Научная статья на тему 'Культурное наследие как один из элементов туристского интереса'

Культурное наследие как один из элементов туристского интереса Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
431
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурное наследие как один из элементов туристского интереса»

культурология

ЛИ. Ахатова*

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ИНТЕРЕСА

С середины 90-х в России резко возросла популярность культурно-познавательного туризма.

Этот вид туризма направлен на просвещение и воспитание. Культурно-познавательный туризм имеет дело с двумя важнейшими составляющими: природным и культурным наследием. Это исторические города и поселения, памятники архитектуры, археологические раскопки, музеи разных типов, ремесла, праздники, традиционная народная кухня, культурный и природный ландшафт. Сохранение культурного наследия играет важную роль в развитии туризма регионов. Оно имеет значение не только для ознакомления с культурой других народов, но и для воспитания молодого поколения, поддержания в них национального самосознания, любви к своей земле, культуре, языку и т.д.

В настоящее время обновление социокультурного пространства большинства стран носит динамичный характер. Уходят в прошлое многие традиции, на первый план выступают те свойства и качества культуры, которые порождены глобальными тенденциями. В условиях стремительных социокультурных трансформаций особый интерес представляет изучение культурного наследия как элемента туристического интереса.

* © Ахатова Л.И., 2007

Ахатова Лейсан Ильдаровна — кафедра культурологии и философии Казанского государственного университета культуры и искусств

Уже не раз мы говорили о том, что культура является важным фактором туристской мотивации. Культурно-познавательный туризм занимает особое место. Этот вид туризма выделяется в особое направление, которое характеризуется целевым назначением и обеспечением туристического маршрута соответствующими программами обслуживания. Следует также обратить внимание на тот факт, что, как правило, в качестве одной из составляющих в программу поездки включаются экскурсии, посещение музеев, достопримечательностей, памятных мест, в общем, знакомство с тем, что принято обозначать как «наследие». Такая «культурная программа» может быть дополнительной в случае, если речь идет об отдыхе на курорте, или же занимать основное время и являться главной целью путешествия. Именно этот аспект, несмотря на то, что он часто кажется факультативным, возможно, является ключевым для понимания оснований и значения феномена туризма для современной культуры.

Культурно-познавательный туризм позволяет развивать внутренний мир человека, расширяет его кругозор, путешественник имеет возможность познакомиться с представителями различных культур, этническим наследием разных народов. Так, исследователи Н.В.Анчукина и

О.С.Москвина дают следующее его определение: «Культурно-познавательный туризм представляет собой путешествия с целью ознакомления с культурно-историческими и архитектурными ценностями региона, а также с местными традициями и изделиями народных про-мыслов»[1. С. 17].

Для развития культурно-познавательного туризма необходим минимальный набор ресурсов, который включает в себя объекты культурного и природного наследия, из которых особо можно выделить:

- памятники археологии;

- культовую и гражданскую архитектуру;

- памятники природного ландшафта;

- ландшафтной архитектуры;

- малые и большие исторические города;

- объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства;

- музеи, театры и другое.

На наш взгляд, любой вид туризма так или иначе соприкасается с культурой, поскольку в течение всего путешествия человек испытывает влияние непривычной социокультурной среды, то есть речь идет о культурном воздействии: «Влияние, которое туризм оказывает на материальную и духовную сферы деятельности человека и, прежде всего, на его систему ценностей...»[2. С.93].

В настоящее время произошедшие преобразования основных структур государственного устройства и экономической системы затронули все без исключения сферы общественного бытия и сознания. Не остаться в стороне от преобразований - такая важная подсистема сфе-

ры туризма, как охрана и использование материальных и духовных памятников истории и культуры, которая так же нуждалась в адекватной реформе.

Проблемы сохранения историко-культурного наследия необходимо рассматривать как один из факторов национальной политики в развитии регионального туризма, а также ее следует тесно связать с экономическими, экологическими и градостроительными проблемами, так как она нацелена «на сохранение, а также сбережение сущностной основы человека как существа социального, культурного - на сохранение социально-исторической памяти, сбережения тысячелетиями создаваемой культуры»[5. С.136]. В одной из своих работ академик Д.С. Лихачев отмечает, что «для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим....Сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы....культурная среда столь же необходима для его духов-

ной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», нравственной самодисциплины и социальности» [5. С.145]. Сохранение культурного наследия есть не только благодарная память о прошлом, но и надежное основание духовно наполненной и осмысленной жизни следующего поколения. Культурные ценности становятся важнейшим фактором оценки прошлого. Их богатство и многообразие способствуют пониманию культуры, развитию диалога поколений. Творение и освоение культурного наследия позволяют человеку ощутить себя в потоке исторического времени, осознать связь прошлого, настоящего и будущего. И поэтому «разрушение культурных основ человеческой жизни влечет за собой деградацию духовную, а соответственно и гибель человека как социально-культурного феномена»[5. С.136].

Представляется очень интересным то, каким образом туризм влияет на культуру человека. Культурную грань невозможно просчитывать количественными измерениями, она сложна в своих качественных показателях, и это в полной мере справедливо по отношению к проблеме туризма в культурологии. Ведь «обилие культурных ценностей, культурной информации не обеспечивает автоматизма в формировании и освоении человеком культурной среды» [5. С.3]

Культурное наследие выступает как «аксиологическое» ядро культуры, как совокупность ценностей, доставшихся человечеству от прошлых эпох, критически осваиваемых и используемых в системе синхронных культурных связей в соответствии с задачами, определяемыми современной социокультурной ситуацией. Наследие существует в виде относительно устойчивых материальных и духовных явлений, образующих основной фонд наследования, культурную традицию.

На наш взгляд, сейчас именно такая ситуация, когда сохранение культурного наследия должно стать одним из направлений государственной политики. Так как сегодня культурное наследие представляется не как последовательное упорядоченное освоение образцов высокой

культуры, а в постмодернистской парадигме, которая допускает смешение разных культурных контекстов и стилей, создание новых конструкций наследия из артефактов разных уровней сложности и перемешанных классификаций. Историко-культурное наследие выступает не в форме последовательной передачи опыта, а в избирательной преемственности тех частей наследия, которые позволяют человеку адаптироваться в современном мире, которые так или иначе значимы для современного общества. Практически получается стирание граней между высокой и массовой культурой.

Таким образом, культурное наследие является своего рода исторической инфраструктурой - историко-культурной средой. Историкокультурная среда, с одной стороны, выступает как природное пространство, с другой - «вещественное», освоенное социокультурное пространство (исторические поселения, исторический центр города).

Хочется снова вспомнить высказывание Д.С. Лихачева, что «.утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно. Можно создать макеты разрушенных зданий,. но нельзя восстановить здание как «документ», как «свидетеля» эпохи своего создания. Всякий заново отстроенный памятник старины будет лишен документальности - это только «видимость». От умерших остаются портреты, но они не говорят, они не живут» [5. С.135].

Культурное наследие сегодня является живым свидетельством вековых традиций цивилизации. Общество все больше начинает осознавать единство человеческих ценностей и древних памятников как одного общего наследия. Тем самым приходит понимание того, что сохранение наследия для будущих поколений имеет огромное значение для человечества в плане познания его общественных и культурных корней.

Сохранение историко-культурного наследия становится на сегодняшний день одним из приоритетов государственной культурной политики. Правовые, экономические и организационные основы, порядок охраны и использования культурных и исторических ценностей регулируются законами Российской Федерации, законодательными, нормативными правовыми актами. Основой государственных гарантий сохранения памятников истории и культуры было и остается государственное финансирование, которое в современных условиях приобретает первостепенное значение.

Нельзя не сказать и о такой форме культурного наследия, как традиция. Она представляет собой механизм межпоколенных коммуникаций для поддержания и сохранения устойчивости культурных образцов, ценностей и норм.

Традиция как социальная форма выражения общего закона преемственности обладает устойчивостью, которая позволяет аккумулиро-

вать культурный опыт, осуществлять его передачу, а динамичность способствует обогащению, взаимодействию традиций с другими явлениями общественной жизни. Формируясь на протяжении многих веков, традиция вбирает в себя весь накопленный исторический опыт, всю мудрость народа, становясь неотъемлемым элементом его духовной культуры. Она является связующей нитью между прошлым и настоящим, представляет собой ту духовную силу, без сохранения которой невозможны национальная общность, этнокультура и укрепление национальных отношений.

Сохранение этнической специфики, национальных особенностей необходимо для дальнейшего гармоничного развития народа, при этом налицо и экономическая выгода: туристическая привлекательность, туристический бизнес, который также будет способствовать экономическому и культурному развитию государства и народов, проживающих в нем. Необходимо возрождать многие внешние стороны традиционной духовной и материальной культуры, такие как праздничный костюм, архитектура, сельское жилище, календарные праздники и обряды, музыка, песни, танцы и так далее, таким образом создавать необходимые условия для саморазвития национальной культуры. Татарстан обладает богатейшими культурными ресурсами, изучение и использование которых — на благо региона.

Культурное наследие играет важную роль в воспитании нового поколения, которое помнит о своих корнях, любит свой край, почитает культуру своей нации и других народов, любит родную речь, а также становление его культуры и интеллигентности.

Культурное наследие народа (обычаи, традиции, предметы материальной культуры, фольклор, литература, произведения искусства) хранит специфическое, своеобразное, целостное, характерное именно для этого сообщества. Она концентрирует в себе нормы, стандарты, эталоны и правила деятельности, а также систему ценностей, выработанных в реальной истории данного этнического целого, и, наверное, именно это вызывает интерес у путешественников, то есть желание познать, увидеть нечто новое, еще не виданное им.

Таким образом, культурное наследие для туриста является именно тем процессом, в котором происходит освоение многомерного социокультурного опыта, то есть представлений, символов, традиций, стереотипов и образцов деятельности. Они позволяют понять ту картину мира, которая присуща данному конкретному социуму, удовлетворить чувство культурной идентичности стране, народу, государству, нации, конфессиональной или какой-либо другой социальной общности, сформулировать национальное самосознание.

Библиографический список

1. Анчукина, Н.В. Туризм в экономике региона / Н.В. Анчукина, О.С. Москвина; под науч.ред. М.Ф.Сычева. — Вологда: Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН, 2002. - 134 с.

2. Березницкая, Н.Л. Туризм как фактор межкультурной коммуникации: дис. ... канд. культ. наук/ Н.Л. Березницкая. — СПб., 1998. — 153 с.

3. Когай, Е.А. Экология культуры: предметное поле исследования / Е.А. Когай // Социально-гаманитарные знания. — 2002. — №5. — С.136-145.

4. Культурные ценности: прошлое и современность. Материалы советских ученых к XVIII Всемирному философскому конгрессу «Философское понимание человека». Великобритания, Брайтон. 21- 27 августа 1988 г. — М., 1988. — С. 3.

5. Лихачев, Д.С. Экология культуры /Д.СЛихачев // Изб. работы: в 3 т. — Л., 1987. — Т.2. — 484 с.

L.I. Akhatova CULTURAL HERITAGE AS ONE OF ELEMENTS OF TOURIST INTEREST

From the middle of 90 th in Russia popularity of cultural-cognitive tourism has sharply increased. This kind of tourism is directed on education and enlightenment.

Cultural-cognitive tourism deals with two major components: natural and a cultural heritage. These are historical cities and settlements, monuments of architecture, archeologic excavation, museums of different types, crafts, holidays, traditional national kitchen, a cultural and natural landscape. Preservation of a cultural heritage plays the important role in development of tourism of regions. It matters not only for acquaintance with culture of other people, but also for education of young generation, for maintenance in them of national consciousness, love to the ground, culture, language and so on.

Статья принята е печать е окончательном варианте 26.12.06г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.