьи встречаются сейчас в исследуемом дискурсе гораздо чаще. Наиболее часто появляются в Интернет-проектах фоторепортажи и так называемые фотофакты. Художественно-публицисти-ческая группа представлена также достаточно широко: портретные очерки, рецензии, эссе. Последние наиболее часто появляются в «Новой новгородской газете» и в приложениях к газете «Новгород» - «Онфим» и «АртНовгород».
О популярности культурной тематики среди читательской аудитории можно судить не только по количеству просмотров того или иного сообщения, но и по откликам читателей. Проследить их в интерактивном режиме можно на сайтах, где есть возможность комментирования сообщений. Чаще всего отзывы чи-
тателей (в данном дискурсе) появляются в тех случаях, когда в связи с культурой затрагиваются другие, часто болезненные для региона темы (туризм, благоустройство, сохранение памятников культуры и пр.). Нельзя не отметить значительного увеличения активности пользователей на некоторых из исследуемых ресурсов («Прямая речь», «Великий Новгород.ру», «Ваши новости»), причем в обсуждении самых, казалось бы, нейтральных тем. Например, сообщения из области классической музыкальной культуры практически никогда не вызывают негативных читательских откликов (лишь иногда бывают 1-2 комментария, обычно позитивные), в то время как популярная культура и современные музыкальные направления часто сопровождаются негативными отзывами. С другой стороны, негатив в комментариях пользователей региональных Интернет-СМИ - обычное дело, как и переход, часто намеренный перевод обсуждения в другое русло, обсуждение не события, а личностей, оскорбления и агрессия. Так, например, обсуждение уже упомянутого выше театрального конфликта складывалось именно по такому сценарию. Неожиданным и резким был негатив по поводу вручения знака 1150-летия российской государственности Филиппу Киркорову во время его концерта в городе, по поводу предполагаемого концерта Елены Ваенги в Новгороде и пр.
Важное различие между печатными СМИ и их онлайн-собратьями - заголовки. Часто газетные заголовки более интересны, разнообразны, креативны. Это логично и объяснимо, ведь в Интернете существуют свои требования к этой части текста. Конечно, печатные заголовки не всегда открывают основную тему сообщения, часто наоборот, совершенно непонятны, загадочны, интригующи: «Страшно, аж жуть!» (http://novved.ru/kultura/22224-strashno-aj-jut.html); «Блюдо из Красной Шапочки» («Новгород» № 3 от 24.01.13); «Бабр и коркодел» (ННГ, 20 февраля № 8 (658)); «Коты почуяли весну». И понять смысл заголовка можно, только прочитав материал. Заголовки же онлайн-СМИ чаще всего подробны и содержат основную фактическую информацию, но интрига в них тоже встречается: «Завтра новгородцы увидят, как ляжет на рельсы Кира Найтли»; «Сотрудники новгородских офисов нарисовали котов»; «Знаменитый пианист, выступавший перед королевскими семействами Европы, порадовал новгородцев «Муркой»; «В центре Великого Новгорода назревает архитектурная революция»; «Фишкой 12-го Международного театрального фестиваля «Царь-Сказка» стала интерактивность» (кстати, заголовок с использованием молодежного сленга вызвал неодобрение пользователей); «Приглашаем провести приятный вечер в компании мэра» и др.
Подводя итог, можно сказать, что культура - в регионе не самая проблемная тема несмотря на то, что и в этой области достаточное количество болевых точек. Культурная тематика, несомненно, является важной частью имиджеформирующего дискурса, а стихийное его формирование не лучшим образом влияет на создание образа региона. С другой стороны, в медиапространстве Великого Новгорода в первом квартале 2013 года гораздо популярнее были темы экономического, политического и даже скандаль-
но-коррупционного характера, что повлияло на имидж региона гораздо сильнее, чем любая культурная, даже очень конфликтная, тема. Это еще раз подтверждает, что формирование имиджа, в особенности имиджа территории - процесс сложный и многоуровневый, особенно в условиях глобального пространства.
Проект «Мониторинг новгородского медиа-поля как ресурс медиалингвистики», осуществляемый в рамках целевого гранта Министерства образования и науки РФ, дал возможность разносторонне оценить насыщенность и качественное наполнение новгородского медиапространства. Выводы, сделанные исследователями разных дискурсов, в совокупности позволяют создать целостную картину жизни Великого Новгорода в отражении средств массовой информации, увидеть ее достоинства и недостатки, проанализировать возможные пути развития.
1. Василенко И.В. Кризис и культура: региональный аспект // Вестник Новгородского государственного университета. Великий Новгород, 2010. № 57. С. 18.
2. Василенко И.В. Медиацентризм как новый этап развития культуры // Филологическому факультету - 80 лет: сборник статей / под общ. ред. И.С. Абрамовской; НовГУ имени Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2012. С.173.
3. Таюшев С.С. Тенденции массовизации классической культуры в музыкальной жизни России и Европы // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2010. № 4. [Электронный ресурс] http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/4/Taiushev/. 21.05.2013.
4. Кагарлицкий Б. Восстание среднего класса. М.: Ультра. Культура, 2003. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://aglob.info/articles.php?article_id=2120. 21.05.13.
5. Василенко И.В. Культурный дискурс как имиджевый ресурс города // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения. СПб., 2013. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://rus.jf.spbu.ru/ conference/3090/3117.html..
Bibliography (Transliterated)
1. Vasilenko I.V. Krizis i kul'tura: regional'nyj aspekt II Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Velikij Novgorod, 2010. №57. S. 18.
2. Vasilenko I.V. Mediacentrizm kak novyj jetap razvitija kul'tury // Filologicheskomu fakul'tetu - 80 let: sbornik statej / pod obshh. red. I.S. Ab-ramovskoj; NovGU imeni Jaroslava Mudrogo. Ve-likij Novgorod, 2012. S. 173.
3. Tajushev S.S. Tendencii massovizacii klassicheskoj kul'tury v muzykal'noj zhizni Rossii i Evropy // Informacionnyj gumanitarnyj portal «Znanie. Ponimanie. Umenie», № 4, 2010. [Jelektronnyj resurs] http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/4/Taiushev/. 21.05.2013.
4. Kagarlickij B. Vosstanie srednego klassa. M.: Ul'tra. Kul'tura. 2003. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://aglob.info/articles.php?article_id=2120. 21.05.13.
5. Vasilenko I.V. Kul'turnyj diskurs kak imidzhevyj resurs goroda // Sredstva massovoj informacii v sovremennom mire. Peterburgskie chtenija. Spb., 2013. [Jelektronnyj resurs] Rez-him dostupa: http://rus.jf.spbu.ru/conference/3090/3117.html.