Научная статья на тему 'Культурная революция античного мира'

Культурная революция античного мира Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
422
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурная революция античного мира»

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ АНТИЧНОГО МИРА

Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова

Николай Николаевич Кожевников,

доктор философских наук, профессор Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова

Вера Софроновна Данилова,

доктор философских наук, профессор Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова

Существует мнение, что в традиционных культурах произошли две великие мутации, два великих революционных изменения в теоретическом и практическом знании, которые привели к появлению современных цивилизационно-куль-турных систем - древнегреческого и христианско-средневекового культурных прорывов. Наверное, не случайно классическое образование Нового времени столь большое внимание уделяло древнегреческой культуре, ведь для практического использования эти знания малопригодны. Они имели совсем другое назначение - обеспечивали существование системы координат, в рамках которой развивались общество, культура, цивилизации, и способствовали сохранению этой координатной системы.

Устойчивость традиционных культур обеспечивается их консервативностью. Философия древних Индии и Китая формировала идеологические конструкции, обслуживающие традицию, но при этом опиралась и на огромные успехи в астрономии, геометрии, медицине, химии, геодезии, которые были достигнуты как в этих странах, так и в Египте и Междуречье. Следует отметить довольно тесные взаимосвязи, существовавшие между всеми регионами Древнего Мира, а также то, что в эту эпоху формировались, прежде всего, математика и естественные науки. Однако в Древней Греции произошел некий сбой в традиционных социально-культурных кодах, что позволило этой культуре выдержать испытание «осевым временем» в его классическом смысле, сформулированным К. Ясперсом [1]. В промежуток времени между 800 и 200 гг. до н. э. человек впервые нашел опору в самом себе, противопоставив себя остальному миру, что наиболее ярко проявилось в появлении философов [1].

Так что же такого сделали древние греки?

Если отвечать на этот вопрос кратко, то можно сказать так: создали философию, основания науки и рационалистического мышления. Развернутый ответ на этот вопрос предполагает невероятный по объему и глубине перечень их достижений в мифологии, литературе, искусстве, общественно-политическом устройстве, науке, философии, включая большинство её основных направлений: метафизику, этику, эстетику и т.п. Древние греки создали матрицу, которая до сих пор является основанием в развитии человечества.

Мифология древних греков принципиально отличается от мифов всех других народов тем, что элементы фантазии здесь существенно ограничены. Любое действие в этих мифах определяется волей богов или героев. Гомеровская мифология опирается на красоту как божественную субстанцию, творимую богами. Кроме того, «это красота героических подвигов, поэтому она и выра-

Гомер - древнегреческий поэт-сказитель (приблизительно VIII в. до н.э.)

жена в свете и сиянии солнечных лучей, блеске золота и великолепии оружия. В мире этой красоты мрачные хтонические силы заключены в тартар или побеждены героями... Однако побежденные древние боги вмешиваются в эту новую жизнь. Они дают, как Земля, коварные советы Зевсу, они готовы вновь возбудить силы разрушения. Да и сам героический мир становится настолько дерзким, что нуждается в обуздании. И боги посылают в этот мир красоту, воплощая её в облике женщины, несущей с собой соблазны, смерть и самоуничтожение великих героев» [2, с. 332]. Греческий миф достиг определенной полноты и нуждался в новых методах своего осмысления, что могла дать только философия, которая вместе с другими сферами духа оказала воздействие на миф. «Одновременно шла и своеобразная переработка древней мифологии в искусстве, в поэзии... Процесс этого разрешения шел в Древней Гоеции с такой быстротой, что уже в VI -V вв. до н. э. в философских системах миф играл роль не столько основного воззрения, сколько средства образного выражения мысли» [3, с. 65].

Литература древних греков неповторима и универсальна. К. Маркс и Ф. Энгельс верно отмечали, что греки были нормальными, детьми, а их искусство и литература отразили «детство человеческого общества там, где оно развилось всего прекраснее...» [4, с. 350]. «Древнегреческая литература по праву считается классической. Она являет собой высочайшие художественные образы с точки зрения философской углубленности, жизненной полноты, гармоничной ясности формы, прозрачности и эстетического совершенства. В словесном искусстве Древней Эллады сложились основные роды, виды и жанры литературы: эпос, лирика, драма, сатира, поэма, элегия, ямб, ода, идиллия, роман, диалог и многие другие» [5, с. 85]. Влияние этих «находок» было очень длительным. Так, глубинной особенностью европейского классицизма XVII - XVIII вв. является его ориентация на античность, благодаря которой он стремился к нормативности, культу разума, подражанию природе. В наиболее полной форме это проявилось во французской (Корнель, Расин, Мольер, Вольтер) и немецкой (Гёте, Шиллер) драматургии.

Многие российские писатели и поэты переводили античные тексты и писали на темы античности (Н. И. Гнедич, В. А. Жуковский, А. А. Фет, А. Н. Майков, В. Я. Брюсов, О. Э. Мандельштам и другие). Особо следует отметить вклад Ф. Ф. Зелинского, В. И. Иванова, И. Ф. Анненского, которые развивали идеи о третьем российском Возрождении. Первое, итальянское, началось во Флоренции, второе, немецкое, - в Нюрнберге. Родиной третьего, по их мнению, должна была стать Россия, и следует отметить, что общий настрой российского «серебряного века» способствовал развитию подобных представлений.

Искусство древних греков до сих пор поражает своей соразмерностью, оптимальностью, торжественностью, возвышенностью и простотой. «Античная гармония есть такая дифференцированная структура, которая обязательно давлеет сама по себе, и при её

созерцании не требуется подыскивать какие-либо достаточные для неё основания» [6, с. 7]. «Шиллер сопоставляет античное и наивное искусство как категории «наивного» и «чувствительного». В наивном (по Шиллеру) мы находим следующие три существенные черты. Оно есть: 1) идея, данная как природа, в ней мы видим; 2) превосходство идеи над внешним выражением; 3) в нас оно вызывает усмешку, соединенную с уважением к нему и с грустью по поводу нашего собственного несовершенства в сравнении с ним» [7, с. 15]. Искусство и литература античности, начиная с XII в., вызывали глубокий интерес в России. Этому способствовал брак Ивана III с племянницей последнего византийского императора Константина - Софией Па-леолог, которая привезла с собой прекрасную библиотеку, а также строителей, архитекторов, переводчиков (греков, итальянцев) и т.п. Славяно-греко-латинская академия, затем - Московский университет, становятся центрами изучения античной культуры.

Общественно-политическое устройство Древней Гоеции связано, во-первых, с демократией, т. е. властью народа. Именно греки предложили три базовых принципа демократической системы: выборность власти, её ответственность и сменяемость. Второй предпосылкой можно считать появление в Древней Греции свободного индивида, опирающегося в своих решениях на разум. Третья связана с появлением теории позна-

Голова Аристотеля (копия работы Лисиппа, Лувр, 384 г. до н.э.)

Платон (428 - 367 гг. до н.э.)

ния, выявлением правил (законов) мышления и методов их практического использования. Здесь следует отметить взгляды Аристотеля о середине и мере, которые он рассматривал как основополагающий принцип во всех сферах деятельности: эстетике, гносеологии, логике. В теории общественно-политического устройства это проявилось в понятии правильной формы правления большинства - «политии», при которой «народная масса, будучи в состоянии и подчиняться и властвовать на основании закона, распределяет должности среди состоятельных людей в соответствии с их заслугами» [8, с. 484]. «Полития» предполагает достаток человека, комфорт его жизни, но без роскоши. По-видимому, это самая разумная форма общественно-политического устройства.

Наука в Древней Гоеции сформировалась благодаря двум фундаментальным обстоятельствам: 1) математика стала теоретической дисциплиной, что произошло в результате изменений в культуре античного мира; 2) систематизация имеющихся знаний. Первое из этих изменений связано с состязательностью, конкуренцией в хозяйственной и политической жизни античного полиса, что способствовало появлению инноваций в различных сферах человеческой деятельности. В этот период возникли образцы теоретического рассуждения, были поставлены проблемы, которые решались затем тысячи лет. Греческая математика разработала схему

решения задач: «дано, требуется доказать, доказательство», в отличие от культур Древнего Мира, где демонстрировался только результат решения задачи, само же математическое доказательство скрывалось. В математике Древнего Египта и Междуречья равенство углов при основании равнобедренного треугольника принималось как истина, а Фалес (Милетская философская школа) это равенство доказывал. Согласно Платону и Аристотелю, мир построен на математических принципах, а геометрические образцы - основа для постижения космоса, поскольку их использует сам Демиург (Бог древних греков). Практически все крупные философы античности уделяли огромное внимание математическим проблемам. Аристотель, как величайший ученый этого времени, подвел итог эллинского этапа развития науки и наметил магистральные пути развития физики, биологии, астрономии, метеорологии, психологии, логики. В своих трудах Аристотель объединил разрозненные сведения в области всех существующих в то время естественных наук и попытался построить их систему.

Евклид (ок. 325 г. до н. э.). Статуя в Оксфордском университетском музее естественной истории

V

Ф. Бронников. Гимн пифагорейцев Солнцу

В эллинистический период (338 г до н. э - 527 г.)

расцвет наук связан с городом Александрия, где был создан знаменитый Мусейон - научное, литературное и высшее образовательное учреждение, имевшее международное значение в античном мире, и собраны необходимые инструменты для научных исследований: биологических, медицинских, астрономических. К Му-сейону была присоединена Библиотека, которая вмещала в себя всю греческую литературу, литературу Египта и многих других стран. В первой половине III в. до н. э. в Мусейоне велись серьезные медицинские, прежде всего анатомические и физиологические исследования. Например, Герофил доказал, что центральным органом живого организма является мозг, а не сердце, как думали ранее. Он изучил разновидности пульса и его диагностическое значение. В эллинистический период начали составляться труды, объединявшие все знания в какой-либо области (компендиумы), например, «Начала» Евклида и труды Архимеда - в области инженерного дела, систематизация географических знаний и применение к ним методов математики Эрастофеном и т.п.

В III в. до н. э., благодаря исследованиям александрийцев Аристила, Тимохариса и Аристарха Самос-ского, были сформулированы исходные положения ге-лиоцетрической системы. Однако в то время эта точка зрения не получила широкого распространения. В эллинистический период началась специализация науки. Возникавшие тогда частные науки старались отойти

от влияния философских учений и религиозных воззрений, но они не стремились найти соответствующие технические приложения и тем более не считали их своими достижениями. Все науки того времени оставались тесно вплетенными в философско-религиозную мысль.

В 30-х годах до н. э. научным центром античного мира становится Рим со своими интересами и духовным климатом, ориентированным на практичность и результативность. Началу этого периода соответствует расцвет великой эллинистической науки, который, в первую очередь, может быть представлен работами Птолемея в астрономии и Галена - в медицине. Птолемей (100 -170 гг. н. э.) - автор «Великого построения», представляющего собой итог всех астрономических знаний того времени, математически описал картину мира (в общих чертах разработанную Аристотелем). Система Птолемея предполагала, что вокруг Земли вращаются некоторые условные точки, а все отмеченные выше планеты и Солнце вращаются вокруг этих точек по эпициклам - окружностям меньшего радиуса, чем основная орбита. Теория эпициклов позволила, например, объяснить изменение расстояния от Земли до Луны, неравномерность движения планет по орбитам, возвратное движение Марса, Солнечные и Лунные затмения. Мастерское владение математическими расчетами в области астрономии совмещалось у Птолемея с убеждением, что звезды влияют на жизнь человека. Геоцентрическая картина мира, обоснованная им математически, служи-

Клавдий Птолемей в представлении художника XVI в.

ла основой мировоззрения ученых вплоть до опубликования труда Н. Коперника «Об обращении небесных сфер», в котором была изложена гелиоцентрическая система. Галену (130 - приблизительно 200 гг.) наука античного мира обязана систематизацией знаний в области медицины. Он обобщил анатомические исследования, полученные медиками александрийского Музея, осмыслил элементы зоологии и биологии, воспринятые от Аристотеля, теорию элементов и качеств жидкостей в системе Гиппократа. Крупными научными центрами этого времени были также Пергам и Афины.

Античная философия. Естественно-научные знания Древнего Востока проникли в Древнюю Грецию в VI в. до н.э. и обрели статус натурфилософии, как определенной системы знаний. Натурфилософы были одновременно и философами, и учеными (исследователями в различных областях знания) и воспринимали природу во всей ее полноте. Эта стадия развития науки характеризуется концептуальным хаосом, следствием которого стала конкуренция различных воззрений на природу. Основной проблемой школ натурфилософов была проблема первоначала всех вещей: из чего состоят все вещи и окружающий мир? Предлагались разные варианты того, что считать первоосновой всех вещей: от огня и воды до чисел, атомов, бытия, включая варианты их комбинаций. Среди этих подходов особо следует выделить две концепции первоначал - числа пифагорейцев, лежащие в основании мира, и идеи атомистики, заложенные Левкиппом и Демокритом. Последние получили широкое развитие еще в античности, в рамках эпикурейской физики, согласно которой атомы различаются весом и формой, их разнообразие не бесконечно,

а причины движения атомов выводились из понятия первоначального толчка (первотолчка).

Одновременно с натурфилософией в античной философии впервые созданы образцы теоретического рассуждения, способные открывать связи и отношения вещей, выходящие за рамки обыденного опыта, стереотипов и архетипов обыденного сознания. Эвристический потенциал такого подхода оказался столь мощным, что на протяжении более чем двух тысяч последующих лет двигал и развивал философию и науку, обеспечивая регулярное переосмысление оснований мира и человека.

Основные характерные черты философии Древней Греции следующие.

1. Космоцентризм, поскольку горизонты античной философии охватывают весь космос, в том числе и человека, благодаря чему появились философские категории, а этические категории распространились на весь Космос, который часто считался «абсолютным божеством», то есть происходит пантеистическое отождествление Бога и мира. Космос вечен, един, одухотворен, его можно видеть, слышать и осязать.

2. Синкретизм (сравнительно с последующими видами философствования) - слитность и нерасчлененность важнейших проблем, в рамках которого космос у греков мог быть добрым, движение Солнца - красным и т.п.

3. Формирование двух важнейших тенденций, оказавших влияние на развитие всей мировой философии: материалистической и идеалистической.

4. Глубоко разработаный понятийный уровень (идеи Платона, форма-эйдос Аристотеля, слово-лектон у стоиков, особенности форм познания: истинное знание доступно лишь разуму, который подчиняется законам логики; чувства не являются источником знания, их область - лишь мнения людей), но отсутствие законов.

5. Сформирована этика добродетели, а не этика долга и ценностей, которые появились гораздо позже в работах Канта и неокантианцев. Человек характеризовался, как наделенный добродетелями и пороками, имеющий два измерения: тело и душу, которые ближе к понятию «разум». Призвание человека по Сократу -познавать и творить добро.

6. Функциональность философии, то есть нацеленность её на помощь людям. Античный человек не страдающий, но действующий, из его природы вытекает его социальность.

7. Разработано учение об идеальном государстве -аристократической республике (по Платону), основанном на труде рабов, где утверждаются единомыслие, общественное воспитание детей, жесткое разделение труда. Богатство и бедность одинаково презираются, поскольку ведут к порче людей и социальным возмущениям.

Тайна двухтысячелетней значимости древнегреческой философии и, прежде всего, идей Платона и Аристотеля заключается в том, что «Платон создал теорию общего, как закона для единичного, теорию необходимых и вечных закономерностей природы и общества, противостоящую их фактическому сме-

шению и слепой нерасчлененности, противостоящую всякому донаучному их пониманию» [9, с. 57]. Во-вторых он предложил утопию потустороннего мира, «с надеждой на перевоплощение человеческих душ, с проповедью самоотверженного служения вечным идеям... Это то, что сейчас мы называем идейностью и необходимостью во имя убеждений переделывать окружающую нас действительность» [Там же, с. 58]. В третьих, Платон сформулировал идею, сводящуюся к «борьбе против всякого психологизма и субъективизма, в борьбе против всякой изысканности и изощренности, в борьбе против философского декаденса». Он проповедовал идеал сильного, но обязательно простого человека, в котором душевные способности не дифференцированы настолько, чтобы противоречить одна другой, и не настолько изолированы от внешнего мира, чтобы противостоять ему эгоистически. «Платон - безусловный проповедник всевозможной гармонии: внутри человека, в обществе и в космосе» [Там же, с. 59].

Авторитет Аристотеля на протяжении последних двух тысяч лет был еще более значим, чем авторитет Платона. Его исследования практически во всех отраслях знания стали эталоном для развития философии и науки, а большая часть созданной им формальной логики просуществовала вплоть до последней трети XIX в., и не как отдельная дисциплина, а как орудие всякого научного знания. Платон и Аристотель сумели осознать самую сущность гармоничного развития мира и органичным образом включили в него человека.

Отношение к природе. Научный эксперимент в рамках античной науки возникнуть не мог, поскольку для его становления нужен был субъект как активное начало, противостоящий природной материи. В эпоху позднего Возрождения и даже в начале Нового времени эксперимент рассматривался как «пытка природы», в результате которой ей приходилось выдавать свои тайны. Древний грек так поступать не мог, поскольку Природа была для него живым организмом, и он не мог насильственно её препарировать. Механика, эксперимент у древних греков («технэ») - нечто гораздо более низкое по сравнению с наукой и искусственное. Однако в эллинистический период античности математика стала тесно взаимодействовать с физикой, задачи которой стали служить ориентирами для развития математики, и ситуация начала изменяться.

Эстетика древних греков наиболее полно представлена в фундаментальном труде А. Ф. Лосева «История античной эстетики» в 8 томах (10 книгах), где он «создает представление о едином, живом, телесном духе, о единстве материи и идеи, бытия и сознания в их историческом развитии, а значит и решает проблему целостности античной культуры, в равной мере духовной и материальной» [10, с. 13]. Эстетика древних греков до сих пор остается живой силой, полной обаяния и привлекательности, которая вдохновляла и продолжает вдохновлять многих современных творцов искусства и литературы. У них все было пронизано эстетикой: работа, спорт, досуг, не говоря уже о творческих видах деятельности.

Античная гуманность «требовала прежде всего положительного отношения к жизни, не потому, чтобы это положительное отношение было логическим выводом из прочно обоснованных посылок, а потому, что её представители были людьми физически и нравственно сильными и здоровыми, в которых жизнь била ключом, которым она живо давала чувствовать себя как источник высшего счастья» [11, с. 176]. «Положительное отношение к социальным инстинктам человеческой природы заставило античную гуманность, в противоположность мизантропическому учению о самодавлении личности, признать законным стремление людей к общению друг с другом» [Там же, с. 188]. Это должно было обеспечить тесное взаимодействие отдельного человека с государством, для которого она играла двойную роль. «Необходимость для гражданина служить своему государству обуславливаются простой взаимностью. её (редко достижимой). Идеал дан в пожелании Цицерона другу: «Старайся, чтобы государство было обязано тебе не меньше, чем ты ему»... Вторая роль государства - роль воспитательная» [Там же, с. 188]. Гражданину даны права «содействовать учреждениям, поощряющие хорошие наклонности граждан, и обратно - в отношении учреждений, препятствующих их развитию» [Там же]. Третье положение античной гуманности предполагало «равновесие теоретических и практических интересов» [Там же, с. 199].

Воспитание и образование опирались на фундаментальное понятие античной философии «пайдея», означающее универсальную образованность. «Вос-питание-пайдейя в системе этико-политических взглядов Аристотеля - условие счастья всех членов общества, в то время как для Платона воспитание мыслится как задача онтологическая - как условие спасения души, способ приобщения к бытию, что делает пайдейю синонимом самой философии» [12, с. 189]. Образование-пайдея предполагало гармоничное развитие человека, направленное на достижение им личного счастья в контексте такого же гармоничного развития окружавших его общества и природы.

Античная культура имеет множество граней. Все её аспекты были ориентированы на космический закон. Последний был обнаружен в Древнем Китае и Древней Индии, но именно греки сделали его необыкновенно соразмерным жизни человека. Античная культура опиралась на «семиотическое производство», которое «включало в себя счет, арифметические операции, алгоритмы вычисления: построение планов полей, подсчет их площадей, определение объемов тел, подсчет времени появления и захода за горизонт первых звезд и планет, а также затмений Луны и Солнца и ряд других операций. Говоря о семиотическом производстве, мы имеем в виду три основных момента: систему знаковых средств и замещений, обеспечивающих решение определенного класса задач; возникшую на этой основе деятельность; смысловой и социальный контексты, обеспечивающие функционирование сложившегося семиозиса и деятельности» [13, с. 150].

«Духовная революция античности» произошла вследствие духа состязательности, активности и инициативы, пронизывавших политическую и хозяйственную жизнь античного полиса.

Согласно А. Ф. Лосеву, древнегреческая философия постоянно опиралась на мировой принцип, который в упоминаемые выше периоды её развития имел различные очертания и формулировки. В досократовскую эпоху он сводился к объяснению вещей, в классический период - к объяснению познания вещей, в раннем эллинизме он заключался в осуществлении человеческого идеала, в позднем - к пониманию процесса освобождения человека от мира. В рамках первой формы Гераклит представляет объяснение мирового начала как миропорядка и мирового процесса. Вторая форма подробно разработана Платоном, как первичный образ идеального мира, идеи добра. Третья форма была создана, прежде всего, стоиками, которые рассматривают мировой принцип как полноту мирообразующих сил. Четвертая форма возникла в неоплатонизме, где подробно обосновывается, как человеческая душа является частью общемировой души. Именно эти формы стали узловой линией основных эпох, определивших контуры нашей цивилизации.

Список литературы

1. Ясперс, К. Смысл и назначение истории: [пер. с нем.] / К. Ясперс. - М. : Изд-во политической литературы, 1991. - 527 с.

2. Лосев, А. Ф. Гоеческая мифология. Мифы народов мира / А. Ф. Лосев // Энциклопедия : в 2 т. - М. : Советская энциклопедия, 1987. - Т. 1. - С. 321-335.

3. Асмус, В. Ф. Древнегреческая философия / В. Ф. Асмус // Философская энциклопедия : в 5 т. - М. : Советская энциклопедия, 1962. - Т. 2. - С. 65-72.

4. Тронский, И. М. Гоеческая древняя литература / И. М. Тронский // Краткая литературная энциклопедия : в 9 т. - М. : Советская энциклопедия, 1964. -Т. 2. - С. 340-350.

5. Гиленсон, Б. А. Литература и культура Древнего мира / Б. А. Гилесон. - М. : Изд. центр «Академия», 2008. - 320 с.

6. Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: в 2 кн. / А. Ф. Лосев. -М. : Искусство, 1994. - Кн. II. - 604 с.

7. Лосев, А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии /А. Ф. Лосев. - М. : Мысль, 1993. - 959 с.

8. Аристотель. Собрание сочинений : в 4 т. - М. : Мысль, 1984. - Т. 4. - 830 с.

9. Лосев, А. Ф. Жизненный и творческий путь Платона / А. Ф. Лосев // Платон : собр. соч. : в 4 т. - М. : Мысль, 1990. - Т. 1. - С. 3-69.

10. Тахо-Годи, А. А. История античной эстетики А. Ф. Лосева как философия культуры / А. А. Тахо-Го-ди // История античной эстетики : в 8 т. - М. : АСТ, 2000. - Т. 1. - С. 3-38.

11. Зелинский, Ф. Ф. Соперники христианства / Ф. Ф. Зелинский. - М. : Школа-Пресс, 1996. - 416 с.

12. Солопова, М. А. Пайдея / М. А. Солопова, Ю. А. Шичалин // Новая философская энциклопедия : в 4 т. - М.: Мысль, 2001. - Т. III. - С. 189.

13. Розин, В. М. Культурология / В. М. Розин. - М. : Гардарики, 2004. - 462 с.

ШЪЖТОСИШ

Тарасов, М. Е. Правовые основы аграрной экономики : курс лекций : учеб. пособие / М. Е. Тарасов, В. Р. Дарбасов, О. М. Тарасова-Сивцева, О. В. Торговкина, С. А. Федорова. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2012. -288 с.

Настоящее учебное пособие составлено на основе лекций, проведенных авторами на протяжении последних десятилетий на кафедре гражданского и аграрного права, кафедре экономики сельского хозяйства юридического и экономического факультетов ФГБОУ ВПО «Якутская государственная сельскохозяйственная академия». Пособие состоит из 17 взаимосвязанных курсов лекций, последовательно раскрывающих происходящие в аграрном секторе экономики процессы, связанные с рыночной системой хозяйствования.

Учебное пособие подготовлено с учетом достижений в области правоведения, экономической и юридической практики, педагогического и практического опыта авторов с использованием учебных, учебно-методических и научных трудов в области юриспруденции и экономики.

Предназначено для студентов, аспирантов, а также преподавателей юридических и экономических вузов, практических работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.