Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА РЕГИОНА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ'

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА РЕГИОНА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПОДГОТОВКА МАГИСТРАНТОВ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Проценко Елена Геннадьевна

В статье акцентируется внимание на культурно-образовательной среде региона в процессе подготовки магистрантов 44.04.01 Педагогическое образование (профиль: Музейная педагогика и мировая художественная культура) в Севастопольском государственном университете. Автор рассматривает возможности получения опыта участия в различных проектах, реализации социально-культурных инициатив, творческой деятельности в рамках дисциплины учебного плана «Методика разработки и проведения культурно-просветительских программ». Организованный образовательный процесс интерпретации и трансляции историко-культурного потенциала музейных собраний региона направлен на удовлетворение потребностей в информировании, обучении, развитии творческого потенциала, коммуникации и рекреации различных категорий посетителей музея. Среди участников музейных программ значительную долю составляют люди с ограниченными возможностями здоровья; их адаптация к условиям современной жизни с помощью различных культурных практик все чаще понимается музеями как одно из важнейших направлений деятельности. В связи с этим автор рассматривает содержание и специфику дисциплины «Методика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в пространстве музея», которая является обязательной в подготовке магистрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Проценко Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A REGION IN THE PROCESS OF MASTER’S STUDENTS TRAINING

The article focuses on the cultural and educational environment of the region in the process of preparing undergraduates 44.04.01 Pedagogical Education (Profile: Museum Pedagogy and World Art Culture) at Sevastopol State University. The author considers the possibility of gaining experience of participation in various projects, the implementation of social and cultural initiatives, creative activity within the framework of the discipline of the curriculum “Methods for developing and conducting cultural and educational programs”. The organized educational process of interpretation and translation of the historical and cultural potential of the region's museum collections is aimed at meeting the needs for information, education, development of creative potential, communication and recreation of various categories of museum visitors. Among the participants in museum programs, a significant proportion are people with disabilities; their adaptation to the conditions of modern life through various cultural practices is increasingly understood by museums as one of the most important areas of activity. In this regard, the author considers the content and specifics of the discipline “Methods of working with children with disabilities in the space of the museum”, which is mandatory in the preparation of undergraduates.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА РЕГИОНА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ»

Щф}

j J¿,ша/tOL

базовой кафедры педагогических технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций. Отмечается роль базовой кафедры в повышении качества подготовки педагогических кадров в связи с внедрением в национальную систему образования новых ФГОС и профессионального стандарта. В статье описывается практико-ориентиро-ванный опыт совместной деятельности вуза и общеобразовательной организации в научно-методическом, социокультурном, профориен-тационном и воспитательном сопровождении.

Ключевые слова: организация, базовая кафедра, сетевое взаимодействие.

SUMMARY

The relevance of the study is in studying of the main aspects of the activity of the basic department of pedagogical technologies in the conditions of network interaction of educational organizations. The role of the base department in improving the quality of professional training of teaching staff in connection with the introduction of new Federal State Educational Standards and a professional standard into the national education system is noted. The article describes the practice-oriented experience of joint activities of a university and a general education organization in scientific and methodological, socio-cultural, career guidance and educational support.

Key words: organization, basic department, network interaction.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алешина С. А. Социально-педагогический трансфер инноваций как базис модернизации деятельности университета // Известия Самарского научного центра российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2012. - № 2-6. -Т. 14. - С. 1369-1371.

2. Арасланова А. А. Управление качеством высшего профессионального образования на основе формирования региональных образовательных кластеров. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 462 с.

3. Василевская Е. В. Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне: методическое пособие. - М.: АПК и ППРО, 2007. - 65 с.

4. Гафурова Н. В., Козель Н. А. Сетевая форма реализации образовательной программы с работодателями // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12-6. - С. 1275-1278.

5. Жуков Г., Сопегина В. Базовые кафедры профессионально-педагогического вуза: ситуационный подход // Профессиональное образование. Столица. - 2015. - № 7. - С. 20-22.

6. Лазутова Л. А., Левина Е. А. Роль базовой кафедры в системе практико-ориенти-рованного обучения студентов педагогического института (из опыта работы факультета иностранных языков ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева») // Теоретико-методологические основы проектирования и внедрения практико-ориентированных заданий в процесс обучения иностранным языкам в школе и вузе: монография // Мордов. Гос. Пед. Ин-т. - Саранск, 2017. - С. 4-19.

7. Кулебякина М. Ю., Горшенина С. Н. Базовая кафедра педагогического вуза: практический опыт // Высшее образование в России. - 2016. - № 10 (205). - С. 107-112.

Е. Г. Проценко

УДК 378.14

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА РЕГИОНА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ

> следствие продолжительной пандемии и в условиях текущей геополитической ситуации актуальным становится развитие региональных особенностей и рекреационных воз-

можностей потенциала городов. Кроме того, в течение последнего десятилетия в связи с развитием индустрии развлечений и модных тенденций на туристическом рынке наблюдается «лавинообразное нарастание числа музеев, количества посетителей, специалистов в музейной сфере» [5, с. 3]. Современный музей -это не только институт исторической памяти, но и активный агент социальных процессов, для которого характерно усиление практической направленности его деятельности [12, с. 9, с. 19]. Музейная отрасль развивается, учитывая потребности современного посетителя и цифровые трансформации в обществе, вследствие чего профессия музейного сотрудника, музейного педагога заметно молодеет, а востребованность в квалифицированных кадрах растет.

Культурно-образовательная среда региона играет большую роль в подготовке и в дальнейшем профессиональном развитии педагога. В связи с этим рассмотрим некоторые аспекты подготовки магистрантов по направлению 44.04.01 Педагогическое образование (профиль: Музейная педагогика и мировая художественная культура) в Севастопольском государственном университете. Программа обучения направлена на подготовку педагогических кадров, владеющих методологическим и методическим инструментарием исследования мировой художественной культуры и теории и практики организации музейно-выставочно-го и экскурсионного дела; готовых решать профессиональные задачи в области педагогической, культурно-просветительской и организационной деятельности.

Трудно переоценить рекреационные возможности Севастопольского региона. В Севастополе сложились богатые и своеобразные традиции музейного дела, с которыми магистранты знакомятся на протяжении обучения как с необходимой основой формирования всесторонне развитой, социально активной и творчески мыслящей личности. Основной целью обучения является формирование умений практического использования педагогического потенциала культурно-образовательной среды города: применение технологий музейной

педагогики в профессиональной деятельности, технологий проектирования культурно-просветительских программ для школьников; методики работы школьного музея; методики разработки и проведения культурно-просветительских программ.

Педагогика искусства как часть общей педагогики стремительно развивается. Благодаря трудам теоретиков, современным исследованиям в этой области и повседневной практике ясно, что у педагогики искусства есть особая методология, которая может быть полезна не только на уроках мировой художественной культуры и искусства, в школьном музее, но и на любых уроках в школе, а также в вузе, где магистранты смогут работать после окончания обучения и реализовывать свои творческие проекты.

Министр просвещения С. С. Кравцов сообщил, что в январе 2022 года утверждена дорожная карта по созданию и развитию школьных театров в субъектах Российской Федерации, аналогичные планы мероприятий должны быть разработаны и утверждены в каждом регионе. «Наша задача - к 2024 году создать театр в каждой школе. Важно разработать и рекомендовать регионам модель создания школьного театра через механизмы взаимодействия «школа-вуз-театр-партнер (или школа - вуз - театр-партнер?)», - обратил внимание Министр просвещения [7]. Соответственно, процесс перехода к творческой педагогике стремительно развивается: педагог-творец переходит из ранга транслятора знаний в организатора творческого процесса.

Для того чтобы творческий процесс не был стихийным, необходимы знания о технологии и значении культурно-просветительской деятельности в воспитательно-образовательном процессе. Так, при изучении дисциплины «Методика разработки и проведения культурно-просветительских программ», которая реализуется во 2 и 3 семестре, отдельный блок практических занятий посвящен разработке сценарного материала различного рода мероприятий. В качестве содержания разделов дисциплины представлены темы: основы органи-

зации культурно-просветительской деятельности; отечественный и зарубежный опыт организации культурно-просветительской деятельности; технологии культурно-просветительской деятельности; использование региональной культурно-образовательной среды для решения задач культурно-просветительской деятельности в учебном заведении. Важное место отведено изучению специфических особенностей и потенциала региональной культурно-образовательной среды; формам использования региональной культурно-образовательной среды для просветительской деятельности; культурно-просветительским возможностям Севастополя; организации взаимодействия с учреждениями культуры.

В рамках практического занятия «Технология разработки культурно-просветительских программ» рассматриваются следующие вопросы: сущность социокультурного проектирования; формы существования культурно-просветительских проектов; программа культурно-просветительской деятельности и ее составные элементы; этапы и технология разработки культурно-просветительских программ; разработка программы и ее составных элементов; проектирование содержания каждого элемента программы; отбор целесообразных технологий реализации программы культурно-просветительной деятельности; основные методы создания культурно-просветительских программ.

На практическом занятии «Сценарно-ре-жиссерские основы культурно-просветительских программ» обучающиеся знакомятся с основными понятиями в области режиссуры: «сценарный план», «конфликт», «замысел», «монтаж», «сверхзадача», «сквозное действие», «жанр», «композиция» и др. Рассматриваются следующие аспекты: понятие сценарной драматургии и ее специфика; основные этапы создания сценария; композиционная структура сценарного материала; сценарно-режиссерский замысел - основа сценарно-режиссерского решения; монтаж как основной метод построения сценария; особенности драматургии культурно-просветительских программ; сценарно-

режиссерская документация (литературный сценарий, сценарный план, монтажный лист, постановочный план); выразительные средства режиссуры культурно-просветительских программ; особенности композиционного построения культурно-просветительских программ.

Практическое занятие «Практика разработки культурно-просветительских программ» предполагает разработку собственного сценария культурно-просветительской программы, который в дальнейшем может войти в сценарный материал выпускной квалификационной работы. В рамках представленной темы рассматриваются следующие вопросы: разработка программ, внеклассных мероприятий культурно-просветительской направленности; методическое обеспечение культурно-просветительской деятельности педагога; организация культурно-просветительской деятельности для различных категорий участников; разработка примерной тематики проектных работ культурно-просветительской деятельности для различных категорий участников с примерной структурой и содержанием; подготовка итоговой работы комплексного характера и защита программы «Организация культурно-просветительской деятельности».

Среди дисциплин учебного плана значительное место отведено работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Так, дисциплина «Методика работы с детьми с ОВЗ в пространстве музея» относится к части, формируемой участниками образовательных отношений ОПОП по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль: Музейная педагогика и мировая художественная культура и реализуется в 1 семестре 1 курса. Безусловно, тенденция гуманитаризации и гуманизации происходит не только в области образования. Государственная политика практически всех стран направлена на формирование многосторонней поддержки лиц с ОВЗ, включая обеспечение беспрепятственного доступа ко всем учреждениям культуры. Согласно концепции инклюзивного мира, все люди имеют возможность вести здоровую, комфортную и достойную жизнь. Ряд документов,

существующих в законодательной базе Российской Федерации, гласит о том, что любой гражданин может получить доступ к культурному наследию, в том числе мемориальному. На основании Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» министерством культуры Российской Федерации был разработан алгоритм обеспечения доступности для инвалидов объектов культурного наследия и учреждений культуры. В законе РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (ред. от 30.04.2021) признана основополагающая роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства; а также представлены правила и порядок предоставления услуг для инвалидов в музее. Музей обязан отвечать требованиям доступности музейных собраний, возможности ознакомления с основной экспозицией, а также при необходимости - оказания помощи в преодолении барьеров, возникающих при использовании музейного помещения [9].

Помимо законодательных актов, вопросы решения проблем социальной адаптации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья музейными средствами неоднократно поднимались в работах И. Н. Дониной [4], С. В. Ашаевой [1], В. В. Булгаковой [2], С. Н. Ваньшина [3], С. А. Исаевой, Н. Г. Ма-нелис, Е. В. Хилькевич, А. Б. Сорокина [6], С. А. Смирновой [14], а также в ряде исследований российских социологов, например, Л. Л. Холостовой [15]. Исследования авторов посвящены особенностям организации мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья в музее, изучению классификации и систематизации форм и видов адаптации.

В настоящее время музеологи продолжают изучать вопросы музейной коммуникации, разрабатывают адаптированные развивающие и психокоррекционные программы для детей с отклонениями в развитии. Музейная среда

играет существенную роль в многогранных процессах социокультурной адаптации, самоидентификации и общественной инклюзии инвалидов, обладая комплексом уникальных критериев, способностью накапливать и транслировать культурный потенциал. Активное участие музеев в решении социокультурных проблем во многом определяет вектор дальнейшего развития музейной деятельности, применяя современные культурные практики [11]. Работа с посетителями с ограниченными возможностями здоровья требует переосмысления традиционных представлений о способах презентации музейной информации, выработки новых форм интерпретации экспозиционного материала, переосмысления технологии организации социально-культурных мероприятий в музее.

Музейная педагогика занимает все более заметное место в практической деятельности современных музеев, поскольку является механизмом реализации его культурно-образовательных и рекреационных возможностей [8, с. 5]. Термин «музейная педагогика» был введен в 1931 г. в исследовании Г. Фройден-таля «Музей-образование-школа». Предметом музейной педагогики является исследование сущности, закономерностей и методов музейной коммуникации, способствующих развитию и становлению личности в ходе общения с культурными ценностями, а объектом -культурно-образовательные аспекты такой коммуникации в условиях музейной среды [13]. В России термин прочно обосновался (1970 г.) в отечественной музейной практике, о чем свидетельствует создание специальных отделов и подразделений в музеях различных профилей. В 1980-е гг. музейная педагогика постепенно приобретает черты научной дисциплины, целью которой является подготовка аудитории к пониманию предметного языка культуры, его семантико-семиотической сущности.

Только специально подготовленные профессионалы в области музейной педагогики способны обучить посетителя восприятию и осмыслению символического языка музея. Из-

менение структуры музейной аудитории, внимание к такой группе, как дети с ограниченными возможностями здоровья, требует от музейных сотрудников знаний, умений и навыков использования современных методов и технологий, соответствующих психологическим и социально-психологическим особенностям посетителей и реалиям современного мира.

Проанализируем содержание и структуру дисциплины «Методика работы с детьми с ОВЗ в пространстве музея». В рамках тематического плана дисциплины рассматриваются следующие вопросы: музейная педагогика как средство социализации детей с ОВЗ; культурно-образовательная деятельность: исторические и музееведческие аспекты; формы работы в музее с детьми с ОВЗ; обучение и организация различных видов деятельности общения детей с проблемами в развитии; особенности организации внешкольных мероприятий для обучающихся с РАС в музеях; музейная работа как фактор социализации детей с ОВЗ; музей как площадка для социализации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья на примере работы российских музеев; этапы и способы создания музейно-педагогической программы для детей с ОВЗ.

В рамках практического занятия «Музей как площадка для социализации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья на примере работы российских и зарубежных музеев» магистрантам предстоит подробно проанализировать опыт работы с посетителями с ОВЗ в Севастополе (на примере конкретного музея).

Практическое занятие «Этапы и способы создания музейно-педагогической программы для детей с ОВЗ» подразумевает разработку музейно-педагогической программы для детей с ОВЗ в пространстве музея. План работы:

1. Определить аудиторию музейно-педа-гогического воздействия и проблему, которая должна быть решена с помощью историко-культурного наследия, хранящегося в музейном пространстве региона.

2. Разработать компоненты музейно-пе-дагогической программы:

- титульный лист, название программы;

- пояснительная записка (обоснование актуальности музейно-педагогической программы, социальной значимости, ее способности гармонизировать общественные процессы). Описание этапов музейно-педагогического руководства аудиторией в процессе реализации программы. Прогнозирование результатов, которые возможны при эффективной реализации музейно-педагогического процесса (когнитивный, эмоциональный и нравственный уровни изменения личностного характера музейной аудитории). Прописывание необходимых ресурсов (материальных и кадровых) для реализации программы. Необходимо указать те экспозиции или отделы музея, которые нужны для реализации программы. Составление сметы.

3. Методика музейно-педагогической программы:

- цель;

- задачи;

- методы музейно-педагогического руководства;

- выразительные средства и дидактические материалы;

- способы проверки эффективности му-зейно-педагогического воздействия.

4. Психолого-педагогический портрет аудитории. Необходимо проанализировать предложенные формы проведения программы, соответствующие конкретной группе детей с ограниченными возможностями здоровья, объяснить, почему предпочтение отдано именно таким методам и формам.

5. Календарно-тематический план (дата, продолжительность, тема, форма, место проведения, примечания).

6. Список использованной литературы.

7. Приложение (сценарий музейно-педа-гогической программы / монтажный лист).

Представленная учебная дисциплина преследует следующие задачи:

- овладение знаниями о направлениях просветительской работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья в пространстве музея;

- формирование у обучающихся необходимых компетенций в сфере изучения культурной-образовательной деятельности музеев региона, их роли в решении вопросов совершенствования общей культуры детей с ограниченными возможностями здоровья;

- овладение технологией музейной педагогики при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья; методами взаимодействия музеев с различными категориями посетителей, образовательными учреждениями;

- овладение умениями применять возможности музейной педагогики в культурно-образовательном процессе лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществлении педагогического сопровождения их семей.

Так как практика магистрантов зачастую проходит в музейном пространстве региона, реализуемые мероприятия связаны с региональными рекреационными возможностями Севастополя, в котором на сегодняшний момент насчитывается около полутора тысяч исторических достопримечательностей. Кроме того, в целях успешной реализации нацпроек-та «Культура» был разработан проект создания культурного кластера в Севастополе. Согласно концепции проекта, он направлен на «содействие сохранению и развитию единого культурно-образовательного пространства страны, а также повышению роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве» [10]. Реализация проекта даст возможность жителям прикоснуться к крупнейшим собраниям отечественного искусства, воплотит идею общедоступности культурных ценностей, а также привлечет в Севастополь туристов. Культурно-образовательный комплекс повлияет на расширение культурно-образовательной среды региона, формирование сферы художественного образования, что впоследствии увеличит количество высококвалифицированных кадров в сфере образования и культуры. В концепции проекта обозначено, что в свободное от концертной деятельности время помещения кластера можно будет использовать для проведения различных куль-турно-досуговых мероприятий, что в том чис-

ле позволит обеспечить рабочими местами специалистов в области музейной педагогики и мировой художественной культуры. Навыки разработки и реализации целостного, оригинального сценария, знание технологии разработки культурно-просветительских программ, а также овладение технологией музейной педагогики при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья; методами взаимодействия музеев с различными категориями посетителей, образовательными учреждениями, позволят выпускникам направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (профиль: Музейная педагогика и мировая художественная культура) состояться в профессиональной сфере не только в музеях города, школьном музее, педагогической деятельности по различным предметам, но и в качестве режиссера школьного театра, в других интересных амбициозных проектах региона.

АННОТАЦИЯ

В статье акцентируется внимание на культурно-образовательной среде региона в процессе подготовки магистрантов 44.04.01 Педагогическое образование (профиль: Музейная педагогика и мировая художественная культура) в Севастопольском государственном университете. Автор рассматривает возможности получения опыта участия в различных проектах, реализации социально-культурных инициатив, творческой деятельности в рамках дисциплины учебного плана «Методика разработки и проведения культурно-просветительских программ». Организованный образовательный процесс интерпретации и трансляции историко-культурного потенциала музейных собраний региона направлен на удовлетворение потребностей в информировании, обучении, развитии творческого потенциала, коммуникации и рекреации различных категорий посетителей музея. Среди участников музейных программ значительную долю составляют люди с ограниченными возможностями здоровья; их адаптация к условиям современной жизни с помощью различных культурных практик все чаще понимается музеями как одно из важнейших направлений деятельности.

Щф}

j J¿,fuü/tOL

Ключевые слова: культурно-образовательная среда, подготовка магистрантов, региональная среда, культурно-просветительская деятельность, дети с ограниченными возможностями здоровья, музейная педагогика.

SUMMARY

The article focuses on the cultural and educational environment of the region in the process of preparing undergraduates 44.04.01 Pedagogical Education (Profile: Museum Pedagogy and World Art Culture) at Sevastopol State University. The author considers the possibility of gaining experience of participation in various projects, the implementation of social and cultural initiatives, creative activity within the framework of the discipline of the curriculum "Methods for developing and conducting cultural and educational programs". The organized educational process of interpretation and translation of the historical and cultural potential of the region's museum collections is aimed at meeting the needs for information, education, development of creative potential, communication and recreation of various categories of museum visitors.

Key words: cultural and educational environment, preparation of undergraduates, regional environment, cultural and educational activities, children with disabilities, museum pedagogy.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ашаева С. В. Формы работы в музее с людьми с ограниченными возможностями // Омский научный вестник. - 2010. - № 4. -С. 219-222.

2. Булгакова В. В. Взаимодействие с лицами с ограниченными возможностями здоровья в российских и зарубежных музеях в конце XIX - начале XX вв. // Вестник Кемеровского государственного университета культуры. - 2016. - № 34. - С. 158-169.

3. Ваньшин С. Н., Ваньшина О. П. Социокультурная реабилитация инвалидов музейными средствами. - М.: ГДМ, 2013. - 99 с.

4. Донина И. Н. Музей в социокультурной адаптации инвалидов: дисс. ... канд. Культурологии. - СПб., 2014. - 223 с.

5. Дриккер А. С. Музей в современном мире // Вопросы музеологии. - 2011. - № 1. - С. 3.

6. Манелис Н. Г., Хилькевич Е. В., Сорокин А. Б. Особенности организации внешколь-

ных мероприятий для обучающихся с РАС в музеях: методическое пособие. - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2021.

7. Министерство просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https://edu.gov.ru/press/4884/kolichestvo-shkol-nyh-teatrov-uvelichilos-na-5-tysyach-s-noyab-rya-proshlogo-goda/

8. Шляхтина Л. М. Музейная педагогика: учеб.-метод. пособие // М-во культуры РФ, С.-Петерб. гос. ин-т культуры, фак. мировой культуры, каф. музеологии и культурного наследия. - СПб.: СПбГИК, 2021. - 60 с.

9. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: закон РФ от 9 октября 1992 г. - № 3612-I [Электронный ресурс]. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_1870/ (дата обращения: 4.09.2022).

10. Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации / Концепция создания культурно-образовательных и музейных комплексов во Владивостоке, Калининграде, Кемерово и Севастополе [Электронный ресурс]. - URL: https://culture.gov.ru/press/ current/kontseptsiya_klasterov_/.

11. Родионова Д. Д., Гусев С. И., Толка-лова Я. И. - Актуализация культурного наследия музейными средствами для посетителей с ограниченными возможностями здоровья по слуху // Человек и культура. - 2021. - № 2. -URL: https://nbpublish.com/library_read_article. php?id=35540.

12. Соболева Е. С., Эпштейн М. З. Эволюция концепции музеев в меняющемся мире // Вопросы музеологии. - 2011. - № 1 (3). -С. 8-19.

13. Троянская С. Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности. -Ижевск, 2007. - С. 21-29.

14. Учебно-методическое обеспечение образования обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования: методические рекомендации / авт.-сост. С. А. Исаева, С. А. Смирнова. - Киров: КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», 2020. - 25 с.

15. Холостова Е. И. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие. - М., 2008. -216 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.