Секция 4. История
ге. Уже это показывает, насколько глубоко Насиреддин понимал потребности науки и как правильно он ставил её очередные задачи». [6, 59].
Известная «Марагинская революция» — это созданные школой ат-Туси теории движения планет, отрицающие эквант и другие элементы теории Пто-ломея как фундамент математической астрономии (ат-Туси, аш-Ширази, ал-Орди, аш-Шатир, ал-Каши, ал-Кушчи, ал-Хафри). Широко обсуждался также вопрос о возможности вращения Земли вокруг оси.
При создании своей гелиоцентрической системы мира Николай Коперник видимо был знаком с трудами учёных Марагинской обсерватории, создающими «Марагинскую революцию». Для решения проблемы экванта Коперник применяет те же математические построения, что и марагинские учёные (ат-Туси, аш-Ширази, ал-Орди), часто используя те же обозначения точек в геометрических чертежах, что и ат-Туси. Он пользовался именно теми же терминами, говоря о вращении Земли вокруг своей оси, что и ат-Туси.
Исследуя движение небесных тел, затрагивается и проблема формы небесных тел. Ал-Бируни высказывает мысль о том, что Земля не шарообразна, а имеет форму яйца или чечевицы (вытянутого или сплюснутого эллипсоида вращения). Это говорит о чём? Ясно, что ученые Х века уже говорили о шарообразности Земли. А в Европе подобная идея появилась только XVI веке. Именно ученые стран Ислама впервые выдвинули фундаментальные требования: астрономическая теория является частью физики. Европейская астрономия вышла на уровень мусульманской только в XV веке, благодаря деятельности венских астрономов Пурбаха и Регимонтана. Причина этого рассвета связана с тем, что европейским ученым стали доступны труды астрономов Марагинской и Самаркандской школ.
Наука стран Ислама плодотворно воздействовала на развитие европейской науки и обогащала ее как собственными открытиями, так и открытиями, которые перешли в мусульманскую культуру от греков, индийцев, сирийцев и т. д.
Мы должны уважать и ценить свое прошлое.
Список литературы:
1. Researches of the Origin and Signification of the Zodiac (Исследование по истории возникновения и значения Зодиака, с. 257-270) в сборнике «The Literary Panorama National Register: A Review of Books of Events, Magazine of Varieties: Comprising Interesting Intelligence from, in America, the East Indies, Western» (Литературный Альманах и Национальный Журнал: Обзор Книг, Фиксатор Событий, Журнал Неординарных Событий) Лондон, октябрь 1814 г. Стр. 257-270
2. Бахманйар ал-Азербайджани. Ат-Тахсил. I — III т.Баку (1983-1986). Стр. 196, 260, 297.
3. Низами Гянджеви «Семь красавиц». Перевод с фарси В. Державина. Государственное издательство художественной литературы, Москва, 1959, 95 с.
4. Низами Гянджеви «Искендернаме». Перевод с фарси Е. Э. Бертельса и А. К. Аренде. Баку, 1983, 285 с.
5. Низами Гянджеви «Лейли и Меджнун». Перевод с фарси П. Антокольского. Гослитиздата, Баку, 1959, 227 с.
6. Солтанова Н. Б. Такого сына мать времени не родила...//Азербайджан и азербайджанцы. Президиум НАН Азербайджана. Баку № 11-12. 2001. с. 55-60.
Tabeykina Elena Konstantinova, Kazan State Power Engineering University, Associate Professor of «History» E-mail: climy123@mail.ru
Cultural policy of the soviet power in 1920-1930
Abstract: The article says that despite all the negative ideological Cost Soviet censorship and strict party control of all cultural processes and Phenomena culture in this period developed in breadth and depth.
Keywords: Culture, the Cultural Revolution, indoctrination, emigration, censorship, totalitarianism
59
Section 4. History
Табейкина Елена Константиновна, Казанский государственный энергетический Университет, доцент, кафедра «История» E-mail: climy123@mail.ru
Культурная политика Советской власти в 1920-1930 гг.
Аннотация: В статье говорится, что несмотря на все негативные идеологические издержки советской цензуры и строгого партийного контроля всех культурных процессов культура в данный период развивалась вширь и вглубь.
Ключевые слова: культура, культурная революция, идеологическая, обработка, эмиграция, цензура, тоталитаризм
Советский период — это сложное и противоречивое явление в развитии отечественной культуры, где особо выделяются 20-30-е годы ХХ века. Их специфика состояла в многообразии форм социально-экономического развития (введение нэпа), в динамичности и еще открытости политической жизни, в небывалом для последующих времен духовном богатстве, с одной стороны, и формированием тоталитаризма, с другой. Отсюда и отсутствие монолитности советской культуры, ее противоречивость, как в отдельных своих проявлениях, так и в целом. В данном ключе ее и необходимо рассматривать.
В основу культурной политики советского государства в данный период легли важнейшие принципы отношения партии большевиков к художественно-творческой деятельности, сформулированные В. И. Лениным в работе «Партийная организация и партийная литература» (1905 г.).
Основной целью культуры, по мнению Ленина, является не служение «... перенасыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения «верхним десяти тысячам», а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее будущность».
Культуре в новой России отводилась роль, связанная прежде всего с уничтожением культурного неравенства. Поэтому взятый курс на «культурную революцию» предусматривал решение трех (как минимум) важнейших задач: ликвидацию неграмотности в стране (известно, что более 70% населения к октябрю 1917 г. было неграмотно); постепенное приобщение народа к духовному богатству, выработанному человечеством; формирование новой советской интеллигенции из трудящихся, способной создавать и развивать достижения социализма в области культуры.
В программе партии оговаривались меры по широкой демократизации культурной жизни и обеспе-
чению доступа для трудящихся к сокровищам искусства. Программные положения большевиков стали реализовываться сразу же после победы Октябрьской революции 1917 года.
Уже в первые месяцы революции в собственность государства и народа перешли Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Оружейная палата, Останкинский дворец графа Шереметева и др. Кроме того, были национализированы и переданы музеям частные коллекции С. С. Щукина, Мамонтовых, Морозовых, В. И. Даля, И. В. Цветаева.
В целях реализации основных положений программы осуществлялись конкретные шаги, в частности были изданы декреты «О регистрации, приеме на учет и охране памятников искусства и старины» (октябрь 1918 г.).
Однако в процессе национализации был нанесен огромный ущерб отечественной культуре: началось массовое переименование улиц, площадей, городов, имевших богатейшую историю, разрушались памятники, символизировавшие (по мнению большевиков) власть старого режима; началось массовое разграбление дворянских усадеб, расхищались бесценные библиотеки, уничтожались архивы, шедевры зодчества и живописи, разрушались и расхищались православные храмы, монастыри, сжигались иконы и богослужебные книги и т. д. Следует указать и на положительные факты: в период с 1918 по 1923 г. возникло 250 новых музеев, в 1918-1919 гг. было отреставрировано более 60 историко-художественных памятников, а к 1924 г. — 227.
Необходимо признать и огромные достижения в образовательной сфере: грамотность населения возросла с 38% в 1916 г. до 62,6% в 1931 г.; было введено всеобщее начальное образование, положено начало советской системе образования, приоритетные позиции и достижения которой признаются по сей день большинством цивилизованных стран мира.
60
Секция 4. История
Однако в силу утверждения в сознании основной массы населения узкоклассового подхода к культуре, в обществе распространялась классовая подозрительность к старой духовной культуре, антиинтеллигентские настроения. С первых дней Советской власти ограничивались возможности интеллигенции участвовать в жизни страны, в 1922 г. учреждается Главлит, осуществляющий контроль за творчеством писателей, основывается Госиздат, начинается период строгой идеологизации культуры и искусства. Но это не означало падения художественного уровня произведений культуры.
Достаточно вспомнить поэму А. Блока «Двенадцать» (1918); спектакль «Мистерия-буфф» В. Маяковского в постановке В. Мейерхольда (1918); картину Б. Кустодиева «Большевик» (1920); фильм С. Эйзенштейна «Броневик Потемкин» (1925)идр. Мастера культуры активно включались в создание культа советского государства, формирование образа мощной, непобедимой, гуманной страны.
Гипертрофирование задач борьбы за светлое будущее, за нового человека вело к настоящим гонениям на все, что, по мнению новых властей, мешало делу построения социализма в стране. Результатом такой политики была массовая эмиграция представителей интеллигенции, не принявшей Октябрьской революции. По данным опроса, проведенного Русским научным институтом в Белграде в 1931 г., за рубежом работали более 500 русских ученых, в том числе 5 академиков, около 140 профессоров российских университетов и институтов, возглавивших кафедры и целые научные направления (химики — академики
B. Н. Игнатьев, А. Е. Чичибабин, специалист в области аэродинамики Д. П. Рябушинский, авиаконструктор И. И. Сикорский, специалист по электронной физике, один из создателей телевидения В. К. Зворыкин, агробиолог С. Н. Виноградский и др.).
Не менее внушительным был список уехавших деятелей литературы и искусства (Ф. И. Шаляпин,
C. В. Рахманинов, К. А. Коровин, Ю. П. Анненков, И. А. Бунин и др.). Такая утечка умов не могла не привести к существенному понижению духовно-интеллектуального уровня в стране. Окрики и проработки «несознательных» интеллигентов стали нормальной практикой с начала революции. С конца 1920-х годов они сменялись другими методами — «шахтинское дело», процессы «Промпартии»», «Трудовой крестьянской партии» и другие стали сигналом к запугиванию и прямому уничтожению дореволюционного поколения интеллигенции.
Параллельно шел процесс формирования советской интеллигенции. Интеллигенция лишалась независимого мышления, свободного творческого проявления личности.
Необходимо учесть, что новая советская интеллигенция создавалась интенсивными методами (через «выдвиженчество» — когда вчерашний рабочий становился директором завода, или рабфаки — ускоренную подготовку рабоче-крестьянской молодежи в вузы, где использовался «лабораторно-бригадный метод» — когда один из учащихся отчитывался перед преподавателем за всю группу. Число студентов росло и за счет так называемой демократизации приема. Декрет «О правилах приема в высшие учебные заведения» (август 1918 г.) разрешал свободный прием в вузы. Упразднялась не только плата за обучение и вступительные экзамены, но и не требовался даже диплом об окончании средней школы.
В результате, уже в 1933 г. по количеству студентов СССР превзошел Германию, Англию, Японию, Польшу и Австрию вместе взятых.
Таким образом, при всей своей противоречивости 1920-е годы сохранили тенденцию к диалогу культур, были весьма плодотворны для развития отечественной культуры.
Однако со второй половины 1920-х годов начала проявляться разрушительная деятельность тоталитаризма, которая усилилась в 1930-е годы. Было покончено с относительным плюрализмом предыдущего времени. Под флагом консолидации культурных сил распускаются литературные и художественные группировки, научные и философские общества. Вся культура стягивается в один тугой узел, политически контролируемый и жестко управляемый партией и государством (единый Союз писателей, единая Академия наук и т. д.).
Наступил период унифицирования и шаблониза-ции творчества в заданных идейно-политических границах. В качестве «основного творческого метода» советской культуры был рекомендован «социалистический реализм».
Однако художественная практика 1930-х годов оказалась значительно богаче рекомендуемых партийных установок. В эти годы появились интереснейшие произведения Л. М. Леонова («Скутаревский», «Дорога на океан» и др.), В. П. Катаева («Время, вперед!»), М. А. Шолохова («Поднятая целина»), М. А. Булгакова («Дни Турбиных»), Н. А. Островского («Как закалялась сталь») и др.
61
Section 4. History
В это время творили С. Прокофьев и Д. Шостакович, С. Эйзенштейн и С. Довженко, К. С. Станиславский и Вс. Мейерхольд — деятели русской культуры, снискавшие ей мировую славу.
Таким образом, несмотря на все негативные идеологические издержки советской цензуры, и строгого партийного контроля всех культурных процессов и явлений культура в данный период развивалась вширь и вглубь.
Список литературы:
1. Арсланов В. Г. Ответы культуры на вызов времени. СССР 30-е годы: Очерки. - М., 1995.
2. Бердяев Н. А. Судьба России. - М., 1990.
3. Кондаков И. В. Культура России. - М., 1999.
4. Ленин В. И. Партийная организация и партийная литература. Полн. собр. соч. Т. 41.
5. Неизвестный Э. Катакомбная культура и власть.//Вопросы философии. - 1991. - № 10.
62