Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ И БЫТ КАРАТЕГИНЦЕВ НА КАНУНЕ УСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ'

КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ И БЫТ КАРАТЕГИНЦЕВ НА КАНУНЕ УСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
123
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРАТЕГИНЦЫ / КУЛЬТУРА / ЭКОНОМИКА / ОТНОШЕНИЕ / ДОМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Наврузов Голибшо

В статье рассматривается история социально - экономических отношений, материальной и духовной культуры, семейных отношений, хозяйственной деятельности, торговли и другие отношение каратегинцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE AND EVERRYDAY LIFE OF KARATEGINS AT THE EVE OF THE ESTABLISHMENT OS SOVIET POWER

The article deals with research on the history of social and economic relations, material and spiritual culture, family relations, economic activity, trade and other relations of Karotegin people.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ И БЫТ КАРАТЕГИНЦЕВ НА КАНУНЕ УСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ»

THE TYPES OF KAZAKH ORNAMENT

Daiyrbekova Gulmira Bayseitovna

The nomadic way of life, difficult natural conditions forced the Kazakhs to be creative and thrifty. Kazakh folk artists reflected in their ornamental compositions world that they thought as a unity of mutually serving, supplementing, fighting, among themselves opposites, creates and simultaneously violate harmony.

Key words: decorative, fine art, symbolic form, the idea of being.

Сведения об авторе: Дайырбекова Гулмира Байсеитовна - старший преподаватель, заведующий кафедрой «Изобразительное искусство и дизайн» Университет «Сырдария», г. Джетысай, ул. М. Ауезова, №11, Республика Казахстан.

Information about the author: Daiyrbekova Gulmira Bayseitovna, senior lecturer, Head of Chair of Fine Art and Design, Sirdariya University, 11, M. Auezov Street, 160500, Zhetisay City, Republic of Kazakhstan.

КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ И БЫТ КАРАТЕГИНЦЕВ НА КАНУНЕ УСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Наврузов Голибшо

Таджикский педагогический институт

В общественно-политической и социально-экономической жизни Каратегина царствовала натуральная форма производства, феодальные порядки до установления Советской власти. До этого, люди адаптировались со многим пережиткам общинных отношений и патриархального быта.

Каратегинцы жили в глинобитных домах с плоской земляной крышей, имеющей в центре отверстие для света и для выхода дыма, называемое «рузан», окна в домах отсутствовали. Внутри дома большая часть площади представляла собой глинобитное возвышение-«декун», на котором располагались обитатели дома. На переднем плане, между дверью и «декуном», оставлялось прохожие, называемое «куча» или «тагипога». Здесь же располагался очаг - «дегдон», устроенный в виде углубления в «декуне». Топка помещения производилась по-черному, и дым наполнял собой все помещение. Все это и пристраивалось спереди к дому в крытом виде. Рядом с домом строились еще хозяйственные помещения: «огил» - хлев, «охтахона» -конюшня, «анчомхона» - кладовые -и т. п.

Кишлаки имели различную планировку, зависевшую от конфигурации местности, близости пахотных земель, наличии садов и т. и. Эта планировка в основном сохраняется и до сих пор. Кишлаки, были расположены вдоль берегов реки Сурхоба и окружены фруктовыми садами. Высокогорные кишлаки северных склонов хребта Петра I имели лишь незначительные ивовые насаждения и были лишены фруктовых деревьев. В отношении порядка расположения домов в Каратегине можно заметить два типа кишлаков: в одних дома теснятся в кучу, оставляя лишь место для узких улиц, в других дома расположены среди садов, улицы широки и просторны.

С древнейших времен административным и культурным центром Каратегин считался Гарм, где находилась крепость, считавшейся цитаделью правителей страны -шахов и затем беков. Цитадель, по описанию капитана Васильева находилась на берегу реки Сурхоб, в юго-восточной части города, и имела квадратно-образную конструкцию - со сторонами в 40 шагов длиной. Когда переселились сюда беки из мангытского рода, его реставрировали. Крепость была обнесена толстой глинобитной стеной, внутри ее находилось два дворика с выходами через восточную и западную стены. У северо-восточного угла находилась

наблюдательная башня, диаметром 4 метра, и высотой до 7 метров.1 В стенах цитадели были устроены бойницы. Внутри ее имелись особые помещения для правителя и для каждой из его жен в отдельности. На лето правитель перебирался в пригородные сады.

Все крупные феодалы и чиновники, как правило, стремились жить в политическом и культурном центре - в Гарме. Большую часть времени они проводили в цитадели. Утром они дисциплинированно собирались у ворот, причем наиболее знатные из них и имевшие высшие чины, подъезжали туда верхом, а остальные должны были явиться пешком. В помещение к правителю входили все вместе, рассаживаясь по рангу, с одной стороны управляющий, знать, с другой, духовенство. Затем подавалось угощение, тут же решались различные дела, тяжбы, налагались штрафы и определялись наказания для виновных, присутствовавшим вельможам, давались отдельные поручения и т. п. После полудня подавался обед -«ош», затем снова некоторое время обсуждались и решались дела, после чего все расходились по домам.2

Важной чертой культуры каратегинского этноса, являлась степень ее просвещенности, образованности и духовной принадлежности. Следует отметит, что на этой черте, местной жизни европейские авторы побывавшие здесь не обратили серьезного внимания. Особенно советская литература и пресса посвящавшие прошлой истории Каратегина, описывали этот край так «Страна сплошной неграмотности», «Духовно реакционной». Массу населения показали темным, невежами, находившейся в кабале суеверий, верующим священным мазарам, камням, деревьям» и т.д.

Однако в характеристике М. Гулшани, данной обитателям Каратегина и Дарваза говорится, что они к учебе и знаниям имели сильную привязанность, в курганах и селениях области функционировали множество медресе и начальных школ. Среди населения имелись много известных знатоков разных наук, проходивших учебу в Бухаре, Афганистане, Пакистане, Иране, Аравии, Индии и Сан-Петербурге. Следовательно, как и у других народов, среди каратегинцев имелись и просвещенные и неграмотные люди. На наш взгляд, темные силы или отдельные люди, определяются по степени их вредоносности, например, подобные определенной верхушечной части общества, которая, не только наживается за счет народа, а даже в погоне за личной выгодой задерживают процесса общественного развития. Каратегин славится такими просвешённами людьми как Халифа Хасан Мираб, Эшони Малих, Каландаршо, было довольно много.

Так, уроженец Хаитского «амляка» - Халифа Хасан Мираб (1702-1865), много лет учился в медресе Афганистана, Пакистана, Аравии, Индостана. Изучив разные отраслей светских и религиозных наук, работал в религиозных учреждениях этих стран. Он вернулся на родину, как ученый, хорошо владеющий точных наук, особенно как «риёзиёт» - математика, физика, геометрия, черчение, которых знаниями с высоким мастерством применял в строительстве мелиоративных сооружений. В Индостане овладел наукой яга и использовал ее в лечении людей, страдающих различными недугами. Хорошо владел так же шариата Ислама.

Поскольку Халифа Хасан в Каратегине, по причине отсутствия просторных, пригодных к орошению земель, не нашел возможности применить свои знания в пользу людей, он уехал в Коканд. Здесь получив согласие хана Норбуты, из каратегинцев, фалгарцев, матчинцев создал корпорации по копки туннелей и каналов, для проведения воды из недр гор на равнину, приводящие рекой Зеравшана. Со своей бригадой оросил тысячи га земель в Коканде, Самарканде, Канибадаме.

В 1818-1820 гг. Халифа Хасан из притоков Зеравшана, по выкопанному каналу по имени Джуи Бодом провел воду в кишлак «Шохтут», ныне Киштут, в Пенджикенте. За заслуги, эмир Бухары Насрулло, большую часть этих земель

1 См.: Василев. Указанная работа, с. 24-25.

2 См.: Кисляков Н.А. Указанная работа, с. 131-132.

подарил ему, для постоянного пользования. В 1821 г. Халифа Хасан построил мечеть и эти земель объявил «вакф» мечети.3

В кишлаке Аскалона Раштского «амляка» вырос мудрый человек Абдурофеъ, знаменитый у народа по прозвищу Ишони Малих. Имеются сведения, что он вначале XX в. окончил медицинский институт Сан-Петербурга, хорошо владел тайнами физики, химии и биологии. На Родине стал известным, как народный лекарь и хорошим фармацевтом. Широко владел и использовал также старой медицины, смешанной с исламскими традициями, любил и занимался так же классической музыкой мотивами известного музыканта и певца, уроженца Рашта Абдулазиза.

В Каратегине существовала и функционировала довольно широкая сеть исламских школ, которые учили учеников исламской грамоте. Как утверждал М. Гулшани, в начале XX в. здесь существовало два типа школ: начальные - «мактаб» и среднее - «медресе». Мактаби имелись в каждом кишлаке при мечети и домах мударрисов. Обучение в «мактаб» при мечети вел имамхатиб данной мечети. Ученики в «мактабе» учились читать и писать по специальному методическому пособию - «Каидае багдади». После чего перешли на чтение «Хафтяк», охватывавшей из одной части стихи Корана. Дальнейший курс обучения состоял в чтении «Чоркитоб», состоявшего из четырех частей, освещающие краткое содержание и значение Ислама, правила свершения его обрядов. Затем, чтобы ученики могли читать письменные источники разными сложными почерками, учили их чтению рукописей Гафиза и Бедила. В «мактаб» могли поступать все кишлачные дети, но заканчивать учебу удавалась не каждому. Это зависело от способностей учеников и материальных возможностей его родителей.

Число медресе тоже было довольно достаточно. Так, в окрестностях Рашта имелось около 10 медресе, в самом Раште и в кишлаках: Науди, Бедак, Булкос, Халкарф, Лойяк, Чашмаи Кузи, Шуль и Казнок. Они строились силами крестьян и обучающих в них «муллобачахо», обычно путем устройства общественных работ -«хашаров». Для постройки медресе отводился участок земли, сдавший участок кто - то из знатных мусульман в «вакф». Например, в Хаите для хисоракской медресе земля была дана крупным землевладельцем -Махмад Ходжой.4

В медресе вели занятия мударрисы, окончившие медресе Бухары, Афганистана или местные, для которых бек или «амлякдор» выделили отдельные участок земель с целью содержания семьи. В хозяйственных делах им оказивали помощь «муллобачахо», их родителей и иногда устраивали хашар.

Кроме этого к началу XX в. в Каратегине число местных и приезжих из разных концов Средней Азии, Афганистана и Пакистана образованных людей в качестве мударрисов и «мулло», намного возрасло. Это: Джами ибн Камолиддин (Мавлави Камалиддин), Мулло Мухаммад Шариф (Гулхани), Абдурахим (Гарми), Сафар Мухаммад (Хазони), Мирзо Азизбек (Хиджри), Сафо Ашурзода (Ранджа), Мухиддин (Бухори), Халифа Худойдод (Доди), Мирзо Абу Саид (Насими), Мулло Давлат, Шарифхуджа Кухистони и десятка другие.

Один из них - поэт Мухаммад Шариф уроженец кишлака Булкос, Раштского «амляка», в поиске работы, ушел в Коканд и нанимался на работу, как слуга у мангитским баям. Но и там за свой труд не получил достаточний средств, чтобы прокормить себя. Он ознакомился узбекскими поэтами, выучил их язык и стал писать свои стихи на этом языке, в которых разоблачал жестокость эмиров, ханов, беков и баев, подобных своему хозяину. В стихе - «Нонум бидех» («Дай мне хлеб»),5 разоблачал алчность и жадность имущего слоя, обращает к ним, что мы ваши слуги от вас ничего хорошего не ждем и ценного не просим, просим лишь куска хлеба.

Как видно культурная жизнь и быть каратегинцев находились в рамках понятии и традиции своих предков, основанных на стыке религии зороастризма и

3 См.: Сардоров М.Н., Хакназаров А. Таърихимаданиятиачдодиикишоварзии точик.-Душанбе. - 204, с. 93-95.

4 См.: Кисляков Н..А. Указанная работа, с. 138.

5 См.: Наботи Н., Олимов М. Раштонзамин, там же, с.279.

преимущественно идеологии Ислама. За что, как нам кажется, его знатные представители не привлекали к себе внимание и интерес тогдашних русских и западноевропейских авторов. Затем советские ученый, их совсем не признавали, из-за того, что их идеология не соответствовала марксистской -«материалистической» идеологией.

С начала XX в., в условиях подъема революционных движений из число отходников Каратегина, Дарваза и Памира выросла плеяда революционных -политических деятелей, которых вправе считают основателями нового политического и культурного направления, в горных краях. Стали знаменитый, для современного Таджикистана его великие сыновья Нусратулло Махсум (Луфуллоев), М. Шогадоев, Шириншо Шотемур, Наврузбеков Азиз и др.

Например, уроженец кишлака Чашмаи Кузи, Раштского «амляка» - Лутфуллоев Нусратулло (1881-1937 гг.), получил начальное образование в местный «мактабе». В возрасте 14 лет, в 1895-1897 гг. ушел в Коканд, устроился работать на хлопкоочистительный завод, принадлежавший русскому фабриканту Рабинэку «простым рабочим». В 1905 г. принимал участие в забастовках и демонстрациях. Среди рабочих были трудовые мигранты почти из всех концов Российской империи: русские, узбеки, татары, киргизы и представители сопредельных стран. Они тоже, как и Нусратулло, прибыли сюда по острой материальной нужде и разделяли одинаковую горькую судьбу, подготовленную им новыми господами -капиталистами и помещиками.

Нусратулло через 8 лет, в 1906 г. вернулся на родину».6 Он вернулся на родину уже всесторонне сформировавшейся политической и культурной фигурой. Заводские трудовые условия, дружба с представителями других народов прибавили ему серьезности, справедливости, простоты, скромности, гуманности и честности. У русских друзей научился русскому узбеков узбекской культуре. Заслуги Н. Махсума и его сослуживцев в образовании нового таджикского государства и таджикской культуры высоки. Следовательно, важно отметить, что в период вхождения Каратегина, в состав Бухарского эмирата и через него в Россию, для каратегинцев и дарвазцев оказался по всем отношениям не только невероятно трудным, но и полезным. Жестокие формы эксплуатации, налогообложение лишенные политических прави народ, и т.д. по всей необъятной Российской империи, взывали у него обратное жестокое движение за свободу. Разнообразные экономические, политические и идеологические формы борьбы, начавшие с начало XX и проходившие до 1917 г. в России пробудили и Каратегина.

Политическая ситуация в Каратегине обострилась особенно в 1916-1920 гг. Но здесь отсутствовало единое политическое объединение, не было лидера способного направить обострившего брожения в единое русло. Возникшие политические направления со своими узко политическими и местническими взглядами свободу понимали разно. Крестьянско-революционное движение во главе с Усманом Махмадаминовым одержало победу над беком, но, ограничилось лишь отстранением политического влияния местных прислужников эмира, и свержение феодального строя не считал необходимым. Другой борец Фузайл Махсум стремился установлению своей власти на территории Каратегина и Дарваза с помощью развитых и могущих стран, как Турция или Англия, и даже не допускал мысл о каком нибудь преобразовательном процессе.

6 См.: НусратуллоМахсум. Речи, доклады, статьи и материалы его жизнедеятельности. Составители: Р.А. Абулхаев, Н.Б. Хотамов, Х.М. Мухаббатов.- Душанбе; Дониш.- 2000, с. 37.

КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ И БЫТ КАРАТЕГИНЦЕВ НА КАНУНЕ УСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Наврузов Голибшо

В статье рассматривается история социально - экономических отношений, материальной и духовной культуры, семейных отношений, хозяйственной деятельности, торговли и другие отношение каратегинцев.

Ключевые слова: жизнь, каратегинцы, культура, экономика, отношение, бек, дом.

CULTURE AND EVERRYDAY LIFE OF KARATEGINS AT THE EVE OF THE ESTABLISHMENT OS SOVIET POWER

Navruzov Golibsho

The article deals with research on the history of social and economic relations, material and spiritual culture, family relations, economic activity, trade and other relations of Karotegin people.

Key words: life, Karategin, culture, economy, attitude, back, home.

Сведения об авторе: Наврузов Голибшо - старший преподаватель кафедры истории таджикского народа исторического факультета Таджикского педагогического института тел: (+992) 98-106-97-86;

Information about the author: Navruzov Golibsho, Senior Teacher, Chair of History of Tajik People, History Faculty, Tajik Pedagogical Institute in Garm District, phone: (+992) 98106-97-86.

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АЛИМЕНТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Бахмани Н. Ш.

Таджикский национальный университет

В законодательстве Республики Таджикистан, несмотря на то, что алиментное правоотношение является одном из важнейших институтов семейного права, его понятие не определено. В юридической литературе предлагаются различные по своим содержаниям понятия алиментных правоотношений. Для того чтобы определить дефиницию алиментного правоотношения прежде всего необходимо рассмотреть его признаки. Алиментные правоотношения, являясь специфическим видом имущественных правоотношений, обладают рядом особых признаков, к которым относятся:

Во первых, они являются безвозмездными, то есть алиментополучатель не обязан предоставлять встречного предоставления в виде передачи вещи, выполнения работы или оказания услуги. Следует заметить, что в отличие от других безвозмездных правоотношений, которые исполняются по воле лица выполняющего работу, оказывающего услугу или передающего вещь, алиментное правоотношение может исполняться и принудительно, в частности, по решению суда. Как отмечает Л.М. Пчелинцева «алиментные правоотношения не рассчитаны на получение компенсации или иного встречного удовлетворения» [1].

Во вторых, эти правоотношения носят личный характер, передать право или обязанность на получение и предоставление алиментов нельзя. Получается, что алиментные отношения неотчуждаемы и непередаваемы, на них не распространяются условия о наследовании, переводе долга, об уступке требования, они не могут быть предметом дарения. Кроме того, требование об алиментах нельзя заложить или зачесть по встречному требованию должника. Смерть как алиментополучателя, так и плательщика влечет прекращение данного вида обязательства.

В третьих, получателями и плательщиками алиментов являются только члены семьи (в широком ее смысле), отношения которых основываются на родстве, браке и принятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.