Научная статья на тему 'Культурное осмысление омонимии числительных в современном китайском языке'

Культурное осмысление омонимии числительных в современном китайском языке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
68
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
числительные / китайский язык / китайская культура / омофония / фразеологизмы / сленг / numerals / Chinese language / Chinese culture / homophony / phraseological units / slang

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хань Юн

Числительные зародились в Китае очень рано. Почти пять тысяч лет назад, со становлением первобытного общества, в культуре Яншао стали закладываться основы письменности и были обнаружены выгравированные знаки, которые обозначали числа. В период династии Инь, во времена надписей на костях, числительный ряд стал более полным и совершенным. В него вошли цифры от одного до десяти, также появилась позиционная система счисления, в том числе такие числа, как сто, тысяча, десять тысяч и так далее. С развитием китайского языка, философии и культуры, числительные стали восприниматься как источник положительной и негативной энергии, удачи и зла, даже обрели сакральное значение. Из-за распространённого в китайском языке явления омонимии, в частности, омофонии, семантика и символика цифр в китаиской культуре стала обогащаться и меняться в зависимости от коннотации слов, с которыми созвучны эти числительные. В данной работе мы постарались подробно рассмотреть значение простых числительных в китаиской традиционной культуре, уделив некоторое внимание вопросу о том, как они используются в современном языке, а именно в интернет-сленге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural understanding of the homonymy of numerals in modern Chinese

Numerals originated in China very early. Almost five thousand years ago, with the formation of a primitive society, the foundations of writing began to be laid in the culture of Yangshao and engraved signs that denoted numbers were discovered. During the Yin Dynasty, during the time of bone inscriptions, the numeral series became more complete and perfect. It included numbers from one to ten, a positional number system also appeared, including numbers such as one hundred, one thousand, ten thousand, and so on. With the development of the Chinese language, philosophy and culture, numerals began to be perceived as a source of positive and negative energy, good luck and evil, and even acquired a sacred meaning. Due to the widespread phenomenon of homonymy in the Chinese language, in particular, homophony, the semantics and symbolism of numbers in Chinese culture began to beenriched and changed depending on the connotation of the words with which these numerals are consonant. In this paper, we have tried to consider in detail the meaning of simple numerals in Chinese traditional culture, paying some attention to the question of how they are used in modern language, namely in Internet slang.

Текст научной работы на тему «Культурное осмысление омонимии числительных в современном китайском языке»

MODERN ORIENTAL STUDIES

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Cultural understanding of the homonymy of numerals

in modern Chinese

Культурное осмысление омонимии числительных в современном китайском языке

Хань Юн

Казанский федеральный университет, Казань, Россия,

hanyong1953@163.com

Han Yong

Kazan Federal University, Kazan, Russia hanyong1953 @163.com

удк 811.58 | научная статья | https://doi.org/10.24412/2686-9675-2-2022-30-39

АННОТАЦИЯ

Числительные зародились в Китае очень рано. Почти пять тысяч лет назад, со становлением первобытного общества, в культуре Ян-шао стали закладываться основы письменности и были обнаружены выгравированные знаки, которые обозначали числа. В период династии Инь, во времена надписеи на костях, числительныи ряд стал более полным и совершенным. В него вошли цифры от одного до десяти, также появилась позиционная система счисления, в том числе такие числа, как сто, тысяча, десять тысяч и так далее.

С развитием китаиского языка, философии и культуры, числительные стали восприниматься как источник положительнои и нега-тивнои энергии, удачи и зла, даже обрели сакральное значение. Из-за распространенного в китаиском языке явления омонимии, в частности, омофонии, семантика и символика цифр

ABSTRACT

Numerals originated in China very early. Almost five thousand years ago, with the formation of a primitive society, the foundations of writing began to be laid in the culture of Yangshao and engraved signs that denoted numbers were discovered. During the Yin Dynasty, during the time of bone inscriptions, the numeral series became more complete and perfect. It included numbers from one to ten, a positional number system also appeared, including numbers such as one hundred, one thousand, ten thousand, and so on.

With the development of the Chinese language, philosophy and culture, numerals began to be perceived as a source of positive and negative energy, good luck and evil, and even acquired a sacred meaning. Due to the widespread phenomenon of homonymy in the Chinese language, in particular, homophony, the semantics and symbolism of numbers in Chinese culture began to be

■ isijvhiiaifan лш ■■#■- issn 2686 - 9675 (print)

НОМ КИТАИСКОМ ЯЗЫКЕ ю 2782 - 1935 шипв

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ | ХАнь Юн | hanyong1953@163.com | УДК 811.58 | научная статья

в китайской культуре стала обогащаться и меняться в зависимости от коннотации слов, с которыми созвучны эти числительные. В дан-нои работе мы постарались подробно рассмотреть значение простых числительных в китаи-скои традиционнои культуре, уделив некоторое внимание вопросу о том, как они используются в современном языке, а именно в интернет-сленге.

Ключевые слова: числительные, китаи-скии язык, китаиская культура, омофония, фразеологизмы, сленг

Для цитирования: Хань Ю. Культурное осмысление омонимии числительных в современном китаиском языке. Современные востоковедческие исследования. 2022; 4 (2). ^1^:// doi.org/10.24412/2686-9675-2-2022-30-39

enriched and changed depending on the connotation of the words with which these numerals are consonant. In this paper, we have tried to consider in detail the meaning of simple numerals in Chinese traditional culture, paying some attention to the question of how they are used in modern language, namely in Internet slang.

Keywords: numerals, Chinese language, Chinese culture, homophony, phraseological units, slang

For citation: Han Yong. Cultural understanding of the homonymy of numerals in modern Chinese. Modern Oriental Studies. 2022; 4(2). (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2686-9675-2-2022-30-39

Помимо своего прямого назначения, числа тесно связаны с нашеи жизнью. У каждои национальности, в каждои стране культурное осмысление цифр различно. Глубокое познание смысла, выражаемого числительными в китаиском языке, представляется актуальным для изучения китаиского языка и культурных осо-бенностеи китаиского народа.

Числительные обладают богатым культурным содержанием и занимают весомое место в китаиском языке. Первоначально, в эпоху, когда доисторические люди охотились на животных, числа не носили загадочнои окраски. На тот период они в основном использовались по своему прямому назначению для вычислении. Тем не менее, поклонение народа с древ-

них времен божествам, в равнои степени обусловило и преклонение перед таинством чисел. Считалось, что некоторые числа могут приносить людям счастье и богатство, а некоторые числа, напротив, могли притягивать несчастья. В связи с этим в китаискои культуре зародились понятие удачных и неудачных чисел. Учение об " инь и ян" и теория о пяти стихиях также оказали влияние на загадочное представление о числах [Ван, 1991].

С древних времен люди подразделяли цифры до десяти на две группы: четные и нечетные. Нечетные числа — 1, 3, 5, 7, 9 считались «мужскими» или «яньскими» цифрами, они символизировали Небо и мужское начало природы. Четные числа — 2, 4, 6, 8, 10 именовались

MODERN ORIENTAL STUDIES

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL I МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

«женскими» или «иньскими» цифрами, они обозначали Землю, женское начало природы. Неизбежно отразилось данное представление о числах и на образовании интересных сочетании слов и выражении в китаиском языке.

Ниже мы более подробно рассмотрим представления о числительных в китаиском языке с позиции культуры и языка [Чан, 1998] [Су, 1992].

1. Культурное осмысление числительного «—»(yi, один)

Китаицы с древних времен с почтением относятся к числу один, его считают началом, источником и связующим звеном всего сущего. Таким образом, «—» единица будет синонимична таким словам как «^» (yuan) — исток, основа, «#р» (shi), «|Л» (chu) — начало. Поэтому, «—Л» (yi yue) — январь, также называется «^Я» (yuan yue), Первыи день Нового года носит название «^Ж» (yuan dan).

Мудрец Лао-цзы сказал: «Дао рождает одно, одно рождает два, два рождает три, от трех рождается все сущее». «Один делится на два, два делится на четыре, четыре делится на восемь» [Чжу, 1998]. Такого рода почитание китаиским народом цифры ((—» также оказало воздеиствие на слова и выражения в ки-таиском языке. Например, в китаиском словаре насчитывается свыше 645 слов, начинающихся с «—», а словарь Китаиских фразеологизмов содержит более 426 выражении, начинающихся с «—» [Словарь идиом..., 1998].

2. Культурное осмысление числительного «.^»(er, два)

«^» два является первым четным числом, изначально китаискии народ с большим почтением относился к четным числам. Эта традиция берет свое начало в религии, в частности даосизме. Считалось, что четные числа символизируют большое счастье. Лао-цзы сказал: «Таицзи является источником всего сущего во Вселенной..Таицзи разделяет инь и янь, они в свою очередь, соединяясь, рождают все сущее». Символ Таицзи похож на пару вращающихся по кругу рыб, символизирует зарождение и развитие всего сущего во Вселеннои. Это также отражает древнее диалектическое мышление — объединить два в одном. Это идея о двух началах также нашла свое отражение и в жизни. Китаицы любят двоиствен-ность и симметрию.

Так, фразеологизмы, включающие «^» и его китаиские синонимы как «Ж» — два несут положительную окраску, к примеру: ^^Ж» (hao shi cheng shuang) — благие дела наступают одновременно, «ЖШ'^П» (shuang xi lin men) — в доме двоиная радость. Однако, если «^» имеет значение — второи, то это порождает значение «не очень хорошии, не совсем верныи, на вторых ролях». Поэтому среди фразеологизмов с числительным «^» также есть те, которые несут в себе негативныи смысл. Например, ((^Ш^» (er sha zi) — тунеядец ((^^^»(erluizi) — лодырь.

Примечательно, что характерная китаи-скому языку ритмика, гармония и симметрия внутри предложения достигаются именно

■ isijvhiiaifan лш ■■#■- issn 2686 - 9675 (print)

НОМ КИТАЙСКОМ ЯЗЫКЕ issn 2782 - 1935 ..online,

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ | ХАнь Юн | HANYONG1953@163.COM | УДК 811.58 | научная статья

благодаря конкретному количеству иероглифов. Наиболее распространенный пример — фразеологизмы, состоящие из четырех иероглифов. Например, «ЖЖЖШ» (shuang shuang jian xi ) — радоваться вдвоем, «^ ^ ^ (cheng qian shang wan) — много тысяч. Люди во время дарения подарков также стараются придерживаться принципа «^Ж^Й» (cheng shuang cheng duei) — дарить парные предметы.

3. Культурное осмысление числительного ((^.»(san, три)

Числительное (( Н» также является загадочным числом в китаиском языке. 6 и 9 является числом, кратным 3. Мудрец Лао цзы сказал: «Дао рождает один, один рождает два, два рождает три, три рождает все сущее», поэтому число «Н» с древних времен ассоциируется со счастьем. Мудрецы полагали, что Вселенная образована тремя измерениями «НШ» (san wei). Некоторые люди определяли — три измерения как небо, земля и человек, также были и другие, которые считали тремя измерениями — Солнце, Луну и звезды. Это обосновывает почтительное отношение людеи к числу «Н».

Так как число «три» считалось счастливым, родоначальники народ стремились чаще

использовать его. Например, «_

huang) — три императора (Фусыши, Суйжэнь-ши, Шэньнунши), три самые ранние династии именовали как «Н^» (san dai) (Династии Ся, Шан, Чжоу), религии в Китае имеют одно общее наименование — «НЖ» (sanjio) — буддизм, даосизм и конфуцианство. Животных,

которых приносили в жертву было трое — «Нй» (san sheng) - свинья, овца, корова.

Словосочетания с числом ((Н» : Eí S » (san bao) — три сокровища, í#»(san chun) — три весенних месяца, íK» (san xia ) — три летних месяца,

í^»( san fu) — самые жаркие дни лета.

san

Примечательно то, как меняется и трансформируется значение троики в зависимости от сочетания с другими числительными. Так, ((Н» в сочетании с «М» (liang, 2) — два имеет значение «меньшинство, немного». Например, ((HHMM»(san san liang liang)) — мелким кучками, (( НЖМ®» (san yan liang yu) — лаконичныи, в двух словах, ((Н^М ®»(san chang liang duan) — неожиданная неприятность.

В сочетании числа ((Н» с «Д» (wu, 5) — пять или «A» (lio, 6) — шесть выражение имеет значение «много раз», «большинство». Например, «Н^ДФ» (san ling wu shen) — делать неоднократные напоминания, «Н Ц Д Ж» (san fan wu ce) — много раз, несколько раз, «НДЖЖ» (san wu cheng qun) — группами в три-пять, «n^£M»(san nian wu zai) — несколько лет, три-пять лет.

Сочетание числа «Н» с «И» (si, 4) — четыре в выражении носит отрицательныи оттенок. Например, «^Н^И» (bu san bu si) — вздор, чепуха, «^НТИ» (di san xia si) — низ-менныи, бесчестныи, «Щ.НЩИ» (shuo san dao si) — говорить, что взбрело в голову, невпопад.

MODERN ORIENTAL STUDIES

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

4. Культурное осмысление числительного (si, четыре)

Число 4 кратно 2, является парным четным числом и олицетворяет счастье и удачу. В китаиских народных обычаях и обрядах серьезное внимание уделяется принципу «И^Л Ш» (si ping ba wen) — спокоиствие, стабильность. В комнатах вешалось по 4 картины, в подарок преподносили 4 вещи, при приглашении гостеи придерживались принципа четырех тарелок и восьми подносов.

В Китае многие понятия связаны с числом «четыре»: четыре великие реки — Янцзы, Хуанхэ, Хэилунцзян (Амур) и Чжуцзян; четыре великих озера — Дунтинху, Поянху, Цинхаи и Таиху; четыре великие буддистские горы — Утаишань, Путошань, Цзюхуа, Эмэишань; четыре великих изобретения — компас, бумага, порох, книгопечатание; четыре пеизажа — ветер, цветы, снег и луна, и т.д.

В китаиском языке много словосочетании с числом 4: «И^» (si fang) — четыре стороны; «ИШ» (si mian)- во все четыре стороны; повсюду; «0^»(si zhou) — вокруг, кругом ; «И4Р» (si lin) — 1) соседи; ближаишее окружение, 2) соседние страны; «ИШ^Ж» (si hai wei jia) — везде чувствовать себя как дома; «ИШЙ-^» (si mian mai fu) — окружить со всех сторон и т.д.

Но, в некоторых раионах, из-за созвучия и омофонии слов «И» (si) — четыре и «^» (si) — смерть, «+И» (shi si) — четырнадцать и (shi si) — смерть, табуируется исполь-

зование 4.

Например, в регионах, где говорят на гу-анчжоуском (кантонском) и миннаньском диалектах, в больницах нет палат под номером «4», транспортных номерных знаков с цифрои «4», в высотных зданиях нет четвертого и четырнадцатого этажеи, запрещено дарить подарки в количестве четырех штук и так далее.

5. Культурное осмысление числительного пять)

В китаискои культуре «£» тоже считается счастливым числом. Согласно древнеи фи-лософскои традиции основу мироздания составляют пять стихии ((^т» ^и х^) — металл, дерево, вода, огонь, земля, которые в свою очередь связаны с востоком, югом, западом, севером, серединои. Дерево — восток, металл — запад, огонь — юг, вода — север, середина — земля.

«£» представляет собои всеобъемлющее понятие, «пять стихии» выполняют функции взаимного рождения и взаимного уничтожения: металл рождает воду, вода рождает дерево, дерево рождает огонь, огонь рождает землю, земля рождает металл; металл уничтожает дерево, дерево уничтожает землю, земля уничтожает воду, вода уничтожает огонь, огонь уничтожает металл, поэтому значение этого числительного имеет таинственныи оттенок, вселяет в людеи благоговение и почтение. Так, китаицы стали стремиться использовать число «£» для именования окружающих вещеи и явлении, поэтому в китаиском языке очень много слов, составленных с использованием цифры «£». Например, ((£НН»^и zhou) — пять

■ isijvhiiaifan лш ■■#■- issn 2686 - 9675 (print)

НОМ КИТАЙСКОМ ЯЗЫКЕ issn 2782 - 1935 (ONLINE)

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ | ХАНЬ ЮН | HANYONG1953@163.COM | УДК 811.58 | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

континентов; (wu уие) — пять гор;

((Йн»(™и 1и) — полное счастье, (wu 1и) — пятисловное стихосложение, guang shi se) — разноцвет-ныи; ((i№K№»(wu ti tou di) — преклоняться и так далее.

6. Культурное осмысление числительного Ош, 6)

Число ((А» тоже является почитаемым китаицами четным числом. Шесть кратно двум и трем, поэтому оно тоже считается счастливым. Часто можно услышать благопожела-ние Слл^М» diu liu da shun), которое переводится «всего самого лучшего!»

Древние люди любили использовать ((А» для имен существительных. Например, у природы есть ((A^»(liu qi) — шесть элементов (ин и ян, ветер и дождь, тьма и свет); у людеи есть САМ» (liu qing) — шесть чувств (радость, гнев, скорбь, веселье, любовь, ненависть). Учение имеет ((A^»(liu yi) — шесть искусств (этикет, музыка, стрельба из лука, управление лошадьми, каллиграфия, математика).

7. Культурное осмысление числительного «^»(qi, семь)

Несмотря на то, что ((^», по сравнению с другими числами, является нечетным, оно издревле почитается китаицами и считается священным числом.

В книге (ШМ»(Чжоу И,1000лет до на -э) есть подобное выражение " Путь повторяет-

ся многократно, возвращаясь каждые сем дней...", смысл которого в том, что «семь дней» — это период полного обращения небесного цикла[7].

По преданию, мир был создан за семь дней, а поэтому с давних времен, и по сеи день количество днеи, недели остается неизменным и составляет семь днеи. Древние верили, что нечетное число семь символизирует собои безграничность времени, наивысшии предел огромного, неисчерпаемого космоса.

В Китае были известны семь небесных тел «^М» (qi xing), а именно: Солнце, Луна, Меркурии, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн.

Поскольку ((^» — краиняя цифра, священное число, то вполне естественно его воспринимали и как число счастливое. Именно поэтому все сущее на земле было связано нераз-рывнои судьбои с этим числом. В литературе множество произведении начинается с цифры 7, например, ((^Ш» (qi jian) — семь увещании; «^^»(qi fa) — семь наставлении. Семья нуждается в семи предметах первои необходимости (дрова, рис, масло, соль, соя, уксус, чаи). В древние времена «семь» также было связано с поминовением: после смерти человека каждые семь днеи проводился поминальньш обряд, которыи заканчивался на седьмые сед-мины, т.е. через 49 днеи. Похороны также ассоциировались с цифрои 7.

((^» также выражает идею множественности и цикличности. Например, «^Й^ Ж» (qi jin qi chu) — буквально «семь раз зашел и семь раз вышел», знаменитое выражение

MODERN ORIENTAL STUDIES

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

о герое времен Троецарствия Чжао Юне, которому чудом удалось живым и невредимым проити семь раз через армию Цао Юя.

ки, номера квартир и машин, учетные записи, номера телефонов — всюду люди стараются использовать число 8.

8. Культурное осмысление числительного «А» (ba,восемь)

Восемь кратно двум и четырем, является парным четным числом, и конечно же, олицетворяет счастье и удачу. Во время свадьбы, в народе принято накрывать праздничныи стол в стиле двоинои восьмерки, т.е. нужно обязательно подать блюда в восьми чашах и восьми тарелках. На празднике в честь дня рождения соблюдают традицию «восемь бессмертных желают долгои жизни», т.е. накрывается восемь различных видов блюд, а в середину ставится персик долголетия.

Иероглиф «А» часто встречается и в названиях явлении и вещеи. К примеру, ((Al^»(ba fang) — восемь сторон света; в гадании используются восемь триграмм ((AViF»(ba gua); по преданиям имеется восемь бессмертных богов «Al#» (ba xian); на государственных и императорских экзаменах использовался метод написания классического сочинения из восьми частеи ((АИ£^» (ba gu wen); квадратныи стол на восемь человек ((Al^^»(ba xian zhuo) — именуется "столом восьми бессмертных"; среди каш есть ((AIS^» (ba bao zhou) и именуемая "кашеи восьми вкусов".

На юге Китая, из-за сходства в звучании между словами «A»(ba) — восемь и «^»(fa) — богатство (в кантонском диалекте являющиеся полными омофонами), в народе любят восьмерку как символ богатства. Дверные таблич-

9. Культурное осмысление числительного «А»(]ш, девять )

((А)> — самое большое однозначное натуральное число. Девять в китайском языке омофонно слову {М (ри) — длительный, долгий, и поэтому также является счастливым числом.

В древнеи книге ((Ж|я|))(5имеп) говорится: "Мир в своих краиних проявлениях имеет начало — единицу ((—)) и конец — девятку ((А)). То есть, среди всех однозначных натуральных чисел, 9 больше всех. Это все потому, что, переступив девять мы снова, возвращаемся к единице (10, 100, 1000, 10000 уже выходят за рамки односложных). С давних времен и по сегодняшнии день число «А» имеет значение «наивысшего» и «многогранного», поэтому в древности имелись такие выражения, как «у неба — девять сфер, у земли — девять островов....) а в речи употреблялось выражение «АМ^))(ри Ло^ Йап) — на девятом небе.

В эпоху правления императоров, ассоциировавшаяся с длительностью, долголетием девятка стала символизировать превосходство, величие и священность власти императора. Монарх любил облачаться в платье, на котором были вышиты девять драконов.

В городском плане Пекина мы можем встретить: девять городских ворот; между Запретным городом и парком Бэихаи выстроена

■ isijvhiiaifan лш ■■#■- issn 2686 - 9675 (print)

НОМ КИТАЙСКОМ ЯЗЫКЕ issn 2782 - 1935 ..ONLINE,

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ | ХАнь Юн | hanyong1953@163.com | УДК 811.58 | научная статья

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стена девяти драконов; общая высота трех больших залов императорского дворца в Запретном городе составляет 9 чжанов 9 чи («32 м), что символизирует девять сфер неба, лестница дворца также состоит из девяти или кратного девяти числа ступенеи. Общее количество комнат Запретного города равно 99999; заклепки главных ворот расположены в 9 вертикальных и 9 горизонтальных рядах по 9 штук в каждом, что вместе составляет девять девяток, т.е. 81, что также является символом счастья и удачи.

10. Культурное осмысление числительного «+» ^Ы,десять)

Китаискии народ издревле стремился к формированию совершенного, положительного, эстетического мировоззрения, и иероглиф «+» — десять стал тем самым воплощением совершенства и полноты. К примеру, выражение (shi quan shi mei) — имеет значение «полностью и без изъяна; совершенныи во всех отношениях». 10 венчает ряд четных чисел.

Число «+», имея значение множественности и полноты, также присутствует во многих словах и выражениях схожего значения: «+ (shi fen) — очень, на все сто; «+^»(shi zu) — 1) сполна, полностью, 2) полноценный чи-стьш; «+^^^»(shie bushe ) — непростительные преступления; (yimu shihang) — одним взглядом охватывать десять строк; «+ ^WA» (shinian shumu) — дерево растят десять лет (обр. о трудном и долгом деле воспитания).

Традиция почитания «десятки» корнями уходит в древность, в эпоху Весны и Осени, и Воюющих государств (800лет до н-э).

Язык имеет своиство непрерывно развиваться и изменяться. В современном китаиском языке среди однозначных числительных наибольшее внимание привлекают числа 4, 6 и 8. Все это связано с таким явлением в китаи-ском языке, как омофония. Из-за созвучия со словом «смерть» «И» (4) из слова с изначальным положительным значением «празднества» постепенно превратилось в резко негативное, отрицательно воспринимаемое людьми. «А» (6) и «А» (8) же крепко держатся на своих позициях счастливых чисел и пользуются любовью со стороны китаицев. При выборе номеров телефонов, квартир, номерных знаков ав-томобилеи, часто используются цифры 6 и 8, а свадьбы стараются проводить 6, 8, 16, 18, 26, 28 числа. Бывают и различные сочетания двух этих цифр, при -чем, новое звучание добавляет новыи смысл, возникает омофония целых фраз: 618 (схоже с — успех и богатство), 168

постоянно богатеть и развиваться), 518 («Й^^» я буду развиваться и богатеть), 998 («АА^» постоянно развиваться и богатеть), 888 развитие и богатство), 666

без сучка и без задоринки), 698 А^» успех, долголетие, богатств.

Не менее примечательным аспектом омофонии числительных и китаиских слов с позиции исследования является не только их традиционное значение и культурное, и даже эмоциональное наполнение, но и использование их в современном китаиском языке, в частности в интернет-дискурсе. Вкратце рассмотрим ка-кои смысл современная китаиская молодежь вкладывает в числительные [Что означают...]:

MODERN ORIENTAL STUDIES

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

- символизирует полноту (жизни), красоту, бесконечность

- символизирует уникальность, начало, в интернет-сленге из-за созвучия равнозначно слову «ты»

- символизирует любовь, мир для двоих (влюбленных)

- символизирует тоску, жизнь

- в интернет-сленге из-за созвучия равнозначно слову «да», «верно», «время от времени», выражает согласие

- в интернет-сленге из-за созвучия равнозначно слову «я», моно понимать как обозначение единства^^

- символизирует успех, удачу, в интернет-сленге равнозначно слову «прогуляться», «оставаться»

- в интернет-сленге из-за созвучия равнозначно слову «прошу», «роднои», «начало», энергия «ци», «чувства».

- символизирует процветание, вечность, равнозначно словам «нет», «пока-пока»

- в интернет-сленге из-за созвучия равнозначно слову «давнии», «долгии», «просить», «алкоголь» и др.

В межличностнои коммуникации китаи-ская молодежь нередко использует сочетания арабских цифр для того, чтобы упростить коммуникацию, либо передать послание, которое трудно выразить словами, например признаться в чувствах. К ним относятся 71 — ^{^(qiyi

— qinni) — «целую», 729 — i^?M(qi-erjiu — quhejiu) — «пойдем в бар/пить», «прости» 740

— ^^^(qisiling - qisiwo) «бесишь, взрыв мозга», 70626 — — «пожалуйста останься» и др.

На основе вышесказанного, мы можем сделать следующие выводы: три основные концепции в произведении «И-Цзин», то есть теория отношения Инь и Ян, теория пяти элементов и теория гармонии человека и природы оказывали прямое и значительное влияние на культуру числительных в китаиском языке. Однако, по мере развития китаиского общества и культуры, появляется фонетическое влияние на числительные и их символическое значение, что можно определить как новую тенденцию развития культуры числительных.

Кроме этого, мы должны обратить внимание на то, что числительные, помимо функции счета, также выполняют функцию важного состава в словосочетаниях. В этом случае, они в качестве морфем приобретают новые семантические значения в новых словосочетаниях. Безусловно, это является еще однои немаловажнои особенностью современного китаиского языка.

Литература

1. Ван Сяньчжун. Китаиская народная культура и современная цивилизация.

). Пекин:

Китаиское народное издательство. 1991. 344 с. (на кит.яз.)

2. Чан Цзинъюи. Китаиская лексика и куль-

■ isijvhiiaifan лш ■■#■- issn 2686 - 9675 (print)

НОМ КИТАЙСКОМ ЯЗЫКЕ issn 2782 - 1935 (ONLINE)

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ | ХАНЬ ЮН | HANYONG1953@163.COM | УДК 811.58 | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

тура. «Ш^Ж^Ш) Пе-

кин: Издательство Пекинского университета, 1998, 208 с. (на кит.яз.)

3. Су Синьчунь. Семантика китаиских слов.

«Ш^М^» ). Гуандун: Гуан-дунское издательство образовательнои литературы. 1992, 513 с. (на кит.яз.)

4. Чжу Бокунь. Прогулки по легкои учебе. (&ЙЙЙ. «М^МШ ). Шэньян: Издательство Шэньян. 1998. 257 с. (на кит.яз.)

5. Словарь Цы Хай. Шанхай 1979, 214 с. (на кит.яз.)

6. Словарь китаиско-русских идиом. Сиань: Сианскии университет иностранных языков, 1998. (на кит.яз.)

7. Что означают различные цифры?

i^SWtl^fr^Ii) https:// zhidao.baidu.com/

question/1994586493065330707.html, дата обращения 15.04.2022

References

1. Wang Xianzhong. Chinese Folk Culture and Modern Civilization. Beijing: Chinese People's Publishing House, 1991, 344 p. (in Chin.)

2. Chang Jingyu. Chinese Vocabulary and Culture. Beijing: Peking University Press, 1998, 208 p. (in Chin.)

3. Su Xinchun. The Semantics of Chinese Words. Guangdong: Guangdong Educational Literature Publishing House. 1992, 513 p. (in Chin.)

4. Zhu Bokun. Easy Learning Walk. Guangdong: Guangdong Educational Literature Publish-

ing House. 1992, 513 p. (in Chin.)

5. Ci Hai Dictionary. Shanghai, 1979, 214 p. (in Chin.)

6. Dictionary of Chinese-Russian idioms. Xi'an: Xi'an University of Foreign Studies, 1998. (in Chin.)

7. What do the various numbers represent. https://zhidao.baidu.com/ question/1994586493065330707.html, accessed 15.04.2022(in Chin.)

Информация об авторе

Хань Юн

Старшии преподаватель

Институт международных отношении

Казанскии (Приволжскии) федеральныи

университет, Казань, Россия

420008 ул. Пушкина 1/55, Казань, Россия

Information about the Author

Han Yong

Senior Lecturer

Department of Altaic Studies and Sinology

Kazan Federal University

420008, Kazan, Pushkina str.,1/55, Russia

Информация о статье

Поступила в редакцию: 25.03.2022 Одобрена после рецензирования: 20.04.2022

Принята к публикации: 30.04.2022

Information about the article

The article was submitted: 25.03.2022 Approved after reviewing: 20.04.2022 Accepted for publication: 30.04.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.