Научная статья УДК 130.2+39
https://doi.org/10.24158/fik.2023.12.5
Культурные импульсы в контексте этнокультурных архетипов в мировоззрении народа
Лэйсян Ахметовна Иткулова1, Аркадий Викторович Лукьянов2, Марина Алексеевна Пушкарева3 HI^^^^H^^^^B^^^^H
123Уфимский университет науки и технология, Уфа, Россия 1litkulova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2730-1877 2pushkarewa2@mail.ru
Аннотация. Системный кризис современного сложного мира связан с крушением кумиров, неверием в политические и нравственные идеалы и цели. Социокультурные импульсы обусловлены социокультурным хронотопом этноса. Евразийские традиции диалога культур в мировоззрении этноса связаны с религиозными источниками мировоззрения этноса. Социокультурный хронотоп этноса является этнически окрашенным. Целью работы выступает исследование культурных импульсов в контексте этнокультурных архетипов в мировоззрении народа. Научная новизна объясняется рассмотрением духовного и душевного бытия этноса, которое создает импульсы социокультурной и политической жизни. Импульсы укоренены в человеческом бытии и касаются самоутверждения человека и этноса. Культурные импульсы связаны с нарушением потребности в душевном осмыслении жизни, духовным и душевным бытием этноса и в этой ипостаси служат предпосылкой социокультурной и политической жизни. Кроме того, импульсы коррелируют с восприятием пространства и времени этноса, что детерминирует уникальность этноса, особенности самоутверждения в мироздании.
Ключевые слова: этнос, культурные импульсы, мировоззрение этноса, этнокультурные архетипы в мировоззрении, пространство этноса, время этноса Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Иткулова Л.А., Лукьянов А.В., Пушкарева М.А. Культурные импульсы в контексте этнокультурных архетипов в мировоззрении народа // Общество: философия, история, культура. 2023. № 12. С. 48-55. https://doi.org/10.24158/fik.2023.12.5.
Original article
Cultural Impulses in the Context of Ethnocultural Archetypes in the Worldview of the People
Leysian A. Itkulova1, Arkadiy V. Lukianov2, Marina A. Pushkareva3
123Ufa University of Science and Technology, Ufa, Russia 1litkulova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2730-1877 2pushkarewa2@mail.ru
Abstract. The systemic crisis of the modern complex world is associated with the collapse of idols, with a lack of faith in political and moral ideals and goals. Sociocultural impulses are associated with the sociocultural chronotope of the ethnic group. Eurasian traditions of dialog of cultures in the worldview of the ethnos are connected with the religious sources of the ethnos' worldview. The sociocultural chronotope of an ethnos is ethnically colored. The aim of the work is the study of cultural impulses in the context of ethnocultural archetypes in the worldview of the people. Scientific novelty is associated with the consideration of the spiritual and mental existence of an ethnic group, which creates impulses for sociocultural and political life. Impulses are rooted in human existence. They are associated with the self-affirmation of a person and an ethnic group. Cultural impulses are related to the violation of the need for soulful comprehension of life, spiritual and soulful being of the ethnos and in this hypostasis serve as a prerequisite for sociocultural and political life. In addition, impulses correlate with the perception of space and time of the ethnos, which determines the uniqueness of the ethnos, the peculiarities of self-assertion in the universe.
Keywords: ethnicity, cultural impulses, ethnic group worldview, ethnocultural archetypes in worldview, ethnos space, ethnos time
Funding: Independent work.
For citation: Itkulova, A.L., Lukianov, V.A. & Pushkareva, A.M. (2023) Cultural Impulses in the Context of Ethnocultural Archetypes in the Worldview of the People. Society: Philosophy, History, Culture. (12), 48-55. Available from: doi: 10.24158/fik.2023.12.5 (In Russian).
Для современного мира характерен глубокий мировоззренческий кризис, являющийся закономерным следствием социально-экономических и политических процессов. Несмотря на бурное
© Иткулова Л.А., Лукьянов А.В., Пушкарева М.А., 2023
- 48 -
развитие высоких технологий в разных сферах жизни, возрастание потребления все большего количества материальных благ, современный человек испытывает разочарование и боль. При этом углубляется экологический кризис, который достиг общемирового уровня. Сегодня речь идет не столько о личностном, сколько о мировоззренческом цивилизационном кризисе, в который погружается человечество, не в силах решить сложные проблемы своей духовности. В этой ситуации мы наблюдаем реактуализацию архаических традиций, религиозных воззрений, языческих обрядов и т. д. Очевидно, что в рамках мировоззренческого кризиса особое значение приобретают такие традиционные формы организации коллективной жизни, как этнос, клан, род и др. Поэтому вопрос о культурных возможностях этноса в свете нынешнего мировоззренческого кризиса имеет особое значение. Этнос как природное и культурное сообщество не сводится только к функциям социального или экономического субъекта (Иткулова, 2021: 3). Анализ восприятия аксиологических параметров бытия человека, представлений о пространстве и времени позволяет выявить и эксплицировать основные культурные архетипы коллективного бессознательного этноса. Изучение данных архетипов необходимо для понимания сущности того культурного импульса, который они порождают.
Культурный импульс представляет собой силу или внутреннее движение, которое стимулирует изменения или развитие в культуре общества. Это может быть идея, ценность, творческая концепция, технологическое достижение или любой другой фактор, стимулирующий трансформации в культуре и обществе. Импульсы могут быть разнообразными: от новаторских идей и изобретений до социальных движений или даже экономических факторов, способствующих изменениям в культуре. Они могут возникать из различных областей жизни, таких как искусство, наука, политика, технологии, и формировать новые тенденции, ценности либо образ жизни. Эти импульсы часто влияют на образ мышления, поведение и взаимодействие людей в обществе, содействуя эволюции культуры. Они могут также стимулировать изменения в языке, традициях, нормах, искусстве и других аспектах культурной жизни.
Культурные импульсы связаны с тем, что человек не должен отвлекаться от нравственных идеалов. Нравственные идеалы обусловливают свободное признание личности, ее духовного мира. Жизнь связана с тем, что человек наталкивается на препятствия. Однако сама борьба со злом есть нечто временное. Месть в этом плане есть то, что постоянно меняется местами. В мести кто-то должен остановиться, таким образом, мы призваны стремиться к социальному сотрудничеству. Нравственность гибнет, когда борьба с чуждыми взглядами постепенно вытесняет творческий процесс по производству новых идей. Когда творчество отрицает моральную жизнь, сами позитивные мотивы любви становятся чем-то негативным.
Культурные импульсы касаются в первую очередь этнокультурных архетипов. Когда рефлексия над самим собой не может дойти до осознания самой себя (рефлексия не осознает своего действия), она наталкивается на некое препятствие (Фихте, 1993б: 300). Здесь проходит та граница, где самосознание есть нечто живое. Когда самосознание наталкивается на границу, то оно не может существовать, хотя само для себя в принципе не может существовать (Фихте, 1993б: 300).
Этническое самосознание в общем смысле соотносится с чувством принадлежности к определенной этнической группе. Этническое самосознание связано с гибким или изменчивым восприятием времени и пространства. В этом аспекте мировоззрение как база этнокультурной идентичности, вероятно, коррелирует с раскрытием прошлого, с тем, что было пережито и может быть подвержено застыванию.
Мы должны заметить, что для самосознания характерна некая «внутренняя побудительная сила». Она представляет собой чувственное сознание, которое может отсылать нас к «собственному самочувствию» (Фихте, 199зб: 300). Чувство есть «обнаружение немощи в 'я"» (Фихте, 1993б: 293).
Культурные импульсы, безусловно, связаны с идеальной деятельностью, которая, в свою очередь, является актом представления. Это представление, или акт представляющей деятельности, создает побуждение к формированию представлений. Но именно через представляющее «я» интеллигенция должна достигать знания и обладать «я». Интеллигенция в данном контексте представляет собой ту часть общества, которая стремится к пониманию, анализу и применению этих культурных импульсов через свои интеллектуальные способности. Она использует свое представляющее «я» для освоения знаний и развития собственного сознания. Мы должны понимать, что все «теоретические законы основаны на практических» (Фихте, 1993б: 299), т. е. теории и знания, разрабатываемые нами, часто имеют корни в реальном мире и практическом опыте.
Таким образом, культурные импульсы стимулируют идеальную деятельность, которая требует осмысленного представления через интеллектуальную функцию человека. Этот процесс формирования знаний базируется на практических основаниях и опыте, что в конечном счете приводит к развитию теорий и интеллектуальных законов.
Культурные импульсы зависят от наших побуждений, инициативы, воли. Обратим внимание на то обстоятельство, что И.Г. Фихте устанавливает различие «между абсолютной, практической и интеллигентной сущностями "я"» (Fichte, 1908: 469). Под интеллигенцией должен пониматься дух человека, в основе которого лежат «первоначальные» смутные чувства (Фихте, 1993а: 52). Исследование культурных импульсов подталкивает к мысли, что «представление объекта» и «самопредставливание» не являются первым действием человеческого духа. Культурное действие связано прежде всего с тем, что «самосознание способствует появлению в горизонте нашего видения вещей, ранее нами не замечаемых» (Лукьянов, 2002: 149). Таким образом, культурное действие не только связано с осмыслением, но и представляет собой процесс рефлексии окружающего мира, включая в себя вещи, события и явления. Эта рефлексия выступает важным механизмом взаимодействия человека с его окружением, позволяя ему углубленно понимать и интерпретировать разнообразные аспекты культуры. Через осмысление и рефлексию культурное действие становится способом не только восприятия, но и активного участия в формировании смысла и ценностей, что в конечном счете влияет на культурное развитие общества.
Культурные импульсы связаны с проведением в жизнь духовного принципа, который необходим для нормального существования человека в обществе. Ведь духовное бытие никогда не потребляется до конца, а вечно осваивается. Человек стремится к духовному бытию как к высшей форме психической деятельности. Он стремится выскочить «из собственной кожи», выйти за границы своего эгоизма, своего абсолютного, ни с чем не сравнимого духовного значения. Культурный импульс обозначался в древнегреческой и немецкой классической философии как некий «перво-двигатель», дающий толчок духовному бытию. Речь идет о силе, которую можно почувствовать. В чувстве тесно связаны друг с другом «деятельность» и «ограничение» данной деятельности, или толчок. В этом плане чувство «исключительно субъективно» (Фихте, 1993б: 293). Толчок невозможно приписать деятельности абсолютного «я», ведь в этом случае возникает «игра абсолюта с самим собой, а нравственность и долженствование становятся цинизмом» (Wagner, 1971: 94).
В абсолютном «я» формируется социальная и духовная жизнь, поэтому толчок служит характерным проявлением активности абсолютного «я» (Wagner, 1971; Weischedel, 1962). Однако мы должны заметить, что наука о «я», «самосознании» призвана оставаться трансцендентальной, а не трансцендентной (Фихте, 1993б: 282).
Изменения, стимулирующие культурное развитие, т. е. культурные импульсы, оказывают влияние на формирование специфического социокультурного пространства и времени (социокультурного хронотопа) этноса. Эта связь подчеркивает важность внутренних факторов для понимания динамики и эволюции культуры конкретного этноса. Этнокультурные архетипы в мировоззрении народа создают своеобразную модель мироздания. «Картина мира этноса как предметная сторона мировоззрения охватывает представления о пространства и времени, нравственные ориентиры, природосберегающее отношение к среде обитания, гармоничное со-бытие с другими народами и принципы духовно-практического постижения мира» (Иткулова, 2021: 80). Этнокультурные архетипы играют ключевую роль в формировании уникальной картины мира для определенного народа. Эти архетипы могут влиять на все сферы жизни: от повседневных практик до обрядов, отношений и взаимодействия с природой. Такая модель мироздания отражает специфику культурных особенностей этноса и является важным элементом его идентичности.
Любой народ стремится обжить узкий культурный участок, т. е. конкретный аспект культуры, такой как язык, обряды, мифология или другие элементы, которые особенно важны для данного народа. Представления этноса охватывают понимание пространства, времени и нравственных ценностей. Это ключевой компонент мировоззрения, состоящий из чувственных представлений о важнейших аспектах мира и связей между ними.
Культурные импульсы характеризуют некие «каркасы умственной деятельности» (Дюркгейм, 2018: 63). Эти каркасы, будучи результатом коллективных представлений, носят социальный характер. Они образуют парадигмальную структуру этнической культуры (Иткулова, 2021: 81). Пространство и время выражают душу человека, которая «велика и обширна» (Гегель, 1968: 245). Но пространство и время есть системы отсчета, позволяющие «рассматривать социальные отношения - в их совокупности или отдельности» (Леви-Стросс, 2011: 300).
В данном контексте можно говорить о времени и пространстве в социальном аспекте этноса, так как социальные измерения этноса связаны с анализом структуры общественной жизни. Г.Д. Гачев замечает, что именно пространство и время этноса связаны с архетипами этноса (1995: 176). «Образы мира, имеющие глубинную смысловую наполненность, составляют духовный стержень национальной культуры, определяют его самобытность» (Иткулова, 2021: 82). Однако сами архетипы, которые упираются в анализ абсолютного «я», есть некое интегральное образование культуры и нравственности. Но нравственность никогда не может разочаровать человека. Она связана с духовными, культурными импульсами и, следовательно, с социокультурными хронотопами этноса. Импульсы, которые носят зачастую фрагментарный характер, сегодня имеют
стойкий характер. Импульсы культуры, как мы должны отметить, есть сердцевина первичного существа разумной веры, гордого индивидуалистического героизма. При этом человек противопоставляет себя всей Вселенной. Культурные импульсы всегда осуществляются на уровне духовного и душевного бытия этноса. В этом плане само вмешательство в процесс выживания сильнейших должно сопровождаться проявлением любви к слабым. В противном случае можно поставить «под угрозу будущее человеческого рода» (Фролов, 1989: 262).
Культурные импульсы, если говорить серьезно, выступают предпосылкой социокультурной жизни, т. е. той сферы, где люди могут выражать свои интересы, потребности и ценности. Эти импульсы необходимо исследовать во взаимосвязи с антропологическими потребностями людей. Но культурный импульс связан с ценностным отношением человека к миру, так как включает язык, традиции, обычаи, религиозные верования, искусство и другие аспекты культуры, которые оформляют уникальную идентичность народа. Данный импульс упирается в потребность человека в душевно осмысленной жизни. Импульс невозможен с отсутствием укорененности человека в самом этносе. Тем не менее восприятие времени и пространства этносом обусловливает его уникальность, особенности самоутверждения в мироздании (Иткулова, 2021: 104).
Деятельность самосознания не в состоянии одновременно быть направленной на несколько объектов. Рефлексия над культурными импульсами совершается «с абсолютной самопроизвольностью» (Фихте, 1993б: 323). Процесс размышления или внутреннего осмысления культурных импульсов происходит естественным образом, без внешнего воздействия или вынуждения. Деятельность самосознания, включающего в себя внутреннюю деятельность ума, направленную на осознание своих мыслей, эмоций, ценностей и самого себя как личности, не может быть чем-то самопроизвольным. В развитии самосознания наблюдаются некие перерывы. Но они связаны с импульсами духовной жизни. Любое духовное чувство есть ограничение самосознания. Если духовное «я» не ограничено, то оно ничего не чувствует. Если чувство человека не связано с социальной действительностью, то оно по крайней мере соприкасается с неким желанием, а поэтому - с побуждением к изменению. Любовь определяется не столько содержанием морального опыта, сколько развитием человеческих качеств у того, кто любит. Невозможно объяснить зарождение любви чисто эмпирическими причинами. Никакими эмпирическими причинами невозможно объяснить рождение любви; любовь всегда самодостаточна, как совесть, добро, свобода. Культурные импульсы связаны с абсолютным измерением любви человека. Любовь как некий Абсолют есть «перводвига-тель», задающий жизнь общественным отношениям. Представим себе художественную картину, где изображена прекрасная женщина. Абсолют есть самодостаточное бытие, которое, оставаясь неподвижным, тем не менее задает импульс развитию духовного мира личности. Прекрасное бытие в этом плане обладает самодостаточностью. Однако оно приводит в движение мир культуры.
Импульсом к творчеству выступает вдохновение, которое получает человек от созерцания прекрасного образа. Первое, что отталкивает человека от нравственного идеала, есть холодная и беспощадная принудительность.
Человек стремится к абсолютному бытию, но через любовь совершается духовный процесс восстановления образа Абсолютного бытия. Для этого необходимы деятельная вера, нравственный подвиг и творческий труд. Культурные импульсы связаны в этом плане с сохранением творческой способности человека, которая обусловлена абсолютной и бессмертной индивидуальностью. Бессмертие, согласно Аристотелю, есть «некоторое состояние или обстоятельство жизни» (1978: 425). Смертный человек, когда становится духовно бессмертным, «не другую жизнь начал, а возникло [иное] обстоятельство или состояние той же самой жизни» (Аристотель, 1978: 425).
Когда человек достигает духовного бессмертия, он продолжает прежнюю жизнь и стремится осуществить духовное осмысление истории. Человек имеет склонность общаться с себе подобными, но в то же время испытывает потребность в уединении, поскольку так чувствует себя более счастливым, чем в обществе.
Часто человек остается в одиночестве с самим собой, и в такие моменты он особенно ощущает потребность в добродетели. Одиночество важно для разума, подобно тому как воздержание в еде важно для тела. Однако стоит отметить, что культурные влияния, рассматриваемые в рамках этнокультурных архетипов, ассоциируются с явлением одиночества, которое может оцениваться как несчастье. В то же время одиночество может считаться благом, поскольку человек, находясь в обществе, не всегда способен достичь полного просветления, которого он достигает, оказавшись в полной уединенности.
Но уединение нередко становится образом жизни великих людей. Они нуждаются в уединении, причем в больших городах. Духовное уединение пробуждает любовь к человеку, неназойливый интерес к нему. «Но если уединение добровольно, то одиночество почти всегда вынужденно и поэтому окрашивается у Руссо в меланхолические тона в "Исповеди"»1. Речь, конечно, идет об «Исповеди» Ж.-Ж. Руссо.
1 Очерки по истории мировой культуры : учеб. пособ. / под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 1997. С. 266.
- 51 -
Культурные влияния связаны с тем, что дружба для человека представляет собой взаимные выгоды, на которые друзья рассчитывают друг от друга. Дружба ради ума всегда культивировалась просветителями. Но нам важен мотив, который погружает человека в несчастье. Низким является человек, который стыдится дружбы с людьми, чьи недостатки всем известны. Друзья всегда заняты общим делом (совместным музицированием, чтением книг). Дружба всегда сентиментальна и отталкивает нас в культуру человеческих взаимоотношений. Великие трагики писали о высшей любви. Любовь неотделима от благородства, эти два понятия тесно связаны и не могут быть разделены. Но любовь связана с трагичностью бытия, которая состоит в ее неразделенности. Неразделенная любовь мучает героев, приводит их к смерти, но в то же время не роняет их достоинства.
Любовь-страсть всегда переплетена с игровым элементом культуры, в любовных отношениях существует определенная степень легкости, игривости и творчества, которые отражают культурные особенности общества. Это может включать в себя ролевые игры, традиционные обряды, обычаи или специфические формы выражения любви, влияющие на динамику взаимоотношений. Тема любви становится все более заметной в современном мире, что выступает основным фактором в развитии европейской культуры.
Культура в низших слоях общества обычно развивается медленнее в сравнении с динамикой в более высоких слоях. Однако в аристократической среде мы можем наблюдать заметные изменения и эволюцию. Влияние культурных тенденций в этой области часто более динамично, поскольку обладатели высокого социального статуса могут играть ключевую роль в формировании новых норм, ценностей и искусства. Их образ жизни и взгляды на мир могут стать катализаторами для культурных изменений, приводя к эволюции внутри элитных кругов и оказывая воздействие на общественные течения в целом. Философы, которые осмысливают современное общество как цивилизованное, стремятся противопоставить цивилизацию варварству прошлых эпох.
Самое показательное явление XVIII в. означает широкое культурное движение. Просвещение представляет собой выход человека из состояния неопытности и зависимости. Он активно стремится к знаниям, применяет критический взгляд на окружающую реальность, что порождает философское мышление и желание передавать знания. Культура Просвещения отражает другие тенденции, связанные с развитием просветительской философии и научного прогресса.
Хрупкое бытие, которое отличается тяготением к камерности, миниатюрности, означает мир неглубоких чувств. Мыслители XVIII столетия на протяжении веков создавали цельную картину мира. Наши люди не знали чужих культур. Но они всегда видели в культуре России некую интегративную культуру. Культура не связана с дроблением культурных традиций. Эта культура обладает и чувственным измерением, порождая оптимизм; она не приводит к дроблению духовного бытия. Тем не менее картина мира России все же связана с утверждающей силой прогресса.
Путь к счастью пролегает на путях просвещения. Сегодня рушатся сословные перегородки, меняется представление о смысле человеческого существования. В настоящее время ускоряются темпы жизни, а деятельность предпочитается созерцанию. Все это отражается в образе человека современной нам эпохи.
Героический характер эпохи рубежа XVII—XIX вв. заставляет людей заниматься аналогиями с эпохой античных героев. Целеустремленность - это главное качество, позволяющее человеку стать выдающейся личностью.
«Солнечный Моцарт и сумрачный, могучий Бетховен - два полюса внешнего выражения гениальности»1. Они индивидуальны и становятся предметом для подражания. Культурные импульсы здесь проявляются в том, что такое подражание превращается в социальную потребность. Эти импульсы, взятые в контексте этнокультурных архетипов, соотносимы с проблемой соотношения гения и разума. Хотя гениальность нередко рассматривается сродни рационалистичности, гений человека постепенно ставится выше разума. «Гениальные люди, таким образом, идут впереди других умов на научном поприще; они, если так можно выразиться, являются учителями общества»2.
В этом плане необходимо создать общество, в котором ценятся личные заслуги человека. Но дух человечности выступает главным импульсом в формировании мировоззрения и культуры народа.
Культурные импульсы не связаны ни с пониманием добра, ни с пониманием красоты, которая слишком далека от всего человеческого. Импульсы могут быть непредсказуемыми и не обязательно отражают стандарты или ценности добра и красоты. Мы должны заметить, что новые чувства, возникшие под влиянием христианства, обогатили внутренний мир человека. Кроме того, религиозное утешение не принимает социального устройства, традиционной морали. Человек, который погружен в «мировую скорбь», связан с меланхолией, которая не возвышает его.
1 Очерки по истории мировой культуры : учеб. пособ. / под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 1997. С. 279.
2 Там же.
Чувства отражают соразмерность человека и окружающего мира. Однако современный мир оказывается непонятным для современного индивида. Личные намерения не гармонизируются с текущим состоянием мира. Несмотря на это, человек не может перейти ту границу, которую невозможно переступить. Часто люди стремятся к невозможному, выходящему за пределы реальности.
Важно отметить, что в переходные периоды не происходит утверждение новых социокультурных систем. Сегодняшняя система измерения времени оказывается менее устойчивой по сравнению с пространственными характеристиками. На стыке веков возникает ситуация смутного времени, но она сопровождается расширением социального пространства и открытием новых миров. Эти обстоятельства сопутствуют углублению взаимосвязей различных культур1.
Культурные импульсы оказываются укорененными в человеческом бытии. Они связаны с восприятием пространства и времени этноса. Это время детерминирует уникальность этноса, сами особенности самоутверждения этноса в мироздании. Но Л. ван Бетховен отличается от романтиков в мироощущении. Его сочинения наполнены чувством гармонии с миром. Дух героического жизнеутверждения - основная особенность бетховенского мировосприятия. Мы должны понимать, что отклонение от норм ведет, скорее, к старинным ладам и полифонической структуре.
Мыслители рубежа XVIII—XIX вв. говорили о стремлении к изменению, о том, чтобы мгновение, как бы оно ни было прекрасно, не останавливалось. Культурные импульсы обусловлены обстоятельствами жизни, формирование и развитие культурных тенденций и воздействий тесно связано с условиями и событиями в жизни людей. Если что-то «из смертного становится бессмертным» (Аристотель, 1978: 425), то не другая жизнь начинается, а возникает иное обстоятельство жизни. Душа человека есть нечто движущееся. Она означает нечто лучше покоя. Она всегда находится в движении, развивается, стремится к чему-то большему и не может покоиться в статическом состоянии. Культурные импульсы есть то, что всегда из чего-то следует, это нечто, что всегда возникает в результате какого-то предшествующего явления или процесса. Мы должны понимать, что собственное бытие для человека есть то, что он живое существо, способное овладевать знаниями. Суть человека есть то, что связано с творческой деятельностью и архетипами в его мировоззрении. Совокупность творческой деятельности и архетипов может рассматриваться как способ раскрытия и выражения внутренней сущности человека. В этом контексте каждый воспринимается как уникальный творец, который через активность и взаимодействие с архетипами придает смысл своей жизни и миру в целом.
Таким образом, культурные импульсы в контексте этнокультурных архетипов влияют на мировоззрение народа, определяя ключевые образцы поведения, ценностей и символов, которые лежат в основе культурного наследия общества. В свою очередь, стереотипы, паттерны поведения и мир ценностей определяют формирование коллективной идентичности, ценности, убеждения, создание общепринятых символов и образов, влияют на традиции и обычаи и возникновение специфических мировоззренческих моделей этноса.
Этнокультурные архетипы как общие образцы поведения и мышления, вкладывающиеся в мировоззрение, формируют коллективную идентичность, определяя то, как люди видят себя в контексте своей культуры. Этнокультурные архетипы создают общие символы и образы, которые проникают в искусство, религию, литературу и другие сферы культуры. Эти символы могут олицетворять ключевые концепции и идеи, связанные с культурой народа. Этнокультурные архетипы пронизывают традиции и обычаи общества. Они задают рамки для повседневной жизни, включая обряды, праздники, обычаи, которые отражают и поддерживают эти архетипы.
Культурные импульсы через архетипы определяют основные ценности и убеждения народа. Они могут формировать представления о добре, зле, справедливости, вере и других важных аспектах жизни. Культурные импульсы, базирующиеся на этнокультурных архетипах, влияют на специфические модели восприятия мира и понимания окружающей реальности. Они отвечают за то, как люди интерпретируют события, создают связи между явлениями и формируют свои представления о мире.
Этнокультурные архетипы и культурные импульсы взаимодействуют, определяя главные структуры и особенности культуры народа. Они создают основу для формирования и передачи культурного наследия и оказывают глубокое влияние на мировоззрение и поведение членов общества.
Список источников:
Аристотель. Сочинения : в 4 т. Т. 2. М., 1978. 687 с.
Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М., 1995. 480 с.
Гегель Г.В.Ф. Эстетика : в 4 т. Т. 1. М., 1968. 312 с.
Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. М., 2018. 806 с.
Иткулова Л.А. Мировоззрение башкирского этноса: философско-антропологический анализ. Уфа, 2021. 222 с.
1 Очерки по истории мировой культуры : учеб. пособ. / под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 1997. С. 285.
- 53 -
Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 2011. 544 с.
Лукьянов А.В. Абсолютная и духовная сущность «я»: к вопросу о реконструкции фихтевской теории «толчка» // Философия и религия в истории и современности : материалы науч. конф. / отв. ред. А.Ф. Кудряшев. Уфа, 2002. С. 148-152.
Фихте И.Г. О понятии наукоучения, или так называемой философии // Сочинения : в 2 т. / сост. и прим. В. Волжского. Т. 1. СПб., 1993а. С. 7-64.
Фихте И.Г. Основа общего наукоучения // Сочинения : в 2 т. / сост. и прим. В. Волжского. Т. 1. СПб., 19936. С. 65-338. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: работы разных лет. М., 1989. 559 с.
Fichte J.G. Werke. Auswahl in sechs bänden / ed. by F. Medicus. Leipzig, F. Eckardt, 1908. Vol. 1. 802 p. Wagner F. Der Gedanke der Persönlichkeit Gottes bei Fichte und Hegel. Gütersloh, 1971. 300 p. Weischedel W. Der Zwiespalt im Denken Fichtes. Berlin, 1962. 28 p.
References:
Aristotle. (1978) Works. Vol. 2. Moscow, Mysl. (In Russian)
Dürkheim, E. (2018) Elementary forms of religious life. Moscow, Ehlementarnye Formy. (In Russian) Fichte, J.G. (1993а) On the concept of scientific teaching, or so-called philosophy. In: Fichte, J.G. Works. Vol. 1. Saint Petersburg, Mithril, 7-64. (In Russian)
Fichte, J.G. (1993б) The basis of general scientific teaching. In: Fichte, J.G. Works. Vol. 1. Saint Petersburg, Mithril, 65-338. (In Russian)
Fichte, J.G. (1908) Works. Selection in six volumes. Vol. 1. Leipzig, F. Eckardt. (In German) Frolov, I.T. (1989) About man and humanism: Works of different years. Moscow, Politizdat. (In Russian) Gachev, G.D. (1995) National images of the world. Cosmo-Psycho-Logos. Moscow, Progress. (In Russian) Hegel, G.W.F. (1968) Aesthetics. Vol. 1. Moscow, Iskusstvo. (In Russian)
Itkulova, L.A. (2021) Worldview of the Bashkir ethnic group: Philosophical and anthropological analysis. Ufa, RIC BashGU. (In Russian)
Levi-Strauss, K. (2011) Structural anthropology. Moscow, AST. (In Russian)
Lukyanov, A.V. (2002) The absolute and spiritual essence of the "I": on the question of reconstructing Fichte's theory of "push". In: Kudryashev, A.F. (ed.) Philosophy and religion in history and modernity: Materials of a scientific conference. Ufa, Bashkirskii Universitet, 148-152. (In Russian)
Wagner, F. (1971) The idea of the personality of God in Fichte and Hegel. Gutersloh, Gerd Mohn. (In German) Weischedel, W. (1962) The dichotomy in Fichte's thinking. Berlin, De Gruyter. (In German)
Информация об авторах Л.А. Иткулова - доктор философских наук, профессор, и. о. зав. кафедрой философии и культурологии Высшей школы философии и социологии Института гуманитарных и социальных исследований Уфимского университета науки и технологий, Уфа, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=333271
А.В. Лукьянов - доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологии Высшей школы философии и социологии института гуманитарных и социальных наук Уфимского университета науки и технологий, заслуженный деятель науки Республики Башкортостан, почетный работник сферы образования Российской Федерации, Уфа, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=528746
М.А. Пушкарева - доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологии Высшей школы философии и социологии института гуманитарных и социальных наук Уфимского университета науки и технологий, Уфа, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=417090
Вклад авторов:
все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Конфликт интересов:
авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors A.L. Itkulova - D.Phil. in Philosophy, Professor, Acting Head of the Department of Philosophy and Cultural Studies of the Higher School of Philosophy and Sociology, Institute of Humanitarian and Social Sciences, Ufa University of Science and Technology, Ufa, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=333271
V.A. Lukianov - D.Phil. in Philosophy, Professor of the Department of Philosophy and Cultural Studies of the Higher School of Philosophy and Sociology, Institute of Humanitarian and Social Sciences, Ufa University of Science and Technology, Honored Scientist of the Republic of Bashkortostan, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation, Ufa, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=528746
A.M. Pushkareva - D.Phil. in Philosophy, Professor of the Department of Philosophy and Cultural Studies of the Higher School of Philosophy and Sociology, Institute of Humanitarian and Social Sciences, Ufa University of Science and Technology, Ufa, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=417090
Contribution of the authors:
The authors contributed equally to this article.
Conflicts of interests:
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 26.10.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 23.11.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 19.12.2023.
Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.