Научная статья на тему 'Культурные модели феминного в западно-европейском Средневековье'

Культурные модели феминного в западно-европейском Средневековье Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
478
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ МОДЕЛЬ / ГЕНДЕРНЫЙ СТЕРЕОТИП / ФЕМИННОЕ / МАСКУЛИННОЕ / ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / ХРИСТИАНСКАЯ ДОКТРИНА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Потехина Е.А.

Рассмотрены факторы, влияющие на представления людей о сущности и роли гендерных различий. Выявлены и описаны ключевые культурные модели феминного, характерные для периода Средневековья в Западной Европе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural Models of the Feminine in Medieval Western Europe

The author considers factors influencing people’s ideas of the essence and the role of gender differences, describing key cultural models of the feminine of the Medieval period in Western Europe.

Текст научной работы на тему «Культурные модели феминного в западно-европейском Средневековье»

ликвидация (знаменующая счастливый конец). В качестве недостачи может выступать реальная потеря - например, похищение/пропажа ребенка или мужа героини; несчастный случай или катастрофа, в которой страдает один из членов семьи героини или ее близкие друзья; опасная ситуация, в которую попадает герой (ему угрожает тюрьма); иногда смерть члена семьи, повлекшая за собой раскрытие семейной тайны, находившейся под запретом. Ликвидация недостачи может осуществляться как возвращение/восстановление утраченных ценностей (как материальных, так и символических) посредством достижения победы над антагонистами-вредителями героем в одиночку или совместно с героиней. Современная массовая литература (на примере рассмотренного нами американского женского романа) отражает социальные изменения в обществе конца ХХ - начала XXI века: идеи феминизма, сексуальная и гендерная революции, новые социальные ценности -утверждение социальной роли женщины как эмансипированной, независимой и свободной в выборе профессии, образа жизни и партнера; женщины, успешно занимающейся своим делом (а часто и бизнесом, считающимся мужским), и как следствие этого, равноправие в личных и профессиональных отношениях. Тем не менее, в рамках новых социальных ценностей, репрезентируемых современной массовой культурой и литературой, закрепляется традиционное распределение социальных и личных ролей, и это является компромиссом, который поддерживает социокультурный порядок. И, выражаясь в терминах социальной мифологии, достижение данного идеального Миропорядка сопряжено с чередой испытаний, временной утратой гармонии с собственной идентичностью и Космосом. Следовательно, космогонический миф является основополагающим социальным мифом американского женского романа, хотя в нем также реализуются нестареющие мифы о Золушке и «американской мечте», миф о борьбе добра и зла и победе добра.

Л и т е р а т у р а

1. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации). Серия: «Мир культуры, истории и философии»/Оформление обложки С. Шапиро, А. Олексеенко. - СПб.: Лань, 1999. - 480 с.

2. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы. - М.: Академический Проект, 2009. - 302 с.

3. Пропп В. Морфология сказки. - Изд. 2. - М.: Наука, 1969. - 168 с.

УДК 122/129 Аспирант Е.А. ПОТЕХИНА

(ЛГУ им. А.С. Пушкина, pea.89@inbox.ru)

КУЛЬТУРНЫЕ МОДЕЛИ ФЕМИННОГО В ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОМ

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Культурная модель, гендерный стереотип, феминное, маскулинное, западно-европейское Средневековье, христианская доктрина

На протяжении европейской истории представления людей о природе и роли гендерных различий постоянно менялись: от античности до наших дней европейская философская и общественно-политическая мысль прошла несколько последовательных этапов формирования идей о сущности феминного и маскулинного. Данные представления складывались под влиянием ряда факторов:

- постулатов основных идейных источников, главными из которых являлись философские и религиозные концепции;

- собственно вытекающей из них культурной традиции восприятия и отношения к мужскому и женскому в обществе, обнаруживающей очевидную преемственность эпох;

- материально-духовных потребностей и стремлений общества, отражавшихся в фактическом положении мужчин и женщин в рамках культуры и провоцирующих, сообразно ситуации, поддержание или переосмысление культурной традиции.

Вышеупомянутые представления людей о мужском и женском в итоге неизбежно спрессовывались в определенные культурные модели, присущие времени и дающие возможность в относительно общем, «схематизированном» виде понять, каким именно содержанием были наполнены основные понятия рассматриваемой культуры: «мужчина» (достойный, недостойный, добродетельный и т.д.), «женщина» (прекрасная, добродетельная, греховная и т.д.). Под культурными моделями мы будем понимать некие абстрактные образцы-эталоны «феминное» и «маскулинное», представляющие собой идеальные модели мужчины и женщины, сформированные во многом на основе существующей в обществе совокупности стереотипов; в рамках данной статьи речь пойдет о культурных моделях феминного, сложившихся в эпоху западно-европейского Средневековья.

Необходимо отметить, что особенно сильное воздействие на формирование мировоззрения людей в целом и представлений о природе и статусе женщины в частности оказывало христианское вероучение, расцвет которого пришелся на эпоху Средних веков. Именно сквозь его призму и проходили в Средние века основные философские учения; известный специалист по истории философии В.В. Соколов отмечает, что «средневековая философия - исторически весьма своеобразный тип теоретизирования, решающая особенность которого состояла во взаимоотношениях с религиозно-монотеистическим мировоззрением» [1]. Однако невозможно не заметить и явную культурно-философскую преемственность эпох (античности и рассматриваемого периода). Учения античных философов, в которых, по большей части, женщине отводилась роль существа куда более низкого и несовершенного по своей природе, чем мужчина, повлияли и на средневековые представления, в значительной степени определив отношение к женщине в Средние века.

Анализ некоторых дошедших до нас религиозно-философских и литературных текстов позволил выявить три основных способа оценки женщины в Средневековье, из которых и складывались характерные культурные модели: женщина как виновница грехопадения Ева, женщина как добродетельная мать Христа Мария, женщина как Прекрасная Дама и объект куртуазной любви.

Те, кто постулировал несовершенство женщины в физическом, нравственном и интеллектуальном отношении, апеллировали к таким важнейшим эпизодам библейской истории, как сотворение человека и грехопадение. Во-первых, женщина была создана не одновременно с мужчиной, а после него, для него и из его ребра (Быт. 1-2). Во-вторых, как отмечает Т.Б. Рябова в монографии «Женщина в истории западноевропейского Средневековья», в рассказе о сотворении человека не упоминается, вдохнул ли Бог в Еву живую душу, что впоследствии на одном из церковных соборов в IV веке послужило причиной для дискуссии о том, является ли женщина человеком в принципе [2]. Положительный ответ на этот вопрос был получен лишь в связи с тем, что христианское учение признавало богочеловеческую природу Христа, а он, в свою очередь, являлся сыном Бога и Девы Марии, стало быть, свою божественную природу Христос унаследовал от отца, а человеческую - от матери.

В библейской трактовке эпизода грехопадения Ева нарушила заповедь, данную Богом, и склонила к греху Адама. Это именно ее, а не Адама, смог прельстить змей-искуситель. Соответственно, женщина признавалась основной виновницей грехопадения и дальнейших несчастий человеческого рода: «Не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление» (1 Тим. 2: 14). Поэтому закономерно, что женщина должна нести более тяжелое наказание: в «скорби и болезнях» рожать своих детей и быть в полном подчинении у мужа: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5: 22 - 23).

Проблеме соотношения тела (плоти) и духа средневековые философы придавали огромное значение и были весьма радикальны в своей критике плотского, причем различие между полами были продиктованы именно отношениями духа и плоти. Исток данной идеи можно обнаружить еще в античной философии: Аристотель в своем сочинении «О возникновении животных» рассуждает о проблеме «формы» и «материи» применительно к мужскому и женскому началу и приходит к выводу, что «форму» (сущность, душу) в процессе зачатия дает ребенку отец, а «материю» (тело, вторичный субстрат, без формы не способный ничего из себя породить) - мать [3]. Соответственно, женское ассоциировалось, в первую очередь, с плотским, телесным - то есть, низшим по своей

природе, а мужское - с духовным, высшим, божественным. Грехопадение, виновницей которого признавалась женщина, - главный искуситель мужской плоти - трактовалось как победа плотского над духовным, и соответственным оказалось и наказание: люди, изгнанные из Рая и отлученные от Божественного, были вынуждены бороться с тяготами земной жизни, добывать пропитание, кроме того, они потеряли бессмертие (а смертность - атрибут телесного).

Идеи Аристотеля воспринял впоследствии философ Высокого Средневековья Фома Аквинский, считавший античного мыслителя своим учителем. Так же как и Аристотель, Фома Аквинский утверждал неравную ценность мужчины и женщины, считая женщину «неудавшимся мужчиной», т.е., существом низшим и несовершенным. Единственный смысл и оправдание существования женщины философ видел в ее детородной функции: «Надо было создать женщину, чтобы, как было сказано в писании, помочь мужчине ... воспроизводить себя» [4].

Иоанн Скотт Эриугена также усматривал причину грехопадения в Еве, однако отмечал ее вину лишь косвенно и не столько противопоставлял телесное и духовное, сколько соотносил чувственное и разумное, связывая первое с женской природой (отмечая, что в греческом языке даже само слово «чувство» женского рода), а второе - с мужской. В своем трактате «О разделении природы» Эриугена называет Еву эмоциональной частью природы Адама, отделившейся от его мужской разумной природы при сотворении; таким образом, муж и жена являются двумя сторонами одной общей человеческой сущности. Однако Эриугена полагал, что Ева была создана во время сна Адама, являющегося «сном разума», уклонившегося в сторону чувств, что само по себе опасно, поскольку уже являлось слабостью и демонстрировало потенциальную возможность грехопадения [5]. Таким образом, причиной грехопадения здесь становится победа «женской чувственности» над «мужской рациональностью», в соответствии с чем женское оценивается как опасное, уводящее с предписанного Богом пути. Вместе с тем, в данной концепции не столь радикально, как у большинства античных и средневековых мыслителей, противопоставлено феминное и маскулинное по принципу бинарной оппозиции: Эриугена готов был признавать изначальную целостность человеческой природы, представленную соединением мужского и женского.

Наряду с этим, в Средневековье существовали и приверженцы радикально женоненавистнических, мизогинистских взглядов. Наиболее жесткой из всех доктрин является манихейство - система персидского «пророка» Мани. Мани выделял два основных начала: Свет и Тьму. В результате битвы между ними Тьма поглощает некоторые элементы Света. Мани рассматривал Еву как орудие сил Тьмы. Манихеи считали, что следует вообще воздерживаться от связей с женщинами и особенно от деторождения, поскольку с рождением каждого нового человека от света отделяется очередная частичка (душа) и вселяется во вновь созданную темницу (тело). Изначальный свет, таким образом, рассредоточивается, и собрать его воедино становится всё труднее [6]. На рубеже Средних веков и эпохи Возрождения инквизиция активно насаждала женоненавистничество и женофобию в обществе, рассуждая о греховности и колдовстве женщин. В XV веке появляется знаменитая книга инквизиторов Генриха Крамера и Якоба Шпренгера «Молот ведьм». Ее авторы доказывают, что женщина более склонна к колдовству и сделкам с дьяволом, чем мужчина, поскольку она лжива, неразумна, безвольна, склонна к плотским наслаждениям и от природы слишком слаба, чтобы сопротивляться страстям. «Женщина скверна по своей природе, так как она скорее сомневается и скорее отрицает веру, а это образует основу для занятия чародейством» [7]. Данная книга, написанная служителями церкви и посвященная вопросам о том, как следует «вычислять» ведьм и бороться с ними, имела мощный общественный резонанс и провоцировала общество на отношение к женщинам с презрением и ненавистью.

Образ Евы стал образом-символом: женщина как таковая сравнивалась и даже отождествлялась с прародительницей: «В богословских сочинениях, в светской литературе постоянно встречалось такое собирательное обозначение женского пола, как "Евино семя", "Евино племя". Каждая женщина вслед за Евой обвинялась в гордыне, легкомыслии, невоздержанности, неразумии. И каждая женщина несла ответственность за первородный грех» [2]. Таким образом, в среде тех, кто трактовал всё женское исходя из представлений о виновнице грехопадения Еве, сложилась следующая культурная модель: женщина как существо низкое, недостойное, греховное, ограниченное рамками плотского и представляющее опасность для всего духовного, Божественного, уступающее

мужчине в духовном, физическом, нравственном плане, а потому обязанное находиться в подчинении мужчине.

Существовали в Средневековье и другие воззрения на проблему женского. Именно христианское вероучение, сделав греховной одну женщину (Еву), подняло другую - мать Христа Марию - на недосягаемую высоту. Согласно церковной догматике, Мария была избрана Богородицей, поскольку являлась лучшей из людей на Земле; более того, она была также наивысшим созданием из всех, включая ангелов. В хвалебной песни Пресвятой Богородицы («Честнейшая») Мария описывается как «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим».

Высоко оценивавшие женщину средневековые мыслители опирались на следующий тезис из Книги Бытия, ставший основой для дальнейшей апологизации женской природы в христианстве: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1: 27). Очевидно, что речь идет о совместном воплощении мужчиной и женщиной Божьего Образа в человеке, и при том нет никаких указаний на низшую или менее совершенную, чем мужская, природу женщины.

В этой идее прослеживаются отголоски философии пола Платона, который в своем диалоге «Пир» приводил легенду об изначально целостной, андрогинной природе людей, соединявшей в себе мужское и женское начала; впоследствии люди прогневили богов, и те разорвали их на две половины, которые с тех пор пытаются найти друг друга и воссоединиться, стремясь к целостности [8].

В дальнейшем некоторые из богословов первых веков христианства (Святой Григорий Нисский, Святой Максим Исповедник), опираясь на вышеприведенный тезис, заимствовали и развили платоновские представления об изначально единой природе человека, претерпевшей разделение на два пола. Например, Григорий Нисский в своем произведении «Об устроении человека» в 16 - 17 главах рассуждал о том, что существование мужского и женского пола связано только с физической стороной человеческого существования, а именно: с необходимостью размножения после переселения людей на Землю, но никак не касается духовной жизни [9]. Причем характерно, что автор, в отличие от приверженцев концепции «женщина - виновница грехопадения и всех несчастий», не заостряет внимания на вине Евы в изгнании из Рая и даже находит определенные положительные стороны в том, что люди стали смертными: «Если в раю не было брака, ни болезни рождения, ни самого рождения, то вследствие этого, говорят, необходимо заключить, что не было бы множества душ человеческих, если бы дар бессмертия не обращен был в смертность и брак не соблюл естества рождающимися вновь, вместо отходящих, вводя происшедших от них, так что грех, вошедший в жизнь человеческую, некоторым образом принес пользу. Ибо род человеческий ограничивался бы четою первосозданных, если бы страх смерти не побудил естества к произведению потомства» (курсив наш).

В связи с представлениями о двойственности Божьего Образа в человеке в Средние века сформировались идеи о ценности христианского брака между мужчиной и женщиной не только с целью продолжения рода и ведения хозяйства, но и для восстановления изначальной целостности человека; подтверждение этому усматривалось в тексте Библии: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил церковь и предал себя за нее... Так должны мужья любить своих жен как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Ефес. 5: 25, 28) (курсив наш).

Таким образом, основная мысль средневековых защитников женского пола заключалась в представлении о женщине как о равнозначной мужчине половине, необходимой для воплощения в человеке Божественной сущности. Соответственно, женская природа в этом случае не могла считаться менее совершенной, чем мужская, а способность женщины к деторождению -единственным оправданием ее существования; только совместно мужчина и женщина могли воплотить Божий образ, как и было задумано изначально, в чем мыслители и видели высшую идею сосуществования двух полов.

Очевидно, что традиция более благосклонного отношения к женщине была связана с почитанием Девы Марии. Одновременно с его дальнейшим распространением примерно с XI века получило развитие рыцарство. В этой связи в рыцарско-аристократической среде в период Высокого Средневековья культ Девы Марии был преобразован в культ поклонения Прекрасной

Даме, который реализовывался в куртуазной любви, описанной в любовной поэзии рыцарей и трубадуров той эпохи.

Куртуазная любовь была в рамках христианской культуры явлением очень неоднозначным и довольно сложно соотносилась с христианской моралью, предписывающей, в первую очередь, любовь к Богу и порицавшей плотские наслаждения. Но предположительно именно по этой причине, а также в силу того, что средневековые браки заключались обычно по расчету, в обществе накопилась вполне естественная и нереализованная потребность в любви, как со стороны мужчин, так и женщин. В. Розин пишет: «В средние века супружеская любовь часто понималась как "любовь по принуждению" (amour de dette)» [10]. «Любовь» в публичных домах при отсутствии свободы и за деньги как таковая, конечно, не воспринималась и являлась исключительно удовлетворением физиологических потребностей мужчин, не принося удовлетворения духовного, и, кроме того, также осуждалась церковью.

Куртуазная любовь представляла собой новую форму отношений между мужчиной и женщиной и получила название «fine amour» («утонченная любовь»). Модель таких отношений была восстановлена в основном по поэтическим текстам той эпохи и являлась достаточно устойчивой: молодой неженатый рыцарь влюблялся в Даму (часто - замужнюю, причем иногда это была жена его господина) и при помощи подвигов во имя нее старался добиться ответного проявления чувства. Разумеется, рыцарь мечтал об обладании любимой женщиной, но основной акцент делался не на этом, а на платонических любовных переживаниях и ожидании блаженства от общения с объектом своей любви, что позволяло так или иначе не вступать в радикальное противоречие с христианским моральным кодексом. Во многих средневековых литературных произведениях встречается один и тот же символ: меч, разделяющий влюбленного рыцаря и Даму, спящих на одном ложе, что символизирует непорочность их отношений. Розин отмечает, что «прообраз прекрасной дамы средневековый рыцарь или трубадур сначала "открывал" в иконах богоматери и лишь затем начинал видеть в лице своей сеньоры. Вся логика куртуазной любви строилась по аналогии с идеями служения Богу и путем к нему, только в конце стоял не Христос (дева Мария), а Элоиза или Лаура» [10].

Куртуазная модель любви была в значительной степени искусственной конструкцией и представляла собой игру по определенным, всем известным правилам. Тем не менее ее распространение в Западной Европе неоспоримо оказало огромное влияние на становление отношений между полами и, в частности, на отношение к женщине в культуре. Хотя куртуазные романы ни в коей мере не претендовали на переворот устоявшегося положения вещей (женщины по окончании игры неизменно возвращались на свою прежнюю позицию подчинения мужу), такие отношения дали начало новой традиции обращения с женщиной. «Обычаи куртуазной любви в значительной мере ослабили насилие и грубость в сексуальном поведении мужчин... Мужчины начали понимать, что женщина — это не только тело, что нужно сперва завоевать ее сердце, заручиться ее согласием, что следует признать за женщиной наличие особых достоинств» [11].

Таким образом, хотя традиция куртуазной любви к окончанию периода Средневековья тоже постепенно сошли на нет, она оказала существенное влияние на теорию и практику отношений мужчин и женщин в эпоху Возрождения. Впервые в европейской культуре были открыто заявлены такие ценности, как возвышенная любовь мужчины к женщине (в отличие от периода античности, где сильные духовные привязанности искали среди мужчин, и раннесредневекового периода с любовью к Богу как основной ценностью и идеалом), любовное переживание, стремление добиться благосклонности любимой женщины, и, наконец, синтез духовно-телесных отношений, продиктованных взаимным желанием. В течение последующих веков данные идеалы, бывшие поначалу всего лишь игрой и культивируемые искусственно, постепенно проникали во все более широкие социальные слои, создавая основу общественных взаимоотношений, при которых женщины в Западной Европе постепенно смогли начать выходить из своего приниженного состояния.

Л и т е р а т у р а

1. Соколов В.В. Средневековая философия: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. - М.: Высш. школа, 1979. с. 5. - 448 с.

2. Рябова Т.Б. Женщина в истории западно-европейского Средневековья. - Иваново: Юнона, 1999. с. 7 - 9.

- 212 с.

3. Аристотель. О возникновении животных. - М.- Л.: Академия наук СССР, 1940. с. 90 - 91. - 250 с.

4. Ушакова В.К. Общественная роль женщины и идеология феминизма: Дис... канд. филос. наук. - М.,

1984. - С. 23. - 184 с.

5. Антология средневековой мысли. - СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 2001. - С. 99 - 113. - Т.1. - 540с, Т.2. - 544 с.

6. Смагина Е.Б. Манихейство: по ранним источникам / Е.Б. Смагина / Ин-т востоковедения РАН. - М. : Восточная литература, 2011. - 519 с.

7. Крамер Г., Шпренгер Я. Молот ведьм / Пер. с лат. Цветков Н.; Предисл. С.М. Лозинский, 1932; 2-е изд. - М.: Интербук, 1990. - С. 172. - 351 с.

8. Платон. Пир // Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1993. - 539 с.

9. Нисский Григорий. Об устроении человека / Пер., послесл. и примеч. В. М. Лурье; Под ред. А. Л. Верлинского. - СПб.: Axioma, 1995. - 176 с.

10. Розин В.М. Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание. - М.: Высшая школа, 1999. - С. 146; С. 156. — 205 с.

11. Дюби Ж. Куртуазная любовь и перемены в положении женщин во Франции // Одиссей. - М.: Наука, 1990. с. 96. - 176 с.

УДК 34:378 Канд. юр. наук Н.Д. КОВБЕНКО

(luga81@yandex.ru)

ПРЕПОДАВАНИЕ ПРАВА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Правовое образование, правоведение, учебный процесс, юридические знания, специализация

На современном этапе развития гражданского общества в России растет понимание того, что необходимым условием формирования зрелого общества любой общественной системы является ликвидация правового нигилизма. Если в недалеком прошлом для характеристики специалиста было достаточно заглянуть в его диплом и оценить его профессиональные знания, навыки и умения, то сегодня требования к объему знаний специалиста значительно расширились. Государство ставит перед высшей школой задачи по формированию специалистов будущего - компетентных культурных управленцев, патриотов своей страны. Эти требования понимают и студенты, которые стараются расширить свой кругозор, получить знания в области социологии, истории, юриспруденции, будучи уверенными в том, что дополнительные знания повышают их конкурентоспособность на рынке труда.

Опрос 350-ти студентов 1-4 курсов вуза технологической направленности показал, что подавляющее большинство (97%) считают необходимым изучение права, которое поможет ориентироваться и будет применено в повседневной жизни, профессиональной деятельности, повысит их общекультурный уровень.

Понимание механизма развития и становления любой общественной системы даже на первичном уровне позволяет более четко ориентироваться в экономических, социальных и политических отношениях, уверенно защищать свои права. В профессиональной деятельности, а особенно в сфере производства и управления, юридические знания руководителю любого звена необходимы. Развитие современной промышленности России без юридического сопровождения невозможно, поэтому юридическая грамотность является одним из важнейших условий профессиональной деятельности инженера. Таким образом, юридическая подготовка, осуществляемая в технических вузах и предполагающая приобретение базовых знаний в сфере права и государства и некоторую юридическую квалификацию специалистов в определенной отрасли производства, является обязательным условием подготовки высококлассного и востребованного рынком труда специалиста. В настоящее время инженеры в различных областях промышленности осуществляют управление всей технологической цепочкой производства от заключения договоров на поставку сырья и энергоносителей до сбыта готовой продукции с постоянным руководством персоналом, что обусловливает необходимость профессиональной подготовки специалистов в своей области, взаимосвязанной с направленной подготовкой в области права. Инженер-специалист в различных отраслях производства сегодня обязан на высоком уровне управлять как производством, так и персоналом и очень часто самостоятельно принимать грамотные решения, которые без

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.