Научная статья на тему 'Культурно-образовательная среда как фактор развития толерантности школьников'

Культурно-образовательная среда как фактор развития толерантности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
596
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CULTURAL-EDUCATIONAL ENVIRONMENT / TOLERANCE / SCHOOLING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мовсесян Эмма Мартуновна

В статье описывается модель и особенности культурно-образовательной среды в школе, ориентированной на формирование толерантности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural and educational environment as a factor of the development of tolerance in schoolchildren

The paper describes the model and features of cultural and educational environment at school, focused on the formation of tolerance of students.

Текст научной работы на тему «Культурно-образовательная среда как фактор развития толерантности школьников»

УДК 371 ББК 74.24 М-74

Мовсесян Эмма Мартуновна, старший преподаватель кафедры педагогики Сочинского института Российского университета Дружбы народов, т.: 89604373397, e-mail:[email protected].

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

(рецензирована)

В статье описывается модель и особенности культурно-образовательной среды в школе, ориентированной на формирование толерантности учащихся.

Ключевые слова: культурно-образовательная среда, толерантность, школьное образование.

Movsesian Emma Martunovna, a senior lecturer of the Department of Pedagogy of Sochi Institute of the Russian Peoples' Friendship University, tel: 89604373397, e-mail: [email protected].

CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR OF THE DEVELOPMENT OF TOLERANCE IN SCHOOLCHILDREN

(reviewed)

The paper describes the model and features of cultural and educational environment at school, focused on the formation of tolerance of students.

Key words: cultural-educational environment, tolerance, schooling.

Становление открытого гражданского общества в России, продолжение демографических реформ должно опираться на широкую общую поддержку, консолидацию общества. Конструктивное взаимодействие социальных групп с различными ценностями, этническими, политическими, религиозными ориентирами может быть достигнуто на общей платформе социальных норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. Формирование толерантности -длительный, сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающим среди них является образование.

В настоящее время толерантность рассматривается как одна из ценностей, которые укореняются в практике школьного образования, что предполагает воспитание чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.

Несомненно, что решающее значения для формирования совокупности вышеперечисленных качеств отводится культурно-образовательной среде, которая представляет собой систему деловых и межличностных взаимоотношений, выступающую условием и критерием развития человека в Интеллектуальной, социальной и личностной сфере. Проектирование образовательной среды школы являяется одной из определяющих факторов развития ученика. При реализации гуманитарной, гуманистической стратегии образования школьная среда приобретает особое значение. Можно выделить три составляющие образовательной среды.

Во-первых, среда обучения может быть представлена как единство двух социально-психологических факторов:

1) психологического климата школы;

2) показателей солидарности педагогов в практической реализации сущности образования.

Во-вторых, образовательная среда может быть представлена через выполняемые ею функции

и культурные их истоки. Главным будут считаться методическое обеспечение развития учащихся и организация их полноценного взаимодействия с социальным миром.

В-третьих, образовательная среда является интегральной результирующей и выступает критерием развития человека в интеллектуальной, социально-профессиональной и личностной сферах. Основным показателем благоприятности школьной среды при таком подходе выступает высокий самоактуализационный потенциал выпускников и их успешность в жизненном устройстве.

Исследования проблемы развития толерантного сознания в контексте гуманистического развития личности показывают совпадение основных констант гуманистического мировоззрения и компонентов толерантного сознания, включающих в себя:

- позитивное отношение к другим людям;

- способность к эмпатии и стремление к объективизации восприятия особенностей и проявлении людей, принадлежащих к другим нациям и культурам;

- постоянное развитие и обогащение культурного опыта;

- признание безусловной ценности каждой человеческой жизни.

В условиях многонационального региона особенно важным фактором представляется связь современной культурно-образовательной среды и компонентов толерантного сознания [1], таких, как:

- обогащение культурного опыта;

- доверие и открытость в получении новой информации;

- общая направленность на доверительное паритетное общение и конструктивный межкуль-турный диалог;

- развитие мотивации к самоопределению и продуктивной самореализации в полиэтнической и поликультурной среде.

Очевидно, что перечисленные компоненты способствуют активному взаимодействию толерантного сознания с культурно-образовательной средой, причем данный процесс определяется иссле-дователями как двояконаправленный - культурная среда не только воздействует на личность чело-века, но и сама испытывает воздействие с его стороны [3].

Таким образом, можно утверждать, что современная культурно-образовательная среда может оказывать формирующее воздействие на толерантное сознание растущего человека.

Идея формирования культурно-образовательной среды как условия формирования толерантности школьников имеет объективную обусловленность. Новые задачи школы, многообразие учебных заведений, учебных программ, учебников, социокультурные процессы, связанные с гуманизацией, гуманитаризацией, развертывание информационного пространства являются также факторами, которые надо учитывать при выборе путей организации среды.

Модель культурно-образовательной среды, ориентированной на формирование толерантности школьников, должна включать в себя пространственно-семантический, содержательно-методи-ческий и коммуникационно-организационный компоненты (рис. 1).

Компоненты модели культурно-образовательной среды, ориентированной на формирование толерантности школьников

концепции обучения, воспитания, учебные программы, планы, учебники и т.д.;

формы и методы организации образования (урок, дидактическая игра, экскурсия и т.д.);

ученические исследовательские сообщества, структуры классов и школьного самоуправления и др.

• особенности субъектов образовательной среды - распределение статусов, ролей, национальные, половозрастные особенности учащихся, педагогов, их ценности, установки, стереотипы;

• коммуникационная сфера - стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среды субъектов образования, степень скученности;

• организационные условия - наличие творческих групп педагогов, инициативные группы родителей и т.д.

Рис. 1. Компоненты модели культурно-образовательной среды

Модельное представление культурно-образовательной среды позволяет обозначить основные направления проектирования, развития, управления им:

- развитие предметно-пространственной среды школы как развивающей среды;

- содержание и организация образовательного пространства (обогащенного, наукоемкого);

- развитие межличностных свойств, отношений, культуры общения (организация общения, обучение ему и корректировка отношений).

Процесс формирования толерантности школьников согласуется с теми направлениями педагогической деятельности, которые выделяются О.С. Газманом в современной парадигме гуманизации [2]:

- обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для развития самости (self), для саморазвития (через механизмы самопознания, рефлексию, физической и психологической защиты);

- создание благоприятных внешних условий (среды обитания) для психического и физии-ческого существования и развития ребенка (мебель, учебники и т.д.);

- организация очеловеченной микросоциальной среды (гуманистические отношения, творческая деятельность, психологический климат).

Гуманизации образовательной среды также способствуют обеспечение комфортности существования и развития детей и взрослых, персонализация среды (фиксация определенной части среды как своего «я»), создание «среды для меня», т.е. образовательной среды каждого индивида; обеспечение личностного роста субъектов среды.

Наиболее эффективным способом формирования толерантности является воспитание, которое (если назвать его толерантным воспитанием) способствует:

з

- культивированию отношений открытости;

- реальную заинтересованность в культурных различиях, признание многообразия;

- развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по ее преодолению;

- развитие способности конструктивно разрешать разногласия и обеспечивать продвижение от конфликтных ситуаций к примирению и разрешению противоречий [4].

Еще одним важным направлением создания культурно-образовательной среды, в которой раскрываются большие возможности для развития толерантного сознания учащихся, является обеспечение педагогического сопровождения этого процесса, под которым мы понимаем высокопрофессиональную, гуманную педагогическую деятельность, направленную на воспитание, образование и всестороннюю поддержку личности ученика.

Организацию педагогического сопровождения мы рассматриваем как совокупность ряда факторов:

- внешних (финансовые, личностные, материальные и социальные составляющие);

- внутренних (личностно ориентированное и дифференцированное обучение и воспитание, гуманистическая направленность образования, эвристичность образовательной среды);

- интеграцию внешних и внутренних факторов (наличие культуроформирующей среды; поэтапное включение родителей и семьи в жизнедеятельность образовательного или культурного учреждения и в жизнь ребенка; планирование жизнедеятельности образовательного учреждения как целевая функция управления).

Содержание педагогического сопровождения складывается в соответствии с двумя группами целей, которые можно определить как непосредственные и опосредованные.

Первые ориентированы на создание условий для формирования культурного опыта, повышения потенциала формирующего воздействия на личность учащихся, их способности к позитивной социализации.

Вторые предполагают формирование, поддержание, стимулирование культуры личности в целом и такой важной ее составляющей как толерантное сознание, то есть, ориентированы на длительную целенаправленную педагогическую работу. В зависимости от возрастной группы, а также от той или иной сферы творческой реализации мировоззренческих установок каждый из видов педагогического сопровождения отличается своими собственными признаками, неповторимым сочетанием потенциальных возможностей.

В условиях многонационального региона наиболее востребованными становятся те виды педагогического сопровождения, которые в наибольшей степени способствуют становлению и развитию основных составляющих толерантного сознания школьников:

- изначально позитивного отношения к другим людям;

- способности к эмпатии;

- открытости к получению новой информации, развитию и обогащению культурного опыта;

- признания безусловной ценности каждой человеческой жизни.

Педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. На школьном этапе выделяются два вида педагогического сопровождения, которые могут способствовать формированию толерантного сознания учащихся:

- образовательный, который группируется вокруг образовательных методик с опорой на взаимодействие и взаимопроникновение различных учебных дисциплин, ведущую роль непреходящих гуманистических ценностей, нашедших свое отражение в достижениях науки;

- студийно-творческий, предоставляющий возможность творческого развития, взаимодействия в полинациональном коллективе в процессе создания художественно-творческого продукта.

Развитие толерантности в школе в условиях должно стать доминантным в процессе развития межнациональных отношений, так как исторически наша страна складывается как сообщество разных этносов, культур и религий.

Современное образовательное пространство учебного учреждения, ориентированное на фор-мирование толерантности, ценным и значимым признает культурную самобытность каждого, в нем открывается доступ ко всем цивилизациям мира, включая собственную, в нем происходит снятие внешних ограничений доступности к другим образовательным системам. Здесь формируется опре-деленная социокультурная и жизненная установка, каждый ощущает комфортность бытия, само-достаточность, стремление к самосовершенствованию.

Литература:

1. Абдуразакова Д. М. Теоретико-методологические основы деятельности учреждений культуры и образования в развитии толерантного сознания молодежи многонационального региона: автореф. дисс. док. пед. наук. М., 2009.

2. Газман, О. С. Гуманизм и свобода // Гуманизация воспитания в современных условиях. М., 1990.

3.Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.

4. Доклад к заседанию Координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации по вопросу: «О формировании толерантности в обществе, развитии межнационального общения и борьбе с ксенофобией средствами культуры» // http://mkrf.ru/ministry/ sovet/detail.php?ro=75214

5.Щиголева Н. В. Структура культурно-образовательного пространства. М., 2003.

References:

1. Abdurazakova D.M. Theoretical and methodologicalfoundations of cultural and educational institutions in the development of tolerance in youth of the multinational region: abstract diss. Doc. ped. Sc. M., 2009.

2. Gazman O.S. Humanism and Freedom // The humanization of education today. M:,1990.

3. Gibson J. An ecological approach to visual perception. M:: Progress, 1988.

4. Report to the meeting of the Coordinating Councilfor Culture at the Ministry of Culture of the Russian Federation on the issue: "On the formation of tolerance in society, the development of international communication and combat xenophobia by means of culture» // http://mkrf.ru/ministry/sovet/detail.php ID = 75 214

5. Schigoleva N.V. Structure of cultural and educational space. M., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.