УДК 94(470.41) «18/19»
Е.В.Миронова
КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДВОРЯН В ДЕРЕВНЕ КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД
Неавторитарный стиль правления Александра II и эпоха «Великих реформ» привели к изменению взаимоотношений помещиков с крестьянами. Стихийный характер перемен способствовал активной работе казанских дворян в сфере просвещения среди крестьян.
Ключевые слова: дворянство, Казанская губерния, крестьянство, просветительская деятельность
Y.V.Mironova CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE NOBLES IN THE VILLAGE OF KAZAN PRO-VINCE IN THE POSTREFORM PERIOD
Non-authoritarian style of the reign of Alexander II and the epoch of the "Great reforms" have led to a changes in relations between landlords and peasants. Spontaneous changes contributed to the active work of the Kazan nobles in the sphere of education among the farmers.
Key words: the nobility, Kazan province, the peasantry, outreach activities
С повышением образовательного и культурного уровня крестьянства, составлявшего свыше 90% губернского населения, связывались надежды на создание предпосылок для дальнейшего развития страны. Перед грамотным земледельцем открывалась возможность получения агрономических знаний, необходимых для улучшения отдельно взятого крестьянского хозяйства, в масштабах губернии это являлось немаловажным условием для поднятия экономики края. Созданное в 1865 г. земство развернуло широкую работу на этом фронте: были созданы агрономические службы, сельскохозяйственные курсы, организованы опытные поля, при земских школах стали появляться участки для практического ознакомления учащихся с отраслями сельского хозяйства.
Имелась еще одна составляющая просветительской работы - идеологическая: образование являлось эффективным инструментом в деле формирования мировоззрения подрастающего поколения. Смена стиля правления с воцарением Александра II положила начало складыванию новых общественных отношений, характеризовавшихся постепенным стиранием межсословных границ и разрушением устоев патриархального общества, активизацией социально-политической жизни и пробуждением национального самосознания нерусских народов. Данные процессы возникли не сразу, протекали медленно, но уже в 60-е годы XIX столетия дворяне высказали опасения относительно начавшейся демократизации. Видный общественный деятель Казанской губернии Н.Е.Боратынский в своей речи к дворянским депутатам, собравшимся по случаю совершенного в 1866 г. покушения на Александра II, объяснял, что молодежь охладела к вере, проявляет неуважение к старшим, власти и частной собственности. Поэтому, по мнению дворянина, ближайшей задачей образования является воспитательное воздействие на сельское население.
Эта работа проводилась, главным образом, через школы министерства народного просвещения, земские учебные заведения, приобретала значение и частная инициатива по устройству народных библиотек и читальных залов, домов трудолюбия, опытных садов и огородов. Личный вклад в повышение уровня культуры крестьян внесли дворяне, участвуя в разработке проектов образовательных учреждений, жертвуя денежные средства на их открытие и содержание, предоставляя земли, здания и отдельные помещения, лично проводя лекции. В ряду неравнодушных к судьбам местного населения и к вопросам народного просвещения, в частности, был землевладелец Лаишевского уезда Петр Иванович Берстель. В 1870-е гг. он предоставил два своих дома под земскую школу и пару десятин земли - под больницу, ставшие крупнейшими в уезде. В 1895 г. дворянин предложил основать в селе Казылях дом трудолюбия и училище садоводства, огородничества и пчеловодства. Правда, идея так и не была воплощена, хотя уездной управой признавалась желательность подобных заведений «в видах распространения сельскохозяйственных знаний». Выяснилось, что Петр Иванович не предложил проекта их организации, выделенная земля была «дурной почвы», пожертвованные здания - ветхими, требовали капитального ремонта и располагались на крестьянской и церковной земле. Реализация данного просветительского замысла затруднялась не отсутствием у дворянина четкого представления о структуре и принципах функционирования заведений, так как речь шла не о принципиально новых образовательных институтах, требовавших разработку плана их организации. К середине 90-х гг. XIX в. в Казанском крае действовало несколько подобных учреждений, занимавшихся профессиональной подготовкой молодежи. Среди них хозяйственно-рукодельная школа для девочек-сирот и дочерей родителей города Казани, школа детского трудолюбия, готовился к открытию Дом трудолюбия. Препятствием стало отсутствие уставного капитала. В последующем дети Петра Ивановича Константин и Мария, подобно своему отцу, задались «целью способствовать народному развитию»: при их участии в начале 1900-х гг. в Казыльском земском училище были организованы чтения с «туманными картинами», а сами зачинатели дела стали лекторами.
Подобные формы культурно-просветительской работы в уездной среде использовались повсеместно. В числе крупных жертвователей были братья Осокины. Старший из них, Петр Гаврилович, пожертвовал 200 руб. на устройство открытой в феврале 1862 г. библиотеки народных училищ [5, с.300]. Другой брат, Алексей Гаврилович, на собственные средства построил дом для школы, учрежденной в 1880 г. в селе Воскресенском (Ковалях). На содержание учебного заведения уездному земству пришлось ежегодно ассигновать 258 руб., но, учитывая
стоимость здания и усадебной земли под ним, превышавшую полторы тысячи рублей, это пожертвование стало существенным. Попечитель Каинковского земского училища А.В.Васильев обеспечивал ежегодное содержание опекаемой школы, построил новое здание, а также подарил библиотеку [3, с.66]. Князь ПЛ. Ухтомский на собственные средства открыл в селе Макулове Свияжского уезда бесплатную библиотеку [1, с.243].
Кроме того, представители высшего сословия прорабатывали те вопросы в области просвещения, которые были направлены на перспективу. Среди них - план по введению всеобщего начального обучения в Казанской губернии. Взгляды дворян на этот вопрос прояснились на заседаниях в земском собрании - все осознавали необходимость ликвидации безграмотности среди населения, но не имели единого мнения относительно того, как это нужно сделать. Губернский гласный К.А.Юшков считал более удобным начать с мужчин, другой земский деятель Д.А.Корсаков предлагал охватить грамотой все население. Опасаясь ропота в народе, в материальном и моральном плане неготового к обязательному обучению, земцы настаивали на постепенном его введении [6, с. 434-436]. В связи с созданием при Московском комитете грамоты комиссии по всеобщему обучению [2, с. 101, 105] в начале ХХ в. были предложены конкретные проекты, и обучение всех детей в Казанском уезде стало возможным уже с сентября 1909 г. В условиях начавшейся Первой мировой войны и последующих событий земство продолжало открывать новые школы [3, с. 42-43].
Неслучайно образование воспринималось дворянами своего рода каналом воспитания деревенской молодежи. Потребность в этом воздействии возникла после того, как огромная часть сельского населения получила личную свободу и вышла из-под патронажа помещиков. С эмансипацией расширилась возможность выбирать способы заработков - трудиться на барской запашке, заниматься местным или отхожим промыслом. А вместе с этим росла самостоятельность отдельно взятого работника не только от помещика, но и внутри семьи. Как результат увеличивалось число семейных разделов, подрывался авторитет «старшего» - будь то главы семейства, помещика или власти. Было ли это страхом перед крестьянами? Скорее всего, дворяне допускали такую вероятность, поскольку уже приходилось сталкиваться с сельскими бунтами в период реализации крестьянской реформы (например, Бездненское восстание). Такие же вспышки неудовольствия происходили в 1890-е - начале 1900-х гг. и во время первой российской революции. Это же говорит о результатах культурно-просветительской деятельности дворян, которые так и не обрели авторитет в крестьянском обществе. По этой причине в период после революции 1905-1907 гг. среди дворян вызревали идеи усиления контроля предводителей над процессом школьного обучения, обострились конфликты с инспекторами народных училищ.
Таким образом, в просвещенческой работе дворян среди сельских жителей можно выделить два основных этапа. Первый - с отмены крепостного права и до начала 1900-х гг. Он отмечен достаточно широкой инициативной деятельностью дворян как на земском поприще, так и в частном порядке. Преобладающими формами индивидуальной активности стали открытие школ, народных библиотек и читален, проведение чтений с показом «туманных картин», через органы земского самоуправления - участие в разработке плана всеобщего обязательного начального обучения. Первая русская революция показала, что патриархальные отношения помещиков и крестьян канули в Лету, и явственно встала проблема усиления контроля дворян над сферой просвещения. Объектом пристального внимания стало инородческое образования. Однако прямых рычагов воздействия на его развитие у высшего сословия не было, поэтому вся работа сводилась к обсуждению этого вопроса в дворянском собрании и на съездах Объединенного дворянства с целью дальнейшего лоббирования своих взглядов на правительственном уровне.
Нельзя исключать такой мотив просветительской работы дворян как ответственность в материальном и культурном плане более сильных представителей высшего сословия перед крестьянством. Веками складывавшиеся неравноправные патерналистские взаимоотношения помещиков с крепостными, строившиеся не только на эксплуатации, но и на христианской добродетели - милосердии, сыграли немаловажную роль в формировании дворянского менталитета. Чувство жалости, сострадания, желания и готовности помочь - черты, присущие дворянину, который чтил традиции и нравственные принципы своего сословия. Так, бывший губернский предводитель дворянства Н.Д.Сазонов говорил о том, что «в последние 50 лет дворянство являлось естественным опекуном народа и заботилось о нем, забывая личные интересы» [4, с. 66]. Но эти мотивы подкреплялись практическими соображениями - стремлением обуздать настроения сельских жителей, направить их в контролируемое русло, сохранить в крестьянском сознании уважение к помещику.
Литература
1.Валеев Н. Библиотека беспокойного гласного // Гасырлар авазы = Эхо веков. 2006. № 1. С. 243.
2.Валеева Н.Г. Библиотечно-просветительная деятельность Казанского и Вятского земств. 1865-1917 гг. М., 2005. 320 с.
3. Железнякова Ю.Е. Земская школа Казанской губернии: 1865-1917 гг. Казань, 2005. 203 с.
4. Журналы чрезвычайного Казанского губернского собрания дворянства, 1-3 июня 1905, 16-20 февраля и 19 марта 1906 г. Казань, 1906.
1. Valeev N. Biblioteka bespokojnogo glasnogo // Gasyrlar avazy = Jeho vekov. 2006. № 1. S. 243.
2. Valeeva N.G. Bibliotechno-prosvetitel'naja dejatel'nost' Kazanskogo i Vjatskogo zemstv. 1865-1917 gg. M., 2005. 320 s.
3. Zheleznjakova Ju.E. Zemskaja shkola Kazanskoj gubernii: 1865-1917 gg. Kazan', 2005. 203 s.
4. Zhurnaly chrezvychajnogo Kazanskogo gubernskogo sobranija dvorjanstva, 1-3 ijunja 1905, 16-20 fevralja i 19 marta 1906 g. Kazan', 1906.
5.Казанские губернские ведомости. 1862. № 30. С. 5.Kazanskie gubernskie vedomosti. 1862. № 30. S. 300. 300. 6.Postanovlenija Kazanskogo gubernskogo zemskogo
6.Постановления Казанского губернского земского sobranija, sostojavshegosja v zasedanijah ego s 3 po 22 собрания, состоявшегося в заседаниях его с 3 по 22 декабря dekabrja 1875 g. Kazan', 1876.
1875 г. Казань, 1876.