Научная статья на тему 'Культурные основы представлений о материнстве'

Культурные основы представлений о материнстве Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
5015
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИНСТВО / MOTHERHOOD / ОБРАЗ РЕБЕНКА / IMAGE OF THE CHILD / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МАТЕРИНСТВЕ / IDEA OF MOTHERHOOD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Разина Наталья Викторовна

Отношение к материнству в истории человечества изменялось в зависимости от представлений о нем в данной конкретной культуре. В общественном сознании трансформировались не только материнские установки, но и образ ребенка. Нынешний демографический кризис России несет как снижение рождаемости, так и увеличение детородного интервала. Но можно отметить противоположную картину у народов определенных этносов, проживающих на территории России. Можно предположить, что такое положение дел связано и обусловлено представлениями о материнстве и принадлежности к соответствующей культуре. Это актуализирует психологические исследования представлений о материнстве женщин, принадлежащих разным культурам, проживающих в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural bases of ideas of motherhood

Relation to motherhood in the history of mankind varied depending on ideas of every concrete culture had about it. In the public mind not only maternal precepts, but also an image of the child were transformed. Present demographic crisis of Russia bears both decrease in birth rate, and increase in child-bearing interval. But it is possible to note an opposite picture at the people of certain ethnoses living in the territory of Russia. It is possible to assume that such situation is associated and caused by ideas of motherhood and belonging to the corresponding culture. Thus psychological researches of ideas of motherhood among the women belonging to different cultures, living in Russia, acquire more in its current importance.

Текст научной работы на тему «Культурные основы представлений о материнстве»

ДЕТИ И ВЗРОСЛЫЕ В ПРОСТРАНСТВЕ СЕМЬИ

Н.В. Разина

КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАТЕРИНСТВЕ

Отношение к материнству в истории человечества изменялось в зависимости от представлений о нем в данной конкретной культуре. В общественном сознании трансформировались не только материнские установки, но и образ ребенка. Нынешний демографический кризис России несет как снижение рождаемости, так и увеличение детородного интервала. Но можно отметить противоположную картину у народов определенных этносов, проживающих на территории России. Можно предположить, что такое положение дел связано и обусловлено представлениями о материнстве и принадлежности к соответствующей культуре. Это актуализирует психологические исследования представлений о материнстве женщин, принадлежащих разным культурам, проживающих в России.

Ключевые слова: материнство, образ ребенка, представления о материнстве.

В последние годы появилось много исследований психологических особенностей семей. Их результаты позволили получить объективные методы диагностики разных аспектов жизнедеятельности семьи, разработать методы консультирования и помощи семье, сконструировать формы помощи в организации детско-ро-дительских отношений. Вместе с тем многочисленные искажения в детско-родительских отношениях в семье, число отказов от детей (в том числе и возвращения приемных детей), жестокое обращение с детьми свидетельствуют о том, что изучение семьи остается очень актуальным и необходимо исследование психологических основ отношения к ребенку, его воспитания, положения в семье.

© Разина Н.В., 2012

Культурные основы представлений о материнстве

Анализ психологической литературы по проблемам семьи позволяет говорить, что корни этого лежат в таком психологическом феномене, как представления о материнстве, отцовстве и родитель-стве в целом. Общая картина семейного воспитания и родитель-ско-детских взаимоотношений во многом детерминируется тем, как женщины представляют себе материнство еще до того, как они реально стали родителями. До беременности и во время беременности родители начинают, во-первых, формировать образ своего будущего ребенка, во-вторых, в зависимости от того, насколько этот образ дифференцирован, конструируется предполагаемый социальный мир ребенка, особенности взаимодействия в диаде мать-дитя после родов. Соответственно, исследование особенностей состояния и поведения будущей матери позволит прогнозировать успешность материнства в целом и конкретные отношения матери к ребенку как во время беременности, так и после его рождения.

Ни для кого не секрет, что семейная среда является первым фактором развития личности: дети воспринимают культуру через своих родителей. Родители являются носителями норм и правил общественного поведения. А.С. Спиваковская полагала, что «...супружеские семьи в подавляющем большинстве аналогичны родительским, особенности родительской семьи неосознанно воспринимаются детьми в их семьях». Стиль взаимоотношений предыдущих поколений может послужить образцом для семейного функционирования последующих поколений (А.В. Черников)1.

В настоящее время можно условно выделить три направления в психологических подходах к проблеме материнства. К первому направлению можно отнести комплексные исследования, в которых производится попытка изучить качества и характеристики матери, влияющие на развитие ребенка. В них рассматриваются разнообразные факторы: личностные особенности, история жизни, адаптация к супружеству, удовлетворенность личностными взаимоотношениями с матерью.

Такой подход позволил получить много интересных эмпирических данных о влиянии разных факторов на развитие ребенка, на его взаимоотношения с матерью. В то же время полученные в рамках этого направления данные часто носят противоречивый характер. Так, одни и те же факторы отрицательно сказываются на ребенке и его взаимоотношениях в одной семье и оказываются вполне приемлемыми для ребенка из другой семьи. Это, по нашему мнению, связано с отсутствием в данном направлении теоретической модели семейных отношений, позволяющей выделить

Н.В. Разина

основополагающие факторы, влияющие на отношение родителей к ребенку и их взаимоотношения.

В некоторой степени преодолеть этот недостаток удалось представителям второго направления, носящего отчетливо диадический характер. В нем мать и ребенок рассматриваются как составляющие единой диадической системы, только в рамках этой системы приобретающие статус «матери» и «ребенка», взаимно развивающиеся в рамках этой системы.

Исследования и их результаты данного направления существенно продвинули понимание целостности матери и ребенка и необходимости рассмотрения их в единстве. Правда, в рамках данного направления осталось без внимания, как эта целостность создается, что является необходимым условием для достижения этого единства.

Ответы на эти вопросы можно найти в культурно-историческом подходе, где ребенок рассматривается как представитель человеческого рода (Л.С. Выготский, Н.Н. Авдеева, Т.И. Барановская, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, Е.И. Исенина, Е.В. Попцова, Е.О. Смирнова), а взаимодействие ребенка со взрослым рассматривается в качестве самостоятельного объекта исследования. При этом поведение матери рассматривается как источник развития ребенка. Отсюда - становление ребенка как субъекта познавательной активности, общения, самосознания требует определенных качеств его матери. Ведь именно эти качества позволяют ей создать условия, необходимые для развития ребенка. Среди этих качеств центральную роль играют отношение к ребенку как к субъекту, поощрение его познавательной активности, поддержка его инициативы в общении и т. д. Все эти и многие другие качества являются производными от представления женщины о материнстве.

Для изучения представлений женщины о материнстве, с нашей точки зрения, наиболее пригодна модель Р.В. Овчаровой, по своему содержанию очень тесно связанная с культурно-историческим подходом, рассматривающая материнство наиболее широко и объемно. В ней учитывается и влияние индивидуальных качеств матери, и влияние ее собственной семьи, и общественное влияние на формирование представлений о материнстве. С точки зрения Р.В. Овчаровой, в исследовании представлений женщины о материнстве можно выделить:

1) макроуровень, отражающий уровень развития общества, обусловливающий влияние общественных факторов на представления об идеальном родителе;

Культурные основы представлений о материнстве

2) микроуровень, отражающий уровень развития родительской семьи, обусловливающий влияние семейных условий на представления о материнстве;

3) личностный уровень, отражающий индивидуальные факторы, обусловливающий представления о материнстве2.

Признавая важную роль всех выделенных Р.В. Овчаровой факторов, отметим лишь их неравнозначность. Так, по нашему мнению, и представления семьи о материнстве, идеальном родительстве и т. п., и аналогичные индивидуальные пристрастия женщин напрямую связаны с общественными факторами. Правда, мы вслед за Л.С. Выготским склонны рассматривать макроуровень в большей степени не как влияние общественных факторов, а как влияние культуры на общественные, семейные, индивидуальные представления о материнстве.

Доказательство того, что культура играет первостепенную роль в содержании представлений о материнстве, мы попытались получить, исследовав эти представления у женщин разных вероисповеданий. Мы полагали, что принадлежность к определенному вероисповеданию может служить критерием принадлежности к той или иной культуре. В исследовании приняли участие 60 девушек от 18 до 22 лет, которые были разделены на три группы и обозначены соответственно: «христианство», «ислам», «буддизм».

Группа «ислам» формировалась из девушек, родившихся и проживавших на территории Татарстана (город Казань), исповедующих ислам - они являются постоянными прихожанами мечети Кул Шариф. Группа «буддизм» состояла из девушек, исповедующих буддизм и проживавших на территории Калмыкии (город Элиста). Группа «христианство» состояла из девушек, исповедующих христианство (прихожане храма Всех Святых в пгт. Белоозерском) и проживающих в Подмосковье.

На основании результатов, полученных с помощью разных методик, мы попытались выявить все три выделенные О.Р. Овча-ровой уровня.

Макроуровень (уровень общества) был рассмотрен с помощью анкетирования (социодемографические характеристики). Микроуровень (уровень семьи) изучался при помощи методики «Пролог» (Н.В. Боровикова). Индивидуальный уровень (уровень личности) - при помощи метода свободных ассоциаций с инструкцией «Материнство - это...». Для изучения степени благоприятного/ неблагоприятного представления о материнстве были использованы рисуночный метод «Я и мой будущий ребенок»3 и сочинение «Идеальное материнство».

Н.В. Разина

Анализ полученных результатов позволил выявить качественные различия между выборками по образу ребенка, матери и родительско-детского взаимодействия. Кроме того, выборки отличались по типу отношения к будущему материнству. Полученные результаты позволяют выявить особенности представлений о материнстве у женщин разных культур.

1. Особенности представлений о материнстве у выборки «ислам».

В целом по трем методикам (сочинение «Идеальное материнство» и рисунок «Я и мой будущий ребенок», «Пролог») образ ребенка более благоприятен у девушек из выборки «ислам», поскольку ребенок часто упоминается в сочинении (в отличие от выборки «христианство») и это упоминание носит положительный эмоциональный характер. Кроме того, в выборке более высокие значения по «взаимодействию с ребенком» (оценивалась совместная деятельность с ребенком). По рисуночному методу результаты тяготеют в сторону благоприятной ситуации. Также на личностном уровне наблюдается принятие уровня общества (исходя из результатов метода свободных ассоциаций «материнство - это...»). По данным анкетирования, мотивы прерывания беременности у женщин этого вероисповедания сильно отличаются от остальных выборок: большинство женщин ответило, что никакие причины не могут привести женщину к аборту, лишь некоторые отметили такие мотивы, как угроза жизни матери. Количество желаемых детей в среднем составляет 2,6 (что больше, чем у остальных выборок). Идеальный возраст вступления в брак и рождения первого ребенка чуть ниже, чем у двух других выборок.

2. Отличительные характеристики выборки «христианство».

По методике сочинение «Идеальное материнство»: образ матери

употребляется значительно чаще и он носит более положительную характеристику по сравнению с образом ребенка. Образ ребенка зачастую либо отсутствует, либо его описание носит нейтральный эмоциональный характер (в некоторых случаях - отрицательный), как и взаимодействие с ребенком. По рисуночному тесту результаты тяготеют к ситуации тревожности и неуверенности в себе. На личностном уровне наблюдается неприятие уровня общества: это отразилось как в большом разнообразии ответов при первом этапе проведения метода свободных ассоциаций, так и в разногласии ответов при ранжировании результатов. По данным анкетирования, среди мотивов прерывания беременности выделялись следующие: материальное положение (ответы: «Жилищная проблема», «Небольшой заработок», «Отсутствие собственной квартиры»

Культурные основы представлений о материнстве

и т. д.); семейное положение («Не замужем», «Если муж против» и т. д.), личные интересы (ответы: «Сначала нужно пожить для себя», «Не нагулялась». Количество желаемых детей в среднем по выборке составляет 1,27. Возраст вступления в брак и рождения первого ребенка выше, чем у двух других выборок.

3. Выборка «буддизм» по общему баллу в сочинении сопоставима с выборкой «христианство», за исключением того, что у выборки «буддизм» значительно чаще ситуация материнства расширяется субъектами: другими членами семьи (муж, родители, другие родственники и т. д.). По рисуночному тесту большинство рисунков относится к типу «небольшая тревожность». На личностном уровне наблюдается принятие уровня общества. По данным анкетирования, мотивы прерывания беременности у данной выборки можно разделить на такие группы: семейное положение («Плохие отношения с мужем», «Не замужем», «Развод», «Внебрачный ребенок» и т. д.), инвалидность ребенка, состояние здоровья женщины. Особенность данной выборки выявляется в отношении к абортам: большинство женщин не считает аборт убийством, если только он не происходит на позднем сроке. Количество желаемых детей составляет в среднем по выборке 2,16. Возраст вступления в брак и рождения первого ребенка незначительно выше, чем в выборке «ислам».

Итак, полученные нами результаты позволяют говорить о получении убедительного доказательства того, что культура определяет специфику представлений о материнстве женщин и существенно влияет и на общегосударственные и семейные представления о материнстве.

В то же время есть некоторые сходства, которые обнаружились у респондентов всех трех групп. Так, образ матери у всех трех выборок получил равные значения (результаты сочинения «Идеальное материнство»: христианство - средний балл 2, ислам - средний балл 2,1, буддизм - средний балл 1,8).

У всех выборок также наблюдается взаимосвязь между отношением к родительской семье и отношением к будущему ребенку (по результатам методики «Пролог»). Между выборками наблюдаются различия в отношении к будущему ребенку и родительской семье, но степень влияния уровня семьи на представления о материнстве одинаковая. Такая взаимосвязь может указывать на взаимообусловленность уровня общества и уровня семьи: в разных культурах микроуровень (уровень семьи) будет разным. То есть трехкомпо-нентная модель О.Р. Овчаровой приобретает более сложный характер: между этими компонентами существует взаимовлияние.

Н.В. Разина

Анализ сходств и различий между выборками по полученным результатам позволяет сделать выводы о компонентах представлений о материнстве, оказывающих детерминирующее влияние на последующие отношения матери и ребенка. Наиболее значимым компонентом представлений о материнстве является образ ребенка: его сформированность, дифференцированность, эмоциональная оценка. Аналогичные результаты были получены другими исследователями4, которые, исследуя значимые личностные характеристики будущей матери, выявили значимость образа ребенка при ее последующих взаимоотношениях с ребенком.

Итак, проведенное исследование позволяет заключить, что можно выделить значимые характеристики представлений о материнстве, оказывающие обусловливающее влияние на взаимоотношения матери и ребенка. Полученные нами данные свидетельствуют о главной роли макроуровня, реализующего особенности культуры, в которой проживает женщина. Важное значение также имеет фактор личностного принятия специфики культуры и семейных идеалов.

Выделенные Р.В. Овчаровой уровни представлений о материнстве действительно имеют место. Однако они существуют не изолированно, а оказывают существенное влияние друг на друга. Как уже указывалось ранее, определяющее значение имеет макроуровень. Вместе с тем он может быть принят/не принят личностью. Иными словами, личностный уровень может быть полностью производным от макроуровня или микроуровня, а может иметь место конфликт. Эти особенности взаимосвязи разных уровней представлений о материнстве существенно влияют на его содержание. В случае конфликта уровня личности с макроуровнем возникает неблагоприятная картина представлений о материнстве, в случае принятия на личностном уровне макроуровня - представления о материнстве соответствуют более благоприятной ситуации.

На основе полученных данных удалось выявить характеристики женщин с разной степенью благополучности будущих отношений с ребенком. У женщин с благоприятной ситуацией представления включают в себя развернутый и дифференцированный образ матери, ребенка и родительско-детского взаимодействия. Все они носят положительную эмоциональную оценку. Образ ребенка в представлениях занимает определяющее место. Между личностным уровнем и уровнем общества нет конфликта. Предпочитаемое количество детей у женщин с благоприятной ситуацией - от двух и более. Считают возможным взять ребенка из детского дома в свою

Культурные основы представлений о материнстве

семью и/или оказывают помощь детям в детских домах. У них наблюдается негативное отношение к абортам и среди возможных причин аборта отмечаются либо отсутствие таковых, или причины, связанные с угрозой жизни матери.

У женщин с удовлетворительной ситуацией представления о материнстве содержат образ ребенка и матери, но они носят нейтральную или слабо положительную эмоциональную оценку, ро-дительско-детское взаимодействие может отсутствовать или быть слабо дифференцированно. У них отсутствует конфликт между уровнем личности и общественным уровнем. Предпочитаемое количество детей у женщин данной подгруппы - 2 ребенка. Они тоже не приветствуют аборт, но видят некоторые причины, по которым аборт необходим: семейные обстоятельства, инвалидность ребенка, состояние здоровья женщины.

У женщин с неблагоприятной ситуацией образ ребенка носит отрицательную эмоциональную оценку (связан с трудностями, неприязнью) или не представлен. Взаимодействие с ребенком отсутствует. Образ матери занимает центральное место в представлении. Между личностным и индивидуальным уровнем может наблюдаться конфликт. Предпочитаемое количество детей - 1 ребенок. Среди мотивов прерывания беременности могут отмечаться: неблагоприятное материальное положение, семейное положение, личные интересы.

Выделенные характерологические особенности женщин с разными представлениями о материнстве открывают возможности для диагностики и коррекции представлений о материнстве, не соответствующих благоприятной ситуации, что будет служить профилактической мерой относительно дальнейших взаимоотношений с будущим ребенком.

Примечания

Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. 319 с. Там же.

Филиппова Г.Г. Перинатальная психология и психология родительства -новая область исследования в психологии // Журнал практического психолога. 2003. № 4-5. С. 3-22.

Копыл О.А., Баженова О .В., Баз Л.Л. Готовность к материнству // Синапс. 1994. № 5.

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.