Научная статья на тему 'Культурный аспект профессиональной подготовки бакалавра физической культуры'

Культурный аспект профессиональной подготовки бакалавра физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PEDAGOGICAL CULTURE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL CULTURE / БАКАЛАВР ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / BACHELOR OF PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Янова Марина Геннадьевна

Конкретизируется понятие «педагогическая культура» и обосновывается значимость ее становления и развития в системе профессиональной подготовки бакалавра физической культуры. Особое внимание уделяется культурному аспекту подготовки данного специалиста факторам становления и развития его педагогической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Янова Марина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CULTURAL ASPECT OF BACHELORS OF PHYSICAL EDUCATION''S TRAINING

The paper describes the concept of «Pedagogical culture» and proves the importance of its formation and development in the training system of Bachelors of Physical Education. The paper pays a special attention to the cultural aspect of the training of such Bachelors, namely the factors of the formation and development of their pedagogical culture.

Текст научной работы на тему «Культурный аспект профессиональной подготовки бакалавра физической культуры»

КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

THE CULTURAL ASPECT OF BACHELORS OF PHYSICAL EDUCATION'S TRAINING

М.Г. Янова

Культура, педагогическая культура, образование, становление и развитие педагогической культуры, бакалавр физической культуры. Конкретизируется понятие «педагогическая культура» и обосновывается значимость ее становления и развития в системе профессиональной подготовки бакалавра физической культуры. Особое внимание уделяется культурному аспекту подготовки данного специалиста - факторам становления и развития его педагогической культуры.

M.G. Yanova

Culture, pedagogical culture, education, the formation and development of pedagogical culture, Bachelor of Physical Education.

The paper describes the concept of «Pedagogical culture» and proves the importance of its formation and development in the training system of Bachelors of Physical Education. The paper pays a special attention to the cultural aspect of the training of such Bachelors, namely the factors of the formation and development of their pedagogical culture.

Проблема повышения профессионального и культурного уровня бакалавров признается важнейшим приоритетом государственной образовательной политики. В образовательных документах задачам подобного рода уделяется огромное значение. Президент России В.В. Путин в выступлениях перед научной общественностью по проблемам развития вузовской науки и подготовки конкурентоспособных специалистов неоднократно отмечал необходимость подготовки специалистов, способных к культурному диалогу [Путин, 2004]. Трудности, с которыми начинающий бакалавр физической культуры сталкивается, начиная профессиональную деятельность, связаны с нивелированием ценностных установок на самореализацию в профессии, слабое владение опытом культуроосвоения и культуросозидания. Это приводит к тому, что начинающий педагог старается найти пути приспособления к профессии, утилитарного отношения к педагогической деятельности и в конечном счете формального отношения к своим профессиональным обязанностям и воспитанникам. Это требует поиска новых путей и условий подготовки данного специалиста в вузе.

Сущность парадигмы обновления современного профессионально-педагогического образования определяется самой природой педагогической деятельности, в центре которой находится личность воспитанника как высшая ценность. Главное, на что следует обратить внимание, - познание мира человеком опосредуется его собственными личностными характеристиками, системой ценностей, поведением. Именно на это своеобразие личностных характеристик и должно ориентироваться обучение, целью которого являются культуроосвоение и культуросозида-ние в процессе обучения бакалавром физической культуры богатого педагогического наследия. В этой связи необходимым является осмысление им сущности педагогической культуры и физической культуры в единстве и взаимодействии.

Культура, создающая ценности, всегда являлась средством успешной социализации личности. При правильной организации учебного процесса, культура может стать действенным средством становления и развития педагогической культуры будущего специалиста, поскольку это в будущем определит ценности физической культуры, которые осваиваются учениками.

Ценности физической культуры выражаются в виде общего состояния и укрепления здоровья, совершенствования физического мастерства, общей воспитанности и культурности человека [Выдрин, 1976, с. 9]. Также следует отметить, что ценности физической культуры, отражая позитивное физическое состояние личности, могут способствовать повышению производительности труда и регуляции процесса оздоровления общества в целом.

Качественная подготовка бакалавра, основанная на ценностном отношении к знаниям, призвана обеспечить качественное обучение подрастающего поколения. Это напрямую касается бакалавра физической культуры, поскольку сама дисциплина, которую он преподает, предусматривает «научение» культуре. Физическая культура есть сама культура, выраженная в единстве совершенства физического и умственного развития. Учитель физической культуры является носителем культурного начала личности как педагог, воспитывающий подрастающее поколение и обучающий культуре. Анализ понятия «физическая культура» показывает, что она является частью общей культуры общества, одной из сфер социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются: уровень здоровья и физического развития людей, степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования.

Освоение физической культуры в процессе обучения воспитанников способствует расширению их культурного диапазона, проникновению во все сферы жизнедеятельности. Физическое воспитание, являясь частью общего воспитания, выступает одним из показателей состояния физической культуры в обществе и представляет собой процесс, направленный на гармоничное развитие форм и функций организма человека. Учитывая все вышесказанное, следует отметить, что главным ориентиром в работе бакалавра физической культуры является отношение к таким фундаментальным ценностям, как истина, кра-

сота, добро через воспитание гармонично развитой личности во всех отношениях. Становление бакалавра - будущего педагога как профессионала и субъекта продуктивной деятельности есть процесс приближения к идеалам культуры [Маркарян, 1983, с. 67]. В этой связи его подготовка предусматривает активное приобщение к культуроосвоению и культуросозиданию как в физическом, так и в духовном смысле.

Проблема подготовки бакалавров физической культуры волнует общество не менее, а иногда даже более, чем учителей других специализаций. Ведь физически сильные, здоровые молодые люди, занимающиеся спортом, способные защищать честь страны, получать призы и награды, зачастую не хотят замечать того, что происходит с ними рядом, кто живет с ними по соседству, какая молодежь подрастает во дворе и т.д. Они стремятся скорее к личностным достижениям и не ориентированы на воспитание подрастающего поколения. Это актуализирует проблему воспитания «культурного» педагога, способного воспитывать будущее поколение, формируя в нем черты культурного человека.

С одной стороны, социально-экономические реалии нынешней России, способствуют развитию таких качеств у молодежи, как самостоятельность, деловая предприимчивость, реалистическое отношение к жизни, а с другой - сложившиеся «рыночные отношения» в России, характеризуемые вседозволенностью и криминальным беспределом, дезориентируют молодых людей в культуре, препятствуют осмыслению «доброго и здорового» и подталкивают к «легкому, безнаказанному». Одним из основных социальных институтов, призванных противостоять развитию такого рода опасных тенденций, является высшая педагогическая школа-важный социальный институт подготовки бакалавров - будущих учителей как духовных воспитателей молодого поколения.

С целью анализа состояния духовной культуры студенчества на базе Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева нами были проведены опросы и анкетирование. В исследовании приняло участие 350

<С £

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й

3

м н к о

Рч

м

0

1

к

а

«

о м

V

к

ь

1-4

<с «

м с

X

н и

щ м

выпускников 2014, 2015 годов и около 100 преподавателей. Исследование «вскрыло» проблему отношения респондентов к некоторым негативным аспектам культуры поведения в студенческой среде. Как свидетельствуют исследования, наши выпускники, которые уже сегодня пополняют ряды учительства, не всегда готовы сохранять традиции российской школы и достойно нести эстафету воспитательной работы в школе. Возникает вопрос: смогут ли они личным примером показывать учащимся, как должен вести себя в обществе действительно культурный человек? Формирование современных студентов как личностей происходило в тяжелой социально-экономической и психологической обстановке. Проведенный нами опрос показал, что на их культуре поведения это сказалось определенным образом. Среди «вредных» качеств, не позволяющих студентам и выпускникам назвать друг друга культурными людьми, студенты и преподаватели назвали: курение, злоупотребление спиртным, употребление наркотиков, сквернословие, грубость и оскорбление окружающих, половую распущенность, неуважительное отношение к старшим, воровство, неумение вести себя в общественных местах. Причем эти качества, по мнению респондентов, часто проявляются в студенческой среде - значение по отдельным признакам выражалось значениями от 56 % опрошенных до 72 %. Таким образом, мы видим, что значения очень высоки. Анализ полученных данных по отдельно взятым признакам не является целью данной статьи. Однако еще раз подчеркнем необходимость решения проблемы становления педагогической культуры бакалавра. И учитель физической культуры, в этом смысле, представляет особый интерес.

Осмысление понятия «культура» для бакалавра физической культуры возможно при полном представлении данного феномена и условий его существования. Освоение ценностей физической культуры возможно только в условиях правильно организованной деятельности и активности личности в процессе образования.

Исследуя процесс подготовки бакалавра физической культуры, мы рассматриваем термин

«культура» как относящийся к числу наиболее фундаментальных понятий в современном знании. Данное понятие имеет такое количество смысловых оттенков, что делает практически невозможным подобрать аналог названному термину. В самом обычном представлении «культура» служит оценочным понятием и определяется чертами личности, которые в совокупности точнее было бы назвать «культурностью». Говоря о человеке культурный он или некультурный, мы оцениваем его поведение, нравственность, манеры, уровень образования, его профессионализм и т.д. В данном случае «культурное» поведение важно для нас с точки зрения того, что и как человек это делает по отношению к другим людям и как другие люди оценивают его поведение. Взаимодействуя «культурно» с обществом и другими людьми, человек проникает в сферу бытия, демонстрируя в ней свои человеческие качества, формируя при этом в себе «оценочную систему», которая позволяет соотносить его собственные действия с действиями других людей [Антонов, Позднеева, Маслов, 2001].

Исследуя феномен «культура» мы понимаем, что одним из способов ее становления и развития у человека является образование. Образование есть культура, ибо быть образованным -значит быть культурным. Обучаясь и совершенствуясь в течение жизни, человек повышает свой культурный уровень. Настоящий профессионал в сфере образования должен обладать высокой культурой. В свою очередь, процесс формирования педагога как профессионала и субъекта следует рассматривать в культурном аспекте. Человек, и особенно педагог, лишенный широкого взгляда, соприкасающегося с идеей общекультурного кругозора, лишен методологической гибкости и зрелости, позволяющих одолевать неизбежные тупики мысли [Князева, 1990, с. 32-33]. Особенность труда учителя физической культуры заключается в том, что объектом и продуктом его деятельности является самый «уникальный по своей ценности материал» - человек, и не просто физическая сущность, а его внутренний мир, духовность. Следовательно, целевая установка становления и развития физической и пе-

дагогической культуры бакалавра заключается в формировании личности, способной преодолевать трудности современного общества, развивать волю, самосовершенствоваться и достигать успеха и побед, прежде всего над собой, ориентируясь на лучших педагогов.

Анализируя понятие «педагогическая культура» в контексте физической подготовки личности, ученые размышляют, какое место в педагогике культуроосвоения ей отводится. Сколько существуют на земле люди, столько старшие учат младших, передавая накопленный культурный опыт и знания. Менялись эпохи и формации, но вместе с тем в главном осталось все по-прежнему-это процесс передачи опыта, остановить который можно только уничтожив человечество. При всем многообразии вариантов этого процесса всегда был и будет тот, кто учит, был и будет тот, кого учат; были и будут те культурные знания, умения, образцы поведения, которые передают; был и будет специфический процесс, в ходе которого все это осваивается, преобразуется в новую форму и передается; были и будут социальные институты, посредством которых осуществляются данные процессы; наконец, всегда были и будут культурные результаты подобной деятельности, необходимые обществу [Бенин, 1997, с. 12]. Воспитание и обучение, передача накопленного опыта ученикам,воплощение культурных ценностей в «знания и опыт обучающегося» - основная цель обучения; становление и развитие педагогической культуры бакалавра - условие его успешной профессионализации, вхождения в профессию.

Становление и развитие профессиональной культуры будущего педагога является составной частью его профессионализации. Ряд авторов (А.Н. Барабанщиков, Е.В. Бондаревская, E.H. Шиянов и др.) трактуют педагогическую культуру как интегральное качество личности учителя, проектирующее его общую культуру в сферу профессии. В это понятие вкладываются синтез высокого профессионализма и внутренних свойств педагога, владение методикой преподавания и наличие культурно-творческих способностей, развитое педагогическое мышление и

сознание, богатый духовный потенциал. Согласно взглядам В.Л. Бенина, педагогическая культура - это интегративная характеристика педагогического процесса, включающая как единство непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результаты этой деятельности, закрепленные в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому [Бенин, 1997]. Таким образом, автор предлагает считать системообразующим элементом педагогической культуры педагогическую деятельность. Следовательно, будущий учитель - бакалавр физической культуры должен уметь грамотно и методически правильно выстраивать свою педагогическую деятельность по обучению подрастающего поколения с целью воспитания культурного, гармонически развитого человека, способного не только легко адаптироваться в обществе, но и к культуросозиданию.

«Педагогическая культура» в определении З.К. Метеруковой представляет собой синтез нравственно-духовного и высокого профессионализма, включающего глубокое знание преподаваемого предмета, методики его преподавания, глубокие психолого-педагогические знания и педагогические умения, культуру слова, развитое педагогическое мышление в целом и педагогическое сознание, педагогические способности и педагогическое творчество, методологическую и диагностическую культуру, культуру самосовершенствования, потребность и готовность к профессиональному информационному взаимообмену, создающему развивающее поле, потребность, способность, готовность к общению с учащимися и способность испытывать чувство удовлетворения от процесса общения с ними [Метерукова, 1999, с. 21]. Таким образом, для бакалавров физической культуры важно соблюдать культуру самосовершенствования, культуру общения с учащимися и постигать информационную культуру.

Исследуя педагогическую культуру, необходимо отметить, что педагогу в процессе его профессиональной деятельности нередко приходится размышлять над сущностью воспитатель-

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н и

щ м

ного воздействия и постоянно корректировать свои методы в интересах развития личности ученика. Что возможно при выраженной способности к культуросозиданию. Характеризуя учительский труд, героиня американской писательницы Б. Кауфман - молодая учительница приходит к убеждению, что в педагогической работе с подростками необходимо не столько «привносить», т.е. объяснять, учить, информировать, сколько «извлекать» - стимулировать учащихся к творческому самовыражению. Эти выводы существенны для педагогов любой специализации, и особенно бакалавра физической культуры как специалиста, организующего деятельность по формированию и совершенствованию сильной и здоровой личности в культурообога-щающей среде.

Педагогическая культура учителя как практический феномен, особенно в ситуации инновационного бума в педагогике, требует осмысленного и корректного подхода, умения определить, отобрать и принять самое существенное, эффективное, а также собственного профессио-нально-творческого «почерка», своих инновационных находок. Это отражает общую тенденцию развития педагогической культуры, что выражается в ориентации учителя на творческие виды деятельности. В связи с этим педагогическую культуру следует рассматривать как способность творческого освоения педагогической реальности в целом и обращенность к идеям воспитания культурного человека. Здесь играют свою роль и преемственность, и традиции, и другие креативные механизмы, способствующие овладению учителем опытом творческой педагогической деятельности. Таким образом, проблема поиска и использования на занятиях специальных методов и приемов эвристической направленности для бакалавра физической культуры является важным элементом его методической деятельности.

Если рассматривать культуру как универсальную технологию человеческой деятельности [Метерукова, 1999], то образование оказывается одним из выдающихся феноменов культуры, представляя технологию воспитания и обу-

чения, одновременно отражающую и определяющую жизнь всего общества. Рассматривая педагогическую культуру как феномен современного образования, следует обратить внимание на то, что, как любое явление в педагогике, она обладает рядом функций. Функции педагогической культуры не существуют как рядоположен-ные. Они активно взаимодействуют, изменяются и, соответственно, нет более ошибочного представления о культуре, чем представление о ней как о статичной и неизменной. Специфика функций педагогической культуры заключается в возможности рассматривать ее в двух аспектах:

- педагогическая культура определяет новые характеристики развития личности;

- педагогическая культура ведет к совершенствованию форм и методов как профессиональной, так и народной педагогической деятельности, вырабатывает оптимальный механизм трансляции социального опыта [Бенин, 1997, с. 34].

Эти аспекты неразрывно связаны, они дополняют и обусловливают друг друга. С одной стороны, без форм и методов трансляции социального опыта невозможно формирование личности, с другой - формируясь, усваивая социальный опыт, личность наследует и формы, и методы его дальнейшей трансляции. В этой связи, говоря об учителе физической культуры, мы понимаем, что его профессиональная деятельность будет неразрывно связана с формированием высококультурной личности ученика в процессе совместной выработки оптимальных механизмов культурообмена между педагогом и воспитанниками в процессе образования. Это и есть, в нашем понимании, процесс педагогического культуросозидания, который связан с педагогическим смыслополаганием; освоением инвариантных педагогических умений, технологий педагогической деятельности; индивидуально-творческим стилем деятельности учителя. Это процесс, раскрывающий культурный смысл профессионально-педагогической деятельности и ее творческого воплощения.

Рассуждая о культурном аспекте подготовки бакалавров физической культуры и о феномене их педагогической культуры, отмечаем,

что понятие «педагогическая культура» есть специализированная область культуры, обеспечивающая трансляцию накопленного в обществе социально значимого опыта по подготовке духовно и физически развитой, высококультурной личности. Процесс подготовки бакалавров физической культуры требует от них стремления к высокому профессионализму, развитию культурных качеств, способности к самосовершенствованию, овладению культурными практиками преподавания и развитию культурно-творческих способностей. Иными словами, речь идет об учителе, осуществляющем становление высококультурной и физически здоровой личности воспитанника, учителе, способном к культуроосвоению педагогической реальности и ее преобразованию, то есть культуросозиданию.

Библиографический список

1. Антонов В.Ю., Позднеева С.П., Маслов Р.В. Культурология. М.: Научная книга, 2001. 322 с. Ч. 1: Истоки культуры.

2. Бенин В.Л. Педагогическая культура: Философско-социологический анализ. Уфа, 1997. 119 с.

3. Выдрин В.М. Физическая культура как ценность. Л., 1976. 292 с.

4. Князева М.Л. Ключ к самосозиданию. М.: Молодая гвардия, 1990. 253 с.

5. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука // Логико-методологический анализ. М.: Мысль, 1983. 284 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Метерукова З.К. Педагогическая культура и педагогический идеал. Майкоп, 1999. 157 с.

7. Путин В.В. Развитие вузовской науки и крупных научно-образовательных центров должно стать приоритетной задачей // Высшее образование сегодня. 2004. № 6.

8. Советский энциклопедический словарь. Изд. 4-е, испр., доп. М.: Советская энциклопедия, 1990. 1631 с.

9. Янова М.Г. Диагностика организационно-педагогической культуры будущего учителя // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 2. С. 136-143.

10. Янова М.Г. Формирование организационно-педагогической культуры будущего учителя // Сибирский педагогический журнал. Сер.: Педагогика. 2008. № 6. С. 297-310.

11. Янова, М.Г., Игнатова В.В. Формирование организационно-педагогической культуры будущего учителя (Теоретико-методологи-ческий аспект): монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2011. 250 с.

<С £

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й

3

м н к о

Рч

м

0

1

к

а

«

о м

V

к

ь

1-4

<с «

м с

X

н и

щ м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.