Научная статья на тему 'Культурное наследие Абылхана Кастеева: как синтез традиционной и европейской культуры'

Культурное наследие Абылхана Кастеева: как синтез традиционной и европейской культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
434
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сейтимов А. Г.

Interesting before Kasteevskiy period. The Kazakhs yore decorated their own nomad's tents varied fabric product from tree, skins. If be it attentively supervised to natty Kazakh nomad's tent, to national cloth, particularly feminine then before us are cut out variety astonishing on its artistic value national ornament, striking wealth of the color, rhythm, graphic arts compositions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурное наследие Абылхана Кастеева: как синтез традиционной и европейской культуры»

Сейтимов А.Г.

Член Союза художников СССР и РК, кандидат философских наук, доцент, зав. кафедрой

«Художественно - прикладного искусства и профессионального обучения» ЗКГУ

им.М.Утемисова

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ АБЫЛХАНА КАСТЕЕВА: КАК СИНТЕЗ ТРАДИЦИОННОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Summary

Interesting before Kasteevskiy period. The Kazakhs yore decorated their own nomad's tents varied fabric product from tree, skins. If be it attentively supervised to natty Kazakh nomad's tent, to national cloth, particularly feminine then before us are cut out variety astonishing on its artistic value national ornament, striking wealth of the color, rhythm, graphic arts compositions.

Каждый народ является носителем своей культуры. Вид изобразительного искусства живопись - часть культуры. Живопись - это вид искусства изображение на плоскости. В России этот вид жанра развивался давно, этому способствовало Феофана Грека, Андрея Рублева.

В Казахстане живописное искусство начало развиваться только в конце; Х1Х начале ХХ века. Но, до живописи хорошо развивалось прикладное искусство. Всю энергию культуры изобразительного искусства казахский народ сказал языком декоративного прикладного искусства. Свою живопись казахи переносили на предметы быта (кииз, алаша, ши, ковер и т.д. остальное показали в одежде). Основными видами казахского декоративно-прикладного искусства были: изготовление узорных войлочных ковров разных типов и предметов домашнего обихода из орнаментированного войлока: узорное качество; выделка шерстяных ворсовых и безворсовых ковров и мелких ковровых изделий; плетение узорных циновок из стеблей степного растения - чия, обмотанных и окрашенных в разные цвета шерстью; вышивка /по шерстяной и хлопчатобумажной ткани, войлоку, коже; изготовление узорных изделий из кожи; резьба по дереву; художественная обработка металлов и камня. Мироощущение казахов выражалось в ахроматическом тоне, хроматический цвет отражался в повседневной одежде, хроматические цвета отражались в торжественной праздничной одежде. У казахов представлена вся гамма сочетания цветов, образуя единый колорит. При Советской власти под диктовку идеологии изобразительное искусство делилось на две части: Советское искусство и Буржуазное искусство. Мы знаем, искусство неделимо, но есть две стороны, первая - рациональная, вторая - иррациональная. Мировоззрение казахского этноса ближе к иррациональному решению. Это связанно с религиозным мировоззрением.

Первым профессиональным основателем казахского искусства -является Абылхан Кастеев. Школу изобразительного искусства Кастеев освоил на профессиональном уровне. У Кастеева есть особая поэтичность, развивавшаяся по произведениям с народным традиционным фольклором.

Ценное качество картины, как и всех произведений Кастеева, - умение живо обрисовать национальные типы и характеры, просто и доходчиво высказать свою мысль зрителю /1/.

Русскую школу Кастеев никогда не отрицал. Русских художников Шишкина, Левитана, Васнецова, Перова считал своими учителями, кумирами. Он часто ездил в Москву, в каждой поездке он для себя открывал что-то новое.

Интересен до Кастеевский период. Казахи издавна украшали свои юрты разнообразными ткаными изделиями из кошмы, дерева, кожи. Если внимательно присмотреться к нарядной казахской юрте, к национальной одежде, особенно женской, то перед нами раскроется разнообразие изумительных по своим художественным

достоинствам национальных орнаментов, поразительное богатство цвета, ритма, изобразительность композиции. Безымянные народные мастера, продолжая веками сложившуюся традицию декорирования бытовых изделий, вкладывали в дело своих рук немало творческого воображения, фантазии, вкуса. Всеми этими качествами природа щедро наделила мать Абылхана Кастеева, которая была большой мастерицей и выдумщицей, всю жизнь сама изготавливала различные изделия и с любовью украшала ими свою юрту. Тем самым она вольно или невольно привила своему сыну Абылхану своеобразный художественный вкус, способствовала проявлению в нем задатков художника /2/.

К сожалению, за гранью внимания оставались принципиальные качества народа искусства: органическая связь с мировоззрением кочевников, семантическая наполненность и символизм орнаментального языка, философия номадов, закодированная, в пластике и ритме изображения. Главными достоинствами прикладного искусства считались эстетическая выразительность и обусловленность материального -бытовыми устоями кочевого народа.

Советская идеология преподносила казахов как малоразвитый нецивилизованный народ, который любит природу и свою землю.... Семантико-семиотический метод современного исследования применяют позволяющий, по их мнению, выделить как этномаркирующие, так и этнодифференцирующие параметры культуры собственно казахского этноса, что позволяет раскрыть универсальную смысловую значимость системы социокультурных категорий, лежащих в основе модели традиционной казахской культуры /3/.

Семантико-семиотический метод позволяет глубже раскрыть творческую деятельность казахского этноса.

Как выразилось мировоззрение, цветовидение, мироощущение казахского этноса? До Кастеева писали цветом. Народ знал, что такое цвет, это присутствие мы видим в устном народном фольклоре. Если знали цвет, то знали, как работать цветом. Наше исследование заключается в открытии использования цвета. Мы в контексте говорили, что у казахов очень хорошо развито иррациональное ощущение. Казахи обдуманно оформляют интерьер юрты. Каждый элемент юрты имеет свой идейный замысел.

Известный Казахстанский искусствовед Ергалиева Р., анализируя писала что: «...Традиционным человеком Востока, осознано и подчеркнуто державшим в своей культурной памяти все его богатейшее наследие и последовательно следующим его ритуалам и обычаям входит живопись 1960-годов, молодое поколение художников. Акценты, внесенные ими в пластический язык живописи сигнализировали об острейшей потребности в национально узнаваемом художественном самовыражении. Группы молодых художников Казахстана С.Айтбаев, Т.Тогуспаев, А.Сыдыханов, М. Кисамединов, Ш. Сариев, О. Нуржумаев, их ровесники в Узбекистане, Кыргызстане, Туркмении ставили себе задачу создания национального стиля, национальной формы в живописи, графике, скульптуре /4/.

М.Дулатов в 1910 году в своем периодическом издании «Сибирские вопросы» предупреждал казахов о надвигающемся джуте (голод).

Эта статья передает мировоззренческое мнение казахского народа: «Киргиз живет для скота, единственного источника своего существования. Все интересы группируются около стад, как около исключительной причины материального благосостояния. Поэтому понятно, почему для киргиза охрана скота представляет главную, если не единственную, цель в жизни. Как нельзя более соответствует этому приветствие, с которым по степному этикету, киргизы обмениваются при встрече: «мал-жан, бала - шага аман ба?»...( живы и здоровы ли живность, семья-дети). Это говорит о том, что у казахов на первом месте скот, так как он им кормится, одевается. В силу этого у киргиза развилась удивительная наблюдательность и чуткость ко всякого рода метеорологическим проявлением, их малейшим колебаниям» /5/.

В 1930 годах, исследуя В.Чепелев писал: «Мотивы, близкие ряду старейших казахских узоров, мы находим и в скифо-алтайском круге искусства. Раскопки на Алтае и в Ойротии также обнаружили в древней резьбе и в обрывках тканей стилистически очень родственные мотивы»,-Казахский народный орнамент/Вводная статья и прим. к таблицам В. Чепелева;

«Народы, населявшие территорию Казахстана до появления казахов на исторической арене (скифы, гунны и др.) оставили свой след в их художественной культуре. Древние авторы, от Геродота до византийского историка Меандра Протектора, повествуют об этих народах. ...казахи унаследовали художественную культуру более древних народов, объясняется преемственная связь созданного ими искусства с древней орнаментикой Северной Монголии, в частности, с тканями, шерстяными коврами курганов Ноин-Улы. К этому заключению можно прийти сравнивая казахский узор на войлоках с фрагментами ковров из Ноин-Улы» /6/. В начале XX веков в научных трудах на территории Кавказа было отмечено наличие населенных пунктов с казахским этнонимом .

В свое время С.Дудин, В.Чепелев, В.Кантор, С.И.Руденкр, А.Маргулан, Ш.Уалиханов, Т.Басенов, Е.Микульская, А.Медоев, З.Самашев и другие ученые и исследователи искусства в научных трудах и известных публикациях вели разговор о некоторых национальных особенностях прикладного искусства.

Однако, во многих трудах ученых и исследователей искусства философские и методологические проблемы богатого национального свойства казахского орнаментального искусства с научной точки зрения не правильно оценены и не нашли правильного решения.

Например, один из первых исследователей особенностей расположения орнаментов казахского прикладного искусства и орнаментов на изделиях домашнего обихода текемет, алаша, ковер, баскур С.Дудин говорил о названном виде прикладного искусства, что в связи с его многочисленным выпуском этот вид искусства постепенно угаснет и под конец вовсе исчезнет.

С односторонним мнением ученого Е.Р.Шнейдера, об отрицании некоторых особенностей прикладного искусства казахского орнамента мы не согласны. «Казахская орнаментика представляет собой как бы один своеобразный и оригинально разработанный срез общетурецкой художественной кочевнической культуры... корни этой последней вышли из иранского мира» /7/.

Об этом В.Чепелев делает правильное заключение: «Крайне вредна встречающаяся еще иногда в литературе точка зрения, отрицающая самостоятельное историческое развитие казахского узора, его народную традицию, - это в основе неверная постановка вопроса. Казахское народное творчество имеет свою самостоятельную историю свои специфические особенности, и, какие бы широкие взаимодействия ни определяли становление казахского искусства, ценности его создавались в органическом синтезе и преобразовании всех этих подпочвенных питательных соков... Единство социальной среды, известная схожесть естественно-производственных условий, тесная историческая связь определяли родство казахского искусства с искусством киргизов и некоторых народов Азии, близость ряда мотивов, ассимиляцию некоторых художественных форм. Но эта родственность не является тождественностью /8/.

Орнамент эмпирически присутствует в нашей жизни, дан нам в ощущениях, и более того, передан нам в наследство от предыдущих поколений. Орнамент является одним из древнейших свидетельств мыслительной деятельности человека, стремящейся к абстрактным (отвлеченным от реальных объектов) формам, при том свидетельством «запечатлевающим» и остающимся неизменным на протяжении тысячелетий.

Орнамент, вне всякого сомнения, является бесспорной ценностью многовекового духовного и культурного наследия казахского народа. Орнамент, безусловно, является духовным и культурным наследием казахского этноса. «Орнамент молчаливо свидетельствует о совершенном эстетическом чувстве, которое развивалось на

протяжении столетий. В орнаменте народ решил одну из сложнейших задач искусства -проблему своеобразного художественного синтеза, выражавшего отношение к вселенскому миру, являясь в то же время художественно эстетическим средством оформления жизненной среды» - считает К.Ш.Нурланова /9/.

Некоторые ученые исследователи Западных стран долгое время придерживались старого шаблона в оценке стиля орнаментального искусства народов Востока. Запрещение рисовать бога исламской веры и человека ученые Фзарре, Е.Херцфельд, А.Попе связывают с главным идеологическим оружием арабских завоевателей. Неправильность этой концепции - это другая сторона разговора.

Задавая вопрос В.Чепелев, сам же дает ответ: «Возникает вопрос: почему содержание старого казахского искусства исходит свое выражение только в орнаментальной форме. С ее условными изображениями и простотой декоративных формул? Объяснение этому надо искать в своеобразии обстановки исторического развития казахской культуры. Художественный труд казахов в прошлом определялся главным образом условиями семейно-родового уклада и только начинал подниматься до уровня ремесленной фазы развития. Он был связан с кочевым производством и во многом подчинен ему. Производство художественных изделий сохраняло еще характерный отпечаток общественно неразделенного труда. Узотворчество было продуктом художественной деятельности всего народа. Формы художественного познания определились примитивными религиозными представлениями о мире. Уже можно считать установленным, что древний принцип узорной декорировки вещи развился в результате того, что народная фантазия приписывала магический смысл орнаменту и считала изображение определенных узоров необходимым для успешного развития хозяйственно-производительной деятельности» /10/.

Такие ученые как Н.Я.Марр, М.Ферворн, Г.Кюн, Д.Фрэзер, исследовавшие текст орнаментальной лингвистики, изучая секреты орнамента, знаков считали, что все эти признаки говорят о народе, стоящем на первоначальной ступени развития общества, о его сознательности.

По мнению американского ученого Ф.Б.Боаса: «Обширные исследования о декоративном искусстве во всех частях света доказали, что декоративный рисунок практический ассоциируется с известным символическим значением» /11/.

В литературе, особенно периода советской власти, исследовавшей орнамент, есть поиск реальных явлений. «Реальное явление, понимаемое в его примитивно-магической «сущности», было обречено на изображение в схематичном образе, в условной, фантастической иносказательности узора. Это можно увидеть, например, в орнаментике разнообразных казахских ковров» /12/.

Значение казахского художественного орнамента очень велико. «В старом казахском народном искусстве в основе многомысленных розеток и узоров лежат элементы изображение рогов животных, их голов, их силуэтов. Такие узоры можно встретить на кошмах, в ткани, в вышивке, во всех видах народного искусства. Условные изображения животных являлись художественного магическими формулами, заклинаниями, символами успеха кочевого производства. Они дифференцировались в цвете и обогощались в декоративных композициях различными сочетаниями».

Ценность мнения К.Нурлановой в том, что она рассматривает орнаментальную систему в пространственной и временной измерениях: «Глубокий внутренний смысл этих орнаментальных мотивов в том, что они отражают художественное познание мира в его временных и пространственных измерениях. Это-изображение художественного времени и художественного пространства.

Безусловно, что в первоначальном значении орнамента лежит единое мировоззренческое понятие и мифопоэтическое познание. Со временем орнамент теряет свое первоначальное значение и до нас может дойти значение, связанное с социальным условием. «Бывает, что геометрический орнамент /круг/, утратив свое прежнее значение,

может оказаться осмысленным заново. Тогда отдельные мотивы, чем-либо напоминающие конкретные предметы, животных, части тела, получают соответствующие названия. Иногда они бывают устойчивые, а порой и нет. В данном случае, нам кажется, мы имеем дело именно с таким вторичным осмыслением по внешнему сходству. Подобное сходство с зооморфным или другими формами, уверенность, что эти узоры действительно изображают то или иное животное, тот или иной предмет, приводят к тому, что они дополняются новыми деталями, усиливающими внешнее сходство» /13/.

Потеряв свое смысловое значение, орнамент становится просто декоративной расцветкой. «Когда многие мотивы орнамента утратили свое магическое содержание (...), тогда развивалось разнообразие композиционного сочетания и декоративной расцветки этих мотивов, и у народных мастеров появились условия и возможности для более богатой декорировки вещи. Традиционный узор превратился, в новую по колориту, в новую по композиции, украшающую фигуру» /14/.

Орнамент и вправду не только красив, но и имеет глубокое значение и познание. Народ сумел красиво и мастерски передать увиденное из жизни своему поколению.

Модель национальной картины мира в живописи 1960-х создавалась художниками интеллектуально и в то же время страстно. Входя в искусство, они осознанно ставили себе задачу, воссоздать мир Великой степи в живописи в соответствии с законами жизни, культуры самого этого прообраза. Их степь представляла собой визуальную реконструкцию тюркской конценции мира (ее ясной, четкой структуры) через стилистически узнаваемые, отработанные традицией, стилистические приемы прошлого. Подчеркнуто узнаваемо прочерчивались линии преемственности культуры на этой земле. В искусстве этого поколения шла попытка через идеализацию патриархального, традиционного мира путем провозглашения его ценности самоутвердиться в современном искусстве. Таким образом, они искали истоки, твердую почву под ногами нового для казахской культуры вида искусства./4./. Культурное наследие Абылхана Кастеева: как синтез традиционной и Европейской культуры. В чем заключается сущность живописи Кастеева? Именно А. Кастеев является мостом и носителем двух культур. Он очень хорошо знал народное искусство: органическая связь с мировоззрением кочевников, семантическая наполненность и символизм орнаментального языка, философия номадов, закодированная в пластике и ритме изображения. Он сумел связать свои знания с живописью.

Литература

Е.Б. Вандровская, И.Х. Кучис, И.А, Рыбакова Изобразительное искусство Казахский ССР Альбом. Изд. «Советский художник» Москва 1957.

Г.Сарыкулова Начало путы //Абылхан Кастеев Алма-Ата «0нер»1986 С18.

3. Шаханова Нуриля Жаксыбековна семантико-семиотический анализ традиционной культуры казахов (философски - культурологический аспект). Автореферат диссертации на соискание ученый степени доктора

философских наук. Республика Казахстан Алматы 1999 36с.

4. Райхан Ергалиева Феномен степи в живописи монография Алматы «Арда» 2008 С89.

5. Дулатов М. Голод грозит!...//Сибирские вопросы. 1910. -№3 7.

6. Марр Н.Я. Кавказский культурный лир и Армения.//Журнал Министерства народного просвещения. -1915.

7. Шнейдер Е. Р. Казахская орнаментика Сб. «Казахи: Антропологические очерки». Вып.П.-Лх Изд. Академии наук, 1927.-С. 159.

8. Казахский народный орнамент / Вводная статья и прим.к таблицам В.Чепелева; Зарисовки художника Е. А.Клодта.-М.: Гос.изд-во «Искусство» 1939(7).

9. Нурланова К.Ш. Символика мира в традиционном искусстве казахов. В кн.Кочевники: Эстетика. Алма-Ата 1993 с.225

10.Казахский народный орнамент / Вводная статья и прим.к таблицам В.Чепелева;

Зарисовки художника Е.А.Клодта.-Мх Гос.изд-во «Искусство» 1939(7).

11. Боас Ф.Б.Ум первобытного человека.-М.: Гиз, 1926.-С. 126.,.

12. Ремпелъ Л.И.Искусство Среднего Востока.-М.: Советский художник, 1978.-288с.-(196).

13. Лессинг Г.Э. Избранные произведения.-М.,1953.-С5'63.

14. Гете. Простое подражание природе, манера и стиль //Статьи и мысли об искусстве. -Л.-М., 1936.-С.14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.