Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В ИЗДЕЛИЯХ СОВРЕМЕННЫХ КОРЕЙСКИХ ДИЗАЙНЕРОВ'

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В ИЗДЕЛИЯХ СОВРЕМЕННЫХ КОРЕЙСКИХ ДИЗАЙНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
235
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дизайн / керамика / Корея / культура / история / ханбок / хангыль. / design / ceramics / Korea / culture / history / hanbok / hangul.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кириллова Елизавета Николаевна

В настоящем исследовании рассматриваются современные произведения искусств южнокорейских мастеров и продукты модной индустрии в сочетании с использованием культурно-исторического достояния. Выявляются закономерности прямо пропорционального роста экономических показателей относительно усиления культурной значимости Республики Корея благодаря ее распространению посредством массовой культуры, а также отдельным направлениям в искусстве, включая керамику, дизайн традиционной одежды и письменность. Изготовление изделий ручного труда с применением современных технологий и уникальных идей авторов в сочетании с сохранением исторически значимых культурных особенностей, позволяет иметь определенное влияние вне государства, а также приобщать население к изучению исторических источников. Использование культурного наследия не только в частных случаях, но и при массовом производстве, способствует привлечению внимания к культуре Кореи, а также содействует его заимствованию при изготовлении подобных изделий уже у иностранных предприятий. В настоящем исследовании используются интернет-ресурсы и обращение к книжным изданиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL HERITAGE IN ARTWORKS OF CONTEMPORARY KOREAN DESIGNERS

This study examines modern works of art by South Korean masters and products of the fashion industry in combination with the use of cultural and historical heritage. The regularities of the directly proportional growth of economic indicators regarding the strengthening of the cultural significance of the Republic of Korea due to its dissemination through mass culture, as well as certain areas in art, including ceramics, traditional clothing design and writing, are revealed. The manufacture of handmade products using modern technologies and unique ideas of the authors, combined with the preservation of historically significant cultural features, allows you to have a certain influence outside the state, as well as to involve the population in the study of historical sources. The use of cultural heritage not only in private cases, but also in mass production, helps to attract attention to the culture of Korea, and also contributes to its borrowing in the manufacture of such products already from foreign enterprises. In this study, Internet resources and access to book publications are used.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В ИЗДЕЛИЯХ СОВРЕМЕННЫХ КОРЕЙСКИХ ДИЗАЙНЕРОВ»

УДК 7.05

Е.Н. КИРИЛЛОВА

Казанский (Приволжский) Федеральный университет, г. Казань, Россия

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В ИЗДЕЛИЯХ СОВРЕМЕННЫХ КОРЕЙСКИХ ДИЗАЙНЕРОВ

Кириллова Елизавета Николаевна, студент,

Кафедра алтаистики и китаеведения,

Казанский (Приволжский) Федеральный университет

E-mail: elizavetakirillova01@mail.ru

Аннотация. В настоящем исследовании рассматриваются современные произведения искусств южнокорейских мастеров и продукты модной индустрии в сочетании с использованием культурно-исторического достояния. Выявляются закономерности прямо пропорционального роста экономических показателей относительно усиления культурной значимости Республики Корея благодаря ее распространению посредством массовой культуры, а также отдельным направлениям в искусстве, включая керамику, дизайн традиционной одежды и письменность. Изготовление изделий ручного труда с применением современных технологий и уникальных идей авторов в сочетании с сохранением исторически значимых культурных особенностей, позволяет иметь определенное влияние вне государства, а также приобщать население к изучению исторических источников. Использование культурного наследия не только в частных случаях, но и при массовом производстве, способствует привлечению внимания к культуре Кореи, а также содействует его заимствованию при изготовлении подобных изделий уже у иностранных предприятий. В настоящем исследовании используются интернет-ресурсы и обращение к книжным изданиям.

Ключевые слова и фразы: дизайн, керамика, Корея, культура, история, ханбок, хангыль.

Для цитирования: Кирилова Е. Н. Культурное наследие в изделиях современных корейских дизайнеров // Корееведение в России: направление и развитие. 2023. Т. 4. № 1. С. 66-71.

E.N. KIRILLOVA

Kazan (Volga region) Federal university, Kazan, Russia

CULTURAL HERITAGE IN ARTWORKS OF CONTEMPORARY KOREAN DESIGNERS

Kirillova Elizaveta Nikolaevna, student,

Department of Altaic and Sinology,

Kazan (Volga region) Federal university

E-mail: elizavetakirillova01@mail.ru

Annotation. This study examines modern works of art by South Korean masters and products of the fashion industry in combination with the use of cultural and historical heritage. The regularities of the directly proportional growth of economic indicators regarding the strengthening of the cultural significance of the Republic of Korea due to its dissemination through mass culture, as well as certain areas in art, including ceramics, traditional clothing design and writing, are revealed. The manufacture of handmade products using modern technologies and unique ideas of the authors, combined with the preservation of historically significant cultural features, allows you to have a certain influence outside the state, as well as to involve the population in the study of historical sources. The use of cultural heritage not only in private cases, but also in mass production, helps to attract attention to the culture of Korea, and also contributes to its borrowing in the manufacture of such products already from foreign enterprises. In this study, Internet resources and access to book publications are used.

Key words and phrases: design, ceramics, Korea, culture, history, hanbok, hangul.

For citation: Kirillova E.N. Cultural heritage in artworks of contemporary Korean designers // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2023. Vol. 4, № 1. P. 66-71.

Введение

В связи со всемирными глобальными процессами, многие традиционные культурные особенности развитых стран постепенно становятся частью истории и уходят из повседневной жизни населения. Повсеместное уравнение и упрощение культурной идентичности, стремление подвести организацию общества к единому абсолюту, постепенно стирает грань между народами и их особенностями. В число подобных государств, соответственно, вошла и Южная Корея.

Несмотря на широкое распространение по всему миру современных культурных тенденций Республики Корея, таких как популярные музыка и танцы, кинематограф, приносящие огромные доходы в бюджет страны, значимым аспектом является использование культурного достояния в работах мастеров и дизайнеров. Это не только показатель уважения к историческому прошлому государства, но и неоспоримое решение проблемы кризиса национальной идентичности, особенно ярко выражавшейся после японской колониальной экспансии 1910-1945 годов, а также непосредственного влияния США на многие сферы жизни корейского общества и текущих процессов глобализации во всем мире, постепенно приводя к одному знаменателю культурную индивидуальность, уникальность отдельных народов и образ современного универсального человека.

Актуальность выбранной темы обусловлена важностью прослеживания взаимосвязи между исторически значимыми аспектами в корейской культуре и произведениями искусства современных дизайнеров, модельеров и мастеров гончарного дела.

Целью исследования является необходимость показать, в какой степени унаследованное культурное достояние влияет на вид современного дизайна и какое влияние данная форма культурного воздействия оказывает на корейское общество и укрепление националистического сознания.

Результаты исследования

Одним из наиболее важных символов во всей истории корейского полуострова является керамическое искусство. Корея является страной с богатым опытом в области гончарного дела, поэтому существует значительное количество сохранившихся реликвий, указывающих на перенятые техники китайских мастеров и уникальные технологии, разработанные за долгие годы непосредственно жителями полуострова. Среди произведений корейского искусства в коллекциях многих музеев мира в настоящие дни керамика чрезвычайно популярна. Производившаяся в период Неолита (X-V вв. до н.э.) примитивная догребенчатая гладкая керамика, а затем появившаяся и в некотором роде сменившие ее рельефная и гребенчатая керамики, прошли тернистый и тяжелый эволюционный путь и достигли вершины эстетического развития в период Коре (918-1392 гг.).

Данная эпоха ознаменована особыми достижениями в развитии керамики, а именно производством инкрустированного селадона с нефритовой глазурью, содержащим надписи и часто выполненного в виде различных живых существ. Он славится своим обжигом при высоких температурах. Даже в Китае, родине селадона, гончарное искусство периода Коре имело высокую репутацию.

Предметы культуры и обихода, изготовленные из селадона в эпоху Коре, были совершенно разнообразными, например, производили посуду, предметы для проведения чайных церемоний, керамику, фарфор, даже канцелярские принадлежности, некоторые музыкальные инструменты, а также черепицу и некоторые материалы для строительства.

В эпоху Чосон (1392-1897 гг.) на смену аристократической роскоши и изяществу предыдущей династии пришли достаточно строгие и сдержанные по своему внешнему виду изделия пунчон (분청사기) и белый фарфор, гораздо более характерные для неоконфуцианской идеологии, продвигающей практичность без упора на изысканность. Большинство сохранившихся до наших дней работ, которые являются особо чтимой культурной памятью, как раз и принадлежат данному временному периоду

Многие современные мастера стараются не только сохранить культурное наследие своих предков в изготовлении керамических изделий, но и создавать собственные направления в данной сфере, придавая изделиям новые формы и значения. Часто, даже несмотря на использование западных технологий и способов изготовления ручных изделий, корейские гончары, используя идеологический след, культурные или религиозные мотивы, историческую основу, создают неоднородное, спаянное произведение искусства, связывающее современный облик и устоявшиеся традиции.

Так, художник Ин Хо Сон вдохновляется деревянными статуями «Кокду» (꼭두), используемыми в традиционных корейских похоронных церемониях. Изготавливаются фигуры чаще всего в виде человека или животного. «Кокду», дошедшие до наших дней, в основном производились во время японского колониального периода в XIX веке. Их особое значение состоит в объединении, слиянии стандартного времени и пространства в земном мире и пространства с недоступным сознанию временем и пространством, то есть высшим и недосягаемым. Подобные функции и предназначение, сопровождение души в иной мир или помощь рождающемуся ребенку прийти в этот, можно соотносить с миссией ангелов в христианских религиозных воззрениях. Статуи и фигуры в Корее имели различное значение, подразделялись на разнообразные виды, и таким образом также являющиеся своеобразными и представленными в значительном количестве «кокду» – это инструменты для перенесения усопших во время традиционных похорон. Строго говоря, данная деревянная статуя – это место, где душа умершего пребывает какое-то время перед уходом из нашего мира в иной. Фигуры были достаточно пугающими и отталкивающими как по своему внешнему виду, так и по значению, но, с другой стороны, священными, ведь каждая из них имеет свой определенный глубокий смысл. Данные фигурки являлись своего рода спутником души умершего и помогали ему облегчить страдания при переходе в новый. Автор же современных статуэток «кокду» создает керамические изделия подобного типа, однако не антропоморфные, а зооморфные, так как основной идеей его искусства является «сатира над жадностью людей» и идея того, что «другие существа могут быть более достойными этой традиции, чем человеческие создания». Но сам факт того, что данный культурный элемент не только не был утрачен, но и был преобразован в новое ответвление создания керамических изделий, показывает, насколько значимым является наследие шаманских практик, так как изготовление подобных «идолов» относится к нему, для всей истории, и насколько важным аспектом является привлечение внимания ко многим непопулярным в широких массах историческим фактам и особенностям. Это позволяет глубже погрузиться в историю не только местному населению, но и иностранцам.

Другим примером является Се Джин Бэ, который при создании своих керамических работ подразумевает промежуток времени, включающий в себя продолжительность, повторение, трансформацию и циркуляцию. Работа с глиной как с природным материалом объединяет «время природы и человеческого бытия». Его работы, создаваемые с помощью обжига, проносимым корейскими керамистами через всю историю, имеют оригинальное художественное выражение, а благодаря мастерству и уникальным мыслям ручное изготовление большого количество маленьких керамических элементов формирует целые скульптуры, достойные соревноваться на международных конкурсах и выставках.

Син Сан Хо в своем творчестве также использует кусочки керамики, моделируя таким образом лоскутную ткань (조각보), также важный элемент корейской культуры, возникший, по найденным материалам, еще в XI в. В основном такая ткань использовалась среди простолюдинов, а не при королевском дворе. Во времена династии Чосон, когда наблюдался дефицит ткани, женщины собирали остатки ткани от изготовления одежды или постельного белья, сшивая все лоскуты вместе, получали достаточно пеструю ткань, которую использовали как скатерть или оборачивали ей предметы. Большинство изделий были изготовлены из недолговечных натуральных материалов, таких как шелк или рами, а сохранившаяся до наших дней ткань в основном была произведена во времена поздней династии Чосон. Признанная оригинальным и уникальным корейским дизайнерским материалом, она по-разному применяется в современной одежде, мебели, ремеслах и архитектуре.

Чон Кван Хо, известный мастер гончарного дела, продвигающий выдающиеся идеи и совершенно новые течения, создает произведения искусства, имеющие форму стандартных керамических работ различных конфигураций как обычных бытовых изделий, так и необычных абстрактных объектов, но основными материалами служат металлические проволоки. Использование современных техник и материалов, создание новых, нарисованных в пространстве фигур показывает рост опыта современных керамистов, которые трансформируют накопленный опыт, соединяя его со своим необычным видением и персональными достижениями в сфере искусства.

Другой мастер Ли Су Ген создает произведения из разбитых неудавшихся работ, соединяя черепки сусальным золотом, вдохновившись традицией мастеров разбивать свои изделия при неудаче. Такая практика уничтожения неудачных работ и их утилизация являлась стандартной процедурой для мастеров гончарного дела не только в Корее, но такие формальности видны в практике керамистов по всему миру. Такое оригинальное решение повторного использования испорченных работ показывает мышление осознанного современного человека, а также делает акцент на почтительном отношении даже к неудачным продуктам гончарного дела, их значимости и возможности сделать прекрасное из, казалось бы, испорченных осколков.

То есть, подводя итоги всему вышесказанному, мы можем проследить, что среди современных мастеров-керамистов наблюдается тенденция использования исторически важных культурных символов в своих работах. Однако они не только воспроизводят уже имеющиеся методики изготовления или внешние персональные характеристики, они объединят в своих работах достояние предков и их опыт с новыми способами производства и собственными оригинальными концепциями, что, несомненно, сказывается на привлечении внимания иностранных мастеров к керамическому искусству и истории Кореи.

Стоит отметить важнейший традиционный культурный элемент, который делает Корею узнаваемый, «ханбок». Если попытаться вернуться к истории того, как изготавливали ханбок в самом начале существования корейской государственности и задолго до ее формирования, то форма одежды остается неизвестной, однако предполагается, что костюм шился из тканей, сделанных из шкур животных или выращенной конопли, что характерно для периода Неолита. Имитировалась форма одежды евразийских кочевников, которая была разделена на верхнюю и нижнюю части, напоминающее скифское одеяние, и, по-видимому, известный в наши дни крой костюма создавался по мере эволюционного развития общества и того, как постепенно укоренялись этнические особенности конного народа, проживающего на севере. В период Троецарствия, существования трех государств Когуре, Пэкче и Силла, можно было увидеть различные виды традиционной одежды, поскольку государственная система предполагала заметную социальную стратификацию и несоразмерные уровни дохода групп населения, что способствовало усложнению или же наоборот, упрощению национального костюма. В этот период аристократическая одежда и одежда простолюдинов были разделены на основе классовой системы, особо ярко подчеркивающая различия между жителями, а одеяния знати, включая королевскую семью, превратилась в форму демонстрации власти и богатства. Одежда, таким образом, менялась с учетом аспектов древней нации и институциональных механизмов.

В настоящие дни ханбок надевается лишь в особых случаях, на традиционные праздники и свадьбы, похороны и он, казалось бы, должен был уйти в анналы истории, как и произошло в конечном итоге во многих культурах. Однако для сохранения такого важного национального символа, а также в связи с повышенным интересом к традиционной одежде со стороны иностранцев, в последние десятилетия дизайнеры адаптируют одежду под современные реалии, в некотором роде улучшая унаследованные традиционные элементы, имитирую старые образы, добавляя при этом нестандартный стиль.

Таким образом южнокорейский дизайнер Хван Ли Сыль («LeesLee») создает предметы гардероба, которые совмещают в себе как актуальные элементы, материал и длину, так и крой традиционной корейской одежды. Стоит отметить влияние модельера в Корее, так как участники группы «BTS», всемирно известной мужской группы, экономический вклад которой ежегодно составляет около 5 млрд. долларов, выступали в ее специально подобранных образах в 2018 году на премии MMA («멜론 뮤직 어워드»); в настоящее время носят в повседневной жизни корейские популярные актеры и певцы.

Подобную одежду создает и Данха («단하»), а выпуск такой линии для всемирно известной группы «BlackPink», несомненно, положительным образом сказался на увеличении заинтересованности данным символом корейской культуры в большей степени среди корейской молодежи, и даже среди иностранных поклонников.

Дизайнер Ким Ен Джин, более известная под именем Цай Ким, также частично видоизменяет типичную форму и крой ханбока, прибегаю к пошиву их иностранной ткани и кружева. Так, Цай Ким оставила большой вклад в производстве одежды для исторического кинематографа (ханбок Ким Тэ Ри в телесериале «Мистер Солнечный Свет»). Она провела собственное исследование, изучая историографию и имеющиеся письменные источники, в выборе тканей и цветов, которые соответствовали социальному статусу женщин в тот период существования государства. Упрощение пошива ввиду удешевления производства, а именно отказ от золотых изделий и ручной вышивки, однако, не помешали дизайнеру сохранить традиционной крой высшего корейского общества.

Такая качественная рекламная компания, погружение в древнюю литературу и собственные разработки привели к увеличению экономических показателей в данной сфере в следствие заинтересованности современным ханбоком как внутри страны, так и за ее пределами.

Одним из наиболее важных культурных элементов в корейской истории является «хангыль». Хангыль был создан при великом короле Седжоне во времена династии Чосон (1393-1897). В 1446 году для ликвидации проблемы безграмотности среди простого населения был провозглашен первый корейский алфавит под первоначальным названием «Хунминчоным» (훈민정음), что означало «правильные звуки для наставления народа». Важным намерением было установление культурной самобытности Кореи с помощью ее уникального письма.

В настоящие дни хангыль является не просто достоянием корейской нации, но и неотъемлемой частью модной среды и дизайнерских решений. Ли Сан Бон (이상봉) – теперь всемирно известный южнокорейский модельер, был первым, кто использовал корейскую письменность при создании нарядов на показ, который проводился в столице Франции в 2006, посвященном годовщине установления дипломатических отношений между этими двумя странами. Это позитивным образом сказалось на привлечении внимания к корейской каллиграфии не только внутри государства, но и на международном рынке.

Также важным популяризатором корейской письменности является «Проект эксперимента с хангылем», который продвигает Национальный музей Хангыля с 2016 года, представляет собой работу с различными способами интеграции письменности в сферу повседневного дизайна, открывая новые темы и объекты на основе фундаментальных исследований принципов и формообразующей способности. Дизайнеры пытались найти новую форму хангыля с помощью различных интерпретаций в процессе перехода от плоского к трехмерному. Экспериментальные работы, представленные художниками, привлекающими внимание современного дизайна и арт-сцены, являются результатом их усилий по выражению новых дизайнов путем переосмысления порядка, правил и геометрических форм. Типичным примером дизайнерского сотрудничества является «Хангыль Мару» (한글 마루 프로젝트), совместная работа дизайнеров Ю Хен Ми и Пак Чуль Хвэ. Возможности хангыля как материала для практического дизайна показаны путем разработки надписей с использованием структуры корейского алфавита.

Кроме того, иностранные бренды одежды один за другим выпускают дизайны с использованием хангыля. Проанализировано, что иностранцы интересуются элементами дизайна хангыля, и интерес к хангылю также увеличился из-за популярности южнокорейских популярных групп. По сообщению индустрии моды, шведский бренд детской одежды «Мини Родини» («Mini Rodini») запустил продукт с алфавитом в качестве коллекции - для весенне-летнего сезона, торговая марка написана на корейском языке с изображением тигра. В 2019 году итальянский бренд элитной мужской одежды «Эрменеджильдо Дзенья» («Ermenegildo Zegna») представил осенние и зимние товары с названием бренда, написанным также на корейском языке.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что все представители индустрии моды и дизайна, использующие в своих работах наследие традиционной корейской культуры, не только совершенствуют уже имеющиеся произведения искусства и создают новые, но и привлекают к своим изделиям как зарубежных специалистов, так и массы потребителей, что положительным образом сказывается на экономике государства, на укреплении ее влияния на международной арене.

Список литературы

1. Рожденная в пламени. Корейская керамика из Национального музея Кореи: каталог выставки/ Государственный Эрмитаж. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа. – 2016. – 232 с.: ил. @@ Born in a flame. Korean ceramics from the National Museum of Korea: Exhibition catalog/ State Hermitage Museum. St. Petersburg: Publishing House of the State. Hermitage Museum. – 2016. – 232 s.

2. Тихонов, В. М., Кан Мангиль. История Кореи: В 2 т. Т. 1: С древнейших времен до 1904 г. / Ред., сост. хрон. табл., сост. указателя Т. М. Симбирцева. (Orientalia et Classica: Труды Института восточных культур и античности: вып. 41.) М.: Наталис, 2011. – 533 с. @@ Tikhonov, V. M., Kang, Mangil. History of Korea: In 2 vols. Vol. 1: From ancient times to 1904 / Ed., comp. cron. table, comp. the index of T. M. Simbirtsev. (Orientalia et Classica: Proceedings of the Institute of Oriental Cultures and Antiquity: issue 41.) Moscow: Natalis, 2011. – 533 s.

3. Bae, S. Activity. – URL: https://www.pikd.net/bae-sejin (дата обращения: 01.10.2022) @@ Bae, S. Activity. – URL: https://www.pikd.net/bae-sejin (date of access: 01.10.2022).

4. Danha. – URL: https://danhaseoul.com (дата обращения: 04.10.2022). @@ Danha. – URL: https://danhaseoul.com (date of access: 04.10.2022).

5. The Finalists of the LOEWE Craft Prize 2017 – URL: https://craftprize.loewe.com/en/craftprize2017 (дата обращения: 08.10.2022). @@ The Finalists of the LOEWE Craft Prize 2017 – URL: https://craftprize.loewe.com/en/craftprize2017 (date of access: 08.10.2022)

6. Lee, S. – URL: http://liesangbong.com (дата обращения: 01.10.2022). @@ Lee, S. – URL http://liesangbong.com (date of access: 01.10.2022)

7. Tchai Kim – URL: http://en.tchaikim.co.kr (дата обращения: 01.10.2022) @@ Tchai Kim – URL: http://en.tchaikim.co.kr (date of access: 01.10.2022)

8. Experiments in Hangul Design. – URL: https://www.hangeul.go.kr/lang/en/ (дата обращения: 31.01.2022). @@ Experiments in Hangul Design. – URL: https://www.hangeul.go.kr/lang/en / (date of access: 31.01.2022)

9. LEESLEE. – URL: https://leesle.kr/ (дата обращения 10.10.2022). @@ LEESLEE – URL: https://leesle.kr/ (date of access: 10.10.2022)

10. Оставшиеся сведения [о] трех государствах (Самгук юса) / Ирен; пер.с ханмуна, вступ. ст., коммент, и указ. Ю. В. Болтач; Институт восточных рукописей R Н. – СПб.: ИД «Гиперион» – 2018. – 894 с. @@ Remaining information [about] the three states (Samguk yusa) / Irene; trans. from hanmun, intro. art., comment, and decree. Yu. V. Boltach; Institute of Oriental Manuscripts R N. – St. Petersburg.: Publishing house "Hyperion" – 2018. – 894 s.

11. Хан, В. С. История Кореи – Ташкент: «Baktria press» – 2013. – 128 с. @@ Khan, V.S. History of Korea – Tashkent: "Baktria press" – 2013. – 128 s.

12. Глухарева, О. Н. Искусство Кореи с древнейших времен до конца XIX века// М.: «Искусство». – 1982. – 256 с. @@ Glukhareva, O.N. The art of Korea from ancient times to the end of the XIX century// Moscow: "Art" – 1982. – 256 s.

Дата поступления / Received

Дата принятия в печать / Accepted

©Кириллова Е.Н., 2023

©Kirillova E.N., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.