Научная статья на тему 'Культурные связи России и Израиля сквозь призму культурной политики двух стран'

Культурные связи России и Израиля сквозь призму культурной политики двух стран Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1266
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ РОССИИ И ИЗРАИЛЯ / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ВНЕШНЯЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ФОРМИРОВАНИЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ОСНОВЫ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ИЗРАИЛЯ / A CULTURAL CONTACT OF RUSSIA AND ISRAEL / THE CULTURAL POLICY / FOREIGN CULTURAL POLICY / FORMATION OF A DOCUMENTARY BASIS OF A CULTURAL POLICY OF ISRAEL

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ятвецкий Болеслав Валентинович

В статье на основе обширного материала источников, документов внешнеполитических ведомств автор анализирует содержание и основные направления современного сотрудничества России и Израиля. В исследовании самостоятельное внимание уделено вопросам теории и практического осуществления культурной политики Израиля, которая выстраивается с учетом международного опыта и традиций Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural contacts of Russia and Israel through a prism of a cultural policy of two countries

In article on the basis of a huge material of sources and documents of foreign policy departments the author analyzes the maintenance and the basic directions of modern cooperation of Russia and Israel. In research a lot of attention is given questions of the theory and practical realization of a cultural policy of Israel which pays attention to the international experience and traditions of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Культурные связи России и Израиля сквозь призму культурной политики двух стран»

УДК 008+327

Б. В. Ятвецкий

Культурные связи России и Израиля сквозь призму культурной политики двух стран

В статье на основе обширного материала источников, документов внешнеполитических ведомств автор анализирует содержание и основные направления современного сотрудничества России и Израиля. В исследовании самостоятельное внимание уделено вопросам теории и практического осуществления культурной политики Израиля, которая выстраивается с учетом международного опыта и традиций Российской Федерации.

Ключевые слова: культурные связи России и Израиля, культурная политика, внешняя культурная политика, формирование документальной основы культурной политики Израиля

Boleslav Yatvetsky

Cultural contacts of Russia and Israel through a prism of a cultural policy of two countries

In article on the basis of a huge material of sources and documents of foreign policy departments the author analyzes the maintenance and the basic directions of modern cooperation of Russia and Israel. In research a lot of attention is given questions of the theory and practical realization of a cultural policy of Israel which pays attention to the international experience and traditions of the Russian Federation.

Keywords: a cultural contact of Russia and Israel, the cultural policy, foreign cultural policy, formation of a documentary basis of a cultural policy of Israel

В современном мире, особенно в последние десятилетия, значительно возрос интерес к проблеме теоретического осмысления и практической реализации культурной политики. Настоящий интерес, безусловно, продиктован как общими проблемами, вызовами и угрозами, которые поставлены перед нами реалиями современных международных отношений, культурного сотрудничества, так и стремлением государств действительно эффективно использовать потенциал культуры в качестве мощного инструмента политики, имиджеформирующего средства, в качестве того универсального языка, который бы мог стать основой духовного развития общества и средства международного общения.

Культурная политика - явление достаточно сложное. Она слагается из традиций и новаций, отражает новейшие тенденции и острейшие проблемы современности и, безусловно, связана как с внутренней, так и с внешней политикой страны во многих сферах. Многие специалисты отмечают, что культура оказывает влияние на все сферы общественной, социально-экономической и политической жизни страны. В связи с этим можно утверждать, что и «культурная политика является инструментом, позволяющим поддерживать процессы самоорганизации во всех сферах, одновременно воздействуя на перераспределение ресурсного потенциала между политикой, экономикой и культурой в условиях изменений внутренней и внешней среды1.

Значительную роль в культурной политике

играют вопросы международного культурного сотрудничества, значимость которых, особенно в современном мире сложно переоценить. Неслучайно уже в середине ХХ в. именно международное сообщество пришло к пониманию того, что культурные связи, контакты обладают уникальным потенциалом, способны стать основой диалога между странами в различных сферах, и продуманная культурная политика, ее международный аспект могут стать фундаментом сотрудничества между различными государствами.

Следует вспомнить, что еще в 60-е гг. ХХ в. авторитетная международная организация ЮНЕСКО провела ряд встреч на высшем уровне, посвященных выработке концептуальных основ культурной политики, участниками которых стали представители ведущих стран мира. В это же время было сформулировано и определение культурной политики, которое не утратило своего значения и сегодня. Согласно определению, предложенному организацией ЮНЕСКО в 1967 г., политика в области культуры означает «комплекс операциональных принципов, административных и финансовых видов деятельности и процедур, которые обеспечивают основу действий государства в области культуры»2.

Во второй половине ХХ в. к осмыслению культурной политики, проблемам ее практической реализации подключились практически все ведущие страны мирового сообщества, и сегодня мы можем говорить о различных подходах в теоретическом, концептуальном оформлении

настоящего явления, а также многообразных механизмах осуществления.

На современном этапе только в российской научной традиции существует значительное число исследований, посвященных культурной политике, представлены различные дефиниции настоящего явления, которые отражают принципы ее формирования, экономическую природу, важнейшую роль в государственном строительстве, а также значимость в международных отношениях. Кроме того, многие исследователи обращаются и к вопросам практической реализации культурной политики, анализируя настоящее явление с учетом важнейших изменений культурной жизни страны и межкультурного взаимодействия. Можно отметить, что исследователи все чаще анализируют различные модели и зарубежный опыт культурной политики, который представляет большой интерес для создания оригинальной национальной концепции3.

Что касается современного Израиля, то становится очевидным, что в последнее время вопросы, примыкающие к теории и практике культурной политики, все более активно вводятся в научный и практический оборот. Постепенно утверждаются основные принципы культурной политики, происходит осмысление данного явления, его важности для формирования общего духовного климата страны, понимания национальной идентичности, успешного позиционирования страны в мировом сообществе. Нельзя не отметить и экономический аспект отдельных мероприятий в рамках культурной политики, которые при успешной реализации могут иметь коммерческий успех.

Заметим, что для Израиля культурная политика - явление достаточно новое, что объясняется как политическими факторами, вспомним, что история самого государства ведет свой отчет со второй половины ХХ в., так и весьма сложной культурной средой, атмосферой, которая находится еще в стадии формирования, хотя и приобретает сегодня оригинальные, самобытные черты.

Выработка концепции государственной культурной политики началась лишь в последнее десятилетие. В 1999 г. был опубликован первый отчет правительства в котором рассматривались отдельно стратегические вопросы культурной политики. С этого времени наметился прогресс по многим направлениям, который подтверждается как институциональными изменениями, так и выявлением приоритетных направлений дальнейшей работы. Среди наиболее важных шагов можно отметить выделение Министерства культуры в отдельное ведомство

(изначально входило в Министерство образования и культуры); улучшение мониторинга за тенденциями культурного потребления; формирование бюджетного согласования вопросов культурной политики (при поддержке Министерства финансов); попытку законодательно закрепить механизмы поддержки отечественного творчества; объединение глав учреждений культуры (в рамках специального Форума глав различных организаций).

Важнейшим событием в данном направлении можно назвать подготовку официальных рабочих материалов, документа «Культурная политика Израиля», который представляет собой первый опыт осмысления настоящего явления как в теоретическом, так и в практическом аспектах4.

К несомненным достоинствам настоящего документа можно отнести стремление автора, известного ученого и политика Н. Горовца, показать всю сложность, комплексный и многоаспектный характер настоящего явления, придать вопросам культурной политики Израиля особое значение, рассмотреть вызовы и угрозы, связанные с вмешательством государства в вопросы культуры, духовную жизнь людей.

Автор «Культурной политики» предлагает включиться в дискуссию и относительно вопросов выработки понятия культурной политики. В материалах с учетом понимания сложной природы понятий «культура» и «дефиниции политики», которая воспринимается в данном документе как угроза свободному творчеству, затрагиваются важнейшие проблемы идеологии, цензурных ограничений. Приведенные примеры и поставленные вопросы действительно носят фундаментальный характер, так как определяют границы вмешательства государства в вопросы культурной и духовной жизни общества.

Интереснейший раздел рабочего материала «Культурной политики Израиля» посвящен вопросам признания разнообразия форм и способов культурного самовыражения, каждый из которых диктует самостоятельный подход и характер регулирования, выбор особых средств и механизмов помощи и контроля. «Контекст культурной политики включает в себя также признание непохожести областей культуры друг на друга, того, что музеи, кино, литература, пластика, музыка и танец соответствуют различным формам творчества, распространения и потребления и действуют с иными ограничениями бюджета, планирования, места и времени»5.

В документе прослеживается стремление рассмотреть культурную политику Израиля на фоне актуальных проблем международного культурного сотрудничества, с учетом новых вы-

зовов и угроз, с позиций мультикультурализма, которые исключительно важны для пестрого в своем историческом происхождении населения государства Израиль. Как отмечено в документе, «социопсихологический базис мультикульту-рального подхода основан на предположении, что человек нуждается в гарантии самоидентификации, чтобы действовать должным социальным образом. Отсюда требуется не только культурная политика перераспределения культурного капитала, но и переопределение культурной формулы, с тем чтобы она признавала и включала не представленные в ней культурные группы. Такое видение охватывает последствия, столь далеко идущие, что не укладывается в общепринятые рамки культурной политики, а лишь в национальную политику в ее наиболее широком аспекте»6.

Значительное внимание автора настоящего документа связано с вопросами экономического характера, которые рассматриваются в контексте неоднозначных вопросов государственного вмешательства в культурную политику. На основе существующего опыта с учетом общих тенденций, связанных с вопросами культурного развития, создания произведений культуры в различных сферах автор приходит к обоснованным выводам. «Процесс сотворения предмета культуры подобен, с точки зрения экономистов, области разработки в исследованиях. Дорогостоящий этап предварительной работы не предполагает прибыли и проводится в условиях неизвестности. Поэтому предприниматели и организации в культурном поле нуждаются в государственной поддержке в понимании начальных инвестиций или стабилизационных фондов. Время, затраченное на производство предмета культуры, способное растягиваться на года, требует страхования самой деятельности или помощи в поддержании сети поддержки»7.

Международный аспект культурной политики Израиля непосредственно связан с такой важнейшей проблемой, как сохранение культурного наследия, к которому вот уже на протяжении почти 50 лет привлечено внимание авторитетной международной организации ЮНЕСКО, региональных организаций, многих европейских стран8. Для современного Израиля настоящая проблема сопряжена с вопросами национальной идентичности, с проблемами развития культурно-познавательного туризма. К сожалению, настоящий раздел не получил развернутого анализа в документе, однако и в небольшом очерке содержатся достаточно ценные рекомендации и наблюдения автора. «Основа современного национального государства, а также урбанистические и демо-

кратические процессы, сопровождающие ее формирование, создали серьезную опасность и вызвали необходимость формирования системы общей символики, солидарности и гражданской религии. Культура служила национальному государству одновременно и средством управления массами, и средством воспитания общим ценностям в области языка и самоидентификации. Этот процесс, называемый „национальным строительством", служил средством интеграции иммигрантов во время преподавания языка и преодоления региональных кризисов. Цели такого типа достигались посредством общенациональных мероприятий, например, выставок национальных конкурсов, музеев наследия, национальных театров и государственных оркестров»9.

Самостоятельное значение придается в «Культурной политике Израиля» вопросам гармоничного вовлечения в процессы культурного развития и культурного строительства как центра, так и регионов, которые сегодня, к сожалению, находятся на периферии новейших достижений и событий культурной жизни страны10.

В «Культурной политике Израиля» приводятся и рекомендации,призванные решить существующие проблемы и способствующие эффективному развитию культуры в контексте изменений в обществе современного Израиля, связанные с вопросами планирования, документального оформления, взаимодействия государства и поддержки творческих деятелей и т. д.11

Таким образом, можно констатировать, что вопросы культурной политики получили последовательное осмысление в современном Израиле, и настоящая тема вызывает значительный интерес у политиков, экономистов, ученых, представителей творческой интеллигенции.

Однако, несмотря на впечатляющие успехи в настоящем направлении, следует отметить, что документальное представление вопросов культурной политики находится в Израиле сегодня в стадии становления. Рассмотренный выше документ может стать основой для последовательного анализа настоящих вопросов и в дальнейшем их окончательного документального оформления.

Так, на наш взгляд, в окончательной редакции документа следует отметить региональные приоритеты культурной политики Израиля и выделить самостоятельный раздел, который может быть связан непосредственно с Россией. Необходимость настоящего раздела продиктована реалиями современного межкультурного сотрудничества, той общностью тем и интересов, которые сегодня объединяют наши страны. Отметим, что и в предварительной редакции

настоящего документа можно выделить темы, которые уже получили последовательное, практическое развитие в российско-израильском культурном сотрудничестве. Документ лишний раз доказывает, как многое нас объединяет. Это и вопросы мультикультурализма, проблема вовлечения регионов в современное культурное сотрудничество, значительный интерес к определенным направлениям культурного сотрудничества и прежде всего к туризму как коммуникативному средству, фактору стабильности и экономического процветания.

Характер представления материалов и его содержание показывают, что он мог бы быть включен в проблемную часть общих материалов, принятых на государственном уровне. В окончательном варианте документ должен, на наш взгляд, содержать такие важнейшие разделы, как «Обоснование значимости культурной политики», «Основные направления и формы культурной политики», «Механизмы осуществления», «Международное сотрудничество», «Финансирование».

Составление окончательного документа «Культурная политика Израиля» предполагает обращение к опыту зарубежных стран, которые уже имеют определенные традиции и успехи в данном направлении государственной деятельности. Учитывая специфику современного Израиля, а также очень сложную «мозаичную» культурную ситуацию в стране, сложно предложить модель, которая могла бы стать основой при выработке культурной политики. Однако, на наш взгляд, в решении данного вопроса может быть интересен опыт Франции, страны, чьи ориентиры, а именно концепция «демократизации культуры», которая подразумевает «обеспечение равного доступа граждан к культуре», и «сохранение культурного наследия и поощрение современных форм творчества» созвучна и общим представлениям Израиля в вопросах культурной политики12.

Безусловно, самостоятельный интерес представляет и опыт современной России в сфере формирования культурной политики и законодательного оформления настоящего явления. Россия достаточно активно включилась в процесс формирования культурной политики в конце 90-х гг. ХХ в. и сегодня обладает достаточно обширной законодательной базой по данному вопросу. На наш взгляд, следует обратить внимание прежде всего на документы «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»13, «Концепция внешней культурной политики России - год 2000»14.

Стоит уделить более пристальное внимание европейскому опыту документального оформления и аналитическим обзорам культурной

политики, которые представлены в отдельных изданиях15.

Таким образом, процесс последовательного оформления культурной политики Израиля сегодня может быть основан на всестороннем анализе национальной ситуации и подкреплен солидным опытом зарубежных стран, который отражает общие проблемы, уже получившие свое решение в практике различных государств.

В свою очередь культурная политика Израиля также представляет значительный интерес для международного сообщества, непосредственно для России, особенно в тех разделах, которые посвящены государственному участию и цензурным ограничениям творческого процесса, а также в вопросах сохранения культурного наследия и мулитикультурализма.

На наш взгляд, на современном этапе вопросы формирования и практической реализации культурной политики требуют широкого международного осмысления. В данной ситуации следует активно проводить встречи министров культуры из разных стран, которые способствовали бы обмену опытом и выработке общих решений, обсуждению актуальных проблем культурной политики. Сегодня очевидно, что многие проблемы, такие, например, как глобализация в культуре, культурная экспансия, сохранение культурного наследия приобретают наднациональный характер, и их решение возможно только при участии всего мирового сообщества. Кроме того, нельзя забывать, что культурная политика всегда содержит и элемент международного взаимодействия, основана на диалоге в сфере культуры, без которого невозможен прогресс и успех в национальном культурном строительстве.

Таким образом, даже без упоминания России в данном рабочем документе, можно отметить, что многие проблемы культурной политики нас не только сближают, но могут получить позитивное развитие только при непосредственном сотрудничестве двух стран.

Самостоятельное развитие проблема культурного диалога двух стран имеет и в обширной документальной базе современной России. Следует отметить, что вопросы международного культурного сотрудничества в РФ представлены в различных материалах: концепции внешней политики РФ (2000 и 2008 гг.), документах, имеющих отношение к культурной политике современной России.

Однако непосредственно вопросам культурного сотрудничества в РФ посвящен отдельный корпус документов, который называется «внешняя культурная политика». В данных документах речь идет о различных принципах, фор-

мах и направлениях современного культурного сотрудничества, вызовах и угрозах, которые вытекают из вопросов культурного сотрудничества в эпоху глобализации. Именно в данных документах культурный обмен представлен как самостоятельное направление внешнеполитической деятельности государства, как важнейшая характеристика современных международных отношений, в которых фактору культуры уделяется все более значимое внимание. Неслучайно, по мнению Дж. Ная16, именно «мягкая власть», определяющаяся тремя компонентами: культурой, политической идеологией и внешней политикой, является субъектом международных отношений. Такая «мягкая сила» помогает государству достичь поставленных целей «путем воздействия на поведение других акторов»17. Традиционные внешнеполитические аргументы, такие как величина территории, армия и т. п. утратили свою эффективность, вот почему государства, борясь за авторитет в мире, все чаще прибегают к «мягким», но действенным средствам: образованию, науке и культуре18. Поэтому культуру можно рассматривать как существенный фактор внешней политики стран, стремящихся играть важную роль в международных отношениях.

В РФ в 2000 г. в результате широкого обсуждения и на основе большой подготовительной работы был принят документ «Концепция внешней культурной политики России - год 2000»19. В данном документе были определены важнейшие цели, задачи, основные направления и формы внешнеполитической деятельности России, а также основные приоритеты культурного сотрудничества России с зарубежными странами. В феврале 2001 г. министр иностранных дел И. С. Иванов утвердил «Основные направления работы МИД по развитию культурных связей с зарубежными странами», в которых нашли дальнейшее развитие основные направления тезисов «Внешняя культурная политика России».

Важнейшая цель внешней культурной политики - формирование позитивного образа страны также обозначена в данном документе. Концепция нацелена на формирование «объективного восприятия Российской Федерации в мире как демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой и независимой внешней политикой»20.

Если обратиться к тексту документа, можно отметить, что развитие культурного сотрудничества с Израилем, безусловно, можно отнести к числу наиболее важных приоритетов. Текст документа наглядно свидетельствует, что наши страны могли бы объединиться как в решении

общих проблем современного сотрудничества, так и в развитии конкретных направлений меж-культурного взаимодействия.

Так, стержневой задачей внешней культурной политики России названо «формирование и укрепление отношений взаимопонимания и доверия с зарубежными странами, в развитии равноправного и взаимовыгодного партнерства с ними... Российское культурное присутствие в зарубежье, как и культурное присутствие у нас, должно способствовать утверждению за Россией достойного, сообразного ее геополитическому положению, совокупной мощи и ресурсам, места на мировой арене»21.

Учитывая важное значение Израиля как одного из региональных лидеров, взаимоотношение с Россией в сфере культуры могло бы способствовать ее позициям в международной и культурной жизни.

Самостоятельное значение российско-израильские культурные связи приобретают и в отдельном разделе документа, посвященном зарубежной культуре в России. Здесь РФ претендует на роль одного из мировых центров культуры, где должны проводиться авторитетные международные выставки, фестивали, конкурсы искусства, гастрольные турне лучших зарубежных коллективов и исполнителей, дней культуры других стран22.

Учитывая особенную, почти генетическую связь России и Израиля, на наш взгляд, настоящие мероприятия могли бы вызвать особенный резонанс в российской аудитории и найти своих почитателей и поклонников. Причем проведение подобных мероприятий может изменить политический образ России и подтвердить то обстоятельство, что антиизраильская политика, борьба с сионизмом остались в нашей далекой истории, и сегодня Россия может быть названа страной, развивающей свою политику с позиции толерантности.

Таким образом, знакомство с документами России и Израиля, которые непосредственно посвящены международному культурному сотрудничеству двух стран, показывает, что две страны, безусловно, могут рассматриваться в качестве важнейших партнеров как на двустороннем, региональном, так и на многостороннем уровне.

Конечно, документальная база культурной политики, внешней культурной политики еще не сложилась, не оформилась в корпус разнообразных материалов и документов. Странам предстоит пройти длительный путь рассмотрения, утверждения документов разного уровня, выявить свои приоритеты. Однако накопленный опыт и сформировав-

шаяся нормативно-правовая база международного культурного сотрудничества могут стать основой для дальнейшей работы.

Можно подчеркнуть, что «эффективность внешней культурной политики любой страны зависит от многих факторов. Это и система управления, и наличие четкой, продуманной концепции, и достаточное финансирование. При выработке внешней культурной политики любого государства необходимо учитывать как своеобразие культурных процессов внутри страны, так и общемировые, глобальные тенденции современного культурного развития в целом. Именно такой подход, основанный на сочетании национальных интересов и универсальных ценностей, позволяет получить оптимальный результат в достижении целей внешней культурной политики»23. Подобный подход является, бесспорно, важным и для развития внешней культурной политики России и Израиля.

Нельзя не отметить, что вопросы внешней культурной политики еще не нашли своего последовательного утверждения и в мировой практике. Сам термин, само понятие сегодня относится к весьма дискуссионным. В научной практике существуют также такие понятия, как «культурная дипломатия», «публичная дипломатия», феноменальные явления, которые по своим задачам можно назвать близкими и созвучными внешней культурной политике.

Возможно, что дальнейшее развитие культурных контактов России и Израиля будет способствовать и решению теоретических вопросов, примыкающих к данному явлению.

Следует отметить очевидное позитивное значение развития культурных связей России и Израиля, которые прошли через весьма сложные испытания и сегодня демонстрируют устойчивые тенденции развития. Хотелось бы отметить, что у данного сотрудничества есть несколько важнейших особенностей, которые способны придать культурному взаимодействию особое содержание.

Нас объединяют контакты, которые сложились довольно давно на самом глубинном уровне. Они не связаны с изменением политической ситуации, с международными ориентирами, так как исходят от простых людей России и Израиля, от родственников, близких друзей, поддерживающих отношения в самые сложные годы истории двух стран.

Кроме того, нас объединяют и трагические страницы истории. Прежде всего Вторая мировая война, которая стала самым тяжелым испытанием для многих семей в России и Израиле.

Сегодня культурное сотрудничество развивается успешно, динамично в разных на-

правлениях. Многие политические проблемы, являвшиеся тормозом, культурного диалога решены. Документальная основа современного двустороннего сотрудничества посвящена разным направлениям международного культурного обмена.

Однако можно отметить, что, несмотря на общие позитивные тенденции, и России, и Израилю следует последовательно обновлять нормативно правовые основы сотрудничества, стремиться к выработке общих документов, связанных с внешней культурной политикой. Причем в данном вопросе имеющийся опыт двух стран может быть использован и принесет, мы надеемся, успешные результаты.

Исследование истории культурного сотрудничества России и Израиля, выявление роли политического фактора и обзор документальной основы позволяют приступить к последовательному изучению диалога двух стран на современном этапе в разных направлениях и формах.

Примечания

1 Астафьева О. Н. Концептуальные основания культурной политики: от теории к практике // Синергетика: будущее мира и России. М.: ЛКИ, 2008. С. 218.

2 Cultural policy: preliminary study. Paris: UNESCO, 1969. P. 5.

3 Арнольдов А. И. Культурная политика: реалии и тенденции. М., 2002; Большаков В. П. Культурная политика в современной России: основания, тенденции развития // Культура и мир: сб. ст. по материалам Междунар. науч. форума 7-8 окт. 2008 г. СПб.: Изд-во СПбКО, 2009. С. 46-50; Горлова И. Культурная политика в современной России: регион. аспект: Краснодар, 1998. С. 71 -72; Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 2000. С. 103; Жидков В. С. Культурная политика России: теория и история. М., 2001; Ковалева С. В. Государственная культурная политика России (1990-е гг.). М., 2000; Панфилов М. А. Культурная политика в Российской Федерации (1960-1990-е годы). М., 2000; Разлогов К. Э. Культура и культурная политика в России. М., 2000.

4 Культурная политика Израиля: док. создан по заказу Совета по культуре и искусству при «Мифаль а-Паис» / авт. д-р Нери Горовец. Б. м. 2009.

5 Там же. Разд. 1.3.

6 Там же. Разд. 2.5.

7 Там же.

8 Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры: сб. материалов. М., 2002.

9 Культурная политика Израиля. Разд. 2.8.

10 Там же. Разд. 2.9.

11 Там же. Разд. 4.

12 Захарченко И. Н. Теоретические аспекты формирования культурной политики Франции в первые годы V Республики // Культур. политика. 2008. № 4. С. 35-39;

Берелович А. Я. Из опыта культурной политики во Франции. URL: http://www. budgetrf. ru/ Publications/ Magazines/ VestnikSF/ 1998/ vestniksf71-4-2/ vestniksf71-4-2140. htm.

13 Основы законодательства Российской Федерации о культуре: утв. ВС РФ 09.10.1992 г. № 3612-1 (ред. 21.12.2009 г.) // Вед. СНД и ВС РФ. 1992. № 46. Ст. 2615.

14 Концепция внешней культурной политики России -год 2000 // Дипломат. вестн. 2000. № 4. С. 76-84.

15 Манди С. Основные черты и общий фон политики // Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры: сб. материалов. М.: Либерия, 2002; Востряков Л. Е. Культурная политика: концепции, понятия, модели // Институт культурной политики: сайт. URL: http://www. cpolicy. ru/analytics/80. html (дата обращения 03.05.2011).

16 Трибрат В. «Мягкая безопасность» по Джозефу

Наю // Международные процессы: журн. теории междунар. отношений и мир. политики. URL: http://www. intertrends. ru/seventh/014. htm.

17 Там же.

18 Най Дж. Soft power, или «мягкая сила» государства // Восток: альм. 2006. № 5(41). URL: http://www. situation. ru/ app/j_art_1165. htm.

19 Тезисы «Внешняя культурная политика России - год 2000» // Дипломат. вестн. 2000. № 4. С. 76-84.

20 Там же.

21 Там же.

22 Там же.

23 Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Русско-австрийские культурные связи в XVIII—XXI вв. СПб., 2010. С. 287-288.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.