Научная статья на тему 'Культурная политика и социальные сети'

Культурная политика и социальные сети Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
292
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / БЕЗОПАСНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ / СОВРЕМЕННЫЕ КОММУНИКАЦИИ / CULTURAL POLICY / SOCIAL NETWORKS / INFORMATION SPACE / INFORMATION SECURITY / MODERN COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Панина Татьяна Сергеевна

Исследованы и выявлены негативные факторы влияния социальных сетей на информационную культуру России, рассмотрены основные эффекты их воздействия. Предложены механизмы противодействия негативным последствиям в системе информационной безопасности с точки зрения формирования позитивной информационной культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL POLICY AND SOCIAL NETWORKS

Negative influences of social networks on Russian information culture and their aftereffects are identified and examined. Mechanisms to counter the negative effects in the information security system are suggested from the perspective of the formation of a positive information culture

Текст научной работы на тему «Культурная политика и социальные сети»

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018

УДК 351:85

Панина Татьяна Сергеевна, магистрант направления Государственное и муниципальное управление, Курский государственный университет

e-mail: tanya.900037@gmail.com

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Аннотация: исследованы и выявлены негативные факторы влияния социальных сетей на информационную культуру России, рассмотрены основные эффекты их воздействия. Предложены механизмы противодействия негативным последствиям в системе информационной безопасности с точки зрения формирования позитивной информационной культуры.

Ключевые слова: культурная политика, социальные сети; информационное пространство; безопасность информационной сферы; современные коммуникации.

Panina Tatyana Sergeevna, Student of 2 course of magistracy, «Kursk State University».

e-mail: Tanya.900037@gmail.com

CULTURAL POLICY AND SOCIAL NETWORKS

Annotation: negative influences of social networks on Russian information culture and their aftereffects are identified and examined. Mechanisms to counter the negative effects in the information security system are suggested from the perspective of the formation of a positive information culture.

Keywords: cultural policy, social networks; information space; information security; modern communications.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018

Значительным элементом культурной политики в современном информационном пространстве становятся виртуальные субкультуры, выступающие как система некоторых сообществ, отличающихся особенностями языка, нормами коммуникации и социальной иерархией участников, а в целом - своеобразной картиной мира, собственным искусством и собственным фольклором [1, с. 1]. По определению Э.П. Семенюка, информационная культура - это «информационная компонента человеческой культуры в целом, объективно характеризующая уровень всех существующих в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений» [2, с. 2]. В качестве социальных акторов могут выступать индивиды, социальные группы, организации, города, страны. А под отношениями понимаются не только коммуникационные взаимодействия между акторами, но и обмен различными ресурсами и деятельностью.

Социальные сети, ввиду своей коммуникативной основы, являются частью информационной культуры и порождают определенные эффекты и угрозы, которые вытекают из способности человека к виртуальной коммуникации. Поэтому проблемы безопасности информационной сферы рассматриваются в общекультурном контексте, в совокупности его особенностей и традиций. По мнению С.П. Расторгуева, показатели информационной безопасности России должны отражать защищенность народа, его культуры, науки, способности к адекватному восприятию действительности от скрытых и явных целенаправленных информационных угроз и экспансий, исходящих как из-за рубежа, так и внутри страны [3, с. 20].

Перечень этих угроз в значительной степени относится и к социальным сетям, поскольку они являются частью информационного пространства и, следовательно, затрагивают национальные интересы в информационной сфере. Посредством сети атакуются наиболее важные культурно детерминированные понятия и ценности (справедливость, свобода, патриотизм, национальные интересы, права человека и др.), составляющие основу идентичности и

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018 самоопределения общества; искажается их значение, постепенно блокируя этим жизненно важные функции социальной системы [4, с. 3].

Основным достижением социальных сетей как платформы социального взаимодействия межсубъектного характера является предоставление возможности пользователю самостоятельно создавать виртуальный «контент», который вызывает определенное доверие со стороны других пользователей Интернета. Это уникальный информационный «контент», трактовка смыслов которого является одним из видов манипуляции общественным сознанием.

«Информация и культура (в нормативном, или идеальном, варианте их существования) дают обществу духовно-практический алгоритм развития, сопровождаемый мощным социально-энергетическим импульсом. Информация привносит в этот союз свой именной - коммуникативный - эффект (всеприсутствие), который преследует нас (в хорошем смысле), где бы мы ни находились. Культура привносит в этот союз свой именной - кумулятивный -эффект (всепроникание), который преследует нас (в хорошем смысле), в каком бы пространстве и времени мы ни пребывали» [5, с. 182].

Ключевым элементом доверия к информации в социальных сетях является атмосфера свободного и дружеского общения, которая представляет большую ценность для всех членов интернет-сообщества. Пользователи социальных сетей становятся самостоятельными, хотя и тенденциозными источниками информации. Однако отход от профессионализации создания информации, информационных поводов и смыслов предоставляет огромные возможности для манипуляции общественным мнением в социальных сетях через лидеров мнений и каждого участника социальных сетей в отдельности. Виртуальная «толпа» в социальных сетях является объектом формирования виртуального массового сознания.

Составим некоторый перечень угроз, возникающих при непосредственном влиянии социальных сетей на информационную культуру России.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018

1. Угроза снижения эффективности виртуальной коммуникации. Она явилась неожиданным побочным эффектом расширения социальных сетей. Эффективность виртуальной коммуникации определяется отношением достижения цели сообщения к количеству информационных сообщений и контактов. Однако за счет значительного и резкого увеличения числа последних появилось огромное количество «информационного мусора», и положительная результативность коммуникации снизилась. Объем общения увеличился, однако его информативная составляющая уменьшилась. За последнее десятилетие уровень взаимодействия посредством киберсети растет чрезвычайными темпами по всему миру (рисунок).

Поскольку потенциальная аудитория некоторых пользователей социальных сетей может многократно превышать уровень его не виртуальных социальных связей, усиливается вероятность возникновения информационной асимметрии, так называемого «вирусного» эффекта. К его возможным последствиям можно отнести усиление эффекта несправедливости (из-за высокой популярности сообщения одного человека возникает видимость крупного масштаба проблемы) за счет сетевого характера общения, вовлечения потенциально большой аудитории в обсуждение проблемы.

2. Угроза потери и отсутствия возможности получения навыков распознавания и работы со смыслами. Она является одной из самых существенных для развития информационной культуры России. Дело в том, что ценность информации определяется тем влиянием, которое она оказывает на уверенность (убежденность) субъекта в наступлении того или иного исхода [6, с. 7]. Процесс коммуникации в сетевом формате предполагает (или рекомендует) изложение мыслей в максимально короткой форме. Это способствует лаконичности общения, но не всегда позволяет в полной мере раскрыть глубину смысла передаваемого сообщения, т. е. положение формы сообщения доминирует над глубиной изложения и смысловой нагрузкой, что способствует ускорению и увеличению информационных потоков, но отрицательно влияет на возможность качественного осмысления информации.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018

Культурные ценности и традиции не успевают быть осмысленными и воспринятыми обществом в полной мере. Текст перестает играть роль привычного источника информации и культурного обогащения, становится второстепенным. Его заменяет информационный медийный «контент». В связи с этим культура оказывается частью современного манипулятивного рекламного пространства, подчиняясь ему. Кроме того, законы рыночной экономики - социальные сети являются ее неотъемлемой частью - негативно влияют на традиционную культуру, заменяя ее массовой, нанося тем самым ущерб ценностям и морали современного российского общества.

С возникновением «индивидуального» средства массовой информации, которым может являться абсолютно любой интернет- пользователь, имеющий доступ к определенной аудитории, стала возможной вольная интерпретация смыслов. Социальные сети исключают установление монополии на интерпретацию смыслов, делая невозможным тотальный контроль над информационными потоками. Но даже подобная транспарентная среда коммуникации не избавлена от идеологических догматов и политической ангажированности, исходящих от создателей сетей - Фейсбука, Твиттера, Вконтакте.

3. Угроза негативного влияния или взаимовлияния различных культур и их информационных компонент - существенный фактор безопасности личности и культурной самоидентификации, усиление которой спровоцировали социальные сети. Такое взаимовлияние неизбежно, поскольку социальные сети являются своеобразным наднациональным пространством, в котором идет непрерывный процесс взаимодействия представителей различных культур, зачастую контрнаправленных.

Взаимодействуя в социальных сетях, различные «внутренние» сообщества и группы пользователей контактируют друг с другом в виртуальном пространстве, формируя тем самым экспертные сообщества, клубы по интересам и прочие формальные и неформальные объединения, вырабатывая определенные навыки, опыт, мнения и т. д. Подобная практика

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018 оказывает значительное влияние на формирование или изменение национальных информационных культур. При этом очевидно, что Интернет в целом серьезно влияет на глобализацию путем усиления взаимопроникновения и изменения традиционной информационной культуры различных обществ.

Перечисленные выше угрозы, вызванные высокой популярностью социальных сетей, представляют собой негативный фактор формирования традиционной информационной культуры России. В этой связи необходимо:

1. Организовать просветительские и образовательные программы в средствах массовой информации в целях повышения грамотности и общего уровня культуры населения, пропагандировать ценности традиционной культуры России, осуществлять патриотическое воспитание и разъяснять основные вопросы современного российского общества и международных отношений.

2. Эффективно регулировать деятельность интернет-пользователей, особенно несовершеннолетних, а также юридических лиц на законодательном уровне для установления прозрачных и регулируемых отношений в Интернете, и в социальных сетях в частности. Обеспечить активное участие российской стороны по вопросам международной информационной безопасности и международного сотрудничества в сфере развития информационных технологий.

3. Повышать информационную грамотность населения, разъяснять основы безопасного использования Интернета, и социальных сетей в частности. Усилить контроль над доступом в Интернет для несовершеннолетних со стороны родителей с тем, чтобы снизить возможность возникновения интернет-зависимости у молодежи.

4. Усилить работу общественных организаций по созданию эффективного механизма контроля общества над СМИ, ограничению негативного воздействия на население, вызванного медиапродукцией (эффект прайминга, медианасилие, политическая пропаганда), и тем самым обеспечить информационно-психологическую безопасность населения.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018

5. Усилить методы противодействия информационным агрессиям со стороны деструктивных элементов внутри страны и за ее пределами, нивелировать последствия применения средств информационного противоборства. Формирование здоровой информационной культуры современной России во многом будет зависеть от того, насколько ответственно и внимательно мы сумеем противостоять рассмотренным угрозам в процессе текущих технологических и культурных трансформаций.

Список источников:

1. Рукомойникова В.А. Виртуальные сообщества как объект социокультурных исследований / Сайт «Содружество молодых ученых Поволжья». URL: http://sodmu.narod.ru/t_ruk.htm

2. Семенюк Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Сер.1. 1994. № 1.

3. Расторгуев С.П. Основы информационной безопасности. М., 2007.

4. Морозова В.Ю., Пясецкая Е.Н. PR как инструмент коммуникаций // Политика, экономика и инновации. 2016. № 5 (7). С. 3.

5. Киричек П.Н. Информационная культура общества: монография. М.: Изд-во РАГС, 2009. 6. Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.

6. Слатинов В.Б., Мосякин И.Я. Публичная коммуникация властных и гражданских структур как инструмент реформирования государственных институтов: роль открытого правительства в трансформации государственной службы России // Образование и общество. 2014. № 5 (88). С. 4-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.