Научная статья на тему 'Культурные особенности движения «Ультрас»: мировые и украинские реалии'

Культурные особенности движения «Ультрас»: мировые и украинские реалии Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
993
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура фанатов / футбольные ультрас объединения / «торсидос» / «фирмы» / визуальная и акустическая поддержка / fan culture / Ultras football association / «Torcida» / «firms» / visual and acoustic support

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — А.С. Колмыкова

Статья характеризирует фанатское футбольное движение как особенный феномен культуры. Анализируется социальная стратификация участников движения. Характеризируются особенные черты итальянских и британских фанатов, их ультрас объединения и история их развития. Изображен генезис возникновения и взаимовлияния, украинских фанатских группировок, их отношение к обществу и политической ситуации начала XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL CHARACTERISTICS OF THE MOVEMENT «ULTRAS»: GLOBAL AND UKRAINIAN REALITIES

The article describes a type of football fan movement as a special cultural phenomenon. It is analyzed the social stratification of the participants of the movement. Special features of the Italian and British fans are characterized in the article, their ultras unions and the story of their development. It is shown the genesis of the appearance and mutual influence of Ukrainian fan groups, their attitude towards society and political situation at the beginning of the XXI century.

Текст научной работы на тему «Культурные особенности движения «Ультрас»: мировые и украинские реалии»

УДК 316. 723:796.332.073] (045)

КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДВИЖЕНИЯ «УЛЬТРАС»: МИРОВЫЕ И УКРАИНСКИЕ РЕАЛИИ

А.С. Колмыкова

Харьковская государственная академия культуры e-mail: Nastuha1991@gmail.com

Статья характеризирует фанатское футбольное движение как особенный феномен культуры. Анализируется социальная стратификация участников движения. Характеризируются особенные черты итальянских и британских фанатов, их ультрас объединения и история их развития. Изображен генезис возникновения и взаимовлияния, украинских фанатских группировок, их отношение к обществу и политической ситуации начала XXI века.

Ключевые слова: культура фанатов, футбольные ультрас объединения, «торсидос», «фирмы», визуальная и акустическая поддержка.

Актуальность нашего исследования состоит в том, что движение «ультрас» в современном пространстве характеризуется, как особенный феномен социокультурной модели, который занимает ведущие позиции в системе спортивной поддержки. Несмотря на то, что данное направление идентифицируется в каждой стране мира, объединения имеют свои собственные особенности присущие только им.

Обнаружение общих характеристик термина «ультрас» в европейских исследованиях британских, а также итальянских авторов, дает возможность идентифицировать субъектов, которые являются реализаторами эмоциональных характеристик собственной личности, а так же выступают активными представителями социальной группы. Наиболее творческими и экспрессивно активными индивидами являются представители северно-европейской культуры поддержки. Они соединяют в себе несколько особенных черт: визуальная поддержка, - с помощью хореографических элементов и пиротехнических средств, участие в перфомативных практиках, а так же акустическая поддержка, использование ударных инструментов и песен, исполняемых с помощью мегафонов.

Универсальной особенностью движения выступает, прежде всего, желание поддержки собственного клуба благодаря особенному принципу с применением всех возможных элементов. В европейских странах движение ультрас характерно не только для футбольных клубов, но и активно используется среди других спортивных практик. К примеру, в таких странах как Литва, Греция и Израиль, собственные ультрас объединения существуют среди баскетбольных команд. В Швейцарии, Австрии, Финляндии основанные хоккейные группировки, выполняют функцию консолидации болельщиков во время игр.

Цель данного исследования выделить особенные характеристики движения «ультрас», как уникального феномена, а так же определить его специфическую роль в современном культурном пространстве.

Проблематикой исследования ультрас групп занимались, в своем большинстве, специалисты из Европы, особенно значимые работы, принадлежат итальянским и британским ученым. Итальянский исследователь XX века Алехандро Дель Лаго посвятил большинство своих научных работ проблематике ультрас групп в итальянском культурном пространстве.

Бывший британский болельщик Дуги Бримсон в своих многочисленных трудах освещает сущность фанатского движения и культуры поддержки сквозь призму собственного эмпирического опыта, как непосредственный участник многочисленных фанатских практик.

Исследователь Алекс Маннанов в своей работе «Испанские войны» делает акцент на клубных взаимоотношениях среди испанских болельщиков и характеризует их особенные черты, которые так же необходимы для построения целостного образа культуры футбольных фанатов.

Главным для ультра-ориентированных групп есть не только поддержка клуба во время домашних матчей, но также встречи и взаимодействие с представителями других объединений. Во многих европейских странах наибольшее уважение и значимость имеют именно те представители ультрас, которые посетили большее количество матчей «на выезде», то есть за пределами города.

Для представителей радикально настроенных групп, быть «ультрас» означает быть причастным к новому стилю жизни, их своеобразная собственная ультраидентичность, они выступают персонификаторами особой культурной общности.

Таким образом, характеризирует свое личное пространство представитель немецкого ультрас объединения: «Люди должны понимать, что в группах существуют свои собственные выстроенные отношения, так же возникает любовь к футбольной практике на поле, любовь к своей команде. Эти факторы являются значимыми для синхронного и сбалансированного существования группы болельщиков. Отношения должны быть на подобии живого организма, который руководствуется нововведениями и имеет подвижные особенности развития явления. Эмоциональные характеристики невозможно персонифицировать и выделить их только вербальными практиками, полноценное восприятие возможно лишь во время активных перфомансов» (Wölki 2003) .1

Для ультрас группировок быть приближенным к собственной группе является важным жизненным достижением, ведь оно представляет собой более чем собрание по существующим интересам, оно являет собой особую культурную целостность. Самоидентификация, специфическое отношение к самому жизненному опыту в целом, является важным атрибутивным элементом явления.

В XXI веке игроки становятся дистанционно отстраненными от зрителей, таким образом, ультрас вынуждены обращаться к своим собственным ресурсами. Подробный отчет в журнале Freunde в конце 2008 года критикует тот факт, что песни на стадионах берут свое начало в разные хронологические интервалы матча, соответственно не находят синхронизированных элементов с действиями на поле. Немецкие ультрас объединение, таким образом, описали свои практики на стадионах: «Мы контролируем все то, что происходит на поле, все, что нам нравится и то, что нет. Мы - это и есть игра, или сам клуб (или то, что от него осталось)»2.

Большинство европейских ультрас воспринимают себя, прежде всего, как «самых верных» и «самых активных» футбольных фанатов и не принимают негативные отзывы на свой счет. Для группировки такие особенности собственных практик как: удержание власти, уверенность в собственных силах и демонстрация мускулиного начала, есть те характеристики, которые необходимы, для успешной реализации моделей поддержки команды. Примером таких «проявлений

1 Бримсон Д. Фанаты. М., 2007. С. 384.

2 Dunning E., Patrick M. The Roots of Football Hooliganism: An Historical and Sociological Study / E. Dunning, M. Patrick. London: Routledge, 1988. 209 p.

мужественности» является выступление без верхней одежды во время матчей при низких температурах воздуха. Этот символический жест означает демонстрацию мужской силы и персонификацию силы на стадионе.

Рассматривая группировки с точки зрения социальной дифференциации, демонстрируется своеобразный суррогат семейных отношений, в большинстве которых существует включения и реализация братских чувств. Ультрас самоидентифицирует себя с консолидированной группой, которая имеет черты самоопределения и особенные методы персонализации. Собственные театральные постановки на стадионах, стикеры с символикой, граффити, а также своеобразные «маркеры» или же знаки, которые размещены по всему городу.

Обращаясь к исторической ретроспекции, прослеживается определенная особенность: движение ультрас на европейских территориях начинает свое существование с 1960 года и распространяется среди стран западной, северовосточной и южной Европы. Характерный феномен культуры зарождается в непосредственной близости к большим городам, а со временем распространяется на других территориях.

Благодаря средствам массовой информации о самих группировках становится известно во время проведения Чемпионата мира в Испании 1982 года, во время Европейского чемпионата во Франции 1984 года и Чемпионата мира 1990 года в Италии.

Для примера рассмотрим структуру организации итальянских ультрас, которые являлись более открытыми для нововведений, чем их британские аналоги. Если во время матчей на стадионах встречались представители итальянских и британских клубов, разница в символики и стилистике поддержки была очевидна.

Первые группировки ультрас, как уже упоминалось, появились в конце 1960-тых в начале 1970-тых годов. Уже с того времени болельщики выступали хранителями своего собственного семиотического пространства на стадионах. Очерченные границы собственных территорий определялись вывеской транспарантов с собственными именами или названиями группировок.

У бразильских «торсидос» был скопированный эффект акустической поддержки с помощью барабанов и других шумовых элементов. У британцев - взят визуальный эффект, так называемый «scarf effect» (массовое использование клубных шарфов).

Общая трибунная, или так называемая секторная хореография (использование во время матча поднятых над головой цветных листов для создания объемной картинки) впервые была использована на стадионах Аппенинского полуострова.

Одной из самых популярных группировок Италии выступило объединение «Forssa dei Leoni» (была названа в честь старой черно-красной арены). Она поддерживала команду «Милан» с 1968 года. В ноябре 2005 года группа распалась из-за внутренних конфликтов между лидеров группировки3. Самыми первыми кто стал себя именовать термином «ультрас» в 1969 году в Италии стали Sampdoria Ultras, приверженцы клуба Сампдории.

Семиотические особенности, которые отличали одно объединение от другого, были отображены на символике группировок (флагах). Как правило, это являлись изображения хищников (пантеры, тигры, волки). Символ был созданный для персонификации человека и животного и переноса зооморфных черт на группы фанатов.

3 Dal Lago A. Italian football fans: Culture and organisation. Football, Violence and Social Identity / A. Dal Lago and R. De Biasi. London: Routledge, 1994. p. 230.

Зарождается неписаный свод правил, которым необходимо было следовать. Во время матча запрещается:

- вторжение на газон поля;

- критика в сторону арбитра встречи;

- срыв тренировочного процесса команды;

- жесткая критика тренера и другие .

В начале XXI века, принятые правила, и культурные формы реализации поведения нивелируются, представители ультрас расширяют границы собственных правил и создают исключения из них.

Рассмотревши итальянскую «визуальную» форму поддержки клубов и представителей их ультрас групп, необходимо обратить внимание на самое яркое проявление британской поддержки XX века - «Red Army», первые ультрас британского клуба «Манчестер Юнайтед». Такое название возникло еще в 1970 году: именно так начали себя называть болельщики, которые сопровождали собственный клуб не только на территории своего государства, но и за его пределами. В сезоне 1974/75 годов, когда клуб из Манчестера выбыл во Второй дивизион британского первенства, активные участники группировок все чаще вступали в агрессивное противостояние с другими представителями ультрас групп.

Активность объединения снижает свои доминантные позиции с конца 1980 годов, когда фанатское движение имеет меньшее распространение. Но уже в 90-тых болельщики «красных дьяволов» получают все больший приток новых участников. «Red Агту» в конце XX века прекращает свое существование, но не бесследно, на смену этой группировке приходит новая, не менее мощная - «Men in black». В конце XX века данное объединение получило наибольшее влияние на болельщицкую культуру Британии5.

Таким образом, представители «фирм» становятся не только мощным супортером клуба, а так же особенным медийным брендом, который получает свою популярность в мировых средствах массовой информации. Они все чаще становятся центральными героями местных журналов. Тема болельщиков раскрывается и в медийных проектах на телеэкранах. В XXI веке фирму из Манчестера, по своей популярности, вытесняют представители лондонских группировок, которые за количеством своих участников становятся самыми многочисленными. Такими представителями клубов стали: «Вест Хемм» и «Челси», супортеры «Манчестер Сити» и «Лидса», которые создали большую конкуренцию «Men in black».

Как итальянские, так и британские ультрас могущественные и значимые объединения фанатов, которые создали собственную особую культуру поддержки. На примере этих двух моделей необходимо раскрыть черты украинских объединений, которые создали свои локальные характеристики.

В начале XXI столетия украинские ультрас выступают важным концептом в украинском культурном пространстве. К наиболее влиятельным и многочисленным объединениям Украины относятся фанаты «Динамо Киев» (The Capitals, City Boys, Darnitsa Hools) и донецкого «Шахтера» (City Guard). К такой группе так же необходимо отнести «фирмы» «Днепра» (UZ44), «Карпат» (Banderstadt Ultras) и «Металлиста» (Army of the First Capital, Kharkiv City Patriots). Самые яркие проявления перформативных практик реализуются именно в рамках украинских

4 Dal Lago A. Italian football fans: Culture and organisation. Football, Violence and Social Identity / A. Dal Lago and R. De Biasi. London: Routledge, 1994. p. 230.

5 Бримсон Д. Фанаты / Д. Бримсон. М.: Амфора. 2007. С. 384.

культурных особенностей, как существующий конгломерат «британских» и «итальянских» моделей.

Со всего вышесказанного необходимо сделать выводы, украинские объединения в начале XXI века как было обозначено в нашей статье, имеют черты как «британского, так и «итальянского» стиля поддержки клубов. Семиотические особенности фанатизма стали основной культуротворческой характеристикой каждой группировки ультрас, которые имеют свои собственные общие и отличимые черты. Объединения, прежде всего, отличаются особой организованностью и совместной идеей, которая соединяет представителей вокруг одной цели - объединение поддержкой клуба и персонификациею каждого участника с этим самым клубом.

Как утверждают сами представители ультрас культуры, их участие в такого рода перфомансах является стилем жизни, который реализуется на трибунах стадионов и за их пределами. Без эмоциональных проявлений не существует той особой атмосферы во время игры, которую создают многочисленные группировки ультрас.

Список литературы

1 Бримсон Д. Фанаты / Д. Бримсон. - М.: Амфора. 2007. - 384 с.

2 Гумбрэхт Х. У. Похвала красоте спорта / Х. У. Гумбрэхт. - К.: Дух и литэра. 2012. - 216 с.

3 Маннанов А. Испанские войны / А. Маннанов. - К.: «Издательский дом Украинский Медиа Холдинг». 2011. - 256 с.

4 Украинское фанатское движение [Электронный ресурс]. - URL: http://fanat.ua/info/fans/articles/ob_ukrainskih_fanata_1534.html. Название с экрана.

5 Dal Lago A. Italian football fans: Culture and organisation. Football, Violence and Social Identity / A. Dal Lago and R. De Biasi. - London: Routledge, 1994. - 230 p.

6 Dunning E., Patrick M. The Roots of Football Hooliganism: An Historical and Sociological Study / E. Dunning, M. Patrick. - London: Routledge, 1988. - 209 p.

7 International Conference on Ultras Good practices in dealing with new developments in supporter's behavior Study [Электронный ресурс]. - URL: http://www.coe.int/t/dg4/sport/Source/T-RV/T-RV_2010_03_EN_background_doc_Prof_PILZ.pdf. - Название с экрана.

8 Football violence in Europe. A report to the Amsterdam Group. prepared by Giovanni Carnibella, Anne Fox, Kate Fox, Joe McCann, James Marsh, Peter Marsh. - Oxford, 1996. - 97 p.

9 Giulianotti R. Scotlands' tartan army in Italy: The case for the carnivals que / R. Giulianotti // Sociological review. - 1991. - №3. - Р. 503 - 527

10 Peter T., Smith Nicholas A. Snow Hooligans / T. Peter, A. Smith Nicholas. // Review d'Economie Politique. - 2012. - № 1. - 47 - 60 p.

CULTURAL CHARACTERISTICS OF THE MOVEMENT «ULTRAS»: GLOBAL AND UKRAINIAN REALITIES

A.S. Kolmykova

Kharkov state academy of culture e-mail: Nastuha1991@gmail.com

The article describes a type of football fan movement as a special cultural phenomenon. It is analyzed the social stratification of the participants of the movement. Special features of the Italian and British fans are characterized in the article, their ultras unions and the story of their development. It is shown the genesis of the appearance and mutual influence of Ukrainian fan groups, their attitude towards society and political situation at the beginning of the XXI century.

Keywords: fan culture, Ultras football association, «Torcida», «firms», visual and acoustic support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.