Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ КАФЕДРЫ МУЗЕОЛОГИИ РГГУ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ПЕРСПЕКТИВЫ'

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ КАФЕДРЫ МУЗЕОЛОГИИ РГГУ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЕЙНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / МУЗЕОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стефко М.С.

В статье рассматриваются основные этапы и содержание образовательных программ кафедры музеологии РГГУ. Сочетание теоретической, исторической и практической составляющей является основой подготовки будущих специалистов в области изучения и сохранения культурного наследия. Такой подход восходит к классическим программам подготовки музейных специалистов, но также позволяет рассматривать актуальные проблемы на уровне современного научного знания и практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL HERITAGE IN EDUCATIONAL PROGRAMS OF THE DEPARTMENT OF MUSEOLOGY OF THE RUSSIAN STATE HUMANITARIAN UNIVERSITY: THEORY, PRACTICE, PROSPECTS

The article discusses the main stages and content of educational programs of the Department of Museology of the RSUH. The combination of theoretical, historical and practical components is the basis for training future specialists in the field of studying and preserving of cultural heritage. This approach goes back to the classical training programs for museum specialists, but also allows us to consider current problems at the level of modern scientific knowledge and practices.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ КАФЕДРЫ МУЗЕОЛОГИИ РГГУ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ПЕРСПЕКТИВЫ»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА

THEORY AND HISTORY OF CULTURE, ART

Научная статья Культурология

УДК 008.001:372.893

https://doi.org/lO.52883/26i9-02i4-2022-5-2-i25-i34

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ КАФЕДРЫ МУЗЕОЛОГИИ РГГУ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ПЕРСПЕКТИВЫ

Мария Станиславовна Стефко

Российский государственный гуманитарный университет г. Москва, Российская Федерация, mstefko@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются основные этапы и содержание образовательных программ кафедры музеологии РГГУ. Сочетание теоретической, исторической и практической составляющей является основой подготовки будущих специалистов в области изучения и сохранения культурного наследия. Такой подход восходит к классическим программам подготовки музейных специалистов, но также позволяет рассматривать актуальные проблемы на уровне современного научного знания и практики.

Ключевые слова: культурное наследие, высшее образование, музейные специалисты, музеология, образовательные программы

Для цитирования: Стефко М.С. Культурное наследие в образовательных программах кафедры музеологии РГГУ: теория, практика, перспективы. Наследие и современность = Heritage and Modern Times. 2022;5(2):125-134. https://doi.org/lO.52883/26i9-02i4-2022-5-2-i25-i34

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

© Stefko M.S. 2022 © Heritage and Modern Times, 2022

ISSN 2619-0214 (Print)

125

Original article Culturology

https://doi.org/10.52883/2619-0214-2022-5-2-125-134

CULTURAL HERITAGE IN EDUCATIONAL PROGRAMS OF THE DEPARTMENT OF MUSEOLOGY OF THE RUSSIAN STATE HUMANITARIAN UNIVERSITY: THEORY, PRACTICE, PROSPECTS

Maria S. Stefko

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia

Abstract. The article discusses the main stages and content of educational programs of the Department of Museology of the RSUH. The combination of theoretical, historical and practical components is the basis for training future specialists in the field of studying and preserving of cultural heritage. This approach goes back to the classical training programs for museum specialists, but also allows us to consider current problems at the level of modern scientific knowledge and practices.

Keywords: cultural heritage, higher education, museum specialists, museology, educational

programs

For citation: Stefko M.S. Cultural heritage in educational programs of the department of museology of the Russian state humanitarian university: theory, practice, prospects. Heritage and Modern Times. 2022;5(2):125-134. https:// doi.org/10.52883/2619-0214-2022-5-2-125-134.

Культурное наследие нашей страны является объектом изучения и практической деятельности специалистов самых разных областей знания: историков, филологов, искусствоведов, реставраторов и многих других. Задача их подготовки возложена на высшие учебные заведения. Пожалуй, самым молодым среди направлений подготовки, работающих с культурным наследием, в системе высшей школы в нашей стране является музеология. Хотя первые программы подготовки музейных специалистов появляются в Европе и США на рубеже XIX-XX веков, а в России таковым можно считать курс «Введение в музееведение», прочитанный С.К. Кузнецовым в 1900-е гг. в Московском археологическом институте, чёткую форму и структуру программы подготовки будущих музейных работников приобрели в нашей стране в конце 1980-х гг. именно в рамках высших учебных заведений. Как отмечает О.Е. Черкаева в своей статье о подготовке музейных кадров: «Перечень изучаемых в этих вузах дисциплин1 охватывал круг проблем, затро-

1 Речь о Московском государственном историко-архивном институте и Ленинградском государственном институте культуры, где в 1988 году одновременно были открыты профильные кафедры.

© Стефко М.С., 2022 © Наследие и современность, 2022

нутых в статье Т. Грэссе2, но решались они, естественно на уровне современного развития науки о музеях. В основу музееведческого образования была положена фундаментальная база гуманитарных наук и комплекс специальных музейных дисциплин» [1, с. 68].

Вот уже более тридцати лет в Российском государственном гуманитарном университете ведётся подготовка кадров для музейной отрасли, а работающая в настоящее время кафедра музеологии продолжает традиции, положенные в основу образовательных программ кафедры музейного дела Московского государственного историко-архивного института. За это время сменилось несколько государственных образовательных стандартов - базовых документов, на основе которых разрабатываются учебные планы: первый из них по специальности «Музеология» был введён во второй половине 1990-х гг. и действовал до 2000 года, когда был утверждён образовательный стандарт второго поколения. К их разработке имел самое непосредственное отношение Учебно-методический совет по музеологии, открытый в РГГУ, где «... была разработана и впервые реализована концепция музеологического образования, ориентированного на музей как полифункциональный канал культурной коммуникации» [2, с. 5]. Опубликованный стандарт определял структуру и состав образовательной программы, примерное содержание дисциплин и был доступен для всех вузов, обучающих специалистов-музеологов, что имело большое значение как для уже работающих, так и для вновь открывающихся профильных кафедр.

В цикле общепрофессиональных дисциплин стандарта, то есть обязательных для всех вузов, достойное место было отведено курсам, по-свящённым культурному наследию: курс доктора исторических наук Л.В. Коньковой (Институт археологии РАН) «Археология», посвящённый вещественным памятникам древности [2, с. 45-60]; курс доктора исторических наук Л.В. Беловинского (Московский государственный институт культуры) «История материальной культуры», посвящённый изучению основных закономерностей эволюции материальной культуры [2, с. 235252]; курс кандидата исторических наук М.А. Поляковой (РГГУ) «Охрана культурного и природного наследия», системно представивший основные этапы формирования научных представлений о культурном и природном наследии [2, с. 253-268]; курс доктора исторических наук Э.Г. Истоминой «Историческое краеведение», предлагающий студентам комплексное представление об особенностях и теоретико-методологической базе исследования местной (локальной) истории и

2 Статья «Музеология как специальная научная дисциплина», опубликованная в 1883 году в «Журнале музеологии и антиквароведения, а также родственных наук».

© Stefko M.S. 2022 © Heritage and Modern Times, 2022

ISSN 26i9-02i4 (Print) i27

раскрывающий значимость исторического краеведения в сфере выявления и сохранения культурного и природного наследия [2, с. 339-354].

Стоит отметить, что в следующем образовательном стандарте, принятом в 2009 году, тема культурного наследия закрепилась в названии направления подготовки - «Музеология и охрана культурного и природного наследия» - и до сих пор является неотъемлемой частью следующих поколений образовательных стандартов и программ обучения. Такой подход требовал не только научной разработки проблем, но и подготовки учебных изданий.

Ведущим специалистом кафедры в области истории изучения и сохранения культурного наследия России многие годы является профессор Марта Александровна Полякова - автор научных и учебных публикаций. Её учебные пособия и учебники [3-5] выходят далеко за рамки жанра учебных изданий, предлагая читателям системное изложение проблем изучения и охраны культурного наследия в нашей стране. Вместе с тем, в круг её научных интересов входит изучение усадебной и шире - дворянской культуры России XVIII - начала XX вв., а курс «Усадебное наследие России» является востребованным у студентов, многие из которых впоследствии выбирают научные и проектные темы именно в данной области. На сочетании теории, истории и практики выстроено большинство базовых курсов, посвящённых культурному наследию. «Первый раздел посвящён теоретико-методологическим основам, включающим в себя важнейшие категории и понятия <...>, критерии оценки объектов культурного наследия, их классификация <...>. Во втором разделе, который условно можно назвать «историческим», рассмотрены процессы формирования и деятельности системы сохранения культурного наследия в исторически конкретные периоды и широком фактологическом поле <...> [6, с. 77]. В третьем разделе учебного курса ставятся и рассматриваются современные проблемы изучения и сохранения культурного наследия. Понять, проанализировать и оценить многие тенденции этой сферы можно только при знании предшествующего опыта» [6, с. 79].

Проблемы изучения и сохранения и музеефикации культурного наследия рассматриваются в рамках курсов по атрибуции (доктор исторических наук С.И. Баранова), истории археологических открытий и му-зеефикации археологических памятников (кандидат исторических наук А.Н. Медведь), бытованию предметов в социокультурной среде (кандидат исторических наук Б.Л. Шапиро), подводному культурному наследию (кандидат географических наук С.М. Фазлуллин). Таким образом в рамках целого ряда курсов студенты знакомятся с целым комплексом теоретических (таких, как само понятие «культурное наследие», подходы к его

© Стефко М.С., 2022 © Наследие и современность, 2022

128 ISSN 2619-0214 (Print)

изучению) и практических (законодательство и практика музеефикации наследия) проблем на примере широкого спектра материального наследия. Хотелось бы отметить, что работа со студентами в аудитории идёт параллельно с научной: публикуются источники [7-9] и научные исследования по усадебной тематике [10-11], проблемам сохранения и актуализации археологического наследия России, истории материальной культуры, рассматриваемой в самых разных аспектах [12-15].

Нельзя недооценивать значение практик. Археологическая, му-зейно-ознакомительная и фондовая практики формируют у студентов целый комплекс практических навыков работы с предметами в полевых условиях, в фондах музеев, знакомят с научной составляющей музейной работы и современной практикой актуализации культурного наследия в музеях России (рис. 1).

Рисунок 1 - Студенты-музеологи во время археологической практики на территории Московского Кремля. 2019 г.

Также важной составляющей практической подготовки является возможность представить свои проекты на профессиональных конкурсах. Так, студенты кафедры музеологии являются постоянными участниками конкурса проектов «Увлекательная музеология», ежегодно проходящего в рамках Крымской музеологической школы "Museum studio"» (рис. 2).

© Stefko M.S. 2022 © Heritage and Modern Times, 2022

С^^ «MUSEUM STUDIO»

ШЕСТАЯ СЕССИЯ • 24-30 МАЯ 2021 г.

Рисунок 2 - Участники Крымской музеологической школы "Museum studio". Коктебель. 2021. В первом ряду слева - Евгения Ключенкова, победитель конкурса в номинации «Выставочные проекты»

Также стоит отметить, что студенты-музеологи часто самостоятельно предлагают темы курсовых и выпускных квалификационных работ, ориентируясь на собственные профессиональные интересы. Таким образом музейные или социокультурные проекты, которые они разрабатывают, получают научную основу; кроме того, постепенно расширяется спектр изучаемого культурного наследия, что отвечает современной тенденции широкого понимания границ и сущности наследия как такового. Приведём лишь несколько примеров: «Усадьба Петровское-Княжищево: история и актуализация» (Дятлова Анна, науч. рук. - Полякова М.А.); «Экспонирование колоколов и колокольчиков в российской и зарубежной практиках» (Садовников Василий, науч. рук. - Черненко В.В.); «Актуализация народного промысла средствами музейной педагогики» (Ка-занова Марина, науч. рук. - Заклинская Е.Н.); «Современный европейский опыт актуализации индустриального наследия» (Денисова Мария, науч. рук. - Полякова М.А.); «Проект «Крепость Керчь как объект инженерно-фортификационного искусства» (Лобанов Дмитрий, науч. рук. -

© Стефко М.С., 2022 © Наследие и современность, 2022

Конькова Л.В.); «Русская деревня в памяти современного общества: проект выставки «Деревня «Зыкова гора» Вилегодского района Архангельской области» (Ильина Ульяна, науч. рук. - Черненко В.В.).

С 2019 года на кафедре музеологии возобновлена практика научных студенческих семинаров. Они не привязаны к учебному плану конкретного курса, походят на регулярной основе (по четвергам, четыре тематических семинара в месяц). Один из них - «Культурное наследие: теория и практики», науч. рук. М.А. Полякова - полностью посвящён данной тематике. В рамках семинара студенты имеют возможность знакомиться со всем многообразием культурного наследия России и мира, теорией и практикой его актуализации, обсуждают доклады друг друга, дискутируют с приглашёнными специалистами. Таким образом студенты получают самые широкие возможности для расширения своего профессионального кругозора, обмена опытом исследовательской и практической деятельности.

Ещё одним шагом в развитии проблематики наследия в подготовке будущих музейных специалистов стало открытие в 2022 году новой образовательной программы бакалавриата - «Наследие и культурная медиация». Программа базируется на широком понимании наследия как объекта изучения, возможностей и способов его музеефикации, а также понимании высокого образовательного и социокультурного потенциала наследия в современном обществе. В программу включены такие дисциплины, как «Археологическое наследия России», «Археологическое наследие зарубежных стран», «Культурные ландшафты и территории», «Объекты природного наследия», «Объекты подводного культурного наследия», «Народные художественные промыслы России», «Ремёсла и народные промыслы: изучение и актуализация», «Усадебное наследие России», «Исторические города России», «Изучение музейной аудитории», «PR и маркетинг культурного наследия», «Культурное наследие в медиасреде». Очевидно, что реализация такой программы невозможна без тесного сотрудничества университетских исследователей со специалистами, работающими в музеях и сфере изучения и сохранения культурного наследия нашей страны, что является и останется базовым подходом в подготовке будущих музейщиков в РГГУ.

Литература

1. Черкаева О.Е. Подготовка музейных кадров: история вопроса и современные реалии // Мировые тренды и музейная практика в России: Сборник статей Международной научной конференции, 30-31 октября 2018 г. / Отв. ред. А.А. Сундиева. М.: РГГУ, 2019. 462 с.

© Stefko M.S. 2022 © Heritage and Modern Times, 2022

ISSN 2619-0214 (Print) 131

2. Музеология. Специальность 021000: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и примерные программы дисциплин федерального компонента (циклы общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специальности) / Отв. ред. В.В. Минаев. М.: РГГУ, 2002. 432 с.

3. Полякова МА. Охрана культурного наследия России: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 021000 Музеология, 052800 Музейное дело и охрана памятников. М.: Дрофа, 2005. 270 с.

4. Полякова МА. Культурное наследие России: история охраны и современное состояние: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 072300 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия. М.: РГГУ, 2015. 387 с.

5. Полякова МА. Культурное наследие России: сохранение и актуализация: учебник. М.: РГГУ, 2018. 395 с.

6. Полякова М.А. Культурное наследие в гуманитарном образовании: из опыта преподавания в РГГУ // Мировые тренды и музейная практика в России: Сборник статей Международной научной конференции, 30-31 октября 2018 г. / Отв. ред. А.А. Сундиева. М.: РГГУ, 2019. 462 с.

7. Грот Наталья Петровна (1824-1899). Из семейной хроники: воспоминания для детей и внуков / предисл., коммент. М.А. Поляковой. Гос. публичная ист. б-ка России. Москва: [б. и.], 2021. 221.

8. Черткова Анна Константиновна (1859-1927). Из моего детства: воспоминания А.К. Чертковой / вступ. статья И. Горбунова-Посадова; предисл., коммент. М.А. Поляковой. Гос. публичная ист. б-ка России. Москва [б. и.], 2021. 238 с.

9. Муханова Мария Сергеевна (1802-1882). Из записок Марьи Сергеевны Муха-новой, фрейлины Высочайшего Двора; воспоминания графини Антонины Дмитриевны Блудовой / Гос. публичная б-ка России; [предисл., коммент., имен. указ. М.А. Поляковой]. М: ГПИБ, 2018. 219.

10. Полякова МА. Усадьба Поречье Уваровых в культуре России / М.А. Полякова; Некоммерческое партнерство «Русская усадьба». М: И. А. Флиманкова, 2013. 170 с.

11. Полякова МА. Русская провинциальная усадьба, XVII - начало XX века / М. А. Полякова, Е. Н. Савинова. М.: ЛомоносовЪ, 2011. 261 с.

12. Конькова Л.В. Археологическое наследие России. Проблемы сохранения и актуализации // Мировые тренды и музейная практика в России: Сборник статей Международной научной конференции, 30-31 октября 2018 г. / Отв. ред. А.А. Сундиева. М.: РГГУ, 2019. С. 158-164.

13. Керамическая установка: по материалам архива и коллекций А. В. Филиппова / [Светлана Баранова и др.; рук. проекта и науч. ред. Светлана Баранова]. М.: ЭКСМО, 2017. 471 с.

14. Шапиро БЛ. Платье для мертвой царевны: погребение Натальи Романовой в Вознесенском некрополе Московского Кремля / Б. Л. Шапиро, О. В. Орфинская. Рос. гос. гуманитарный ун-т. М.: РГГУ, 2021. 345 с.

15. Шапиро БЛ. История кружева как культурный текст. М.: Новое лит. обозрение, 2018. 270 с.

© Стефко М.С., 2022 © Наследие и современность, 2022

References

1. Cherkaeva O.E. Podgotovka muzejnyvx kadrov: istoriya voprosa i sovremen-nyve realii // Mirovyve trendyv i muzejnaya praktika v Rossii: Sbornik statej Mezhdu-narodnoj nauchnoj konferencii, 30-31 oktyabrya 2018 g. / Otv. red. A.A. Sundieva. M.: RGGU, 2019. 462 s.

2. Muzeologiya. SpeciaTnostv 021000: Gosudarstvennyvj obrazovateTnyvj standart vyvsshego professionaTnogo obrazovaniya i primernyve programmyv disciplin federaTnogo komponenta (ciklyv obshheprofessionaTnyvx disciplin i disciplin spe-ciaTnosti) / Otv. red. V.V. Minaev. M.: RGGU, 2002. 432 s.

3. Polyakova MA. Oxrana kuTturnogo naslediya Rossii: ucheb. posobie dlya studentov vuzov, obuchayushhixsya po speciaTnostyam 021000 Muzeologiya, 052800 Muzejnoe delo i oxrana pamyatnikov. M.: Drofa, 2005. 270 s.

4. Polyakova MA. KuTturnoe nasledie Rossii: istoriya oxranyv i sovremennoe sostoyanie: uchebnoe posobie dlya studentov vyvsshix uchebnyvx zavedenij, obuchayushhixsya po napravleniyu 072300 Muzeologiya i oxrana obvvektov kuTturnogo i prirodnogo naslediya. M.: RGGU, 2015. 387 s.

5. Polyakova MA. KuTturnoe nasledie Rossii: soxranenie i aktualizaciya: uchebnik. M.: RGGU, 2018. 395 s.

6. Polyakova MA. KuTturnoe nasledie v gumanitarnom obrazovanii: iz opyvta prepodavaniya v RGGU // Mirovyve trendyv i muzejnaya praktika v Rossii: Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, 30-31 oktyabrya 2018 g. / Otv. red. A.A. Sundieva. M.: RGGU, 2019. 462 s.

7. Grot NataTya Petrovna (1824-1899). Iz semejnoj xroniki: vospominaniya dlya detej i vnukov / predisl., komment. M.A. Polyakovoj. Gos. publichnaya ist. b-ka Rossii. Moskva: [b. i.], 2021. 221.

8. Chertkova Anna Konstantinovna (1859-1927). Iz moego detstva: vospominaniya A.K. Chertkovoj / vstup. statvya I. Gorbunova-Posadova; predisl., komment. M.A. Polyakovoj. Gos. publichnaya ist. b-ka Rossii. Moskva [b. i.], 2021. 238 s.

9. Muxanova Mariya Sergeevna (1802-1882). Iz zapisok Marvi Sergeevnyv Muxanovoj, frejlinyv Vyvsochajshego Dvora; vospominaniya grafini Antoninyv Dmitrievnyv Bludovoj / Gos. publichnaya b-ka Rossii; [predisl., komment., imen. ukaz. M.A. Polyakovoj]. M: GPIB, 2018. 219.

10. Polyakova MA. Usadvba Porechve Uvarovyvx v kuTture Rossii / MA. Polyakova; Nekommercheskoe partnerstvo «Russkaya usadvba». M: I. A. Flimankova, 2013. 170 s.

11. Polyakova MA. Russkaya provinciaTnaya usadvba, XVII - nachalo XX veka / M. A. Polyakova, E. N. Savinova. M.: Lomonosovv \ 2011. 261 s.

12. Kon^kova L.V. Arxeologicheskoe nasledie Rossii. Problemyv soxraneniya i aktualizacii // Mirovyve trendyv i muzejnaya praktika v Rossii: Sbornik statej Mezhdu-narodnoj nauchnoj konferencii, 30-31 oktyabrya 2018 g. / Otv. red. A.A. Sundieva. M.: RGGU, 2019. S. 158-164.

13. Keramicheskaya ustanovka: po materialam arxiva i kollekcij A. V. Filippova / [Svetlana Baranova i dr.; ruk. proekta i nauch. red. Svetlana Baranova]. M.: EvKSMO, 2017. 471 s.

14. Shapiro B.L. Platte dlya mertvoj czarevnyv: pogrebenie NataTi Romanovoj v Voznesenskom nekropole Moskovskogo Kremlya / B. L. Shapiro, O. V. Orfinskaya. Ros. gos. gumanitarnyvj un-t. M.: RGGU, 2021. 345 s.

15. Shapiro B.L. Istoriya kruzheva kak kuTturnyvj tekst. M.: Novoe lit. obozre-nie, 2018. 270 s.

© Stefko M.S. 2022 © Heritage and Modern Times, 2022

Сведения об авторе

Стефко Мария Станиславовна, канд. ист. наук, доцент кафедры музеологии факультета истории искусства Российского государственного гуманитарного университета, Москва, Российская Федерация. Email: mstefko@yandex.ru

Раскрытие информации о конфликте интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Информация о статье

Поступила в редакцию: 26 мая 2022. Одобрена после рецензирования: 02 июня 2022. Принята к публикации: 15 июня 2022. Опубликована: 01 ноября 2022. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Author of the publication

Maria S. Stefko, PhD in History, associate professor of the Department of Museology, Faculty of Art History, Russian State University of the Humanities, Moscow, Russian Federation. Email: mstefko@yandex.ru

Conflicts of Interest Disclosure

The author declares that there is no conflict of interest.

Article info

Submitted: May 26, 2022.

Approved after peer reviewing: June 2, 2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Accepted for publication: June 15, 2022.

Published: November 01, 2022.

The author has read and approved the final

manuscript.

© Стефко М.С., 2022 © Наследие и современность, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.