DOI: 10.17805/trudy.2023.4.5 ПЕДАГОГИКА
КУЛЬТУРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
В.А. Гобчанская Московский гуманитарный университет
Аннотация: В статье раскрыты сущностные характеристики понятий «социализация» и «культурная социализация», обосновано авторское определение термина и характеризуются особенности культурная социализация ребёнка младшем школьном возрасте.
Ключевые слова: социализация; приспособление; обособление; постфигуративность; кон-фигуративность; префигуративность
CULTURAL SOCIALIZATION AND ITS FEATURES IN PRIMARY SCHOOL AGE
V.A. Gobchanskaya Moscow University for the Humanities
Abstract: The article reveals the essential characteristics of the concepts of "socialization " and "cultural socialization", substantiates the author S definition of the term and characterizes the features of the cultural socialization of a child of primary school age.
Keywords: socialization; adaptation; isolation; postfigurativeness; configurativeness; prefigurativeness
Термин «социализация» принадлежит к числу широко используемых во многих областях гуманитарного знания. Он начал употребляться более 100 лет назад в работах, как зарубежных учёных (Ф. Гиддингс, Э. Дюркгейм, Г. Тард и др.), так и наших соотечественников. Причём в России плодотворные идеи социализации рассматривались не только в социологии (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловской, Н.И. Киреев и др.), но и в педагогике и психологии. Непосредственное отношение к решению проблем социализации имеют концепции К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, А.С. Макаренко и др.
В ХХ в. сложились новые концептуальные подходы к исследованию социализации, целостное представление о которых дают работы Г.М. Андреева, И.С. Кона, Т. Парсонса, Н. Смелзера и других учёных. На рубеже XX и XXI вв. как самостоятельное направление современной социологии сформировалась социология молодёжи, а одной из наиболее авторитетных стала научная школа Московского гуманитарного университета. Её концептуальные основы отражены в работах Игоря Михайловича Ильинского, Антонины Ивановны Ковалёвой, Валерия Андреевича Лукова и др. Целостное представления о педагогических средствах социализации детей и молодёжи дают работы Вячеслава Алексеевича Ситарова, Ларисы Валерьевны Романюк, Виталия Зуфаровича Юсупова и других учёных нашего университета.
Исследование современных проблем социализации в образовательных системах становится приоритетной тематикой выпускных квалификационных работ бакалавров и магистрантов кафедры педагогики и психологии высшей школы. В этой связи перспективной проблемой является, недостаточно изученная в современной педагогической науке, проблема культурной социализации детей младшего школьного возраста.
Цель нашего исследования - выявить сущностные характеристики культурной социализации и её особенности в младшем школьном возрасте. Методы исследования: поиск и обработка научной информации по теме исследования; структурный, содержательный, сравнительный анализ ключевых для осуществляемой научной работы понятий; систематизация и обобщение результатов проведённого теоретического анализа научной литературы; конструирование научного понятия.
С точки зрения А.И. Ковалёвой «социализация - двусторонний процесс (1) постоянной передачи обществом и (2) освоения индивидом в течение всей его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющих индивиду функционировать в данном обществе» (Ковалёва, 2004: 139). Вал. А. Луков в исследовании проблем социализации молодёжи использовал разработанный им тезаурусный подход; под руководством И.М. Ильинского разработана концепция воспитания жизнеспособных поколений, «живо постигающих современность, жадно впитывающих культуру, опыт, идеалы и ценности» (Ильинский, 1995; Луков, 2008, Ситаров, 2006: 25).
В современной науке всё больше внимание уделяется исследованию национальной социализация, экономической социализации, профессиональной социализации, правовой социализации, культурной социализация и др. Культурная социализация, с точки зрения А.В. Лукова, обеспечивает передачу и освоение «посредством социализированных институтов (языка как средства коммуникации, образования, СМИ) культурных ценностей, реалий и идеалов культуры, выработка культурных потребностей и интересов, установок, жизненных ориента-ций, этнокультурной самоидентичности» (Луков, 2008: 47).
Проблемы культурной социализации в зарубежной науке исследованы в работах К. Клакхона, Д. Лейтона, М. Мид и др. В частности, М. Мид выдвинула и обосновала положение о трёх типах культурной социализации: постфигуративной (младшее поколение учится у старшего), конфигуративной (дети и взрослые учатся у своих сверстников), префигуративной (взрослые учатся у своих детей). Последняя, отмечает М. Мид, это «культура еще более интенсивных и быстрых трансформаций, чем кофигуративная. Инновации в ней могут происходить в настолько бешеном темпе, что взрослое население просто не будет успевать усваивать их». Далее она пишет: «дети стоят сегодня перед лицом будущего, которое настолько неизвестно, что им нельзя управлять так, как мы это пытаемся делать сегодня, осуществляя изменения в одном поколении с помощью конфигурации в рамках устойчивой, контролируемой старшими культуры, несущей в себе мно-
го постфигуративных элементов» (Мид, 1983: 322). Конкретизируя эту позицию Т.А. Загривная пишет: «если постфигуративная культура ориентирована на прошлое, а кофигуративная - на настоящее, то префигуративная - на будущее. Решающее значение в ней приобретет духовный потенциал молодого поколения, у которого образуется общность опыта, которого не было и не будет у старших (Загривная, 2019: 57).
В педагогике, пишет В.А. Ситаров, одной из приоритетных является задача «приобщения человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, экономики, т.е. в превращении природного человека в человека культурного. В связи с этим образование можно рассматривать как освоение и сохранение культурных норм с ориентацией на будущее, в основе которого должно лежать культурное самоопределение человека» (Ситаров, 2019: 67). В.З. Юсупов отмечает, что наиболее актуальными для исследователя становится «современная социокультурная ситуация и проблемы воспитания» (Юсупов, 2019: 226).
А.В. Мудрик выделяет два основных аспекта социализации подрастающего поколения: приспособление и обособление. С его точки зрения, «приспособление предполагает согласование притязаний и самооценок человека с его ресурсами, с одной стороны, а с другой - с возможностями реализации этих ресурсов, которые предоставляет социальная среда» (Мудрик, 2011: 43). Учёный отмечает, что процесс приспособления может иметь различный характер. Приспособление может вести к росту (прогрессии) человека и его личностных свойств до того минимально необходимого уровня в обществе, в котором он находиться, а может способствовать его застою (стагнации). Приспособление также может быть конформистским, то есть нести исключительно приспособленческий характер; защитным - стремление к сохранению через приспособление; агрессивным, то есть наступательным и эгрессивным - избегающим по отношению к сложившейся ситуации (Мудрик, 2011: 44). Важно понимать, что именно от характера приспособления человека во многом зависит его развитие и самоизменение. А.В. Мудрик даёт обособлению в психолого-педагогическом смысле следующее определение: «Процесс осознания или ощущения человеком своего отличия от окружающих людей; развитие и/или изменение тех или иных свойств, помогающих ему выделиться из основной массы людей и в тех общностях, в которые он входит. Чем более развит человек, тем более критически он относится к стремлению социума «поглотить» его, тем больше он проявляет готовность обособиться» (Там же: 45). В процессе социализации человека его обособление происходит на определённых уровнях: на этноконфессиональном, социокультурном, поселенческом; на гендерном, возрастном; на групповом (в дружеских, приятельских, формализованных и неформализованных группах); на внутригрупповом; на межличностном- автономия от родителей, друзей и приятелей (Там же).
Основой обособления служит возрастающая способность человека сопоставлять нормы, ценности, стереотипы конкретной общности с индивидуальным опытом. Успешность социализации и развития индивида зависит не столько от
приспособления к среде и обществу, в котором он находится, сколько от выхода за пределы этой привычной среды.
Данный процесс способствует возможности наиболее полного проявления черт, качеств и задатков человека. Результат обособления - о появление у индивида стремления иметь свое собственное мнение, способность самостоятельно решать вопросы, делать осознанный выбор.
Если приспособление является процессом и результатом становления человека как социального существа, то обособление представляет собой процесс и результат становления человеческой индивидуальности. Сочетание двух этих аспектов образуют в процессе социализации внутренний конфликт между мерой приспособления и степенью обособления человека в обществе. На основе этого можно сделать вывод, что социализация предполагает определенную гармонию и баланс двух данных аспектов.
Все эти аспекты социализации имеют свою специфику в младшем школьном возрасте. Г.И. Власова представляет социализацию младших школьников как «управляемый процесс реализации факторов и создания условий, обеспечивающий единство и взаимосвязь линий психического и социального развития ребенка в процессах обучения, воспитания» (Власова, 2014: 28). О.Г. Митина утверждает, что процесс социализации младшего школьника - «есть принятие и внутреннее осознание социальной роли ученика, которое происходит на основе выполнения новой социально значимой деятельности учения, включения в новую систему межличностных отношений, формирования основных психических новообразований данного возраста как предпосылок дальнейшего развития» (Митина, 2016: 185).
Определение термина «культурная социализация» применительно к процессу социализации в начальной школе нам не удалось найти в литературе. С нашей точки зрения культурная социализация ребёнка в начальной школе представляет собой процесс усвоения и реализации новой для себя социальной роли ученика в деятельности учения, включение в систему социальных связей и отношений в образовательном учреждении; принятие и воспроизводство культурных норм, установок, образов поведения и в тоже время культурное самоопределение ребёнка, в котором проявляется уникальность данного индивида, его личность.
Передачу культуры и социального опыта детям младшего школьного возраста осуществляют родители, воспитатели детских садов и дошкольных учреждений, учителя начальных классов. При этом, если родители осуществляют её произвольным путём, отталкиваясь от собственного жизненного опыта и опыта их родителей, воспитатели и учителя должны осуществлять процесс передачи социального опыта на профессиональном уровне - грамотно и структурированно, так как это неотъемлемая профессиональная задача.
Именно в младшем школьном возрасте детям начинают передавать и прививать такие культурные ценности, нормы, идеалы как любовь к Миру и Отечеству, достойные качества личности (доброта, честность, справедливость). Процессу-
альный аспект раскрывается в процессе передачи данных норм и ценностей через различные формы и методы. Процесс передачи может осуществляться путём игровой формы, в форме сказочного повествования, прямым разговором.
Для лучшего восприятия и усвоения информации ребёнком 6-11 лет подойдёт ненавязчивая и увлекательная форма. Например, процесс привития любви и бережного отношения к природе, путём прогулки по парку или лесу. Занимательной целью для ребёнка могут стать сбор листьев с разных деревьев, встреча с белочкой и другими животными, прислушивание к звукам лесной жизни. Таким образом, находясь в процессе интересного занятия ребёнок пропускает через себя красоту и уникальность природы родного края, что благотворно влияет на его мироощущение и формирование ценностей.
Проведённое исследование позволило сформулировать и обосновать понимание культурной социализации ребёнка в начальной школе как процесса усвоения и реализации им новой для себя социальной роли, включение соответствующую ей систему социальных связей и отношений, связанных, с принятием и воспроизводством культурных норм, установок, образов поведения и с культурным самоопределение ребёнка. В этом процессе проявляется, с одной стороны, его индивидуальность, а с другой, пользуясь термином М. Мид, префигуративность культурной социализации младшего поколения, отражающая формирующуюся общность его опыта, которого не было у старшего поколения, ввиду стремительности инновационных изменений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Власова Г.И. (2014) Социализация младших школьников в современной институциональной среде (на примере городских образовательных сообществ): автореф. дис. ...канд. пед. наук. СПб. 35 с.
Загривная Т.А. (2019) Развитие человеческого потенциала через совместную продуктивную деятельность представителей разных возрастов // Наука и инновации -современные концепции // Сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума Том. 1. С. 54-61.
Ильинский И.М. (1995) Концепция воспитания жизнеспособных поколений. М.: МосГУ
Ковалёва А.И. (2004) Социализация // Знание. Понимание. Умение. № 1. М.: МосГУ. С. 139-143.
Луков А.В. (2008) Культурная социализация // Знание. Понимание. Умение. № 3. М.: МосГУ. С. 40-48.
Мид М. (1983) Культура детства. М., 356 с.
Митина О.Г. (2016) Социализация в младшем школьном возрасте // Символ науки: Международный журнал. С. 185-187.
Мудрик А.В. (2011) Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, М.: МПСИ. 736 с.
Ситаров В.А. (2006) Воспитание жизнеспособных поколений: позиция И.М. Ильинского // Знание. Понимание. Умение. № 2. М.: МосГУ С. 24-28.
Ситаров В.А. (2019) Теория обучения: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 448 с.
Юсупов В.З. (2019) Профессиональное воспитание студентов вуза: понятие, структура, генезис развития // Знание. Понимание. Умение. С. 216-231.
Гобчанская Вера Александровна, обучающаяся 2 курса бакалавриата направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» Московского гуманитарного университета. Научный руководитель - Юсупов В.З., доктор педагогических наук, профессор. Адрес: 111395 Россия, г. Москва, ул. Юности, д.5. Тел.: +7(499) 374-74-59. Эл. адрес: vera-24@bk.ru
Gobchanskaya Vera Alexandrovna, a 2nd-year student of the bachelor's degree in the field of "Psychological and pedagogical education" of the Moscow University for the Humanities. Scientific supervisor - Yusupov V.Z., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: +7(499) 374-74-59. Email: vera-24@bk.ru
Для цитирования:
Гобчанская В.А.. Культурная социализация и её особенности в младшем школьном возрасте. 2023. № 4. С. 25-30. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2023.4.5