КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ
© Бусловская М.А.1, Булгакова В.Н.1, Зюзгина Е.А.1, Кленина Е.С.1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 «Дюймовочка» Старооскольского городского округа,
г. Старый Оскол
Организация культурно-досуговой деятельности не занимает в дошкольных образовательных учреждениях должного положения, носит по преимуществу, ситуативный характер - в виде развлечений и праздников. Причины этого видятся в отсутствии педагогической теории формирования основ культуры ребенка с адекватными формами и методами практической работы в детских садах. Культура ребенка выступает как интегральное качество личности, и воспитывается не только в процессе обогащения личного опыта дошкольника, но и средствами культурно-досуговой деятельности, где игра выступает ведущим компонентом развития детей.
Ключевые слова культурология, культурно-досуговая деятельность, инсценирование, социокультурная сфера.
Современная российская педагогика ищет новые личностно-ориентиро-ванные подходы к образованию, стремясь совместить их с образовательными стандартами.
ФГОС ДО требует от каждого педагога серьезного осмысления тех изменений в профессиональной деятельности, которые должны произойти в связи с обновлением образовательного процесса: новыми моделями воспитательно-образовательного процесса, новыми формами его организации; постановкой новых целевых ориентиров.
Актуальность проблемы взаимодействия музыкального руководителя с педагогами и родителями обусловлена задачей, которую четко определил ФГОС: обеспечить ребенку возможность радостного и содержательного проживания дошкольных лет. Он направлен на поддержку разнообразной интересной жизни детей, на развитие творческой инициативы, способностей, на построение образовательного процесса в адекватных возрасту формах работы с детьми (на основе игровой деятельности), в соответствии с требованиями по сохранению уникальности и самоценности дошкольного детства.
Современная культурология рассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс создания условий для мотивационного выбора лич-
1 Воспитатель 1 категории.
ностью предметной деятельности, причем этот процесс определяется также культурными потребностями личности, ее интересами.
Культурные потребности личности - собственно человеческое начало в человеке, средоточие национальных ценностей (красота, добро, истина и др.) и средств жизнедеятельности. При формировании культуры дошкольника рождаются и развиваются такие важные качества личности, как воображение и основанное на нем художественно-эстетическое творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность активно действовать в мире.
Деятельность обостряет чувствительность, развивает интеллект, вскрывает возможности дополнительной реализации потенциальных возможностей личности. С другой стороны, преобразовательной деятельности соответствуют познавательные потребности: ценностно-ориентировочной деятельности - ценностно-ориентировочные потребности, коммуникативной деятельности - коммуникативные и т.д., но все они являются составляющими культурных потребностей.
Усложнение социальных связей открывает для дошкольника подлинное содержание феномена свободы как ключевого понятия для характеристики социальной сферы бытия человека. Зависимость от действий взрослых и поиск возможностей для личного самоутверждения являются стартовой площадкой для гораздо более сложного процесса - самоопределения в кругу сверстников. Открытие своего Я совершается именно в социокультурной сфере, а складывающиеся стереотипы поведения в разных ситуациях начинают формировать ядро личности - культурные потребности и культуру ребенка.
Культурно-досуговая деятельность дает детям возможность овладевать всем многообразием национальной и мировой культуры, театрального искусства, народного фольклора, песенного искусства, живописи, лепки, аппликации и т.д., а также определенной частью образовательных программ. Куль-турно-досуговая деятельность отвечает социальным и индивидуальным культурным потребностям дошкольников и наиболее активно способствует формированию духовности, высокой культуры нравственности и воспитанности.
Все вышесказанное подтверждается тем, что только один вид культур-но-досуговой деятельности - подготовка, организация и проведение праздника - практически влияет на формирование многих видов культурных потребностей детей через синтез искусств. При организации праздника используемые виды искусства воздействуют на развитие детей и их вхождение в культуру сразу целым комплексом средств, составляющих и элементов. Так, праздник чаще всего включает: пение; музыкально-ритмические движения; инсценирование стихов, сказок и песен; постановка пьес и т.д.; оформление зала и группы, изготовление элементов костюмов, декораций и пр. В ходе подготовки, организации и проведения праздника у детей закрепляют-
ся культурные потребности: коммуникативные, физические, игровые, познавательные, нравственные, трудовые.
Известно, что огромное влияние на подрастающее поколение оказывает сфера досуга, так как в ней средствами культурно-досуговой деятельности удовлетворяются потребности в познании окружающего мира, самовыражении и самоутверждении. Неорганизованный, стихийный досуг детей и подростков, а иногда и организованный, но в асоциальных целях часто становится источником отрицательной реакции на неудовлетворенность культурных потребностей, причиной противозаконной деятельности детской компании, импульсом к развитию вредных привычек, нездорового образа жизни. Организованный же в социально значимых целях досуг является педагогической и социальной поддержкой растущей личности, формирования активной и созидательной по отношению к окружающему миру позиции, средством удовлетворения детских разносторонних потребностей.
Мы основываемся на том положении, что именно в детстве закладываются культурные потребности, способствующие формированию основ культуры ребенка, которые выступают в качестве интегрального качества личности, и воспитываются не только в процессе обогащения его личного опыта в «зоне ближайшего развития», но и через средства культурно-досуговой деятельности, где детская игра выступает ведущим компонентом воспитания детей.
Именно в ходе культурно-досуговой деятельности удовлетворяется в большей части детская потребность в общении. Через общение ребенок вступает в отношения с явлениями окружающего мира, со сверстниками, получает информацию, ее перерабатывает и использует в своей деятельности. В процессе этого воспитываются любознательность, человеколюбие, сострадание, доброжелательность и другие нравственные волевые качества, а также осваивает язык и развитие культуры речи. Все это показывает необходимость формирования коммуникативного компонента культуры дошкольника.
Концепция дошкольного образования центральной задачей ставит развитие целостной личности ребенка. Отсюда вытекает, что необходимо помочь дошкольнику сформировать индивидуальные интересы, способности и культурные потребности. С позиций гуманистической образовательной парадигмы человек не воспитывается по частям, а развивается как система, и она отражается в его культурных потребностях и универсальных сущностных силах. Потребности ребенка формируются исторически в процессе антропогенеза, в ходе его культурно-деятельностного онтогенеза. Эти потребности охватывают нужды детей в том, без чего невозможен человеческий образ жизни.
Организация продуктивной культурно-досуговой деятельности, использование свободного времени тесно связаны с общей культурой, образованием и мастерством педагога, эстетическими наклонностями родителей. Про-
никновение культуры в дошкольное образование предполагает такую организацию воспитательно-образовательного процесса, который направлен на создание условий эмоционального комфорта и удовлетворение культурных потребностей детей; развитие их духовного потенциала, сущностных сил и художественно-творческих способностей, что в итоге приводит к формированию основ культуры ребенка.
Культурно-досуговая деятельность способствует вхождению ребенка в культуру через творчество. По своему содержанию она разнообразна и тесно связана со становлением личности ребенка, так как это не просто организация мероприятия, а деятельность в социально значимых целях, где реализуются культурные потребности, как отдельного дошкольника, так и группы в целом. В условиях, как дошкольного образовательного учреждения, так и семьи составляющими культурно-досуговой деятельности являются игровая, коммуникативная, познавательная (познание окружающего мира и разных видов искусств), художественно-творческая, включая исполнительскую.
Вместе с тем сохраняются негативные явления, характеризующиеся тем, что
- ведущими тенденциями системы дошкольного образования продолжают оставаться те, которые обеспечивают частичные изменения форм и методов организации образовательной и социокультурной деятельности детей, взаимодействия семьи и работников разных видов дошкольных образовательных учреждений;
- не в полной мере отработан механизм передачи ценностей духовной культуры ребенку в системе дошкольного образования;
- не разработаны в теоретическом и практическом плане пути преодоления имеющихся противоречий между «врастанием» ребенка в культуру и отсутствием системы мер по воспитанию целостности личности ребенка дошкольного возраста;
- наблюдаемая сегодня в обществе тенденция к деградации духовной жизни и культурной среды, не уравновешивается позитивными процессами и усилиями, направленными на оптимизацию социально-культурной жизни общества, влияющего на улучшение условий существования и качества жизнедеятельности детей.
Таким образом, культурно-досуговая деятельность направлена на удовлетворение личностных потребностей и интересов в сфере досуга; на всестороннее развитие личности ребенка, являющееся целью культурно-досу-говой деятельности.
Список литературы:
1. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. -М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 64 с.
2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М.: МПСИ; Воронеж: 2000.
3. Божович Л.И. Личность в дошкольном возрасте. - М.: Просвещение, 2000.
4. Ветлугина H.A. Общие проблемы эстетического воспитания и развития ребенка // Основы дошкольной педагогики / Под ред. A.B. Запорожца и Т.А. Марковой. - М., 2003.
5. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. -СПб.: «Детство-Пресс», 2000.
6. Зацепина М.Б. Методические рекомендации для воспитателей детсадов детей 4-7 лет по организации и проведению вечеров развлечений. - М., 2000.
7. Зацепина М.Б. Досуг и творчество // Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота. Радость. Творчество». - М.: Пед. общество России, 2000.
8. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность: Программа воспитания, обучения и развития в детском саду // Дошкольное воспитание. -2003. - № 12.
9. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. - М.: Изд. центр «Академия», 2008.
10. Крылова Н.В. Ребенок в пространстве культуры. - М., 2004.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ
© Ганина О.Г.1
ФГБОУ ВО Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России, г. Астрахань
В статье ставится задача выделить исторические аспекты внедрения компетентностного подхода в России. Для этого рассмотрены основные исторически сложившиеся приоритетные модели развития компе-тентностного образования в США и Великобритании. И так же традиционные особенности личностно значимого обучения в медицинских ВУЗах России.
Ключевые слова образование, компетентностный подход, медицинский ВУЗ.
Последнее десятилетие можно охарактеризовать переходом российского образования в европейское сообщество. Это стало возможно благодаря про-
1 Старший преподаватель кафедры Физики, математики и медицинской информатики.