Научная статья на тему 'Культурные различия между Россией и Китаем в контексте различий традиционных музыкальных инструментах'

Культурные различия между Россией и Китаем в контексте различий традиционных музыкальных инструментах Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
550
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиционные музыкальные инструменты / традиционная культура / развитие / Traditional music instrument / traditional culture / evolution

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Су Синь

Каждый народ и этническая группа имеет свои уникальные традиционные музыкальные инструменты, которые служат для выражения эмоций и культурного обмена. Русские тому не исключение. Им издревле была присуща любовь к музыке. И знатные, и простые люди играли на различных музыкальных инструментах, чтобы выразить свои эмоции и чувства, и поэтому почти все, наиболее характерные русской культуре, традиционные инструменты стали национальными. По сравнению с русской культурой, отношение древних китайцев к музыке сильно отличается. Для них музыка – занятие крайне благородное, служащее высшим слоям общества в качестве средства излияния и передачи чувств, а потому китайские традиционные инструменты – явление исключительно элитарное. Существует множество проблем, влияющих на понимание русскими и китайцами своих культур и традиционной музыки. Одна из которых заключается в том, что молодежь обеих стран постепенно перестает интересоваться традиционными музыкальными инструментами своего народа. Очевидно, что изучение сходств и различий русских и китайских традиционных музыкальных инструментов является важной темой в диалоге между странами и в взаимном культурном обмене. В данной статье сравниваются русские и китайские традиционные музыкальные инструменты с различных точек зрения: методов игры на них, случаев использования и эмоциональных выражений, а её целью является улучшение взаимопонимания между русскими и китайцами, а также привлечение внимания к культурам Китая и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL DIFFERENCES BETWEEN RUSSIA AND CHINA IN THE CONTEXT OF DIFFERENCES IN TRADITIONAL MUSICAL INSTRUMENTS

Right now culture is very important factor in relationship between two different countries. Traditional music is essential part of culture of every nation in the world. Understanding similarity and difference between traditional music of two different cultures are importantly, because traditional music reflects community’s actual life from ancient times to nowadays. Exchange students after figuring out this problem can deeply understand and feel traditional culture of other country. For this reason, I devote research to relevant issue. This diploma project is research find out similarity and difference of most typical Russian and Chinese traditional music instruments, the methods of playing on it, emotional expression through performance.

Текст научной работы на тему «Культурные различия между Россией и Китаем в контексте различий традиционных музыкальных инструментах»

Культурные различия между Россией и Китаем в контексте различий традиционных музыкальных инструментах

Су Синь,

магистр литературы, преподаватель Института международного образования Шэньянского Политехнического университета

E-mail: mingxin163@163.com

Каждый народ и этническая группа имеет свои уникальные традиционные музыкальные инструменты, которые служат для выражения эмоций и культурного обмена. Русские тому не исключение. Им издревле была присуща любовь к музыке. И знатные, и простые люди играли на различных музыкальных инструментах, чтобы выразить свои эмоции и чувства, и поэтому почти все, наиболее характерные русской культуре, традиционные инструменты стали национальными. По сравнению с русской культурой, отношение древних китайцев к музыке сильно отличается. Для них музыка - занятие крайне благородное, служащее высшим слоям общества в качестве средства излияния и передачи чувств, а потому китайские традиционные инструменты - явление исключительно элитарное.

Существует множество проблем, влияющих на понимание русскими и китайцами своих культур и традиционной музыки. Одна из которых заключается в том, что молодежь обеих стран постепенно перестает интересоваться традиционными музыкальными инструментами своего народа. Очевидно, что изучение сходств и различий русских и китайских традиционных музыкальных инструментов является важной темой в диалоге между странами и в взаимном культурном обмене. В данной статье сравниваются русские и китайские традиционные музыкальные инструменты с различных точек зрения: методов игры на них, случаев использования и эмоциональных выражений, а её целью является улучшение взаимопонимания между русскими и китайцами, а также привлечение внимания к культурам Китая и России.

Ключевые слова: традиционные музыкальные инструменты; традиционная культура; развитие.

о с

CJ

Известный русский ученый и философ И.В. Суханов говорил, что «русские сильны национальным духом, стойко преодолевают трудности, побеждают в войнах и через накопленный жизненный опыт наследуют русскую культуру». Какова же роль традиционных русских музыкальных инструментов в этом наследовании? «Философы изучают этот вопрос уже с девятнадцатого века. Традиционный русский инструмент (народный инструмент) также можно назвать традиционным славянским инструментом. Древние русские инструменты имеют много общего с традиционными инструментами Восточной Европы. Они включают в себя: щипковые (гусли, домра, балалайка), духовые (жалейка, свирель), смычковые (гудок) и ударные (колокольчики и барабаны, погремушки, деревянные ложки). Гусли - самый древний и наиболее распространенный русский щипковый инструмент. У него много общего с арфой и китайским гуцинь, а потому есть мнение, что гусли возникли на востоке, и даже возможно, от китайского гуциня. В истории сохранилось немало упоминаний о гуслях, к примеру: точно известно, что славяне играли на них для византийских царей во времена Киевской Руси. Секрет изготовления гуслей передается из поколения в поколение, а история инструмента тесно связана с русской культурой. Практически все сословия, начиная от простого народа заканчивая царями, любили слушать мелодии, исполняемые на этом инструменте. Но начиная с семнадцатого века правительство начало преследовать исполнителей, главной причиной тому было то, что народ выражал своё недовольство государственным режимом, сочиняя музыкальные произведения, с критикой коррумпированного и реакционного правительства.

Традиционные китайские музыкальные инструменты уходят корнями в глубь китайской культуры и обладают особенными выдержанностью и уникальностью. Хотя традиционная инструментальная музыка играла важную роль в жизни древнего китайского народа, но сами инструменты и методы игры на них оставались неизменными вплоть до 18 века. Это связано с тем, что традиционные китайские инструменты, имея долгую историю и будучи представлены в большом разнообразии, никогда не были систематизированы, как например иностранные инструменты. То есть китайские инструменты подходят лишь только для сольного исполнения,

А потому такому искусству трудно закрепиться в современном обществе. В обществе, где поп-музыка становится все популярнее, а интерес к тра-

диционнои инструментальном музыке, стремительно ослабевает, особенно важно задуматься о культурном наследии и развитии традиционных китайских музыкальных инструментов.

Китайская народная музыкальная культура уходит корнями в глубокую древность, и за время её существования был разработан ряд традиционных музыкальных инструментов с отличительными национальными характеристиками, некоторые из этих инструментов пришли в Китай из других стран. Традиционные китайские музыкальные инструменты включают: щипковые (гу-цинь, пипа, жуань, юэцинь), духовые (флейта, сяо, пайсяо, сюань), струнные (эрху, баньху, гэху, мо-ринхур) и ударные (янцинь, пэнлин, барабан танг). К примеру: гуцинь - китайский традиционный инструмент, считающийся некоторыми историками музыки самым древним щипковым инструментом. Сам этот факт объясняет почему гуцинь является центральным инструментом классической китайской музыки. Существует старая легенда «Фу Си создаёт гуцинь», согласно которой, длина первого гуциня составляла 3 локтя и 6,6 цуней (древняя единица измерения, символизирующая 360 дней и шесть природных ресурсов неба и земли). У него пять струн, символизирующих пять природных сил. Гуцинь был широко популярен ещё со времен династии Чжоу. Но в периоды «Весны и Осени» и «Сражающихся царств» популярность и общий уровень развития щипковых инструментов несколько снизились.

Главными вехами в истории развития гуциня стали период династии Хань и период Троецар-ствия. В эти периоды появилось множество композиций для гуциня, в том числе такие известные произведения, как «Поэма Гуанлина» и «Высокие горы и текущие воды». А Южная династия Сун и династия Тан стали золотыми веками гуци-ня, в которые совершенствовалась техника игры и было сочинено множество произведений. При этих двух династиях Китай был в периоде экономического процветания и политической стабильности, и именно поэтому в этих благоприятных для развития музыки условиях возникло уникальное нотное письмо[2]

Изучение сходств и различий между русскими и китайскими традиционными музыкальными инструментами с точки зрения методов игры, случаев использования и способов выражения эмоций позволит нам выявить различия в национальных музыкальных культурах, и возможно, в последствии окажет несоизмеримую помощь нашей молодежи в понимании традиционной культуры и в межкультурной коммуникации.

1. Различия в способах игры на инструментах

На гуцине играют так же, как и на гуслях: произведения исполняются сидя, во время игры исполнитель держит гуцинь горизонтально, при этом узкий конец со струнодержателем располагается слева, а широкий с колками - справа. Струны прижимают к деке.

Но положение рук отличается от игры на гуслях. Существует несколько способов игры, каждый из которых обладает своей особенной техникой, также существует множество способов извлечения звука: скольжение, перебирание струн, щипок, нажим и другие. Гуцинь имеет три типа тонов: рассеянные тоны, обертоны и прижатые тоны. Интересно, что гуцинь имеет более 100 обертонов, т.е. больше любого музыкального инструмента в мире, делятся обертоны на четыре категории: октавные обертоны, квинтовые обертоны, терцовые обертоны и обертоны «темной эмблемы». Конфуций говорил, что для того, чтобы играть на гуцине, игроку необходимо познать мир природы, понять природу вещей и прочувствовать саму жизнь. [3]

На гуслях можно играть без таких глубоких навыков. Оркестровый «дебют» гуслей состоялся только в 18 веке. Ещё одно важное отличие этих двух инструментов это то, что гуцинь - это прежде всего сольный инструмент, а гусли - ансамблевый.

На китайской четырехструнной гитаре (пипа) и домре играют одинаково, т.е. держа инструмент вертикально, при этом нижняя часть опирается на колено, а гриф - на плечо. Домру держат тоже вертикально(иногда горизонтально), при этом кончики пальцев левой руки прижимают струны, а кончики пальцев правой руки щиплют струны; на обоих инструментах можно исполнять как сольные так и ансамблевые произведения. [4]

2. Сферы применения традиционных музыкальных инструментов

Традиционные музыкальные инструменты каждого народа в древности использовались в основном для религиозных целей, т.е. во время различных праздников и торжеств. Области их применения можно разделить по многим критериям: религиозный статус, свойства инструмента (тембр звука и форма), сфера использования (оркестровый или сольный), профессия исполнителя (актер, священник), назначение (поднятие боевого духа, подача сигнала, военные ритуалы, повседневная жизнь). Инструменты Древней Руси: гусли, домра (позднее превратившаяся в балалайку) и гудок широко использовались на шумных ярмарках, различных гуляньях и свадебных торжествах. Кроме того, гусли и жалейки использовались также на похоронах и на религиозных церемониях. Во времена Древней Руси бродячие артисты на праздниках часто играли на различных инструментах, пели и танцевали. Традиционные китайские инструменты тоже широко использовались в древние времена: гуцинь и пипа часто звучали на королевских торжествах и религиозных церемониях. Древние мудрецы и философы исполняли торжественные произведения на гуцине во время церемоний принесения жертв Небу и Земле. А на массовых гуляниях музыканты обычно играли на пипе или флейте. [5]

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U

3. Различия в эмоциональном окрасе

Существуют фундаментальные различия между традиционными русскими и китайскими инструментами в плане эмоционального окраса. Хотя домра и гусли берут свое начало на востоке и имеют ярко выраженный восточный характер, но развивались они всё же под влиянием западной культуры, и поэтому русская инструментальная музыка в эмоционально близка скандинавскому и нордическому стилям, то есть отличается своими серьезностью и меланхоличностью[6]. Древние славянские народы верили, что традиционные инструменты олицетворяют богов, а порой даже дьявола. Чистое звучание традиционных русских инструментов ярко отражает характер славянских народов, то есть простых людей, полных энтузиазма, фантазий и жажды жизни. Гусли и домра зачастую выражают радостные эмоции, а жалейки - грусть и печаль. Хорошим примером этого является русская народная танцевальная музыка «Частушки». Исполнение музыки на традиционных русских инструментах чрезвычайно эмоционально и страстно.

Обратную картину мы видим в Китае, мягкий тон традиционных китайских инструментов выражает аристократизм, закрытость, глубокие эмоции китайского народа, дух добра и красоты. Эти эмоции часто недоступны простым людям. Ярким примером может служить знаменитое произведение для гуцинь «Поэма Гуанлина», всё произведение пронизано неким возмущенным и непреклонным простором, описывающим великолепие и свирепость бесконечных войн, а также ощущение взлетов и падений жизни человека и мира, в котором человек живёт. [7]

В данной статье анализируются различия между традиционными инструментами России и Китая с точек зрения методов игры, случаев использования и эмоционального окраса, а её целью является культурный обмен между двумя народами и повышение уровня взаимопонимания.

Традиционные русские инструменты сопровождали людей с древних времен. По той причине, что они просты в использовании, они не обладают такой глубиной чувств, как традиционные китайские инструменты. Те же, в свою очередь, считаются инструментами знати, потому что в древнем Китае музыкантами главным образом являлись мудрецы, литераторы и философы. Традиционные китайские инструменты часто выражают глубокие эмоций, а произведения, исполняемые на них, отличаются особой величественностью. [8] Сравнение методов игры, случаев использования и эмоционального окраса русских и китайских традиционных инструментов показывает, что их использование разнится в соответствии с их особенностями, и потому эти инструменты можно встретить на совершенно разных церемониях, таких как: похороны, свадьбы и праздничные торжества. Главное отличие традиционных инструментов двух стран заключается в том, что русские традиционные музыкальные инструменты быстро разви-

вались и изменялись, начиная с древних времен активно заимствуя иностранные инструменты, в то время как китайские традиционные музыкальные инструменты оставались неизменными в вплоть до 18 века, так как с древних времён уделялось особое внимание преемственности. Автор надеется, что это исследование поможет русским и китайцам лучше понять традиционную культуру и традиционные музыкальные инструменты России и Китая, и что благодаря этому молодёжь обеих стран начнёт больше интересоваться и понимать музыкальные инструменты своего собственного народа и народов других стран. [9]

Литература

1. Васильев Ю.А., Широков А.С. Рассказы о русских народных инструментах. - 2-е изд. - [M].: Сов.композитор, 1986. (61-64)

2. Семененко О. Пятиладовая балалайка. [M] Народник № 3(71), 2010. (10-13)

3. Имханицкий М.И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. [M].: Музыка, 2008. (20-25)

4. Вертков К. Русские народные инструменты. Л.: Музыка, 1975. (46-49)

5. Усов А. Развитие балалайки. [M] Народник № 3(67), 2009. (12-14)

6. <щт. ЙФШ^ЖЙШ^. [M] ШИУШ^Й тШо 2013. (10-14)

7. жтм. [M] штЖо 2015. (20-21)

8. ЙмШ. штхш. [D] МУШ^о 2004. (14-15)

9. ж?£. [M] ±±о 2013. (24-27)

CULTURAL DIFFERENCES BETWEEN RUSSIA AND CHINA IN THE CONTEXT OF DIFFERENCES IN TRADITIONAL MUSICAL INSTRUMENTS

Su Xin

Shenyang Polytechnic University

Right now culture is very important factor in relationship between two different countries. Traditional music is essential part of culture of every nation in the world. Understanding similarity and difference between traditional music of two different cultures are importantly, because traditional music reflects community's actual life from ancient times to nowadays. Exchange students after figuring out this problem can deeply understand and feel traditional culture of other country. For this reason, I devote research to relevant issue. This diploma project is research find out similarity and difference of most typical Russian and Chinese traditional music instruments, the methods of playing on it, emotional expression through performance.

Keywords: Traditional music instrument, traditional culture, evolution

References

1. Vasiliev Yu.A., Shirokov A.S. Stories about Russian folk instruments. - 2nd ed. - [M].: Sov.kompozitor, 1986. (61-64)

2. O. Semenenko. Five-deck balalaika. [M] Narodnik # 3 (71), 2010. (10-13)

3. Imkhanitskiy M.I. The formation of stringed and plucked folk instruments in Russia. [M].: Music, 2008. (20-25)

4. Vertkov K. Russian folk instruments. L.: Music, 1975. (46-49)

5. Usov A. Development of the balalaika. [M] Narodnik # 3 (67), 2009. (12-14)

6. Zhu Mohan. Thoughts on Chinese Guqin Culture. [M] Journal of Luoyang Normal University. 2013. (10-14)

7. Yao Yuanqing. Guqin culture and self-cultivation. [M] Contemporary Guizhou. 2015. (20-21)

8. Sun Liwei. Pipa Culture Theory. [D] Fujian Normal University. 2004. (14-15)

9. Xiao Shuwen. Chinese flute music in the 20th century. [M] Culture and Art Publishing House. 2013. (24-27)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.