Научная статья на тему 'Культурная журналистика и журналисты о культуре. III Санкт-Петербургский международный культурный форум «Человек. Культура. Мир» (7-9 декабря 2014 г. , Санкт-Петербург)'

Культурная журналистика и журналисты о культуре. III Санкт-Петербургский международный культурный форум «Человек. Культура. Мир» (7-9 декабря 2014 г. , Санкт-Петербург) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
365
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурная журналистика и журналисты о культуре. III Санкт-Петербургский международный культурный форум «Человек. Культура. Мир» (7-9 декабря 2014 г. , Санкт-Петербург)»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

КУЛЬТУРНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА И ЖУРНАЛИСТЫ О КУЛЬТУРЕ

III Санкт-Петербургский международный культурный форум «Человек. Культура. Мир» (7-9 декабря 2014 г., Санкт-Петербург)

7-9 декабря 2014 г. состоялся III Санкт-Петербургский международный культурный форум 1. Он проводится Правительством Российской Федерации при активном участии Правительства Санкт-Петербурга (в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2013 г. № 1342-р) в Год культуры, объявленный Указом Президента РФ В. В. Путина (от 22 апреля 2013 г. № 375), и в дни празднования 250-летия Государственного Эрмитажа. Основная задача форума -сохранение и развитие российской культуры, поддержка культурных инициатив на региональном, федеральном и международном уровнях, развитие международного сотрудничества в сфере культуры. Работу форума возглавила заместитель Председателя Правительства Российской Федерации О. Ю. Голодец.

В форуме приняли участие представители Администрации Президента и Правительства Российской Федерации, органов исполнительной и законодательной власти разных уровней, видные деятели культуры. Достаточно назвать имена руководителей секций: Сергей Стадлер («Музыка»), Валерий Фокин («Театр»), Борис Эйфман

1 Материалы форума размещены на сайте: http://www.culturalforumspb. org/

Культура - нечто большее, чем камни и монументы. Это то, что мы представляем собой.

И. Бокова

(«Хореография»), Федор Бондарчук («Кино») и т. д.

Форум собрал почти семь тысяч участников из России и десятков зарубежных стран, поэтому его ключевые мероприятия сопровождались синхронным переводом на три языка: французский, английский и китайский.

Неформальным открытием форума стал «Бал истории» на Дворцовой площади. Вечером 6 декабря фасад здания Главного штаба превратился в экран для трехмерного динамичного представления, повествующего о 250-летней истории Государственного Эрмитажа, который был свидетелем самых значительных и драматических эпизодов российской истории. Зрители увидели шедевры знаменитого музея в формате 3Б-проекции. По оценкам организаторов, в течение вечера на площади побывало около 200 тыс. чел.

Седьмого декабря торжественная церемония открытия на исторической сцене Александринского театра (см. рисунок) (которая не смогла вместить всех участников форума) началась с поздравлений Государственному Эрмитажу, отмечающему в этот день свой День рождения. Выступили Пред-

Высоцкая И. В. Культурная журналистика и журналисты о культуре // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2015. Т. 14, вып. 6. С. 205-209.

ISSN 1818-7919

Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2015. Том 14, выпуск 6: Журналистика © И. В. Высоцкая, 2015

Баннер с символикой форума на фасаде Александринского театра (фото автора)

седатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, председатель оргкомитета форума Ольга Голодец, советник Президента Российской Федерации Владимир Толстой, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский, министр культуры Китайской Народной Республики Цай У, генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Затем на сцену вышли артисты.

В рамках форума прошли дискуссии по вопросам развития и сохранения культуры, разработки и реализации государственных программ в области культуры, презентации фондов и организаций.

Работа и культурная программа форума были очень насыщены. За три дня прошли 16 секций на 50 площадках. Наиболее интересными для нас были секции «Язык и литература», «Культура СМИ», «Наука и образование в пространстве культуры». Удалось принять участие в работе круглого стола «Культурная журналистика или журналисты о культуре» (см. ниже), а также познакомиться с работой пресс-центра форума.

Девятого декабря состоялась торжественная церемония закрытия форума на Новой сцене Мариинского театра. Открыл заседание губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, затем выступили министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский, советник Президента Российской Федерации по культуре Владимир Толстой, Валерий Гергиев и руководители всех 16 секций - с краткими отчетами (и видеоотчетами) о работе.

Круглый стол «Культурная журналистика или журналисты о культуре» прошел 8 декабря в уютном зале «Грибоедов» отеля «Кемпински Мойка, 22». Планировалось рассмотреть двойственность функций СМИ - как пропагандиста и как носителя культуры. Вели мероприятие Александр Гордон (режиссер, журналист, актер, ведущий) и Иван Засурский (заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, основатель интернет-издания «Частный корреспондент»).

Александр Гордон поставил вопрос о функциях телевидения и СМИ. Их круг могут определить глаголы развлекать, информировать, просвещать, продавать. В списке нет слов утешать, возвышать, восхищать. Это, по мнению А. Гордона,

функции искусства, которое является частью культуры. Современные СМИ «наверное, просвещают, может быть, продают, но не больше». С каждым годом аудитория больших телеканалов становится все более маргинальной, поэтому по телевизору «пора запретить показ музыкальных концертов, опер, балетов», да и кинофильмов. Это суррогат настоящего впечатления, которое человек получает вживую. Культура становится «мемориальной и музейной». Важно поставить вопрос о культурном уровне тех, кто создает СМИ. А. Гордон отметил архаичность системы журналистского образования и критически отозвался о программе учебных заведений, в которой он заметил такие дисциплины, как ОБЖ, физкультура, история зарубежной журналистики. Между тем «за полсеместра человека с высшим образованием можно обучить журналистскому мастерству», поэтому можно «закрыть все факультеты журналистики».

Это выступление определило основные вопросы дискуссии, в ходе которой участники непременно говорили о своем образовании (журналистское оно или иное).

Вячеслав Суриков (редактор отдела культуры «Эксперт») отметил, что он заканчивал не журфак, а технический вуз, и подчеркнул консервативность сферы образования, которая «не поспевает за тем, что происходит». Культурная журналистика сегодня нуждается в аналитике. Крайне важно для будущего журналиста понять «культурное полотно», прочитать Овидия, Горация, Шекспира, т. е. сформировать высокий культурный уровень. Он также подчеркнул, что культурная журналистика, которая всегда ориентировалась на мейджоров, сегодня претерпевает глобальные изменения. С появлением социальных сетей, где каждый человек «обрел свой голос», свое мнение, которое можно высказать о фильме, выставке или любом другом культурном событии, журналистское мнение потеряло свою ценность. Сами же журналистские материалы должны быть другими. По словам В. Сурикова, «рецензии все менее востребованы. Появилась необходимость в других материалах, с другим характером». Журналист, пишущий о культуре, должен осмыслять процессы современности:«мы не можем сейчас ждать, что придет новый Освальд Шпенглер и напишет новый "Закат Евро-

пы", где все-все объяснит». Мы это должны делать сами.

Реплика А. Гордона: «Для того чтобы объяснить, что происходит, нужно понимать, что происходит».

В. Суриков заметил также: «Культура в какой-то степени замкнулась сама в себе. Привычные культурные герои несколько оторвались от публики».

Далее в обсуждение вступила Ирина Со-сновская (ведущий научный сотрудник Московского музея современного искусства, исполнительный редактор журнала «Диалог искусств»). Она отметила, что в Санкт-Петербурге особая культурная среда, однако крайне важны и интересны конференции по проблемам журналистики в регионах, и привела в качестве примера удачного сотрудничества теоретиков и практиков Екатеринбург, где проходит Уральская биеннале современного искусства. Затем Ирина поставила вопрос: что проще - научить искусствоведов писать о культуре или журналистов разбираться в искусстве? По ее мнению, проще первое, хотя она сама, окончив факультет журналистики Саратовского университета, идет вторым путем. Ирина отметила разнообразие журналов по искусству в мире, затем рассказала об арт-проекте -журнале Московского музея современного искусства «ДИ» («Диалог искусств», не путать с журналом «Декоративное искусство»).

Рассказ И. Сосновской сопровождался презентацией, содержащей только иллюстрации, практически без текста. Это позволило А. Гордону выдвинуть альтернативную идею - создать арт-газету о современном искусстве - без единой иллюстрации. В. Суриков заметил, что в настоящее время культура перешла в коммуникацию всех со всеми.

Светлана Анурова (PR-директор Google) рассказала о проекте «Каренина. Живое издание», сопроводив презентацию доклада эпиграфом, восходящим к известным строчкам романа Л. Н. Толстого: «Все простые проекты похожи друг на друга, каждый масштабный проект сложен по-своему...». Во время этого марафона люди из разных уголков мира читали в прямом эфире на Google+ один из самых известных романов Льва Толстого «Анна Каренина». По словам Светланы, марафон длился 36 ч и охватил 13 часовых поясов и 106 стран. Осуществ-

лено 725 включений из 22 городов (отметим, что одним из этих городов стал Новосибирск, а площадкой - НГУ). Предварительные заявки на участие подали 632 чел. Проморолик посмотрели 6 млн чел. Интересно, что в первый день трансляции запросы по слову «Каренина» в мире возросли в 3 раза, в России - в 4 (позже в аудитории возник вопрос, сколько запросов было до трансляции). Проекту посвящены 1 000 статей, 31 выход на радио, 34 сюжета на всех федеральных каналах, включая «Новости» на 1-м канале. Светлана подчеркнула, что все это - разные способы поддержания контента, что проект создал контент для журналистов. Отметим, что Льва Николаевича Толстого PR-директор Google назвала «крестным отцом Википедии», сославшись на то.что половину своего наследия он завещал семье, а другую половину - народу.

Андрей Баранников (председатель Ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС), генеральный директор SPN Communications) пошутил, что он оказался единственным «аборигеном» (представителем Санкт-Петербурга) среди выступающих, и напомнил, что Международный культурный форум является знаковым проектом, который собрал более 6 тыс. участников, малая часть которых (200 чел.) собрались на этом круглом столе. Возвращаясь к вопросу о журналистском образовании, поставленному в начале дискуссии, он подчеркнул важность среды, в которую попадают будущие журналисты («Среда определяет сознание»), а затем сказал, что сам он работает в сфере PR. Пресс-релиз Андрей назвал «священным текстом», к созданию которого нужно подходить «с трепетом», что его удивляет стремительный рост числа разнообразных ошибок в современном тексте и использование большого количества символов вместо слов.

Этим замечанием он предвосхитил выступление Юлии Сафоновой (члена редакционного совета портала Справочно-информационного интернет-сайта «Русский язык» (gramota.ru), ведущей передач «Русский устный» и «Грамотей» радиостанции «Голос России»), которая начала свою речь с замечания, что она терпимо относится к ошибкам в устной речи, не поправляет собеседников (сославшись на известный диалог Анны Ахматовой и Лидии Чуковской, заме-

тив, что Ахматова не терпела, когда не склоняют «Комарово»), однако правит письменные тексты. Она подчеркнула, что остается «словесно-буквенный порядок», в значках «нет смысла». Очень важно замечание И. Г. Милославского о том, что «в погоне за формальной грамотностью мы утратили умение порождать и извлекать смысл». Поскольку теряется умение извлекать смысл, теряется и умение порождать его. Журналистика - прикладная вещь, ремесло. Журналисты часто забывают, что орфография - это социальный договор, не умеют прочесть пометы в орфографическом словаре. Возвращаясь к вопросу о журналистском образовании, Юлия напомнила о двух ступенях высшего образования (бакалавриат + магистратура) и назвала оптимальным выходом «журналистскую магистратуру при базовом образовании» (А. Гордон аплодирует). Юлия вспомнила о разных направлениях в журналистике: «Мы говорим о культуре, но ведь есть еще научно-популярное направление, власть, финансы». Журналистам приходится специализироваться на разных темах.

А. Гордон вспомнил о словаре для работников радио и телевидения, к которому обращались раньше, «когда еще возникали споры» о правильном произношении. Ю. Сафронова ответила, что имеется в ви-ду«Словарь ударений для работников радио и телевидения» (авторы - Ф. Л. Агеенко, М. В. Зарва. - И. В.). Отметила, что портал «Грамота.ру», который задумывался для широкой аудитории, финансируют журналисты (через систему социальных грантов), порекомендовала в качестве справочных ресурсов материалы этого портала, а также «Грамма.ру» и ФЭБ (Федеральная электронная библиотека). В качестве словаря, к которому удобно обращаться за справками, был назван «Краткий словарь трудностей русского языка» Н. А. Еськовой, компактный (в отличие от словаря В. В. Лопатина со словником в 180 000 слов), содержащий и глагольные формы, и ударения во фразеологизмах (Не было ни грошА, да вдруг алтын) и другие трудные случаи. «Это ресурсы, которые надо пиарить», - заключила Ю. Саф-ронова и особенно подчеркнула, что не допускает сокращений типа ВОВ (Великая Отечественная война).

Григорий Заславский (обозреватель радио «Вести 24») начал с одного известного

анекдота, тем самым возражая А. Гордону, предложившему в полемическом задоре закрыть факультеты журналистики (в начале обсуждения): «Их не будет, за нас возьмутся». Посетовал, что в некоторых изданиях театральная рецензия сейчас должна уложиться в 6 строк. Заметил, что часто сначала закрывают отдел культуры, а затем и все СМИ. Крайне немногочисленна аудитория читателей материалов о культуре - около 500-700 чел. (что легко определить по числу «кликов»). И это не только в его издании, но и в других. Причем с ростом обращений к новостям политики (в других изданиях) рост обращений к новостям культуры не наблюдается. Пропорции нет, все те же 500-700 читателей. Между тем культурная журналистика сейчас - «прибежище экспертного суждения».

Иван Засурский (не только выпускник журфака МГУ, но и внук Я. Н. Засур-ского 2. - И. В.) отметил, что роль журналиста сегодня - это роль коммуникатора, пояснил, что в годы, когда из журналистов готовили прежде всего пропагандистов, на журфаке МГУ появилась программа для обучения журналистов, дающая хорошее литературное образование - не заниматься же только пропагандой.

В свободной дискуссии в зале Людмила Фомичева рассказала о трудностях, которые испытывают журналисты, о проблемах издания «Петербургский театральный журнал».

Один из участников дискуссии отметил, что культурный форум не соберет аудитории, что другие события привлекут гораздо больше внимания. На это А. Баранников ответил, что на Дворцовой площади собралось около 200 тыс. чел. - во время показа 3Б-проекции «Бал истории».

Иван Засурский подвел итоги дискуссии.

Авторский комментарий. Опыт работы со студентами-журналистами и студентами других специальностей позволяет утверждать, что (даже при сходной филологической подготовке) у них формируются разные коммуникативные компетенции, разное отношение к слову, разная степень готовно-стии желания создавать собственные тексты. Закрыть бакалавриат на журфаке, но оставить только магистратуру? При каких факультетах - филологии, социологии, политологии, истории, психологии? Факультет журналистики аккумулирует все эти (и не только эти!) направления. Необходимо проанализировать и статистику в масштабах страны - о числе поступающих в магистратуру бакалавров-журналистов и нежурналистов. Практика показывает, что пришедшие в магистратуру журфака студенты других факультетов суть заблудившиеся журналисты. Допуская возможность разных форм журналистского образования и разных возможностей тематической специализации у профессиональных журналистов, намеренно заменяем разделительный союз соединительным 3, снимая тем самым взаимоисключение между «культурной журналистикой» и журналистами, пишущими о культуре.

И. В. Высоцкая, профессор кафедры семиотики и дискурсного анализа факультета журналистики НГУ

2 С 1965 по 2007 г. - декан, в настоящее время -президент факультета журналистики им. М. В. Ломоносова.

3 Ср. название круглого стола и настоящей публикации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.