Научная статья на тему 'Культурно-исторический контекст становления и формирования гражданского общества в России'

Культурно-исторический контекст становления и формирования гражданского общества в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
269
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / СВОБОДНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ТОТАЛИТЕТ ВЛАСТИ / СРЕДНИЙ КЛАСС / ДЕМОКРАТИЯ / SUBJECT OF CIVIL SOCIETY / FREE INDIVIDUALITY / RIGHT-WING STATE / TOTALITY OF POWER / MIDDLE CLASS / DEMOCRACY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Власова Светлана Александровна

Рассматривается специфика культурно-исторических условий возникновения и формирования гражданского общества в России. В качестве основной специфической характеристики того, что в России до сих пор нет гражданского общества, автор называет тотальную власть государства (в царской России и в условиях СССР), которая не позволила возникнуть субъекту гражданского общества свободному индивиду (на личностном уровне) и среднему классу (на уровне социально-коллективном).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Власова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the special features of arising of the civil society in Russia. The author claims the total power of the state to be the reason that Russia does not have civil society so far. The power of the state did not give the opportunity for a free person and the middle class as subjects of the civil society to appear

Текст научной работы на тему «Культурно-исторический контекст становления и формирования гражданского общества в России»

С.А. Власова

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ СТАНОВЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

Рассматривается специфика культурно-исторических условий возникновения и формирования гражданского общества в России. В качестве основной специфической характеристики того, что в России до сих пор нет гражданского общества, автор называет тотальную власть государства (в царской России и в условиях СССР), которая не позволила возникнуть субъекту гражданского общества - свободному индивиду (на личностном уровне) и среднему классу (на уровне социально-коллективном). Ключевые слова: субъект гражданского общества; свободная индивидуальность; правовое государство; тоталитет власти; средний класс; демократия.

Ментальная специфика и культурные традиции российского общества не могли не сказаться на попытках формирования гражданского общества в России, которые активно обнаружили себя в 90-е гг. ХХ в. Что таили в себе эти традиции и специфика? Почему до сих пор у нас не складывается гражданского общества западного образца? Возможны ли определённого рода «культурные мутации», устраняющие национальнокультурные противоречия и трудности, встречающиеся при создании транснациональных структур и институтов? И, наконец, относится ли гражданское общество к числу таковых, т.е. транснациональных структур?

Прежде чем ответить на этот вопрос, надо определиться с самим понятием «гражданское общество». История возникновения и становления этого понятия уходит далеко в прошлое. Можно говорить об интересе исследователей к проблемам гражданского общества начиная с периода Древней Греции, которые уже видели в своём государственном, полисном устройстве гражданское общество [1]. И затем в течение всей истории человечества этот интерес не угасал: в философии и культуре постоянно предпринимались активные попытки определить гражданское общество, найти его отличительные характеристики от государства и других политических структур [2-5]. В силу тех коннотаций, которыми нагружено это понятие, - либерализм, демократичность, свобода личностного самоопределения, правовое государственное устройство и т.п., - разные авторы настаивают на различных критериях, квалифицирующих существование гражданского общества. В качестве таковых обычно называют наличие развитой сети общественных организаций, свободный доступ к политической власти, противостояние на равных общества и государства и т.п. Эти и подобные критерии можно назвать скорее эмпирическими свидетельствами, которые, однако, при всех различиях каждого содержат инвариант. Им оказывается «индивидуальное бытие свободы» [6. С. 122, 205-207], т.е. свобода индивидуального существования. Субъект гражданского общества - свободная индивидуальность. Это и есть тот главный критерий, который стимулирует появление и обусловливает существование гражданского общества.

В отличие от прочих мировых религий только христианство представляло собой личностную религию. Специфика христианского видения формирования личности состоит в признании роли диалога как пространства, где осуществляется этот процесс. Личностное формирование как духовное содержание диалогового ответа Другому, ответственность за себя и за него од-

новременно - это христианская прерогатива. Но что касается личностной индивидуальности, то разные ветви христианства относились к этому вопросу по-разному. Традиционно считавшиеся характерными для российской ментальности черты - невнимание к частному интересу, общинность, соборность, солидарность, открытость - специфически православные ценности, которые, способствуя формированию личности, не могут быть названы адекватными в отношении их возможностей формирования индивидуальности.

Индивидуальность формировалась, скорее, в протестантской ветви христианства. Здесь она обнаруживала себя в специфических психологических и мировоззренческих установках на успешность собственного дела. Чтобы иметь успех, надо быть деловитым, хозяйственным, инициативным, бережливым, рациональным в поступках и т.п., т.е. надо быть ориентированным только на себя - так формировалось индивидуальное бытие свободы, т.е. формировался субъект гражданского общества. Опора на собственные силы, независимость (в том числе и от государства) формируют и коллективного субъекта гражданского общества - средний класс. Именно эта социальная структура и является коллективным субъектом гражданского общества.

Каков в этом случае может быть ответ на вопрос о возможности появления субъекта (как индивидуального, так и коллективного) гражданского общества в России?

Эмпирические свидетельства формирования предпосылок гражданского общества в истории России в их специфических характеристиках, конечно, имели место. Но они в условиях тотальной власти государства, его опёки складывались не посредством индивидуальной деятельности человека, который всегда был задавлен тоталитетом, но в тех структурах, которые создавались коллективно и помимо государственного контроля. В качестве таковых можно назвать возникающие в конце XIX в. общественные организации, которые не могут не вызывать интереса в плане исследования проблемы, поставленной в статье. Как негосударственные, т.е. невластные и неполитические, эти объединения были добровольными и вызывались, главным образом, профессиональными интересами либо необходимостью филантропической, благотворительной деятельности. В традициях высокой духовности в городах России (не только столичных, но и в провинции) всегда создавались литературные, артистические, культурнопросветительские и научные объединения (профессиональные и любительские). В ряду подобного рода организаций можно было бы назвать Императорское филантропическое общество, Попечительство благород-

ных дам, множество обществ, созданных при больницах и приходских домах призрения, общества взаимопомощи и т.п.

Важно заметить, что все эти общества и организации противостояли традиционной для России централизации власти и своим присутствием децентрализо-вывали усилия государства, привлекая добровольных помощников. Они не были санкционированными государством и даже необходимыми ему. Но подобного рода организации впервые стали тем пространством, в котором государство не поглощало индивида, не стояло над ним тотально. В них активную роль играли вне-правительственные институты, такие как земство, которые разрушали государственную монополию на общественную жизнь. Но также важно заметить, что эти объединения особым образом вписывались и в российскую ментальность. Благотворительность, попечительство, забота, милосердие, дома призрения - всё это в России можно проинтерпретировать как следствия её бедности, неразвитости товарно-денежных отношений и института частной собственности, но вместе с тем это были православные ценности, которые, культивируясь вне опёки государственных структур, способствовали формированию индивидуальности и самостоятельности. В этих процессах и зарождалось гражданское общество.

Важно заметить, что общественные организации помогали развитию личностной индивидуальности, отстаивали ценности, которыми обычно пренебрегали в самодержавной России. В них воспитывались прагматизм, частная инициатива, свободная воля и выбор, а не подчинение господину и независимость от судьбы как стратегия поведения, опора на собственные силы, самосовершенствование, предприимчивость, трудолюбие, рационализм, вера в науку, прогресс и т.п.

Советская Россия, хотя и в модифицированной форме, воспроизводила дух прошлых общественных объединений. В этом смысле традиция формирования предпосылок для создания гражданского общества продолжалась. Правда, продолжение осуществлялось в очень специфической форме. Отсутствие частного интереса, среднего класса, свободной индивидуальности способствовало тому, что СССР принял такую форму гражданского общества, которая не была санкционирована личностной индивидуальностью, но в качестве собственной опоры взяла специфические корпорации - политические партии и структурные образования государственно-партийной регуляции (парткомы, профсоюзы). Это вновь была власть, похожая на опёку русской общины, диктат правил и стандартов поведения.

Специфика исторических условий формирования культурных и ментальных предпосылок гражданского общества в России может объяснить трудности его становления и сегодня. Для нашей современной истории важно понять, предполагает ли гражданское общество разрушение прежних социокультурных институтов, или же оно может вырастать, опираясь на них и их модифицируя.

Нынешняя Россия несёт на себе груз старых традиций, которые, даже если и мутируют, то не приобретают форму западных образцов. Так, сегодня понятно, что специфика становления гражданского общества с опорой на коллективы партийного, политического характера, которые должны были представлять различные общественные интересы, не способствовала взращиванию субъекта гражданского общества - свободной индивидуальности. Ни в конце ХХ в., ни сегодня в стране так и не создалась политическая инфраструктура гражданского общества. Возникшие политические партии вновь претендовали на опеку, и она, хоть и в новой форме, но всё же вновь появилась. Это отрицательно сказалось на самой возможности формирования субъекта гражданского общества как индивидуального (индивидуальность), так и коллективного - средний класс.

В России державное правление, держа право только в собственном владении и не оставляя его для народа, породило его специфическую укорененность: право и закон теперь могли изменяться по воле правителя. На русской ментальности это не могло не сказаться. И сказалось, когда свобода стала пониматься как вольница, а закон ослабил (если не разорвал совсем) свою высшую юридическую силу и позволил зафиксировать это ослабление в поговорке «закон - что дышло, куда повернешь, туда и вышло». Обнаружилось и непонимание ценности взаимосвязи права и обязанности, взаимной ответственности личности и государства, гарантированности прав и т.п. Не формировался у нас и рациональный правовой механизм управления через принцип разделения властей, когда только рамки своей компетенции обусловливают действия каждого государственного органа.

Можно было бы говорить и о других специфических характеристиках становления российского гражданского общества: абсолютный государственный контроль в сфере идеологии, массовый репрессивный аппарат, однопартийная система, партийно-государственная монополия, абсолютный приоритет государственной экономики и т.д. Все они свидетельствуют о необходимости иметь их в виду при проведении различного рода мо-дернизационных процессов в России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Платон. Государство. Кн. 7.

2. Платон. Государство. Кн. 4.

3. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1991. Т. 2.

4. ЛоккДж. Два трактата о правлении // Сочинения: В 3 т. М.: Мысль, 1988. Т. 3.

5. Руссо Ж-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического Права (Об общественном соглашении) // Руссо Ж-Ж. Об обществен-

ном договоре. Трактаты. М.: Канон-Пресс, 1998.

6. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990.

Статья представлена научной редакцией «Культурология» 27 февраля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.