Научная статья на тему 'Культурные ценности подростков девиантного типа'

Культурные ценности подростков девиантного типа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
983
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИИ СУБКУЛЬТУР / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕВИАНТНОСТЬ / ТЕОРИИ ЯРЛЫКОВ / THEORY OF SUBCULTURES / DEVIANT / BEHAVIOR / DEVIATION / THEORY OF LABELS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зиннуров Ф. К.

В статье рассматриваются теории субкультур; методологические вопросы, связанные с изучением отклоняющегося поведения; подходы к изучению отклоняющегося поведения: философский, персонологический, социально-психологический, социологический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural values of teenagers of deviant type

Theories of subcultures, methodological issues connected with study of the deviant behavior, approaches to study of the deviant behavior such as philosophical, personological, social-psychological, sociological ones are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Культурные ценности подростков девиантного типа»

УДК 14.43.43

Ф.К. Зиннуров

КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ ДЕВИАНТНОГО ТИПА

В статье рассматриваются теории субкультур; методологические вопросы, связанные с изучением отклоняющегося поведения; подходы к изучению отклоняющегося поведения: философский, персонологический, социально-психологический, социологический.

Ключевые слова: теории субкультур, отклоняющееся поведение, девиантность, теории ярлыков.

F.K. Zinnurov Cultural values of teenagers of deviant type

Theories of subcultures, methodological issues connected with study of the deviant behavior, approaches to study of the deviant behavior such as philosophical, personological, social-psychological, sociological ones are considered in the article.

Key words: theory of subcultures, deviant, behavior, deviation, theory of labels.

Во всех подходах к пониманию культуры одинаково только одно - выведение (или противопоставление, или разделение и т.д.) культуры за рамки природы, но при этом невозможность трактовать ее в отрыве от человека и социума, которые, так или иначе, являются носителями культуры. Обращаясь к философии культуры, П.С.Гуревич полагает, что «в истолковании феномена культуры проявляется желание сопоставить ее с человеком, природой, историей, социумом».

Культурные ценности подростков девиантного типа, если у них такие ценности есть, вызывают большой интерес в исследовательской практике.

Особую известность имеет субкультурная теория. Родоначальником этого направления можно считать Т.Селлина, опубликовавшего в 1938 году работу «Конфликт культур и преступность». В этой работе Селлин рассматривал в качестве криминогенного фактора конфликт между культурными ценностями различных сообществ. На основе теории Селлина американский социолог А.Коэн разработал свою концепцию субкультур.

Коэн в масштабе небольших социальных групп рассмотрел особенности культурных ценностей криминальных объединений (банд, сообществ, группировок). В этих микрогруппах могут формироваться своего рода «миникультуры» (взгляды, привычки, умения, стереотипы поведения, нормы общения, права и обязанности, меры наказания нарушителей норм, выработанные такой микрогруппой). Этот феномен получил название субкультуры.

Субкультурная теория уделяет особое внимание группе (субкультуре) как носителю девиантных идей. Существуют субкультуры, исповедующие нормы и ценности, совершенно отличные от общепринятых. Люди, принадлежащие к этим субкультурам, строят свое поведение в соответствии с групповыми предписаниями, но доминантные социальные

группы определяют это поведение как девиантное.

Коэн обобщил идею о том, что большинство девиантных групп являются негативным отражением культуры большей части общества.

Интересным практическим выводом из теории субкультур является положение, согласно которому коррекция криминогенности общества часто невозможна без разрушения криминальной субкультуры, которая как раз и защищает криминальное сознание от воспитательного воздействия общества.

Субкультурная теория, объясняющая отклоняющееся поведение социализацией индивида в системе девиантных ценностей и норм, не объясняет, почему девиантные нормы и ценности проявляются в обществе, почему одни члены общества принимают девиантную систему ценностей, тогда как другие, находясь в тех же условиях, отрицают ее.

Другая теория - теория конфликта, она основана на предпосылке о том, что в любом обществе существует неравенство в распределении ресурсов и власти. Родоначальником этого направления считается К. Маркс.

Теоретики конфликта выделяют принципы, посредством которых общество организованно для того, что бы служить интересам богатых и влиятельных членов общества, часто в ущерб другим. К этому направлению относится и ставшая популярной на Западе в 60-е гг. ХХ в. так называемая радикальная криминология, рассматривающая преступность через призму классового и этнического неравенства. Для многих теоретиков конфликта основным источником девиантности в западных обществах является капиталистическая

экономическая система. Поскольку неравенство присуще самому базису системы, многие теоретики конфликта придерживаются мнения, что единственно возможное решение заключается в полном переустройстве системы, замене ее более справедливой, в которой разрыв между имущими и неимущими будет сведен к минимуму.

Хотя девиантность обнаруживается на каждом уровне общества, природа, степень, наказание девиантности зачастую связаны с социально-классовым положением индивида (Берк, Линихен и Росси, 1980; Брэйтуэйт, 1981). Обычно люди из высшего общества - богатые, могущественные, влиятельные - играют главную роль в определении того, что является девиантным, а что - нет.

Эти люди способны влиять на моральное и правовое определение девиантности многочисленными законными методами (лоббирование, финансовые вложения в политические кампании, отбор кандидатов на должность, участие в различных корпорациях, определяющих политику). В результате моральная и законодательная система общества отражает интересы власть имущих. Поведение тех, чьи интересы при этом не представлены, гораздо вероятнее определяется как девиантное.

Социологи, рассматривающие девиантность с позиций теории конфликта, особое внимание обращают на девиантность среди элиты. В современной правоохранительной практике девиантность и делинквентность обычно ассоциируется с такими действиями, как насилие, кражи, бездомность и т.п. Т.е. с такими действиями, за которые представители низших классов скорее будут осуждены. Однако элита общества также нарушает законы и нормы морали. Преступления этой части общества зачастую гораздо более дорого обходятся обществу в экономическом плане и, как правило, менее строго наказываются.

Следует подчеркнуть и тот факт, что представители элиты в значительной степени контролируют информационные потоки, пронизывающие общество. Это дает им возможность контролировать негативную информацию о себе, обладая более защищенной частной сферой.

Теория конфликта особо подчеркивает неравенство в распределении власти и богатства в обществе. Теоретики конфликта марксистской школы рассматривают неравенство как порождение ка-питалистической экономики. Однако ученые других школ отмечали, что неравенство в распределении власти и привилегий существует во всех обществах, независимо от типа экономики или политического режима.

Автором теории приклеивания ярлыков был американский социолог и социальный психолог Мид (Mead) Джордж Герберт, один из создателей теории символического интеракционизма, рассматривающей общество как результат постоянных взаимодействий между людьми, связанных с манипу-

ляцией символами и принятием социальных ролей, соответствующих ожиданиям партнеров по взаимодействию. Формирование человеческого «Я», по Миду, отражает структуру взаимодействия индивида в различных группах и состоит в усвоении значения символов и собственной роли.

Эту теорию ученый из Колумбийского университета Ф.Танненбаум попытался применить к анализу девиантного поведения. Он акцентирует внимание на том, как общество реагирует на различного рода социальные отклонения и, таким образом, влияет на их репродукцию.

Определяя какой-либо поступок человека как девиантный, общество наклеивает ярлык. Таким образом, ярлыки - суть отрицательные оценки общества. Их действие имеет две стороны: они удерживают от антиобщественных поступков, но при неумелом их применении они могут провоцировать антисоциальное поведение. Эта теория разделяет с теорией конфликта точку зрения о том, что неравенство между группами людей в обществе может влиять на то, кто считается девиантом, а кто - нет.

Теория приклеивания ярлыков фокусирует внимание на социальной природе процесса, в котором одни индивиды в обществе могут приклеить ярлык другим индивидам, считая их девиантами. В центре внимания находится также то, как индивид, определенный как девиант, приспосабливается к мнению о себе как о таковом (принимает «ярлык девианта»).

Сторонники теории ярлыков утверждают, что всегда, когда какие-либо члены общества называются «преступниками», «алкоголиками» или

«душевнобольными», имеет место процесс приклеивания ярлыков. Он включает в себя лицо или группу, приклеивающих ярлык, и лицо или группу, к которым этот ярлык применяется. Ярлык - это негативное определение, фиксирующее место человека или группы на ценностной шкале «хорошо/плохо»

Те, кто применяет ярлыки, являются агентами социального контроля, часто приклеивание ярлыков является частью их социальных функций (полиция, психиатры). Но приклеивание ярлыков имеет место также и в неформальных группах, семье и т.п. Таким образом, с точки зрения теории яр-лыков, девиантом является любой, к кому ярлык девианта успешно применяется (Беккер, 1963).

Сторонники теории наклеивания ярлыков сосредоточились на официальных и неофициальных агентах социального контроля и ярлыках, создаваемых и применяемых ими. Согласно теории

ярлыков, чтобы считать поведение девиантным, оно должно быть кем-то так охарактеризовано. С этой точки зрения девиантность является не следствием действия, совершенного человеком, а, скорее, следствием применения другими правил и санкций к «нарушителю» (Беккер, 1963).

Иными словами, никакое особое поведение не является в сущности девиантным само по себе; поведение становится девиантным лишь тогда, когда другие определяют его таковым.

Литература

1. Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1994. - С. 23.

2. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). - М., 2003.

3. Селлин Т. Конфликт норм поведения. Социология преступности. Современные буржуазные теории. - М., 1966.

4. Хомич А.В. Психология девиантного поведения. Ростов-на-Дону. - 2006.

5. Шамсутдниова Д.В. Профилактика и коррекция девиантного поведения учащихся средствами культурнодосуговой деятельности: учебное пособие. - Казань: Изд-во Казан, гос. унта культуры и искусств, 2011. - 131 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.