Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РУССКОЙ МЕДИЕВИСТИКЕ РУБЕЖА XIX-XX СТОЛЕТИЙ'

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РУССКОЙ МЕДИЕВИСТИКЕ РУБЕЖА XIX-XX СТОЛЕТИЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
177
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарный вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА / РУССКАЯ МЕДИЕВИСТИКА / РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА / РЕНЕССАНСНАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ / CULTURE OF THE SILVER AGE / RUSSIAN MEDIEVAL STUDIES / RUSSIAN PHILOSOPHY OF THE XX CENTURY / THE RENAISSANCE / THE SITUATION IN RUSSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дозморов Валерий Александрович

В статье рассматриваются взгляды русских учёных, занимавшихся изучением средневековой западноевропейской культуры, а именно представителей культурно-исторической школы в медиевистике рубежа XIX-XX вв. Взаимоотношения исторической науки и современности - важная проблема: только через раскрытие многообразных влияний современности на историческую науку возможно подлинное понимание её действительного развития. Цель статьи - создание целостного образа культурно-исторического направления русской медиевистики начала XX в. в контексте эпохи; демонстрация взаимодействия и взаимоотражения русской историографии начала XX столетия с культурной средой Серебряного века. Задачи исследования - представить основные проявления культуры Серебряного века; рассмотреть проблемы западноевропейской культуры в работах русских историков начала XX столетия. Методы исследования - холистический (позволяющий познать явление в контексте эпохи); историко-сравнительный (отечественная историография начала XX в. на фоне общеевропейского контекста); генетический (связь русской медиевистики начала XX в. с предшествующей традицией). Автор приходит к выводу, что в целом отечественная медиевистика начала XX столетия развивалась в традициях общеевропейской медиевистики своего времени. Многие моменты, о которых так или иначе идёт речь в трудах историков этого времени, находят (за некоторым исключением) отражение в дальнейших разработках периода второй половины XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND HISTORICAL DIRECTION IN RUSSIAN MEDIEVAL STUDIES OF THE TURN OF THE XIX-XX CENTURIES

The article discusses the views of Russian scientists who studied medieval Western European culture, namely the cultural-historical school in medieval studies at the turn of the 19th-20th centuries. The relationship between historical science and modernity is an important issue. Only through the disclosure of the diverse influences of modernity on historical science, a genuine understanding of its actual development can be possible. The goal is to create a holistic image of the cultural and historical direction of Russian medieval studies of the early XX century in the context of the era. Demonstration of interaction, interrelation of Russian historiography of the beginning of the XX century with the cultural environment of the Silver Age. The objectives of the study: firstly, to present the main manifestations of the Silver Age culture; secondly, to consider the problems of Western European culture in the works of Russian historians of the early XX century. We used the following methods to achieve the goal: first, a holistic method that allows you to know the phenomenon in the context of the era. In order to understand a certain part (the cultural-historical direction in Russian medieval studies of the beginning of the 20th century - in this case), it is necessary to understand the era as a whole, the cultural environment (culture of the Silver Age), which affects its constituent parts. Further, a historical-comparative method that allows us to present Russian historiography in the beginning of the 20th century against the backdrop of a pan-European context. A genetic method that allows you to determine the relationship between Russian medieval studies of the beginning of the 20th century and the previous tradition, in this case, the development of medieval studies in the second half of the 19th century. Overall, domestic medieval studies of the beginning of the 20th century developed in the traditions of pan-European medieval studies of the same time. Many of the points that, one way or another, are discussed in the writings of historians of this time were found, with some exceptions, reflected in further developments already during the second half of the 20th century.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РУССКОЙ МЕДИЕВИСТИКЕ РУБЕЖА XIX-XX СТОЛЕТИЙ»

http://www.zabvektor.com

ISSN 2542-0038 (Online) ISSN 1996-7853 (Print)

аксиология отечественной истории

axiology of russian history

УДК 93/94

DOI: 10.21209/1996-7853-2020-15-6-8-13

Валерий Александрович Дозморов,

Керченский политехнический колледж (г. Керчь, Россия), e-mail: [email protected], https://orcid.org/0000-0001-8027-7277

Культурно-историческое направление в русской медиевистике рубежа Х1Х-ХХ столетий

В статье рассматриваются взгляды русских учёных, занимавшихся изучением средневековой западноевропейской культуры, а именно представителей культурно-исторической школы в медиевистике рубежа Х1Х-ХХ вв. Взаимоотношения исторической науки и современности - важная проблема: только через раскрытие многообразных влияний современности на историческую науку возможно подлинное понимание её действительного развития. Цель статьи - создание целостного образа культурно-исторического направления русской медиевистики начала XX в. в контексте эпохи; демонстрация взаимодействия и взаимоотражения русской историографии начала XX столетия с культурной средой Серебряного века. Задачи исследования - представить основные проявления культуры Серебряного века; рассмотреть проблемы западноевропейской культуры в работах русских историков начала XX столетия. Методы исследования - холистический (позволяющий познать явление в контексте эпохи); историко-сравнительный (отечественная историография начала XX в. на фоне общеевропейского контекста); генетический (связь русской медиевистики начала XX в. с предшествующей традицией). Автор приходит к выводу, что в целом отечественная медиевистика начала XX столетия развивалась в традициях общеевропейской медиевистики своего времени. Многие моменты, о которых так или иначе идёт речь в трудах историков этого времени, находят (за некоторым исключением) отражение в дальнейших разработках периода второй половины XX в.

Ключевые слова: культура Серебряного века, русская медиевистика, русская философия XX века, ренессансная ситуация в России

The article discusses the views of Russian scientists who studied medieval Western European culture, namely the cultural-historical school in medieval studies at the turn of the 19th-20th centuries. The relationship between historical science and modernity is an important issue. Only through the disclosure of the diverse influences of modernity on historical science, a genuine understanding of its actual development can be possible. The goal is to create a holistic image of the cultural and historical direction of Russian medieval studies of the early XX century in the context of the era. Demonstration of interaction, interrelation of Russian historiography of the beginning of the XX century with the cultural environment of the Silver Age. The objectives of the study: firstly, to present the main manifestations of the Silver Age culture; secondly, to consider the problems of Western European culture in the works of Russian historians of the early XX century. We used the following methods to achieve the goal: first, a holistic method that allows you to know the phenomenon in the context of the era. In order to understand a certain part (the cultural-historical direction in Russian medieval studies of the beginning of the 20th century - in this case), it is necessary to understand the era as a whole, the cultural environment (culture

Valery A. Dozmorov,

Kerch Polytechnic College (Kerch, Russia), e-mail: [email protected], https://orcid.org/0000-0001-8027-7277

Cultural and Historical Direction in Russian Medieval Studies of the Turn of the XIX-XX Centuries

© Дозморов В. А., 2020

Контент доступен по лицензии Creative Commons "Attribution" («Атрибуция») 4.0 Всемирная The content is available under the Creative Commons "Attribution" 4.0 International

of the Silver Age), which affects its constituent parts. Further, a historical-comparative method that allows us to present Russian historiography in the beginning of the 20th century against the backdrop of a pan-European context. A genetic method that allows you to determine the relationship between Russian medieval studies of the beginning of the 20th century and the previous tradition, in this case, the development of medieval studies in the second half of the 19th century. Overall, domestic medieval studies of the beginning of the 20th century developed in the traditions of pan-European medieval studies of the same time. Many of the points that, one way or another, are discussed in the writings of historians of this time were found, with some exceptions, reflected in further developments already during the second half of the 20th century.

Keywords: culture of the Silver age, Russian medieval studies, Russian philosophy of the XX century, the Renaissance, the situation in Russia

Введение. Место науки в обществе зависит от того, насколько эффективно она способствует удовлетворению тех или иных общественных потребностей. Науки, призванные изучать человеческое общество в различных его аспектах, могут претендовать на определённое значение в этом обществе лишь в том случае, если их результаты отвечают актуальным общественным интересам своего времени. Всякая общественная наука должна быть современна.

В данной работе будут рассмотрены взгляды русских учёных, занимавшихся изучением средневековой западноевропейской культуры, а именно культурно-историческая школа в медиевистике на рубеже XIX-XX столетий. Взаимоотношение исторической науки и современности - это важная проблема. Только через раскрытие многообразных влияний современности на историческую науку возможно подлинное понимание её действительного развития. Для отечественной историографии последней четверти XIX - начала XX в. было характерно особое внимание к западной истории. Стимулом к изучению истории Западной Европы эпохи Средневековья было их стремление понять некоторые общие закономерности и опереться на опыт стран, которые прошли тот же путь, который предстояло пройти России [4]. Цель работы - в целом соответствует названию работы: создание целостного образа культурно-исторического направления русской медиевистики начала XX столетия в контексте эпохи. Задачи исследования: во-первых, представить основные проявления культуры Серебряного века; во-вторых, рассмотреть проблемы западноевропейской культуры в работах русских историков начала XX в.

Методология и методы исследования. Методы, позволяющие достичь поставленной цели: прежде всего, это метод холистический (от англ. whole - целый, весь), позволяющий познать явление в контексте эпохи. Для того чтобы познать определённую часть (в данном случае - культурно-историческое направление в русской меди-

евистике начала XX в.), необходимо понять эпоху в целом, культурную среду (культура Серебряного века), которая влияет на свои составные части и во многом формирует их. Далее историко-сравнительный метод, благодаря которому, можно увидеть русскую историографию начала XX столетия на фоне общеевропейского контекста. Генетический метод даёт возможность представить связь русской медиевистики начала XX в. с предшествующей традицией, в данном случае -развитие медиевистики во второй половине XIX столетия.

Результаты исследования и их обсуждение. Издавна утверждают, что XIX столетие было главным периодом в складывании исторической науки в России. Особая роль принадлежала в этом Т. Н. Грановскому. Именно он, историк западного мира, доказал своим слушателям, что современность есть необходимый результат разумного развития. Обращаясь в своих лекциях и трудах к XIV-XV вв., Т. Н. Грановский находил в них ответ на многие вопросы современности [11, с. 64].

На рубеже XIX-XX вв. среди русских историков выделяется группа, специализирующаяся на изучении идейной жизни и культуры средневековья. В Московском университете В. И. Герье (1837-1919) был одним из первых представителей культурно-исторического направления русской медиевистики. Его привлекали сюжеты из истории церкви и религии [1, с. 364]. Именно ему принадлежит заслуга в ведении в практику университетских занятий в России исторических семинаров. Эти семинары, где преподавание основывалось на углублённом изучении источников, были хорошей школой исследовательского мастерства. Любимым учеником В. И. Герье был один из наиболее талантливых представителей русской культурно-исторической школы, профессор московского университета М. С. Корелин (1855-1899). Он единственный из учеников В. И. Герье избрал своей основной специальностью историю культуры. Наибольший интерес представляют работы М. С. Коре-

лина, посвящённые ренессанснои теме и гуманизму. Заслуга состоит в том, что учёный сумел по-иному осветить характерные черты гуманистической культуры [10, с. 6].

Интерес к проблемам средневековой культуры в начале XX столетия пробуждается и в Петербургском университете. Здесь инициатором в разработке этой тематики и главой культурно-исторической школы выступал И. М. Гревс (1860-1941), профессор Петербургского университета. Предметом его научных изысканий стали средневековые города Италии и Франции, он много раз ездил в эти страны и изучал их памятники. И. М. Гревс вырабатывал у учеников навыки владения методами исторического анализа и работы с первоисточниками, широкий исторический кругозор, умение видеть за строками документа живую жизнь ушедших веков, что только и создаёт настоящих историков [7, с. 217]. В целом И. М. Гревс явился родоначальником той культурно-исторической школы в Петербургском университете, которая выдвинула на первый план комплексное изучение духовной жизни средневековья как некоего культурного единства. Среди близких учеников И. М. Гревса в разное время были: Н. А. Сергиевская, Н. П. Анциферов, Н. М. Соколов, Н. П. Оттокар, Л. И. Новицкая, О. А. Добиаш-Рождественская, В. Э. Крусман, А. Я. Закс, С. Ф. Знаменская, Л. П. Карсавин, Н. С. Врасская, Т. Б. Лозинская и др.

Ученик И. М. Гревса, один из выдающихся учёных отечественной медиевистики, упрочивший положение отечественной исторической науки в мировом научном движении - Л. П. Карсавин. В 1913 г. он защитил магистерскую, а в 1916 г. - докторскую диссертации. Обе были посвящены итальянскому средневековью, а именно его религиозной стороне. В 1922 г. был избран ректором Петроградского университета, однако в том же году вместе с другими деятелями культуры Л. П. Карсавин был выслан из страны. К проблемам религии в конкретно-историческом и философском смысле Л. П. Карсавин обращался в течение всей своей жизни. Строго говоря, лишь десятилетие (1905-1915) было отдано Л. П. Карсавиным медиевистике в собственном смысле этого слова. История, философия, религия были для Л. П. Карсавина разными этапами рефлексии, ступенями познания самого себя, погоней за разгадкой собственного существования [5, с. 62]. Его постоянно тревожил вопрос о сущности духовной субстанции. Средневековая религиозность для Л. П. Карсавина - инструмент

самовоспитания. Он словно всматривается в духовный опыт прошлых поколений и постоянно берёт что-то из него для себя [8]. Основная теория Л. П. Карсавина заключается в том, что представление о творении и воплощении сходятся в идее кенозиса. То, что их объединяет - это процесс жертвенного саморазъединения и восстановления единства, которые также определяют его мнение о Троице [12, с. 83]

Весьма самобытным учёным в области средневековой культуры была О. А. Доби-аш-Рождественская (1874-1939). Она ученица И. М. Гревса с Бестужевских женских курсов в Петербурге. Стала первой женщиной в России магистром и доктором всеобщей истории. Её можно считать одной из пионеров в разработке в русской медиевистике проблем социальной психологии применительно к средневековому периоду. Главный вклад О. А. Добиаш-Рождествен-ской в отечественную медиевистику связан с трудами по латинской палеографии [2]. Каждая рукопись для неё была, прежде всего, памятником духовной и материальной культуры той или иной отдельной эпохи, на широком фоне которой она всегда рассматривала этот памятник.

Западноевропейской культурой повседневности интересовался так же К. А. Иванов (1858-1919) - российский поэт и историк. Работы Константина Алексеевича Иванова предоставляют возможность представить, чем жили люди в эпоху Средневековья. В своих исторических работах он так сумел показать средневековый замок, средневековый город, средневековую деревню, что появляется впечатление причастности к жизни средневековых персонажей [3; 6]. Работы К. А. Иванова не переиздавались с начала XX в., хотя и были весьма популярны в своё время.

Следует обратить внимание на то, что интерес к проблемам средневековой культуры в России возник в прямой связи с культурной обстановкой конца XIX - начала XX в. Это особое время: величайший взлёт русской культуры, получивший название Серебряного века [14]. Это время, когда происходил тектонический ментальный сдвиг, характер которого раскрывается не в политических и экономических документах, а в памятниках духовного наследия. Обращение к духовному наследию делает более объёмным наше историческое зрение. Подлинно глубокое и всестороннее осмысление самых судьбоносных исторических процессов, отношений между людьми, социальны-

ми группами невозможно без учёта контекста духовной жизни общества.

Культурное явление - это не просто второстепенный элемент общественной жизни, возникающий на определённом историческом фоне. Это неотъемлемая составляющая истории, её непосредственное и наиболее адекватное выражение, основной показатель психологического климата, состояния умов и нравов людей. Изучение культурных феноменов даёт возможность многогранного осмысления порождающих и сопровождающих контекстов [17, с. 85].

Облик процессов, протекающих во всех сферах общественной жизни, определяется характером мировидения, менталитетом тех или иных социальных групп и общества в целом. Внешние события сопровождались переломом в сознании. Характер ментальных процессов влиял на определение путей дальнейшего развития России. Выбор, предопределивший всю истории России в XX в., зависел, прежде всего, от состояния умов, от самосознания общества. Так, Аврил Пайман указывает, что задолго до бедствий XX столетия уже давало о себе знать в обществе какое-то гнетущее чувство, возрастающее ощущение тревоги. Среди многих причин исследователь называет одну из важнейших - кризис веры. Когда речь идёт именно о России, следует помнить, что крайний восточный бастион Европы пережил эпоху веры, не был затронут Ренессансом, но зато в лице образованных высших классов общества был подвержен влиянию Просвещения. Данная аномалия создала своеобразный разлом в культуре, который просуществовал до революции 1917 года [13].

Самосознание - движущая сила духовной жизни. Это совокупность психологических, нравственных, интеллектуальных процессов, выражающихся в политических убеждениях, иерархии нравственных ценностей, эстетических символах. Особый смысл приобретает самосознание культурной элиты общества, наиболее мыслящей и образованной среды. Сюда, естественно, следует отнести не только философов, общественных деятелей, но и представителей интеллектуального сообщества - русских учёных-историков.

Самосознание культурной элиты - ведущий компонент духовного творчества [16]. Роль крупного явления в истории культуры определяется не только общими признаками, оригинальностью созданных произведений, спецификой стиля, но и главными действующими лицами - теми, кто его

—£

представлял и прославил, выделившись из общего ряда свойствами характера и темперамента. Именно к ним обращались последующие поколения в поисках образцов для подражания и источников вдохновения [9].

Рассматривая наиболее характерных представителей культурно-исторического направления в русской медиевистике рубежа XIX-XX вв., предпочтение было отдано учёным Москвы и Петербурга. В связи с тем, что в эпоху Серебряного века (начало XX столетия) можно наблюдать дихотомию Москвы и Петербурга, проявившуюся в философии, искусстве, мировоззренческих установках населения этих городов, то о чём писал в своём очерке «Три столицы» Г. П. Федотов [15, с. 56]. Однако на историографическом материале подобную дихотомию проследить сложно.

Проблематика исследований, методологические установки московской и петербургской школ были в целом схожи. Процесс создания в университетах Москвы и Петербурга интеллектуальных сообществ происходил вокруг учёных-основоположников (В. И. Герье - в Москве и И. М. Гревс - Петербурге), оказавших большое влияние на развитие исследований, связанных с историей культуры.

На рубеже XIX-XX столетий отечественная медиевистика развивалась самым динамичным образом, во многом опережая своих коллег из Франции, Германии и других европейских государств. Так, французская медиевистика в это время достигла определённых успехов в области частных локальных исследований и в области создания более широких по тематике обобщающих трудов, посвящённых разным сторонам средневековой истории. В Германии интерес к идейной истории средневековья так же проявился во второй половине XIX в. Наряду с политической и дипломатической историей, а также историей права, теперь активно разрабатывается история культуры.

Представители культурно-исторического направления в русской медиевистике начала XX в. сделали много для развития исторической науки. В условиях новой социально-политической реальности (особенно после 1917 г.) те, кто не сумел перестроиться на новый марксистско-ленинский «лад», были высланы из страны и пополнили ряды русской эмиграции за рубежом, продолжая там создавать научные шедевры. Получилось так, что к историографии Серебряного века в советское время обращались мало, но это и понятно. Положение стало менять-

ся только в наши дни. С начала 1990-х гг. активно переиздаются исторические сочинения эпохи русского модерна.

Обострившийся интерес к эпохе столетней давности, вероятно связан с тем, что сегодня ситуация в России во многом повторяется: новые политические и идеологические лозунги, но состояние духовной и душевной смятенности - сходное. Духовное самоопределение требует осмысления отечественной традиции, т. к. очевидно, что без прошлого нет будущего.

Заключение. Следует сделать следующие выводы: культурно-историческое направление в отечественной медиевистике начала XX в. имеет определённые традиции, идущие из предшествующего XIX столетия, исключительное значение здесь принадлежит творческому наследию Т. Н. Грановского. Отечественная медиевистика начала XX в. развивалась в рамках общеевропейской медиевистики своего времени. Во Франции заметно усилились протест против эмпиризма и тяга к историческим обобщениям, принявшая форму исканий «культурно-исторического синтеза». Наиболее энергичным посредником между идеями социологической школы

и собственно историографией стал А. Берр, создатель теории «исторического синтеза», оказавшей значительное влияние на развитие французской исторической мысли XX в. В Германии влияние на культурно-историческую школу оказал Я. Буркгардт, профессор Базельского университета, который впервые создал в историографии вполне определённую и законченную схему развития европейской культуры, оказавшую большое влияние на последующую историографию этой области. Многие моменты, о которых так или иначе идёт речь в трудах историков этого времени, находят, за некоторым исключением, отражение в дальнейших разработках второй половины XX столетия. Западные исследователи, в частности французские историки М. Блок и Л. Февр, обращались к изучению сознания, идеологии, бытия людей средневековья - всему тому, что составляет социальную психологию эпохи, а в более широком плане - его культуру. Интерес к изучению культуры и социальной психологии средних веков особенно заметен в современной западной медиевистике. В 70-80-е гг. XX в. подобный интерес проявился и в советской медиевистике (А. Я. Гуревич).

Список литературы

1. Гутнова Е. В. Историография истории средних веков. М.: Высш. шк., 1985. 480 с.

2. Добиаш-Рождественская О. А. История письма в средние века. М.: Книга, 1987. 320 с.

3. Дозморов В. А. Западноевропейская средневековая культура повседневности в русской медиевистике начала XX века (на примере трудов Константина Алексеевича Иванова) // Высокие технологии и инновации в науке: сб. ст. Междунар. науч. конф. (г Санкт-Петербург, май 2020 г.). СПб.: ГНИИ «Нацраз-витие», 2020. С. 236-241.

4. Дозморов В. А. К вопросу о взаимоотношениях исторической науки и современности (на примере культурно-исторического направления в русской медиевистике начала XX столетия) // Наука через призму времени. 2020. № 6. С. 46-52.

5. Дозморов В. А. Концепция средневековой культуры в работах Л. П. Карсавина // Signum IV: сб. науч. тр. Пермь: Изд-во ПГУ 2005. С. 34-38.

6. Иванов К. А. Многоликое средневековье. М.: Алетейя, 2001. 425 с.

7. Каганович Б. С. И. М. Гревс - историк средневековой городской культуры // Городская культура: средневековье и начало нового времени: сб. ст. Л.: Наука: Ленингр. отд-ние, 1986. С. 206-223.

8. Карсавин Л. П. Основы средневековой религиозности в XII—XIII веках, преимущественно в Италии. Пг.: Науч. дело, 1915. 360 с.

9. Корелин М. С. Очерки итальянского Возрождения. М.: Тип. А. П. Поплавского, 1910. 248 с.

10. Левандовский, A. A. Т. Н. Грановский в русском общественном движении. М.: Изд-во МГУ, 1989. 251 с.

11. Лесур Ф. Переписка Льва Карсавина с Густавом Веттером // Философский политолог: журнал Междунар. центра изучения рус. философии. 2019. № 1. С. 83-95.

12. Пайман А. История русского символизма. М.: Республика, 2000. 415 с.

13. Ронен О. Серебряный век как умысел и вымысел. М.: О. Г И., 2000. 152 с.

14. Федотов Г. П. Три столицы // Судьба и грехи России. СПб.: София, 1991. С. 38-47.

15. Хейзинга Й. Осень Средневековья // Сочинения: в 3 т. М.: Изд. группа «Прогресс» - «Культура», 1995. Т. 1. 416 с.

16. Цвален Регула М. Лев Толстой и русская религиозная философия // Вестник Российский институт дружбы народов. Серия «Философия». 2018. № 1. С. 85-92.

Статья поступила в редакцию 11.06.2020; принята к публикации 20.07.2020

Сведения об авторе

Дозморов Валерий Александрович, преподаватель, Керченский политехнический колледж; 298306 Россия, г. Керчь, ул. Войкова, 1; e-mail: [email protected]; https://orcid.org/0000-0001-8027-7277

Библиографическое описание статьи_

Дозморов В. А. Культурно-историческое направление в русской медиевистике рубежа XIX-XX столетий // Гуманитарный вектор. 2020.Т. 15, № 6. С. 8-13. DOI: 10.21209/1996-7853-2020-15-6-8-13.

References

1. Gutnova, E. V. Historiography of the history of the Middle ages. M: Higher school, 1985. (In Rus.)

2. Dobiash-Rozhdestvenskaya, O. A. History of writing in the Middle ages. M: Kniga, 1987. (In Rus.)

3. Dozmorov, V. A. Western European medieval culture of everyday life in Russian mediaeval studies of the early XX century (see the example of the work of Konstantin Alekseevich Ivanov. High technologies and innovations in science: collection of articles of the international scientific conference. Saint Petersburg: Humanities research Institute "National Development", 2020: 236-241 (In Rus.)

4. Dozmorov, V. A. On the relationship between historical science and modernity (on the example of the cultural and historical direction in Russian medieval studies of the beginning of the XX century). Science through the prism of time, no. 6, pp. 46-52, 2020. (In Rus.)

5. Dozmorov, V. A. The concept of medieval culture in the works of L. P. Karsavin. Signum IV: Collection of scientific papers. Signum IV. Perm: Publishing house of Perm state University, 2005. (In Rus.)

6. Ivanov, K. A. Many-faced middle ages. M: Aleteya, 2001. (In Rus.)

7. Kaganovich, B. S. I. M. Graves is a historian of medieval urban culture. Urban culture of the Middle Ages and the beginning of modern times. Leningrad: Nauka: Leningr. department, 1986: 206-223. (In Rus.)

8. Karsavin, L. P. Fundamentals of medieval religiosity in the XII-XIII centuries, mainly in Italy. Petrograd: The scientific case, 1915. (In Rus.)

9. Korelin, M. S. Essays on the Italian Renaissance. Moscow: Printing house of A. Poplavsky, 1910. (In Rus.)

10. Levandovskiy, A. A. T. N. Granovskiy in the Russian social movement. M: Publishing house of Moscow state University, 1989. (In Rus.)

11. Lesur, F. Correspondence between Lev Karsavin and Gustav Vetter. Philosophical political scientist, no. 1, pp. 83-95, 2019. (In Rus.)

12. Payman, A. History of Russian symbolism. M: Republic, 2000. (In Rus.)

13. Ronen, O. The silver age as intent and fiction. M: O. G. I., 2000. (In Rus.)

14. Fedotov, G. P. Three capitals. Sud'ba i grekhi Rossii. Saint Petersburg: Sofia, 1991: 38-47. (In Rus.)

15. Huizinga, Y. Autumn of the Middle Ages. Vol. 1. M: Publishing group "Progress" - "Culture", 1995. (In Rus.)

16. Tsvalen Regula M. Leo Tolstoy and Russian religious philosophy. Bulletin of the peoples' friendship University of Russia. Series: Philosophy, no.1, pp. 85-92, 2018. (In Rus.)

Received: June 1, 2020; accepted for publication July 21, 2020

Information about author

Dozmorov Valery A., Teacher, Kerch Polytechnic College; 1 Voykova st., Kerch, 298306, Russia; e-mail: [email protected]; https://orcid.org/0000-0001-8027-7277.

Reference to the article_

Dozmorov V. A. Cultural and Historical Direction in Russian Medieval Studies of the Turn of the XIX-XX Centuries // Humanitarian Vector. 2020. Vol. 15, No. 6. PP. 8-13. DOI: 10.21209/1996-7853-2020-15-6-8-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.