Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНАЯ ПОВЕСТКА ДНЯ В РЕГИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ: ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД ИЛИ ОТКАТ НАЗАД?'

КУЛЬТУРНАЯ ПОВЕСТКА ДНЯ В РЕГИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ: ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД ИЛИ ОТКАТ НАЗАД? Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
286
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ СМИ / КУЛЬТУРНАЯ ПОВЕСТКА / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ В СМИ / КУЛЬТУРОФОРМИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ СМИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Князева М.Л., Волуйская М.В., Кажберова В.В., Стебловская С.Б.

В статье рассматривается проблема культурной повестки в региональных медиа. Актуальность ситуации связана с тем, что регионы являются самодостаточными акторами российского пространства, а региональные медиа могут работать на формирование идентичности региона и целостности страны, занимаясь репрезентацией в медиа культурной жизни региона. Культуроформирующая функция СМИ, проявляющаяся в том числе в релевантной культурной повестке, может работать на консолидацию общества, знакомство аудитории с культурой региона. На практике, однако, региональные СМИ представляют максимально обедненную культурную повестку, рандомно раскрывая культурную жизнь региона и, таким образом, не реализовывая в полной мере культуроформирующую функцию. Изучение контента СМИ двух традиционно насыщенных в культурном смысле регионов показывает, что редакционная политика при формировании культурной повестки затрагивает ограниченное количество тем, а региональные медиа предпочитают жанр информационной заметки, что не дает представления о реальном культурном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL CULTURAL AGENDA: MOVING FORWARDS OR ROLLING BACK?

The paper deals with Russian regional cultural agenda. The situation is actual because regions are self-sufficient parts of Russian mediaspace, and regional media can form local identity by local culture media representing. Culture-forming media function can consolidate the society through making relevant cultural agenda. But, in fact regional media give extremely poor cultural agenda by covering random cultural cases. The authors have researched most two interesting regions` media. The research results show that when forming the cultural agenda the editorial line deals with small number of themes. Also, journalists mostly prefer information notes. And, as a whole, these items do not allow to get a real view at cultural course.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНАЯ ПОВЕСТКА ДНЯ В РЕГИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ: ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД ИЛИ ОТКАТ НАЗАД?»

УДК: 82; 070

DOI: 10.51965/20767919_2022_2_2_172

Князева М.Л., Волуйская М.В., Кажберова В.В., Стебловская С.Б.

КУЛЬТУРНАЯ ПОВЕСТКА ДНЯ В РЕГИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ: ДВИЖЕНИЕ

ВПЕРЕД ИЛИ ОТКАТ НАЗАД?

Kniazeva M.L., Voluiskaia M. V., Kazhberova V.V., Steblovskaia S.B. REGIONAL CULTURAL AGENDA: MOVING FORWARDS OR ROLLING BACK?

Ключевые слова: региональные СМИ, культурная повестка, репрезентация культурных процессов в СМИ, культуроформирующая функция СМИ.

Key words: local media, cultural agenda, cultural course media representation, culture-forming media function.

Аннотация: В статье рассматривается проблема культурной повестки в региональных медиа. Актуальность ситуации связана с тем, что регионы являются самодостаточными акторами российского пространства, а региональные медиа могут работать на формирование идентичности региона и целостности страны, занимаясь репрезентацией в медиа культурной жизни региона. Культуроформирующая функция СМИ, проявляющаяся в том числе в релевантной культурной повестке, может работать на консолидацию общества, знакомство аудитории с культурой региона. На практике, однако, региональные СМИ представляют максимально обедненную культурную повестку, рандомно раскрывая культурную жизнь региона и, таким образом, не реализовывая в полной мере культуроформиру-ющую функцию. Изучение контента СМИ двух традиционно насыщенных в культурном смысле регионов показывает, что редакционная политика при формировании культурной повестки затрагивает ограниченное количество тем, а региональные медиа предпочитают жанр информационной заметки, что не дает представления о реальном культурном процессе.

Abstract: The paper deals with Russian regional cultural agenda. The situation is actual because regions are self-sufficient parts of Russian mediaspace, and regional media can form local identity by local culture media representing. Culture-forming media function can consolidate the society through making relevant cultural agenda. But, in fact regional media give extremely poor cultural agenda by covering random cultural cases. The authors have researched most two interesting regionsУ media. The research results show that when forming the cultural agenda the editorial line deals with small number of themes. Also, journalists mostly prefer information notes. And, as a whole, these items do not allow to get a real view at cultural course.

Введение

Понятие «культурная повестка» является дискуссионным, как и сами концепты «культуры» и «повестки». Простая классификация концепций культурной повестки может быть предметом отдельного исследования1. Большое место в современных исследованиях зарубежных авторов занимает проблема разработки культурной повестки (developing of cultural agenda) как осознан-

1 Цекоева Л.К. Художественная культура региона: генезис, особенности формирования: Дис. ... канд. филос. наук: 24.00.02. Краснодар, 2000.

ной культурной стратегии2. Идея повестки дня, или agenda, предложенная У. Липпманом и впоследствии развитая ря-

-4

дом исследователей , претерпевает сегодня

2 Del Sarto R. A. Setting the (Cultural) Agenda: Concepts, Communities and Representation in Euro-Mediterranean Relations // Mediterranean Politics. 2005. Vol. 10. Iss. 3. Pp. 313-330.

3 Липпман У. Общественное мнение. М.: Ин-т фонда «Общественное мнение», 2004.

4 Del Sarto R. A. Setting the (Cultural) Agenda: Concepts, Communities and Representation in Euro-Mediterranean Relations // Mediterranean Politics. 2005. Vol. 10. Iss. 3. Pp. 313-330; McCombs M., Funk M. Shaping the Agenda of Local Daily Newspapers: A

существенные изменения. Отечественные исследователи отмечают «весомый аналитический потенциал данной теории»1 и подчеркивают, что теория повестки дня является действенным инструментом исследования в современной коммуникативистике, позволяющим «точнее определить возможности средств коммуникации влиять на социум»2. Развитие данной теории связано с российскими исследованиями медиапространства как единого культурного, социального, ценностного поля.

Теория повестки тесно связана с концепцией структуры сообщества (community structure research). М. МакКомб в своем исследовании, посвященном формированию повестки местных ежедневных газет, приходит к выводу, что теория повестки и исследования в области структуры общества являются двумя сторонами одной медали, и повестка, которую транслируют местные СМИ, способна оказывать комплексное нелинейное воздействие на местное сообще-ство3, в том числе можно предположить, что и на культурный статус региона.

Культурная повестка дня также предполагает выполнение СМИ аксиологических или ценностно-ориентационных функций. Например, Е.В. Поликарпова, рассматривая аксиологические функции массмедиа, отмечает, что они стали активно влиять на внедрение в обществе определенных ценностей культуры посредством трансляции культурных феноменов4.

Сегодня утверждается подход, согласно которому культура региона воспринима-

Methodology Merging the Agenda Setting and Community Structure Perspectives // Mass Communication & Society. 2011. Vol. 14. Iss. 6. Pp. 905-919; McCombs M., Shaw D.L. The Evolution of Agenda-Setting Research: Twenty-Five Years in the Marketplace of Ideas // Journal of Communication. Vol. 43. Iss. 2. Pp. 58-67.

1 Казаков А.А. Теория установления повестки дня: основные подходы и направления исследования в российской политической науке // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2014. № 3. С. 42.

2 Там же.

3 McCombs M., Shaw D.L. New Directions in Agenda-Setting Theory and Research // Mass Communication & Society. 2014. Vol. 17. Iss. 6. Pp. 781-802.

4 Поликарпова Е.В. Аксиологические функции

масс-медиа в современном обществе. Ростов-на-

Дону: ИППК при РГУ, 2002.

ется как относительно самостоятельный феномен внутри культуры государства. Региональной культуре свойственны внутренняя целостность и единство, воплощающие специфическое мироощущение, ей присущи специфические механизмы и закономерности функционирования, отражающие логику ее исторического развития. Ряд исследователей рассматривает культуру регионов как ментальную конструкцию, которую характеризуют мозаичность и поликультурность5.

Авторы настоящей статьи выдвинули гипотезу, что, несмотря на активный интерес медиаисследователей, СМИ и потребителей информации к теме культуры в целом, культурная повестка дня в региональных СМИ в реальности не системна, неравномерна и произвольна. Например, одни темы и проблемы могут не попадать в повестку дня СМИ за счет того, что не входят в их сферу интереса или проходят незамеченными. Центральной задачей данного исследования было посмотреть, как региональные российские газеты формируют повестку (в нашем случае речь идет о культурной составляющей повестки) на локальном уровне, используя как традиционные площадки, так и потенциал соцсетей - аспект, который занимает российских исследователей на уровне как гиперлокальных, так и городских и областных медиа6. Важно было также понять, дают ли региональные СМИ своей аудитории возможность представить палитру культурной жизни России в целом. Проблема формирования местными газетами идентичности региона путем культурного мифотворче-

5 Нигматуллина К.Р. Место социальных сетей в развитии региональной журналистики в России // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2021. № 1. С. 30-50.

6 Довбыш О. Роль гиперлокальных медиа в коммуникации между властью и обществом в российских регионах // Журнал исследований социальной политики. 2020. Т. 18. № 3. С. 475-490; Зеленцов М.В. Городские медиа: условия функционирования // Вопросы теории и практики журналистики. 2015. Т. 4. № 3. С. 262-272; Мурзина И.Я. Культура Урала: очерки становления и развития региональной культуры. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2006; Нигматуллина К.Р. Гибридная повестка новых городских медиа: между локальным и федеральным (на примере медиапространства Санкт-Петербурга) // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 4 (30). С. 224-235.

ства, популяризации культурного наследия, тема стратегий успешной реализации культурного потенциала места поднимается современными зарубежными исследователя-ми1. Интересно, что работы строятся вокруг понятия «parochialism»2, что примерно соответствует русскому «местечковость» и regionalism, причем эта характеристика маркируется как базовая, имиджевая для понимания идентичности места. Такое комплементарное прочтение ценности «регионализма» позволяет развивать местный регион как бренд в рамках теории коммодифика-ции .

Методология исследования

Для анализа были выбраны два региона с богатым культурным, историческим и образовательным наследием: Воронежская и Белгородская области. В рамках исследования было сделано два временных отрезка: 2016 год (анализ печатных СМИ) и 2020 год (анализ онлайн-СМИ).

В ходе исследования был разработан классификатор, который учитывает 22 признака анализа (тема, язык, традиции, культурная политика и образ жизни). Некоторые из тем были нами сгруппированы в единые признаки, так как представляют собой смежные явления культуры (музей и выставка, конкурс и достижение, литература и библиотека, архитектура и скульптура, уличный фестиваль и ярмарка, творческий вечер и презентация, парк и природные объекты).

Материалом для первого этапа исследования (печатные СМИ, с 1 января по 31 декабря 2016 года) послужили региональные периодические издания: «Воронежский курьер», «Коммуна», «Белгородские известия», «Белгородская правда» и региональные версии общероссийских газет: «Аргументы и факты - Черноземье», «Аргументы и факты - Белгород», «Комсомольская

1 Ravencroft N. Developing the Cultural Agenda: The Socio-spatial dimensions of the Regional Cultural Strategies in England // Space and Polity. 2005. Vol. 9. Pp. 149-166.

2 Willis I. Local Newspapers and a Regional Setting in New South Wales. Parochialism, mythmaking and identity // Media History. 2020. Vol. 27. Iss. 2. Pp. 197209.

3 Wood D.C. Japan's local newspapers: Chihoshi and revitalization journalism // Asian Anthropology. 2013. Vol. 12. Iss. 1. Pp. 73-75.

правда - Воронеж» и «Комсомольская правда - Черноземье».

В соответствии с целями и задачами исследования был проведен контент-анализ всех номеров этих газет на предмет упоминания событий и явлений культурной жизни региона. Использована вероятностная выборка по принципу отбора второго по порядку месяца в каждом квартале. Таким образом, в выборку попали все номера газет, вышедшие в феврале, мае, августе и ноябре. Всего было рассмотрено 273 номера, в поле исследовательского внимания оказались 603 публикации на культурную проблематику. Публикации рекламного характера не учитывались.

Далее был проведен анализ текстов, в частности, выявлены основные темы, которые отражают элементы культурной жизни региона. В основе данной тематической классификации лежит разделение событий и явлений культуры: по видам мероприятия (уличный фестиваль, ярмарка, выставка, творческий вечер, презентация, праздник, конкурс), направлениям искусства (музыка, литература, декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство, театр, кино, танец, архитектура, скульптура, фотография, цирк), учреждениям культуры (музей, библиотека, культурно-досуговые учреждения, парк, зоопарк).

В ходе контент-анализа упоминания в текстах признаков культурной проблематики кодировались согласно классификатору. Оказалось, что только в редких случаях можно отнести конкретный текст к одной теме. Поэтому каждый текст кодировался столько раз, сколько в нем находилось признаков анализа. Данные зафиксированы в таблицах наблюдения.

Второй этап исследования был проведен в 2020 году по материалам онлайн-СМИ, работающих на территории Воронежской и Белгородской областей. В ходе второго этапа исследования планировалось подкрепить полученные данные, проверить долгосрочность отмеченных ранее тенденций.

Важно отметить, что хронологические рамки (март-ноябрь 2020 года) этой части исследования совпали с пандемией корона-вируса, объявленной Всемирной организа-

цией здравоохранения в марте 2020 года. Именно этим фактором обусловлен выбор объекта исследования: в результате пандемии закрылись многие печатные издания, сервисы, услуги, рабочая и творческая деятельность полностью или частично перешли в онлайн. Люди стали чаще обращаться к онлайн-СМИ, хотя свои позиции смогло сохранить и даже укрепить телевидение. При ощутимом росте медиапотребления люди склонны перепроверять информацию, обращаться к нескольким источникам (платформам) одновременно, а также в целом не доверять СМИ как достоверному источнику.

Представлялось существенным сравнить соотношение различных тем в конкретных СМИ, определить, были ли ликвидированы пробелы, отмеченные в первой части исследования. Общим итогом исследования явился тот факт, что первоначальная гипотеза о неполноте и разрозненности культурной повестки полностью подтвердилась и первым, и вторым этапами исследования.

Анализ онлайн-СМИ проводился в целом таким же образом, как и анализ печатных версий, включая в себя контент-анализ и анализ представленности ключевых тем согласно классификатору.

Результаты исследования

Рассмотрим, какие темы преобладают при репрезентации культурной жизни Воронежской области.

Анализ публикаций 2016 года в газете «Воронежский курьер» показал неравномерность освещения в СМИ важных тем культурной жизни: наиболее частое обращение заслужили следующие темы: театр (13,6%), литература, библиотека (12,6%), музыка, вокал (11,1%). Четыре темы: культурная политика, цирк, зоопарк и образ жизни встречаются в изданиях очень редко - они занимают не более 1%. Культурно-досуговые учреждения в «Воронежском курьере» не упоминались. Таким образом, на примере данной газеты мы видим подтверждение изначальной гипотезы о неравномерности распределения внимания к разным сферам культурной жизни региона.

Похожие тенденции в освещении культурной жизни мы наблюдаем в 2016 году и в другой газете Воронежской области -«Коммуне». Здесь также в числе аутсайде-

ров оказались темы цирка (1,7%), традиций (1,7%) и образа жизни (0,6%), а зоопарк, культурная политика и язык, культура речи ни разу не упоминались в рассмотренных нами номерах этого издания. В лидерах здесь также оказались литература, библиотека (14,8%), музыка, вокал (9,7%). Театр в освещении газеты занимает четвертую строчку, кино - девятую, а музейно-выставочная деятельность, наоборот, занимает второе место (13,1%). Большая часть тем (в том числе язык, образ жизни, культурная политика) в обоих изданиях представлена в контенте газет за указанный период в количестве менее 10%.

В региональной вкладке «Аргументы и факты - Черноземье» в 2016 году лидирующим по числу упоминания является кино (23,5%). Пересекли десятипроцентную черту еще две темы - выставка, музей (11,8%) и праздник (11,8%). Не представлен в этой газете ряд вошедших в кодификатор признаков: «культурно-досуговые учреждения», «зоопарк», «образ жизни», «танец», «фотография», «цирк», «язык». Оставшиеся темы попадали на полосы региональной вкладки издания в небольшом количестве. Таким образом, темы, не представленные или почти не представленные в областных газетах Воронежской области, оказались непопулярными и на полосах региональной вкладки «АиФ». Однако данные по этому изданию демонстрируют нам еще большую неравномерность освещения культурной проблематики - например, почти четверть всех текстов рассказывает о кино.

В региональной вкладке «КП - Воронеж» в 2016 году публикации о кино не так популярны (8,7%). А вот лидеры оказываются вполне предсказуемыми - это музыка и вокал (18,4%) и театр (11,7%). Как и в рассмотренных нами выше газетах, непопулярными оказываются темы «образ жизни», «язык» и «цирк» - в «Комсомольской правде» они не представлены совсем. Исключение составляют только тема музыки и вокала, она преобладает в этой газете за счет того, что редакция очень часто освещает гастрольную деятельность артистов (специальная рубрика «Звездный визит»).

Обобщенные данные по всем четырем на рисунке 1. газетам Воронежской области представлены

Рисунок 1 - Соотношение тем публикаций, отражающих культурную жизнь Воронежской

области

Итак, мы видим, что в обобщенных данных по всем четырем газетам представлено примерно такое же соотношение тем, которое мы наблюдали, рассматривая отдельно каждое СМИ. Такое единообразие подходов может свидетельствовать о том, что повестка дня областных газет, направленная на сферу культуры, отчасти соответствует реальной картине культурной жизни региона, отчасти же формируется, исходя из возможностей и установок редакционных коллективов, уровня их компетентности, профессионализма, общего кругозора и тщательности. Становится ясно, что печатные СМИ Воронежской области отдают предпочтение освещению музыки и вокала (11,4%), литературы и работы библиотек (11,2%), театров (10,6%), выставок и музеев (10,3%). Такой результат соотносим с реальной картиной культуры в регионе: он располагает большим количеством библиотек, театров, музеев и концертных площадок, однако повестка региональных медиа не дает полного и исчерпывающего представления о культурной жизни региона.

Печатные областные СМИ пишут прежде всего о тех учреждениях культуры,

которые дают информационный повод. Таким образом, редакции, вероятнее всего, ориентированы на освещение событийной стороны культурной жизни, тогда как многие направления, такие как «фотография» или «танец», оказываются необоснованно исключенными из повестки дня. Однако развитыми в регионе считаются также цирковое, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, но газеты Воронежской области уделяют им недостаточно внимания. В еще более скудном виде представлены нематериальные признаки культуры, такие как «язык», «традиции», «праздники», то есть в целом культура повседневности -это те аспекты культурной жизни региона, которые позволяют говорить о его самобытности и внутреннем единстве.

Теперь обратимся к анализу контента онлайн-СМИ, предпринятому с мая по ноябрь 2020 года. Напомним, что публикации анализировались по тому же классификатору, что и в случае с печатными СМИ, однако с пониманием того, что онлайн-версия является полноценным отдельным СМИ, со своим содержанием, зачастую неравным печатной версии. Учитывая особенности восприя-

тия этого типа изданий, был также добавлен СМИ, которые медиапотребитель видит пер-контент-анализ главной страницы и рубри- выми.

каторов - «визитных карточек» онлайн- Анализ онлайн-СМИ Воронежской об-

ласти представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Анализ культурного контента онлайн-СМИ Воронежской области

Название Сайт Описание Темы культуры, % Вывод

1 2 3 4 5

Газета «Воронежский курьер» Ьйр8://у-kurier.ru/ Работает как полноценное онлайн-СМИ. В рубрикаторе тема культуры не представлена. Некоторые темы, относящиеся к культуре, произвольно разбросаны по остальным рубрикам. 7,60 Дефицит культурных материалов в общей повестке дня, сумбурность и нелогичность их размещения, что создает у медиапотребителя ощущение неважности, вто-ростепенности этой предметной области.

Газета «Коммуна» Ийр8://соттип а.ги/ На главной странице, в частности в рубрикаторе, тема культуры не представлена. Раздел культуры существует, но не вынесен в «шапку» сайта. В разделе в период с 1 марта по 27 ноября 2020 года опубликовано 252 материала. 16,70 Демонстрирует более позитивные тенденции. Среди тем лидируют: «литература, библиотека» - 17%, «музыка, вокал» - 12%, «выставка, музей» - 15%. Темы архитектуры, декоративно-прикладного искусства, танца, природных объектов занимают не более 2-3%, тема «культурная политика» встретилась только один раз, а тема «язык» не встретилась ни разу.

Газета «Аргументы и факты -Черноземье» https://chr.aif.ru / Крупное онлайн-СМИ, которое актуально для всего Черноземья (Воронежская, Липецкая, Белгородская, Тамбовская, Орловская и Курская области). Большую долю материалов занимает остросоциальная проблематика, в частности новости о коронавирусе. В рубрикаторе тема культуры не представлена. Только 4 новости из всех новостей на главной странице могут быть отнесены к культурной повестке (закрытие ярмарок; туристические места). 8,70 В целом среди тем лидируют «литература» - 20%, «театр» - 17%, «выставки и музеи» -17%. «Музыка» составляет 8%, «кино» - 4%. Есть упоминания темы «язык» в связи с тотальными диктантами и конкурсами для детей и молодежи, но она имеет нерегулярный характер. К сожалению, не встречается тема «культурная политика».

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4 5

Онлайн- https://www.vr Из материалов, пред- -/- Заметен интерес редакции к

СМИ «КП - п.кр.ги/ ставленных на глав- темам театра и кино, выста-

Воронеж» ной странице, 21,7% новостей относились к теме СОУШ-19. Рубрика о культуре отсутствует. Разрозненность материалов не позволила сделать полноценную выборку. На сайте отсутствует возможность поиска. вок, литературы (библиотек). Это видно по материалам, которые можно отнести к анонсам (афишам). На сайте даже есть специальный раздел «Афиша», однако он отсылает к событиям культурной жизни Москвы, поэтому не может учитываться в рамках настоящего исследования.

Таким образом, анализ онлайн-СМИ подтвердил долгосрочность тенденций, характерных для печатных СМИ: мозаич-ность, неполнота культурной повестки дня, очевидный дефицит качественных материалов, способных объединить людей, дать ценностные векторы, ориентировать в культурном пространстве. Есть и дополнительные особенности, присущие именно онлайн-направлению: существенное отличие повестки дня в региональных разделах федеральных СМИ («АиФ», «КП») и собственно региональных («Воронежский курьер», «Коммуна»): во-первых, больше внимания уделяется общим социальным процессам, в частности СОУШ-19, во-вторых, нет общих глобальных тенденций, новостная повестка фрагментарна и разрознена. Тем не менее информационная политика всех четырех изданий схожа в том, что культура одинаково не попадает в фокус их внимания: тема отсутствует в рубрикаторах, почти не представлена на главных страницах СМИ. Это позволяет сделать вывод о крайне небрежной работе журналистов с региональной культурной проблематикой, нежелании учитывать важнейшие функции культуры (интегративная, ценностная, нравственная, воспитательная), невозможности сохранить в таких условиях ценности и традиции.

Рассмотрим, какие темы преобладают при репрезентации культурной жизни Белгородской области.

Результаты контент-анализа газеты «Белгородские известия» за 2016 год таковы: материалы о музейно-выставочной деятель-

ности - 16,4%, об изобразительном искусстве - 9,9%, о конкурсах и достижениях -9,9%, музыке и вокале - 9,9%. Парки и природные объекты, а также цирк полностью выпали из зоны интереса данного СМИ, а такие темы, как «культурная политика», «образ жизни» и «язык», были существенно обделены вниманием - их упоминание в текстах занимает менее 1%. Удивляет неожиданно низкий процент упоминаний о событиях и явлениях театральной жизни региона (3,3%) и в области кино (2%). При этом театр или кино в основном упоминаются в публикациях-афишах или анонсах, в то время как эти формы искусства вполне заслуживают большего внимания со стороны редакции. В то же время в середине рейтинга оказались танец (4,6%) и фотография (3,9%), которые в большинстве рассмотренных газет Воронежской области занимали более скромные позиции.

Еще больший объем упоминаний танца (7,2%) и фотографии (5%) был обнаружен в процессе контент-анализа другой газеты Белгородской области - «Белгородской правды» за 2016 год. Также более достойно представлены в этом издании темы театра (13,8%) и кино (13,5%), уступая в лидерстве только теме музыки и вокала (16,4%). В рассмотренных нами номерах «Белгородской правды» мы не встретили материалов, связанных с темами «культурная политика» и «цирк». В газете хорошо представлены темы, отражающие все основные направления искусства: музыка, театр, кино, танец, литература, фотография. Исключения составили декоративно-прикладное и изобразительное

искусство, а также архитектура и скульптура

- в этой газете они упоминаются нечасто. При этом в обеих областных газетах совсем невелика доля упоминаний явлений, связанных с нематериальной культурой, которые играют важнейшую роль при самоидентификации региона. Речь идет о традициях, языковых особенностях, образе жизни.

Интересное соотношение тем региональной культурной проблематики наблюдается в газете «Аргументы и факты - Белгород» за 2016 год. Первое, что обращает на себя внимание - это лидирующая позиция темы «архитектура, скульптура» (15,5%). Большинство публикаций этой тематической группы представляют собой сообщения об установленных памятниках, монументах, памятных досках. Наряду с «архитектурой» и «скульптурой» большую долю упоминаний имеет музейно-выставочная деятельность (14,1%). Ряд тем представлен в объеме, не превышающем 3%: конкурс и достижение, культурно-досуговые учреждения, праздник, фотография - 2,8%, а танец, творческий вечер и презентация, театр, традиции

- 1,4%. Не представлены на полосах этой региональной вкладки «АиФ» темы «культурная политика», «образ жизни», «цирк»,

«язык». Нетипично низкую позицию занимает тема театра, даже зоопарк, который нечасто попадает в культурную повестку дня, опережает его (4,2%). Представляется, что в культурной повестке дня данного СМИ имеются явные диспропорции, не соответствующие реальной культурной жизни региона.

В результате контент-анализа региональной вкладки «КП - Черноземье» за 2016 год оказалось, что половина тем, отобранных для кодификатора, в газете не представлена. Наибольший разрыв с остальными темами демонстрирует признак анализа «уличный фестиваль, ярмарка» (20%), что, очевидно, соответствует активной фестивальной жизни области. Тема «кино» имеет очень низкий процент упоминания (4%), а театр вовсе остался за пределами культурной повестки региональной вкладки «Комсомольской правды» (хотя в области восемь театров). Также не представлены в газете такие темы, как «литература, библиотека» и «фотография».

Обобщенные данные по всем четырем газетам Белгородской области представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Соотношение тем публикаций, отражающих культурную жизнь Белгородской

области

Таким образом, культурная повестка однородна. Разумеется, предпочтение тех дня, как и в СМИ Воронежской области, не- или иных мероприятий и направлений куль-

туры может отражать реальную картину культурной жизни региона. Это верно, например, в отношении музыки: работа одного из главных музыкальных досуговых учреждений области - Белгородской филармонии - довольно часто находит отражение в печати. В среднем проводится 6-8 концертов в месяц (кроме лета - это период межсезонья), причем без учета гастрольной деятельности, не входящей в план информационного освещения, и различных тематических и праздничных концертов. В итоге музыкальная сфера получила в СМИ наиболее частое упоминание (13,3%), что вполне оправдано. В то же время тема фотографии занимает долю лишь в 4,2% от всех направлений культуры области, хотя в области функционирует фотогалерея имени В.А. Собровина. В свою очередь то, что выходит за рамки афиши культурных событий и не входит в план информационного освещения Управления культуры Белгородской

области, освещается СМИ непредсказуемым образом. Такие направления культурной жизни, как образ жизни жителей региона, их традиции и язык, выпадают из культурного дискурса, в СМИ им уделяется очень мало внимания. Сфера культурной политики, которая регулирует культурную деятельность, также остается без должного внимания на страницах газет. А между тем в регионе функционирует Управление культуры области, и хотя бы частично редакции могли бы извещать читателей о его работе.

Посмотрим, какова ситуация в он-лайн-версиях тех же изданий. Напомним, что анализ онлайн-СМИ проводился в 2020 году с учетом особенностей онлайн-среды и медиапотребления, сформированного под воздействием пандемии коронавиру-са.

Анализ онлайн-СМИ Белгородской области представлен в таблице 2.

Название

Сайт

Описание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Темы культуры,

%

Вывод

«Аргументы и факты -Белгород»

https://bel.aif.ru/

На первом месте -тема СОУГО-19, хотя здесь ей посвящены только 17,6% материалов, расположенных на главной странице. Однако рубрика «культура» здесь присутствует, хотя материалы культурной повестки иногда попадают и в раздел «Общество».

6,25

Анализ тем (август-ноябрь 2020 года) показывает, что лидируют темы музыки (33%), театра (18%), также хорошо представлены темы выставок, музеев и фестивалей (по 18%). Рейтинг замыкают темы кино, литературы и декоративно-прикладного искусства (всего по 3%). Тема кино представлена гораздо беднее (от 3 до 9%), редакция точно так же работает с текущими новостными поводами, избегая долгосрочного планирования. Отсутствуют ключевые темы: языка, культурной политики, традиций, образа жизни._

«КП -

Белгород»

https://www.bel. kp.ru/

25,7% новостей от числа размещенных на главной странице материалов посвящены коронави-русу.

2,80

Заметен интерес редакции к темам театра и кино, выставок, литературы (библиотек). Это видно по материалам, которые можно отнести к анонсам (афишам). В целом отметим, что доля материалов о культуре катастрофически мала, что подтверждает анализ главной страницы. Темы культурной повестки, если и попадают в фокус внимания СМИ, случайны, выбор их произволен.

Таблица 2 - Анализ культурного контента онлайн-СМИ Белгородской области

Таким образом, освещение культурной повестки в онлайн-СМИ Белгородской области в целом укладывается в тенденции, описанные при анализе печатных СМИ. Однако во многих онлайн-СМИ ситуация еще более тревожная: как правило, редакции выбирают одну-две «любимые» темы (например, праздники, фестивали, концерты), удобные для подготовки «быстрых» и актуальных новостей, и далее развивают только их, игнорируя все остальные. Получается, что при подготовке выступлений на темы культуры на первый план выступают не только мировоззренческие, но и технологические особенности подготовки материалов. Вместе с тем, итог еще более неутешительный: ключевые темы культурной повестки в СМИ не представлены.

Выводы

Безусловно, отражение культурной жизни региона в СМИ работает на формирование образа региона и его идентичности. Так, культурная повестка дня, которую формируют региональные СМИ, вполне насыщена разнообразными событиями. Это создает образ активной, динамичной жизни в регионе. Однако определенная неравномерность в репрезентации различных направлений культуры имеет влияние на интерес к ним жителей регионов.

1. Образ идентичности региона создается, в первую очередь, за счет обращения к «нематериальным темам» культуры, таким как традиции, образ жизни, язык. Скудное количество текстов на такие темы показывает, что одна из ведущих, на наш взгляд,

функций региональной прессы - консолидирующая - изданиями в должной мере не выполняется.

2. На создание образа региона и идентичности направлено обращение к темам, которые отражают его самобытность. Здесь в первую очередь речь идет о традиционных для этих регионов декоративно-прикладных видах творчества и фестивалях-ярмарках народной культуры. Однако в практике рассмотренных в исследовании СМИ объем и глубина выступлений на эти темы недостаточны.

3. В онлайн-версиях региональных СМИ мы сталкиваемся с тем, что около 80% всех материалов представлены в жанре новостной заметки. Такая скудная жанровая палитра не позволяет глубоко и комплексно представить культурную повестку.

4. Региональные СМИ должны больше внимания уделять контенту на культурную тематику с точки зрения того, способствует ли он созданию образа региона. Важно, чтобы он создавался и у жителей этого региона, и у тех, кто формирует впечатление об этом месте, только на основе публикаций в СМИ. В данном случае важно найти баланс между представлением самобытных, традиционных направлений культуры и новых, инновационных, отражающих глобальные тренды. Если первый компонент представлен в ме-диаобразе региона, то второй практически отсутствует. В целом локальные российские медиа практически не реализуют задачу культурного формирования региональной идентичности региона.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Довбыш, О. Роль гиперлокальных медиа в коммуникации между властью и обществом в российских регионах // Журнал исследований социальной политики. 2020. Т. 18. № 3. С. 475-490. DOI: https://doi.org/10.17323/727-0634-2020-18-3-475-490.

2. Зеленцов, М.В. Городские медиа: условия функционирования // Вопросы теории и практики журналистики. 2015. Т. 4. № 3. С. 262-272. DOI: 10.17150/2308-6203.2015.4(3).

3. Казаков, А.А. Теория установления повестки дня: основные подходы и направления исследования в российской политической науке // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2014. № 3. С. 41-56.

4. Липпман, У. Общественное мнение. М.: Ин-т фонда «Общественное мнение», 2004.

5. Мурзина, И.Я. Культура Урала: очерки становления и развития региональной культуры. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2006.

6. Нигматуллина, К.Р. Гибридная повестка новых городских медиа: между локальным и федеральным (на примере медиапространства Санкт-Петербурга) // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 4 (30). С. 224-235.

7. Нигматуллина, К.Р. Место социальных сетей в развитии региональной журналистики в России // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2021. № 1. С. 30-50. DOI: 10.30547/vestnik.journ.1.2021.3051.

8. Поликарпова, Е.В. Аксиологические функции масс-медиа в современном обществе. Ростов-на-Дону: ИППК при РГУ, 2002.

9. Цекоева, Л.К. Художественная культура региона: генезис, особенности формирования: Дис. ... канд. филос. наук: 24.00.02. Краснодар, 2000.

10. Del Sarto, R.A. Setting the (Cultural) Agenda: Concepts, Communities and Representation in Euro-Mediterranean Relations // Mediterranean Politics. 2005. Vol. 10. Iss. 3. Pp. 313-330.

11. McCombs, M., Funk, M. Shaping the Agenda of Local Daily Newspapers: A Methodology Merging the Agenda Setting and Community Structure Perspectives // Mass Communication & Society. 2011. Vol. 14. Iss. 6. Pp. 905-919. DOI: 10.1080/15205436.2011.615447.

12. McCombs, M., Shaw, D.L. New Directions in Agenda-Setting Theory and Research // Mass Communication & Society. 2014. Vol. 17. Iss. 6. Pp. 781-802. DOI: 10.1080/15205436.2014.964871.

13. McCombs, M., Shaw, D.L. The Evolution of Agenda-Setting Research: Twenty-Five Years in the Marketplace of Ideas // Journal of Communication. Vol. 43. Iss. 2. Pp. 58-67. DOI: 10.1111/j.1460-2466.1993.tb01262.

14. Ravencroft, N. Developing the Cultural Agenda: The Socio-spatial dimensions of the Regional Cultural Strategies in England // Space and Polity. 2005. Vol. 9. Pp. 149-166. DOI: 10.1080/13562570500305037.

15. Willis, I. Local Newspapers and a Regional Setting in New South Wales. Parochialism, mythmaking and identity // Media History. 2020. Vol. 27. Iss. 2. Pp. 197-209. DOI: 10.1080/13688804.2020.1833710.

16. Wood, D.C. Japan's local newspapers: Chihoshi and revitalization journalism // Asian Anthropology. 2013. Vol. 12. Iss. 1. Pp. 73-75.

Дата поступления: 24.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.