Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ ВЛАДИКАВКАЗСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА'

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ ВЛАДИКАВКАЗСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
140
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ОБРАЗОВАНИЕ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нарежный Анатолий Иванович, Галуза Надежда Валерьевна

Исследуется влияние Владикавказской железной дороги на формирование социокультурного облика региона на примере деятельности ее структур по реализации образовательных и культурно-просветительских проектов. Освещается развитие системы библиотечного дела, организация работы вагонов-библиотек, читален, системы распространения книг и газет. Подчеркивается значимость просветительских и культурных проектов в деле просвещения рабочих и служащих железной дороги, а также населения Северного Кавказа. Деятельность структур Владикавказской железной дороги оценивается как неотъемлемый аспект развития Северного Кавказа в конце XIX - начале XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND EDUCATIONAL PROJECTS OF THE VLADIKAVKAZ RAILWAY IN THE LATE 19TH AND EARLY 20TH CENTURY

The article considers the influence of the Vladikavkaz Railway on the formation of the socio-cultural image of the region. Scientific novelty of the article appears in studying the activities of the structures of the Vladikavkaz Railway in the implementation of educational and cultural projects. Special attention is attached to the development of the library system, the organizational work of library train cars, reading rooms, and the distribution systems of books and newspapers on the Vladikavkaz Railway. The importance of educational and cultural projects in educating of railway workers and employees together with the population of the North Caucasus is emphasized. The article concludes that the specified activity of the Vladikavkaz Railway structures is an integral aspect of the development of the North Caucasus in the late 19th - early 20th century.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ ВЛАДИКАВКАЗСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА»

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 2

УДК 94

doi 10.18522/2687-0770-2021-2-73-78

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ ВЛАДИКАВКАЗСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

© 2021 г. А.И. Нарежный а b, Н.В. Галуза а

а Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, b Федеральный исследовательский центр Южный научный центр Российской академии наук, Ростов-на-Дону, Россия

CULTURAL AND EDUCATIONAL PROJECTS OF THE VLADIKAVKAZ RAILWAY IN THE LATE 19th and EARLY 20th CENTURY

A. I. Narezhny a>b, N. V. Galuza a

a Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, b Federal Research Centre The Southern Scientific Centre, Russian Academy of Sciences, Rostov-on-Don, Russia

Нарежный Анатолий Иванович -доктор исторических наук, профессор, кафедра отечественной истории средних веков и нового времени,

Институт истории и международных отношений,

Южный федеральный университет,

ул. Большая Садовая, 33, г. Ростов-на-Дону,

344082, Россия;

ведущий научный сотрудник,

лаборатория истории и этнографии,

Федеральный исследовательский центр

Южный научный центр

Российской академии наук,

пр. Чехова, 41, г. Ростов-на-Дону, 344006, Россия. E-mail: ain@sfedu.ru

Галуза Надежда Валерьевна -магистрант,

Институт истории и международных отношений,

Южный федеральный университет,

ул. Б. Садовая, 33, г. Ростов-на-Дону,

344082, Россия.

E-mail: ngaluza@sfedu.ru

Anatoly I. Narezhny -

Doctor of History, Professor,

Department of Russian History

of the Middle Ages and Modern Times,

Institute of History and International Relations,

Southern Federal University,

Bolshaya Sadovaya Str., 33, Rostov-on-Don,

344082, Russia;

Leading Researcher, Laboratory of History

and Ethnography,

Federal Research Centre

The Southern Scientific Centre,

Russian Academy of Sciences,

Chekhova Str., 41, Rostov-on-Don, 344006, Russia.

E-mail: ain@sfedu.ru

Nadezhda V. Galuza -Master's Degree Student, Institute of History and International Relations, Southern Federal University, Bolshaya Sadovaya Str., 33, Rostov-on-Don, 344082, Russia. E-mail: ngaluza@sfedu.ru

Исследуется влияние Владикавказской железной дороги на формирование социокультурного облика региона на примере деятельности ее структур по реализации образовательных и культурно-просветительских проектов. Освещается развитие системы библиотечного дела, организация работы вагонов-библиотек, читален, системы распространения книг и газет. Подчеркивается значимость просветительских и культурных проектов в деле просвещения рабочих и служащих железной дороги, а также населения Северного Кавказа. Деятельность структур Владикавказской железной дороги оценивается как неотъемлемый аспект развития Северного Кавказа в конце XIX - начале XX века.

Ключевые слова: модернизация, железные дороги, социокультурный облик, просветительская работа, образование, Северный Кавказ.

The article considers the influence of the Vladikavkaz Railway on the formation of the socio-cultural image of the region. Scientific novelty of the article appears in studying the activities of the structures of the Vladikavkaz Railway in the implementation of educational and cultural projects. Special attention is attached to the development of the library system, the organizational work of library train cars, reading rooms, and the distribution systems of books and

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 2

newspapers on the Vladikavkaz Railway. The importance of educational and cultural projects in educating of railway workers and employees together with the population of the North Caucasus is emphasized. The article concludes that the specified activity of the Vladikavkaz Railway structures is an integral aspect of the development of the North Caucasus in the late 19th - early 20th century.

Keywords: modernization, railways, socio-cultural image, educational work, education, North Caucasus.

История российской модернизации во второй половине XIX в. во-многом связана с развитием сети железных дорог и влиянием, которое они оказывали на различные стороны хозяйственной и культурной жизни в регионах. Высокая оценка их значимости присуща не только отечественным исследователям, но и зарубежным ученым. Немецкий историк Ф.Б. Шенк считал, что железные дороги могли привлечь в регионы тех, кто уже имеет образование, а они, в свою очередь, станут приобщать местное население к более цивилизованным условиям жизни. В конечном счете, указывал он, железнодорожные пути принесли на окраины Российской империи не только экономическое процветание, но и культурное сплочение с центром [1, с. 368].

Следует подчеркнуть, что в России весьма своевременно, на наш взгляд, было учтено особое значение железных дорог. В частности, при обсуждении вопроса о строительстве Владикавказской железной дороги царский наместник на Кавказе великий князь Михаил Николаевич 7 января 1869 г. писал императору Александру II: «Кавказ покорён, но пока покорение - только материальное и поэтому подвержено случайностям. Дабы упрочить его, нужно покорение духовное, которое возможно лишь при условии сокращения расстояний, отделяющих Кавказ от империи» [2, с. 34]. Сознание важности скорейшего строительства железной дороги на Северном Кавказе как фактора решения социокультурных задач проявилось в том, что 2 января 1870 г. «император высочайше повелел соизволить: линию от Ростова до Владикавказа включить в сеть главнейших железных дорог и обеспечить исполнение этих дорог преимущественно пред другими» [3, с. 78]. Строительство началось в 1872 г., первая линия была построена за 3 года и соединила Ростов-на-Дону и Владикавказ. Впоследствии, в последнее десятилетие XIX в., были построены линии Екатеринодар -Новороссийск (1888), Минеральные Воды -Кисловодск (1894) и ряд других, превратившие Владикавказскую железную дорогу в крупнейшую магистраль юга Российской империи и значимый фактор развития обширного региона.

В научной литературе достаточно широко представлены исследования различных аспектов влияния Владикавказской железной дороги на Северном Кавказе. В дореволюционной историографии выделим прежде всего работы обобщающего характера, одной из первых в ряду которых является иллюстрированный путеводитель, изданный в 1915 г. Его автор Г.Г. Москвич подробно описывает основные этапы строительства железной дороги, отмечает ее роль в освоении санаторно-курортного потенциала региона и одновременно указывает на некоторые шаги администрации дороги по развитию просветительской деятельности, в частности организации работы вагонов-библиотек, «удовлетворявших потребности служащих дороги в чтении» [4, с. 45]. Кроме этого, отдельные упоминания о значении социокультурной роли железной дороги содержатся в работах экономического характера. Так, П. П. Мигулин указывал, что «весьма значительную часть культурной работы на Кавказе, несомненно способствовавшей сильному подъёму благосостояния его населения, выполнило частное общество Владикавказской железной дороги» [5, с. 342].

Из работ советского периода следует выделить наиболее полное исследование по истории Владикавказской железной дороги В.Т. Сидоренко, который отмечает важную роль мероприятий просветительского характера, организованных администрацией железной дороги, в том числе по развитию системы образования, а также нетрадиционные формы работы, например создание вагона-церкви, стационарных и передвижных библиотек. Но научно-популярный характер его работы несколько снижает возможности использования в научных исследованиях приводимых в ней фактов [6, с. 147].

Отдельные аспекты деятельности Владикавказской железной дороги отражены в кандидатских диссертациях Ю.Г. Харина [7], Г.К. Калининой [8], И. В. Озерского [9]. По большей части в них рассматриваются функции структур Владикавказской железной дороги по вопросам хозяйственно-экономического характера и обеспечению включения продукции Северного Кавказа во внутренний рынок Российской империи. Дея-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 2

тельность по развитию просвещения и культуры затрагивается лишь частично. Из немногочисленных работ, непосредственно касавшихся проблемы социокультурного и просветительного характера в зоне Владикавказской железной дороги, следует отметить статью М.В. Пятиковой [10]. Таким образом, культурно-просветительские проекты Владикавказской железной дороги в конце XIX - начале ХХ в. освещены явно недостаточно. В настоящей статье мы попытаемся в какой-то мере восполнить этот пробел.

Прежде всего отметим, что внимание администрации дороги к вопросам культуры и просвещения носило в значительной мере утилитарный характер. Согласно И.В. Озерскому, руководство дороги, будучи заинтересованным в своей конкурентоспособности, «вынуждено было создавать разветвленную инфраструктуру, пользоваться передовыми производственными технологиями, а следовательно, обучать обслуживающий персонал и организовывать для него дополнительные условия жизнеобеспечения» [9, с. 31]. Администрацией принимались меры по расширению доступа рабочих и служащих к ценностям культуры и просвещения в рамках трех культурно-просветительских проектов, предусматривавших развитие системы стационарных библиотек-читален в городах, через которые проходила железная дорога, создание вагона-библиотеки, а также организацию стабильной книжной и газетной торговли на Владикавказской железной дороге.

Проект организации стационарных читален выглядел наиболее понятной и традиционной формой. Примером подобной структуры можно считать читальню, открытую в 1903 г. в Новороссийском депо, о направлениях и порядке работы которой свидетельствовал «Устав открытия читальни при Новороссийском депо» [11, л. 9]. Общество Новороссийской ветви железной дороги имело главной целью дать возможность служащим пользоваться чтением книг, периодических и других изданий.

Об эффективности данной формы культурно-просветительской деятельности вполне убедительно свидетельствовал опыт работы библиотеки-читальни в Затемерницком районе г. Ростова-на-Дону, представленный в отчете от 19 мая 1903 г. Из него следовало, что библиотека была устроена на частные пожертвования «для удовлетворения культурных нужд служащих Владикавказской железной дороги» [11, л. 40]. За год работы сотрудники библиотеки

обработали более 24 тысяч требований читателей. Однако, как следует из отчета, возможности библиотеки-читальни были ограничены условиями ее размещения. Здание, в котором она располагалась, находилось в плачевном состоянии. Оно представляло собой тесное помещение с крохотными комнатами и отсутствием вентиляции, что тормозило рабочий процесс. Поэтому в отчете говорилось о необходимости постройки более удобного здания, желательно даже двухэтажного, чтобы на первом этаже расположить мужскую воскресную школу, а на втором - библиотеку. Слабое финансирование проекта и отсутствие возможности в краткие сроки привлечь частные пожертвования представляли серьезную проблему для реализации столь обширных планов. На помощь в данном случае пришло Правление железной дороги, которое выдало на ремонтные работы немалую по тем временам сумму 1500 р. [11, л. 44].

При всей успешности работы стационарных читален они не могли в полной мере решить проблему обеспечения доступа рабочим и служащим дороги к специальной и художественной литературе в силу того, что их основная масса проживала вдали от городов и даже сколько-нибудь крупных населенных пунктов. Из-за этого они испытывали «непомерную скуку», предавались «грубым и вредным забавам», которые, «действуя пагубно на их нравственность, неизбежно влекли к разным проступкам» [12, л. 39]. В этих условиях к 1899 г. назрела необходимость устройства передвижного вагона-библиотеки, который должен был стать «благотворным источником для удовлетворения потребности в чтении и саморазвитии для самого разнообразного контингента служащих на дороге» [12, л. 39 об.].

Согласно «Отчету об устройстве и деятельности передвижной библиотеки-вагона в 1900 году», в этих целях был оборудован 6-колесный вагон 3-го класса. Работы по устройству библиотеки были выполнены в кратчайшие сроки, и уже 22 февраля 1900 г. она отправилась в свой первый рейс от Ростова-на-Дону до Владикавказа и от Тихорецкой до Царицына. На февраль 1900 г. в этой библиотеке находилось 1779 книг, из них 34 книги религиозно-нравственного содержания, 1034 книги - в жанре беллетристики, 618 научно-популярных работ и 93 детских книги [12, л. 40]. Особое внимание при комплектации было уделено научным книгам и трудам по железнодорожно-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 2

му делу, в связи с образовательной целью библиотеки. За право чтения посетители вносили плату 15 коп. в месяц за одну книгу. В итоге к концу 1900 г. библиотека получила 328 р. 76 коп. прибыли, из которых 100 р. были заплачены библиотекарю, а оставшиеся средства направлены на покупку новых книг. К январю 1901 г. количество книг в библиотеке выросло до 4788 экземпляров [12, л. 41 об.].

Библиотека функционировала практически постоянно и была популярна среди населения. В течение первого года работы она выполнила 22 полных рейса. На малых станциях остановка длилась 7-15 минут для успешного обмена и выбора книг. Но к 1909 г. стали очевидны не только преимущества, но и недостатки в ее работе, на которые обратили внимание как служащие дороги, так и другие читатели. Возникла необходимость пополнения фонда вагона-библиотеки новыми изданиями, так как на популярные книги известных писателей существовала большая очередь. Одновременно читатели жаловались на недостаток учебной и специальной литературы, особенно по сельскому хозяйству [13, л. 32]. Другой и, пожалуй, наиболее серьезный недостаток состоял в том, что вагон-библиотека следовал большей частью по крупным станциям, на которых можно было и без этого достать всю необходимую литературу. Служащие и население требовали, чтобы вагон-библиотека более активно посещал маленькие станции, расположенные в глухих местностях, так «как там более всего нуждаются в книгах» [13, л. 12]. К чести администрации дороги, жалобы населения были услышаны. Заведующий учебной частью скорректировал маршрут движения вагона-библиотеки по заранее составленному и обсужденному с начальниками станций расписанию, которое отдавало приоритет остановкам на малых станциях. Таким образом, деятельность вагона-библиотеки приобрела более отрегулированный характер.

Еще одним важным культурно-просветительским проектом на Владикавказской железной дороге выступает организация книжной и газетной торговли, которая активно развивалась в предвоенный период. В ноябре 1903 г. правление общества Владикавказской железной дороги заключило договор с губернским секретарем А. С. Сувориным с предоставлением ему исключительного права продажи внутри зданий всех ветвей дороги, а также на платформах станций «книг, газет, журналов, художественных изданий и

всего до книжной торговли относящегося» [14, л. 4]. В курьерских поездах Суворин был обязан организовать в вагонах-ресторанах библиотеки «с платой за чтение 25 копеек за 1 книгу в сутки», а также продажу в них газет и журналов [14, л. 7]. На территории вокзалов и станций торговля книгами должна была происходить в залах с большим скоплением пассажиров.

Особое внимание уделялось при этом ассортименту книжной продукции. В наличии необходимо было иметь все наиболее распространенные местные и столичные периодические издания, а также издания о местной промышленности и торговле. Особое внимание уделялось наличию в продаже специальных изданий, таких как «Сборник железнодорожных тарифов» и «Указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений», которые должны были стоять на видном месте. Если тираж какой-либо популярной или необходимой книги заканчивался, то «Суворин был обязан в 8-дневный срок начать ее продажу» [14, л. 10]. В обязанности по данному договору включалось также требование к контрагенту высылать в правление железной дороги газеты «Новое время», «Санкт-Петербургские ведомости», «Новости», «Биржевые ведомости» и «Русские ведомости» [15, л. 5].

Книжная торговля преимущественно велась на станциях Ростов-на-Дону, Тихорецкая, Кавказская, Армавир, Минеральные Воды, Владикавказ, Новороссийск, Ставрополь. Служащие дороги активно интересовались новинками литературы, что можно проследить исходя из списка популярных среди них газет и журналов, составленного на основании требований служащих, отправленных в канцелярию управления, на 1903 г. Наибольшим спросом пользовались такие издания, как «Приазовский край», «Донская речь», «Южный телеграф», «Казбек», «Новое время», «Железнодорожная неделя», «Русские ведомости», «Правительственный вестник», «Строитель», «Зодчий», «Счетоводство» [16, л. 3 об.].

Следует отметить, что представленными проектами культурно-просветительская деятельность на Владикавказской железной дороге не исчерпывалась. Со временем получают известность инициативы и предложения работников и служащих по развитию новых проектов. В частности, некий инженер-технолог Батайского депо просил в письме на имя управляющего Владикавказской железной дорогой отдать

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 2

освободившийся барак для проведения любительских спектаклей и музыкальных вечеров с целью повышения культурного уровня жителей станции Батайск, которые, по его мнению, «деградируют и проводят время в праздных удовольствиях» [11, л. 39], а в 1908 г. служащие просили разрешения устроить при главных мастерских «чтения с теневыми картинами» по технике, а также русской истории. Более того, они даже предлагали ставить самостоятельно спектакли (в документе говорится о пьесе, отражающей события Полтавской битвы) [17, л. 29].

Подводя итоги, отметим, что правление Общества Владикавказской железной дороги уделяло значительное внимание просвещению служащих, рабочих дороги и населения, организации досуга и культурно -массовых мероприятий. Благодаря его содействию на территориях, по которым проходила железная дорога, проводились курсы повышения квалификации, подготовка работников по ряду профессий. Культурно-просветительские проекты, к которым мы относим деятельность вагона-библиотеки, организацию книжной и газетной торговли на Владикавказской железной дороге, создание оркестра мастеровых, спектаклей, ходатайства рабочих по открытию новых читален, познавательных экскурсий и других культурных мероприятий, позволили организовать досуг служащих. Реализованные проекты имели популярность у населения, о чем свидетельствует обратная связь в виде как благодарственных, так и критических заметок и писем. В целом усилия, затраченные на становление социальной сферы на Северном Кавказе, себя оправдали. Деятельность Владикавказской железной дороги, направленная на развитие просвещения в регионе, стала неотъемлемой чертой развития региона в конце XIX - начале XX в.

Литература

1. Шенк Ф.Б. Imperial inter-rail: Влияние межнационального и межимперского восприятия и соперничества на политику железнодорожного строительства в царской России // Imperium inter pares: Роль трансферов в истории Российской империи (17001917) : сб. ст. / под ред. М. Ауст, Р. Вильпиус, А. Миллер. М. : Новое литературное обозрение, 2010. С. 354-381.

2. Кислинский Н.А. Наша железнодорожная политика : в 2 т. СПб. : Канцелярия Комитета министров, 1902. Т. 2. 324 с.

3. Казначеев А.В. Развитие северокавказской окраины России (1864-1904 гг.). Пятигорск : Технол. ун-т, 2005. 409 с.

4. Москвич Г.Г. Владикавказская железная дорога: краткий иллюстрированный путеводитель. 18881915 гг. Петроград : Ред. «Путеводителей», 1915. 157 с.

5. Мигулин П.П. Настоящее и будущее русских финансов. Харьков : Печ. дело, 1907. 394 с.

6. Сидоренко В. Т. Путешествие в историю Северо-Кавказской железной дороги 1860-1920. Ростов н/Д., 2007. 324 с.

7. Харин Ю.Г. Владикавказская железная дорога и ее влияние на развитие экономики Ставрополья (последняя четверть XIX - начало XX в.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Нальчик, 1999. 24 с.

8. Калинина Г.К. Роль железнодорожного строительства в модернизации Северо-Кавказского региона: вторая половина XIX - начало XX в.: на примере Владикавказской железной дороги : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ростов н/Д., 2004. 22 с.

9. Озерский И.В. Железнодорожное строительство на юге Российской империи в пореформенный период (70-е гг. XIX в. - октябрь 1917 г.): особенности и роль в модернизации социокультурного пространства региона : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Майкоп, 2013. 34 с.

10. Пятикова М.В. Просвещенческий и образовательный потенциал Владикавказской железной дороги в начале XX века: социокультурный аспект // Культура и время перемен. 2017. № 4 (19). С. 26-34.

11. Государственный архив Ростовской области (далее - ГАРО). Ф. 26. Оп. 1. Д. 49.

12. ГАРО Ф. 26. Оп. 1. Д. 40.

13. ГАРО. Ф. 26, Оп. 1. Д. 216.

14. ГАРО. Ф. 26.Оп. 3. Д. 102 а.

15. ГАРО. Ф. 26. Оп. 1. Д. 53.

16. ГАРО. Ф. 26. Оп. 1. Д. 44.

17. ГАРО. Ф. 26. Оп. 6. Д. 25.

References

1. Schenk F. B. (2010). Imperial inter-rail: The Influence of Interethnic and Inter-Imperial Perception and rivalry on the policy of railway construction in Tsarist Russia. Imperium inter pares: The Role of Transfers in the History of the Russian Empire (1700-1917). Collected papers. M. Aust, R. Vilpius, A. Miller (Eds.). Moscow, Novoe litera-turnoe obozrenie Publ., pp. 354-381. (in Russian).

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 2

2. Kislinsky N. A. (1902). Our railway policy: in 2 vol. Saint Petersburg, Office of the Committee of Ministers, vol. 2, 324 p. (in Russian).

3. Kaznacheyev A.V. (2005). Development of the North Caucasus outskirts of Russia (1864-1904). Pyatigorsk, Technologic University Press, 409 p. (in Russian).

4. Moskvich G. G. (1915). Vladikavkaz railway: a short illustrated guide. 1888-1915. Petrograd, Red. "Putevoditelei" Publ., 157 p. (in Russian).

5. Migulin P. P. (1907). Present and future of Russian finance. Kharkiv, Pech. delo Publ., 394 p. (in Russian).

6. Sidorenko V. T. (2007). Journey to the history of the North Caucasus Railway 1860-1920. Rostov-on-Don, 324 p. (in Russian).

7. Kharin Yu. G. (1999). Vladikavkaz Railway and its influence on the development of the Stavropol economy (the last quarter of the 19th - beginning of the 20th century). Dissertation Thesis. Nalchik, 24 p. (in Russian).

8. Kalinina G. K. (2004). The role of railway construction in the modernization of the North Caucasus re-

gion: the second half of the 19th - beginning of the 20th century: On the example of the Vladikavkaz Railway. Dissertation thesis. Rostov-on-Don, 22 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Ozersky I. V. (2013). Railway construction in the south of the Russian Empire in the post-reform period (70s of the 19th century - October 1917): features and role in the modernization of the socio-cultural space of the region. Dissertation Thesis. Maikop, 34 p. (in Russian).

10. Pyatikova M. V. (2017). Enlightenment and educational potential of the Vladikavkaz railway at the beginning of the 20th century: sociocultural aspect. Kul'tura i vremyaperemen, No. 4 (19), pp. 26-34. (in Russian).

11. State Archive of the Rostov Region (SARR). Fund 26. In. 1. File 49. (in Russian).

12. SARR. Fund 26. In. 1. File 40. (in Russian).

13. SARR. Fund 26. In. 1. File 216. (in Russian).

14. SARR. Fund 26. In. 3. File 102 a. (in Russian).

15. SARR. Fund 26. In. 1. File 53. (in Russian).

16. SARR. Fund 26. In. 1. File 44. (in Russian).

17. SARR. Fund 26. In. 6. File 25. (in Russian).

Поступила в редакцию / Received 1S мая 2021 г. / May 1S, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.