Научная статья на тему 'Культурные традиции как аттракторы и ориентиры развития человечества'

Культурные традиции как аттракторы и ориентиры развития человечества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
62
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЦИИ / INNOVATIONS / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / УПРАВЛЯЕМЫЙ ХАОС / БУДУЩЕЕ / FUTURE / ЧЕЛОВЕЧЕСТВО / HUMANITY / GUIDEDCHAOS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чудомех В.Н.

Выделены причины введения в странах Запада «института нетрадиционных семей», а он сам определён как предназначенный для разрушения традиционных устоев стран иных цивилизаций. Раскрыта сущностная сторона и других средств, используемых странами Запада с конца ХХ века для реализации своей «стратегии управляемого хаоса». Предположено, что эта стратегическая цель состоит в создании «планетарной империи», в попытках гегемонически определять, какие могут и не могут быть люди на Земле, для чего и как должно существовать человечество. Альтернативой этому, по мнению автора, может быть «стратегия управляемого порядка», принципиально способная обеспечить: а) сохранение существующего многообразия культур и государств в среде человечества (идей и образов бытия людей); б) переход человечества к бытию бесконфронтационному, базирующемуся на многотысячелетних традициях на добропорядочных, справедливых и высоконравственных отношениях между людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural Traditions as the Attractors and the Guidelines of Humanity Development

The purpose of the article is to disclose the essential core of the innovations, which entails the western countries entry to the modern life of Humanity. In the article the reasons of introduction of the «institute of untraditional families» in the western countries are selected and grounded and they are defined as the intended for destruction of the traditional foundations of the other civilizations countries. It discloses the other facilities which are used for realization of the «strategy of the guided chaos» by the western countries from the end of XX age. It is supposed that it is strategic purpose is to create a «planetary empire» and predominantly to set what could be in general and if people could still be on the Earth also as the point what the Humanity should be and with which aims it must be. According to the author’s opinion the «strategy of the guided order» can be the alternative of that “strategy”, which is principly capable to provide: a) preservation of the existent variety of the cultures and the states in the environment of Humanity (ideas and images of human life); b) the transition of the Humanity to life without confrontations, that is based on the centuries-old traditions, on the respectable, just and highly moral relations between people.

Текст научной работы на тему «Культурные традиции как аттракторы и ориентиры развития человечества»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Философия. Политология. Культурология. Том 1 (67). 2015. № 2. С. 13-29.

УДК 130.122

КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК АТТРАКТОРЫ И ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Чудомех В.Н.

Выделены причины введения в странах Запада «института нетрадиционных семей», а он сам определён как предназначенный для разрушения традиционных устоев стран иных цивилизаций. Раскрыта сущностная сторона и других средств, используемых странами Запада с конца ХХ века для реализации своей «стратегии управляемого хаоса». Предположено, что эта стратегическая цель состоит в создании «планетарной империи», в попытках гегемонически определять, какие могут и не могут быть люди на Земле, для чего и как должно существовать человечество.

Альтернативой чему, по мнению автора, может быть «стратегия управляемого порядка», принципиально способная обеспечить: а) сохранение существующего многообразия культур и государств в среде человечества (идей и образов бытия людей); б) переход человечества к бытию бесконфронтационному, базирующемуся на многотысячелетних традициях - на добропорядочных, справедливых и высоконравственных отношениях между людьми.

Ключевые слова: новации, традиции, управляемый хаос, будущее, человечество.

Начало XXI века характерно настойчивыми попытками ведущих стран Запада изменить практически все фундаментальные устои человеческого бытия, тысячелетиями предопределявшие его осевую устремленность к высоконравственности, благодеятельности и гармонизации разумом. Представление о таком бытии людей формировалось философской мыслью со времён Сократа, его предвосхищали В.И. Вернадский и П. Тейяр де Шарден. Достижимость этих идей подтверждается в XXI веке: в разрешении конфликтов путём переговоров и договоров, в расширении и в интенсификации научно-технических, финансово-экономических, информационных и многих других связей и взаимоотношений. Нынешнее непротивление начавшейся всесферной глобализации также свидетельствует о готовности людей к бытию в планетарном единении, системно организованном и гармонизированном разумом.

Начало реальной идейной и мировоззренческой подготовки человечества к переходу на такую качественно новую траекторию продвижения в будущее можно

13

датировать серединой ХХ века. Затем этот процесс был активирован второй мировой войной, послевоенными изобретениями новых видов взаимоуничтожения людей (химических, бактериологических и ядерных), противостоянием двух идеологически отличавшихся систем бытия людей - «коммунистического» и «капиталистического».

В 60-е годы ХХ века, в условиях «биполярного мира», «полюсы» которого составляли: США и СССР, сформировалась широкая волна общественных протестов против перспективы конфронтационного самоуничтожения. В результате чего: а) снизилась острота «холодной войны» между странами Запада и СССР; б) уменьшились риски ядерных конфликтов между государствами; в) была принята «Программа устойчивого развития» человечества; г) люди Земли преисполнились оптимизмом и надеждой на всеобщее процветание уже в ближайшие десятилетия. Однако СССР в 1991 году распался, а мир превратился в однополюсный, причём его мировоззренческие, идеологические и все иные базисы стали задаваться странами ЕС и США. Вслед за этим заметно иссяк поток научных трудов с предложениями по реализации ноосферного пути человечества в будущее, который был намечен идеями Вернадского, Тейяра де Шардена и их последователей. Распространились альтернативные идеи. Трансгуманизм и евгеника оправдывают радикальные вмешательства в телесность людей. Популярен отказ от традиционных оснований семьи и воспитания детей (идея легализации однополых браков). Упраздняются христианские догматы о греховности мужеложства, завет «возлюби ближнего как самого себя» кощунственно переиначивается.

С конца ХХ века страны Запада пытаются реализовать и свою идею трансформации мира в человечество, которое манипулируемо Западом и его обслуживает [1, с. 12]. Вначале принципы такого подхода (он предложен Бильдербергским клубом в 80-х годах ХХ в.) оттачивались Международным валютным фондом, затем его подкрепили «теорией управляемого хаоса». С 90-х годов ХХ века «стратегия управляемого хаоса» стала для западных стран стратегией формирования их общей безопасности [2, с. 10]. Её открыто заявленная цель -подчинить все производительные, финансовые и информационные ресурсы мирового сообщества потребностям Запада [1, с. 7].

В арсенале главных средств, предложенных для реализации этой стратегии и уже применяемых Западом: 1) устранение у людей «балласта традиционных ценностей» (национальных, культурных и др.); 2) стирание у людей «исторической памяти» [1, с. 3]; 3) вытеснение традиционных идеологий (государственно-исторических, национальных, религиозных и духовно-исторических) идеологиями «демократического плюрализма, уважения прав человека и потребительства»; 4) борьба за умы представителей стран, в которых идейно-духовный потенциал отличается большей выгодой для человечества [2, с. 10]; 5) фальсификация истории [3, с. 100]; 6) использование всех видов массовой информации для реализации вышеперечисленного.

Что предложено в вышеупомянутых идеях изменить бытие людей и чем чревата их совокупная реализация? Цель статьи - раскрыть сущностную сторону новаций, вносимых в бытие человечества ныне западными странами. Объект анализа в

14

статье - возможные следствия этих новаций для бытия людей. Актуальность статьи - онтоориентационная и прогностическая (нынешние западные новации способны повлиять и на будущность человечества).

Нынешнее внедрение вышеперечисленных западных новаций в бытие «семей людей» готовилось два десятилетия. Страны Запада, во-первых, провели реформы -«гендерную» (законодательно зафиксировали социальное равенство «полов») и «ювенальную» (законодательно закрепили «права детей», ответственность родителей за их нарушение и права государства по обеспечению «прав детей»). Во-вторых, законодательно ввели в практику «суррогатное отцовство и материнство», а затем, исходя из «социального равенства полов», законодательно разрешили и «однополые браки». Причём «однополые семьи» наделены правом усыновления детей.

Для внедрения этих новаций страны Запада используют жёсткое давление на граждан (в большинстве своём не согласных с легализацией нововведений, ранее считавшихся греховными) и на представителей церкви, принуждая их освящать то, что прежде осуждлось. В системе общественного образования школьников, начиная с 10-12 лет, знакомят с «теорией» сексуальных отношений, в том числе, нетрадиционных. Всемерная поддержка оказывается прежде-нетрадиционному -информационная, финансовая и правовая, создаются фонды поддержки сексменьшинств в других странах мира.

Если исходить из неофициальных экспертных оценок по странам Запада, то несколько лет назад лишь 1,5-2 % их граждан относили себя к представителям сексменьшинств. При сопоставлении такой их малочисленности с мощнейшими усилиями по легализации «однополых семей», естественен вопрос: для чего предприняты эти усилия?

Эти усилия в странах Запада обосновывают: равноправием их граждан в выборе образа своего бытия; недемократичностью отказа сексменьшинствам в реализации ими всего спектра прав и свобод, конституционно предоставляемых в западных странах их гражданам независимо от их пола, цвета кожи, национальности и т.д.; необходимостью, исходя из этого, устранить дискриминацию приверженцев нетрадиционных сексотношений. Демократичность государства действительно предполагает социальное равенство всех его граждан и сохранение их прав под предлогами тех или иных их личностных пристрастий, если они не нарушают общепринятые нормы нравственности и не угрожают общественному порядку. И если «секснетрадиционалы» не нарушают установленный общественный порядок, то они как «граждане» должны быть равноправными со всеми другими гражданами в государствах.

В этой, казалось бы, неоспоримой «логике права» есть существенные изъяны. Вначале чётко обозначим - за что борются западные «секснетрадиционалы». В итоге своей борьбы они намереваются получить свободу в реализации своих секспристрастий, общественное признание их «нормальными» и неоспариваемое право: а) узаконивать браки между собой (т.е. создавать «семьи», подпадающие под «семейное законодательство»); б) усыновлять детей и воспитывать их в своих

15

«семьях». Но равноценны ли по общественной значимости «традиционные семьи» людей и предлагаемые к образованию «нетрадиционные семьи» людей?

Во-первых, «традиционные семьи» потомственны. Они образуются для воспроизводства своих новых поколений, призванных сохранять во времени духовно-исторические ценности, духовные порывы и традиции - всей цепи своих предков. Именно благодаря традициям-в-семьях все государства были устойчивыми во времени и приобретали свои особые исторические «лики», и именно поэтому государства должны всемерно поддерживать существование «традиционных семей», - ибо они и есть первофундаменты устойчивости и долговременности всех государств. Предлагаемые же к внедрению «нетрадиционные семьи» - это суррогаты, «заменители, обладающие лишь некоторыми свойствами заменяемого ими» [4, с. 491]. Они суррогатны и по связующему основанию, по составу («родители-дети»), и по отношениям в них «родителей» и «детей». А поскольку такие «суррогатные семьи» вряд ли будут потомственными, то их можно отнести к «одноразовым», формируемым «на время» и не продолжающимся «в поколениях».

Во-вторых, юридическое признание равноправия «нетрадиционных семей» с «традиционными семьями» в части «усыновления детей» таит в себе и весьма существенный, ювенально-правовой недостаток. Дети при усыновлении недееспособны, поэтому их право на выбор типа своей «семьи» («традиционной» или «нетрадиционной»), право иметь папу и маму (бабушек и дедушек) непременно должно защищаться. Можно предположить также, что в будущем вероятны конфликты в отношениях между детьми из семей «традиционных» и «нетрадиционных» (на почве неполноценности «суррогатного»), а также обособленность детей из «нетрадиционных семей» (понимающих их «суррогатность»).

В-третьих, семьи «традиционные» и «нетрадиционные» принципиально не могут быть социально-идентичными. Ведь «традиционные семьи» сами воспроизводят детей и, соответственно, новые поколения, а «нетрадиционным семьям» для выполнения этой важной социальной задачи требуется помощь общества («суррогатных отцов и матерей»), медучреждений, государства (помощь организационная и правовая). А если вспомнить, что государствами управляют власти, то главные причины ярого лоббирования западными странами «прав сексменьшинств» вполне понятны:

1) «нетрадиционные семьи» - это часть электората с правами, всецело зависящими от состава представителей власти-в-государстве, а потому эта часть электората всегда будет поддерживать тех претендентов на власть, которые «свои» или благосклонны к требованиям сексменьшинств;

2) «нетрадиционные семьи» в реализации своих прав более зависимы от власти-в-государстве, чем «семьи традиционные», соответственно, «нетрадиционалы» в принципе должны быть лояльнее к властям, безропотнее;

3) с созданием нового фронта противостояния в социумах («традиционалов» и «нетрадиционалов») власть имущие получили ещё одну возможность манипулировать социумами и реализовывать свои политические, экономические и иные интересы.

16

Согласие цивилизационноиных государств внедрять у себя рассмотриваемые семейные новации может стать для них принятием «дара данайцев». Их многовековые традиционные устои будут подточены, их исторические «лики» превратятся в декоративные, для туристического потребления. Унификация по Западному образцу истощает внутреннюю жизнь, разрушает ещё присутствующие духовно-культурные барьеры для извне-манипуляций своей жизнью. То есть, западные семейные новации способны: а) генерировать новые фронты идейных противостояний в социумах; б) деструктуризировать «традиционные общества»; в) стать ещё одним средством по реализации западными странами своей «стратегии управляемого хаоса».

Первое и основное в этой стратегии - устранить у людей так называемый «балласт традиционных ценностей» (национальных, культурных и других). То, что в «теории управляемого хаоса» именуют «балластом» (к которому помимо традиционных ценностей причисляют также историческую память людей) для людей таковым не является. В комплексе и во взаимосвязи [5, с. 108] это:

- бакены и буи, створовые знаки, помогающие долгое время следовать обществам по фарватеру жизни, уже проверенному их предшественниками, не сбиваться с проторенного пути в будущее и не растворяться во времени в безвестности, а сохраняться в истории в узнаваемом лике;

- системные аттракторы, удерживающие течение жизни людей в рамках как универсального образа бытия Homo sapiens, издревле культивируемого людьми, так и особого в некоторых его аспектах, сохраняемых в «локусах» бытия людей как «историко-культурные традиции»;

- онтологические опоры и ориентиры, необходимые людям в их природном и социальном, политическом и этническом, национальном и цивилизационном бытии во времени, которые складывались на протяжении тысяч лет.

«Стереть» все эти способы и средства формирования многоликости культур -означает преобразовать человечество в простую серую совокупность «человека-массы» [6, с. 43]. Ибо массовый человек лишён знания своих корней и своей истории, а, соответственно, и возможности объективного осознания как всего происходящего, так и перспектив грядущего. Он воспринимает то, что ему предлагается, без попыток его нужной всесторонней оценки, а если оно вписывается в привычное бытийное русло, - то как «должное», без сомнений.

Средства, избранные западными теоретиками для реализации «стратегии управляемого хаоса», вполне эффективны. Фактом достижения заявленных целей является, например, быстрая смена мировоззренческих ориентиров и трансформация общественного мнения после государственного переворота в Украине в 2014 году. В украинских и западных СМИ отсутствовала правдивая информация о сути широкомасштабного гражданского противостояния в Украине, последовавшего за государственным переворотом.

Подведём итоги.

1. Ведущие страны Запада, реализуя с конца ХХ века свою «стратегию управляемого хаоса», предполагают с её помощью:

17

а) вначале ослабить или размыть духовно-культурные и социальные устои всех иных государств как барьеры, препятствующие их прямому подчинению Западу;

б) затем переформатировать «под себя» все иные государства (изменить идеологию их существования, мировоззрение их граждан, представления о смыслах бытия) и закрепить таким путём за собой гегемоническое право определять: как жить и как дальше развиваться человечеству, какими могут или не могут быть люди и государства на Земле.

2. «Стратегия управляемого хаоса» уже реализуется, что подтверждается фактами: страны Запада сдерживают темпы развития экономик всех иных государств; властные структуры многих государств наполнены ставленниками Запада, что, превращает такие страны - в вассальные. Этим путём ведущие страны Запада пытаются создать новую империю, всеобъемлющую и планетарную.

3. Альтернативой этому, уже явному, намерению Запада может быть «стратегия управляемого порядка». Она способная обеспечить: а) сохранение многообразия культур и государств в истории человечества, идей и образов бытия людей; б) переход человечества к бытию бесконфронтационному, базирующемуся на многотысячелетних традициях - на добропорядочных, справедливых и высоконравственных отношений людей. Такая «стратегия порядка» давно ожидаема, глобализированное человечество уже созрело к её принятию и готово к её реализации.

Список литературы

1. Лепский В.Е. Технологии управляемого хаоса - оружие разрушения субъектности развития

[Электронный ресурс] / В.Е. Лепский. - Режим доступа: http://www.spcurdumov.ru/what/texnologii-organizuemogo-haosa (время обращения: январь 2014 г.). - 14 с.

2. Манн С.Р. Теория хаоса и стратегическое мышление [Электронный ресурс] / С.Р. Манн. -

Режим доступа: http://www.spcurdumov.ru/what/mann2 (время обращения: январь 2014 г.). - 13 с.

3. Зиновьев А.А. Глобальное сверхобщество и Россия / А.А. Зиновьев. - Минск: Харвест; М:

АСТ, 2000. - 128 с.

4. Словарь иностранных слов. 18-е изд. - М.: Рус. яз., 1989. - 624 с.

5. Чудомех В.Н. Этносы, народности, народы и нации как «сообщества людей духоединённых»

/ В.Н. Чудомех // Учёные записки ТНУ им. В.И. Вернадского. - Симферополь: ТНУ. -2011. - Том 24 (63). - № 2. - С. 105-110.

6. Ортега-и-Гассет Х. «Дегуманизация искусства» и др. работы. Эссе о литературе и искусстве.

Сборник / Х. Ортега-и-Гассет; [пер. с исп.]. - М.: Радуга, 1991. - 639 с.

Chudomekh V. Cultural Traditions as the Attractors and the Guidelines of Humanity Development//

Scientific Notes of Crimea Federal V.I. Vernadsky University. Philosophy. Political sciences. Culturology. - 2015. - Vol. 1 (67). - № 2. - P. 13-29.

The purpose of the article is to disclose the essential core of the innovations, which entails the western countries entry to the modern life of Humanity. In the article the reasons of introduction of the «institute of untraditional families» in the western countries are selected and grounded and they are defined as the intended for destruction of the traditional foundations of the other civilizations countries.

18

It discloses the other facilities which are used for realization of the «strategy of the guided chaos» by the

western countries from the end of XX age. It is supposed that it is strategic purpose is to create a

«planetary empire» and predominantly to set what could be in general and if people could still be on the

Earth also as the point what the Humanity should be and with which aims it must be.

According to the author's opinion the «strategy of the guided order» can be the alternative of that

"strategy", which is principly capable to provide: a) preservation of the existent variety of the cultures and

the states in the environment of Humanity (ideas and images of human life); b) the transition of the

Humanity to life without confrontations, that is based on the centuries-old traditions, on the respectable,

just and highly moral relations between people.

Keywords: innovations, traditions, guidedchaos, future, Humanity.

References

1. Lepsky V. E. The Technologies of the Operated Chaos - the Weapon of Destruction the Subjectivity

of Development [Electronic resource] / V. E. Lepsky. - Access Mode:

http://www.spcurdumov.ru/what/texnologii-organizuemogo-haosa (time of address: January,

2014). - 14 p.

2. Mann S.R. The Theory of the Chaos and Strategic Thinking [Electronic resource] / S.R. Mann. -

Access Mode: http://www .spcurdumov.ru/what/mann2 (time of address: January, 2014). - 13

p.

3. Zinovyev A.A. The Global Supersociety and Russia / A.A. Zinovyev. - Minsk: Harvest; M: AST,

2000. - 128 p.

4. The Dictionary of the Foreign Words. The 18-th prod. - M.: Russian Language, 1989. - 624 p.

5. Chudomekh V. N. Ethnoses, Mationalities, the People and the Nations as "Communities of the

People, are Uniformed in Spirit " / V. N. Chudomekh // The Scientific Notes of the TNU by V.

I. Vernadsky. - Simferopol: TNU. - 2011. - Volume 24 (63). - No.2. - P.105-110.

6. Ortega-y-Gasset H. "Art Dehumanization" and etc. Works. The Essay about Literature and Art.

Collection / H. Ortega-y-Gasset; [the translat from sp.]. - M.: Raduga, 1991. - 639 p.

19

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Философия. Политология. Культурология. Том 1 (67). 2015. № 2. С. 20-29.

УДК: 304.5

ЭТАПЫ ЛИДИРУЮЩИХ ИННОВАЦИЙ (ОТ МЕЗОЛИТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ДО БРОНЗОВОГО ВЕКА)1

Шоркин А. Д.

Предметом настоящей статьи являются ранние этапы истории развития технелогий. На первом этапе мезолитической революции Homo sapiens создали эффективные технологии облавных охот, композитного вооружения и резцовых индустрий, продуцировали технелогии мифов, дара и партиципации, а посредством инноваций миграции сумели заселить материки планеты. На втором этапе неолитической революции люди открыли базовые технологии производящего хозяйства - доместикации животных и земледелия, которым сопутствовали технелогии чифдомов, лепной керамики и выделки шкур, прядения и ткачества. Эти новшества, на что исследователи обращают недостаточно внимания, были бы невозможны без таких инновационных технелогий данного этапа, как наслоение смыслов мифов и заимствование персонажей их пантеонов. На третьем этапе «бронзового века» группа лидирующих инноваций составлена технологиями бронзовых орудий, колёсного транспорта и гончарного круга. Сложившиеся в то время социальные технелогии Древних империй включали институты частной собственности и рабовладения, ремесленные специализации и города как центры бюрократии. Управление империями, осуществление масштабных проектов ирригации и культовых сооружений было сопряжено с инновациями письменности. Ключевые слова: миф, наслоение смыслов мифа, заимствование персонажей, дар, партиципация, технелогии древних империй, письменность.

Ранние технелогии Homo sapiens sapiens (50 тыс. - 8 тыс. лет до н.э.)

С появлением и распространением Homo sapiens sapiens (современные классификации относят к Homo sapiens также неандертальцев) берёт начало первый из этапов технелогического развития человека современного биологического вида. Действующий в нём уклад завершается примерно через 40 тысяч лет неолитической

1 Данная статья является второй из серии статей, начатой автором в предшествующем выпуске Учёных записок.

20

революцией. Генетические экспертизы отодвигают время происхождения Homo sapiens sapiens на 200-250 тысяч лет, однако ещё и 50 тысяч лет назад были распространены их гибридные формы с неандертальцами. По одной из гипотез, они долгое время вели одинаковый образ жизни, а после глобальной катастрофы, приведшей к гибели неандертальцев, выжившая критически малая (в две - три тысячи) группа сапиенсов и начала свой технологический и популяционный прорыв. Но вернёмся от обсуждаемых предположений к установленным фактам.

К сложившейся в конце базового периода археологических культур передовой технологии кремниевых остроконечников (70-50 тыс. лет) люди современного биологического типа прибавили множество новых. Среди групп лидирующих теперь технелогических инноваций:

• техника пластинчато-резцовых индустрий;

• технологии миграций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• способы облавных охот;

• технелогии мифов и пещерной живописи;

• технелогии ритуалов и табуирования;

• технелогии дара;

• технелогии партиципации.

Некоторые исследователи, чтобы подчеркнуть их новизну и масштабы произведённых новыми способами жизни перемен, называют этот период «мезолитической революцией».

Орудия охоты и быта быстро совершенствуются, их номенклатура постоянно растёт. К концу этого периода люди, например, овладевают убийственным совершенством композитного лука со стрелами, многие тысячи лет затем остающимся незаменимым оружием. Лук, копьё, палица начинают подгоняться под индивидуальные особенности человека, «я» постепенно выделяется из «мы» и появляется в языках в качестве местоимения. «Чуринги» - это уже индивидуальные эмблемы, хотя в них, как считали, обитают души всех предков, и на них и нанесена общая изобразительная символика клана.

Облавные охоты невозможны без развитых технелогий коммуникации, которые сплачивали первобытную орду в хорошо организованный и боеспособный коллектив. Об успехах, достигнутыми людьми на этом поприще, свидетельствуют кризисы консументов: древние добытчики (по эмпирическим данным палеозоологические исследований) в разных местах планеты одинаково «успешно» истребили множество видов крупных млекопитающих. Археологи находят на стоянках первобытных общин костные останки животных, многократно превышающих численность тех из них, которые могли быть съедены.

Эффективные орудия убийства не привели к самоистреблению людей благодаря появлению технелогий табуирования. Древнейшие табу инцеста и убийства распространялись (что весьма рационально и целесообразно для того времени) только на соплеменников. Более поздние табу и ритуалы способствовали также сохранению среды обитания и пищевых ресурсов.

Сцены охот человек изображал на стенах скал и пещер. Борьба, например, с грозным пещерным медведем (таким же всеядным, как человек, и вдобавок

21

конкурирующим с ним за обладанием пещерами на кормовых территориях) и желанная победа над ним символизировалась построением глиняного его туловища с черепом медведя на месте головы с последующими меткими бросками по ним комьев сырой глины. Антропологи рассматривают подобные артефакты в связи с продуцируемыми в то время мифами и ритуалами, выполняющими важные функции социального регулирования. На кости и камни наносятся особые зарубки: то геометрические формы, то группы месячных и иных циклов.

Впечатляющие результаты на данном этапе были достигнуты применением технологий миграций. Пешее кочевье предъявляло жёсткие ограничения к тяжести ноши, и было просто невозможным без широкого разнообразия охотничьих приёмов, позволяющих добывать пищу в меняющихся со странствиями ландшафтах. Преодоление рек и морей требовало создания надёжных плавательных средств, специальных сосудов для пресной воды и тысяч прочих «мелочей», от каждой из которых зависела жизнь. Насколько надёжно (спорят, например, историки) рыбий хребет мог использоваться в качестве секстанта? Тем не менее, к настоящему времени на основе археологических артефактов и данных генетических экспертиз установлена хронология расселения Homo sapiens sapiens по материкам планеты, которая успешно завершилась на протяжении менее тридцати тысяч лет. Даже исчезнувшая американская мегафауна 10 тысяч лет назад уже стала жертвой, добиваемая дротиками, копьями и стрелами, которые были оснащены эффективными кремниевыми наконечниками культуры Кловис.

Важной универсальной технелогией, которая сложилась на этом этапе и уберегла человечество от самоуничтожения, была гуманитарная и социальная инновация «дара». Эта коммуникативная технелогия обмена и достоинства, долга, чести и престижа (именуемая в разных регионах планеты как «потлач», «малага», «уту», «кула»), согласно Марселю Моссу, ввела порядок, типичный для значительной части человечества вплоть до гораздо более поздних эпох рынка, цен и денег. Даже сегодня «значительная часть наших нравственных законов и самой нашей жизни по-прежнему погружена в ту же самую атмосферу, соединяющую в себе дар, долг и свободу» [7; с.169, 201].

Наконец, добротно описанная многими исследователями, ещё от Леви-Брюля, инновация партиципации позволяла, в том числе, осуществлять переносы коммуникативных социальных отношений на сферу природы (но не наоборот, как считал Дж. Фрезер) и так способствовать её легитимному разделу. Мифосоциологическая картина мира (в который он упорядочивается, классифицируется и означается соответственно реальному сосуществованию фратрий и кланов), конечно, далека от объективности, но она надёжно определяет, какие именно ландшафты, вещи и природные ресурсы каким фратриям принадлежат, и так отчасти блокирует риски военных столкновений. Инновация партиципации поясняла и оправдывала также эффективность магии, к которой относились тогда людьми многие из технологий. Из него же следовала правомочность попыток прорицаний и предсказаний.

В более поздние времена принцип партиципации составил основу древнекитайских технелогий И-цзин и Фэн-шуй, римского концепта mundus

22

(города-мира), стал методологической основой астрологии и физиогномики. Современным и весьма эффективным продолжением этой древнейшей технелогии ныне является техника голографии.

Инновации неолитической революции (8 тыс. - 3 тыс. лет до н.э.)

Под неолитической революцией, как известно, понимают переход от присваивающего хозяйства - к производящему. Люди начали окультуривать растения и одомашнивать животных. Земледелие и доместикация животных в неолите (последней эпохе каменного века) стали двумя лидирующими группами разнообразнейших инновационных технелогий. И обе эти обширные группы были бы невозможны без главной инновации в гуманитарной сфере - способности наслаивать смыслы мифов.

Достигнутые их применением перемены, действительно, характерны революционными масштабами, но, как и в случае «мезолитической революции», отнюдь не по-революционному быстрыми темпами. Тогда, на первом этапе, для освоения инноваций понадобилось более 40 тысяч лет, на втором, неолитическом, -не менее 5 тысяч лет. Орудия труда земледельца начались с традиционно используемой собирателями палки-копалки, которой возделывался сад. Много позже появились иные инструменты и земельные участки с полбой или рисом. К окультуриванию растений, которое в Северной Евразии почти везде стало привычным к третьему тысячелетию до новой эры, в Новом Свете только приступили тысячелетием позже. Волка приручили 15 тысяч лет назад, муфлона, от которого ведут свою родословную овцы, через 5 тысяч лет, последней, и то не везде, была одомашнена лошадь.

Мир, даже и столь неспешно, не поменялся всюду, во многих зонах продолжали доминировать технологии кочевья, охоты и собирательства. Первые пастухи, по сути, оставались охотниками, которые в условиях жаркого климата разумно предпочитали сохранять часть мяса в живом виде. Но в конкуренции с ними появились оседлые земледельцы, число групп которых неумолимо росло.

Между носителями этих разных технологий выстраивались новые социальные отношения: от разбойничьих набегов кочевников на поля и амбары - до выплаты им земледельцами дани и, позже, до выполнения кочевниками оплаченной функции защиты оседлых общин. Социальные инновации инспирировались технологическими новшествами и, в свою очередь, побуждали совершенствовать организационные способы разделения труда и его орудия.

Скотоводы перемещались со своими стадами, используя прежние, тщательно отшлифованные долгим опытом миграций технологии. Но они теперь дополняли их новыми: техниками управления стадами, приёмами их защиты от хищников и стихии, ветеринарными навыками, технологиями освоения разнообразной продукции скотоводства.

Земледельцы, в свою очередь, привыкают к оседлому, небывало тесному и многолюдному сосуществованию на так называемых «жилых холмах», в

23

«чифдомах» площадью от 2 до 10 гектаров. Кроме выделки шкур там возникают технологии прядения и ткачества, в оседлых культурах появляется первая керамика. Плоты, с помощью которых люди когда-то пересекали водные преграды и расселились по планете, теперь дополняют первые лодки, более удобные и маневренные. Меняется всё - не только инструменты и орудия труда, но также одежда и обувь, жильё, еда и кулинарные рецепты. Крупные животные (быки, верблюды, лошади, слоны) начинают использоваться в качестве тягловой силы. До привлечения (приведём более экзотический пример креативного поиска тех времён) кошек к защите содержимого амбаров до трети (!) всех припасов земледельцев уничтожалась грызунами.

Под каждым из ключевых для данного этапа понятий - технологии «земледелия» и «одомашнивания животных» кроются, таким образом, десятки тысяч тех реальных придумок, находок и изобретений, благодаря которым только и можно было стать земледельцем и скотоводом.

Но каким образом столь кардинальные перемены могли быть осуществлены и приняты чрезвычайно консервативно настроенным обществом? Как смогли уживаться вместе и сотрудничать люди с разными тотемами и героями, ритуалами и мифами?

Возможность перемен открыла инновационная технелогия наслоения смыслов мифов. Миф, как структуру дорефлексивную, невозможно критиковать или отменить, пока ты находишься «внутри» него, он является безотчётным способом видения мира. Но, оказалось, его смыслы можно обогащать: старые смыслы отменять не нужно (да и невозможно), но к ним можно просто прибавить новые. Посейдон, например, антропоморфен только в верхнем слое мифа, ниже, в более ранних слоях он манифестируется образами коня или быка, а в древнейших -вообще означает безобразное хтоническое начало. Чередой новых поколений, в условиях устной передачи мифов и отсутствия жёсткой письменной фиксации канонического смысла, прежний миф медленно и постепенно обогащается наслоением смыслов: так, чтобы он позволял быть не только охотником или собирателем, но земледельцем или скотоводом. Детская игра в «испорченный телефон» теперь показывает внушительность этой дистанции: между исходным значением и транслируемыми смыслами нужно ещё ухитриться найти что-то общее.

Кроме того, реальные трудовые, военные, матримониальные и иные общественные взаимодействия представителей разных кланов и мифологий неизбежно приводят к тому, что персонажи пантеонов сближаются или заимствуются, а ритуалы модифицируются и переносятся в надежде на их магическую силу.

Лидирующие новшества бронзового века Древних империй (3 тыс. -1,4 тыс. лет до н.э.)

Земледельческие общины имели тем большие шансы на выживание, чем крупнее они были и чем большим количеством воды они располагали для орошения посевов. От численности общины зависело, сможет ли она развиваться, осваивая

24

новые земли, а также сможет ли себя защитить от рэкетиров и грабителей амбаров и от конкурентов в борьбе за воду. Лучшим путём, естественно, оказалось объединение общин. Примерно к третьему тысячелетию до новой эры этот тренд развития закономерно привёл земледельцев к образованию древних империй.

Незадолго до их формирования маргинальными для ранних земледельцев технологиями обработки металлов был получен сплав меди с оловом - бронза. Уже медные, более ранние топоры в сравнении с каменными чоперами позволили увеличить скорость рубки втрое. Бронзовые же орудия, которые в широком ассортименте начали отливать с третьего тысячелетия, оказались ещё эффективнее. Наряду с серпами, оснащёнными кремниевыми зубцами, под солнцем засверкали сверхтвёрдые по тем временам серпы из бронзы. Производство предметов быта, оружия и инструментов поддерживала целая индустрия: шахтных выработок, способов обогащения руд и их обжига, плавильных печей и форм для отливки. Листовой металл и бронзовая проволока применялись в самых разнообразных целях, а позже, когда люди начали осваивать железо, в начале первого тысячелетия целиком из бронзы даже стали изготавливать плуги, которые прежде всегда были деревянными.

Технологии бронзы с высокой положительной корреляцией сопрягались с такими сферами лидирующих инновационных технелогий древних империй, как управление, градостроительство и ирригация.

Объединение земледельческих общин в имперскую структуру происходило со становлением и развитием новых социальных технелогий: резко увеличилось имущественное расслоение, быстро развивались институты частной собственности и рабовладения, структуры ремесленной специализации и разделения труда. Для осуществления функций управления стало необходимым взращивать элиту и определённым образом её размещать. Так возникли города как центры бюрократической знати, периферия которых была отдана ремесленникам.

Многочисленные артефакты свидетельствуют о расцвете строительного искусства, в некоторых наиболее крупных городах украшенные скульптурами виллы и великолепные дворцы оснащались даже канализацией. Масштабы же многих ирригационных сооружений в Китае, Средней Азии или на Ближнем востоке столь же грандиозны, как пирамиды, тогда же возводимые в Мезоамерике или Египте.

Осуществление подобных проектов требовало хорошего согласования усилий сотен тысяч, а иногда и миллионов людей, говорящих (как, например, в Китае) на разных языках и проживающих на обширных территориях. Без возникших в это время технелогий письменности, инвариантной к устной речи, было бы невозможно согласовать такие усилия, обеспечить аутентичную трансляцию распоряжений и точность хозяйственных расчётов. Законы Хаммурапи были высечены на столбе из чёрного базальта, твёрдого и вечного, позже в оборот входят мобильные бумага и папирус. Время теперь согласовывается посредством солнечных и водяных часов, правильность расчётов - рычажными весами и математическими выкладками. Прокладка сухопутных дорог и курсов парусных судов корректируется первыми географическими картами и устройствами навигации. Массовые перевозки теперь

25

осуществляются не виданным раньше колёсным транспортом, а массовое производство керамики стало возможным благодаря одной из модификаций великой инновации колеса - гончарному кругу.

Подытожим сказанное таблицей, в которой перечислим группы лидирующих технелогических инноваций на разных рассмотренных нами этапах (начиная от перемен времён археологических культур гоминидов, кратко описанных в предыдущей статье).

-2.6 млрд. продолжительность лидирующие технелогические инновации

А Археологические культуры > 2,5 млрд. лет • Ручные рубила • Технологии отщепов • Техники отжимной ретуши • Кремниевые остроконечники • Вкладышевые орудия • Использование огня • Развитие речи • Ограничение антропофагии • Технелогии ритуала

-50 тыс. до н.э.

1 Мезолитическая революция 42 тыс. лет ■ Техники пластинчато-резцовых индустрий ■ Технологии глобальных миграций ■ Способы облавных охот ■ Композитный лук, бумеранг ■ Мифы и пещерные изображения ■ Технелогия табуирования ■ Технелогии дара ■ Технелогии партиципации

- 8 тыс. до н.э.

2 Неолитическая революция 5 тыс. лет ♦♦♦ Технологии земледелия ♦♦♦ Окультуривание растений ♦♦ Оседлое обитание в чифдомах ♦♦♦ Лепная керамика ♦♦♦ Технологии скотоводства ♦♦♦ Доместикация животных ♦♦♦ Выделка шкур ♦♦♦ Прядение, ткачество ♦ Наслоение смыслов мифа ♦ Заимствование персонажей пантеонов

26

- 3 тыс. до н.э.

3 Бронзовый век 1600 лет ^ Социальные технелогии древних империй ^ Технологии ирригации ^ Институты частной собственности и рабовладения ^ Города как центры бюрократии ^ Ремесленные специализации ^ Письменность, папирус и бумага ^ Колёсный транспорт и гончарный круг ^ Бронзовые орудия

- 1.4 тыс. до н.э.

Напомню, что приведенные даты лишь примерны, указаны для ориентира. В лучшем случае, надеюсь, их доверительные интервалы могут быть сужены до 10% (то есть, например, 3000±300 лет). Однако, несмотря на приблизительность датирования границ этапов, очевидна и несомненна устойчивая тенденция сокращения их продолжительности. Она заметно падает не вследствие трудно устранимых ошибок аберрации - когда отдалённые от нас события видятся излишне обобщённо, а приближённые видятся в деталях. Аберрационные искажения, которые действительно могут иметь место, здесь влияют на общую картину всё же в незначительной мере. Главные факторы сокращения продолжительности этапов инноваций укоренены в возрастающей мощности пластов технелогий, в плодотворности тока культурной эволюции, они составлены растущей творческой активностью людей, их потребностями в ускорении темпов внедрения появляющихся новшеств в меняющуюся жизнь.

Мы самонадеянно привыкли видеть в этом специфику современности только потому, что теперь в щедрые и безжалостные жернова перемен каждое поколение попадает много раз. Нам, в отличие от пращуров, привыкающим к новшествам постепенно, не хватает времени, чтобы к ним адаптироваться, - что ж, остаётся ими гордиться, хотя культ перемен то и дело оборачивается неврозами. Нынешнее бремя перемен - только следствие издревле сложившейся тенденции роста плотности технелогических инноваций.

Список литературы

1. Banch B., Hellemans A. The History of Science and Technology / Bryan Banch, Alexander

Hellemans. - Boston, New York: Houghton Mifflin Company, 2004. - 776 p.

2. Даймонд Дж. Коллапс. Почему одни общества выживают, а другие умирают / Джаред

Даймонд; пер. с англ. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. - 762, [6] с.

3. Даймонд Дж. Ружья, микробы, сталь. История человеческих сообществ / Джаред Даймонд;

пер. с англ. М. Колопотина. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. - 604, [4] с.

4. Дьяконов И.М. Пути истории: От древнейшего человека до наших дней / Изд. 2-е, испр. - М.:

КомКнига, 2007. - 384 с.

27

5. Камерон Р. Краткая экономическая история мира. От палеолита до наших дней / Рондо

Камерон; пер. с англ. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. - 544 с.

6. Лоренц К. Так называемое зло / Конрад Лоренц; пер. с нем.; сост. А.В. Гладкого, А.И.

Фёдорова; ред. А.В. Гладкого; послесловие А.И.Фёдорова. - М.: Культурная революция, 2008. - 616 с.

7. Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии / Пер. с франц. -

М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996. - 360 с.

8. Раннее государство, его альтернативы и аналоги: Сборник статей / Под ред. Л.Е. Гринина,

Д.М. Бондаренко, Н.Н. Крадина, А.В. Коротаева. - Волгоград: Учитель, 2006. - 559 с.

9. Фернандес-Арместо Ф. Цивилизации / Фелипе Фернандес-Арместо; пер. с англ. Д. Арсеньева,

О. Колесникова. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. - 764, [4] с.

10. Ханников А.А. Техника: от древности до наших дней [Электронный ресурс] / Режим доступа:

http://historylib.org/historybooks/Aleksandr-Aleksandrovich-KHannikov_Teknika-ot-drevnosti-do-nashih-dney.

ShorkinA.D. The Leading Innovations Stages (from Neolithic Revolution to the Bronze Age)// Scientific Notes of Crimea Federal V.I. Vernadsky University. Philosophy. Political sciences. Culturology. - 2015. - Vol. 1 (67). - № 2. - P. 20-29.

The subject of this article are the early stages of technology history. On the first stage of the revolution Mesolithic Homo sapiens created effective technology battue hunting, weapons and incisal composite industries, also they produced tehnelogies of the myth, gift and participation. Through the migration innovations people were able to populate the continents of the world. In the second phase of the Neolithic revolution people have discovered the basis technologies of productive economy, the domestication of animals and agriculture, which were accompanied by the chiefhouse tehnelogies, modeled ceramics and currying, spinning and weaving. These innovations, to which researchers pay little attention, would be impossible without such innovative tehnelogy of this stage such as the layering of the myths meanings and characters borrowed from their pantheons. On the third stage "of the Bronze Age," a set of leading technology innovations is made of bronze tools, wheeled transport and the potter's wheel. Ancient empires social tehnelogies which were prevailing during that time period included the institution of private property and slavery, craft specialization and cities as centers of bureaucracy. Management of empires, the implementation of large-scale irrigation projects and places of worship have been associated with the script innovations.

Key words: myth, layering of the myths meanings, characters borrowing, gift, participation, ancient empires tehnelogies, script innovations.

References

1. Banch B., Hellemans A. The History of Science and Technology / Bryan Banch, Alexander

Hellemans. - Boston, New York: Houghton Mifflin Company, 2004. - 776 p.

2. Jared Diamond. Collaps. How Societies Choose to Fall or Succeed. Jared Diamond; translation from

Eng. By M. Kolopotin. - M.: AST: AST MOSCOW, 2008. - 762, [6] p.

3. Diamond J. Guns, Germs, Steel. The Historyof Human Communities / Jared Diamond; Trans. from

Eng. by M. Kolopotin. - M.: AST: AST MOSCOW, 2009. - 604, [4] p.

4. Deacons I.M. Path History: from Ancient Man to the Present Day / I.M. Deacons.Ed. 2nd, rev. - M.:

KomKniga, 2007. - 384 p.

5. Cameron R. Brief Economic History of the World. From the Paleolithic to the Present Day / Rondo

Cameron; Transl. from English. - M.: "Russian Political Encyclopedia" (ROSSPEN), 2001. -

544 p.

28

6. Lorenz K. So-called Evil / Konrad Lorenz; translation from German .; comp. A.V. Gladkiy, A.I.

Fedorov; Ed. By A.V. Gladkiy; A.I.Fedorov afterwords. - M .: The Cultural Revolution, 2008. - 616 p.

7. Moss M. Communities. Exchange. Personality: Proceedings of Social Anthropology / Trans.from

French. - M.: Publishing company "Eastern Literature" RAS, 1996. - 360 p.

8. Early State, Its Alternativesand Analogues: Collection of Articles / Edited by L. E. Grinina, D. M.

Bondarenko, N. N. Kradina, A. V. Koroaeva. - Volgograd: Teacher, 2006 - 559 p.

9. Fernandez-ArmestoF. Civilizations / Felipe Fernandez-Armesto; trans. from English by D. Arseniev,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A. Kolesnikov. - M .: AST: AST Moscow, 2009. - 764, [4] p.

10. Hannikova A. A. Technique: from Antiquityto the Present Day [Electronic resource] / Access mode:

http://historylib.org/historybooks/Aleksandr-Aleksandrovich-KHannikov_Teknika-ot-drevnosti-do-nashih-dney.

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.