Культурные креативные кластеры: место и роль в развитии российских регионов
Ли Сяочжоу,
аспирант, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова E-mail: [email protected]
Статья посвящена исследованию основных детерминант успешной кластеризации культурных креативных индустрий. Объектом исследования в данной статье выступают культурные креативные индустрии (на примере культурной отрасли в регионах). Методология исследования основана на изучении зарубежного опыта развития культурных креативных индустрий, оценке их эффективности и возможности адаптации успешного опыта для российских регионов. Выявлено, что кластеризация культурных креативных индустрий привлекает внимание большое количество ученых, государственных деятелей и предпринимателей, поскольку несет в себе потенциал решения важных социально-экономических проблем регионов и стран мира. Среди динамичных секторов мировой экономики появились креативные и наукоемкие отрасли, в основе которых лежит креативность - неограниченный ресурс, призванный обеспечить динамичное социально-экономическое развитие отдельных социальных систем мира, - креативные отрасли (в том числе и в сфере культуры). Раскрыты признаки, присущие культурным креативным кластерам. Определено и осуществлено оценивание детерминант кластеризации культурных креативных индустрий. Проанализирован международный опыт формирования культурных кластеров, который выступает в роли дорожной карты для дальнейшего социально-экономического развития российских регионов.
Ключевые слова: креативность, культура, социологические аспекты, творчество, кластеризация, креативные индустрии, культурный креативный кластер, детерминанты кластеризации.
В конце ХХ века мировая экономика испытала существенные потрясения: финансовые кризисы, рост безработицы, недостаток ресурсов, в связи с этим традиционные отрасли перестают быть элементами национального благополучие. Именно поэтому на рубеже последних веков в мировой экономике выделились новые динамично растущие отрасли, которые призваны преодолеть социально-экономические проблемы регионов и стран мира - культурные креативные индустрии (далее - ККИ).
ККИ в меру своих эксплуатационных и организационных особенностей имеют склонность к кластеризации, то есть пространственному объединению. Кластеризация ККИ представляет собой среду широкого взаимодействия культурных и креативных профессионалов, построенное на комплементарном и оппортунистическом поведении всех его участников. Многие страны мира демонстрируют как успешные, так и неудачные примеры формирования кластеров ККИ. Международный опыт дает возможность определить основные детерминанты прогрессирующих ККИ кластеров, на основе которых можно преодолеть локальные, и, как следствие, глобальные неурядицы мировой экономики. Следовательно, среда функционирования и ключевые факторы кластеризационных процессов в культурном секторе сегодня является актуальным вопросом для исследования.
Усиленный интерес зарубежных и отечественных ученых к теме бизнес-кластеризации еще не ответил на вопрос относительно формирования ККИ кластеров и факторов влияния на пространственную концентрацию образовательно-развлекательной де-
148
ятельности. Начало XXI века характеризуется трансформационными изменениями мирового хозяйства в результате развития цифровых технологий, нормативно-правовых изменений экономической деятельности, а также вследствие экономических кризисов и нехватки ресурсов [14; 11]. В этих условиях формируется новая глобальная экономическая среда, где на первое место выходит экономика, базирующаяся на продуцировании и распространении знаний, вместо производства и продажи материальных товаров.
Инновационные технологии и идеи становятся едва ли не главным продуктом новых экономических систем, где особое место играет креативная составляющая, которая переносит на задний план такие факторы производства, как земля и капитал, преодолевая тем самым проблему нехватки ресурсов.
Как указано в отчете конференции организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) «Creative Economy Report 2010», креативность может быть определена как процесс, с помощью которого генерируются идеи и превращаются в вещи, имеющие определенную ценность. Другими словами, это использование идей для создания новых идей [8]. Успех креативных индустрий в большей мере зависит от локального развития творческого потенциала, ведь глобализация и конвергенция мультимедийных и телекоммуникационных технологий превратили потребителей из пассивных получателей культурных сообщений в активных создателей креативного контента.
Концепция креативных индустрий была разработана в Великобритании в 1998 г., согласно которой креативные индустрии - это виды деятельности, которые имеют свое происхождение в индивидуальном творчестве, мастерстве и таланте, и которые являются источником богатства и создания новых рабочих мест путем генерирования и использования интеллектуальной собственности [9].
Креативный сектор сегодня является наиболее растущим в глобальной экономике, особенно в сфере культурного потенциала. Международная торговля креативных товаров показывает устойчивый рост, что стимулировало ее значительное расширение в последнее десятилетие. Совокупный экспорт креативных товаров вырос в стоимостном выражении почти в 2,5 раза до 509 млрд долл. США в 2015 г. по сравнению с 2002 г. соответственно, что составило 3,1% от мирового экспорта товаров, а импортный рост составил 200% до 454 млрд долл. США за тот же период, то есть 2,8% от совокупного импорта товаров [10], а на конец 2019 г. показатели показали прирост еще в 2,5 раза соответственно [3]. Эти данные свидетельствуют о растущей роли ККИ в национальных экономических стратегиях развития.
Креативность часто характеризуется агломерационными процессами, поэтому ККИ концентрируются в определенных местах, а не равномерно распределены по всей территории. Организационные и эксплуатационные особенности креативности определяют локальный характерный признак креативной деятельности - кластеризацию. Креативные кластеры является одним из основных элементов развития креативных индустрий, поскольку их основу составляют малые экономические агенты.
Кластеризация интересовала многих ученых в различных отраслях экономики. Значимый вклад в раскрытие сущности понятия «культурный кластер» внесли В.Э. Гордин и М.В. Матец-кая, определившие его как сообщество фирм, которые тесно связаны с различными отраслями, взаимно дополняют друг друга и способствуют росту своего конкурентоспособного преимущества [4]. В трудах современных исследователей [5; 15], изучающих развитие территорий, указываются наличие двух основных групп рисков кластерного развития, которые необходимо учесть, на наш взгляд, при составлении программы развития ККИ в российских регионах [7; 12; 13]:
149
1) риски, возникающие на уровне территориального управления при реализации политики на основе кластерного подхода и кластерного развития;
2) риски, которые специфичны для музеев, не входящих в культурный кластер.
Можно говорить о том, что отрасль культуры должна рассматриваться как одна из его главных конкурентоспособных преимуществ, как важная часть позитивного имиджа региона. Как отмечают В.А. Шатиров и Е.В. Беляев, «культура рассматривается как сфера деятельности людей - работников этой сферы, принимающих непосредственное участие в производстве общественного продукта и национального дохода, ... культура стала рассматриваться в современном обществе как один из базовых регуляторов, определяющих социально-экономическое развитие региона» [6].
Кластеры формируются на базе ключевых ресурсов региона. Их участниками, помимо организаций, обеспечивающих реализацию продуктов и услуг в сфере культуры, могут стать администрации муниципалитетов, научно-исследовательские и образовательные учреждения, профессиональные и общественные объединения и т.д. Кластеры могут формироваться как на локальном (городском или районном), так и на региональном уровнях [1].
На основе проведенного анализа мы определили признаки, присущие креативным кластерам:
1) локальный характер: субъекты кластера сосредотачиваются на ограниченной территории;
2) ресурсозависимость: основным ресурсом креативных кластеров являются знания, информация и творческий талант, которые находятся в постоянной интерактивной циркуляции;
3) узкая специализация: креативная кластеризация происходит в пределах одной или нескольких родственных сферах деятельности, но это не влияет на культурное и творческое многообразие участников кластера;
4) конкурентное сотрудничество: широкое и активное взаимодействие
участников на основе множественности прямых, обратных локальных отношений и добросовестная конкуренция;
5) экстернальное взаимодействие: межличностные контакты, сотрудничество между поставщиком и клиентом, взаимодействие между научными центрами и экономическими единицами, а также межотраслевая кооперация и интеграция;
6) инновационность: кластеры являются носителями и создателями креативных и интеллектуальных новаций;
7) органичность: они не поддаются искусственному созданию или планированию;
8) креативный класс: в креативных кластерах задействованы высокоспециализированные креативные профессионалы, чья экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий и/или творческого контента;
9) большое количество экономических агентов: развитая сеть многочисленных креативных предпринимателей, некоммерческих организаций, культурных центров, театров наряду с научными паркам и медиа-центрами;
10) внутреннее потребление: избыточное производство можно реализовать или же выгодно применить в пределах кластера.
11) высокие социальные и культурные ценности: сохранение культурного наследия, здоровый социум и тесные отношения в середине кластера, построенные на открытости и доверии;
12) гибкость: эффективно и своевременно реагировать на макроэкономические изменения.
13) урбанизм: культурные креативные кластеры характерны для городских и пригородных зон.
Кластеризация креативных инду-стрий стимулирует процветание региональной экономики. Креативные кластеры являются значительным источником бюджетных поступлений и роста ВВП, создают новые рабочие места, которые привлекают квалифицированную рабочую силу из других регионов, а на основе ребрендинга формируют
150
привлекательным имидж региона как для туристов, так и инвестиций. Кластерная форма организации ККИ проявляет положительное влияние на другие сектора экономики и на социальное благополучие, а циркуляция знаний в кластере является основой для роста инновационной составляющей в регионе и ускоряет темпы НТП.
Потенциал кластеров креативных ин-дустрий используют сегодня как страны Европы и Северной Америки, так и территориальные единицы Азиатскотихо-оэканского региона, Латинской Америки и Африки. Именно их опыт позволяет определить детерминанты развития креативных кластеров. Примером являются азиатские страны, где креативный сектор очень могуч. Китайские креативные кластеры действуют в рамках социалистической идеологии, работают вокруг общих проблем и общих целей, часто они инициируются государством. В последнее время активно на культурные креативные индустрии переориентируются города Китая, создавая сеть культурных креативных кластеров. Отдельно, промышленный гигант Шанхай привлекает инвестиции в креативное развитие районов города. Здесь предусмотрено формирование тысячи креативных парков, кластеров, особых культурных зон, а культурные индустрии акцентируют свое внимание на рекламе и продуктах мультимедийной деятельности. Основным инвестором китайского процесса кластеризации выступают местные власти.
Впрочем, самыми мощными креативными кластерами являются европейские кластеры, поскольку страны Европы рассматривают их как средство укрепления региональной конкурентоспособности. Большое значение здесь играет разработка теоретических основ креативных индустрий в конце прошлого века и ранняя переориентация экономик региона на креативный вектор развития. Региональные институты развития в Европе также имеют большой потенциал. В частности, в Великобритании действует сеть региональных агентств развития, местных предпринимательских объединений [16].
Например, в Лондоне функционирует Лондонское агентство по развитию и является органом муниципальной власти. Данное учреждение разрабатывает стратегию и политику развития креативного сектора и предоставляет финансовую помощь независимым организациям, которые работают в разных регионах города.
Значительное развитие претерпели креативные кластеры и на территории Северной Америки. По состоянию на 2018 г. прибыль в сфере креативных индустрий перешла деление 600 млрд долл. США, а занятых в креативных инду-стриях здесь насчитывается около 5 млн человек [2]. В США креативные кластеры поддерживаются как на локальном, так и на государственном уровнях.
Центр искусств и культуры, фонд из Новой Англии по развитию искусств и другие агентства облегчают доступ креативных товаров и услуг на национальный и международный рынки, обеспечивающие финансирование, налаживают формальные и неформальные связи в регионах. Кроме того, есть немало программ развития, которые поддерживаются частными компаниями или организациями. В Сан-Франциско при поддержке частных партнеров действует программа «Bridge», которая направлена на налаживание связи между опытными дизайнерами продукции, коммуникаций или интерфейсов в многообещающих стартапах. Поддержку проекта предоставляют такие партнеры, как Pinterest, Dropbox, Flipboard, Coursera, Khan Academy.
На основе изучения многогранного международного опыта становления креативных кластеров, выполним сводный анализ детерминант кластеризации ККИ (табл. 1).
К основным положительным детерминантам кластера ККИ относятся: историко-культурное наследие, социальный капитал, высокий уровень взаимодействия с внутренней и внешней средой, высокая концентрация талантливых высококвалифицированных людей и наличие устойчивой научно-исследовательской базы, развиты инно-
151
вационная инфраструктура и сеть формальных и неформальных связей, значительные финансовые ресурсы и государственное содействие (может быть в форме нормативно-правовой либерализации креативной деятельности, инвестирования, предоставления грантов и рабочего пространства), эффективность которого демонстрируют на своем примере Великобритания и Китай.
Таблица 1. Сводный анализ детерминант развития культурных креативных кластеров в странах мира
Страна / регион Особенности развития культурных креативных кластеров
Европейский союз Высокое культурное развитие; Развитие институтов и программ кластерного развития экономики и креативных индустрий; Большое количество источников финансирования; Высокий уровень социального доверия; Акцент на локальное развитие; Политика регенерации городов.
Великобритания Теоретические разработки развития креативного сектора; Развитие культурной сферы и значительное культурно-историческое наследие; Развитая взаимосвязанная система научно-исследовательских институтов; Тесная кооперация правительственных институтов и создателей креативного контента; Сеть институтов развития, в частности региональных агентств; Высокая доля креативного класса.
Россия Кластеры креативных индустрий представляют наукоемкие секторы; Боязнь развития инновационных сфер; Нормативно-правовые преграды; Много кластерных инициатив асоциальной направленности
США Формальные и неформальные локальные сети связи; Развитие креативного потенциала; Масштабная сеть научно-исследовательских институтов; Большое количество инвестиционных поступлений.
Китай Формируются под влиянием социализма; Значительный государственный контроль; Переориентация городской среды с промышленности; Финансируется местными властями.
Источник: составлено автором
Однако, в Китае прослеживается слишком усиленный контроль государства за развитием сектора, имеющего несколько негативная окраска. Так же отрицательными детерминантами кластеризации ККИ являются боязнь развития инновационных сфер и инициирование креативных кластеров с асоциальными целями, как это происходит в России.
Анализ исторических истоков, теоретических основ и мировой практики кластеризации культурных креативных индустрий позволил выявить положительное влияние креативных кластеров на локальные и национальные экономики и выделить основные детерминанты кластеризации креативного сектора, которые несут в себе потенциал успешного изменения вектора социально-экономического развития.
Детерминантами кластеризации креативных индустрий являются: наличие культурного, археологического и творческого наследия; развитая функциональная сеть и партнерство (культурные креативные кластеры формируются на поле взаимодействия креативных предпринимателей, научно-исследовательских институтов, поставщиков, органов муниципалитета, общественных организаций и других участников регионального развития); высокий уровень социального взаимодействия и взаимодоверия (здоровый социум способствует налаживанию внутренних и внешних тесных связей и кооперации); инновационная база (креативный сектор требует новых идей, решений и видов деятельности); большая доля высококвалифицированных талантов и инструментов их развития (креативный класс является двигателем кластеризации культурных креативных индустрий); научно-исследовательская база, которая способствует циркуляции знаний, опыта и имеет потенциал к инновациям; финансовые ресурсы (гранты, государственные и частные инвестиции, материальная помощь, членские взносы являются основными источниками жизнеспособности креативных кластеров);
152
свободное рабочее пространство (который проявляется в законодательной либерализации формирование и функционирование креативных кластеров и в предоставлении рабочего пространства под кластерную форму организации); осторожное государственное вмешательство (правительство страны может влиять на кластеризацию путем развития инфраструктуры, научной базы и человеческого ресурса, финансирования, предоставления пространства для функционирования кластеров). Именно совокупность этих факторов обеспечивает удачную кластеризацию креативных индустрий, позволяет избежать проблем на пути формирования локальных единиц взаимодействия креативных предпринимателей и в долгосрочной перспективе проявить положительный эффект в дальнейшем воздействии на национальное благополучие в целом и в отдельности на российские регионы, в которых такие кластеры только начинают формироваться.
Литература
1. Басалаева О.Г., Волкова Т.А., Па-ничкина Е.В. 2019. Основы государственной культурной политики Российской Федерации: учеб.-метод. пособие для студентов, обучающихся по всем направлениям подготовки бакалавриата и специалитета. Кемерово: КемГИК. 170 с.
2. Вклад креативных индустрий в экономику ЕС и США с точки зрения ВВП и рабочих мест. 2018. Tera Consultants. URL: http:// www.teraconsultants.fr/en/issues/ The-Economic-Contribution-of-the-CreativeIndustries-to-EU-in-GDP-and-Employment (accessed 25.08.2020).
3. Востряков Л.Е., Кавера В.А. 2019. Творческие индустрии как фактор государственной культурной политики // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. № 2 (33).
4. Гордин В.Э., Матецкая М.В. 2011. Культурные кластеры как генераторы инноваций в развитии туризма
в дестинации // Роль туризма в модернизации экономики российских регионов: сб. науч. ст. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. Петрозаводск. С.195-199.
5. Подкопаев О.А. 2019. К вопросу о формировании новой культурной среды и культурной инфраструктуры в регионах России // Национальное культурное наследие России: региональный аспект. С. 160-165.
6. Шатиров В.А., Беляев Е.В. 2015. Использование потенциала сферы культуры для социальноэкономического развития региона // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. № 2. С. 118-123.
7. Шунков А.В., Пономарёв В.Д. 2018. Кемеровский государственный институт культуры в сибирском кластере искусств: интеграция науки, образования и творчества для развития человеческого потенциала в регионе // Вестн. Кемеров. гос. унта культуры и искусств. № 45 (Т. 2). С. 13-20.
8. Creative Economy Report 2010. UNCTAD.
9. Mapping Document. Department for Culture Media and Sport, United Kingdom. 1998. DCMS.
10. Unctadstat.unctad.org. 2016. UNCTADstat. URL: http://unctadstat. unctad.org/wds/ReportFolders/ reportFolders.aspx (accessed 22.08.2020).
11. Comunian R. 2011. Rethinking the creative city. Urban Studies 48(6): 1157-1179.
12. Currid E. 2009. Bohemia as subculture; 'Bohemia' as industry. Journal of Planning Literature 23(4): 368-382.
13. Currid E., Williams S. 2010. The geography of buzz: art, culture and the social milieu in Los Angeles and New York. Journal of Economic Geography 10(3): 423-451.
14. Karlsson C. 2010. Clusters, Networks and Creativity. CESIS Electronic Working Paper Series n.235, 28 October 2010. Stockholm: Centre of Excellence for Science and Innovation Studies.
153
15. Balfour B. Fortunato M.W.P., Alter T.R. 2018. The creative fire: An interactional framework for rural arts-based development. Journal of Rural Studies 63, 229-239. DOI: http://dx.doi. org/10.1016/j.jrurstud.2016.11.002
16. Gregory J.J. Rogerson C.M. 2018. Suburban creativity: The geography of creative industries in Johannesburg. Bulletin of Geography: SocioEconomic Series 39(39), 31-52. DOI: http://dx.doi.org/10.2478/bog-2018-0003.
CULTURAL CREATIVE CLUSTERS: PLACE AND ROLE IN THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN REGIONS
Li Xiaozhou
Lomonosov Moscow State University
The article is devoted to the study of the main determinants of successful clustering of cultural creative industries. The object of research in this article is cultural creative industries (on the example of the cultural industry in the regions). The research methodology is based on the study of foreign experience in the development of cultural creative industries, assessing their effectiveness and the possibility of adapting successful experience for Russian regions. It is revealed that the clustering of cultural and creative industries attracts the attention of a large number of scientists, statesmen and entrepreneurs, since it has the potential to solve important socio-economic problems of regions and countries of the world. Among the dynamic sectors of the world economy, creative and knowledge-intensive industries have emerged that are based on creativity - an unlimited resource that is designed to ensure the dynamic socio-economic development of individual social systems of the world - creative industries (including in the field of culture). The features inherent in a cultural creative cluster are revealed. Defined and implemented the assessment of the determinants of clustering of creative and cultural industries. The article analyzes the international experience of forming cultural clusters, which acts as a road map for the further socio-economic development of Russian regions.
Keywords: creativity, culture, arts, sociological aspects, clustering, creative industries, cultural creative cluster, determinants of clustering.
References
1. Basalaeva O. G., Volkova T.A., Panichki-na E.V. 2019. Fundamentals of the state cultural policy of the Russian Federation: textbook-method. manual for students studying in all areas of bachelor's and specialty training. Kemerovo: Kemguki. 170 p.
2. Contribution of creative industries to the EU and US economies in terms of GDP and jobs. 2018. Tera Consultants. URL: http://www. teraconsultants.fr/en/issues/The-Economic-Contribution-of-the-Creativelndustries-to-EU-in-GDP-and-Employment (accessed 25.08.2020).
3. Vostryakov L. E., Kavera V.A. 2019. Creative industries as a factor of state cultural policy // Culture and education: scientific and informational journal of higher education institutions of culture and arts. № 2 (33).
4. Gordin V. E., Matetskaya M.V. 2011. Cultural clusters as generators of innovation in the development of tourism in the destination // Role of tourism in modernization of economy in Russian regions: collection of scientific articles on materials of International scientific-practical conference. Petrozavodsk, Pp. 195-199.
5. Podkopaev O. A. 2019. On the issue of forming a new cultural environment and cultural infrastructure in the regions of Russia // National cultural heritage of Russia: regional aspect. Pp. 160-165.
6. Shatirov V. A., Belyaev E.V. 2015. Using the potential of the cultural sphere for the socioeconomic development of the region // Modern high-tech technologies. Regional Appendix. no. 2. Pp. 118-123.
7. Shunkov A.V., Ponomarev V.D. 2018. Kemerovo state Institute of culture in the Siberian cluster of arts: integration of science, education and creativity for the development of human potential in the region // Bulletin of the Kemerovo state University of culture and arts. No. 45 (Vol. 2). Pp. 13-20.
8. Creative Economy Report 2010. UNCTAD.
9. Mapping Document. Department for Culture Media and Sport, United Kingdom. 1998. DCMS.
10. Unctadstat.unctad.org. 2016. UNCTADstat. URL: http://unctadstat.unctad.org/wds/Re-portFolders/reportFolders.aspx (accessed 22.08.2020).
11. Comunian R. 2011. Rethinking the creative city. Urban Studies 48(6): 1157-1179.
12. Currid E. 2009. Bohemia as subculture; 'Bohemia' as industry. Journal of Planning Literature 23(4): 368-382.
154
13. Currid E., Williams S. 2010. The geography of buzz: art, culture and the social milieu in Los Angeles and New York. Journal of Economic Geography 10(3): 423-451.
14. Karlsson C. 2010. Clusters, Networks and Creativity. CESIS Electronic Working Paper Series n.235, 28 October 2010. Stockholm: Centre of Excellence for Science and Innovation Studies.
15. Balfour B. Fortunato M.W.P., Alter T.R. 2018. The creative fire: An interaction-
al framework for rural arts-based development. Journal of Rural Studies 63, 229-239. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/]. jrurstud.2016.11.002 16. Gregory J.J. Rogerson C.M. 2018. Suburban creativity: The geography of creative industries in Johannesburg. Bulletin of Geography: Socio-Economic Series 39(39), 31-52. DOI: http://dx.doi.org/10.2478/ bog-2018-0003.
155