Научная статья на тему 'Культурное наследие России как ресурс ее возрождения и развития'

Культурное наследие России как ресурс ее возрождения и развития Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1597
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ / CULTURAL HERITAGE OF RUSSIA / ИСТОРИЯ РОССИИ / HISTORY OF RUSSIA / РУССКИЙ НАРОД / RUSSIAN PEOPLE / МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ РОССИЯ / MULTINATIONAL RUSSIA / ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ / RENAISSANCE OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Косорукова М.И.

В настоящей статье анализируются основные духовно-нравственные доминанты культурного наследия России, сформированные в процессе многовекового творчества народа под влиянием конкретных исторических факторов. Подчеркивается, что значимость духовного наследия как основы жизнеспособности нашего народа и государства особенно возрастает в новую эпоху, когда формируется концепция многополярного мира. Для того чтобы претендовать на достойное место в этом мире, народу необходимо иметь свое лицо, определяемое национальной культурой. Особое внимание в статье уделяется роли культурного фактора как «цементной стяжки» общества в многонациональной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CULTURE HERITAGE OF RUSSIA AS A RESOURCE OF ITS RENAISSANCE AND DEVELOPMENT

The basic spiritual and moral dominions of Russian cultural heritage formed by influence of concrete historical factors in the process of many-century work of the nation are analyzed by the author in this article. The author stresses that the significance of cultural heritage as the basis of viability of our people and state is especially rising in the new epoch, when the concept of many-polar world arises. The nation has to own a peculiar face determined by its culture to take a significant place in this world. In this article, the great attention is spared to the role of cultural factor as the cement clamp of the society in multinational Russia.

Текст научной работы на тему «Культурное наследие России как ресурс ее возрождения и развития»

Такая грандиозная программа работ по ирригационному строительству, не имевшая в то время себе равных в

мире, не могла быть успешно выполнена без непосредственной помощи народов СССР.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ходжибаев А. Таджикистан. Краткий политико-экономический очерк Таджикской ССР. М., 1929. С.31.

2. Рязанцев С. Н. Таджикская ССР // Средняя Азия. М., 1968. С. 417, 418.

3. Кошкин В. В. Вахшская оросительная система. Душанбе: Ирфон, 1967. С. 9-10.

4. Саидов М. С. Из истории борьбы за освоение целинных и залежных земель Вахшской долины (1930-1934 гг.) // Изв. АН Тадж. ССР. Отд. общ. наук, №13. Душанбе, 1957. С. 39-70.

5. Ясенский Бруно. Человек меняет кожу. Душанбе, 1932. С. 53.

6. Решение партии и правительства по хозяйственным вопросам (1917-1967 гг.). М., 1967. С.86.

7. Хамроев М. Деятельность Коммунистической партии по развитию ирригации в Таджикистане. Душанбе: Дониш, 1972. С. 154-157.

8. Абулхаев Р. А. Вклад трудящихся советских республик в водохозяйственном строительстве и освоение новых земель в Таджикистане (30-е и

первая половина 80-х годов ХХ в.). Душанбе, 2006. С. 12.

9. Касимов А., Хамроев М. Развитие орошения земель советского Таджикистана. Душанбе: Ир-фон,1985. С.38.

10. Коммунист Таджикистана. 1983. 4 окт.

11. Коммунист Таджикистана. 1983. 13 авг.

12. Васильев П. Л. Таджикистан. Сталинабад, 1947. С. 36.

13. Материалы к вопросу о земельных отношениях в Таджикистане. Ташкент, 1930. С. 147-148.

14. ЦГА РТ. Ф. 18. Оп. 3. Ед. хр. 319. Л. 8, 10.

15. Монография ирригация Таджикистана за 19241937 гг.// Тр. СИНИИРИ, Архив ММВР РТ. С. 120-141.

16. Труды первой конференции по изучению производительных сил Таджикской ССР // Изд-во АН СССР. Т. 2. Л., 1933. С.70.

17. ЦГА РТ. Ф. 18. Оп. 3. Д. 329. Л.8.

18. Абулхаев Р. А. История переселения в Таджикистане (1917-2000 гг.) (на тадж. языке). Душанбе, 2012. С. 101-102.

19. Дриккер Х. Н. О некоторых вопросах коренных социально-экономических преобразований в Таджикистане в период построения социализма (19171937 гг.). Душанбе: Дониш, 1979. С. 51-52.

20. Холджураев Х. Ирригационная цивилизация. Худжанд, 2003. С. 119-120.

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ

КАК РЕСУРС ЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

THE CULTURE HERITAGE OF RUSSIA AS A RESOURCE OF ITS RENAISSANCE AND DEVELOPMENT

М. И. Косорукова

В настоящей статье анализируются основные духовно-нравственные доминанты культурного наследия России, сформированные в процессе многовекового творчества народа под влиянием конкретных исторических факторов. Подчеркивается, что значимость духовного наследия как основы жизнеспособности нашего народа и государства особенно возрастает в новую эпоху, когда формируется концепция многополярного мира. Для того чтобы претендовать на достойное место в этом мире, народу необходимо иметь свое лицо, определяемое национальной культурой. Особое внимание в статье уделяется роли культурного фактора как «цементной стяжки» общества в многонациональной России.

Ключевые слова: культурное наследие России, история России, русский народ, многонациональная Россия, возрождение России.

M. I. Kosorukova

The basic spiritual and moral dominions of Russian cultural heritage formed by influence of concrete historical factors in the process of many-century work of the nation are analyzed by the author in this article. The author stresses that the significance of cultural heritage as the basis of viability of our people and state is especially rising in the new epoch, when the concept of many-polar world arises. The nation has to own a peculiar face determined by its culture to take a significant place in this world. In this article, the great attention is spared to the role of cultural factor as the "cement clamp" of the society in multinational Russia.

Keywords: cultural heritage of Russia, history of Russia, Russian people, multinational Russia, renaissance of Russia.

На переломе ХХ-ХХ1 вв. наша страна переживает один из наиболее драматических периодов своей истории, связанный с распадом СССР, сменой общественно-экономической формации, трудностями становления новой российской государственности. В условиях быстро меняющегося и нестабильного мира, при нарастании тенденций глобализации и одновременном стремлении народов к отстаиванию самобытности, остро встают вопросы обеспечения Россией своих государственных интересов.

Для решения задач позитивного развития страны на современном этапе, наряду с экономическими и политическими средствами, необходима идейная, нравственная основа. Исторический опыт России свидетельствует о том, что в сложнейшие периоды само выживание народа, его достойное существование и надежное будущее обеспечивалось духовным потенциалом народа, его идеалами. В этом контексте культурное наследие России является основой преемственности ее исторической судьбы, фактором, способным определить перспективы и стимулировать восходящее развитие страны.

Рассматривая культурное наследие, необходимо отметить, что культура никогда не была и не будет «отвлеченно-человеческой, она всегда конкретно-человеческая», то есть национальная, культура определенной эпохи, определенного народа. На взаимовлияние и тесную связь национальных и культурных процессов в исторической судьбе народов указывает академик Д. С. Лихачев: «... культура делает людей народом, нацией. Самое важное для осознания величия и значимости народа - это его культура» [1, с. 722].

Культура по своему содержанию меняется с каждым новым периодом развития общества. Рационально-идеологический уровень культуры складывается в период зрелости народа. А на ранних этапах жизни большое значение имеет эмпирическое отражение действительности, например, в произведениях устного народного творчества. В Киевской Руси эпос существовал в виде отдельных произведений (былин), прославлявших могущество и величие государства и призывавших русский народ к борьбе с набегами степных кочевников, с разбоями, ослаблявшими Русь.

Традиции устного народного творчества продолжала и развивала древнерусская литература, богатая высокохудожественными патриотическими произведениями, важное место среди которых занимает «Слово о законе и благодати» Иллариона Киевского [2, с. 155]. Воспринявший христианство русский народ, заявляет Илларион, идет к своему спасению и великому будущему. Русская земля и ранее не была слабой и безвестной, говорит автор, указывая на князей Игоря и Святослава, «которые в годы своего владычества мужеством и храбростью прославились во многих странах», но для нового учения «новый народ - как новые мехи для нового вина».

С образованием Древнерусского государства на основе политической и экономической общности складывалась общность культуры восточных славян. Важное место принадлежало таким видам художественного творчества как

архитектура, живопись, исторически формирующаяся специфика которых опиралась на традиции народного творчества, уходящие в глубокую древность. Вместе с тем принятие христианства привело к более тесному культурному сближению с Византией, и некоторыми странами Западной Европы. Наличие на Руси своей сложившейся художественной культуры позволило воспринять опыт византийского искусства (тип крестовокупольного храма, монументальная живопись - фреска и мозаика - и др.), творчески переработать его на местной основе и создать высокую художественную культуру, оказавшую в свою очередь, воздействие на искусство соседних народов. В монументальных соборах, возведенных в Киеве, Чернигове, Новгороде, Полоцке, в художественной форме «выражено и пережито ощущение триумфального вступления Руси в круг древних народов и цивилизаций» [3, с. 308]. Способность не слепо копировать культурный опыт других стран, а творчески его перерабатывать, свидетельствовала о состоятельности местной культуры, ее самобытности, наличии национальной специфики. Высоким мастерством отличалась живопись (фрески, мозаика, иконы). В жестких рамках канонических сюжетов и иконографии, заимствованных из Византии, мастера (греки и русские), украшавшие стены храмов Древней Руси, создали выдающиеся по силе выразительности образы мужественных воинов, мудрых старцев, бытовые сцены, портретные изображения. В создании произведений древнерусской живописи и архитектуры участвовали мастера, вышедшие из народа. Творя по заданному образцу, они вместе с тем привносили в свои произведения народные художественные традиции, выражали народные верования и представления. Все это способствовало осознанию особенностей своей культуры, ее отличия от культур других народов.

В период феодальной раздробленности важное место принадлежало идеям о необходимости объединения русских земель в одно сильное государство, способное дать отпор иноземным захватчикам. Вершиной древнерусской литературы XII в. является «Слово о полку Игореве» [4, с. 11]. Повествуя о походе на половцев Новгород-северского князя Игоря Святославича в 1185 г., «Слово» содержит патриотический призыв к единению всех русских княжеств перед лицом грозной опасности. Тесно связанное с устной народной поэзией, «Слово» глубоко лирично, отличается яркой образностью, эмоциональным поэтическим языком и вместе с тем насыщено гражданским пафосом.

Патриотическими темами борьбы с иноземными захватчиками отражено в литературе разных областей и княжеств время монголо-татарского ига на Руси («Житие Александра Невского», «Повесть о разорении Рязани Батыем», поучения Серапиона Владимирского и др.). Эти произведения проникнуты идеями единства Руси и тесно связаны с былинами и историческими песнями, воспевающими народных богатырей.

Победа в Куликовской битве вызвала новый подъем национального самосознания. Содержание лучших литературных произведений (цикл сказаний о Куликовской битве - «Задонщина», «Сказание о побоище великого кня-

зя Дмитрия Ивановича», общерусские рукописные своды, Русский Хронограф, «Повесть о Царьграде» Нестора Искандера и др.) характеризуют идеи единства Руси под главенством Москвы, борьба за политическую независимость и освобождение от монголо-татарского ига. Система взглядов, базирующаяся на осознании нацией собственных интересов, становится ядром конкретной идеологии, формулируется в доктринах. Такой доктриной в середине XV в. становится теория «Москва - Третий Рим», провозглашавшая роль Руси как главной православной державы, преемницы Рима и Константинополя.

Образование централизованного государства проявилось в возрастании значения монументального искусства, выражающего мощь и величие Руси. В Москве создается архитектурный ансамбль Кремля. К его строительству привлекаются лучшие отечественные зодчие и итальянские архитекторы, которые, строя по русским образцам, привносят элементы зодчества итальянского Возрождения (Успенский собор, Архангельский собор, башня-колокольня «Иван Великий»).

В XVI в., на основе экономического и политического укрепления Русского централизованного государства завершалось формирование русской (великорусской) народности. Русская народность - носитель высоких форм экономической и социально-политической жизни - объединила многие соседние этносы Восточной Европы и севера Азии в одно многонациональное государство, способное сдержать напор иноземных захватчиков. Позднее, в XVII-XVIII вв., с присоединением Восточной Сибири, в состав Русского государства вошли многочисленные сибирские народности и племена. Многонациональность Русского государства стала важным фактором его общественно-политической жизни и оказала большое влияние на особенности духовной сферы: «...множество и разнообразие вступающих во взаимодействие национальных общностей... создали единое государство и единую великую культуру» [5, с. 287-289]. Носителями этой культуры выступали представители не только русского, но и других народов, связанных с Россией общностью исторических судеб. Формирование культуры России, происходившее на огромной территории, заселенной многочисленными, издавна жившими вместе народами, свидетельствует об открытости к различным питавшим ее культурам. Русский народ «вчувствовался» в жизнь малых народов, вслушивался в их самобытность, воспевал их в своей поэзии, перенимал их искусство, но не стремился их денационализировать.

В период царствования Петра I, экономические и политические реформы затронули все стороны жизни общества, в том числе и духовную сферу. Для искусства и архитектуры, призванных служить задачам укрепления абсолютистского государства, в целом становятся характерными светское реалистическое начало, патриотический пафос. Большое значение имело широкое творческое освоение опыта западноевропейского искусства, обучение художников и архитекторов за границей, привлечение в Россию зарубежных мастеров, многие из которых прочно связали свое творчество с русской культурой.

Усиление светского образования повлекло за собой распространение иностранных языков и более широкое знакомство с европейскими и античными литературами.

Вершиной достижений русской духовной жизни XVIII в. явилось творчество М. В. Ломоносова - первого русского просветителя, общественного деятеля, ученого, мыслителя. Творчество Ломоносова отражало общенациональные задачи, стоявшие перед русской государственностью и культурой. Вместе с тем оно оказало плодотворное влияние не только на развитие России, но и на мировую науку. Росту духовности русского общества и окончательному оформлению национального русского литературного языка способствовало открытие в начале 50-х гг. XVIII в. Московского университета, основание Академии художеств, возникновение в Петербурге Российского театра, литературных журналов, издание собраний сочинений русских писателей.

Как «золотой век» русской культуры вошел в историю период первой половины XIX в. Стремление осознать себя, свои национальные особенности, место России в мировой истории нашли отражение во всех сферах духовной культуры, и прежде всего в литературе. В это время в русской литературе утверждались многие основополагающие принципы, определившие ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Символом этой эпохи взлета национальной культуры стало творчество А. С. Пушкина - родоначальника новой русской литературы, утвердившего ее мировое значение. Энциклопедические знания в области истории позволили Пушкину не только создать «Бориса Годунова», «Историю Пугачевского бунта», «Арапа Петра Великого» и т. д., но и выполнить анализ общеисторических тенденций. Признавая самобытность русской истории, Пушкин утверждал, что история России есть пример служения не частным, а всеобщим европейским интересам. «Это Россия, это ее необъятные пространства поглотили монгольское нашествие. Татары не посмели перейти наши западные границы и оставить нас в тылу. Они отошли к своим пустыням, и христианская цивилизация была спасена» [6, с. 866-868]. Не приемля национальное самолюбование, Пушкин в то же время отстаивает нравственное достоинство нации, составляющее основу патриотизма. На любви «к отеческим гробам», к «родному пепелищу», утверждает А. С. Пушкин, основано «самостоянье человека, залог величия его».

Многовековой процесс формирования русской национальной культуры включал не только понимание необходимости единства русских земель, чувство национальной гордости, религиозность и т. д., но и размышления о пути развития России. Национально-исторический аспект поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» - настоящее, прошлое и будущее России - раскрывается в авторских размышлениях и лирических отступлениях. Патриотический пафос, вера в величие Родины звучат в «песне» о «далекой, далекой дороге», в обращении к Руси, завершающем первый том поэмы (Русь - «необгонимая тройка»). Осознанное выражение в творчестве Н. В. Гоголя получает принцип на-

родности, которая, по его мнению, заключается в глубоком постижении «духа народа», его истории.

Характерен поворот целого ряда писателей XIX в. к широкому художественному изображению жизни крестьян (А. И. Герцен, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Д. В. Григорович и др.), выдвижение на первый план социальной проблематики, опора на реалистические принципы Н. В. Гоголя, развитие темы «маленького человека».

Это ярко проявилось в романах Ф. М. Достоевского («Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы») и Л. Н. Толстого («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение»). Чутко реагировал на изменения в духовной атмосфере России И. С. Тургенев (романы «Отцы и дети», «Дым», «Накануне»). Проникнуть в глубины народного миросозерцания и религиозной жизни стремился Н. С. Лесков - автор романа «Соборяне», повестей «Левша», «Очарованный странник».

Важнейшее значение имело обращение виднейших литераторов к проблемам соотношения национального и общечеловеческого, взаимодействия России с другими народами. Анализируя перспективы развития России, особенности ее национального характера и значимости русской культуры, Ф. М. Достоевский утверждает невозможность огородиться «китайскими стенами» от человечества. По его мнению, «.русская душа, гений русского народа, может быть, наиболее способны из всех народов вместить в себя идею всечеловеческого единения, братской любви и извиняющего несходное, снимающего противоречия» [7, с. 131]. Он считал историю России школой морального воспитания народа; подчеркивал, что опыт России преодолевать беду важен для всех народов. Продолжая эту тему, В. С. Соловьев подчеркивает, что не разделение, а синтез, культурно-историческое единство человечества, призван противостоять «множеству центробежных сил» [8, с. 246]. При этом лицо нации определяется высшими достижениями ее духовности, ее вкладом в мировую цивилизацию, в «реальное единство человеческого рода».

В контексте размышлений о пути развития России важнейшей доминантой являлся поиск идеалов справедливого социального устройства. Половинчатость реформ 1860-1870 гг. привела к выявлению и закреплению в общественном сознании радикальной традиции, утверждение в политической мысли и общественном сознании идей народничества, социализма, социальной революции. Эти учения имели благоприятную почву в виде традиционно «идеальных» устремлений русской общественности, ее нацеленности на проблему социальной справедливости. Особое место в этой проблематике имеет марксизм, воплощение в жизнь основных постулатов которого означало революцию не только социальную, но и духовно-нравственную: «Зачеркивается целая историческая эпоха с ее опытом, традициями, культурой. Переворачивается новая страница жизни» [9, с. 382]. В результате победы Октябрьской революции национальное самосознание, составлявшее ранее важнейшую часть государственной идеологии, менялось на классовое. Культура также разделялась по классовому призна-

ку: культура буржуазная, культура пролетарская. Иных представлений придерживались мыслители российской эмиграции, которые возобновили прерванные гражданской войной искания в духовной сфере. Общим для них было признание значимости (а рядом авторов - перво-степенности) духовных процессов в жизни нации; эти процессы рассматривались не как нечто «надстроечное», а как самостоятельная творческая сила. Подчеркивалось, что «классы», имеют, главным образом, социально-экономическое содержание. В то же время понятие «нация», по сравнению с понятием «классы» предполагает кроме социально-экономической общности духовное единство, создаваемое и поддерживаемое общностью культуры. Обращаясь к великому прошлому России, ее национальным героям и тем миллионам русских людей «помещиков и крестьян, богачей и бедняков, бестрепетно, безропотно и бескорыстно умиравших за Россию», П. Б. Струве утверждает, что «.ими . творилась и поддерживалась Россия как живая соборная личность и как духовная сила. Ими, их духом и их мощью мы только и можем возродить Россию» [10, с. 89].

Вместе с тем предвоенная ситуация (1930-е гг.) отразилась на содержании советской (классовой) идеологии. В конце 1930-х гг. в Советской России проходила широкая кампания по переоценке дореволюционного прошлого в целях поиска положительно-поучительных факторов укрепления советской государственности; было повышено внимание к героям-патриотам, чьи деяния объективно способствовали укреплению безопасности родины. Вернувшийся из эмиграции А. Н. Толстой приступил к работе над романом «Петр Первый», в кинематографии обозначились новые темы. Пришли к зрителю фильмы «Александр Невский», «Минин и Пожарский», «Богдан Хмельницкий». В 1937 г. состоялось торжество по случаю 125-й годовщины Бородинского сражения. СССР стал рассматриваться как преемник исторической России и воплотитель традиционной для нее миссии сплочения населяющих страну народов.

Советское государство провозгласило воспитание патриотизма, питаемого русской культурой и русскими национальными традициями, главной задачей всей воспитательной работы. Показательна в этом смысле реакция русского зарубежья, которое изначально противопоставляло принцип национальный (патриотизм) классовому и интернациональному подходу, провозглашенному советской властью. Философ-эмигрант Г. П. Федотов писал по этому поводу в 1935 г.: «Вещь неслыханная, невозможная вчера: в СССР "Родина" объявлена священным словом <.> комсомольцы учатся патриотизму по классическим прописям: то есть прежде всего национальной гордости. <.> Нельзя думать, что все это говорится и пишется по заказу. <.> Новый советский патриотизм есть факт, который бессмысленно отрицать. и это единственный шанс на бытие России» [11, с. 124].

В том, что советский народ в преддверии войны был един и сплочен, устремлен к служению Родине, важнейшая роль принадлежит литературе и искусству. Культура послу-

жила значимым фактором в борьбе с оккупантами в годы Великой Отечественной войны. Острый и активный характер носила борьба на идеологическом фронте, обеспечивая морально-нравственное превосходство над противником. Огромное значение в годы Великой Отечественной войны имели средства массовой информации (почти 1000 писателей ушли на фронт военными корреспондентами -М. А. Шолохов, А. Т. Твардовский, Б. Н. Полевой, М. Джалиль и др.). Воспитанию патриотизма способствовали созданные в военные годы литературные произведения (поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин», «Ленинградская поэма» О. Ф. Берггольц, поэма М. А. Алигер «Зоя» стихотворение А. А. Ахматовой «Мужество» и др.). За годы войны были созданы замечательные музыкальные произведения. 24 июня 1941 г., т.е. сразу после начала войны композитор А. В. Александров написал ставшую знаменитой песню «Священная война». В блокадном Ленинграде Д. Д. Шостакович работал над Седьмой симфонией, ставшей символом непреклонности осажденного, но не сдавшегося города. Независимость, само существование Родины в годы Великой Отечественной войны были обеспечены невероятно высоким духом нашего народа, питательной средой которого является русская культура.

При всей неоднозначности в оценке процессов развития советской культуры, ее классовом подходе, при том «педалировании» на «заорганизованность» советской культуры, которая присуща критикам сегодняшнего дня, необходимо констатировать: этой культуре были присущи такие качества как гуманизм, стремление к реалистическому отображению жизни, патриотизм. Так, казалось бы в сугубо лирической прозе К. Г. Паустовского, в его рассказах о природе мощно звучит тема любви к Родине. «На первый взгляд, - пишет Паустовский о Мещерском крае, - это тихая и немудрая земля под неярким небом. Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, почти до боли в сердце начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придется защищать свою страну, то где - то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли... этот задумчивый лесной край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь» [12, с. 229].

Значимость духовного наследия как основы жизнеспособности нашего народа и государства особенно возрастает в новую эпоху, когда формируется концепция многополярного мира. Для того чтобы претендовать на достойное место в этом мире, народу необходимо иметь свое лицо, определяемое национальной культурой. В этом контексте духовное и культурное наследие - зримый образ России в мире, определяющий ее привлекательность, уважение и доверие к ней. При этом национальное и общечеловеческое в культуре не противопоставляется; общечеловеческое значение имеют вершины национального творчества. Россия дала миру плеяду гениев, чье творчество достигло мировых вершин и обрело в различных сферах жизнедеятельности международное признание. Образ России в мире ассоциируется с именами таких великих деятелей нашей культуры как Андрей Рублев,

Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, М. А. Шолохов и др.

Роль национальной культуры на современном этапе определяется не только стремлением сохранить идентичность, исторически и духовно обосновать ее, но и найти в своей истории, в культурном наследии России надежные и выверенные ориентиры развития. В этом смысле культурное наследие - источник базовых ценностей, дающих устойчивость основным институтам, которые наш народ создал в ходе своего исторического развития - государству, гражданскому обществу, армии, школе, профессиональным, предпринимательским и иным сообществам.

Весте с тем культура современной России характеризуется взаимодействием ряда негативных факторов, наиболее значимыми из которых являются: коммерциализация, кризис материальной базы культуры, экспансия западной культуры. Нельзя не отметить «анемию» национальной гордости, утрату связей с историей страны. Вместе с тем «.нельзя построить новую жизнь на голом месте <...> Нужен крепкий фундамент. Знание. Вера. Убеждение. История. Любовь к своей семье, своим родителям, своим предкам, своей земле» [13, с. 19].

Необходимость преодоления негативных тенденций, «смутного времени» в духовной сфере все более осознается нашим обществом не только на уровне интеллектуальной элиты, но и на уровне бытового сознания. Например, отвечая на вопрос ведущего телевизионного ток-шоу, как назывался период кризисных явлений в различных областях жизни России конца XVI - начала XVII вв. (правильный ответ - «Поруха»), девушка воскликнула: «Перестройка!», выражая негативное отношение к процессам разрушения, которые охватили Россию на переломе ХХ-ХХ1 вв.

Социологические исследования свидетельствуют о том, что общественное мнение выделяет вполне конкретные меры в работе по преодолению «кризиса памяти» народа. Так, по данным ВЦИОМ, более половины россиян поддерживают идею введения духовно-нравственного воспитания в школах [цит. по: 14, с. 547]. Для обеспечения своей жизнестроительной силы наше культурное наследие должно в полной мере осваиваться новым поколением народа России. Иначе страна теряет возможность сохранять себя и адекватно отвечать на вызовы времени. Своевременным представляется обращение пристального внимания на содержание учебников по отечественной истории. Ни в коей мере не ущемляя плюрализма мнений, представляется целесообразным проводить дискуссии по спорным вопросам на страницах научных журналов, на конференциях, где участвуют профессионалы. А в школьных учебниках необходимо четко обозначать знаковые события нашей истории, национальные и культурные приоритеты России, вклад России в мировую цивилизацию.

Исходя из огромного воздействия электронных средств массовой информации на современное общество, целесообразно пересмотреть государственную политику по вопросам телевещания, акцентируя внимание на программах, имеющих культурно-просветительную функцию и гражданственную направленность.

Актуальным является также вопрос о развитии и совершенствовании института, ответственного за воспитательную работу в армии (в настоящее время рассматривается возможность введения аналога «полкового священника»). Накануне Бородинской битвы Андрей Болконский (Л. Н. Толстой «Война и мир») говорит, что предстоящее сражение должно быть выиграно русскими, потому что победа зависит от того чувства Родины, которое есть и в нем, и в капитане Тимохине, и в каждом русском солдате. Морально-нравственный потенциал армии, обеспечивающей безопасность и независимость нашей страны, имеет приоритетное значение и в условиях современного мира.

Обращаясь к важности в современных условиях такой особенности России, как полиэтничность, учитывая сложность процессов, обусловленных взаимодействием народов, населяющих нашу страну, необходимо подчеркнуть особую роль культуры как «цементной стяжки» многонационального государства. Подчеркивая, что «Россия не только Русь, но союз народов, объединившихся вокруг Руси», философ Г. П. Федотов, утверждал, что «духовным притяжением для народов была и остается русская культура» [15, с. 772].

Без сомнения удачным следует признать использование ярких, художественных символов нашей культуры при оформлении крупных международных спортивных форумов - Универсиада 2013 г., зимние Олимпийские игры 2014 г. Это и факел для передачи Олимпийского огня, выполненный в виде пера сказочной Жар-птицы, и спортивные костюмы, декорированные национальным орнаментом, и «лоскутное одеяло», подчеркивающее мысль о том, что многонациональная Россия едина в своем многообразии.

Таким образом, в новых условиях XXI в., в условиях формировании многополярного мира и острой конкурентной борьбы за место в этом мире, Россия, преодолевая экономические и политические трудности, внешние и внутренние вызовы, доказывает жизнеспособность нашего народа и государства. В этом контексте обращение к культурному наследию является огромным ресурсом возрождения и развития страны.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лихачев Д. С. Культура как целостная динамическая среда // Вестн. Рос. Академии наук. 1994. Т.64,№ 8.

2. Илларион Киевский. Слово о законе и благодати // Альманах библиофила. Вып. 26. Тысячелетие русской письменной культуры (988-1988). М., 1989.

3. Комеч А. Древнерусское искусство // Очерки истории искусства. М., 1987.

4. Слово о полку Игореве. Л., 1953.

5. Ильин И. А. О путях России // Русская идея: в кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. М., 1994. Т. II.

6. Пушкин А. С. Письмо Чаадаеву // Полн. собр. соч. Т. 10. М.; Л., 1949. С. 595-597 (пер.: с. 866868).

7. Достоевский Ф. М. Дневник писателя // Полн. собр. соч. Т. 26. С. 131

8. Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве. Философская публицистика // Соч.: в 2 т. М., 1989. Т.2.

9. Федотов Г. П. Письма о русской культуре // Русская идея. М., 1992.

10. Струве П. Б. Исторический смысл русской революции и национальные задачи. // Из глубины: сб. ст. о русской революции. М., 1991

11. Федотов Г. П. Защита России // Федотов Г. П. Статьи по философии русской истории и культуры: в 2 т. М., 1992. Т. 2.

12. Паустовский К. Г. Мещорская сторона // Собр. соч. в 6 т. Т. 4. М., 1958. 13. Мединский В. Р. О русском воровстве, особом пути и долготерпении. М., 2009.

14. Осипов Г. В. Социология и политика. М., 2009.

15. Федотов Г. П. Будет ли существовать Россия? // Русская идея: в кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. М., 1994.

БОРЬБА ЗА РЕФОРМЫ В САУДОВСКОЙ АРАВИИ В 60-70-е ГОДЫ XX ВЕКА

THE FIGHT FOR REFORMS IN SAUDI ARABIA IN 1960-70s

И. А. Нидерман

В статье показываются различные политические течения Саудовской Аравии, план реформ короля Фейсала.

Ключевые слова: фронт национального освобождения Саудовской Аравии, реформы Фейсала.

I. A. Niderman

In this article the author presents various political currents of Saudi Arabia and the plan of reforms of King Faisal.

Keywords: the National Liberation Front of Saudi Arabia, reforms of King Faisal.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.