Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

КУЛЬТУРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социализация / приспособление / обособление / постфигуративность / конфигуративность / префигуративность / socialization / adaptation / isolation / postfigurativeness / configurativeness / prefigurativeness

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гобчанская Вера Александровна

В статье раскрыты сущностные характеристики понятий «социализация» и «культурная социализация», обосновано авторское определение термина и характеризуются особенности культурная социализация ребёнка младшем школьном возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL SOCIALIZATION AND ITS FEATURES IN PRIMARY SCHOOL AGE

The article reveals the essential characteristics of the concepts of “socialization” and “cultural socialization”, substantiates the author’s definition of the term and characterizes the features of the cultural socialization of a child of primary school age.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

DOI: 10.17805/trudy.2023.4.5 ПЕДАГОГИКА

КУЛЬТУРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

В.А. Гобчанская Московский гуманитарный университет

Аннотация: В статье раскрыты сущностные характеристики понятий «социализация» и «культурная социализация», обосновано авторское определение термина и характеризуются особенности культурная социализация ребёнка младшем школьном возрасте.

Ключевые слова: социализация; приспособление; обособление; постфигуративность; кон-фигуративность; префигуративность

CULTURAL SOCIALIZATION AND ITS FEATURES IN PRIMARY SCHOOL AGE

V.A. Gobchanskaya Moscow University for the Humanities

Abstract: The article reveals the essential characteristics of the concepts of "socialization " and "cultural socialization", substantiates the author S definition of the term and characterizes the features of the cultural socialization of a child of primary school age.

Keywords: socialization; adaptation; isolation; postfigurativeness; configurativeness; prefigurativeness

Термин «социализация» принадлежит к числу широко используемых во многих областях гуманитарного знания. Он начал употребляться более 100 лет назад в работах, как зарубежных учёных (Ф. Гиддингс, Э. Дюркгейм, Г. Тард и др.), так и наших соотечественников. Причём в России плодотворные идеи социализации рассматривались не только в социологии (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловской, Н.И. Киреев и др.), но и в педагогике и психологии. Непосредственное отношение к решению проблем социализации имеют концепции К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, А.С. Макаренко и др.

В ХХ в. сложились новые концептуальные подходы к исследованию социализации, целостное представление о которых дают работы Г.М. Андреева, И.С. Кона, Т. Парсонса, Н. Смелзера и других учёных. На рубеже XX и XXI вв. как самостоятельное направление современной социологии сформировалась социология молодёжи, а одной из наиболее авторитетных стала научная школа Московского гуманитарного университета. Её концептуальные основы отражены в работах Игоря Михайловича Ильинского, Антонины Ивановны Ковалёвой, Валерия Андреевича Лукова и др. Целостное представления о педагогических средствах социализации детей и молодёжи дают работы Вячеслава Алексеевича Ситарова, Ларисы Валерьевны Романюк, Виталия Зуфаровича Юсупова и других учёных нашего университета.

Исследование современных проблем социализации в образовательных системах становится приоритетной тематикой выпускных квалификационных работ бакалавров и магистрантов кафедры педагогики и психологии высшей школы. В этой связи перспективной проблемой является, недостаточно изученная в современной педагогической науке, проблема культурной социализации детей младшего школьного возраста.

Цель нашего исследования - выявить сущностные характеристики культурной социализации и её особенности в младшем школьном возрасте. Методы исследования: поиск и обработка научной информации по теме исследования; структурный, содержательный, сравнительный анализ ключевых для осуществляемой научной работы понятий; систематизация и обобщение результатов проведённого теоретического анализа научной литературы; конструирование научного понятия.

С точки зрения А.И. Ковалёвой «социализация - двусторонний процесс (1) постоянной передачи обществом и (2) освоения индивидом в течение всей его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющих индивиду функционировать в данном обществе» (Ковалёва, 2004: 139). Вал. А. Луков в исследовании проблем социализации молодёжи использовал разработанный им тезаурусный подход; под руководством И.М. Ильинского разработана концепция воспитания жизнеспособных поколений, «живо постигающих современность, жадно впитывающих культуру, опыт, идеалы и ценности» (Ильинский, 1995; Луков, 2008, Ситаров, 2006: 25).

В современной науке всё больше внимание уделяется исследованию национальной социализация, экономической социализации, профессиональной социализации, правовой социализации, культурной социализация и др. Культурная социализация, с точки зрения А.В. Лукова, обеспечивает передачу и освоение «посредством социализированных институтов (языка как средства коммуникации, образования, СМИ) культурных ценностей, реалий и идеалов культуры, выработка культурных потребностей и интересов, установок, жизненных ориента-ций, этнокультурной самоидентичности» (Луков, 2008: 47).

Проблемы культурной социализации в зарубежной науке исследованы в работах К. Клакхона, Д. Лейтона, М. Мид и др. В частности, М. Мид выдвинула и обосновала положение о трёх типах культурной социализации: постфигуративной (младшее поколение учится у старшего), конфигуративной (дети и взрослые учатся у своих сверстников), префигуративной (взрослые учатся у своих детей). Последняя, отмечает М. Мид, это «культура еще более интенсивных и быстрых трансформаций, чем кофигуративная. Инновации в ней могут происходить в настолько бешеном темпе, что взрослое население просто не будет успевать усваивать их». Далее она пишет: «дети стоят сегодня перед лицом будущего, которое настолько неизвестно, что им нельзя управлять так, как мы это пытаемся делать сегодня, осуществляя изменения в одном поколении с помощью конфигурации в рамках устойчивой, контролируемой старшими культуры, несущей в себе мно-

го постфигуративных элементов» (Мид, 1983: 322). Конкретизируя эту позицию Т.А. Загривная пишет: «если постфигуративная культура ориентирована на прошлое, а кофигуративная - на настоящее, то префигуративная - на будущее. Решающее значение в ней приобретет духовный потенциал молодого поколения, у которого образуется общность опыта, которого не было и не будет у старших (Загривная, 2019: 57).

В педагогике, пишет В.А. Ситаров, одной из приоритетных является задача «приобщения человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, экономики, т.е. в превращении природного человека в человека культурного. В связи с этим образование можно рассматривать как освоение и сохранение культурных норм с ориентацией на будущее, в основе которого должно лежать культурное самоопределение человека» (Ситаров, 2019: 67). В.З. Юсупов отмечает, что наиболее актуальными для исследователя становится «современная социокультурная ситуация и проблемы воспитания» (Юсупов, 2019: 226).

А.В. Мудрик выделяет два основных аспекта социализации подрастающего поколения: приспособление и обособление. С его точки зрения, «приспособление предполагает согласование притязаний и самооценок человека с его ресурсами, с одной стороны, а с другой - с возможностями реализации этих ресурсов, которые предоставляет социальная среда» (Мудрик, 2011: 43). Учёный отмечает, что процесс приспособления может иметь различный характер. Приспособление может вести к росту (прогрессии) человека и его личностных свойств до того минимально необходимого уровня в обществе, в котором он находиться, а может способствовать его застою (стагнации). Приспособление также может быть конформистским, то есть нести исключительно приспособленческий характер; защитным - стремление к сохранению через приспособление; агрессивным, то есть наступательным и эгрессивным - избегающим по отношению к сложившейся ситуации (Мудрик, 2011: 44). Важно понимать, что именно от характера приспособления человека во многом зависит его развитие и самоизменение. А.В. Мудрик даёт обособлению в психолого-педагогическом смысле следующее определение: «Процесс осознания или ощущения человеком своего отличия от окружающих людей; развитие и/или изменение тех или иных свойств, помогающих ему выделиться из основной массы людей и в тех общностях, в которые он входит. Чем более развит человек, тем более критически он относится к стремлению социума «поглотить» его, тем больше он проявляет готовность обособиться» (Там же: 45). В процессе социализации человека его обособление происходит на определённых уровнях: на этноконфессиональном, социокультурном, поселенческом; на гендерном, возрастном; на групповом (в дружеских, приятельских, формализованных и неформализованных группах); на внутригрупповом; на межличностном- автономия от родителей, друзей и приятелей (Там же).

Основой обособления служит возрастающая способность человека сопоставлять нормы, ценности, стереотипы конкретной общности с индивидуальным опытом. Успешность социализации и развития индивида зависит не столько от

приспособления к среде и обществу, в котором он находится, сколько от выхода за пределы этой привычной среды.

Данный процесс способствует возможности наиболее полного проявления черт, качеств и задатков человека. Результат обособления - о появление у индивида стремления иметь свое собственное мнение, способность самостоятельно решать вопросы, делать осознанный выбор.

Если приспособление является процессом и результатом становления человека как социального существа, то обособление представляет собой процесс и результат становления человеческой индивидуальности. Сочетание двух этих аспектов образуют в процессе социализации внутренний конфликт между мерой приспособления и степенью обособления человека в обществе. На основе этого можно сделать вывод, что социализация предполагает определенную гармонию и баланс двух данных аспектов.

Все эти аспекты социализации имеют свою специфику в младшем школьном возрасте. Г.И. Власова представляет социализацию младших школьников как «управляемый процесс реализации факторов и создания условий, обеспечивающий единство и взаимосвязь линий психического и социального развития ребенка в процессах обучения, воспитания» (Власова, 2014: 28). О.Г. Митина утверждает, что процесс социализации младшего школьника - «есть принятие и внутреннее осознание социальной роли ученика, которое происходит на основе выполнения новой социально значимой деятельности учения, включения в новую систему межличностных отношений, формирования основных психических новообразований данного возраста как предпосылок дальнейшего развития» (Митина, 2016: 185).

Определение термина «культурная социализация» применительно к процессу социализации в начальной школе нам не удалось найти в литературе. С нашей точки зрения культурная социализация ребёнка в начальной школе представляет собой процесс усвоения и реализации новой для себя социальной роли ученика в деятельности учения, включение в систему социальных связей и отношений в образовательном учреждении; принятие и воспроизводство культурных норм, установок, образов поведения и в тоже время культурное самоопределение ребёнка, в котором проявляется уникальность данного индивида, его личность.

Передачу культуры и социального опыта детям младшего школьного возраста осуществляют родители, воспитатели детских садов и дошкольных учреждений, учителя начальных классов. При этом, если родители осуществляют её произвольным путём, отталкиваясь от собственного жизненного опыта и опыта их родителей, воспитатели и учителя должны осуществлять процесс передачи социального опыта на профессиональном уровне - грамотно и структурированно, так как это неотъемлемая профессиональная задача.

Именно в младшем школьном возрасте детям начинают передавать и прививать такие культурные ценности, нормы, идеалы как любовь к Миру и Отечеству, достойные качества личности (доброта, честность, справедливость). Процессу-

альный аспект раскрывается в процессе передачи данных норм и ценностей через различные формы и методы. Процесс передачи может осуществляться путём игровой формы, в форме сказочного повествования, прямым разговором.

Для лучшего восприятия и усвоения информации ребёнком 6-11 лет подойдёт ненавязчивая и увлекательная форма. Например, процесс привития любви и бережного отношения к природе, путём прогулки по парку или лесу. Занимательной целью для ребёнка могут стать сбор листьев с разных деревьев, встреча с белочкой и другими животными, прислушивание к звукам лесной жизни. Таким образом, находясь в процессе интересного занятия ребёнок пропускает через себя красоту и уникальность природы родного края, что благотворно влияет на его мироощущение и формирование ценностей.

Проведённое исследование позволило сформулировать и обосновать понимание культурной социализации ребёнка в начальной школе как процесса усвоения и реализации им новой для себя социальной роли, включение соответствующую ей систему социальных связей и отношений, связанных, с принятием и воспроизводством культурных норм, установок, образов поведения и с культурным самоопределение ребёнка. В этом процессе проявляется, с одной стороны, его индивидуальность, а с другой, пользуясь термином М. Мид, префигуративность культурной социализации младшего поколения, отражающая формирующуюся общность его опыта, которого не было у старшего поколения, ввиду стремительности инновационных изменений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Власова Г.И. (2014) Социализация младших школьников в современной институциональной среде (на примере городских образовательных сообществ): автореф. дис. ...канд. пед. наук. СПб. 35 с.

Загривная Т.А. (2019) Развитие человеческого потенциала через совместную продуктивную деятельность представителей разных возрастов // Наука и инновации -современные концепции // Сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума Том. 1. С. 54-61.

Ильинский И.М. (1995) Концепция воспитания жизнеспособных поколений. М.: МосГУ

Ковалёва А.И. (2004) Социализация // Знание. Понимание. Умение. № 1. М.: МосГУ. С. 139-143.

Луков А.В. (2008) Культурная социализация // Знание. Понимание. Умение. № 3. М.: МосГУ. С. 40-48.

Мид М. (1983) Культура детства. М., 356 с.

Митина О.Г. (2016) Социализация в младшем школьном возрасте // Символ науки: Международный журнал. С. 185-187.

Мудрик А.В. (2011) Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, М.: МПСИ. 736 с.

Ситаров В.А. (2006) Воспитание жизнеспособных поколений: позиция И.М. Ильинского // Знание. Понимание. Умение. № 2. М.: МосГУ С. 24-28.

Ситаров В.А. (2019) Теория обучения: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 448 с.

Юсупов В.З. (2019) Профессиональное воспитание студентов вуза: понятие, структура, генезис развития // Знание. Понимание. Умение. С. 216-231.

Гобчанская Вера Александровна, обучающаяся 2 курса бакалавриата направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» Московского гуманитарного университета. Научный руководитель - Юсупов В.З., доктор педагогических наук, профессор. Адрес: 111395 Россия, г. Москва, ул. Юности, д.5. Тел.: +7(499) 374-74-59. Эл. адрес: vera-24@bk.ru

Gobchanskaya Vera Alexandrovna, a 2nd-year student of the bachelor's degree in the field of "Psychological and pedagogical education" of the Moscow University for the Humanities. Scientific supervisor - Yusupov V.Z., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: +7(499) 374-74-59. Email: vera-24@bk.ru

Для цитирования:

Гобчанская В.А.. Культурная социализация и её особенности в младшем школьном возрасте. 2023. № 4. С. 25-30. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2023.4.5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.