Научная статья на тему 'Культурно-антропологический феномен «Магии» как способ реконструирования социальной реальности'

Культурно-антропологический феномен «Магии» как способ реконструирования социальной реальности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
247
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
магия / мистицизм / антропология / культура / мировоззрение / религия / мифология / трансцендентное / онтология / социум / человек / magic / mysticism / anthropology / culture / philosophy / religion / mythology / transcendental / ontology / society / individual

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Скородумов Михаил Анатольевич

В этой работе исследуется взаимосвязь культурной среды (мистических представлений), человека и общества. Перед автором статьи ставиться ряд задач: проанализировать влияние феномена магии на мировоззрение субъекта; выявить точки соприкосновения культурного наследия цивилизации, представлений о магическом и социальной действительности; исследовать влияние феномена магии на человека и общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this paper we investigate the interrelation between the cultural environment (mystical conceptualization), individual and society. This article has multiple issues: impact analysis of the phenomenon of magic on the world-view of individuals; identifying points of contact between the cultural heritage of civilization, conceptualization of magic and social reality; study the impact of the phenomenon of magic on humans and society.

Текст научной работы на тему «Культурно-антропологический феномен «Магии» как способ реконструирования социальной реальности»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

39

фундаментальные диспропорции в основании современной культурной формации. Из этого мы и будем исходить.

Для начала дадим категориальную экспозицию нашей проблемы.

a) Устойчивое развитие. Необходимо добиться такого уровня рационального контроля над экономическими, техническими и социокультурными процессами, чтобы избежать экономических и финансовых кризисов, социальных конфликтов и непредвиденных осложнений [5, с. 11-17]. Лозунг бесконфликтно устойчивого развития - главный стимулирующий фермент панъевропейской идеологии. В специфической редакции он доминирует и в нашей, настрадавшейся от конфликтов, реформ и революций, стране. «Устойчивое развитие» предполагает радикальное излечение от гамлетовского синдрома: необходимо восстановить связь времен и гарантировать ее прочность в ближайшей и отдаленной исторической перспективе. Как это ни странно звучит, необходимо в каждый данный актуальный момент учитывать интересы прошлых, настоящих и будущих поколений. Весь вопрос в том, чтобы рациональными средствами удержать стабильность социального развития (насколько утопичен этот проект мы сейчас не обсуждаем).

b) Социальные последствия технических, технологических, индустриальных проектов. Для поддержания прочной связи времен необходимо учитывать все последствия (политические, социальные, моральные, психологические) «базисных» сдвигов. Индустриально-техническое тело общества и его «биологическая масса» должны быть охвачены тотальным контролем (контроль за последствиями технологических решений идет на смену различным формам идеологического контроля).

c) Технологическое «улучшение» человеческой природы. С нашей точки зрения, такого рода попытки неизбежны. Вопрос упирается в социально-философскую диагностику такого вмешательства и его масштабы [6, с. 13-15].

d) Кризис гуманитарного знания (вслед за кризисом трансцендирующего метафизического слоя культуры). Развитое индустриальное общество, превращающее все сферы человеческой деятельности в технологии, порождает «одномерного человека». Одномерной становится и культура. Трансцендентные ценности большой культуры «выпариваются» из нее в ходе естественного процесса развития технической цивилизации (а не только и не столько благодаря «практикам деконструкции»). Впервые после Иоганна Гутенберга культура переживает радикальную смену способа своего бытия, превращаясь в систему «информационных технологий». Итак, дабы избежать чудовищных перекосов по линии «душа - тело» и более оптимистично смотреть на перспективы стабильного и управляемого прогресса, необходимо, среди прочего, предотвратить деградацию гуманитарной составляющей образования (и прежде

всего, по понятным причинам, технического). Образование включает в себя два глобальных модуля: естественнонаучный (инженерно-технический) и гуманитарный. Если опустить все возможные дополнительные сложности, то общая типология образования может выглядеть так.

Вариант I: доминирование научно-технического модуля; вариант II: гуманитарное доминирование. В современных условиях, благодаря проникновению в гуманитарные науки естественно-научной парадигмы, получило развитие позитивное социальное знание (экономические, юридические, политические, социальные науки). Обычно «чистые» гуманитарии относятся к этому новому явлению скептически. Но мы поступим иначе. Нам кажется, эффектным ходом было бы использование социальных наук в качестве платформы для совмещения двух основных образовательных модулей. Социальные науки в этом случае, выступили бы посредником - vehi-kulum - в возможном синтезе глобальных образовательных модулей.

Итак, «категориальная» экспозиция проблемы сделала очевидной необходимость возвращения гуманитарных ценностей с целью добиться управляемости процессом агрессивного вторжения техники в сферу «человеческой природы». Конечно, можно и нужно говорить о разработке технологий рационального контроля над технологиями. Но чтобы избежать опасности дурной методологической редукции, нужно вовремя вспомнить о ценностях. Речь, собственно, идет о ценностной ориентации естественно-научного и инженерно-технического образования. Идея гуманитарно-технического синтеза, которую мы выдвигаем, может служить теоретическим и практическим инструментом для решения как образовательных задач, так и для решения проблем социальной оптимизации техники и технологий.

Список литературы

1. Герасимова И.А. Неустранимость неопределенности в социальной оценке техники // Эпистемология и философия науки. 2012. № 2. С. 123-140.

2. Горохов В.Г., Грунвальд А. Каждая инновация имеет социальный характер (Социальная оценка техники как прикладная философия техники) // Высшее образование в России. - 2011. - № 5. - С. 135-145.

3. Середкина Е.В., Черникова И.В. Гуманитаризация инженерного образования и социальная оценка техники // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право, 2015. - № 2. - С. 37-48.

4. Grunwald A. Ist Zukunft erforschbar? Zum

Gegenstandsbereich der Zukunftsforschung. In: Koschnik, W.J. (Hrsg.): Focus-Jahrbuch, 2012.

Prognosen, Trend- und Zukunftsforschung. -Munchen: FOCUS Magazin, 2012. - S. 171-195.

5. Grunwald A, Kopfmuller J. Nachhaltigkeit. Eine Einfuhrung. - Frankfurt, New York: Campus Verlag, 2012. - 280 s.

6. Ist Technik die Zukunft der menschlichen Natur? / Herausgegeben von A. Grunwald und J. Hartlieb. -Hannover: Wehrhahn Verlag, 2012. - S. 13-27.

КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН «МАГИИ» КАК СПОСОБ РЕКОНСТРУИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Скородумов Михаил Анатольевич

Аспирант, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, Нижний Новгород

40

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

АННОТАЦИЯ

В этой работе исследуется взаимосвязь культурной среды (мистических представлений), человека и общества. Перед автором статьи ставиться ряд задач: проанализировать влияние феномена магии на мировоззрение субъекта; выявить точки соприкосновения культурного наследия цивилизации, представлений о магическом и социальной действительности; исследовать влияние феномена магии на человека и общество.

ABSTRACT

In this paper we investigate the interrelation between the cultural environment (mystical conceptualization), individual and society. This article has multiple issues: impact analysis of the phenomenon of magic on the world-view of individuals; identifying points of contact between the cultural heritage of civilization, conceptualization of magic and social reality; study the impact of the phenomenon of magic on humans and society.

Ключевые слова: магия, мистицизм, антропология, культура, мировоззрение, религия, мифология, трансцендентное, онтология, социум, человек.

Keywords: magic, mysticism, anthropology, culture, philosophy, religion, mythology, transcendental, ontology, society, individual.

Вместо эпиграфа:

«Мы оказались свидетелями пышного расцвета ясновидения, чудодейственный врачеваний, поклонения пестрым идолам спиритизма и оккультизма» [7, с. 44]

Мистицизм, религия, сверхнаука, трансцендентное, непознанное и очаровательно-привлекательное...некая система мышления, симбиоз воззрений, обобщенная категория «магии» является неотъемлемой частью человеческого общества. Присутствие понятийной базы и представлений о магии в социумах большинства человеческих цивилизаций доказывает: феномен представлений о магии существует, скорее, не за счет инертности общественного сознания и преемственности представлений о «волшебном», а в силу того, что феномен репродуцирует сама социальная реальность.

Одной из причин репликации «волшебного» и обращения субъектов к помощи магии будет являться революционный характер общественного развития и процессов формирования общественной жизни, малая взаимосвязь между отдельным человеком и ролью, которую он играет в становлении и эволюции общества.

«Новый расцвет мистицизма начался в период империализма, когда все формы средневековых суеверий, считавшиеся погребенными на веки, ожили с новой силой стали угрожать культуре и прогрессу» [12, с. 45] Как мы видим выше, в пограничных состояниях (при смене формаций), в условии перехода в новую, информационную эпоху, существенно выросло (как в индивидуальном, так и в общественном сознании) внимание к магии. В это переломное время стремление к «волшебному» является попыткой разрешения ряда трудностей и проблем. Социальное неравенство, экономическая бесперспективность, культурно-нравственная деградация, физиологическая недостаточность, ментальная аддиктивность выступают катализатором развития метамагического дискурса современности. Оказывая таким образом влияние на жизнь современного человека, магия как культурный феномен кроме своего инструментального приложения в качестве средства разрешения той или иной проблемы субъекта является средством конструирования окружающей индивидуума реальности.

Рассмотрим (в тезисах ниже), каким образом магия оказывает влияние на жизнь человека, рекомбинирует его восприятие, реконструирует действительность в соответствии с представлениями субъекта о ней (в симбиозе рационального и иррационального):

1. Манипулирование общественным сознанием по средствам магических мистификаций, влияние феномена магии на формирование поведенческой матрицы современного человека. Акт магической интеракции, в данном случае, является инструментом рекомпозиции модели социальной реальности

потребителя путем подмены эпистемологических фактов маго-интенциальными (похожие мысли в своих работах высказывал Свечников В. С. [8]). Находясь в подобного рода квази-реальности, сформированной мистификатором/ами, субъект теряет возможность критического анализа и осмысления происходящих событий и явлений. Репликация этой «новой» онтологии субъекта будет носить существенные различия с действительной, оказывая влияние на физиологические, социальные и культурные аспекты его бытия. В роли мистификатора может выступать как субъект, так и явление. Влияние «магического» притяжения информационных технологий (как пример) подробно рассмотрены в работах Скородумова М.А [10], Дери. М [2].

2. Формирование дополнительного информационно -культурного слоя в структуре современного социума. В условиях открытого доступа к большому количеству информационного контента (взаимное влияние масс-культуры и информационных сетей в своих работах рассматривал Тоффлер Э. [11]) и формирования дополнительных слоев реальности генерируется масса магомифологем. Подобного рода магомифологемы содержат информацию культурно-духовного пласта человеческой онтологии, представления о «волшебном», доработанные современной масс-медиа, благодаря чему формируется «новая реальность», реконструированная в урбанистической магии современного субъекта.

3. Обобщение постиндустриальных технологий и мистико-магических практик в понятийной базе современного мегаполис-субъекта. Реактивное развитие научно-технического прогресса, которое нашло отражение во всех отраслях бытийности субъекта, нередко приводит к тому, что представление о науке в целом (в обыденном сознании) начинает трансформироваться, отождествляться со сверхъестественным, обретать признаки сакрализации (тема рассмотрена Поликарповым B.C.[6]). Науку и технологии, созданные на ее основе, будут сложно отличить от магии, о чем писал Кларк А. еще 6070ых. [4]. Исполняя часть функций, отождествляемых с человеком, и по мере услужения технологии становятся (в мировоззрении субъекта) мистическим артефактом, замещая рациональные представления о самих себе иррациональными.

4. Магические практики как часть религиозного сознания или симбиоз религиозно-мистических представлений («Религиозное фэнтези» [3]). Осмысление феномена взаимопроникновения и репликации магического и религиозного приводит к

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

41

концептуальному признанию магии как квазирелигиозной мировоззренческой доктрины (Кастанеда [5]), контраргументирующей традиционному религиозному (религионравственному) наполнению духовной составляющей общества. Воспринимая объективную действительность сквозь призму околонаучного (магического) мировоззрения, субъект попускает и допускает существование паранормального и переводит обрядово-синкретическое из области агностицизма в область воплощенного бытия.

5. Магия как ненаучная форма познания, механизм социальной адаптации. Современная мегаполис -общность дискретна. Многочисленные субкультурные образования в структуре социума формируют общую логику генезиса общества, являются носителем пассионарности и ключом к пониманию эволюции культуры. Присутствие в социальной среде кластера оккульт-практиков (парапсихологов, экстрасенсов, контактеров, гадателей и около -мистические субкультуры ролевой направленности [11]) принудительно фрагментирует объективную реальность. В рамках допусков, искусственно созданных подобного рода группами, у субъекта появляется возможность сформировать гипотетическое знание, являющееся частью мета-магического мировоззрения.

Проанализировав данные положения, можно прийти к следующим выводам:

А) Несмотря на реактивное развитие научно-технического прогресса, несмотря на оставшееся в прошлом мифологическое мировоззрение и средневековый мистицизм, вера в сверхъестественное продолжает являться неотъемлемой частью человеческого общества.

А) Феномен «магии» в общественном сознании имеет сильные культурные корни. Современный человек, под действием социокультурного наследия цивилизации, через призму представлений о мистическом, преломляет свое мировосприятие и делегирует его через поведенческую матрицу социуму;

Б) Современные представления о магии человекоцен-тричны. Антропологическая составляющая сущно-

сти магии рекомбинирует мифологические, архаико-пантеистические, догматически-религиозные, научные (в формате псевдонаучных) и гедонистические представления постиндустриального (мегаполис-субъекта) человека к онтологии духовного.

В) Под действием этих начал в сознании субъекта формируются реконструированно-сублимированные представления о действительности, которые в свою очередь постулируют субъекту новую поведенческую матрицу и генерируют новые культурно-духовные связи. Исполняя данный поведенческий код, мегаполис-субъект (оперируя мета-магиче-ским мировоззрением) реконструирует реальность не только в собственных ощущениях, но также оказывая влияние на объективную действительность.

Список литературы

1. Дэвис Э. Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху. М., 2008

2. Дери М. Скорость убегания: киберкультура на рубеже веков. М., 2008.

1. Иванова, Е.В. «Религиозное фэнтези» как элемент современной религиозной мифологии// Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки.2012 5 ( 1 ) [Электронный ресурс]. URL. http://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/2634

3. Кларк А. Черты будущего. — М., 1966.

4. Кастанеда К. Отдельная реальность. София, 2006.

5. Поликарпов B. C. Наука и мистицизм в XX веке. М., 1990.

6. Рейнак С. Орфей М., 1919.

7. Свечников В. С. Социокультурный анализ мистификации. Саратов; СГТУ, 2000.

8. Сергеев В.К. Молодежная культура мегаполиса в условиях социальных трансформаций: социологический анализ. Автореферат.... дис.... канд. филол. наук. Москва, 2002.

9. Скородумов М. А. Магия информационных сетей как фактор социального эскапизма // Аспирантский вестник Поволжья. Философия. 2014 No. 3-4, C. 4447

10. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.

11. Шахнович М.И. Современная мистика в свете науки М., 1965

ЧЕЛОВЕК ПРЕКРАСНОЙ ДУШИ ИЛИ БЕЗДУШНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ

Тетиор Александр Никанорович

Доктор техн. наук, профессор, Россия, РГАУМСХА им. КА. Тимирязева, г. Москва

BEA UTIFUL SOUL MAN OR SOULLESS CONSUMER Tetior Alexander, Dr. Sc., Professor, Russia, Moscow Agricultural Academy АННОТАЦИЯ

Красота души - это высший Божий дар. Человек с прекрасной душой, с этичным, гуманным, гармоничным мышлением и действиями, направляемыми этим мышлением, понимает уникальность природы планеты Земля, необходимость бесконечного сохранения природы и человечества, экологизации мышления и действий, этичного взаимодействия с природой и людьми, наполнения жизни смыслом и реализации творческих сил, удовлетворения позитивных потребностей. Но большая часть людей подвержена страстям, стремлению к бесконечному росту числа и качества удовлетворяемых потребностей, к жизни без учета естественной эволюции и законов природы. Человек с прекрасной душой подвержен эмоциям, он старается справиться с негативными эмоциями; это пока редкий представитель рода, он очень важен для сохранения жизни на Земле ABSTRACT

The beauty of the soul is the highest charisma. The man with the beautiful soul, with ethical, humane, harmonious thinking and actions by this thinking, understand the uniqueness of the nature of the planet, the need for infinite conservation of nature

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.