■ ■ ■ Культурное взаимодействие и перспективы реализации межкультурной коммуникации
Якушина О.И.
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация.
Аннотация. В статье рассматривается пространство культурного взаимодействия в многокультурной среде современного общества, обсуждаются источники культурного разнообразия обществ. Межкультурное взаимодействие включает три компонента, а именно культурный, коммуникативный и социальный. Рассмотрены возможные варианты направлений развития взаимодействия индивидов и групп, предложен вариант модели многосторонней мультикультурной модели и стратегий взаимодействия, учитывающих наличие динамической обратной связи между коммуницирующими группами культурных меньшинств и обществом в целом. Показано, что гармонизации взаимодействия сосуществующих культур способствует именно мультикультурная стратегия и подчеркивается, что важнейшим элементом является мультикультурное образование, которое развивает представление о значении признания разнообразных отличительных идентично-стей и соответствующих культур меньшинств, что позволяет преодолеть барьер социальной коммуникации и сформировать общее пространство культурных и социальных связей.
Ключевые слова: культурное разнообразие, идентификация, коммуникация, мульти-культурализм, стратегии, индивид, группа, общество
Для цитирования: Якушина О.И. Культурное взаимодействие и перспективы реализации межкультурной коммуникации// Коммуникология. 2017 Том 5, № 6. С. 51-59 DOI 10.21453/2311-3065-2017-51-59.
Сведения об авторе: Якушина Ольга Игоревна, аспирант социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Адрес: 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию: 11.12.2017. Принята к печати: 16.12.2017.
Культурное разнообразие и групповые различия в мире были всегда, явление и проблемы, обозначаемые термином «мультикультурализм» известны, их разрабатывали в теории и практике достаточно давно, включая групповую репрезентацию; права мигрантов; признание национальных меньшинств; статус новых социальных движений [Parekh]. Однако процессы глобализации и новые формы коммуникации привели к интенсификации и значительному увеличению объемов межкультурных контактов, сделали легкодоступными информацию и знания о разных странах и обществах, способах мышления и понимания мироустройства. Источниками культурного разнообразия являются исторически сложившаяся полиэтничность ряда государств, глобализация, миграция. Многие совре-
менные общества включают несколько этнических, религиозных, культурных и иных групп, в разной степени отличающихся друг от друга верованиями и практиками. Современные общества постоянно сталкиваются с проблемами культурного взаимодействия, в т.ч. противоположными требованиями групп индивидов, с их идентичностями и социальными практиками, отличными от большинства общества, частью которого они являются [РагекИ].
Идея мультикультурализма основана на положении, что общественное признание и принятие культур и возможностей для межкультурного общения - значимы для достоинства и благосостояния как отдельных индивидов, так и всего общества [РагекИ; Нарочницкая; Зырянов]. Термин обычно используют, чтобы признать присутствие различных культур групп иммигрантов, но он, по сути, охватывает гораздо большее количество групп. Как правило, определения мультикультурализма включают наличие в обществе разных культурных групп (групповую самокатегоризацию) и индивидов, которые самоопределяются как муль-тикультурные. Мультикультурная идентичность подразумевает наличие сильных связей и приверженность нескольким различным культурам. Индивид, у которого есть опыт и открытость к общению с представителями других культур или изучающий больше одной культуры - мультикультурен, но возможно говорить о соответствующей идентичности только в том случае, если он выражает приверженность, связь и верность этим культурам. Мультикультурализм может ассоциироваться с чувством гордости, уникальности, ощущением величия и богатства истории общества, но он обуславливает и определенную путаницу в идентичности, вызывает двойственные ожидания и обязанности, приводит к столкновению ценностей разных культур и верований.
Важной проблемой оказываются определенные личностные диспозиции индивида, контекстуальное давление, демографические переменные и т.д., поскольку в числе и других факторов влияют на процесс формирования идентичности. Индивиды и группы, представляющие эти культуры, находятся в мировом глобальном пространстве: они сосуществуют, находятся контакте и постоянно взаимодействуют. Однако процессы культурной интеракции и интеграции не могут протекать единообразно для разных групп, каждая из которых имеет свои отличительные характеристики и особенности. Мультикультурализм рассматривает данные процессы как двусторонние, в них вовлечены как социальные группы, так и отдельные индивиды. Поэтому формирование идентичности может происходить под влиянием различных культур общества, предоставляющих множественные варианты выбора, что приводит к его неопределенности. Вовлеченность в культурное взаимодействие должна развиваться в направлении множественных взаимных связей, стабильной идентификации, что способствует развитию и обогащению культур.
Динамика культурного взаимодействия индивидов
Резкий рост культурного разнообразия современных обществ актуализирует поиск способа организации бесконфликтного сосуществования разных культур,
их культурного пространства и условий. В мультикультурной гипотезе [Benet-Martinez] гармоничное межкультурное взаимодействие включает три компонента: культурный, коммуникативный и социальный. Культурный компонент - достигается поддержкой и способствованием развитию культуры всех групп общества. Социальный компонент - фактически межкультурный компонент, обеспечивает возможность межгруппового контакта всех групп, отсутствие барьеров для полноценного участия в повседневной жизни общества и его различных сферах. Предполагает принятие антидискриминационных законов, стандарты представления межкультурных процессов в масс-медиа, политику в области образования, создание рабочих мест для меньшинств. Коммуникативный компонент - охватывает аспекты функционирования и поддержки одного/нескольких официальных языков как средств межкультурной интеракции и участия в большом обществе всех этнокультурных групп.
При концептуализации динамики культурного взаимодействия в обществе и построения его модели как многомерной сложной системы за основу взяты основные формы аккультурации - интеграция, ассимиляция, сегрегация, маргинализация; позиция Дж. Берри [Berry], что есть два вида культурных стратегий - групп культурных меньшинств и большого общества, и что взаимодействие двустороннее. При построении модели (таб. 1, рис. 1, 2) были использованы следующие положения:
- Большинство современных обществ культурно разнообразны. Разные культуры сосуществуют, входят в контакт, могут и должны взаимодействовать.
- Использован деятельностный подход, принимая процессуальность, континуальность, контекстуальность культурного взаимодействия.
- Общество - сложно организованная система, в которой выделяются доминирующая группа большинства (большое общество) и группы меньшинств - два уровня взаимодействия.
- Есть проницаемая граница (барьер) культурного контакта индивидов и групп как между собой, так и с культурой большого общества.
- Мультикультурализм - это способ, стратегия обращения (управления) культурно разнообразной средой.
- Культуры находятся в правовом поле общества (не запрещены законом).
- Модель построена в предположении, что у индивидов и групп есть полная свобода выбора идентификационных стратегий.
Модель культурного взаимодействия (рис. 1) имеет 2 уровня - большого общества и культурных групп. Между ними находится проницаемая граница (барьер) культурного контакта индивидов и групп, которые развивают свои культурные стратегии по траектории, выбор которой определяется, с одной стороны, их идентичностью и намерением развития, с другой - ответом большого общества на принятие индивидов и групп, его готовностью трансформироваться для гармонизации культурного взаимодействия (таб. 1). Все культуры в обществе должны быть равноценны и равноправны.
На выбор и развитие стратегии культурного взаимодействия влияют внутренние и внешние факторы. Внутренние - самоидентификация индивида, его идентичность и сильная приверженность, связь со своей ин-группой. Внешние - отзывчивость большого общества к индивидам и группам культурных меньшинств, нормы права и действующее законодательство, политика государства по управлению культурным разнообразием.
Стратеги» Стратой» групп кулътурньи меньшинств Сол....... общества
Проницаемый барьер
Рисунок 1. Модель культурном взаимодействия и вариантов стратегий развития идентичности в культурно разнообразном обществе (Model of cultural interaction and options for identity development strategies in culturally diverse societies)
Рисунок 2. Детализация позиции мультикультурализма на рис.1 (Specification of the position of multiculturalism, as in Fig. 1)
Таблица 1. Стратегии большого общества и групп культурных меньшинств (Strategies for society and groups of cultural minorities)
Стратегии групп культурных меньшинств Стратегии большого общества Характеристика
интеграция мультикультурализм преодолевают барьер ориентированы на социокультурную коммуникацию
ассимиляция плавильный котел
разрыв сегрегация не преодолевают барьер не ориентированы на социокультурную коммуникацию
маргинализация исключение
Варианты возможных стратегий групп культурных меньшинств: однонаправленные - ассимиляция и разрыв, двунаправленные, взаимные -интеграция, неориентированные - маргинализация.
В случае преодоления барьера, если индивид стремится сохранить свою культурную идентичность (или при множественной идентичности) и одновременно стремится к социокультурной коммуникации с доминирующей и другими группами - стратегия интеграции.
Если барьер преодолевают безвозвратно - ассимиляция, потеря исходной идентичности и принятие доминирующей идентичности большого общества.
Если нет стремления к контактам, барьер (граница) не преодолен - стратегия разрыва, сохранение исходной идентичности.
Если индивид может преодолеть барьер, но он обособлен, не стремится поддерживать как контакты с другими культурами, так и сохранять свою идентичность - маргинализация.
Варианты возможных стратегий большого общества - ориентированные на социокультурную коммуникацию - мультикультурализм и плавильный котел; и не ориентированные - сегрегация и исключение.
Мультикультурализм - интеграция, взаимодействие групп в культурно разнообразном обществе.
Плавильный котел - ассимиляция, поглощение групп меньшинств доминирующей группой.
Сегрегация - изоляция, обособление культурной группы, задаваемое доминирующей группой - стратегия разрыва.
Исключение - ситуация, когда доминирующая группа не принимает, игнорирует факт наличия групп культурных меньшинств и не вовлекает в культурное взаимодействие - маргинализация.
Из 4-х стратегий (таб. 1) только две ориентированы на взаимодействие - плавильный котел и мультикультурализм. Две другие не направлены на взаимодействие культур и не благоприятствуют гармонизации общества: сегрегация ведет к формированию анклавов (организующих жизни по своим собственным нормам и законам) и росту напряженности в обществе, а маргинализация увеличивает разобщенность, ослабляет социальные связи.
Стратегия ассимиляции приводит к поглощению групп меньшинств, замещению их идентичностей на доминирующую идентичность большого общества, расширяя его, но не обогащая культурами меньшинств, которые не принимают за ценность, общество не открыто к ним.
Вовлеченность в культурное взаимодействие по стратегии мультикультура-лизма развивается в направлении множественных взаимных связей, стабильной идентификации, и в положительной динамике способствует развитию и обогащению культур. Имеет место множественное взаимодействие в разных сферах социальной жизни и мультикультурная компетентность индивида, который может иметь, в т.ч. множественную идентичность.
Для того чтобы индивиды и группы вошли в контакт, смогли взаимодействовать, им необходимо преодолеть барьер, разделяющий культуры. Решающее значение имеет размер дистанции между культурами, степень разницы идентичностей индивидов (то, как они себя понимают), т.е. в нормах, жизненных установках, этических принципах, верованиях, традициях. Нацеленность, стремление к культурному взаимодействию и проницаемость барьера зависят, в том числе, от подготовленности индивидов к контактам и коммуникации, от практического опыта общения, от знаний о других культурах, которые они получают при обучении в системе образования или факультативно, самостоятельно. Область образования в модели культурного взаимодействия групп меньшинств и большого общества показана на рис. 2.
Формирование позитивного культурного взаимодействия индивидов
Современный индивид должен понимать, что есть множество разных способов мышления и образов жизни в мире [Коркия, Мамедов]. Определенная адаптация индивидов к культурному разнообразию происходит под действием как межкультурной коммуникации, так и средств масс-медиа - многие пользуются Интернетом, могут мгновенно получить информацию о различных культурах и их представителях. Но чтобы в обществе начали происходить значимые изменения в мотивах и аттитюдах взаимодействия разных культурных групп, требуется как минимум одно поколение, родившееся и выросшее в условиях современного культурного разнообразия.
В динамичном мире информационной эпохи, испытывающем быстрые изменения, в котором культурные, политические, экономические и социальные потрясения ставят под вопрос традиционный образ жизни, образование играет важную роль в укреплении социальной сплоченности. Посредством учебных программ, способствующих развитию диалога между индивидами разных культур, образование может внести существенный вклад в поддержание устойчивости общества. В документах ЮНЕСКО в области образования указано1, что идея универсальности меняется и становится все более сложной. Управление в плю-
1 UNESCO Guidelines for Intercultural Education / UNESCO: http://unesdoc.unesco.org/ images/0014/001478/ 147878e.pdf [дата обращения: 16.01.17].
ралистических демократических обществах в большей степени зависит от способности обеспечить справедливость в государственной и общественной сферах, а также от образованности граждан, которые открыты для межкультурного диалога и понимают разные способы жизни и мышления. Мультикультурное образование - не новая концепция, но акцентирует внимание именно на обучении в непосредственном контакте с представителями различных культур или диало-гичности образования [ВепеММагИпе2], предоставляя знания о других культурах и тенденциях их развития; расширяет понимание себя, «Я-концепцию» индивида за счет включения точек зрения других культур, дает опыт взаимодействия, отношений и навыков, необходимых для жизни как в среде доминирующей культуры общества, так и внутри локальной культуры. Как правило, большинство теоретиков мультикультурного образования разрабатывали свои концепции в пределах конкретного государства. Некоторые ученые, однако, утверждают, что учебная программа призвана учить взаимодействовать не только в рамках различных этнических и национальных культур, но и всего глобального мира [ЫоЬ^пдэ; Ьаэопеп]. Именно образование является важнейшей сферой жизнедеятельности и одним из главных институтов современного общества, не только отражает состояние общества, но также влияет на его развитие. Система образования формирует культурные основания идентичности, выполняет структурирующие, организующие и скрепляющие функции, обеспечивая устойчивое единство общества. Посредством образования можно преодолеть барьер культурного взаимодействия. Мультикультурное образование включает [ЫоЬ^пдэ; Ьаэопеп]: изучение альтернативных концепций и методологий, культурных истоков знания, преподавание теоретической и практической части дисциплины с учетом культурной компоненты, введение междисциплинарных элементов в разработку учебных курсов, обучение при взаимодействии с представителями других культур, изучение культурного аспекта в принятии сложных этических решений, - все это в целом направлено на подготовку индивидов как компетентных специалистов и служащих, которые в коммуникативном взаимодействии принимают во внимание культурный фактор. Основным результатом мультикультурного образования является межкультурная компетенция - способность взаимодействовать с людьми как сложными индивидами со множественными идентичностями и индивидуальными особенностями1. Межкультурную компетенцию характеризуют как сочетание необходимых навыков, аттитюдов, знаний, этики и действий, необходимых для жизни в обществе множества культур.
Выводы
На современном этапе развития общества взаимодействие индивидов и групп вызывает все больше проблем и фактов столкновения представителей разных культур, поэтому важно определить среду и стратеги культурного взаимодействия, по которым человек может организовывать свою жизнь. Модель
1 Ibid.
культурного взаимодействия устанавливает возможные варианты стратегий для индивидов и групп. Единство и сплоченность культурно разнообразного общества в целях согласия, развития, благополучия и ненасильственного разрешения возникающих конфликтов может быть достигнуто комплексным подходом, важными составляющими которого являются управление стратегиями культурного взаимодействия и образование, которое в долгосрочной перспективе развивает представление о значении признания отличительных идентичностей и соответствующих культур меньшинств, что позволяет преодолеть барьер социальной коммуникации и сформировать общее пространство культурных и социальных связей общества.
Источники
TaylorC., GutmanA. (1994). Multiculturalism. Princeton: University Press. P. 25-73.
Parekh B. New Politics of Identity: Political Principles for an Interdependent World. London: Palgrave Macmillan. 2008. P. 80-81
Нарочницкая Е.А. (2015). Мультикультурализм как философско-политическая концепция // Перспективы [электронный ресурс]: http://www.perspektivy.info/print.php?ID= 259962.
Зырянов В.В., НосковаА.В., Осипова Н.Г., Титова М.А. (2015). Национальная система образования в России: проблемы и перспективы в контексте реформирования и глобализации // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. № 3. С. 61-78.
Benet-Martinez V., Hong Y.-Y. (2014). Oxford Handbook of Multicultural Identity. New York: Oxford University Press. P. 104.
Berry J. (2011). Integration and Multiculturalism: Ways towards Social Solidarity. Papers on Social Representations. Vol. 20. № 1. P. 1-21.
LaFromboise T., Coleman H., Gerton J. (1993). Psychological Impact of Biculturalism: Evidence and Theory. Psychological Bulletin, Vol. 114. № 3. PP. 395-412;
NoddingsN. (2005). Educating Citizens for Global Awareness. New York: Teachers College.
Lasonen J. (2005). Reflections on Interculturality in Relation to Education and Work // Higher Education Policy. Vol. 18. № 4. PP. 397-407.
КоркияЭ.Д., МамедовА.К. (2016). Когнитивный дискурс «нового» образования: информационное поле и акторы // Глобальный научный потенциал. № 2 (59). С. 8-14.
■ ■ ■ Cultural Interaction Dynamics and the Prospects for Intercultural Communication
Olga I. Yakushina
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia.
Abstract. The article expands the phenomenon of cultural interaction in the multicultural environment of modern society, and the sources of growing cultural diversity. Intercultural communication consists of three components, namely the cultural, communicative and social. This study is focused on strategies and development trends of interaction in
the cultural space of contemporary multicultural society. We consider various possible directions of development of interaction between individuals and groups, and propose a model of multilateral multicultural models and interaction strategies, taking into account the dynamic feedback between communicating the cultural minority groups and the society as a whole. The harmonization of interaction between coexisting cultures can be promoted through multicultural strategy. In this research it's argued that the most critical element is multicultural education, which develops the idea about the importance of recognizing a variety of distinctive identities and cultures of the respective minorities, which allows to overcome the border of social communication and create a shared space of cultural and social ties.
Keywords: culturally diversity, identification, communication, multiculturalism, strategy, individual, group, society
For citation: Yakushina O.I. Cultural interaction and the prospects for the implementation of intercultural communication. Communicology (Russia). 2017. Vol. 5. No.6. P. 51-59 DOI 10.21453/2311-3065-2017-5-6-51-59.
Inf. about the author: Yakushina Olga Igorevna, postgraduate student, sociological faculty of Lomonosov Moscow State University. Address: 119991, Moscow, Leninskie gory, 1. E-mail: [email protected].
Received: 11.12.2017. Аccepted: 16.12.2017.
References
Taylor C., Gutman A. (1994). Multiculturalism. Princeton: University Press. P. 25-73. Parekh B. (2008). New Politics of Identity: Political Principles for an Interdependent World. London: Palgrave Macmillan. P. 80-81.
Narochnitskaya E.A. (2013). Multiculturalism as a Philosophical-political Vision. Perspective [electronic source]: http://www.perspektivy.info/print.php?ID= 259962 (In Rus.).
Zyryanov V.V., Noskov A.V., Osipova N.G., Titova M.A. (2015). National System of Education in Russia: Problems and Prospects in the Context of Reform and Globalization. Bulletin of Moscow University. Series 18: Sociology and political science. No. 3. P. 61-78 (In Rus.).
Benet-Martinez V., Hong Y-Y (2014). Oxford Handbook of Multicultural Identity. New York: Oxford University Press.
Berry J. (2011). Integration and Multiculturalism: Ways towards Social Solidarity. Papers on Social Representations. Vol. 20. No. 1. P. 1-21.
LaFromboise T., Coleman H., Gerton J. (1993). Psychological Impact of Biculturalism: Evidence and Theory. The Psychological Bulletin. Vol. 114, No. 3. P. 395-412.
Noddings N. (2005). Educating Citizens for Global Awareness. New York: Teachers College. Lasonen J. (2005). Reflections on Interculturality in Relation to Education and Work. Higher Education Policy. Vol. 18. No. 4. P. 397-407.
Korkiya E D., Mamedov A.K. (2016). A Cognitive Discourse of the 'New' Education: Share Information and Actors. Global scientific potential. No. 2 (59). P. 8-14. (In Rus.).