Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология 2013. № 2 (22)
УДК 378.4
Г.А. Цой
КУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА В УСЛОВИЯХ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассмотрены характеристики университетского образования и их трансформация с возникновением коммерциализации в деятельности университетов.
Ключевые слова: современное университетское образование, поликультурность, индустрия знаний, трансфер технологий, глобализация.
В настоящее время культура как эквивалент национальной ценности государства перестает быть таковой, так как в эпоху глобализации она перестает играть ключевую роль. Такая трансформация национальной культуры оказывает непосредственное влияние на университет, который был сформирован как главный институт культуры в обществе и государстве.
Культура - это накопленный опыт предшествующих поколений, поэтому воспитание и образование являются основополагающими составляющими культуры: с одной стороны, в процессе воспитания человека и его образования, формируется и культура общества, включая национальные устои, обычаи и правила; с другой - образование, так же как и воспитание, является вторичным явлением по отношению к культуре, так как несет признаки самой культуры, в рамках которой существует. Основные задачи и характерные черты образования: передача накопленных знаний, формирование культуры и личности меняются несущественно, изменяются целенаправленность образования и задачи, которые решаются в рамках образовательной модели. Еще Б.Т. Лихачев отмечал, что суть образования заключается в том, что образование является концентрированным выражением и отражением социальноэкономических, политических, нравственных и культурных потребностей общества.
Современное образовательное общество является основой перехода от принципа монокультуры к принципу поликультурности, так как национальные признаки стираются или уходят на задний план, а значит, изменяется культурная основа социальных институтов общества. В эпоху глобализации современный человек одновременно взаимодействует с различными культурами, поэтому не относит себя только к одной культуре. На первый план выходят признаки универсальности и гибкости образовательной системы, это ведет к тому, что поликультурность стирает границы национальной культуры и культура исчезает в том виде, как она понималась ранее. Человек, не имеющий глубоких культурных корней, начинает замещать традиционные культурные ценности атрибутами современными: успешная карьера, финансовое благополучие, социальный статус и т.д., что, в свою очередь, вызывает изменение культурной парадигмы университета в настоящее время.
В данном контексте университет можно рассматривать как своеобразную социальную модель, в которой диалог образовательной и научной деятельности способствует интеграции и взаимопониманию людей, исповедующих разные религии и политические ценности, людей имеющих свои взгляды на формы культурного, экономического и социального развития. В условиях глобализации и формировании открытого образовательного пространства на международном уровне новая модель университета должна иметь в основании принцип системного качества - открытость и мобильность, которые представляют собой готовность к трансформации имеющихся структур системы университетского образования.
Современные общества стали открытыми, и по мере того как знания и компетентность становятся непременным условием для входа в элиту общества, мобильность оказывается одной из центральных характеристик качества университетского образования. Открытый характер элитного образования характеризуется тем, что люди, являющиеся представителями любых социальных слоев и классов, отличающиеся высокими интеллектуальными способностями, могут стать субъектами элитного образования.
Это связано с переосмыслением знания как конечного результата обучения и приданием ему более широкого социального содержания. Знание является ресурсом социально-политической, экономической, идеологической власти. В результате обучения человек приобретает квалификацию, а получая элитное образование, - метаквалификацию (систему знаний, облегчающую поиск и усвоение новых знаний). Под элитным образованием мы понимаем образование высокого качества (high quality education/elite education). Основополагающая цель такого образования - подготовка элиты (политической, экономической, культурной).
С начала 30-х гг. прошлого века в США эталоном престижности высшего образования является так называемая «Лига Плюща» — ассоциация восьми старейших университетов Америки: Гарвардский, Принстонский, Йельский, Брауновский, Коламбии, Корнельский, Дартмута и Пенсильванский. Сегодня при устройстве на работу название университета, который человек окончил, часто имеет даже большее значение, чем полученная в результате обучения специальность.
Элитное образование, помимо того, что это образование самого высокого уровня, характеризуется тем, что главным его критерием являются способности - интеллектуальные качества субъекта. Для усвоения знаний и ценностей, предлагаемых современной системой образования, необходим высокий уровень интеллектуальных способностей.
В данном контексте можно выделить в качестве главной задачи университета - развитие образовательной модели, которая позволит формировать новое содержание университетского образования с целью накопления нового знания, которое сегодня рассматривается как «капитал интеллекта».
Получение элитного университетского образования с целью вхождения в оверстат элиты привело к тому, что в развитых странах процент молодежи, получающий высшее образование, значительно вырос за последнюю четверть века. Однако не все абитуриенты, стремящиеся попасть в вузы, готовы к интенсивной интеллектуальной деятельности и могут полноценно усваивать
программы университетского образования. При этом условия рыночной экономики диктуют свои правила, в том числе и в формировании образовательной деятельности университета, которая трансформируется от принципов элитарности к либеральности. В решении проблемы подготовки элитных специалистов в современном университете либеральной концепции образования отводится особая статусная роль, где приоритетным является индивидуализм, за которым стоят естественные права человека, свобода и демократия, равные возможности почти в любом университете мира.
Концептуальные признаки либеральной образовательной системы базируются на ряде ценностей, которые выводят личность в центр образовательной деятельности. Плюрализм ценностей в открытой образовательной среде выводит на первое место индивидуальность, но сама университетская образовательная система, в которой сегодня все подчинено коллективногрупповым траекториям в обучении, не позволяет в полной мере реализоваться индивидуальным формам образования и развития человека. Процесс либерализации и коммерциализации университетского образования сформировал проблему двух уровней на международном уровне: качество массового высшего профессионального образования и принципиально иное качество -элитного университетского образования. Выделенные проблемы могут рассматриваться в качестве основной причины дифференциации современных университетов: университеты, имеющие более закрытый характер, например «Лига Плюща», ориентируются на подготовку элиты; открытые и доступные университеты, дающие образование «массам» в условиях коммерциализации образовательной системы, возникшей как ответ на экономическое развитие общества.
Привлечение большого количества абитуриентов в университеты с целью решения финансовых вопросов вынуждает вузы подстраивать свои образовательные программы под средний уровень выпускников школ. Это важный момент, определяющий качество высшего образования в целом, так как ориентация на среднего выпускника порой значительно отпускает «планку качества» университетского образования: его часто получают не избранные, а большая часть молодых людей. В результате такого подхода потребность в элитном образовании не только не исчезла, но и усилилась.
Сегодня в России сложилась следующая ситуация: при достаточно большом числе граждан, получивших высшее образование, существует дефицит квалифицированных кадров на рынке труда. Выход из подобной ситуации может быть найден в обосновании необходимости перехода российского университетского образования к многоступенчатой подготовке специалистов, которая должна быть ориентирована на различные виды и уровни подготовки необходимых специалистов, как это делается в зарубежных университетах.
В условиях коммерциализации университетское образование превращается в товар международного уровня одной из самых главных отраслей современной индустрии - индустрии знаний. В качестве основы индустрии коммуникативных знаний можно рассматривать не только выпускника с его накопленными навыками и компетенциями, но целостную систему научноисследовательских и опытно-конструкторских работ, вовлеченных в процесс интеграции науки и практики. При этом индустрия знаний не может обойтись
без консалтинга и трансфера научных знаний в практические области, где ведущее место традиционно принадлежит университетскому образованию. Таким образом, коммерциализация университетского образования может характеризоваться не только негативными последствиями, но и в значительной мере является определяющей в развитии научно-исследовательского потенциала университета.
В рамках коммерциализации университетской деятельности возникают изменения характера знания и его производства, формируется еще одно характерное явление - «индустриализация науки», условия производства знаний самим промышленным производством. Знания не только появляются на теоретических фундаментальных основах, а затем транслируются в практику, но и наоборот, практические знания, сформированные на производстве, транслируются в систему образования, тем самым происходит становление принципов межотраслевого бенчмаркинга, который также вносит свои изменения в формирование современной культурной парадигмы университета.
В связи с необходимостью финансового обеспечения научно-исследовательских работ университетские преподаватели в настоящее время стали осваивать систему конкурсного распределения финансовых ресурсов, так как активно вовлечены в конкурентную борьбу за получение грантов и контрактов для финансирования научных разработок. Создание новых научных продуктов и технологий является сложной системой, в которую вовлечены многие участники в рамках международного обмена опытом, коммерциализации научных разработок на основе создания бизнес-инкубаторов, технопарков и научно-исследовательских лабораторий при университетах.
Феномен становления элитных университетов, финансируемых высокотехнологическими корпорациями, получил название технологического трансфера. Во Франции компании Tomson, Fiat, Shell, Siemenes контролируют деятельность более 40 университетов, имея своих представителей в академических советах, участвуя в работе научно-исследовательских коллективов. В значительной мере это объясняется тем, что фундаментальная наука становится областью, связанной со значительными инвестициями, которые могут идти от промышленности. Процесс трансфера научных технологий в рамках университетских исследований формирует новую модель университетского образования, более открытую для совместных проектов и исследований в различных областях профессиональной деятельности.
С появлением трансфера знаний современный университет оказался в двойственной ситуации: с одной стороны, он должен отстоять и развить свою научную автономию, что исторически заложено в специфику университета как образовательного центра, свободу в исследовательской и образовательной сферах; с другой - должен усилить свое взаимодействие с общественностью и найти свое место в экономической жизни современного общества, найти ответ на задачи, которые сформулированы новыми тенденциями в образовании и подготовке специалистов. Этот вызов также закладывает противоречия в концепции современного университетского образования.
Таким образом, процесс глобализации и коммерциализации, изменяя культурную парадигму университетского образования, формирует сегодня условия перехода от университета классического типа - центра культуры общества, целями которого являются подготовка элитных специалистов, к университету коммуникативному и нестабильному, реагирующему на изменения образовательной среды на международном уровне с учетом экономических основ развития общества.