Научная статья на тему 'Культурная матрица общества'

Культурная матрица общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
539
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Коваленя Александр

Автор представляет свои размышления о развитии гуманитарных наук знания в Беларуси и их роли в истории и будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A cultural matrix of the society

The author presents his reflections on the humanitarian knowledge rise and development in Belarus, the subject matter of the humanities, their place in the history and the future of the interdisciplinarity.

Текст научной работы на тему «Культурная матрица общества»

общества

Возникновение и развитие гуманитарного знания -не случайное явление в жизни общества. Эти процессы обусловлены сложными закономерностями, осознанием человеком своей роли и места в окружающем мире. Преодолевая трудности и противоречивости национального этногенеза и формирования государственности, зарождались научные представления на белорусских землях. Их становление неразрывно связано с деятельностью княгини-просветительницы Евфросиньи Полоцкой, выдающегося проповедника Кирилла Туровского, ученого-гуманиста, первопечатника Франциска Скорины. Европе хорошо известны имена Николая Гусовского, Сымона Будного. Огромный вклад в сокровищницу национальной и мировой науки и культуры внесли также Петр Мстиславец, издавший в 1575 г. Евангелие, Евстафий Волович -один из авторов Статута ВКЛ 1566 г., Василий Тяпинский - мыслитель-гуманист, Илья Капие-вич - просветитель и писатель, Симеон Полоцкий - церковный деятель.

О становлении отечественного гуманитарного знания

Основываясь на рационально-критическом мышлении, свободном от религиозного

Александр Коваленя,

академик-секретарь Отделения гуманитарных наук и искусств НАН Беларуси, член-корреспондент

миросозерцания, гуманитарные исследования получили свое интенсивное развитие в конце

XIX ст. В фундаментальных трудах Игнатия Даниловича, Митрофана Довнар-Запольского, Евфимия Карского, Михаила Ко-яловича, Ивана Лаппо, Николая Никифоровского, Ивана Носови-ча, Евдокима Романова, Алексея Сапунова, Константина Тышкевича, Евстафия Тышкевича, Яна Чечота, Павла Шейна, Николая Янчука были впервые сформулированы и открыты мировому научному сообществу ранее неизвестные страницы истории материальной и духовной культуры нашего народа.

Важным достижением в сфере культуры XIX - начала

XX столетия является возрождение и становление литературного процесса. На его мощной волне зародилось и пустило глубокие корни белорусское профессиональное театральное искусство. Приход в литературу Франциска Богушевича, Янки Лучины, Максима Горецкого, Максима Богдановича, Янки Купалы, Якуба Коласа, Элоизы Пашкевич содействовал развитию белорусского языка, его фонетических, лексических и грамматических норм. Это оказало решающее влияние на формирование национального самосознания

и культуры, становление отечественной периодической печати.

Огромная заслуга в распространении просвещения и национально-культурного движения принадлежит книгоиздательскому товариществу «Загляне сонца i у наша аконца», основанному Борисом Эпимах-Шипилой в Санкт-Петербурге в 1906 г. Оно положило начало систематическому выходу в свет литературы на белорусском языке. Позже открылись еще 6 белорусских издательств. Только за 1908-1914 гг. было напечатано 77 книг общим тиражом 226 тыс. экземпляров. В 1906-1915 гг. легально издавалась периодика, в том числе газета «Наша шва», ставшая идейно-организационным центром национального движения и сыгравшая огромную роль в формировании и становлении самосознания белорусов.

В конце XIX - начале XX в. начали организовываться различные культурно-просветительские и научные центры. Наибольшую известность получило Общество любителей искусства, созданное в Минске в 1899 г. Оно объединяло четыре секции: литературную, драматическую, музыкальную и художественную. Активную работу проводили Общество минских врачей, издававшее ежемесячный журнал «Минские врачебные известия», и Общество любителей природоведения, этнографии и археологии, занимавшееся изучением Минской губернии.

В 1907 г. в Вильно было создано Общество друзей науки, куда вошли представители разных научных и политических течений. На их заседаниях читались и обсуждались рефераты по истории, этнографии, экономике и культуре Литвы и Беларуси. В 1907-1910 гг. было издано 4 ежегодника, содержащих научные труды членов общества и отчеты о его деятельности. Всего в этот период на территории страны было зарегистрировано и действовало 54 объединения. Передовая часть национальной интеллигенции и учащаяся молодежь активно включалась в изучение и распространение запрещенной литературы, создание подпольных библиотек и кружков самообразования, где изучались труды Ч. Дарвина, К. Маркса, Ф. Энгельса, А. Бебеля, П. Лаврова и др.

Гуманитарные науки как катализатор национальной идеи

Одной из важнейших функций гуманитарной науки является поддержание в обществе динамического компромисса мнений и общественного согласия, культуры социальных и общественно-политических отношений. Эта задача чрезвычайно сложная и деликатная, и решить ее в спешном порядке, налетом, директивно, как это уже бывало в советской истории, нельзя.

Следует заметить, что развитие гуманитарного знания в постсоветскую эпоху сопровождалось идеологическим раскрепощением и некоторым ренессансом. Отсутствовал партийно-идеологический контроль, «репрессированные» в прошлом, отдельные науки были реабилитированы, в вузах открывались новые кафедры и факультеты, учреждались журналы, появились переводы зарубежных работ. Сегодня отношение общества к фигуре гуманитария

изменилось в лучшую сторону. Хотя, на наш взгляд, пока если не существует, то в определенной степени присутствует некоторое недопонимание, которое не позволяет активно и в полной мере использовать потенциал их исследований. В этом есть и вина самих ученых, которые недостаточно активно продвигают свои научные разработки, внедряют их в учебный процесс высших учебных заведений, не отстаивают выдвинутых идей и гипотез.

Известно, что представители социально-гуманитарной науки в силу своей профессиональной компетенции пытаются говорить об обществе, государстве и путях их развития, но заинтересовать в своих воззрениях управленческие структуры им не всегда удается. Причины разные. Часто научные экспертные заключения остаются лишь на бумаге - без необходимого механизма внедрения и активного их использования в общественно-политической, социально-экономической и духовно-культурной жизни страны.

В наши дни главной задачей профессиональных гуманитариев является освоение и популяризация лучших достижений как отечественного, так и зарубежного опыта, внедрение апробированных результатов социально-гуманитарного знания в общественную жизнь. Без этого мы как бы смотрим в кривое зеркало действительности. Являемся свидетелями того, как в наши дни цинично извращаются важные и извечные человеческие ценности, выработанные за многовековую историю. Святые для нас понятия - патриотизм и верность, доброта и милосердие, свобода и демократизм, толерантность и гуманизм - уступают место насаждению псевдокультурных ценностей и норм морали. Под разными предлогами и самыми разными средствами общественному сознанию навязывается алчность и жадность, безмерная

жажда денег, разврат, наркотики, пропаганда психических расстройств, шизофрении, насилия и секса, полный отказ от всяких моральных и нравственных устоев.

Анализируя материалы, опубликованные в СМИ, представленные на каналах ТВ, радио и интернет-порталах, складывается впечатление, что значительная часть общественно-политического, духовно-культурного и информационного пространства захвачена людьми, обслуживающими глобализаци-онную политику. На телеэкране и на страницах изданий редко присутствуют ученые, отстаивающие национально-государственные интересы. В то время как наши оппоненты целенаправленно внедряют в общественное сознание псевдолиберальные западные идеалы, делается много для разрушения ценностей славянского мира, подрыва государственных устоев.

К этому необходимо добавить, что некоторые публикации и размышления о перспективах развития национальной государственности, ценностных императивах национальной идеи, значимости и важности идеологического обеспечения государственного развития страдают поверхностностью и слабой аналитической аргументацией, иные и вовсе уводят от сути проблемы к теоретическому наукообразию. Зачастую мы плещемся в смысловом мелководье местечковости, слабо занимаемся научной разработкой глубинного смысла национальной идеи. Чтобы изменить положение, важно раскрепостить национальную мысль, для чего требуется основательно погрузиться в историю, язык, духовно-культурную самобытность белорусского народа. Это совсем не значит, что мы должны возвратиться к архаическим формам культурного самосознания и искусственной реанимации отмершего в культуре и духовной жизни. Мы про-

сто обязаны на базе глубоких знаний национальной истории и духовно-культурной жизни наших предков воспроизвести ее в пространстве и времени во всех ее составляющих - прошлом, настоящем и будущем. Все это будет способствовать связи времен и поколений, осмысленному осознанию каждым человеком своей принадлежности к определенной общности людей - народу или нации, чтобы успешно строить суверенную и процветающую Беларусь.

О сущности гуманитарных наук

Исторический опыт учит, что государство сильно не силовыми структурами, хотя это чрезвычайно важно, а духом народа, способного к жертвенности во имя отстаивания свободы и независимости. Специфика и сущность социально-гуманитарных исследований в первую очередь проявляется в предмете и методологии познания, которые чаще имеют и субъективное измерение. Ученые-гуманитарии изучают не мир естественной природы и его свойства, а отношения людей. В их работах важную роль играют глубокие философские знания, а правильно избранный метод определяет конечный научно обоснованный результат. Это тем более важно, что для социального познания характерно отсутствие общепризнанных парадигм. От представителей всего комплекса социально-гуманитарных наук требуется повседневная и кропотливая интеллектуальная деятельность при обязательном учете национальных, историко-культурных и духовных черт и особенностей белорусского общества в целом и его отдельных подсистем: экономики, политики, духовной сферы и т.д.

Особенность гуманитарных наук и в том, что давать точные ответы, строить схемы и алгорит-

мы решения конкретных практических задач общественного развития, как это делают точные науки, чрезвычайно сложно да и практически невозможно. Важно иметь в виду и то обстоятельство, что научные результаты гуманитариев не приносят сиюминутных плодов и экономического эффекта. Их знания не всегда очевидны и заметны в обществе. Вместе с тем нельзя не обратить внимания на то, что социально-гуманитарные исследования являются определяющими в процессе общественного развития. Они не только способствуют укреплению национального и конфессионального согласия общества и его консолидации, но, что особенно важно, формируют патриотические и гражданские качества подрастающего поколения.

Одним из важных показателей цивилизованности общества является его внимание к гуманитарной науке и культуре. Например, западные социологи еще в 60-е гг. прошлого столетия предсказывали, что новый век будет веком гуманитарных наук или его вообще не будет. Казалось бы, парадоксальная оценка, но если вдуматься, то становится очевидным, что в ней содержится глубокая идея о неизбежном протесте человеческого разума против культа технократизма и прагматизма.

Сказанное совсем не значит, что в наш век точные науки должны отойти на второй план. Представляется, что требуется преодолеть однобокость подхода к подготовке специалистов технических специальностей. Образование не должно иметь чисто инструментальный, логически упорядоченный характер, замыкаться исключительно на техносфере. Время требует, чтобы учебный процесс в технических вузах был культурно нагруженным, соотносился с духовно-нравственными и историко-культур-

ными ценностями общества. Ведь именно гуманитарное образование способствует укреплению в умах молодежи красоты и меры во всем, чтобы воспроизводить их в окружающем мире.

Хочу особо подчеркнуть, что сбалансированное изучение гуманитарных и технических дисциплин позволит активизировать не только логическое и интуитивное начало, разбудить и развить творческие качества нового поколения, но и расширит сферу их эстетического восприятия и отношения к окружающему миру, гармонизирует личность.

О месте истории

Исторические науки и гуманитарные знания - единый комплекс, накопленный человечеством в процессе развития знаний, который постоянно обогащается благодаря интеллектуальной деятельности людей. В этой связи важно подчеркнуть, что исторический путь белорусского народа сложен, противоречив и поучителен. Беларусь, находясь на геополитическом перекрестке Европы, неоднократно становилась ареной военного противостояния, социальных конфликтов и государственно-политических экспериментов. Иногда даже само существование нашего народа ставилось под угрозу. В результате длительного периода исторического развития постепенно трансформировались социально-экономические отношения, выкристаллизовывались национальные особенности и черты белорусов, формировались их духовные и культурные ценности. Вследствие сложного социально-экономического и политического пути, непростых и противоречивых духовно-культурных процессов как внутреннего, так и внешнего порядка белорусский народ накопил богатейшую сокровищницу исторического опыта, который может и должен стать фундаментальной

основой национально-государственного строительства сегодня и в будущем.

Изучение отечественной истории, формирование сознания значимо не только для понимания процессов развития общества. Исторический опыт необходим как зримая система прецедентов для принятия государственных решений. Он также важен и для каждого человека в той мере, в какой он осознает себя гражданином своей страны. В этом смысле история, несомненно, является учительницей жизни, воспитательницей патриотизма, гражданской ответственности и высокого профессионализма. Устойчивость любой общественной системы связана с исторической памятью, с массовым историческим сознанием, прямо или опосредованно влияющим на социально-политическую практику. Только тот, кто хорошо знает историю, способен адекватно встречать вызовы грядущего.

Истоки и причины многих социальных ошибок объясняются тем, что в общественном сознании утрачивается исторический метод, слабо осваивается опыт или к нему обращаются слишком поздно, или вольно трактуют прошлое. Известный российский историк Василий Ключевский еще в начале Х1Х ст. подчеркивал: «История - это власть, когда людям хорошо, они забывают о ней и свое благоденствие приписывают себе самим, когда им становится плохо, они начинают чувствовать ее необходимость и ценить ее благодеяние». История всегда хранит величие, а не скудость и мерзость имен. Без пантеона героев, увековечения славных страниц трудового и ратного подвига предков невозможно успешное строительство общества. Только тот, кто хорошо знает прошлый опыт, способен уверенно смотреть в будущее.

Пантеон славы необходимо выстраивать в душах людей, начиная с дошкольного возраста, продолжая в школе, в системе высшего образования. И совсем не важно, как это называть - патриотическим воспитанием, уроками истории или информацией для общего развития, это должна быть системная и целенаправленная работа, дающая людям ценностную матрицу, которая и есть суть патриотизма. Ведь он не является некоей самостоятельной ценностью: это совокупность ценностей, которая может быть привита только через воспитание и образование.

В учебных заведениях страны необходимо «насаждать» диктатуру совести, добра, духовности, справедливости. Школа и высшие учебные заведения должны стать центрами формирования национального сознания подрастающего поколения, всячески укреплять иммунную систему национального организма, чтобы никакие бациллы не разрушали духовное начало в человеке.

О перспективах интердисциплинарности гуманитарных знаний

Отношения между гуманитарными и естественными науками не являются однонаправленными. Как для современного естествознания, так и для гуманитарных дисциплин характерно усиление интеграционных процессов за счет прямых связей между науками и объединения методов исследования. При этом чрезвычайно важно понимать, что мир человеческой культуры существует не рядом с природой, а внутри ее, и неразрывно связан с ней. Следовательно, всякий предмет культуры в принципе можно разложить, как минимум, на две составляющие - природную основу и его социальное содержание и оформление. Например, результаты логических и лингвистических исследова-

ний используются в разработках информационных средств естествознания.

Сегодня большое значение приобретают совместные исследования естественнонаучного знания, гуманитариев, обществоведов и философов в сфере изучения этических и правовых проблем науки. Актуализируются экономические и юридические вопросы организации науки, возрастает роль науковедческих разработок. Многие результаты современной гуманитарной науки не мыслятся без их технического оснащения - компьютеров, оборудования специальных антропологических лабораторий, радиоизотопных методов определения возраста археологических находок и др.

Все большее подтверждение находит точка зрения, что наличие определенного различия естественнонаучного и гуманитарного знания не отменяет сходства между ними и общих тенденций в их развитии. Убедительным примером интеграционного процесса, например, может служить комплексный подход к такой глобальной проблеме, как охрана окружающей среды. Решение этого важнейшего вопроса современности находится не только на стыке технических наук, биологии, наук о Земле, медицины, экономики, математики, но и самое главное - в морально-интеллектуальном осознании в обществе всей опасности, нависшей над человечеством.

Объективно назрела потребность в устранении противоречий между гуманитарной и естественнонаучной культурами. На наш взгляд, знания, полученные в обеих областях, нужно не дробить, а усиливать их интеграцию. Это заключение строится на философском понимании того, что мир един, а человек является его неотъемлемой частью. Постигать сложность и противоречивость бытия необходимо

комплексно, объединяя усилия и гуманитариев, и естествоведов.

Об образе ученого

Для настоящего исследователя во все времена главным мерилом являлся поиск истины, научная увлеченность. Задача науки - открывать новое. Один из важнейших факторов, ограничивающий практику ученого, - его духовный мир, социальная ответственность исследователя, помнящего, что наука дана «в помощь человечеству, на пользу человеческому роду».

Уверен, никакие деньги не позволят вырастить настоящего ученого. Для этого нужен талант, а деньги необходимы для развития науки, создания ее материальной базы. Если молодой исследователь в начале своей карьеры ищет выгоды от своей работы, он вряд ли состоится как ученый. Разумеется, моральное и материальное вознаграждение и признание научной общественности - важный стимул активизации научного поиска. Вместе с тем только творческая увлеченность, преданность избранному пути рождают настоящий успех.

Тот, кто считает, будто бы деньги решают все, глубоко ошибается. К счастью, в науке еще действуют свои нравственные и моральные законы, выработанные научным сообществом в процессе исторического развития. А мои личные наблюдения позволяют утверждать, что большая часть молодежи, пришедшая в гуманитарную сферу, все-таки готова посвятить себя добыванию научного знания.

К сожалению, сегодня в значительной мере изменились многие духовно-нравственные ценности, и для некоторой части молодых людей теперь цель - не истина, а успех. Данная жизненная установка порождена в значительной мере упадком общественного престижа науки. Здесь только высокой зароботной платой, хотя и это чрезвычайно

важно, проблему не исправить. Необходимо менять отношение к науке, делать ее востребованной в обществе. Молодые исследователи должны чувствовать, что они занимаются в своей стране достойным делом, хотя, может быть, получают не так много, как их коллеги за рубежом.

О миропонимании и красоте души

Наше общество становится все более прагматичным, однако есть вечные духовно-культурные ценности, не позволяющие ему распадаться на «алчные молекулы и атомы». Гуманитарная наука обязана поддерживать и даже «агрессивно» насаждать человеческое в человеке. Фундаментальное понимание значимости гуманистической составляющей в общественном развитии - важная предпосылка для возрождения гуманистических начал в культуре, особенно в образовании и воспитании подрастающего поколения. Это духовная мера общества, свидетельствующая об овладении богатствами культуры в процессе исторического опыта, о гуманистическом его содержании. Материальная и духовная культура, моральные нормы и традиции, специфика отношений в обществе формируются и развиваются столетиями, передаваясь из поколения в поколение, от одной эпохи к другой, накапливаясь, становятся предметом гуманитарного знания.

На ум приходит философ-ско-загадочное изречение нашего соотечественника Федора Достоевского, наполненное глубинным смыслом: «Величайшее добро, высочайшая истина и совершеннейшая красота неразделимы. Красота спасет мир». Красота - обобщенный, интуитивный критерий истинности, путь развития, данный человеку природой. Можно ли представить жизнь без красоты? На мой взгляд, все, что некрасиво, - не жизненно,

не имеет своего продолжения. Ведь не зря Антон Чехов, следуя традициям гуманистического начала в жизни общества, вложил в уста доктора Астрова, одного из персонажей пьесы «Дядя Ваня», широко известную фразу: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». А когда душа чиста и честна, она и есть мерило прекрасного, ведь у прекрасной души, конечно, прекрасные мысли.

Современная жизнь отягощена множеством сложных проблем в общественном развитии. Нам недостает подлинной человечности, которая находит свое выражение в красоте души. Необходимо восстанавливать порушенное триединство. Развитие науки и техники, не освещенные идеалами добра и красоты, ведут мир не только к технологической катастрофе, но и к нравственной деградации человечества. В душе каждого жителя Земли архиважно зародить важнейший посыл, что красота перестает быть источником очищения, когда становится самоцелью вместо того, чтобы направлять духовную и культурную жизнь личности ввысь.

Отрадно, что многие представители Отделения гуманитарных наук и искусств являют собой пример высокой духовности и гражданского долга. Исследования и предвидения наиболее ярких представителей гуманитарного знания Всеволода Игнатов-ского, Вацлава Ластовского, Иосифа Лесика, Дмитрия Жилуновича, Степана Некрашевича, Янки Купалы, Якуба Коласа, Кондрата Крапивы, Николая Никольского, Петруся Бровки, Петра Глебки, Максима Танка, Николая Бирил-ло, Иллариона Игнатенко, Ивана Шамякина, Александра Подлуж-ного, Ивана Науменко, Михаила Савицкого не только широко известны в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Это не только гордость Академии наук, но и всего белорусского народа. СИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.