Научная статья на тему 'Культурное пространство цветового предпочтения в интерьере'

Культурное пространство цветового предпочтения в интерьере Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
473
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ИНТЕРЬЕР / КОЛОРИТ / ПРОСТРАНСТВО / ДРАПИРОВКА / ДИЗАЙНЕР / СТИЛИСТИКА / ПРЕДПОЧТЕНИЕ / ДИСКОМФОРТ / ЦВЕТОВЫЕ КОМБИНАЦИИ / PSYCHOLOGY / INTERIOR DESIGN / COLOR / SPACE / DRAPERY / DESIGNER / STYLE / PREFERENCE / DISCOMFORT / COLOR COMBINATIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шалимова Л. А.

В статье рассматривается ведущее начало цветового элемента для современного интерьера, его палитры, оформления, фанеровки, которые активно влияют на психологическое, эстетическое, нравственное состояние самого явления, как мировосприятия человека в окружающей его среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CULTURAL SPACE OF COLOR PREFERENCE IN INTERIOR

The article shows the leading beginning of color in the modern interior. The role of color range, designing, veneers, which actively affect the psychological, aesthetic, and moral condition of a person, is studied.

Текст научной работы на тему «Культурное пространство цветового предпочтения в интерьере»

«Эти правила помогут превратить любую рекламную композицию (шрифт, рисунок, слоган, заголовок, товарный знак) в объемную. По тому как происходит удивительное развитие сюжетной композиции рекламы в графических изображениях, иллюстрациях печатных изданий, аппликации, анимации, мультипликации, в глубину пространства, со всеми присутствующими и используемыми логичными формами, закономерностями в которых должны присутствовать конструктивные связующие элементы цвета и его цветовой гаммы: наложением (плашеч-ные цвета перекрываются и появляется третий цвет); маскированием (нижний цвет маскирует, т.е. удаляет, чтобы предотвратить наложение цветов); треппингом (незначительное цветовое растягивание, если рисунок светлее фона и если фон светлее объекта его «стягивают» внутрь)», исследовала в своих работах О. Яцук в компьютерных технологиях и дизайна [11, с. 148].

Принято раскладывать спектр на семь цветов, информация об охотниках и фазанах сидит в наших головах с детства, но это деление, введенные Ньютоном, семь цветов - чистая условность. Леонардо да Винчи считал, что основных цветов пять, Михайло Ломоносов положил начало трехкомпонентной теории цветового зрения. В соответствии с ней световые волны с длиной, соответствующей красному, синему и зеленому цветам, составляют основу всех цветов в природе, поэтому красный, зеленый и синий -основные, первичные цвета. Все остальные цвета - комбинации волн различной длины. При этом, весь отечественный рекламный дизайн, формирующийся в эпоху рыночных отношений, благодаря рекламному бизнесу стал занимать лидирующее положение среди других видов дизайна, как средство установления коммуникаций, он активно включается в решение социальных проблем, влияя на формирование личного опыта, стилей жизни участников коммуникативного действия. В этом случае языком коммуникации выступает символ (образ, форма, цвет) рекламируемой продукции. Визуализация рекламного образа достигается по большей части с помощью дизайн-графики. Категория красоты в рекламном дизайне, несмотря на ее многозначность, является определяющей. Применительно к рекламному дизайну, можно говорить о красоте формы и цвета.

Продукт рекламного дизайна должен нести в себе красоту формы. Именно эта идея содержится в высказывании Вальтера Гропиуса: «Творчество и любовь к красоте и цвету - вот необходимые условия счастья». Время, не признающее эту бесспорную истину, не обретает зрительного выражения: его образ остается неотчетливым, а его произведения не могут доставить радость» [12, с. 47]. Так рекламный дизайн через форму достигает взаимодействия с теми, кому адресована реклама.

Реклама представляет основные виды рекламного бизнеса. С точки зрения основных целей и задач реклама может быть следующих видов: имидж-реклама или реклама стабильности; внутрифирменная реклама, реклама в целях расширения сбыта продукции; увещевательная реклама; сравнительная реклама; напоминающая реклама, подкрепляющая реклама; информирующая реклама; превентивная.

О многообразии отношения к рекламе и, соответственно, определений рекламы можно судить, проанализировав многочисленные примеры: «Реклама - это бизнес. Вот уже сто лет он непрерывно растет, расцветает и расширяется и до сих пор не существует ни одной общеэкономической теории, объясняющий, чем и как занимается реклама», сообщает в «Системе вещей» Ж. Бодрийяр [13, с. 67].

По мере своего развития реклама становится культурным фактором и наряду с другими чертами объективного порядка -языком, историей, религией, обычаями, что формирует общее понимание цивилизованного подхода к истории развития человеческого общества, согласно которому, цивилизация представляет собой культурную общность наивысшего порядка, самый широкий уровень культурной идентичности людей.

Цветовое решение рекламы является одним из самых важных факторов влияния на поведение потребителя. От правильного использования цвета в рекламе, на упаковке и правильного оформления в магазинах продаж, во многом зависит покупательская способность товара, по которой можно судить об экономической эффективности, как рекламы, так и самой системы устройства того или иного государства.

Библиографический список

1. Юринева, РА. Эйзенштейн. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. - М., 1947.

2. Михалкович, В.Д. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. - М., 1985.

3. Анашкина, Н.А. Режиссура телевизионной рекламы. - М., 2008.

4. Уэллс, Мориарти, Бернет. Теория и практика рекламы. - СПб., 2009.

5. Лоцман, Ю. Диалог с экраном / Ю. Лоцман, Ю. Цивьян. - Таллин, 1994; Хопкинс, П. Искусство торговать / пер. с англ. - М., 1999.

6. Полукарпов, В.Л. Телереклама. Инновационные технологии. Реклама, производство, размещение и распространение. - М., 2000.

7. Ромм, М.И. Беседы о кинорежиссуре. - М., 1975.

8. Кулешов, Л.В. Кадр и монтаж. - М., 1961.

9. Фелонов, Л.Б. Современные формы монтажа: учеб. пособ. - М., 2007.

10. Курушин, В.Д. Графический дизайн и реклама. - М., 2001.

11. Яцюк, О.И. Компьетерные технологии в дизайне. - СПб., 2003.

12. Гропиус, В. Рекламный дизайн и его формы. - СПб., 2008.

13. Бодрийяр, Ж. Система вещей / пер. с франц. - М., 2010.

Bibliography

1. Yurineva, R.A. Ehyjzenshteyjn. Izobraziteljnihyj yazihk sredstv massovoyj kommunikacii. - M., 1947.

2. Mikhalkovich, V.D. Izobraziteljnihyj yazihk sredstv massovoyj kommunikacii. - M., 1985.

3. Anashkina, N.A. Rezhissura televizionnoyj reklamih. - M., 2008.

4. Uehlls, Moriarti, Bernet. Teoriya i praktika reklamih. - SPb., 2009.

5. Locman, Yu. Dialog s ehkranom / Yu. Locman, Yu. Civjyan. - Tallin, 1994; Khopkins, P. Iskusstvo torgovatj / per. s angl. - M., 1999.

6. Polukarpov, V.L. Telereklama. Innovacionnihe tekhnologii. Reklama, proizvodstvo, razmethenie i rasprostranenie. - M., 2000.

7. Romm, M.I. Besedih o kinorezhissure. - M., 1975.

8. Kuleshov, L.V. Kadr i montazh. - M., 1961.

9. Felonov, L.B. Sovremennihe formih montazha: ucheb. posob. - M., 2007.

10. Kurushin, V.D. Graficheskiyj dizayjn i reklama. - M., 2001.

11. Yacyuk, O.I. Kompjeternihe tekhnologii v dizayjne. - SPb., 2003.

12. Gropius, V. Reklamnihyj dizayjn i ego formih. - SPb., 2008.

13. Bodriyjyar, Zh. Sistema vetheyj / per. s franc. - M., 2010.

Статья поступила в редакцию 14.04.14

УДК 747

Shalimova L.A. THE CULTURAL SPACE OF COLOR PREFERENCE IN INTERIOR. The article shows the leading beginning of color in the modern interior. The role of color range, designing, veneers, which actively affect the psychological, aesthetic, and moral condition of a person, is studied.

Key words: psychology, interior design, color, space, drapery, designer, style, preference, discomfort, color combinations.

Л.А. Шалимова, канд. филос. наук, доц. каф. гуманитарных наук филиала Российского гос. социального университета, г. Дедовск, E-mail: shalimova-istra@mail.ru

КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЦВЕТОВОГО ПРЕДПОЧТЕНИЯ В ИНТЕРЬЕРЕ

В статье рассматривается ведущее начало цветового элемента для современного интерьера, его палитры, оформления, фанеровки, которые активно влияют на психологическое, эстетическое, нравственное состояние самого явления, как мировосприятия человека в окружающей его среде.

Ключевые слова: психология, интерьер, колорит, пространство, драпировка, дизайнер, стилистика, предпочтение, дискомфорт, цветовые комбинации.

Краски мира окружают человека с рожденья и воспринимаются им как естественная, неотъемлемая часть бытия, оказывая влияние на мировосприятие и мировоззрение человека. В современном интерьере цвет является ведущим началом, он объединяет все элементы обстановки. Все чаще именно благодаря цвету в конечном итоге формируется законченный образ интерьера. Разумеется, от цветового оформления требуется соответствие стилю и подчинение единой композиции - как пространственной, так и колористической.

Многомерная красота создается благодаря обдуманному сочетанию цвета стен, пола и потолка с тональностью: мебельных фанеровок, цветом обивки, рисунком драпировки, ковра и даже украшений на стенах. Не случайно многие дизайнеры называют цвет важнейшим элементом интерьера, или одной из его основ. Потому что в современном интерьере, стилевое единство зачастую умышленно игнорируется. При этом цвет становится ведущим началом, объединяющим все элементы обстановки. Все чаще благодаря цвету формируется законченный образ интерьера. Разумеется, что от цветового оформления требуется соответствие стилю и подчинению единой композиции: как пространственной, так и колористической.

По мнению авторов книги «Иллюстрированная энциклопедия психических наук» Гибсон В.Г., Гипсон Л.Р, раскрыто то, «<...> как с помощью умелого подбора цветовых сочетаний можно компенсировать недостатки жилища. Его размеры, плохое освещение и подчеркнуть лучшее или скрыть не интересное архитектурное излишество, создать или разрушить уютную, комфортную обстановку и атмосферу. Всякая неправильно составленная цветовая композиция может свести к минимуму или испортить впечатление от превосходного во всех остальных отношениях интерьера, превратив квартиру из уютного дома в мрачное жилище. На этот счет, специалисты и психологи утверждают, что желание поменять цветовое решение квартиры зачастую отражает подсознательную тягу человека, что-либо изменить в себе или в своей жизни, а иногда и сбросить наличие скрытого напряжения, тревоги, избавиться от подсознательного беспокойства, опасений. В этом случае могут помочь светлые, розовые, салатовые, голубые тона и оттенки в интерьере, выраженные в отделке напольных покрытий, ковров, аксессуаров, посуды и оказывающих «благотворное» влияние на настроение и психику» [1, с. 117]. По мнению многих ученых, все светлые оттенки зеленого цвета способны ускорить исцеление больных.

Практической психологией выявлено, что правильный подбор цветовых сочетаний может нейтрализовать влияние неудачно подобранного цвета:

- раздражающее влияние красного можно смягчить, добавив в интерьер зеленое пятно;

- избыток белого цвета, вызывающего разочарование, при добавлении желтого может способствовать концентрации внимания и эффективному поиску верных решений.

«Многими специалистами, в области организации культурного пространства жилища- установлено, что один и тот же предмет может производить разные впечатления: от «легкого» до «тяжелого»; «теплого» и «холодного»; «близкого» и «далекого»; но, непременно находящегося под воздействием определенного цвета. В связи с этим воздействием можно изменить впечатление о величине помещения, делая его, в зависимости от необходимости, более «теплым» или «прохладным», делится своими выводами автор Логвиненко Г.М в учебном пособии для студентов «Декоративная композиция» [2, с. 91].

Цвет воспринимается не только зрением человека, но и другими органами чувств, включая осязание, обоняние и вкус. При этом необходимо учитывать характер и воздействие цвета по его расположению к сопутствующим цветам, которые могут быть усилены или ослаблены с помощью другого цвета, добив-

шись наиболее выразительного сочетания. Более «строгих» предпочтений в цветовом оформлении современного интерьера практически нет. Например, каждый современный интерьер оформляется в светлых тонах. Мебель из выбеленного дуба, благородные белые ткани в серо-бежевых тонах, при обилии света и с использованием более ярких цветовых сочетаний красного, оранжевого, столь нежных и романтических, розовых и зеленых тонов, в темной окоёмке. «Два любых цвета, как две любые музыкальные ноты, не могут организовать никакого гармоничного единства. Только присоединяя к двум первым нотам -третью, четвертую, пятую и так далее, можно ощущать некий гармоничный строй» - писал известный художник и педагог И. Иттен [3, с. 71].

Дизайнеры советуют относиться очень внимательно, к выбору сочных и насыщенных тонов для жилого интерьера. Для этого существуют специальные компьютерные программы, которые позволяют человеку оказаться «внутри» выбранного интерьера. Для представления некоторых оттенков можно прогнозировать их воздействие: красные, способствуют повышенной утомляемости и, не зная этого, человек, постоянно наблюдающий их, может вскоре ощутить психологический дискомфорт. Принимая решение о выборе цветового оформления, дизайнеры советуют учитывать и особенности климата, в котором живет человек. «В северном городе, где солнце радует горожан всего два-три месяца в году, холодные цвета, столь популярные для интерьеров европейских стран, будут восприниматься совсем иначе. Существуют понятия «зимнее» и «летнее» оформление интерьера. Белые, сине-зеленые, голубые и холодные освежающие тона - для душного лета; теплые, согревающие цвета - для долгой зимы, когда сердце просит тепла и уюта», советует в своей работе «Дом для музы», автор Кононова С.А. [4, с. 37].

Цветовые пристрастия могут определяться и тем, какие географические области привлекают общественное внимание. Некоторое время назад общественное внимание было привлечено к Дальнему Востоку - и в моду вошли, помимо восточной музыки и азиатской кухни, цвета, столь характерные для восточных предметов обстановки - красный цвет и цвет бамбука. Огромное внимание к экологическим проблемам привело к моде по использованию, в той или иной обстановки красок земли и воды, цвета лесной зелени, океанской синевы, «земляных» оттенков.

«Цветовое оформление интерьера, выполненное в соответствии с уровнем качества, принятым в Европе, учитывает множество современных требований, т.е. правил составления композиции, стилистики, влияния цвета на психику человека и разнообразных свойств изменения того или иного пространства. Европейцы, при оформлении интерьера учитывают климат страны, интенсивность и количество света:

- в Италии и на юге Франции яркое солнце и теплый климат естественным образом диктуют использование в оформлении интерьеров насыщенных, ярких красок и оттенков;

- в странах с более холодным климатом, жители Германии и Англии чаще предпочитают «земляные», естественные краски;

- в странах Скандинавии для оформления домашних интерьеров зачастую используется более светлая цветовая гамма, компенсирующая недостаток естественного света, характерного для северного климата», советует журнал на своих страницах «Мелодии домашнего уюта/Красивый интерьер» № 6 [5, с. 13].

Источником новых цветовых тенденций и направлений часто становятся торговые выставки. На них производители демонстрируют новейшие предложения;

- они предлагают смелые цветовые решения;

- они составляют цветовые прогнозы;

- они демонстрируют разработанные цветовые палитры;

- они выдают смелые цветовые решения в стиле модных цветов и расцветок, как природных, так и искусственных.

У такого разнообразия есть и оборотная сторона. Так, среди бесконечного количества цветовых оттенков легко и затеряться. Западные дизайнеры советуют выбирать некую «точку отсчета», которая позволит разработать единую концепцию и добиться единства в дизайне интерьера, избежав неприятной цветовой «суетливости». Сложно говорить о конкретной цветовой моде, но, по мнению специалистов, цветовые сочетания в интерьере отражают модные цветовые тенденции и направления, согласуя все аспекты жизни и деятельности человека.

В свою очередь, поясняет в своей работе «Трансформация домашнего уюта» автор Яковлева В.И., - « <...>выбор цветовых сочетаний в интерьере практически неограничен и характеризует, а зачастую и подчеркивает свойства человека к определенному «цветовому» поведению, для раскрытия индивидуальности и модных тенденций» [6, с. 21, 32].

На ближайшее время, дизайнеры рекомендуют не менее популярные, но, тем не менее современные «свежие» зеленые тона в сочетании жёлтого с оранжевым цветом, в которые годятся в любом интерьере. По их мнению, именно эти сочетания, в том или ином варианте выглядят яркими и непосредственными. Прекрасное впечатление производят тона, ассоциирующие с завораживающими отблесками чуть тлеющего огня, это все теплые оттенки. Они начинаются от розовых и до коричневых тонов глины и земли; от дымчатых оттенков сиреневого, мягкого оранжевого и энергичного красного.

Особое внимание дизайнеров привлекают оттенки красного и розового. В особенности их «металлизированная» гамма при сочетании ахроматических цветов - черного и белого. «Потребность современного человека в цвете так же велика, как потребность в свете, движении (танце), звуках. Все это основные факторы в жизни современных людей, их современная «нервная система», - писал Тео Ван Дусбург, знаменитый голландский художник и архитектор, о котором вспоминает в своей работе «Цвет в интерьере» составленная С.И. Хрусталевой [7, с. 47, 51]

При выборе цвета в интерьере самое важное - прислушаться к себе, а потом уже следовать каким бы то ни было стандар-

Библиографический список

там. Предусмотреть все возможные варианты композиционных комбинаций нельзя. В результате творческого поиска могут возникнуть иные, порой самые неожиданные и выразительные цветовые комбинации. Нет никакого сомнения в том, что цвет оказывает на человека огромное влияние, как и на процесс принятия решений, поведения, реакции собеседника в зависимости окружающего его интерьера, на неожиданный результат деловых переговоров, независимо от того, отдаем ли мы себе в этом отчет или нет. Не случайно многие дизайнеры считают, что лучший способ найти свой цвет, который по душе - это пополнить им свой гардероб, «примерить» цвет на себя. Человек, комфортно чувствующий себя в одежде определенного цвета, через некоторое время непременно пожелает иметь этот цвет в своем домашнем интерьере, хотя бы в виде какой-нибудь мелочи, освежающей привычную обстановку.

Рассматривая культуру цвета, как ведущего начала в жизни человека и как объединяющего все элементы его гардероба, интерьера, используемых при формировании самого индивидуума. Составление законченного образа окружения его, при условии умелой и профессионально подобранной компенсации цветовых сочетаний. При этом раскрывается уровень выявления, в области практической психологии, которые базируются на уровне подборки цветовых сочетаний, с учетом особенности многоликой палитры, по определенному воздействию на человека не только зрением, но и другими органами чувств, включая обоняние, осязание, вкус.

В этой связи, хочется еще раз напомнить о том, что многие психологи, ученые, не только считают, но и утверждают, о том, что любое желание человека поменять цветовое решение жилища, рабочего места отражают подсознательную тягу человека изменить что-либо в себе или в своей жизни. Все краски жизни, окружают человечество со дня его рождения и воспринимаются им как естественная, неотъемлемая часть бытия, оказывая серьезное влияние на мировосприятие и мировоззрение человека, как философской константы, при этом подчеркивается огромное значение цветовой гаммы для любого из сегодня живущего и сотворяющего на земле.

1. Гибсон, В.Г. Иллюстрированная энциклопедия психических наук / В.Г. Гибсон, Л.Р Гипсон. - Лондон, 1967.

2. Логвиненко, Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособ. для вузов. - М., 1998.

3. Иттен, И. Искусство цвета. - СПб., 2008.

4. Кононова, С.А. Дом для музы // Идеи вашего дома. - 2012.

5. Мелодии домашнего уюта // Красивый интерьер. - 2010. - № 6.

6. Яковлева, В. Трансформация домашнего уюта // Мобильная связь. - 2011. - № 7(13).

7. Цвет в интерьере / сост. С. Хрусталева. - СПб., 2009.

Bibliography

1. Gibson, V.G. Illyustrirovannaya ehnciklopediya psikhicheskikh nauk / V.G. Gibson, L.R. Gipson. - London, 1967.

2. Logvinenko, G.M. Dekorativnaya kompoziciya: ucheb. posob. dlya vuzov. - M., 1998.

3. Itten, I. Iskusstvo cveta. - SPb., 2008.

4. Kononova, S.A. Dom dlya muzih // Idei vashego doma. - 2012.

5. Melodii domashnego uyuta // Krasivihyj interjer. - 2010. - № 6.

6. Yakovleva, V. Transformaciya domashnego uyuta // Mobiljnaya svyazj. - 2011. - № 7(13).

7. Cvet v interjere / sost. S. Khrustaleva. - SPb., 2009.

Статья поступила в редакцию 14.04.14

УДК 159. 9. 072. 422

Getmanenko, A.O. ABOUT THE IDENTEFICATION OF METHODS OF THE DEVELOPMENT OF CHILDREN'S MUSICAL ABILITIES. In the work the main methods of identification of gifted children, especially musically gifted children, are described. The analyzing of the methods of revealing children's musical abilities and concepts of the talent is presented.

Key words: identification gifted children, methods of identification gifted children, musical abilities, children's singing, musical development, children's voice.

А.О. Гетманенко, аспирант МГУ им. М.В. Ломоносова г. Москва, E-mail: ana2170@yandex.ru.

О СПОСОБАХ ВЫЯВЛЕНИЯ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В работе дана характеристика основным существующим методам выявления детских музыкальных способностей. Проанализированы существующие методики их выявления, приведены данные развития концепции одаренности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.