Научная статья на тему 'Культурно-образовательный потенциал сказаний о Хозяйке Медной горы как источника для предметной области ОДНКНР'

Культурно-образовательный потенциал сказаний о Хозяйке Медной горы как источника для предметной области ОДНКНР Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
466
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
СКАЗАНИЯ / LEGENDS / ХОЗЯЙКА МЕДНОЙ ГОРЫ / THE COPPER MOUNTAIN MISTRESS / БАЖОВ / BAZHOV / УРАЛ / ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ / BASICS OF SPIRITUAL AND MORAL CULTURE / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / CULTURAL AND EDUCATIONAL POTENTIAL / ОДНКНР / URAL MOUNTAINS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кривенькая Марина

Сказания о Хозяйке Медной горы комплекс народных и авторских сказаний жителей Урала богатый источник, обладающий мощным образовательно-воспитательным потенциалом. В статье раскрываются возможности использования этого источника на предметах гуманитарного цикла для раскрытия разных аспектов духовно-нравственной культуры народов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural and educational potential of the Legends of the Copper Mountain Mistress as a source for the subject area of Basics of Spiritual and Moral Culture of Peoples of Russia

Legends of the Copper Mountain Mistress is a complex of folk and author's legends of the peoples of the Ural Mountains area. It is a rich source possessing a powerful cultural and educational potential. The article discovers possible ways of using this source at the humanitarian cycle lessons for analysis of various aspects of spiritual and moral culture of peoples of Russia.

Текст научной работы на тему «Культурно-образовательный потенциал сказаний о Хозяйке Медной горы как источника для предметной области ОДНКНР»

elements linking the system of education and society, and its role is not mere patriotism promotion.

Key words: historical and cultural heritage of Russia, the Federal State Educational Standard of basic general education, the Fundamentals of Spiritual and Moral Culture of Peoples of Russia, project activity, metasubjectness, ethno-confessional diversity, UNESCO World Heritage sites

Марина Кривенькая

Сказания о Хозяйке Медной горы - комплекс народных и авторских сказаний жителей Урала - богатый источник, обладающий мощным образовательно-воспитательным потенциалом. В статье раскрываются возможности использования этого источника на предметах гуманитарного цикла для раскрытия разных аспектов духовно-нравственной культуры народов России.

Ключевые слова: сказания, Хозяйка Медной горы, Бажов, Урал, основы духовно-нравственной культуры, культурно-образовательный потенциал, ОДНКНР

Культурно-образовательный потенциал Сказаний о Хозяйке Медной горы как источника для предметной области ОДНКНР

Марина Кривенькая,

канд. филол. наук, руководитель секции Союза переводчиков России, Центр историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений Московского педагогического государственного университета, marina1008@mail.ru

По своему происхождению и содержанию Сказания о Хозяйке Медной горы принадлежат к тем памятникам мировой культуры, которые возникли на стыке двух художественных традиций: устной и письменной, фольклорной и книжно-литературной. В них зафиксированы глубинные закономерности понимания и осмысления мира жителями древнего Урала - погра-ничья Европы и Азии, в которых отражены основы нравственной культуры народов России.

Хозяйка Медной горы - персонаж легенд, издавна распространенных по территории Уральских гор, в основном на Среднем Урале. Хозяйка Медной горы -это хранительница горных сокровищ, покровительница рудокопов и мастеров-камнерезов. В народных сказках и преданиях она предстает красивой молодой женщиной, одетой в платье из шелкового малахита, с темными волосами, в которые вплетены ленты из позвякивающей меди. Зачастую она является в окружении разноцветных блестящих ящерок. В некоторых сказаниях она и сама превращается в ящерицу с короной на голове.

Медная гора - местное название рудника Гумёшки, где с XVIII века добывалась медная руда для близлежащего медеплавильного завода. Владения Хозяйки распространялись повсюду, но все же у нее было и место постоянного обитания - Азов-гора в окрестностях поселка Полевского. Именно здесь была обнаружена первая руда, о чем было доложено в Санкт-Петербург Петру I. Одно из имен Хозяйки - Девка Азовка. Среди других ее имен, распространенных в старину на Урале, -Горная матка, Каменная девка (баба), Золотая баба и, конечно же, Малахитница.

Знакомство широкой публики со сказаниями о Хозяйке Уральских гор произошло благодаря творчеству уроженца поселка Полевского, выходца из семьи горняка, Павла Петровича Бажова (1879-1950). О труде рудокопов он знал не понаслышке, предания о Хозяйке слышал с детства. Преподаватель русского языка, влюбленный в Урал, Бажов в течение 20 лет записывал народные пословицы, побасенки, легенды. Особенно памятной для писателя в начале его творческого пути была встреча со старым рабочим Василием Алексеевичем Хмелининым, рассказы которого стали основой сборников о Хозяйке Медной горы. Сам Хмелинин стал

г а

г?

прототипом героя бажовских сказок - деда Слышко, от лица которого писатель неизменно ведет рассказ. Свое имя дед Слышко получил за любовь к словечку «слышь», «слышь-ко».

Фольклорный образ Хозяйки приобрел внешние черты красивой молодой женщины, главного литературного персонажа, в сборнике рассказов П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка». Внутреннее смысловое наполнение образа ярче всего предстало в сказке «Каменный цветок» (1936), где черты характера и, собственно, предназначение Хозяйки гор раскрываются через встречу ее с мастером Данилой, которому она помогает проявить свой талант. У Данилы-мастера был реальный прототип - камнерез Данила Зверев. В его честь названа улица в Екатеринбурге. Хотя реальный Данила Зверев не ходил в Медную гору к Хозяйке и не работал с малахитом, но он открыл Павлу Бажову фантастиче-

о о "I—г ♦_> "1—1

ский мир камней-самоцветов. Поэтому герой сказа Бажова получил имя Данила.

Большую часть жизни посвятил Павел Петрович Бажов собиранию и литературной обработке уральских сказаний. Он бережно и внимательно собрал легенды и предания, талантливо слепил яркие и многогранные образы, окружающие Хозяйку Медной горы, воспел красоту, богатство и могучую силу Урала. При этом все его произведения проникнуты уважением к трудолю-

ОС*

бию народа, его неиссякаемой творческой силе и мудрости. «...Я только исполнитель, - любил повторять Бажов, - а основной творец - рабочий».

Хозяйка, жившая в Медной горе, происходит от образа Богини-матери у финно-угорских народов. Богиня жила в горе, и там у нее было дерево, на котором висели души не рожденных еще людей, зверей и птиц. Богиня в русских поверьях превратилась в Хозяйку, а дерево - в Каменный цветок.

Образ хранительницы недр был дополнен и усложнен писателем. Хозяйка Медной горы стала воплощением красоты природы, мудрого отношения к ее использованию. Наряду с этим Хозяйка является покровительницей творчества, стремления человека к красоте, источником вдохновения для мастеров. На протяжении всей книги Хозяйка внимательно следит за жизнью горняков и достаточно активно вмешивается в нее: то превращает приказчика Северьяна в «пустую породу», то помогает людям в их исканиях. При всей своей властности Малахитница остается женщиной, способной любить и печалиться. Например, привязавшись к мастеру Степану, она с горечью расстается с ним, когда понимает, что он не может остаться в ее владениях.

Хозяйка Уральских гор - региональный женский вариант общемировой мифологемы Хранителя богатств, которые скрыты в недрах и драгоценных горных породах. Это воплощенный в строгой красавице образ хозяйки, которая готова делиться с человеком богатством так, чтобы не истощались земные сокровища, чтобы не нарушился природный баланс. Знакомство с обра-

о о о

зом Хозяйки и сюжетной линией сказок с ее участием полезно школьникам младших классов для овладения основами экологического образования. На примере сказок Бажова, в основе которых - народная традиция бережного отношения к природе, можно рассказать о том, как испокон веков люди, проживающие на территории России, стремились к гармонии с окружающим миром, как закладывали основы мудрого природопользования, как заботились о сбережении полученного от предков богатства и о передаче его в приумноженном виде последующим поколениям. Будет полезно познакомить школьников с современными концепциями, связанными с устойчивым развитием и сбережением природных и человеческих ресурсов.

г а

г?

Хозяйка Медной горы - воплощение образа стоящего в дозоре хранителя рубежей, границ расселения

о о т

и хозяйственной деятельности народов. У многих народов этот образ схож с образом Духа горы, могущественным волшебником, определяющим границы добра и зла. Этот аспект очень важен для понимания детьми сути морально-нравственных ориентиров. Учитывая сложность темы, можно предложить школьникам порассуждать над смыслом выражений «за пределами (или за гранью) добра и зла». В данном контексте образ горы как неприступной границы можно связать, с одной стороны, с трудностью выбора, а с другой -с его очевидностью, поскольку граница предполагает четкое деление, что чрезвычайно важно для разговора о добре и зле.

В основе отношений Хозяйки Медной горы с людьми лежат христианские ценности. Она учит бережному отношению к природным богатствам, к тому, что дается человеку в пользование. Она предупреждает от жадности, поощряет доброту, скромность, разумность, чувство меры. Хозяйка ценит верность слову, заботу о близких. Мастеру, который стремится к самовыражению в поисках красоты, Хозяйка помогает найти драгоценные каменья, а того, кто честолюбив и жаждет славы, может лишить творческой искры и даже жизни. Она предупреждает от жадности и стяжательства и покровительствует служению и верности призванию.

Отношения Медной горы Хозяйки с людьми в сказаниях определяются особыми условиями, так называемыми запретами. В основе их лежат правила, которым следовали уральские горняки в своем деле. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту (в сказках -во владения Хозяйки). Это правило сродни распространенному на флоте предубеждению против присутствия женщины на борту судна.

В сказах Бажова нарисован еще один образ Хранителя. Это Великий Полоз - змей, который стережет золото. Этот характер создавался Бажовым на основе верований хантов и манси, на уральских легендах и многочисленных приметах горняков. В полновластном распоряжении Змея находилось все золото. Он всячески старался не допустить человека до разработки золотоносных мест: «пужал» и «беспокойство всякое старателю производил», утягивая в землю инструмент или отводя от золота. Мифологический змей имеет многочисленных дочерей - Змеевок. Скорее всего, они и составляют свиту Хозяйки Медной горы.

Еще один необычный образ появляется в сказе «Си-нюшкин колодец». Это Бабка Синюшка, у которой много общего с образом Бабы-яги. Она появляется

о о

в разных обличьях: то тощей старушонкой в синих платье и платке, то высокой и статной девицей-красавицей в нарядах царских, то простой пригожей девчонкой. Имя бабки происходит от болотного газа, который на Урале называли «синюшкой». В сказке она сидит на колодце, полном самоцветов, и душит тех, кто приходит за ее сокровищами. А колодец - это затопленная

о о

грунтовыми водами копь, небольшой древний рудник. Таких рудников было огромное количество в окрестностях Медной горы. Этот образ дополняет группу персонажей, прототипы которых в легендах Уральских горняков склонны менять свой облик в зависимости от обстоятельств.

К зооморфным образам относятся появляющиеся периодически на страницах разных сказок Бажова ящерки, змейки, кошки, а также олень Серебряное копытце. Многие из этих образов встречаются в произведениях Пермского звериного стиля, что говорит об общих мифологических предках этих персонажей на территории древнего Урала.

г а

г?

Сказы Павла Бажова посвящены трудовому народу старого Урала. В доступной форме Бажов рассказывает о тяжелой, подневольной жизни рабочих на рудниках, о том, как они добывают железо и медь, малахит и драгоценные камни. Огромным уважением проникнуты его рассказы о вдохновенном труде крепостных мастеров, сумевших вдохнуть жизнь в мертвый камень. Почти все, о чем пишет Бажов, было на самом деле. Не выдуманы им и герои. Так, чудесный резчик по камню Иванко Крылатко - не кто иной, как известный мастер Иван Вушуев, замечательные работы которого можно видеть и сегодня в Кремле, в Оружейной палате.

Очень важно для предметной области ОДНКНР и то, как в сказаниях нарисован собирательный образ народа-труженика и народа-творца. Мастер на Урале -культурный герой, сопоставимый с богатырем Средней Руси. Образ мастера вобрал в себя несколько черт, характерных для народного героя. Мастер исповедует культ знаний. Существует мнение, что эту черту уральские мастера унаследовали от иностранных инженеров, что работали на заводах Урала. Мастер служит красоте. Все помыслы Данилы из «Каменного цветка» - постичь тайну красоты камня, создать совершенное творение. Стремление к чистой красоте у него граничит с творческими и нравственными муками, с жертвенностью, с неизбежностью морального выбора (верность любви или призванию).

Мастер - большой труженик. Поклонение труду на Урале связывают в том числе с немалым количеством переселенцев. В неосвоенных краях, чтобы выжить, приходилось неустанно и тяжело трудиться. Уважение к труду - неизменная составляющая нравственного воспитания современных школьников, особенно тех, кто проживает в городах, а развитие практических навыков и умений - прививка от интернет-зависимости и ухода в виртуальное существование.

В уральском городе Златоусте в 2015 году открылся «Горный парк им. П.П. Бажова». Он буквально населен скульптурами известных сказочных героев во главе с Хозяйкой Медной горы. Скульптурные композиции сделаны из материалов со всех концов Урала. Гранит везли из Мансурово, мрамор - из Атляна, скальные породы - из карьера «Радостный», куски скалы - с хребта Уреньга, малахит и азурит - из Михеевского карьера, змеевик - из Березовского карьера. Этот парк, как и персонажи знаменитых сказаний Бажова, - символ единства помыслов народов, населяющих древний Урал, их духовной красоты и жизненной силы, воплотившейся в сказаниях о Хозяйке Медной горы.

Список литературы:

1. Бажов П.П. Малахитовая шкатулка: сказы [для младшего школьного возраста] / П. Бажов; ил. М. Митрофанова. М.: Эксмо, 2012. - 157, [2] с.: цв. ил.; (Книги - мои друзья).

2. Безрукова В.С. Хозяйка Медной горы // Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). - Екатеринбург: УГППУ, 2000.

3. Достопримечательности Урала по регионам. Электронный путеводитель «Наш Урал» // Портал Наш Урал // URL: http://nashural.ru/mesta-reg.htm

4. Коллекция Государственного геологического музея им. В. И. Вернадского. Виртуальная экскурсия // Официальный сайт музея // URL: http://www.sgm.ru

5. Образы и прообразы в сказках Бажова // URL: http://xn--h1aaiwdck.xn--p1ai/ posobie_po_bagovy/text/obraz.htm

Marina Krivenkaya,

Ph.D. in Philology, Head of section of the Union of Translators of Russia, Centre for Historical and Cultural Studies and Inter-Civilization Studies, Moscow State University of Education, marina1008@mail.ru

Cultural and educational potential of the Legends of the Copper Mountain Mistress as a source for the subject area of Basics of Spiritual and Moral Culture of Peoples of Russia

Legends of the Copper Mountain Mistress is a complex of folk and author's legends of the peoples of the Ural Mountains area. It is a rich source possessing a powerful cultural and educa-

tional potential. The article discovers possible ways of using this source at the humanitarian cycle lessons for analysis of various aspects of spiritual and moral culture of peoples of Russia.

Key words: legends, the Copper Mountain Mistress, Bazhov, the Ural Mountains, basics of spiritual and moral culture, cultural and educational potential

Дмитрий Абрамов

Средневековые памятники архитектуры и искусства многонациональной Каффы

Статья продолжает серию очерков о средневековом наследии Крыма. Этот многонациональный регион является колыбелью культурно-исторического достояния народов Восточной и Юго-Восточной Европы. Город Феодосия был основан греческими колонистами из Милета в VI веке до н. э. Средневековое название города было Каффа, впервые упоминаемое во время императора Диоклетиана (284-305). Со времени генуэзского владычества до наших дней дошло восемь христианских храмов.

Ключевые слова: многонациональный Крым, Феодосия, Каффа, историко-культурное наследие, история Крыма, средневековые памятники Крыма

Феодосия - по-гречески «Богом данная». Большой, многонациональный портовый город на юго-восточном побережье Таврии у подножия Крымских гор. Здесь самым невероятным образом сошлись и гармонично переплелись Восток и Запад. Этот загадочный средневеково-за-падно-евроазиатский колорит, «таинственная душа» города у теплого, ласкового моря в свое время вдохновили и определили творчество одного из самых талантливых отечественных писателей мистико-романтического жанра А. Грина, жившего и творив-

Дмитрий Михайлович Абрамов,

кандидат культурологии, заведующий сектором исторических исследований Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева, доцент кафедры региональной истории и краеведения ИАИ РГГУ (Москва), abramov_dmitriy@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.