Научная статья на тему 'Культурное наследие как фактор развития туризма в регионе (россия)'

Культурное наследие как фактор развития туризма в регионе (россия) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2475
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурное наследие как фактор развития туризма в регионе (россия)»

н.С. Мамешина, А.В. кротов

Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия

культурное наследие как фактор развития туризма в регионе (Россия)

В настоящее время туризм выходит на позиции одной из ведущих отраслей народного хозяйства в мировой экономике. Россия, имея огромный туристский потенциал, пока занимает скромное место на мировом рынке, в том числе в сфере культурного туризма. Так, в рейтинге стран мира по индексу конкурентоспособности сектора путешествий и туризма 2013 г. Россия занимала 63-е место. По данным Федерального агентства по туризму Российской Федерации, в 2011 г. в структуре внутреннего турпотока страны на долю культурно-познавательного туризма приходилось порядка 20%, а во въездном турпотоке этот показатель составлял более 30% [Реализация государственной политики..., 2011].

Значительную долю туристского потенциала страны составляют рекреационные ресурсы, в которых большое значение имеют объекты культурного туризма. Как показывает практика, наиболее привлекательными для туристов являются регионы, где имеются объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО, получившие широкое признание. А таких мест в России более 20, причем объектов культурного наследия - более половины.

Культурно-познавательная деятельность играет важную роль в жизни человека. Возрастает количество туристских поездок с культурно-познавательными и обучающими целями, в связи с чем происходит постоянное расширение видов и форм культурного туризма.

Термин «культурный туризм» появился относительно недавно -в 80-е гг. XX в., и берет свое начало от так называемого «туризма наследия». Привлекательными для туристов являются не только культурный ландшафт местности, искусство, культурное и историческое наследие, но и образ жизни людей, живущих в этом регионе, традиции, социальная среда и др. Цель культурного туризма заключается в знакомстве с культурой и культурной средой места посещения, включая ландшафт, знакомство с традициями жителей и их образом жизни, художественной культурой и искусством, различными формами проведения досуга местных жителей. Культурный туризм дает возможность понять интерпретацию объекта культуры, познать культуру места и его жителей. Таким образом, культурный туризм непосредственно связан с уровнем развития местного сообщества, уровнем его культуры и образом жизни [Гордин, 2001].

Существует множество определений культурного туризма, но согласно наиболее известным подходам в современном понимании культурный туризм - это перемещение индивидов за пределы их постоянного места проживания, мотивированное полностью или частично интересом посещения культурных достопримечательностей, включая

культурные события, музеи и исторические места, художественные галереи и музыкальные и драматические театры, концертные площадки и места традиционного времяпрепровождения местного населения, отражающие историческое наследие, современное художественное творчество и исполнительские искусства, традиционные ценности, виды деятельности и повседневный стиль жизни резидентов с целью получения новой информации, опыта и впечатлений для удовлетворения их культурных потребностей.

Примерно до 80-х гг. прошлого столетия культурный туризм рассматривался как относительно небольшая ниша туристского рынка. Сегодня, согласно новым данным, культурный туризм является главным направлением в сфере туризма. Всемирная туристская организация оценивала масштабы этой деятельности в 2007 г. на уровне 40% от всего числа поездок (в 1995 г. - 37%), а ее ежегодный рост - на уровне 15% [Сущинская, 2010].

В современном мире культурный туризм обеспечивает нравственное, образовательное единство человечества, способствует утверждению толерантности, т.е. уважению, принятию и правильному пониманию богатого многообразия культур нашего мира. Путешествия подразумевают межкультурное взаимодействие. Как ни один человек не может жить без каких-либо взаимоотношений с другими людьми, так и ни одна этническая общность не способна существовать в абсолютной изоляции от других народов. Практически каждый человек и этнос в той или иной степени открыт для контактов и восприятия культурных достижений других людей, народов и народностей и одновременно сам готов поделиться собственными культурными достижениями и ценностями [Садохин, 2000].

Культурный туризм, оказывая позитивное экономическое и социальное воздействие на развитие туристской дестинации, имеет важное значение. Он поддерживает сохранение культурного наследия, способствует развитию культуры и туризма. Базовой составляющей культурного туризма является культурное наследие.

Наследие является одним из объектов культурной географии, которая изучает территориальную дифференциацию культуры и отдельных ее компонентов и имеет целый ряд научных направлений, в том числе географию культурного наследия. Как известно, культурная география одной из своих практических задач ставит разработку и применение форм и методов сохранения культурного наследия, резервируя за собой важнейшую функцию накопления и реализации культурного потенциала в целях сохранения идентичности и развития нации [Веденин, 2000].

Понятие культурного наследия постепенно трансформировалось и расширялось вместе с трансформацией понятия культуры от традиционных представлений о ней как о сфере литературы и искусства к более широкой трактовке, включающей разнообразие образов жизни, основные права человека, системы ценностей, традиции и пр. [Мазуров, 1999].

Первоначально под культурным наследием понималась совокупность только недвижимых памятников истории, культуры и природы, имеющих особую ценность для мира, страны, региона. Согласно Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия, принятой на XVII сессии Генеральной конференции ООН по вопросам образования, науки и культуры, которая состоялась в Париже в ноябре 1972 г., под культурным наследием понимаются памятники, ансамбли, достопримечательные места (произведения человека или совместные творения человека и природы), а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии. В Хартии ООН «В поддержку культуры», принятой в Салониках в июне 1997 г., наследие определяется как вся совокупность природных и культурных элементов, материальных и нематериальных. Помимо музеефицированных памятников культуры, к культурному наследию относят также активную часть жизнедеятельности этноса (старинные технологии, специальные способы деятельности, традиции и т.д.). С этой точки зрения наследие представляет собой отражение исторического опыта взаимодействия человека и природы. Наследие -часть культурного ландшафта территории.

Культурное наследие формируется под воздействием этнических, экономических, исторических, географических и иных факторов. Под влиянием географического положения, природных особенностей территории и сходных исторических судеб складывались уникальные региональные особенности наследия, которые обусловлены, с одной стороны, взаимодействием этносов, с другой - формированием локальных, изолированных культур.

Культурное наследие региона необходимо рассматривать как систему, как данность для сохранения памятников, как непосредственную и существенную часть национального культурного достояния, как особенные элементы, определяющие самобытную региональную культуру [Герасименко, 2006].

Регионы, имея большое количество социально-географических, экономико-географических, историко-культурных, историко-археологи-ческих, архитектурно-художественных, культовых и других памятников, принадлежащих к наследию, не всегда обладают развитой туристской отраслью. Также не все эти объекты имеют официальный статус объектов культурного наследия, хотя многие могут претендовать на внесение в кадастр, по крайней мере, локального уровня.

В связи с этим на примере Алтайского края можно выделить наследие, которое официально признается и пользуется популярностью у туристов (Памятник В.М. Шукшину на горе Пикет в с. Сростки, «Денисова пещера» в Солонешенском районе), и есть объекты, которые как наследие не признаются, но рекламируются, например комплекс соору-

жений сереброплавильного завода («Барнаульский сереброплавильный завод ХУШ-ХХХ вв.»). Данный комплекс сейчас продвигается в рамках проекта «Барнаул - горнозаводской город». Хотя в настоящий момент объекты сереброплавильного завода находятся не в должном состоянии и не способны привлекать большой поток туристов.

Рассмотрим для примера, как влияют объекты истории и культуры на турпоток в с. Сростки Бийского района, которое стало популярным благодаря выдающемуся человеку, талантливому актеру, режиссеру и писателю В.М. Шукшину. «Шукшинские чтения на Алтае» с момента проведения первого мероприятия (25 июля 1976 г.) стали популярны у местных жителей и гостей села. Уже в 1980 г. на горе Пикет собрались тысячи людей, в том числе из отдаленных регионов. Точных подсчетов численности присутствующих не проводилось. Интерес к мероприятию сохраняется до сегодняшнего дня. В 2014 г. в Сростках собрались более 12 тыс. человек [Олейник, 2014]. Гора Пикет (294 м), являясь обзорной точкой села, также стала популярной с момента проведения фестиваля, а еще больше гора стала позиционироваться как объект туризма после открытия памятника В.М. Шукшину. История Всероссийского фестиваля «Шукшинские дни на Алтае» в Сростках дает представление об эффективной интеграции культурно-исторического наследия в сферу туризма в Алтайском крае. Такая же ситуация наблюдается как по стране, так и по миру в целом.

Но есть и обратная закономерность. В регионах, имеющих большое количество туристов, многие места, производя положительное впечатление на приезжих, становятся перспективными для их популяризации в качестве объектов туризма, а объекты, уже признанные наследием, получают больший отклик за счет их посещаемости. Для примера рассмотрим курорт федерального значения в Смоленском районе - Бе-локуриху. За счет растущего потока туристов в районе стали появляться и рекламироваться новые объекты культуры, такие как Церковь Николая Чудотворца, первая в Сибири действующая водяная мельница. Мельница, возведена в самом центре курорта, на берегу Татарского ручья и реки Белокурихи, на месте, где в начале XX в. действительно стояла водяная мельница. Ее построил прибывший на Алтай в годы Столыпинской реформы Захар Логачев. Позднее он даже стал старостой Белокурихи, но в годы Гражданской войны был зарублен шашками большевиками. С его смертью мельницы не стало. В свою очередь, сам город-курорт, получая положительные отзывы, набирает популярность на рынке туризма. Можно сказать, что существует закономерность: многие места и объекты становятся популярными и признаются наследием в связи с ростом их посещаемости, созданием благоприятного образа туристами.

И, наоборот, в регионах, где количество туристов крайне мало, интересные объекты не пользуются спросом. Для примера можно привести такие районы Алтайского края, как Змеиногорский, Курьинский,

Третьяковский и другие, где имеются привлекательные для приезжих места (Екатеринская штольня, плотина и пруд первого в мире гидротехнического каскадного сооружения, построенного в 1783-1797 гг. на р. Змеевке в г. Змеиногорске, Мемориальный музей М.Т. Калашникова, Памятный знак в честь 200-летия камнерезного дела на Алтае (1786-1986 гг.), территория камнерезного завода в с. Колывань Ку-рьинского района и др.), сюда прибывает значительно меньший турпо-ток и в основном транзитом.

Тем не менее все-таки встречаются туристы, которым интересны еще не познанные места.

Таким образом, можно сделать вывод. Объекты культурного наследия и наследие в целом играют ключевую роль в развитии туристской отрасли и являются необходимым условием для позиционирования культурного туризма в регионе. Они являются важным средством для привлечения туристов и способны создать благоприятный имидж территории путем «брендирования» историко-культурного наследия, которое, в свою очередь, используется для популяризации данной местности на туристской арене. Кроме того, наличие именно культурного наследия может способствовать развитию всевозможных видов туризма и в дальнейшем влиять на увеличение продолжительности туристского сезона в регионе.

Библиографический список

Веденин Ю.А. Формирование нового культурно-экологического подхода к сохранению наследия (в контексте истории создания Российского института культурного и природного наследия) // Экология культуры: альм. Ин-та наследия «Территория». М., 2000. С. 25-30.

Герасименко Т.И., Гладкий Т.И. Всемирное и национальное культурное наследие региона как основа развития историко-культурного туризма // Туризм и культурное наследие. Саратов, 2006. Вып. 3. 404 с.

Гордин В.Э., Сущинская М., Яцкевич И. Теоретические и практические подходы к развитию культурного туризма // Культурный туризм: конвергенция культуры и туризма на пороге XXI века : уч. пособие / под ред. Я. Брауна, В. Андерсен, В. Гордина. СПб., 2001. 212 с.

Мазуров Ю.Л. Культура и культурная политика. Послесловие к Стокгольмской конференции по культуре и развитию // Наследие и современность. 1998. №7. С. 128-144.

Олейник Я.А. История Всероссийского фестиваля «Шукшинские дни на Алтае» в аспекте интеграции культурно-исторического наследия в сферу туризма // Мир науки, культуры, образования. 2014. №6. С. 488-491.

Реализация государственной политики в области культурно-познавательного туризма в России // Министерство спорта туризма и молодежной политики Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://russiaturforum.com/ upload/presentation/314_plenam_pisarevski_kostroma.pdf.

Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология : учебник для студ. высш. учеб. заведений. М., 2000. 304 с.

Сущинская М.Д. Культурный туризм : уч. пособие. СПб., 2010. 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.