Научная статья на тему 'Культурное наследие как объект охраны ЮНЕСКО'

Культурное наследие как объект охраны ЮНЕСКО Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
346
197
Поделиться

Текст научной работы на тему «Культурное наследие как объект охраны ЮНЕСКО»

числе и от американца. Оскар Уайльд как-то остроумно заметил, что англичан и американцев разделяет барьер общего языка. Такой же акцент существует и в английской культуре, придавая искусству, литературе, художественным традициям оригинальный и неповторимый характер.

В национальном характере англичан преобладали практическое чувство, разум и терпимость. Приобретались такие качества, как терпимость или склонность к «честной игре» (fair play).

Своеобразие английского изобразительного искусства понимали многие авторы. Так, например, французский историк искусства Роберт Сизеран писал, что географическая карта континентальной Европы включает различные страны - Г ерманию, Г олландию, Италию, Испанию. Но если мы попытались бы нарисовать эстетическую Европу, то из-за доминирующего влияния французского искусства всю ее пришлось бы покрасить во французский цвет. Исключение составляет Англия.

А. С. Соколова Культурное наследие как объект охраны ЮНЕСКО

Сегодня постоянно расширяющиеся культурные контакты, интенсивное передвижение культурных ценностей, увеличившийся спрос на них, выставки, аукционы требуют легитимности международных связей в области культуры, которые осуществляются в различных направлениях и формах: культурный обмен; защита культурных ценностей от нелегитимного оборота, природных и социальных катаклизмов, вооруженных конфликтов; совместное создание культурных ценностей, научно - исследовательская деятельность, торговый оборот, реституция и т. д.

При осуществлении этой деятельности государства руководствуются, прежде всего, общими принципами международного права - Декларация принципов международного права (1970) и специальными - Декларация принципов международного культурного сотрудничества (1966)707.

Однако, расширение культурного сотрудничества, рост преступных посягательств на культурные ценности, стремительный рост цен на них, прозрачность границ требуют не только строгого соблюдения законодательства, но и постоянного его совершенствования и обновления.

Именно это обстоятельство привело международное сообщество к требованию признания отраслевой самостоятельности за совокупностью

707 Международно-правовые документы по вопросам культуры. СПб.: Юрист, 1996.

норм, регулирующих отношения в сфере культуры, поскольку вопрос о принципах регулирования обозначенных отношений приобретает все большую актуальность.

Ситуация, сложившаяся вокруг культурных ценностей в России и в мире вызвает озабоченность мировой общественности, о чем свидетельствуют и различного рода публикации, посвященные этой проблеме, таким вопросам как контрабанда, фальсификация, реституция, обеспечение сохранности культурных ценностей во время вооруженных конфликтов.

Проблема защиты и охраны культурных ценностей многогранна и имеет множество различных следствий. Это и неудивительно, поскольку сама по себе она достаточно сложна и поэтому не может быть решена однозначно.

Культурные ценности являются одним из основных объектов международно-правовых отношений государств.

Определение понятия «культурной ценности», данные в науке как правило идентичны и ориентированы на Международные Конвенции 1954 г. и 1970 г. Мы берем определение, данное в Конвенции 1970 г., которое используют в своих национальных законах большинство стран, в том числе и Россия.

Понятие «культурная ценность» имеет две особенности. Во-первых, в международных конвенциях или соглашениях (договорах) отсутствует его универсальное определение, которое охватывало бы все объекты, подпадающие под данную категорию. Вторая особенность заключается в том, что каждая международная конвенция дает определение культурных ценностей, исходя из специфики тех правоотношений, которые она призвана урегулировать.

В договоре о защите культурных ценностей, больше известном, как Пакт Рериха, принятом 15 апреля 1935 г. в Вашингтоне, определение понятия «культурная ценность» отсутствует. Объект защиты определен в ст. 1 Пакта: «Исторические памятники, музеи и учреждения, служащие целям науки, искусства, образования и культуры...»708. Таким образом, в этом международном документе предпринята первая, пусть и слабая, попытка определения культурных ценностей, даже, несмотря на отсутствие самой категории «культурная ценность» в содержании Договора.

Впервые понятие «культурная ценность» встречается в Конвенции «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», подписанной в Гааге 14 мая 1954 г. Статья 1 Конвенции дает классификацию культурных ценностей, разделяя их на 3 категории.

708 Ведение боевых действий // Сборник Гаагских конвенций и иных соглашений. М., 1996. С. 30

1. Непосредственно культурные ценности, а именно: памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репро-

709

дукции ценностей, указанных выше .

2. Здания, основным назначением которых является хранение и экспонирование движимых культурных ценностей, причисленных в первой категории. К ним относятся музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов.

3. Центры сосредоточения культурных ценностей. К этой категории Конвенция относит центры, в которых собрано значительное количество культурных ценностей. Примером такого центра служит Московский Кремль, сам представляющий архитектурный и исторический памятник, на территории которого сосредоточены другие значительные культурные, ценности: музеи Московского Кремля, соборы, Царь-колокол, Царь-пушка и другие. Центрами сосредоточения культурных ценностей могут быть признаны и целые города, такие, например, как Флоренция, Венеция, Суздаль.

Международными актами, содержащими понятие «культурных ценностей», являются документы, принятые под эгидой ЮНЕСКО. 19 ноября 1964 г. была принята Рекомендация о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности710. А 14 ноября 1970 г. - Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценно-сти711 (в дальнейшем, Рекомендация 1964 г., Конвенция 1970 г.).

Наиболее удачным считается определение культурных ценностей, данное в Конвенции 1970 г.: «ценности религиозного или светского характера, которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы,

709 Ведение боевых действий. С. 30

710 Международно-правовые документы по вопросам культуры. С. 277

711 По своей право вой природе эти два документа существенно отличаются. Рекомендации ЮНЕСКО принимаются простым большинством голосов и не требуют ратификации государствами-членами ЮНЕСКО, носят рекомендательный характер. Конвенции принимаются на Генеральной Конференции ЮНЕСКО 2/3 голосов, требуют ратификации государствами-членами и носят обязательный характер для стран, их ратифицировавших.

искусства и науки»712. В Конвенции 1970 г. также предусмотрено право самих государств определять, что является культурной ценностью, исходя из ценности именно для данного народа (государства).

Международный институт по унификации права (ЮНИДРУА) предложил проект Конвенции по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям, которая была подписана на дипломатической конференции в Риме с 7 по 24 июня 1995 г.713 В этой конвенции классификация культурных ценностей полностью идентична приводимой в статье 1 Конвенции 1970 года.

Сравнительный анализ национальных законов показывает, что перечень культурных ценностей в различных государствах совпадает, а имеющиеся различия обусловлены скорее их национальными особенностями.

Зарождение и нормативная регламентация защиты культурных ценностей и объектов прошли долгий путь развития, совершенствования, обновления.

Развитие института права защиты культурных ценностей произошло в связи с событиями Второй мировой войны. В Декларации Правительств США, СССР, Великобритании, 15 стран антигитлеровской коалиции и Французского национального комитета от 5 января 1943 года714 говорилось, что члены антигитлеровской коалиции намерены сделать все возможное для ликвидации методов лишения собственности, практикуемых правительствами, с которыми они находятся в состоянии войны

Это предупреждение было сделано в ответ на политику открытого разграбления собственности оккупированных государств, проводимую фашистской Германией и ее союзниками.

Основной международной межправительственной организацией, которая занимается решением широкого круга проблем международного культурного и научного сотрудничества, включая нашу проблему, является Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), которая оказывает помощь государствам-членам при осуществлении мероприятий по охране их культурного наследия, способствует обмену информацией в этой области, осуществляет подготовку международных конвенций и рекомендаций, проводит консультации по разработке национального законодательства и др.

712 Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, ст. 1 (Богуславский М. М. Международная охрана культурных ценностей. М., 1979. С. 167).

713 Волкова Л. Кому решать судьбу военных трофеев // Московский журн. междунар. права. 1996. № 22. С. 223-237.

714 Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны.

Ч. 1. М.: Междунар. отношения, 1998. С. 337-338.

В этой авторитетной международной организации был образован ряд органов, специально занимающихся рассматриваемыми нами вопросами. Так, на Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1978 г. в качестве постоянного межправительственного органа был создан Межправительственный комитет ЮНЕСКО по содействию возвращению культурных ценностей странам их происхождения или их реституции в случае их незаконного присвоения (Комитет ЮНЕСКО по возвращению и реституции культурных ценностей).

В ноябре 1999 г. на 30-й Сессии Генеральной Конференции ЮНЕСКО был учрежден «Международный фонд по возвращению культурных ценностей в страны их происхождения и по их реституции в случае незаконного присвоения».

Сегодня участниками Гаагской Конвенции 1954 г. являются 111 стран. И если СССР ратифицировал Конвенцию и Протокол к ней еще в 1956 г., то такие крупные державы, как США и Великобритания и не ратифицировали, и не присоединились к Конвенции, хотя США подписали ее в числе первых 5 стран.

Этот документ явился первым международным соглашением, в котором определены нормы, предусматривающие охрану культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, имеет универсальный характер, а потому вносит существенный вклад в развитие международных отношений.

26 марта 1999 г. на дипломатической конференции в Гааге, был подписан Второй протокол к Гаагской Конвенции 1954 г., поскольку участившиеся вооруженные конфликты во второй половине ХХ века, начала XXI века привели к необходимости изменить и уточнить ряд положений Гаагской Конвенции.

Этот протокол не только усовершенствовал положения о мерах по защите культурных ценностей еще в мирное время, но и предусмотрел возможность уголовно-правовой ответственности за разрушение культурных объектов.

Со времени создания ЮНЕСКО оказывает помощь государствам-членам при осуществлении мероприятий по охране их культурного наследия, способствует обмену информацией в этой области, осуществляет подготовку международных конвенций и рекомендаций, проводит консультации по разработке национального законодательства, организует региональные семинары по применению конвенций и другие мероприятия.

ЮНЕСКО сотрудничает с такими организациями, как Международный Совет музеев (ИКОМ), Интерпол, УНИДРУА, Всемирная таможенная организация.