Научная статья на тему 'Культурно-досуговая среда города как фактор социализации личности'

Культурно-досуговая среда города как фактор социализации личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ СРЕДА ГОРОДА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балюк Алексей Дмитриевич

Рассматривается роль культурно-досуговой среды города в процессе формирования ценностного потенциала и социализации личности в современных условиях модернизации общества. Актуализируются вопросы, связанные с механизмом реализации социальной политики по формированию социокультурных институтов, обеспечивающих развитие духовного, творческого и личностного потенциала молодежи. Приведена классификация типов развлекательно-досуговых учреждений, обеспечивающих трансляцию культуры в молодежную среду; определены критерии, определяющие качество сервиса в контексте профессиональной и этической культуры специалистов культурно-досуговых учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурно-досуговая среда города как фактор социализации личности»

УДК 316.75

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ СРЕДА ГОРОДА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

CULTURE-AND-LEISURE TIME ENVIRONMENT OF THE CITY AS A FACTOR OF A PERSONALITY SOCIALIZATION

А. Д. Балюк

А. D. Balyuk

Ключевые слова: культурно-досуговая среда города, социализация личности, социальная

политика, молодежная среда Key words: mltrne and leisure environment of a city, socialization of a personality, social policy,

youth environment

Рассматривается роль культурно-досуговой среды города в процессе формирования ценностного потенциала и социализации личности в современных условиях модернизации общества. Актуализируются вопросы, связанные с механизмом реализации социальной политики по формированию социокультурных институтов, обеспечивающих развитие духовного, творческого и личностного потенциала молодежи. Приведена классификация типов развлекательно-досуговых учреждений, обеспечивающих трансляцию культуры в молодежную среду; определены критерии, определяющие качество сервиса в контексте профессиональной и этической культуры специалистов культурно-досуговых учреждений.

The article examines the role of culture and leisure environment of a city in formation of the value potential and socialization of a personality in modern conditions of the society modernization. The issues connected with the mechanism of realization of social policy in formation of socio-cultural institutions providing the development of spiritual, creative and personality potential of the youth are actualized. The classification of types of leisure and entertainment facilities, which enable the culture translation to the youth environment, is offered and the criteria determining a quality of service in the context of professional and ethical culture of specialists working at culture and leisure institutions are defined.

Как научная категория, культурно-досуговая среда представляет собой самостоятельную, самоценную культурно-досуговую систему, имеющую собственную базу, цели, задачи, формы существования и деятельности [1]. Функции культурно-досуговой среды, как пространственного окружения, направлены на введение человека в мир культурно-эстетических и художественных ценностей и отношений, обеспечивающих культурно-формирующие условия его развития. Учитывая ключевую роль культурно-досуговой среды в социализации личности, формировании ценностного потенциала, актуальна реализация социальной политики, направленной на формирование социокультурных институтов, обеспечивающих развитие духовного, творческого и личностного потенциала. Результаты социологических исследований показывают, что лишь незначительная часть опрошенных посвящает свободное время образованию, познанию и саморазвитию. Среди наиболее привлекательных для современной молодежи форм развлечений выделяют: зрелища, легкую музыку, танцы, игры, телепрограммы типа игры - зрелища, КВН. Наряду с этим важно обозначить тенденцию возвышения духовных потребностей молодежи, рост уровня образования, культуры, где наиболее характерной особенностью молодежного досуга является возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Такими «синтетическими» формами организации досуга стали клубы по интересам, любительские объединения, семейные клубы, кружки художественного и технического творчества, дискотеки, молодежные кафе-клубы. Для повышения индекса качественной, ценностной социализации подростков и молодежи в культурно-досуговых учреждениях необходима разработка эффективных и социально ответственных программ, моделирующих качественно новый образ жизни и органично сочетающихся с интересами и социальным заказом молодежи и подростков. Следует отметить, что в режиме реального времени сфера массового молодежного досуга является и сосредоточением социальных проблем, которые общество не может решить в других сферах жизнедеятельности (наркомания, алкоголизм, преступность, проституция и др.). В этой связи актуально в рамках культурно-досуговой деятельности в полной мере выполнить социальный заказ общество по формированию предложения альтернативных, социально значимые досуговых программы в клубной сфере. Деятельность развлекательно-досуговых учреждений должна быть направлена на создание наиболее благоприятных, оптимальных условий для отдыха, для развития духовных и творческих

способностей молодого человека. В данном контексте наиболее оптимальной организационно -досуговой формой могут выступать социально-культурные центры, как моно- или многопрофильные организации. Принципы функционирования такого центра должны базироваться на социальногуманистической миссии, направленной на удовлетворение культурных интересов различных категорий населения в сфере свободного времени и формировании культурной среды. В современной практике социально-культурные центры классифицируются по следующим признакам: 1) основному профилю деятельности - полифункциональные (многопрофильные) и монофункциональные (специализированные) в следующих видах досуговых занятий: социально-гуманитарные (в том числе реабилитационные и корректирующие; художественно-эстетические; спортивно-оздоровительные; научно-технические; 2) по социальной ориентации: дошкольные, детские, подростковые,

молодежные и т.д. Исходя из этого, каждый культурный центр призван стать базой для социальнокультурной (образовательной, развивающей, творческой, развлекательной оздоровительной) деятельности различных групп и отдельных индивидов. Возможности такой деятельности существуют в любом виде культурно-досугового центра: любительском объединении, семейном клубе, дискотеке, игротеке и т.д. [2]. Для обеспечения качественного сервисного обслуживания в культурно-досуговых центрах актуально включение общекультурного этического компонента сервиса. Специалист культурно-досуговых учреждений должен обладать навыками общения с другими людьми, иметь широкий кругозор, разбираться в основах устройства современной жизни, быть подготовленным к работе, связанной с решением самых разнообразных задач [3]. Можно выделить следующие базисные положения, касающиеся этической культуры специалистов сферы сервиса: этическая культура менеджера по сервису характеризуется многофункциональностью и целостностью; этическая культура обусловлена теми ценностными установками, которые определяют жизнедеятельность человека, отражает личностные особенности специалиста; этическая культура менеджера имеет деятельностный характер, обусловлена особенностями и спецификой профессии; процесс формирования этической культуры менеджера динамичен, состоит из взаимосвязи, последовательности, интегрированности этапов. Под этической культурой менеджеров по развлекательно-досуговому сервису понимается уровень этических знаний, моральных принципов, нравственных навыков, проявляющихся в деятельности работников при обслуживании клиентов. Этическая культура специалистов в сфере культурно-досуговых учреждений находит конкретное выражение в активном воплощении ценностей морали и этики во взаимоотношениях работников предприятий туризма с клиентами. Этические основы в профессиональной деятельности менеджера формируются из тех мировоззренческих представлений, нравственных ценностей, которые определяют профессиональное поведение работников данной сферы регулируют их отношения с клиентами. Этические принципы предписывают специалисту развлекательно-досугового учреждения освоить такие отношения с клиентами, которые считаются в нашем обществе желательными, одобряемыми, стимулируются современной практикой туризма и тем самым облегчают процесс обслуживания, делают его приятным и эффективным для обеих сторон. Этическая культура специалистов данной сферы играет существенную роль в выполнении следующих функций: профессионально-регуляционной, социокультурной (этнокультурной), профессиональнокоммуникативной. Поскольку этическая культура специалиста является показателем его личной и профессиональной культуры, она выполняет профессионально-регуляционную функцию. Профессионально-этические нормы и ценности зафиксированы в глобальном этическом кодексе. Стратегию и тактику своего профессионального поведения в ситуациях взаимодействия с клиентами (различными по возрасту, социальному статусу, уровню образования, потребностям и мотивам путешествия и др.) и коллегами, менеджер по сервисному обслуживанию определяет в соответствии с требованиями и нормами профессиональной этики. Социокультурная (этнокультурная) функция этической культуры специалиста подразумевает, что в процессе своей профессиональной деятельности он будет ежедневно общаться с клиентами, имеющими разные жизненные ценности и установки, цели, потребности, иногда и с разной ментальностью. В данном контексте этика менеджера по сервису базируется на принципах толерантности по отношению к каждому клиенту, вне зависимости от его социального положения, религиозных и политических убеждений, национальности. Профессиональная сервисная деятельность состоит из определенных форм, способов и правил взаимодействия и коммуникаций, соответствующих требованиям профессиональной этики, профессионального, речевого поведения в соответствии с профессионально-коммуникативной функции этической культуры. Этическая культура специалиста по сервису и туризму включает знания и умения реализовывать в повседневной трудовой деятельности нормы и правила взаимоотношений, взаимодействия в личностно-деловой коммуникации; систему профессиональных идеалов и ценностей и др. Особое место в этической

культуре занимает система профессиональных идеалов и ценностей. В ценностных ориентациях концентрируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии. Этот компонент структуры личности представляет основу сознания, определяющего культуру поступка, помыслы и чувства человека. По мнению И. Ф. Исаева, профессиональные ценности существуют на разных уровнях: индивидуально-личностном; профессионально-групповом и

общественно-профессиональном. Наиболее сложным социально-психологическим образованием является совокупность индивидуально-личностных ценностей специалиста, выступающих исходным началом профессиональной деятельности специалиста культурно-досуговых учреждений, фактором ответственности за качество услуг, направленных на формирование ценностных основ молодежи, как потенциальных потребителей услуг [4]. Профессиональные ценности в исследовании И. Ф. Исаева представлены несколькими группами: ценности-цели (раскрывают значение и смысл целей профессиональной деятельности); ценности-средства (раскрывают значение и смысл способов, средств осуществления профессиональной деятельности); ценности-отношения (совокупность отношений специалиста к себе как профессионалу, к коллегам, клиентам, работодателям, профессиональной деятельности в целом); ценности-значения (обнаруживают значение и смысл различных видов знаний: социокультурных, философских, психолого-педагогических, медицинских, специальных — для успешной реализации профессиональной деятельности); ценности-качества (представлены многообразной системой взаимосвязанных индивидуальных, личностных, коммуникативных, статусно-позиционных, деятельностно-профессиональных и внешнеповеденческих качеств специалиста как субъекта профессиональной деятельности).

Таким образом, этическая культура специалистов по развлекательно-досуговому сервису представляет совокупность жизненных смыслов профессионала, включающих в идеале отношение к соблюдению норм профессиональной этики как к самоценности. Данное отношение реализуется в повседневном профессиональном поведении специалиста, которое характеризуется соблюдением профессиональный принципов, правил, норм взаимоотношений с клиентами и коллегами. Коммуникативная составляющая этической культуры заключается в умении специалиста по сервису понимать потребности и мотивации клиента; умении слушать, демонстрировать понимание смысла высказываний контактора; умении налаживать «обратную связь» с коллегами и партнерами в ситуации личностно-деловой коммуникации; наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение человека; знать и уметь учитывать половозрастные, этнокультурные особенности коммуникации и т.д. Коммуникативность связана с высокоразвитой способностью специалиста «владеть собой», с эмоциональной устойчивостью, которая проявляется в том, насколько терпеливым и настойчивым является специалист при осуществлении своих замыслов, насколько характерны для него выдержка и самообладание даже в самых неблагоприятных (стрессовых) ситуациях, насколько он умеет «держать себя в руках», саморегулировать профессиональное поведение в условиях отрицательных эмоциональных воздействий со стороны других людей [5]. Неотъемлемым компонентом этической культуры специалиста является владение основами психолингвистики, социолингвистики; корректное использование специальнопрофессиональных, психолого-педагогических знаний; правильное построение монологической и диалогической, устной и письменной речи; умение адекватно определить профессионально-речевую поведения; умение управлять личностно-деловым общением. Поскольку этическая культура специалиста по сервису реализуется в личностно-деловом коммуникативном взаимодействии специалиста с клиентами и коллегами, то интерактивно-практическая составляющая становится особенно значимой, то есть, важным элементом этической культуры является освоение технологии профессионально-коммуникативного взаимодействия, технологии профессионального общения и т.д. Формирование основ этической культуры требует умения проводить самоанализ проявлений профессионально-этической культуры в реальных ситуациях профессиональной туристской деятельности, адекватно оценивать сильные и слабые стороны профессиональной культуры, профессионального поведения, осознание необходимости работы по самокоррекции недостатков, личностно-профессиональному саморазвитию, выбор индивидуальных техник саморазвития этической культуры. Таким образом, этическая культура специалиста по сервису является системной характеристикой личности специалиста, которая включает: 1) культуру тактичного профессиональноречевого действия (адекватный ситуации делового общения тон, динамика звучания голоса, темп, интонация, грамотность построения фраз, простота и ясность изложения мыслей, четкая аргументация, хорошая дикция и др.); 2) коммуникативную культуру (самоуправление своим психоэмоциональным состоянием в процессе делового общения; умение «снять излишнее напряжение» в профессиональной коммуникации, желание понять мысли, потребности, мотивацию и др.); 3) профессионально-эмоциональную культуру (желание, стремление и умение понять

эмоциональный настрой собеседника, умение проявить эмпатию и др.); 4) профессиональноинтеллектуальную культуру (гибкость, аналитичность, эвристичность профессионального мышления, в результате чего профессиональное общение предстает как вид социального творчества) [6]. Социально-гуманитарный характер культурно-досугового сервиса во многом определяет сущность, смысл и цель профессиональной деятельности. Организатор культурно-досуговых мероприятий должен являться носителем, создателем и распространителем гуманистических ценностей, осуществляя таким образом свой вклад в развитие культуры общества. Поэтому особое значение приобретает уровень его этической культуры. Как отмечает Л. И. Мищенко, практическая задача этической культуры - воспитание профессионалов и оказание им помощи в достижении вершин профессионального мастерства. Каждая историческая эпоха уже имела унаследованные от прошлых поколений и предлагала свои способы подготовки специалистов по сервису и туризму. Профессия сервисного работника одновременно обособляет определенные группы людей и объединяет их внутри этих групп [7].

Сходство трудовой деятельности сказывается и на сходстве образа жизни представителей одной и той же профессиональной группы. Соответственно и отражение окружающего Мира и себя в этом Мире в сознании приобретает внутри социально-профессиональной группы черты общности. В наиболее оформившихся профессиональных группах возникает «корпоративный дух», то есть совокупность взглядов, убеждений, оценок, разделяемых всеми членами и являющих собой свод правил поведения в группе. Именно в таких сообществах, построенных на идеях солидарности и органичности, впервые зарождается то, что мы называем «профессиональная культура», «профессиональная этика», «профессиональная честь», «профессиональный дух» [8]. Учитывая определяющую роль культурно-досуговой среды города в социализации личности, формировании базовых ценностей, вопросы этики в профессиональной деятельности в современном обществе приобретают особую актуальность.

Деятельность специалистов культурно-досуговых учреждений - базовых компонентов культурно-досуговой среды города, наряду с сервисным обслуживанием должна способствовать развитию и гармонизации личности.

Список литературы

1. Философия. Энциклопедический словарь. - М., 2006. - С.800; Туризм, гостеприимство, сервис. Словарь-справочник /под ред. Л. П. Воронковой. - М.: Аспект-Пресс, 2002. - С. 299.

2. Общероссийский классификатор услуг населения (ОКУН). № 5/99 от 05.03.1999.

3. Лукина Е. А. Сущность и структура этической культуры менеджера по туризму и формирование ее основ в процессе профессиональной подготовки. - М., 2008. - С. 67.

4. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. - М.: Академия, 2004. - С. 30.

5. Коржуев А. В., Попков В. А. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - С.89.

6. Федцов В. Г. Культура сервиса. - М.: ПРИОР , 2001. - С.90.

7. Мищенко Л. И. Формирование основ профессиональной культуры будущего специалиста, Курск. - 2008. - 56 с.

Сведения об авторе

Балюк А. Д., аспирант Ростовского технологического института сервиса и туризма, тел.: 89054300967

Balyuk A.D., post graduate at Rostov Institute of Service and Tourism Technology, phone: 89054300967

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.