Научная статья на тему 'Культурно-экологический потенциал языка кино и телевидения в информационно-коммуникативном пространстве Сибири'

Культурно-экологический потенциал языка кино и телевидения в информационно-коммуникативном пространстве Сибири Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ / ЯЗЫК КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ / МЕДИАДОСУГ / КИНОЛЮБИТЕЛЬСТВО / ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ СРЕДСТВА / FILM / TELEVISION / CULTURE / INFORMATION AND COMMUNICATIVE SPACE OF SIBERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хилько Н. Ф.

На примере деятельности выдающихся медиапедагогов рассматриваются культурно-экологические возможности медиадосуга, заключенные в языке кино и телевидения, и их влияние на распространение культурно-значимой информации в процессе творческого использования экранно-звуковых средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culture-ecological potential of film and television language of information and com municative space of Siberia

The article examines culture-ecological potential of film and television language of information and communicative space of Siberia

Текст научной работы на тему «Культурно-экологический потенциал языка кино и телевидения в информационно-коммуникативном пространстве Сибири»

Вестн. Ом. ун-та. 2010. № 4. С. 233-240.

УДК 379.823

КУЛЬТУРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЯЗЫКА КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ

ПРОСТРАНСТВЕ СИБИРИ

На примере деятельности выдающихся медиапедагогов рассматриваются культурно-экологические возможности медиадосуга, заключенные в языке кино и телевидения, и их влияние на распространение культурно-значимой информации в процессе творческого использования экранно-звуковых средств.

Ключевые слова: экология культуры, язык кино и телевидения, медиадосуг, кинолюбительство, экранно-звуковые средства.

Рассмотрение сферы медиадосуга (досугового кинотворчества) началось с определения особенностей творчества кинолюбителей (С.И. Ильичев, Б.Н. Нащекин, Г.Л. Рошаль, Я.М. Толчан), собравших обширный эмпирический материал о развитии кинолюбительского движения в 80-е гг. XX в. Центральное место в постановке проблемы с точки зрения исследования принципов деятельности кинолюбительства осуществил Ю.И. Божков [1]. Он увидел, что в процессе кинотворчества требуется педагогическая инструментовка творческого опыта любителя, которая согласуется с парадигмами художественно-эстетическом содержании аудиовизуальной культуры. Были обозначены точки зрения на кинолюбительство как сообщество зрителей, творцов и пропагандистов-критиков одновременно. Переход от зрительского творчества к самостоятельному созданию образов требует, как считает автор, не только овладения языком кино, но и включения этих средств в построение кинообраза на основе «красоты конкретного объекта» (П. Чистяков), что создает новые отношения к отражаемым событиям. Таким образом, требуется взаимосвязь мышления и способов освоения образно-эстетической информации. Выяснилось, что зрительская культура, проникая в художественные способы деятельности кинолюбителей, согласуется, по мнению автора, с «соединением творческих установок восприятия с социальной направленностью художественной деятельности участников». Отсюда следует важная методологическая особенность, связанная с формированием новых отношений к реальности в аудиовизуальной форме.

Базовые положения о способах и условиях социалъно-художест-венной активизации деятельности кинолюбительского коллектива были выдвинуты Э.А. Янеляускасом [2]. Данный механизм трактуется как ряд методов взаимной организации, что играет существенную роль в построении системы культуротворческих медиа. Творчество в

©Н.Ф.Хилько, 2010

кинопродессе любителей, с точки зрения автора, - это система активного художественного осмысления жизнедеятельности на разных уровнях социального окружения, сочетания индивидуальности и коллективности, художественности и техничности, репродуктивности и продуктивности. В этой деятельности характерным является социальное стимулирование, что связано с достижением различного по степени завершенности и социальному характеру результата. В то же самое время совершенствование занятий связано с некоторой степенью зрелости, соотнесенной с социальными целями. При этом усиливается мотивация выбора темы, уровень общественной оценки, а также связь с художественным потенциалом и творческими контактами киноколлектива. Вместе с тем уровень общественной оценки является особой воспитательной силой, стимулом активности в искусстве, что вписывается в художественно-педагогическую среду кинолюбительства. Как считает автор, усложнение способов творчества связано с разными уровнями социального окружения. Сопровождающие формы социальной организации кинолюбительства зависят от различного характера художественного осмысления жизнедеятельности любителя, что обосновывает правомерность сочетания социокультурных факторов. В результате предлагаемых автором смены ролей и форм социального стимулирования деятельности изменяется социальный характер и степень художественной зрелости коллектива. Вследствие прошедших изменений определяемые возможности социально- педагогического моделирования творчества кинолюбителей-авторов сводятся к удовлетворению их творческих «потребностей». Отсюда многофункциональность, комплексность, универсальный характер деятельности, корректирующая роль общественной оценки творчества. Это обстоятельство чрезвычайно характерно для создания представлений о специфике традиций аудиовизуального творчества, направленных на выявление методологической роли факторов социального круга в определенной среде.

В этом контексте важным является опыт системного анализа кинотворчества, предпринятый А.А. Шимоном, который впервые в педагогике социально-культурной сферы поставил вопрос о противопоставлении коллективности (анонимно-

сти) и автономии (авторства) в аудиовизуальной деятельности [3]. Этот подход идет от традиционных взглядов на кинолюбительство как часть народной культуры. Он включил народное кинотворчество в систему художественно-эстетического взаимодействия и придал ему этнокультурный характер, вследствие чего авторство несколько затушевывается, стирается или принимает коллективные формы. Выявленное направление экранного творчества стимулируют эмоциональные переживания, придает информации локальный характер. При этом формируется внутреннее видение участников медиасамодеятельности (точки зрения изнутри). В представлении ученого о народном творчестве в сфере кино акцент делается на постоянном изменении этнокультурной специфики способов восприятия, что, по мнению исследователя, проявляется в форме мотивов, образов, жанров, проектов и постепенно приводит к потере авторства и приобретению анонимности, сближению с народными традициями, что, действительно, присуще многим произведениям кинолюбителей. В связи с этим справедливо также высказывание относительно своеобразия и автономии аудиовизуального (кино-, видео-, телевизионного, компьютерного) творчества по отношению к традиционным ценностям. Порождая эмоциональные переживания, экранные произведения способствуют утверждению национальной значимости медиатекста. Обосновывая особенности авторства в кинолюбительстве, автор делает упор на жанрово-видовое своеобразие, экзотику и сакральные мотивы, «остроту» сюжетов, стремление к обновлению репертуара (премьерство). Следует, на наш взгляд, в основном согласиться с единообразием в формировании стиля, новых архетипов, направленности творчества. Однако важно отметить, что полная потеря авторства в воплощении экранных образов для аудиовизуального творчества абсурдна и требует учета индивидуального начала.

В 90-е гг. развитие проблемы педагогического осмысления кинолюбительства перешло в область исследования специфических проявлений его творческих компонентов - умений, способностей и творческих качеств личности. В русле данного подхода находится диссертация Т. Мамбеталиева, уделившего серьезное внимание педагогическим условиям развития кинотворческих умений в составе

художественного развития школьников [4]. Среди важнейших факторов поддержки творческого роста в формируемых умениях автор диссертации выделяет: активность восприятия, использование социально-культурного и эмоционального и нравственно-эстетического опыта, связанного с широтой коммуникации. Нужно отметить направленность работы на совершенствование качественной структуры личности. В результате анализа опыта деятельности автором была разработана модель кино-, фототворческих умений (сценарные, режиссерские, операторские, технологические и демонстрационные). Делая акцент на умениях как компонентах творческого процесса, ученый связывает их с эстетическим содержанием выбора, синтезирующим составляющие художественного повествования фильма.

Следствием такого подхода является ориентированность исследований на изучение своеобразия авторства в кинолюбительстве с учетом авторской формы выражения этнокультурных смыслов экранных произведений. В этом направлении ключевую позицию занимает этапная работа, связанная с изучением социально-культурного функционирования кинолюбительства (А.А. Гук), в которой видится важная особенность документализма (ретроспекции) [5]. Автором выделено духовное обогащение в процессе культуротворческого экспериментирования, способствующего социализации. Таким образом, компенсация художественности за счет документа, отражающего специфическую возможность образности, способствует выстраиванию хронологической цепочки своеобразной летописности, в чем видится главная специфическая черта любительского кинотворчества. Последнее рассматривается как процесс развертывания субъективного авторского начала, в основе которого лежит единство создания и восприятия кинообразов. Отдельно отмечается особенность, связанная с охранением посредством кино традиционных этнокультурных ценностей. Особая роль отводится игровой природе кино как части досуга, его самоценности, созидательной коммуникативности, импровизационности. Связывая воедино социокультурные функции и духовно-эстетические особенности создания кинолюбителями «своего» киноязыка, автор концентрирует внимание на специ-

фической документальности образов экрана, свойственной кинодосугу, субъективирующему авторское начало в единстве создания и восприятия кинообразов. Вследствие выявленных черт кинолюбителей, можно с полной уверенностью подойти к выводу, что оптимальное соотношение этнокультурного характера с некоторой долей воображаемого и реализма в кинолюбительстве и есть путь к единству автономии идей произведений и коллективного характера их воплощений в аудиовизуальном творчестве.

В русле данного направления появились возможности выявить условия активности личностного самовыражения в самодеятельном кино-, видеотворчестве. Их определил в парадигме конструирования художественной деятельности М.С. За-тучный. В его работе прослеживаются пути расширения объектов изучения, включающие в себя более современные виды медиа и их сочетательность (бимедий-ность) [6]. Ученый заостряет внимание на всемерном развитии чувственности, формировании вкусов участников на классическом материале. Эти положения имеют важное значение в концепции мультимедийного творчества. Педагогический потенциал глубины эстетического отношения к миру участников медиасамодеятельности в способах интенсификации и развития общения в специфической форме видео рассматривается автором с точки зрения способности экранных образов субъективировать действительность и объективировать эстетическое сознание. При этом особенности медиалюбительства как системы творческой коммуникации рассматриваются в соединении художественного и нехудожественного материала. Ду-ховно-активизирующая роль кино видится в свободе логики, конструировании само-созидательности, интимности материала творчества и оперативности контактов с аудиторией. Сущность проигрывания экранных образов автор видит в самовыражении участников, активизирующих их духовную силу. Выразительность восприятия, сопровождающего творчество, обогащает опыт киновидения. Рассмотренная таким образом способность освоения эстетических свойств личности связывается с различными уровнями духовного общения в близкой по духу среде. В обозначенных рамках формируется целесообразность

идентификации, выражаемой в возможностях визуального общения. На этой основе обнаруживается духовно-активизи-рующая роль экранных искусств, проявляющаяся в самоценном характере материала. Обнаружение автором сущности художественно-эстетических преобразований видения направлено на освоение творческих возможностей влияния ближайшего окружения в специфических формах общения. С нашей точки зрения, целесообразность данного аспекта осмысления аудиовизуального творчества определяется его приближенностью к личностной самореализации в педагогически-организованной среде.

В этой связи можно заключить, что проблема эстетического развития в процессе аудиовизуального творчества столкнулась с необходимостью раскрытия степени адекватности образов, что определяется их связью с уровнями медиакультуры, установленной А.Ю. Гончаруком в его авторской концепции [7]. Эта особенность является результатом зависимости эмоционально-образных факторов с формирующимися отношениями на основе эвристической функции медиасреды зрителей. Поиск, приближение к совершенству и гармонии, как доказывает автор, придает творческий характер развитию личности. Эта особенность сказывается на естественном выражении духовной активности, эстетическом внушении и воздействии опыта личности, выходе за пределы социально-культурных функций, следовании эстетическим идеалам и рефлексивном участии в духовном мире «другого» (М.М. Бахтин). Положительная регуляция творчества здесь связана с созвучными взаимосвязями, в силу которых преодолевается условность экранных зрелищ и теряются эстетические смыслы экранных образов. Если взять все эти положения за основу, то окажется вполне очевидным, что в отличии от прямых форм воздействия опосредованные формы выражения в сфере аудиовизуального творчества определяются эстетическим характером экранного зрелища.

Отражением вышеприведенных эстетических отношений является типология ки-нофольклоризма, представленная В.И. Фоминым [8]. Идея аудиовизуальной формы фольклора базируется на выделении двух совершенно различных типов художественного мышления и сообразно ему - двух

типов творчества (фольклорного и индивидуального), в которых выявляются опыт, приемы, образы и мотивы народной художественной культуры. Использование медиалюбителями экранизации, интерпретации, освоения традиций, фольклорного материала нисколько не заслоняет «неповторимо-индивидуального авторского видения» киноматериала.

Педагогическое рассмотрение экранно-звуковых средств в преломлении к творчеству в публицистике осуществил А.Я. Школьник, который раскрыл социально-воспитательный потенциал журналистики - использование самодеятельной прессы. В этом явлении на основе традиций развития медиакультуры повышается роль социализирующего развития социокультурной среды, в которой активно вторгаются аудиовизуальные компоненты, вплоть до формирования своеобразной формы [9]. Автор справедливо отмечает, что благодаря структурированию медиасреды обеспечивается программирование деятельности и создаются условия совместного творчества через формирующиеся мотивы достижений. Деятельность медиалюбителей обеспечивается организационно-методической поддержкой, объединением различных организаторов, разделяемых по субкультурам. Все это создает условия формирования эвристической атмосферы, обеспечивающей развертывание творческой активности в процессе освоения своей роли.

В целях определения дальнейших концептуальных позиций педагогических аспектов коммуникации рассмотрим отражение этого вида деятельности в медиаобразовании и в социально-культурной среде творческо-ориентированной деятельности. В контексте аудиовизуальной коммуникации интерактивное развитие аудиовизуального творчества видится в постепенном повышении уровня взаимодействия с информацией. Этот переход позволяет признать и освоить общественно-признанные образцы, соединяя их с механизмом индивидуальной самореализации. Исходя из данного положения можно сделать вывод, ориентирующий на то, что наиболее полное обоснование творчества в аудиовизуальной коммуникации связано со слиянием индивидуального и коллективного восприятия в самостоятельно существующий экранный образ. Эта сторона развития проблемы была направ-

лена на формирование творческих умений в процессе коммуникации участников проектов по медиаобразованию, который был раскрыт В.А. Возчиковым [10]. Обосновывая принципиально новое понимание проблемы как проявления субъект-субьектной парадигмы в диалоговой среде медиатворчества, автор выявляет творческие элементы активного восприятия и рефлексии, возникающие в «вероятностном развитии воображения», реагирующего на возможные продуктивные акции под воздействием информационного поля. Происходящий таким образом поиск творческого потенциала в коммуникации обеспечивает предпосылки всевозможных компонентов медиасреды. В конце концов выявленная автором совокупность коммуникативных умений носит определенно творческий комплексный характер. Данные идеи наталкивают на мысль, ориентирующую на то, что аудиовизуальное творчество обучающихся строится с помощью конкретных умений общения, в которых акцент ставится на своеобразии диалоговой среды, построенной на активности восприятия и сопутствующей рефлексии, что может представляться как своеобразное «творчество общения».

Наряду с использованием познавательных умений в коммуникации появился еще один близкий подход, направленный на изменение характера общения, развиваемый А.М. Дейкиной [11]. Обновление личностных смыслов любителей-медиапользователей происходит, по мнению автора, в особой коммуникативной среде при использовании специального тренинга. Упор в формировании частей коммуникативного акта делается на соединении познавательной направленности и творчества, монолога и диалога. Это положение имеет существенное значение для нашего исследования, так как оно дополняет представления о характере создания творческого пространства аудиовизуальной коммуникации. Познавательная ориентация использования медиа, по мнению автора, тесно смыкается с творческой, социальная с культурной, созерцательная с продуктивной. В ней просматривается возможность овладения аудиовизуальными формами творчества в критицизме мышления с помощью синтеза многообразных коммуникативных умений. Данные позиции автора, что особенно важно, нацелены на выявление ав-

торской концепции и оценку содержания. Погружение в атмосферу поиска и творческой жизнедеятельности существенно влияет на реализацию творческих интересов и помогает увидеть в социальнокультурных факторах важные моменты придания аудиовизуальной коммуникации творческого статуса.

Представление рассмотренного вида творчества как социокультурного, дополняющего виртуальное развитие личности, было раскрыто В.Я. Суртаевым [12]. В его исследовании заложены условия эмоционально-эстетической удовлетворенности вследствие максимального приближения к объективной реальности. Таким образом, можно считать, что медиасреда вписывается в содержание и направленность социально-культурного творчества молодежи, что соответствует максимальному самораскрытию с помощью различных форм импровизации. В связи с этим вполне закономерным будет руководство этими принципами, позволяющими увидеть педагогически целесообразное содержание создаваемого кинолюбителями репертуара фильмов.

В дальнейшем проблеме массового киновоспитания придавался исключительно эстетический характер, направленный на изучение возможностей после-просмотрового творчества. Появилась необходимость знания содержания экранной информации как исходного материала творчества, важная не только с продуктивной, но и с художественной точки зрения. Данная сторона исследований присутствует в трудах педагогов - практиков и ученых в области общего и ме-диа-ориентированного эстетического воспитания. Выделенные нами компоненты общепедагогического подхода к эстетическому восприятию и развитию основаны на художественно-эстетическом подходе с использованием позиций медиапедагогики. В связи с этим в решении проблемы был поднят вопрос о художественно-эстетическом смысле языка экранных искусств. Особое значение приобретает развитие зрительского восприятия, способностей к критике и эстетическому анализу экранных произведений классиков и тех, что созданы любителями. Наиболее яркими представителями данного направления являются: Ю.Н. Усов, С.Н. Пензин, О.А. Баранов, А.В. Федоров.

Несколько иное направление, связанное с изучением коммуникативных возможностей кинолюбительского творчества, заключенных в механизмах воздействия аудиовизуальной информации не любителей кино и телевидения со стороны средств массовой коммуникации, прорабатывает С.В. Кузьменко [13]. Он высвечивает проблему с точки зрения ее интерактивного содержания, программирующего установки на творчество. Делая упор на манипулятивных подходах к использованию экранной информации, автор раскрывает способы формирования общественного мнения в подсознательном программировании, позволяющем формировать новую систему ценностей. В социокультурных факторах аудиовизуального творчества заложены, на наш взгляд, не только возможности повышения статуса любителя, но и огромные ресурсы творческого использования медиа, которые проявляется во взаимодействии ценностноориентационных установок и способностей восприятия. Однако эти созидательные возможности экранного взаимодействия, преодолевающие манипуляции зрителем, автором не рассматриваются. Для нас принципиально важным является то, что работа констатирует пути формирования общественного мнения в существующей системе экранной коммуникации вне возможностей социального творчества. Вероятно, более правильной является позиция свободной воссоздающей активности художественного развития зрителей, которая одна способна практически критически оценивать произведения, относится к ней экологически и создавать активную систему самостоятельных образов. Именно она ведет к преодолению суггестии через формы творчества, а не внедряет акценты в сознание зрителей.

Переход от критицизма в зрительском творчестве к критическому подходу в общении обоснован Л. К. Шияном в его докторской диссертации, посвященной педагогическим технологиям эстетического воспитания средствами теле- и видеопрограмм [14]. Опираясь на уровень художественно-эстетической деятельности, связанный со стремлением к созданию люби-телями-пропагандистами кино и телевидения новых художественных образов на основе стратегий комбинирования действий восприятия, автор выявляет художе-

ственно-педагогическии компонент технологии в форме «акмеологического» (возвышающего) алгоритма, направленного на возвышение творчества в пространстве морально-нравственных. С учетом ощущения художественной формы и развитости активности видения ассоциаций ученый приходит к характеристике творческого потребления на основе осмысления эстетической информации. Идея возвышения и активизации восприятия, взятая на вооружение автором, помогает обнаружить эстетический смысл аудиовизуальной информации в процессе усложняющегося экранного общения, слитого с восприятием. Затрагивая вопросы синтеза диалога и коммуникации, личности и медиа, автор дает возможность осмыслить роль «видения» смысла экранного повествования в художественных образах.

Изучаемые позиции могут пониматься по-разному, но ясно одно - здесь нет разрыва благодаря эстетическому единству восприятия в сетевом сообществе. Однако обнаруживается, что интуитивные стимулы коммуникации как механизмы творчества явно не монологичны, что позволяет повышать уровень взаимодействия с информацией. Обобщение рассмотренных концепций аудиовизуальной коммуникации и медиавоздействия показало следующее. Творческая роль аудиовизуального общения приводит к коммуникации, сложность которой обусловлена характером техники. Вместе с тем здесь становится явным соотнесение технических способов самовыражения с личностно-значимым взаимодействием. Слияние двух аспектов общения (коммуникация и диалог) может рассматриваться как коммуникативно-диалоговое направление в аудиовизуальном творчестве, которое обладает рядом специфических особенностей. Среди них: наличие духовной установки, синтез поликультурных архетипов, предметность выбора и оценки инфопо-тока, сотворчество в виртуальном пространстве, создание образных обобщений на основе сосуществующих ролей, конструирование среды и атмосферы общения, автономия личности в сетевом сообществе, возвышающий характер информационного потребления, позволяющего разворачивать образы в процессе коммуникации и личностно-значимый диалог в пространстве экранного произведения.

Следует заметить, что основное содержание аудиовизуального творчества составляет непрерывная смена форм видения, выраженная в этапах непосредственного творчества. Исходя из четырех этапов развития зрительской культуры, выделенных Ю.Н. Усовым [15] (упорядочение стихийного опыта, его углубление, развитие фрагментарного восприятия с последующим формированием оценочных критериев и выделением композиционных элементов), и соответствующих стадий развития творчества, можно выделить: ассоциативно-чувственную, архети-пическую, дискретно-интуитивную, композиционно-аналитическую, критическую и целостную формы видения, каждая из которых предусматривает некоторые особенности продуктивного восприятия. Здесь заложены основы обнаружения смысла подтекста, «чтение между строк», «видение невидимого», скрытой чувственности аудиовизуальной интуиции.

Теоретическое обоснование третьего, так называемого медиасредового, направления в аудиовизуальном творчестве следует начать с идеи Л.С. Выготского о стремлении воспитанников к внутреннему развитию заложенных сил, которое определяет единство личностных и средо-вых моментов [16]. При этом следует учитывать, что средовые факторы являются социально-культурными детерминантами, создающими целостность среды, ситуации жизненного опыта, культурно-образовательные условия, социально-бытовые и традиционные влияния (В.Д. Семенов). Значительным также является тот факт, что личность в среде является своеобразной микросистемой, микрокосмом, которая формируется в процессе усвоения социального и художественного опыта.

Вместе с тем основным фактором в реализации идей эстетического воспитания в аудиовизуальной культуре становится эстетика культурно-средовых форм восприятия, развивающаяся во многом благодаря идеям замечательного педагога-внешкольника С.Т. Шацкого [17]. В своей системе немалое внимание он уделял определенности впечатлений, получаемых в процессе восприятия школьниками музейных экспонатов, книг и явлений общественной жизни. Основанные на доверии и любви ситуации творческого труда в «радости рабочего напряжения» вносили,

по его мнению, смысл и порядок. Вместе с тем построенная на интеллектуальном развитии система педагога способствовала выявлению внутренних переживаний, слиянию игры и созидания, исходящих из детской природы, и развитию эстетического вкуса в процессе украшательства, погружала в атмосферу искусства, несла чувство очарования, давала разнообразные впечатления в обстановке задушевной беседы. Такого рода подход к эстетической организации детского досуга требовал актуализации творческих задатков, использования множества факторов социальноэстетического окружения, способствующего более полноценному развитию.

Начало специфическому анализу процесса развития творческих способностей в сфере экранных искусств и посредством экранных медиа положил Л.Л. Сико-рук, рассмотревший детский телевизионный фильм со стороны возможностей художественного воспитания в системе творчества и интеллектуальной активности, что можно считать особенно важным для обеспечения общего творческого развития любителей кино и телевидения [18]. Творческие способности рассматриваются как совокупность черт видения, мышления и взаимодействия с объектом творчества (координирующего, моторного, перцептивного, диалогического). Выявленные качества послужили серьезным основанием преобразования подражательных форм восприятия в активно-исследовательское, поисково-творческое.

Подводя итог анализу аспектов аудиовизуального творчества, изучаемых в различных психолого-педагогических и социально-культурных исследованиях, можно сделать выводы о наличии определенных проблем в обобщенных представлениях о данном феномене. Цельность медиапедагогического рассмотрения этого специфического рода деятельности требует учета следующих факторов:

а) различной техники (кино-, компьютерной, видео-, мультимедиа); б) многообразия подходов к развитию личности;

в) степени включенности в медиасреду;

г) технологической обусловленности преобладающего вида деятельности. Обобщение теоретических направлений изучения разных направлений проблемы вписывается в логику педагогической целесообразности многосферного медиавоздейст-

вия и предусматривает упор на систему индивидуального продвижения. Однако в том случае, когда имеется в виду коммуникация и соучастие, творческое продвижение требует партнерства, престижа и призвания. Очевидно сочетание авторства с коллективным самовыражением, подобие с реалиями, разные стили и способы, определяемые диапазоном творческого общения и его адекватностью поставленной задаче. Таким образом, следует констатировать недостаточность изучения экранного творчества и его роли в развитии творческой личности, слабую связь развивающихся возможностей аудиовизуальных технологий с социально-культурным функционированием. Подводя итог анализу развития проблемы, следует отметить, что серьезными пробелами являются следующие мало изученные аспекты:

1) визуально-психологические механизмы аудиовизуального творчества;

2) многообразие отношений медиакультуры и личности при различной включенности в инфосреду;

3) логика и последовательность творческого развития в аудиовизуальной среде от этапа к этапу;

4) слияние диалога и коммуникации в творческом развитии любителей;

5) типология и классификация технологий аудиовизуального творчества в различных направлениях социально-культурной деятельности;

6) уровни аудиовизуального восприятия и алгоритмы аудиовизуального творчества;

7) характер, уровни и педагогические условия социально-культурного воздействия в процессе аудиовизуального творчества;

8) медиаграмотность как предтворче-ская деятельность;

9) информационное взаимодействие в системе медиасреды как путь к культуро-творчеству;

10) духовно-нравственные личностные аспекты аудиовизуального творчества;

11) изучение способов влияния на систему ценностей, предпочтений и иерархию культурных потребностей зрительской аудитории;

12) проблемы экологии аудиовизуального творчества.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Божков Ю. И. Самодеятельное творчество как педагогическая проблема : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1984. С. 28.

[2] Янеляускас Э. А. Воспитание социально-художественной активности личности в процессе самодеятельного кинотворчества : автореф. дис. ... канд. пед. наук. П., 1983. С. 3-5.

[3] Шимон А. А. Народное кинотворчество: опыт системного анализа. Киев, 1985. С.108.

[4] Мамбеталиев Т. Эстетическое воспитание старшеклассников в процессе самодеятельного кино-, фототворчества : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Алма-Ата, 1992.

[5] Гук А. А. Социокультурные функции и эстетические особенности досугового кинотворчества : автореф. дис. ... канд. философ, наук. М. : МГИК, 1993. 26 с.

[6] Затучный М. С. Самодеятельное кино и видео

в структуре эстетического воспитания : автореф. дис.... канд. философ, наук. Екатерин-

бург, 1993.

[7] Гончарук Ю. А. Педагогические условия развития эстетического отношения искусств к действительности средствами зрелищных искусств : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2000.

[8] Фомин В. И. Правда сказки: кино и традиции фольклора. М. : Материк, 2001. 278 с. С. 3637; 42-45.

[9] Школьник А. Я. Детская самодеятельная пресса как фактор социального воспитания : автореф. дис.... канд. пед. наук. Кострома, 1999. С. 5-15.

[10] Возчиков В. А. Медиаобразование в педагогическом вузе : методические рекомендации. Бийск, 2000.

[11 ] Дейкина А. М. Медиаобразование и развитие познавательных интересов дошкольника : монография. Бийск : БГПУ, 2002. 163 с.

[12] Суртаев В. Я. Социально-культурное творчество молодежи: методология, теория, практика. СПб., 2000. С.140-143.

[13] Кузьменко С.В. Формирование общественного мнения средствами телевидения: социокультурный аспект : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2003.

[14] Шиян А. К. Акмеологические основы овладения организаторами кино-, видеопропаганды педагогическими технологиями эстетического воспитания средствами теле- и видеопрограмм : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2003.

[15] Усов Ю. Н. Развивать зрительскую культуру // Когда подросткам интересно. М. : Сов. Россия, 1983. С. 90-98.

[16] Выготский Л. С. Избранные соч. Т. 4. М., 1982. С. 380; Семенов В. Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М., 1986; Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. М. : МГУ, 1968. С.117.

[17] Шацкий С. Т. Избран, соч. : в 2 т. Т. 1. М., 1980. С. 121, 127, 258, 270.

[18] Сикорук Л. Л. Телефильм для детей как средство воспитания их творческих способностей : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1998. 22 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.