Научная статья на тему 'Культурно-психологические основания национальной безопасности. Концепт "современная война" в представлении студентов (на материале анализа результатов ассоциативного эксперимента)'

Культурно-психологические основания национальной безопасности. Концепт "современная война" в представлении студентов (на материале анализа результатов ассоциативного эксперимента) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
87
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ASSOCIATIVE EXPERIMENT / КОНЦЕПТ "СОВРЕМЕННАЯ ВОЙНА" / CONCEPT "MODERN WAR"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Копцева Наталья Петровна, Резникова Ксения Вячеславовна

В статье раскрываются особенности проведения исследования социальных процессов и явлений с использованием метода ассоциативного эксперимента. В качестве фразы-стимула изучалось восприятие концепта "современная война". Исследование проводилось среди студентов-бакалавров и магистрантов СФУ гуманитарных и технических направлений подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND PSYCHOLOGICAL GROUNDS OF NATIONAL SECURITY. CONCEPT "MODERN WAR" IN STUDENTS VIEWS (ON THE OUTCOMES OF THE ANALYSIS OF ASSOCIATIVE EXPERIMENT)

The article considers the peculiarities of conducting research of social processes and events using associative experiment method. The perception of concept "modern war" is studied as a phrase-stimulus. The research is conducted among Bachelors and Masters students of humanities and technical directions of training at Siberian Federal University.

Текст научной работы на тему «Культурно-психологические основания национальной безопасности. Концепт "современная война" в представлении студентов (на материале анализа результатов ассоциативного эксперимента)»

УДК 303.447

Наталья Петровна КОПЦЕВА,

заведующая кафедрой культурологии Гуманитарного института Сибирского федерального университета (г. Красноярск), доктор философских наук, профессор

decanka@mail.ru

Ксения Вячеславовна РЕЗНИКОВА,

старший преподаватель кафедры культурологии Гуманитарного института Сибирского федерального университета (г. Красноярск), кандидат философских наук, доцент

axyuta85@yandex. ги

КУЛЬТУРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. КОНЦЕПТ "СОВРЕМЕННАЯ ВОЙНА" В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ (НА МАТЕРИАЛЕ АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА)

CULTURAL AND PSYCHOLOGICAL GROUNDS OF NATIONAL SECURITY. CONCEPT "MODERN WAR" IN STUDENTS VIEWS (ON THE OUTCOMES OF THE ANALYSIS OF ASSOCIATIVE EXPERIMENT)

В статье раскрываются особенности проведения исследования социальных процессов и явлений с использованием метода ассоциативного эксперимента. В качестве фразы-стимула изучалось восприятие концепта "современная война". Исследование проводилось среди студентов-бакалавров и магистрантов СФУ гуманитарных и технических направлений подготовки.

The article considers the peculiarities of conducting research of social processes and events using associative experiment method. The perception of concept "modern war" is studied as a phrase-stimulus. The research is conducted among Bachelors and Masters students of humanities and technical directions of training at Siberian Federal University.

Ключевые слова: ассоциативный эксперимент, концепт "современная война".

Keywords: associative experiment, concept "modern war".

Ассоциативный эксперимент, с помощью которого в настоящей работе предполагается изучить феномен современной войны, - это метод, возникший еще в конце XIX века. По некоторым источникам, его первооткрывателем был английский ученый Ф. Гальтон. В 1879 г. он опробовал придуманную им самим методику, процедура которой состояла в следующем. Он написал 75 слов по одному на 75-ти

карточках, отложив после этого их на несколько дней. По прошествии некоторого времени вернулся к карточкам, переворачивал каждую по очереди и записывал две ассоциации, первыми пришедшими в голову при прочтении слова. Полученные в ходе эксперимента результаты были уничтожены Ф. Гальтоном, поскольку раскрывали сущность мыслительных процессов настолько ясно, что не представлялось

возможным найти соответствующую форму для их описания и публикации, которая бы их не замутнила.

К ассоциативному эксперименту в своей практике прибегал К.Г. Юнг с целью "достичь темной сферы человека" [4]. Метод ассоциативного эксперимента он называл "словесными ассоциациями" или "ментальными ассоциациями" и полагал одним из трех средств, наряду с анализом сновидений и "методом активного воображения", для обнаружения архетипических образов коллективного бессознательного. К.Г. Юнг предлагал испытуемым перечень из ста слов, зачитывая по одному и фиксируя время, потраченное на написание ассоциации. Помимо временных характеристик К.Г. Юнг обращал внимание на реакцию, сопровождающую возникновение ассоциаций. Если пациент нервничал, запинался, К. Г. Юнг обращал особое внимание на стимул, вызвавший такую реакцию, полагая, что он есть свидетельство того, что испытуемый натолкнулся на комплекс. После проработки всех ста слов К.Г. Юнг повторял список снова, обращая внимание еще и на те слова-стимулы, реакции на которых не совпали в первом и во втором прочтениях. Всего за свою практику К.Г. Юнг обнаружил 12 типов нарушения реакции, которым и следовало уделять внимание: "Если вы хотите знать, что беспокоило этого человека, взгляните на слова, вызывавшие нарушения. Свяжите их, и у вас получится неплохая история" [4].

Психологи вслед за К.Г. Юнгом продолжают использовать ассоциативный эксперимент, но в современной науке он также применяется в лингвистике, социологии, политологии. Например, с его помощью можно узнать более правдивые настроения электората, чем те, которые демонстрируют обычные социальные опросы. Здесь можно упомянуть работу Е. Красовой, исследовавшей образы политиков федерального и регионального (Воронежская область) уровней с помощью направленного ассоциативного эксперимента (ассоциирование с птицами, цветами и литературными героями) [2], а также статью Т.А. Бон-

даренко, занимавшейся изучением восприятия населением правоохранительных органов. [1 ]

Вместе с практикой применения ассоциативного эксперимента идет и его теорети-зация: выделяются его разные виды (например, свободный и направленный), оговариваются характеристики выборки и др. Так, если касаться вопроса о выборке, исследователи полагают, что наиболее эффективно обращаться к аудитории молодых людей в возрасте от 17 до 25 лет, "для которых язык стимулов является родным. Считается, что к этому возрасту в основном завершается формирование словарного запаса и языковых способностей личности. В психолингвистике отмечается, что у большинства людей эти качества остаются относительно стабильными на протяжении всей жизни" [3, с. 154]. Хотя не следует забывать и о погрешностях, которые повлечет за собой обращение исключительно к молодежной аудитории. В частности, можно предположить, что при изучении феномена современной войны результаты, полученные в ходе работы с молодыми респондентами и респондентами-пенсионерами, будут различаться, потому как у этих групп населения различные источники получения информации: у первых это прежде всего сеть Интернет, у вторых - телевизор и печатные СМИ.

Ассоциативный эксперимент с фразой-стимулом "современная война" был проведен среди студентов-бакалавров и магистрантов СФУ гуманитарных и технических направлений подготовки. Всего в нем участвовали 100 человек. Было получено 892 ассоциации, то есть среднее число на одного человека - почти девять. Из общего числа ассоциаций количество нейтральных - 248 (27,80%), отрицательных - 573 (64,24%), положительных - 71 (7,96%). То есть отрицательных ассоциаций в 8 раз больше, чем положительных.

Далее рассмотрим наиболее часто встречающиеся ассоциации. Они будут представлены в двух таблицах. В таблице 1 - ассоциации в том виде, в котором они были записаны респондентами; в таблице

Таблица 1

НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ АССОЦИАЦИИ С ФРАЗОЙ "СОВРЕМЕННАЯ ВОЙНА" (5 И БОЛЕЕ РАЗ)

Ассоциация Количество Процентное соотношение

повторений, с общим количеством

ед. ассоциаций (892 ед.), %

Смерть 23 2,58

Информационная война 22 2,47

Украина 18 2,02

СМИ 16 1,79

Боль 14 1,57

Кровь 14 1,57

Страх 14 1,57

Информация 11 1,23

Оружие 11 1,23

Политика 11 1,23

Ядерное оружие 10 1,12

Глупость 9 1,01

Интернет 9 1,01

Ложь 8 0,90

Насилие 8 0,90

Разрушения 8 0,90

Убийства 8 0,90

Америка 7 0,78

Атомная бомба 7 0,78

Голод 7 0,78

Жертвы 7 0,78

Жестокость 7 0,78

Ядерная война 7 0,78

Санкции 6 0,67

Дети 5 0,56

Конфликт 5 0,56

Обама 5 0,56

Слезы 5 0,56

Страдание 5 0,56

Ужас 5 0,56

2 представлены ассоциации, прошедшие первичную обработку, сгруппированные на основе ее по общим признакам. Например, в таблице 1 отдельно наличествуют ассоциации "информационная война" и "информация", в таблице 2 они представлены совместно. В таблицах представлены сами ассоциации, количество их повторений (а следовательно, и процентное соотношение с общим количеством респондентов, поскольку в эксперименте приняли участие 100 человек) и процентное соотношение с общим количеством ассоциаций 892 ед.

Представленные в таблице 1 ассоциации можно сгруппировать по смыслу следующим образом.

Тип войны: информационная (22), ядерная (7). Более 20% респондентов полагают, что современная война - это война информационная, 7% - ядерная. Кроме того, были перечислены следующие типы войн, ассоциирующиеся у студентов с современными войнами: война идеологий монархистов и либералов; война ислама и Европы; война математиков и гуманитариев; война между братьями; война не за

территорию, а за лидерство; война полов; война технологий; война СМИ; война поколений; гибридная война; гражданская война; новостная война; религиозная война; секретная война; химическая война; экономическая война (каждая из войн была упомянута лишь одним респондентом); атомная война (2). В целом процент полагающих, что современная война - ядерная, может быть увеличен за счет тех, кто назвал ассоциацию "атомная война" (2), а процент полагающих, что современная война - информационная, - за счет назвавших войну СМИ и новостную войну.

Средства ведения современной войны: СМИ (16), информация (11), оружие (11), ядерное оружие (10), Интернет (9), атомная бомба (7). Слова, составляющие данную группу, могут быть разделены на три категории: общее обозначение (оружие), средства ведения информационной войны (СМИ, информация, Интернет), средства ведения ядерной/атомной войны (ядерное оружие, атомная бомба). Вторая и третья подгруппы позволяют понять, какое оружие имеется в виду: в первую очередь -информационное, во вторую - ядерное/ атомное. В целом разделение средств ведения войны на ядерные (18 упоминаний) и информационные (36 упоминаний) еще раз подтверждает, что два основных типа современной войны - информационная и ядерная. Основные средства ведения информационной войны, по мнению респондентов, это СМИ и сеть Интернет. Можно предположить, что на долю сети Интернет приходится значительная доля упомянутых СМИ (9 из 16), о конкретизации остальных на данном этапе интерпретации полученных данных говорить не представляется возможным.

Образ действий, характеризующий современную войну: политика (11), санкции (6), конфликт (5). Конфликт - это столкновение двух или более несогласных друг с другом сторон, он может послужить как началом войны, так и в принципе быть синонимом войны. Одно из возможных действий во время конфликта - это введение санкций, т. е. мер, направленных одной

стороной против другой, обвиняемой стороны. Политика может пониматься в контексте данной группы в нескольких аспектах. С одной стороны, это деятельность, направленная на разрешение конфликта. С другой - это деятельность в интересах государства, могущая привести к конфликту. С третьей, в наиболее широком смысле, - это деятельность, включающая в себя и введение санкций, и разжигание, и урегулирование конфликта.

Наименования государств: Украина (18), Америка (7). Почти каждый пятый респондент связывает современную войну с военными действиями, ведущимися на территории Украины. США значительно реже ассоциируются с современной войной. Следует отметить, что помимо Украины и США респондентами упоминались в связи с современной войной Россия и Китай. Следовательно, другие государства в представлениях студентов не имеют отношения к современным войнам.

Политические деятели: Б. Обама (5). Наиболее часто по сравнению с другими политическими деятелями (Коломойский, Порошенко, Псаки, Путин, Яценюк) с современной войной у студентов ассоциируется президент США Б. Обама, но при этом респондентами не даются оценки его деятельности. Поэтому очевидно, что он втянут в современные войны, но в качестве агрессора либо же миротворца - по результатам ассоциативного эксперимента судить сложно. Следует отметить, что практически все упомянутые студентами политические деятели оценены ими нейтрально, исключение составляет лишь В. Путин: из трех упоминаний одно окрашено положительно ("Путин - молодец!").

Участники современной войны: жертвы (7), дети (5). Интересно, что наиболее частотными являются именно эти ассоциации, указывающие на пассивных участников современной войны, тех, кто подвергается ее воздействию. Ассоциации "воины", "солдаты", "генералы", "люди", "политики" встречаются реже. Следовательно, по отношению к современной войне оказываются значимыми не столько те, кто ее развя-

зывает и ведет, сколько те, кто вынужден в ней участвовать, вынужден на себе испытывать ее воздействие. Примечательно, что от современной войны в большей степени страдают дети, а не взрослые.

Атрибуты современной войны: смерть (23), боль (14), кровь (14), убийства (8), ложь (8), насилие (8), разрушения (8), голод (7), жестокость (7), страдание (5), слезы (5). Среди атрибутов, явлений, сопутствующих современной войне, наиболее частотным является ассоциация "смерть" - лидер по частотности среди всех ассоциаций. Большая часть представленных в данной группе ассоциаций связана с вредом, наносимым человеку. Такие ассоциации можно разделить на две подгруппы: во-первых, связанные с тем, кому этот вред наносится; во-вторых, с теми, кто вред причиняет. В первой подгруппе следующие понятия: смерть, боль, кровь, голод, страдание, слезы (45); во второй - убийства, насилие, жестокость (23). В количественном отношении первая подгруппа фактически в два раза превосходит вторую, что еще раз указывает на важность в современной войне не активных ее участников, а жертв, на которых оказывается основное воздействие (см. пункт "участники современной войны"). Не связанными напрямую с нанесением вреда человеку являются две ассоциации - "разрушения" и "ложь". Ассоциация "разрушение" может свидетельствовать о том, что в первую очередь ущерб во время современной войны наносится непосредственно человеку. Разрушения городов, каких-либо объектов не столь важны, что отражается в соотношении частоты встречаемости ассоциаций, относящихся к человеку и ассоциации "разрушения", - 68 к 8-ми. Понятие "ложь" указывает на характер ведения современной войны, это не открытые честные сражения, напротив -современная война основана на обмане, искажении.

Оценочные характеристики современной войны: страх (14), глупость (9), ужас (5). Современная война оценивается студентами исключительно негативно, причем ими используются весьма сильные характе-

ристики - страх, ужас. Современная война не только внушает страх, но и не находит одобрения среди респондентов, она оценивается как глупость, нелогичность, несоответствие здравому смыслу. Сходными по значению являются менее частотные ассоциации "бред", "абсурдность" и т.п.

Объединение отдельных ассоциаций в группы, с одной стороны, позволяет уточнить понимание респондентами современной войны, но с другой стороны, некоторые моменты оказываются обобщены и не поддаются детализации. Это касается таких ассоциаций, как "информация", "холод", "ядерный" и т.п., вобравших в себя отдельные характеристики исследуемого феномена, такие как, к примеру, "ядерный взрыв", "ядерная зима", "ядерное оружие" и др. Следовательно, не все из выделенных прежде смысловых групп могут быть рассмотрены на основании данных, представленных в таблице 2. В частности, это касается группы "тип войны", поскольку характеристики, служащие наименованиями типов войн (холодная, информационная, ядерная, атомная, химическая), вошли в укрупненные ассоциации - "холод", "информация", "ядерный", "атомный", "химия". Следовательно, ниже они будут представлены в других смысловых группах.

Средства ведения современной войны: информация (38), оружие (28), ядерный (23), СМИ (18), бомба (13), атом (12), технологии (11), взрыв (7), химия (6), новости (5), компьютер (5), ТВ (5). В рамках рассмотрения данной смысловой группы необходимо сделать несколько замечаний. Во-первых, средства ведения современной войны могут быть разделены на две подгруппы - связанные с оружием, вооружением в традиционном их понимании (ядерный, бомба, атом, взрыв, химия); связанные с ведением нового типа войн - информационных (СМИ, новости, сеть Интернет, ТВ). Количество ассоциаций второй подгруппы численно превосходит показатели первой (71 к 61), и это при том, что в первой подгруппе собраны ассоциации, касающиеся разных типов войн, во второй -только информационной. Следовательно,

все же именно информационная война в большей степени понимается как современная война. Во-вторых, рассмотрение ассоциаций из первой группы позволяет отметить, что ведение контактных боев, когда воины встречаются лицом к лицу, перестало быть актуальным в наше время. Современная война - это применение бомб, химического и ядерного оружия. В-третьих, ассоциации из второй подгруппы позволили уточнить источник информации как средства ведения современной войны: это не только упоминавшаяся ранее сеть Интернет, но также телевидение; новости в целом, без привязки к носителю.

Образ действий, характеризующий современную войну: политика (14), конфликт (8), борьба (6), экономический (5). Расширение аналогичной группы, представленной на основании данных таблицы 1, произошло за счет ассоциаций "борьба" и "экономический". Борьба может указывать на то, что конфликтность в современных войнах чаще не снимается, перерастает в затянувшуюся борьбу. "Экономический" может являться характеристикой как конфликта, так и принимаемых сторонами санкций.

Наименования государств: Америка (США) (18), Россия (9), США-Россия (6). Данная смысловая группа позволила понять, какие страны наибольшим образом в представлениях респондентов соотносятся с современной войной, это США и Россия. Причем в ряде случаев напрямую указывается на противостояние этих государств - "США против России". Интересно, что США по количеству упоминаний во всех возможных вариациях сравнялись с частотностью ассоциации "Украина". Нельзя не связать такие численные показатели и противоборство США и России. Эти факторы свидетельствуют о том, что современная война ведется между двумя странами, США и Россией, за третье государство -Украину. Еще одной стороной, втянутой в отношения США и России, является Китай, но его роль в событиях вокруг Украины ме-

нее значима, с точки зрения студенческой аудитории.

Участники современной войны: жертвы

(10), люди (9), дети (6), народ (5), лидер (5). По отношению к ассоциациям, собранным в данной смысловой группе, стоит отметить, что роль лидера весьма не велика по сравнению со значением других акторов.

Атрибуты современной войны: смерть (27), кровь (16), разрушения (11), ложь

(11), жестокость (10), убийства (9), страдание (6), холод (8), гибель (5). Расширение аналогичной смысловой группы ассоциаций на основе данных таблицы 1 произошло за счет понятий "холод" и "гибель". "Гибель" лишь увеличивает количество ассоциаций, связанных с подверженностью воздействий войны. "Холод", с одной стороны, является определением для одного из возможных типов современной войны - холодная, что указывает на время, с которым респонденты связывают появление нового, современного типа войн, - вторая половина ХХ века. С другой - это еще одна негативная ассоциация, характеризующая современную войну наряду с темнотой, пылью и прочим.

Оценочные характеристики современной войны: страх (15), безумие (5). Расширение данной смысловой группы произошло за счет понятия "безумие", которое также свидетельствует о неодобрении респондентами современной войны, как и ассоциация "глупость", но только в еще более сильной форме.

Феномены, на которые посягает современная война: мир (11), жизнь (6). Без обращения к фразам, составными частями которых являются обозначенные понятия, можно было бы объединить их в группу "феномены, противостоящие современной войне". Но практически все примеры их употребления ("угроза мировому порядку", "язва на теле мира", "передел мира", "конец жизни", "ничего живого" и др.) указывают на то, что жизнь и мир - то, на что в первую очередь воздействует современная война.

Таблица 2

НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ СГРУППИРОВАННЫЕ АССОЦИАЦИИ С ФРАЗОЙ "СОВРЕМЕННАЯ ВОЙНА" (5 И БОЛЕЕ РАЗ)

V N Ы и Й .„.О4 И Г. «о.—. О 13 «

Группа ассоциаций & о Ь И о В о е V V N < о §!5оо ° о* <и М I 1 о о ° о С й Ассоциации, вошедшие в группу

1 2 3 4

Информация 38 4,26 Информационная война, информация, ложная информация, максимальная информативность, недостаток информации, переизбыток информации, перехват информации

Оружие 28 3,14 Бактериологическое оружие, биологическое оружие, без оружия, запугивание фантомным оружием, оружие, химическое оружие, ядерное оружие

Смерть 27 3,03 Бессмысленная смерть, массовые смерти, много смертей, смерть, смерть молодых

Ядерный 23 2,58 Ядерная угроза, ядерные бомбы, ядерная война, ядерная зима, ядерное оружие, ядерный взрыв

Америка, США 18 2,02 Америка, Америка-освободитель, Китай - США, Китай - США - Россия, Россия и Америка, США, США и Россия, США против России, две противоборствующие силы: с одной стороны - блок, возглавляемый США, с другой - Россией

СМИ 18 2,02 Война СМИ, СМИ, СМИ рисует картину мира

Кровь 16 1,79 Бескровная, кровавость, кровь, хладнокровный

Страх 15 1,68 Страх, страшно

Политика 14 1,57 Политика, политики, политические игры, политические сражения

Бомба 13 1,46 Атомная бомба, бомба, бомбоубежище, водородная бомба, ядерные бомбы

Атом 12 1,35 Атомная война, атом, атомная бомба, атомная электростанция

Ложь 11 1,23 Ложная информация, ложные сведения, ложные ценности, ложь

Мир 11 1,23 Война за мир, мир, мировая война, можно мирно, передел мира, перемирие, полисный мир, угроза мировому порядку, уничтожение мирного населения, язва на теле мира

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разрушения 11 1,23 Разрушения, разрушенные города, разрушительная война, большие разрушения

Окончание таблицы 2

1 2 3 4

Технологии 11 1,23 Война технологий, высокие технологии, компьютерные технологии, новые технологии, современные технологии, технологичная

Жертвы 10 1,12 Жертвы, жертвенность, много жертв, многочисленные жертвы

Жестокость 10 1,12 Жестокая, жестокость, невероятная жестокость

Люди 9 1,01 Злые люди, зомби-люди, зомбирование людей, люди, программирование людей, равнодушие к людям, тупые люди, убийство ни в чем не повинных людей

Россия 9 1,01 Китай - США - Россия, Россия, Россия и Америка, сильное влияние России, США и Россия, США против России, фермерство в России, две противоборствующие силы, с одной стороны, блок, возглавляемый США, с другой - Россией

Убийства 9 1,01 Убийства, убийства ни в чем не повинных людей

Конфликт 8 0,90 Военный конфликт, конфликт, конфликт, охватывающий большинство стран, конфликты между странами

Холод 8 0,90 Вечный холод, холодная война, хладнокровный, холод

Взрыв 7 0,78 Большой взрыв, взрывы, ядерный взрыв

Борьба 6 0,67 Борьба, борьба двух сверхдержав посредством других государств, борьба за право быть лидером, борьба между странами

Дети 6 0,67 Дети, детский дом

Жизнь 6 0,67 Жизнь, конец обычной мирной жизни, ничего живого, утрата ценности жизни, лучше жить

Страдание 6 0,67 Страдание, страдание невинных

США/РФ 6 0,67 Китай - США - Россия, Россия и Америка; США и Россия, США против России, две противоборствующие силы, с одной стороны, блок, возглавляемый США, с другой - Россией

Химия 6 0,67 Химия, химическое оружие, химическая война

Безумие 5 0,56 Безумие, безумная улыбка

Гибель 5 0,56 Гибель, гибель всего живого, гибель невинных

Компьютер 5 0,56 Компьютер, компьютерные игры, компьютерные технологии

Лидер 5 0,56 Борьба за право быть лидером среди других, война не за территорию, а за лидерство, лидер, лидерство, КНР как лидер

Народ 5 0,56 Международные отношения, народы, братские народы, уничтожение мирного народа

Новости 5 0,56 Новости, новостная война

ТВ 5 0,56 ТВ, телевидение, телевизор

Экономический 5 0,56 Экономика, экономическая война, экономические карусели, экономический кризис, экономический спад

Подводя итоги, можно перечислить наиболее важные характеристики современной войны, обнаруженные в ходе проведения ассоциативного эксперимента. Первая современная война в понимании студенческой аудитории - холодная война, война второй половины ХХ века. Ее основными участниками были США и СССР, в настоящее время наиболее часто ассоциируются с современной войной те же государства - США и Россия, наследовавшая Советскому Союзу. Не уступает США по частоте упоминаний и Украина, на территории которой и ведется в настоящее время современная война. Стоит отметить, что если страны-участницы войны респондентами обозначены, то лидеры этих стран оказываются не столь значимыми: Б. Оба-ма, В. Путин, А. Яценюк, А. Порошенко, Дж. Псаки упоминаются значительно реже, единично. В целом наблюдается отсутствие одушевленных активистов современной войны: солдаты, генералы, воины упоминаются студентами нечасто. Внимание

сконцентрировано на страдающей стороне - на жертвах: людях, а главное - на детях. Скрытость, завуалированность образов агрессоров, активных участников современной войны можно связать с типами войн, с которыми наиболее тесно ассоциируют современную войну, и со средствами ее ведения. Так, современная война -это прежде всего война информационная, ее ведение осуществляется посредством СМИ, сети Интернет, новостей, телевидения. На втором месте по популярности среди типов войн - ядерная (атомная) с присущими ей взрывами, бомбами, ядерной зимой и др. Обе названные разновидности современной войны свидетельствуют, что контактные бои, лицом к лицу, перестали быть актуальными, современная война ведется иными средствами. В частности, средствами, которые на протяжении большей части ХХ века нельзя было помыслить в качестве оружия, - образами, транслируемыми телевизором и компьютером.

Библиографический список

1. Бондаренко, Т.А. Стереотип восприятия правоохранительных органов в Дальневосточном регионе / Т.А. Бондаренко// Социологические исследования. - 2006. - №1. - С. 99-103.

2. Красова, Е. Специфика ассоциативного эксперимента в исследовании образов политиков / Е. Красова// Научно-культурологический журнал. - 2010. - № 13. - URL: http:/ /www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www. woa/wa/Main?textid = 2706&level1 =main&level2=articles.

3. Паутова, Л.А. Ассоциативный эксперимент: опыт социологического применения / Л.А. Паутова// Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). - 2007. - № 24.

4. Юнг, К.Г. Тавистокские лекции / К.Г. Юнг. - URL: http://www.gramotey.com/ ?open_file=1269062729.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.