Научная статья на тему 'Культурно-образовательный каркас как фундамент безопасности и устойчивого развития регионов России'

Культурно-образовательный каркас как фундамент безопасности и устойчивого развития регионов России Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
культурно-исторический каркас / образовательный каркас / культурная гравитация / силовые поля культуры / национальная безопасность / cultural and historical framework / educational framework / cultural gravity / force fields of culture / national security

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Енгоян О. З., Журавлева С. М., Мушникова Е. А.

Авторы рассматривают внеэкономические параметры культурно-исторического (и образовательного) каркаса. В статье обосновывается значимость фактора наличия, поддержания и развития учреждений культуры и образования в исторически сложившихся муниципальных образованиях — потенциальных узлах каркаса территории. В исследовании использованы метод экспертных оценок. Формализация осуществлялась методом бинарной разметки. В результате получен предварительный перечень узлов культурно-исторического каркаса Алтайского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural and educational framework as the foundation of security and sustainable development of Russian regions

The authors consider the non-economic parameters of the cultural and historical (and educational) framework. The article substantiates the importance of the factor of the presence, maintenance and development of cultural and educational institutions in historically established municipalities — potential junctions of the territory framework. The study uses the method of expert assessments. The formalization was carried out by the binary markup method. As a result, a preliminary list of junctions of the cultural and historical framework of the Altai Territory was obtained.

Текст научной работы на тему «Культурно-образовательный каркас как фундамент безопасности и устойчивого развития регионов России»

Для цитирования: Енгоян О.З., Журавлева С.М., Мушникова Е.А. Культурно-образовательный каркас как фундамент безопасности и устойчивого развития регионов России // Grand Altai Research & Education — Выпуск 2 (20)'2023 (DOI: 10.25712/ASTU.2410-485X.2023.02) — EDN: https://elibrary.ru/sqygex

УДК 636.08

Культурно-образовательный каркас как фундамент

безопасности и устойчивого развития регионов России*

О.З. Енгоян1, С.М. Журавлева1, Е.А. Мушникова1

1 ФГБОУ ВО Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, Барнаул, Россия

E-mail: engoyan.oz@yandex.ru

Аннотация. Авторы рассматривают внеэкономические параметры культурно-исторического (и образовательного) каркаса. В статье обосновывается значимость фактора наличия, поддержания и развития учреждений культуры и образования в исторически сложившихся муниципальных образованиях — потенциальных узлах каркаса территории. В исследовании использованы метод экспертных оценок. Формализация осуществлялась методом бинарной разметки. В результате получен предварительный перечень узлов культурно-исторического каркаса Алтайского края.

Ключевые слова: культурно-исторический каркас; образовательный каркас; культурная гравитация; силовые поля культуры; национальная безопасность

For citation: Engoyan O.Z., Zhuravleva S.M., Mushnikova E.A. Cultural and educational framework as the foundation of security and sustainable development of Russian regions // Grand Altai Research & Education — Issue 2 (20)'2023 (DOI: 10.25712/ASTU.2410-485X.2023.02) — EDN: https://elibrary.ru/ctcnsc

UDK 636.08

Cultural and educational framework as the foundation

of security and sustainable development

of Russian regions**

O.Z. Engoyan1, S.M. Zhuravleva1, E.A. Mushnikova1

1 Altai State Technical University, Barnaul, Russian Federation E-mail: engoyan.oz@yandex.ru

Abstract. The authors consider the non-economic parameters of the cultural and historical (and educational) framework. The article substantiates the importance of the

* Исследование «Мезоэкономика. Каркасный подход» выполнено за счет гранта Российского научного фонда

№23-28-00486, https://rscf.ru/project/23-28-00486/.

** Research «Mesoeconomics. Framework approach» supported by a grant from the Russian Science Foundation №23-28-00486, https://rscf.ru/en/project/23-28-00486/.

factor of the presence, maintenance and development of cultural and educational institutions in historically established municipalities — potential junctions of the territory framework. The study uses the method of expert assessments. The formalization was carried out by the binary markup method. As a result, a preliminary list of junctions of the cultural and historical framework of the Altai Territory was obtained.

Keywords: cultural and historical framework; educational framework; cultural gravity; force fields of culture; national security

Введение (постановка проблемы)

Актуальность исследования культурных каркасов напрямую связана с необходимостью разработки новой стратегии социально-экономического развития страны в условиях политических, экономических, экологических и социокультурных кризисов, охвативших большую часть современного глобализированного человечества.

Утверждение, что духовность должна стать основой социально-экономического развития в первую очередь означает, что целью экономики, в том числе и в первую очередь экономики регионов, должно стать воспроизводство здоровой и полноценной человеческой жизни с хорошо отлаженной качественной системой образования и здравоохранения, с культурными центрами для досуга и творческого саморазвития, вокруг которых и будет строиться общественная жизнь конкретных территорий. Наибольшим значением для людей станут обладать такие ценности как крепкие и созидательные человеческие отношения; разнообразные формы творчества (искусство, ремесло, социальная и воспитательная работа, обучение, наука и т.п.); работа ради общего блага; сохранение и приумножение природных ресурсов; саморазвитие; развитие наук, искусств и философии не ради статуса, прибыли или самовыражения, а ради познания истины, воплощения прекрасного и справедливого.

Как известно, уровень образования, продолжительность и валовой национальный доход (включающий, кроме прямых доходов, также косвенные в виде социального страхования, расходов на безопасность, образование, здравоохранение и т.п.) учитываются при исчислении индекса развития человеческого капитала [1]. Этот факт свидетельствует о значимости учреждений образования и культуры (школ, колледжей, вузов, дворцов и центров культуры, музеев, исторических и природных памятников, парков, инновационных центров для творчества детей и молодежи) для развития на региональном и/или муниципальном уровне. Для постоянного функционирования этих учреждений на должном уровне необходимо воспроизводство интеллектуальной и творческой элиты, составляющей духовное ядро социума, на которое ориентируются люди как на образец и идеал. Несмотря на утопичность идеи равномерного расселения (и распределения, соответственно, условной элиты), формирование и поддержание должного

уровня культуры и образования на муниципальном и региональном уровне является значимым фактором обеспечения национальной безопасности путем сохранения фундаментальных устоев общества и традиционных ценностей [2]. Эти аргументы в полной мере соответствуют концепции каркасного похода к решению задач оптимизации управленческих решений на мезоэкономическом (межрегиональном и межотраслевом) уровне.

Каркасный подход используется в российской экономической географии для функционально-планировочного анализа структуры территорий, характер развития и пространственная организация которых зависит от суммы природных и культурных факторов, таких как наличие туристических маршрутов, уникальных природно-рекреационных ресурсов, инфраструктуры, исторических и культурных памятников, охраняемых природных заповедников и национальных парков. Все эти важные для экономического развития территорий факторы представляются учеными как «локальные каркасы», тесно взаимосвязанные друг с другом: туристическо-рекреационный, эколого-экономический, историко-культурный, социально-инфраструктурный и т.п. [3,с.2]. Каждый локальный каркас выполняет функцию организации пространства вокруг определенных природных, экономических или культурно -исторических центров (ядер локальных каркасов), обеспечивающих целостность и стабильное развитие территорий.

Следует заметить, что исследователи, работающие в парадигме каркасного подхода, обозначают культурное пространство России понятием «историко-культурный каркас», понимая под ним места, объекты и/или культовые объекты (святыни), имеющие историческое значение и связанный с ним потенциал экономической эффективности. Так, Ю.А. Веденин определяет историко-культурный каркас как «множество историко-культурных центров, связанных между собой через сеть исторических путей, дорог и маршрутов» [4,с.2]. Перечисленные объекты целесообразно рассматривать не только и не столько как объекты туристические (в этом случае их следует отнести к экономическому каркасу), но в первую очередь как объекты, само существование которых (безотносительно их коммерческой эффективности) имеет значение для обеспечение национальной безопасности [5] и сохранения традиционных ценностей [2].

Иными словами, финансовая и организационная поддержка исторических и/или культурных центров в провинции необходима для сохранения культурной памяти народа, целостности страны, ее культурно-исторического и образовательного пространства. Поэтому целесообразно дополнить понятие «историко-культурного каркаса территорий» понятием «культурно-образовательного каркаса», в которое включить современные, в том числе инновационные, центры культурной жизни (институционально функции «инновационного центра» могут выполнять существующие учреждения — музеи, галереи, театры, дома культуры и т.д.), а также образовательные учреждения общего, профессионального, высшего и дополнительного

образования. Такие объекты являются центрами духовной культуры — своего рода «силовыми полями». Гравитация 1 этих полей, подобно физической, формирует единое в своем разнообразии культурно-историческое пространство страны, обеспечивая основу для высшей степени безопасности в части смысловых векторов целеполагания, ценностных приоритетов (в первую очередь в части сохранения традиционных ценностей [там же]).

Рациональную идею о том, что силовые поля являются проявлением не только физического пространства, но и любого другого типа пространства — бытового (пространства жизненных отношений), геометрического (теоретического пространства мысли) и художественного (пространство художественного произведения), — в 1924-26 годах высказал русский философ и ученый П.А. Флоренский в исследованиях по теории искусства [6,с. 112-114]. Он отметил, что этим трем видам пространства соответствуют три вида отношений к миру (или три типа деятельности — техническое, теоретическое и художественное), которые и «развертывают силовые поля, порождая кривизну» [там же]. Вещи, мысли и жесты, соответствующие результатам этих типов деятельности, являются местами особых проявлений пространства, или силовыми центрами, вокруг которых образуются силовые поля (социально-экзистенциальные, теоретические, художественно-эстетические), которые организуют жизненное пространство людей, поляризуя и направляя их намерения и жизнь в буквальном смысле, как электромагнитное поле захватывает элементарные частицы.

В этом контексте наличие культурных объектов, с которыми связана повседневная жизнь людей и их саморазвитие от младенчества, имеет важнейшее значение для жизни в провинции. Сельский клуб или городской дом культуры с детскими и юношескими кружками, познавательными лекториями, музеями, выставками, дискуссионными площадками для обмена мнений, несомненно, являются такими силовыми центрами, позитивно и творчески организующими жизненное пространство жителей. Активно и продуктивно функционирующие дом культуры, музей, галерея, библиотека и проч. — не только организуют настоящее, но и проектируют будущее молодежи, намечая те цели, смыслы, намерения, которые сложатся в экзистенциальный горизонт событий. Возможность получить качественное (разностороннее) образование и культурное развитие у себя на малой родине является важным фактором не только формирования патриотизма, но и сокращения оттока молодежи, а в случае перспектив трудоустройства — приток населения.

Таким образом, современные учреждения образования и культуры являются центрами, организующими и объединяющими жизненные

1 Физические термины в данном случае вполне уместны, а аналогии с физической гравитацией — адекватны. Как системный подход и глобальный эволюционизм говорят нам о единстве развития и подобии законов физического мира и живой природы, также вполне рационально распространить это единство и на социальные процессы, поскольку они являются высшей формой развития и физической Вселенной, и живой природы.

пространства провинций и определяющими их будущее развитие. Поэтому их наличие и состояние должны учитываться при анализе, оценке и ранжировании узлов каркаса территории. Оценка состояния культурно-образовательного каркаса территорий, по сути, отражает уровень интеллектуального и духовно-нравственного развития населения на основе анализа состояния и плотности распределения культурных и образовательных центров и учреждений.

Необходимо понимать, что культурно-исторические объекты и образовательные учреждения, размещенные в провинциальных населенных пунктах, являются основой обеспечения пространственного закрепления национальной безопасности [5,ст.25-26]. Можно сказать, что такие объекты обладают в первую очередь самостоятельным неутилитарным духовно-нравственным значением не только (и возможно даже не столько) для жителей данных территорий, но и для всей страны в целом. Именно внеэкономические параметры — культура, история и образование — узлов каркаса территории «сшивают» страну в неменьшей степени, чем экономические процессы.

Поэтому культурно-исторический (и образовательный) каркас территории должен в равной степени учитываться при принятии управленческих решений, включая программы и решения по финансовой поддержке культурных и образовательных центров в российской провинции, поскольку экономическая стабильность региона и страны в целом напрямую зависит от интеллектуального и духовно-нравственного развития его жителей в самых удаленных населенных пунктах (узлах каркаса территории).

Немало исторических примеров могут служить подтверждением этому тезису. Появление университета в каком-то провинциальном (не столичном) городе (в России или за рубежом) нередко приводило к расцвету не только культурной жизни1, но и к развитию промышленности, торговли, ремесел как в городе, так и в его окрестностях2. Однако есть не меньше примеров обратных

1 В качестве яркого примера можно привести послевоенный расцвет культурной жизни в Барнауле, вызванный появлением здесь во время Великой отечественной войны эвакуированных высших учебных заведений. Так, барнаульский сельскохозяйственный институт был основан в 1944 году петербуржцами — преподавателями Пушкинского сельскохозяйственного института, отличавшимися не только профессионализмом, но и высоким уровнем культуры, которым они также щедро делились со студентами. По воспоминаниям профессора Гусева Б.П., ветерана барнаульского сельхозинститута, в 50-60-е годы в нем в рамках художественной самодеятельности даже ставились акты из опер. Преподаватели сами организовывали и музыкальное сопровождение и пение. Это вызывало интерес к опере и классическому искусству у студентов, повышало их общий уровень культуры и расширяло кругозор.

2 В качестве примера можно привести дублинский Тринити-колледж, основанный в 1592 году. До этого события в Ирландии не было своего высшего учебного заведения, и вся элита получала образование в Англии и Франции (зависело от вероисповедания), а заодно обзаводились там друзьями, покупали недвижимость, женились на местных девушках и многие окончательно оседали вне родины. С появлением Тринити-колледжа ситуация радикально изменилась — талантливая умная молодежь (из протестантов, разумеется) теперь имела возможность получить образование у себя на родине, пополняя потом ряды местных политиков, журналистов, священников, промышленников, торговцев и банкиров. Все это отразилось и на Дублине, постепенно превратившемся из рядового города в крупнейший культурный, политический и торгово-промышленный центр с красивыми улицами, огромным портом и набережной, церквями, зданиями парламента и театра. Ирландская элита, ранее стремившаяся купить или снять богатые

процессов, когда закрытие школ в российских селах приводило к оттоку трудоспособного населения из этих сел, а иногда и к их полному обезлюдению.

Важную роль в формировании и поддержании культурного и образовательного уровня населения играют музеи, картинные галереи, выставочные залы. С середины 20-го века в отдалённых районах Алтайского края были основаны и картинные галереи, и музеи. В них сосредоточились значительные художественные и музейные коллекции, включающие: ценные живописные произведения разных жанров и тематик; коллекции по археологии, нумизматике, этнографии; письменные источники и фото; собрания оружия и естественнонаучных материалов; книжные фонды. На данный момент эти собрания мало изучены, но серьёзные попытки исследований в этом направлении предпринимались несколько раз. Удивительно, но, помимо городских картинных галерей и краеведческих музеев Барнаула, Бийска, Павловска, Камня-на-Оби и Рубцовска, до сих пор существуют сельские музеи и картинные галереи. Эти музеи не являлись в последние 30-40 лет местами культурного или туристического паломничества, однако их существование по сей день свидетельствует о заинтересованности самих жителей в сохранении исторических архивов и культурных ценностей, о культурно-исторической преемственности. Музеи хранят биографию села, его жителей (нередко выдающихся и уникальных), их побед и творческих достижений, реализованных стремлений и не реализовавшихся мечтаний. Это та культурная почва, без укоренения в которой невозможно быть патриотом, любящим свою Родину (большую и малую), и гражданином, усердно работающим ради её блага и процветания, и несущим ответственность за свои поступки и бездействия.

Таким образом, пространство культуры выполняет несколько функций:

1) социокультурная функция — это выражение в виде знаков, образов, вещей и объектов разнообразных культурных смыслов: общечеловеческих и национальных, исторических и современных, инновационных и традиционных;

2) воспитательная функция (в том числе её частная форма — патриотическая функция) — это укоренение в национальной традиции (знакомство с разнообразными достижениями в науках, искусствах, ремеслах, философии и религии), приобщение к нравственным и эстетическим ценностям;

3) гуманистическая функция — это обучение особому, свойственному только цивилизованному человеку, типу восприятия реальности — осмыслению;

4) креативная функция связана с созиданием новых смыслов и ценностей, которые часто являются откликом творческих людей на социальные изменения и культурно-исторические события;

дома в Лондоне, поскольку там для них была сосредоточена вся культурная и светская жизнь, постепенно стала перебираться на родину, в Дублин, отстраивать там особняки, заводить знакомства и поддерживать финансами культурную жизнь в городе. Историю развития Дублина, в том числе в этом ключе — влияния Тринити-Колледжа на становление и развитие города, очень хорошо показал современный английский писатель-историк Э. Резерфорд в романе «Дублин».

5) катарсическая функция связана с удовлетворением потребности людей в прекрасном: приобщение к культурным смыслам и объектам возвышает над обыденностью, вдохновляет на поступки, дает силы жить и бороться, дарует духовное наслаждение и отдых от рутины будней;

6) образовательная функция связана с получением качественного и разностороннего образования, с расширяющим кругозор познанием достижений человеческой культуры, с оценкой их значения и важности;

7) историческая функция способствует сохранению исторической памяти, которая является важным условием патриотизма и национального единства (может рассматриваться самостоятельно или как аспект образовательной функции);

8) соборная функция — это объединение людей на основе общих духовных ценностей, в отличие от других форм объединения — семейно-бытовой, профессиональной, конфессиональной, социально-политической и прочих, в том числе стихийных форм единства во время массовых мероприятий разного характера.

Отметим, что все функции в полной мере соответствуют национальным интересам и приоритетам [5] и способствуют сохранению традиционных ценностей [2].

Все эти функции являются настолько важными для человека и общества, в том числе для воспитания в людях патриотизма, человечности, миролюбия, социального единства, национального самосознания и моральной ответственности, что сохранение, преумножение, финансовая и организационная поддержка культурных и образовательных учреждений и их сотрудников1 следует рассматривать, с одной стороны, как фактор обеспечения национальной безопасности, а с другой, — в качестве важных аспектов укрепления межрегиональных связей. Кроме того, высокий уровень культуры и образования, включающий, наряду с глубокими познаниями, еще и национально-историческое и патриотическое самосознание, приобщение к традиционной системе ценностей, а также художественный вкус и эстетическое развитие, гарантировано ведет к повышению социальной ответственности предпринимателей, включая сохранение природных богатств и ресурсов, здоровых (нравственно соответствующих традиционным ценностям) человеческих отношений, нацеленных на гармоничное и долгосрочное сотрудничество, на стабильное будущее.

Результаты

Решение проблем национальной, экономической, технологической и экологической безопасности России, достижения стабильного всестороннего развития ее регионов должно быть комплексным. Поэтому при выявлении

1 Культурная элита регионов России - это ученые, воспитатели, педагоги, новаторы, музейные и библиотечные работники как носители и трансляторы знаний, опыта и культурных традиций.

действующих и потенциальных узлов культурно-исторического (и образовательного) каркаса необходимо учитывать наличие соответствующих объектов: музеев, картинных галерей, выставочных залов, образовательных учреждений (включая учреждения дополнительного образования), памятников истории, культуры, религиозных объектов (включая природные объекты поклонения), — нашедших отражение не только в программных и отчетных документах различных уровней власти, но и в исследованиях искусствоведов, историков, религиоведов и т.п. В рамках настоящего исследования сотрудниками Института комплексных исследований Большого Алтая был проведен сбор и агрегация первичной информации о наличии и активности учреждений культуры в районных центрах и крупных населенных пунктах Алтайского края. Предварительный анализ позволил апробировать предлагаемую методику — обосновать внеэкономические параметры и выявить узлы культурно-исторического каркаса. Для формализации этих параметров на данном этапе исследования нами применен бинарный метод (да/нет, 1/0) [7].

В результате предварительного анализа были выявлены узлы двух рангов.

Первый ранг (максимальное количество баллов >4): Алейск, Бийск, Ельцовка, Заринск, Камень-на-Оби, Кулунда, Горняк, Новоалтайск, Рубцовск, Советское, Тальменка, Тогул, Топчиха.

Второй ранг (>3): Бурла, Змеиногорск, Косиха, Краснощеково, Михайловское, Поспелиха, Солтон, Чарышское, Шипуново.

На данном этапе исследований узлы, ранжируемые по внеэкономическим параметрам, рассматриваются с превышением их количества (напомним, что, согласно применяемому к нашей гипотезе правилу Парето, количество узлов первого ранга не должно превышать 20% от всех потенциальных узлов каркаса). Именно поэтому для дальнейшего ранжирования учитывается треть от общего количества потенциальных узлов каркаса территории.

Выводы

Внеэкономические параметры, характеризующие культурно-исторический (и образовательный) каркас территории, являются важным фактором обеспечения национальной безопасности и поддержания единства страны. Формализация таких параметров методом бинарной разметки позволяет оценить (ранжировать) узел каркаса. На данном этапе исследования такой подход в контексте изучения мезоэкономических связей внутри региона и за его пределами (на уровне межрегионального и межотраслевого взаимодействия) является основополагающим.

Дальнейшее исследование предусматривает уточнение и доработку методики ранжирования узлов культурно-исторического (и образовательного) каркаса модельного региона (Алтайского края), а также обоснование подходов к верификации получаемых результатов.

Список литература

[1] Uncertain times, unsettled lives. Shaping our future in a transforming world. The 2021/2022 Human Development Report — URL : https://hdr.undp.org/system/files/documents/global-report-document/hdr2021-22pdf_1.pdf — Текст электронный.

[2] Указ Президента Российской Федерации от 9.11.2022 № 809 «Об утверждении "Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей"» — URL : http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=603502873 — Текст электронный.

[3] Чибилёва В.П., Чибилёв А.А. Каркасный подход в изучении пространственной структуры территории — URL : https://phsreda.com

[4] Веденин Ю.А. Представление о сущности и структуре опорного каркаса культурного пространства России // Наследие и современность (Heritage and Modern Times). 2019; 2(3): 7-23. — Текст непосредственный.

[5] Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» — URL : http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001#print — Текст электронный.

[6] Флоренский П.А. Исследования по теории искусства // Флоренский П.А., священник. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М.: Мысль, 2000. (446 с.) С. 79-258. — Текст непосредственный.

[7] Енгоян О.З. Каркасный подход в мезоэкономике: формализация внеэкономических параметров // Grand Altai Research & Education — Выпуск 1 (19)'2023 (DOI: 10.25712/ASTU.2410-485X.2023.01) — EDN: https://elibrary.ru/qpalyv — Текст электронный.

References

[1] Uncertain times, unsettled lives. Shaping our future in a transforming world. The 2021/2022 Human Development Report — URL : https://hdr.undp.org/system/files/documents/global-report-document/hdr2021-22pdf_1.pdf — Tekst elektronnyj.

[2] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 9.11.2022 № 809 «Ob utverzhdenii "Osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej"» — URL : http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=603502873 — Tekst elektronnyj.

[3] CHibilyova V.P., CHibilyov A.A. Karkasnyj podhod v izuchenii prostranstvennoj struktury territorii — URL : https://phsreda.com

[4] Vedenin YU.A. Predstavlenie o sushchnosti i strukture opornogo karkasa kul'turnogo prostranstva Rossii // Nasledie i sovremennost' (Heritage and Modern Times). 2019; 2(3): 7-23. — Tekst neposredstvennyj.

[5] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 02.07.2021 №400 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» — URL : http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001#print — Tekst elektronnyj.

[6] Florenskij P.A. Issledovaniya po teorii iskusstva // Florenskij P.A., svyashchennik. Stat'i i issledovaniya po istorii i filosofii iskusstva i arheologii. M.: Mysl', 2000. (446 s.) S. 79-258. — Tekst neposredstvennyj.

[7] Engoyan O.Z. Karkasnyj podhod v mezoekonomike: formalizaciya vneekonomicheskih parametrov // Grand Altai Research & Education — Vypusk 1 (19)'2023 (DOI: 10.25712/ASTU.2410-485X.2023.01) — EDN: https://elibrary.ru/qpalyv — Tekst elektronnyj.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.